Научная статья на тему 'Активизация деятельности студентов как условие формирования их гражданской позиции в вузе'

Активизация деятельности студентов как условие формирования их гражданской позиции в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / АУДИТОРНАЯ И ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CIVILIAN POSITION / STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / CLASSROOM AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / STUDENT SELF-GOVERNMENT / CURATORIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошина Т. А., Игонина Т. Б.

В ходе экспериментальной работы выделены деятельностный, эмоциональный и волевой критерии формирования гражданской позиции студентов и разработаны показатели по каждому критерию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирошина Т. А., Игонина Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT ACTIVITY ACTIVIZATION AS THE CONDITION OF THEIR CIVILIAN POSITION FORMATION IN THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

During the experimental work the activity, emotional and volitional criteria for the student civilian position formation are revealed and indices for each criterion are developed.

Текст научной работы на тему «Активизация деятельности студентов как условие формирования их гражданской позиции в вузе»

4. Лукичева С.В., Коваленко О.Н. К вопросу о зависимости уровня успешности и первичной адаптации в

вузе будущих инженеров // Математика, моделирование и оптимизация сложных систем и процессов, методические аспекты преподавания математики в высшей школе. - Красноярск, 2010. - Вып. 1. -С.176-183.

5. Лукичева С.В., Коваленко О.Н., Бабий Т.Я. Основные факторы управления учебной деятельностью студентов на основе case-технологии в рамках дисциплины «Математика» // Управление образовательным

процессом в современном вузе: опыт, проблемы, перспективы. - Красноярск, 2012. - С. 123-132.

6. Лукичева С.В., Бабий Т.Я., Коваленко О.Н. Основные факторы формирования продуктивной учебной

деятельности студентов вуза на основе case-технологии в рамках дисциплины «Математика» // Прогрессивные технологии создания и использования цифровых образовательных ресурсов. - Красноярск, 2011. - С.38-43.

УДК 378.14 Т.А. Мирошина, Т.Б. Игонина

АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ВУЗЕ

В ходе экспериментальной работы выделены деятельностный, эмоциональный и волевой критерии формирования гражданской позиции студентов и разработаны показатели по каждому критерию.

Ключевые слова: гражданская позиция, студенты вуза, аудиторная и внеаудиторная деятельность, студенческое самоуправление, кураторская деятельность.

T.A. Miroshina, T.B. Igonina STUDENT ACTIVITY ACTIVIZATION AS THE CONDITION OF THEIR CIVILIAN POSITION FORMATION IN THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

During the experimental work the activity, emotional and volitional criteria for the student civilian position formation are revealed and indices for each criterion are developed.

Key words: civilian position, students of higher educational institution, classroom and extracurricular activities, student self-government, curatorial activity.

Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, находящейся в процессе построения гражданского общества, выдвигают решение проблемы формирования деятельного и мыслящего гражданина, умеющего жить в условиях демократии, способного к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества, государства и свое личное. Это потребовало совершенствования системы воспитания студентов вуза, нацеленной на формирование их гражданской позиции.

Вузы имеют большие возможности по развитию нравственных качеств студентов, активизации гражданской позиции, привлечению их к разнообразной деятельности в интересах общества, государства и личных. Именно эта часть молодежи оказывает существенное, а вскоре будет оказывать решающее влияние на общественные процессы, демократическое и экономическое обновление России. Таким образом, назрела необходимость пересмотра имеющегося педагогического опыта по гражданскому воспитанию студентов вуза, поиска современных форм работы по формированию и активизации их гражданской позиции.

Вслед за Е. В. Бондаревской, Т. Н. Мальковской и другими учеными, определяющими позицию как интегративную характеристику личности, включающую в себя осознанную совокупность отношений и проявляющуюся в деятельности и поведении [2], гражданскую позицию мы трактуем как интегративную характеристику, включающую отношения личности и проявляющуюся в гражданском поведении, отражающем гражданские убеждения личности об обществе и государстве, людях и социально-политических явлениях; формируемые в процессе приобретения этой личностью гражданских знаний и умений.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выделяем следующие компоненты гражданской позиции: совершенствование гражданских знаний, развитие гражданских убеждений, приобретение опыта гражданского поведения. Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены: гражданские убеждения формируются в процессе осознания приобретенной студентами политической, исторической, экономической, юридической, экологической и др. информации, т. е. знаний, необходимых для жизни в гражданском обществе. А в поступках отражаются гражданские убеждения, таким образом, студенты приобретают опыт гражданского поведения.

Анализ научной литературы показал, что разные исследователи в своих работах, посвященных гражданскому воспитанию и формированию гражданственности личности, опираются на различные подходы. Так, Е. Н. Титова рассматривает системный и личностно-деятельностный подходы в качестве основных [3], С.В. Анохин - культурологический и системный походы [1]. Мы пришли к выводу, что формирование гражданской позиции студентов происходит, если в процессе гражданского воспитания реализуется совокупность системного, личностного, индивидуально-дифференцированного, деятельностного, акмеологиче-ского, культурологического подходов. Так, использование системного подхода позволяет организовать аудиторную и внеаудиторную деятельность в целостной, единой системе. Реализация личностного подхода способствует раскрытию индивидуальности каждого студента, а деятельностного - пробуждает творческий потенциал студентов, стимулирует их к самостоятельному решению различных проблем. Использование акмеологического подхода способствует совершенствованию самопознания, самоопределения, самоутверждения студентов; их профессиональному становлению в процессе обучения в вузе. Опора на культурологический подход позволяет организовать воспитательную работу вуза с учетом национальных традиций, региональных особенностей.

Анализ литературы позволил обосновать рабочее понятие формирования гражданской позиции, под которым мы понимаем целенаправленный педагогический процесс взаимодействия преподавателей и студентов, результатом которого является осознанное отношение студентов к обществу и государству, людям и социально-политическим явлениям, проявляющееся в гражданском поведении и основанное на гражданских убеждениях.

В процессе формирования гражданской позиции студентов вуза мы выделяем ряд взаимосвязанных этапов: аналитический, информационный, деятельностный.

На аналитическом этапе студенты оценивают свои знания, необходимые для жизни в гражданском обществе, умения формулировать собственные суждения, способность самостоятельно и активно реагировать на различные социальные ситуации, определяют уровень проявления ими гражданских качеств. На информационном этапе происходит совершенствование гражданских знаний и усвоение студентами политической, исторической, экономической, юридической, экологической и другой информации, необходимой для жизни в гражданском обществе; интериоризация гражданских знаний, которые являются осознанной потребностью студентов, побуждающей их действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и делающей поведение студентов целеустремленным и логичным. На деятельностном этапе студенты участвуют в различных видах деятельности, студенческом самоуправлении, проявляя гражданскую активность и приобретая опыт гражданского поведения.

Обоснование теоретических подходов к формированию гражданской позиции студентов и определение этапов рассматриваемого процесса позволили разработать педагогическую модель формирования гражданской позиции студентов вуза.

Однако, для того чтобы разработать педагогическую модель формирования гражданской позиции студентов вуза, необходимо было выявить факторы, влияющие на рассматриваемый процесс. Опрос студентов и преподавателей вузов показал, что ведущими факторами, влияющими на формирование гражданской позиции студентов являются «семья» и «воспитательно-образовательный процесс вуза». В меньшей степени оказывают влияние на данный процесс, по мнению респондентов, такие факторы, как «друзья», «общественность», «средства массовой информации». Такими факторами, как «семья», «друзья», «средства массовой информации», мы не можем управлять, но их необходимо учитывать при формировании гражданской позиции студентов. Фактор «воспитательно-образовательный процесс вуза» поддается управлению, поэтому для организации исследования необходимо было выявить значимые формы деятельности. Опрос студентов, преподавателей и кураторов вуза показал, что формированию гражданской позиции студентов способствует их участие в самоуправлении. Эту форму деятельности выделили все группы респондентов. Преподаватели также отметили те формы работы, которые стимулируют познавательную и поисковую активность, развивают аналитические, исследовательские и коммуникативные навыки: участие в олимпиадах, конференциях, научно-исследовательская работа. Кураторы отдали предпочтение таким формам работы,

которые стимулируют активность, самостоятельность и инициативность: добровольческая и волонтерская деятельность, милосердные акции; участие в работе общественных организаций; участие в социально значимых проектах.

Представленная педагогическая модель формирования гражданской позиции студентов вуза отражает деятельность субъектов рассматриваемого процесса в аудиторное и внеаудиторное время и включает следующие компоненты: цели, задачи, функции, содержание деятельности субъектов на каждом этапе формирования гражданской позиции студентов, формы, методы, средства, критерии и показатели сформиро-ванности гражданской позиции. При моделировании и, в дальнейшем, при организации социально значимой деятельности по формированию гражданской позиции студентов вуза мы руководствовались следующими принципами: комплексность, реализм, гуманизация, дифференциация и индивидуализация процесса формирования гражданской позиции студентов, их активность и самостоятельность, учет региональных условий.

Для получения сравниваемых результатов в ходе экспериментальной работы мы выделили деятельностный, эмоциональный и волевой критерии формирования гражданской позиции студентов и разработали показатели по каждому критерию.

Показателями деятельностного критерия являются: наличие умений комментировать, анализировать и интерпретировать общественно-политические события; стремление осуществлять социальную деятельность; проявление активности в общественной жизни вуза, города, региона, страны; наличие инициативности в организации различных общественных дел; стремление к участию в деятельности самоуправления, политических событиях, различных гражданских акциях. Показатели эмоционального критерия - положительное отношение к выполнению гражданского долга; проявление нетерпимости к безнравственным действиям и поступкам; удовлетворенность от участия в социально значимой деятельности; положительное отношение к будущей профессиональной деятельности. Показателями волевого критерия являются: проявление волевых усилий при оценке выбора и необходимости гражданского поведения в соответствии с нравственными нормами; наличие способности подчинять личные интересы коллективным; соблюдение правил и норм поведения, существующих в обществе; стремление к самовоспитанию; способность самомобилизо-вывать собственные силы; наличие требовательности к себе и другим.

Для реализации педагогической модели формирования гражданской позиции студентов вуза в ходе экспериментальной работы мы выявили уровень сформированности гражданской позиции студентов по их самооценке. Наше исследование позволяет говорить о студентах с низким, средним и высоким уровнем сформированности гражданской позиции.

Низкий уровень (на начало эксперимента 61 % - группа А) характеризуется пассивной гражданской позицией студентов. На среднем уровне (на начало эксперимента 27 % - группа Б) отмечена недостаточная активность студентов. Для высокого уровня (на начало эксперимента 12 % - группа В) характерно активное участие студентов в различных видах социально значимой деятельности.

Дальнейшую свою работу по формированию гражданской позиции студентов при организации воспитательно-образовательного процесса мы строили, учитывая особенности каждой из вышеуказанных групп.

Мы определили следующие организационные условия реализации педагогической модели формирования гражданской позиции студентов вуза: использование содержания деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса вуза по формированию гражданской позиции студентов; управление деятельностью кураторов по формированию гражданской позиции студентов; оценка результатов сформи-рованности гражданской позиции студентов вуза на основе диагностики.

Для выявления возможностей образовательного процесса необходимо было выделить в преподаваемых дисциплинах темы, вопросы, проблемы, которые стоят перед обществом и оказывают воздействие на развитие гражданского сознания, убеждений и поведения студентов. При нашем участии в вузе в ходе экспериментальной работы были созданы временные творческие коллективы из преподавателей различных кафедр. Они анализировали содержание учебных дисциплин и курсов, вычленяли воспитательный аспект в содержании учебного материала, способствующий формированию гражданской позиции студентов, устанавливали межпредметные связи.

Формирование гражданской позиции студентов в процессе обучения обеспечивалось не только содержанием учебного материала, но и использованием преподавателями педагогических технологий, созданием благоприятного климата на лекциях и семинарах. Преподаватели использовали те педагогические технологии, которые позволяли студентам проявлять активность: метод проектов, проблемные, игровые технологии и др.

Особое значение при формировании гражданской позиции студентов вуза мы уделяли созданию единой системы аудиторной и внеаудиторной деятельности по предметам. Основными направлениями внеаудиторной работы со студентами в процессе экспериментальной работы стали: активизация предметных кружков при кафедрах, творческих и спортивных объединений студентов по интересам; активизация научноисследовательской работы, создание студенческих научных объединений.

Следующим организационным условием, которое необходимо было экспериментально проверить, являлось управление деятельностью кураторов по формированию гражданской позиции студентов.

В процессе проведения экспериментальной работы по формированию гражданской позиции студентов в нашем вузе была восстановлена система кураторства. Мы исходили из положения, что куратор - это педагог, советчик, коммуникатор, фасилитатор, воспитатель и творец, осуществляющий целенаправленную, системную и планомерную деятельность, строящуюся на основе программы воспитательнообразовательной работы вуза с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентов.

В ходе экспериментальной работы кураторам оказывалась методическая помощь. Были разработаны учебно-методическое пособие по организации деятельности кураторов, Положение о кураторской деятельности, где были определены функциональные обязанности кураторов, организованы занятия, «круглые столы» по проблемам формирования гражданской позиции студентов, воспитания в вузе, где кураторы могли ознакомиться с опытом коллег.

В целях приобретения знаний по вопросам воспитания в вузах, навыков и умений, необходимых для организации работы со студенческой группой, повышения мастерства кураторы проходили курсы по программе «Преподаватель высшей школы» в Кемеровском государственном университете, ежегодно принимали участие в методических семинарах Томского политехнического университета, а также в научнопрактических конференциях.

Содержание деятельности кураторов мы условно разделили на три этапа: адаптационный, организационный и деятельностный. На первом этапе кураторы способствовали адаптации студентов к процессу обучения в вузе; созданию коллектива, выбору актива группы. На организационном этапе кураторы оказывали помощь студентам в развитии самоуправления в группе, подготовке и проведении праздников, конференций, олимпиад, соревнований, встреч, «круглых столов» с представителями профессии, стимулируя активность каждого члена группы. На деятельностном этапе кураторы содействовали привлечению студентов группы к участию в деятельности различных молодежных организаций, например, таких, как «Российский союз молодежи», «Союз молодежи Кузбасса», Кузбасский центр «Инициатива» и др., объединений межвузовского взаимодействия, например, школы студенческого актива, общественные организации «Красный Крест», областной и городской «Центры по борьбе со СПИД» и пр.

В процессе экспериментальной работы нами отмечена динамика по уровню сформированности гражданской позиции студентов. На конец эксперимента группа высокого уровня увеличилась на 17 %; группа среднего уровня сформированности гражданской позиции - на 19 %; группа с низким уровнем сформированности гражданской позиции уменьшилась на 36 %.

Проведённая экспериментальная работа позволила утверждать, что формирование гражданской позиции - управляемый процесс.

Литература

1. Анохин С.В. Формирование гражданственности будущих военных летчиков: автореф. дис. ... канд. пед.

наук. - Саратов, 2002. - 23 с.

2. Бондаревская Е.В. Проблема формирования нравственного сознания личности старших школьников // Сов. педагогика. - 1980. - № 1. - С. 42-49.

3. Титова Е.Н. Формирование гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза: дис.

... канд. пед. наук. - Тула, 2000. - 200 с.

--------♦'-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.