Научная статья на тему 'Педагогические условия интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов как средства формирования их гражданской позиции'

Педагогические условия интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов как средства формирования их гражданской позиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / CIVIC-MINDED POSITION / УЧЕБНАЯ И ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / INTEGRATION OF STUDENTS CLASS AND OUT-OF-CLASS EDUCATIONAL ACTIVITIES / CLASS AND OUT-OF-CLASS EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Райхлина Евгения Львовна

В статье рассматривается комплекс педагогических условий, обеспечивающих интеграцию учебной и внеучебной деятельности студентов педагогического вуза в целях формирования их гражданской позиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Райхлина Евгения Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers complex of pedagogical conditions, providing the integration of pedagogical colleges students class and out-of-class educational activities for the purpose of maturing their civic-minded position

Текст научной работы на тему «Педагогические условия интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов как средства формирования их гражданской позиции»

Е. Л. Райхлина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ

В статье рассматривается комплекс педагогических условий, обеспечивающих интеграцию учебной и внеучебной деятельности студентов педагогического вуза в целях формирования их гражданской позиции. Ключевые слова: образование в сфере культуры, гражданская позиция, учебная и внеучебная деятельность студентов, интеграция, интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов.

The article considers complex of pedagogical conditions, providing the integration of pedagogical colleges students class and out-of-class educational activities for the purpose of maturing their civic-minded position. Keywords: liberal education, civic-minded position, class and out-of-class educational activities of students, integration, integration of students class and out-of-class educational activities.

Новые социально-экономические условия потребовали изменения подходов к патриотическому воспитанию молодежи. Сегодня патриотизм возрождается как важнейшая социальная ценность и основа духовно-нравственного единства общества, укрепления его жизненных устоев и государственности. Активно осуществляется целенаправленный процесс формирования молодого поколения «как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры, традиций в единстве национально самобытных и общецивилиза-ционных начал, развития у молодежи патриотического сознания, высокой гражданственности, способности и готовности к максимальной самореализации на благо обновляющейся России» (10, с. 56-57). Таким образом, основной целью патриотического воспитания молодежи является формирование у личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, определенной ценностной системы и важнейших качеств, обеспечивающих участие в созидательных процессах в интересах Отечества, укрепления государства. Все эти характеристики личности отражаются в понятии «гражданская позиция». Мы считаем, что именно в гражданской позиции проявляется результат патриотического воспитания. Гражданская позиция может выступать как интегративный показатель статуса

личности в гражданском обществе. Она же является одним из критериев сфор-мированности гражданского общества.

В характеристиках гражданской позиции обнаруживается явная связь с содержанием понятия «патриотизм». Здесь четко прослеживаются точки пересечения с рефлексивным, деятель-ностным, ценностным и когнитивным компонентами в структуре патриотизма. В диссертационных исследованиях последних лет (Д. В. Кириллова, Е. Р. Евдокимовой, Н. Ф. Крицкой, М. В. Чельцова и др.) даны различные характеристики гражданской позиции. Так, Д. В. Кириллов подчеркивает: «Гражданская позиция - это личностное образование, выражающееся в отношении личности к гражданскому обществу как к ценности» (7, с. 29). Е. Р. Евдокимова рассматривает гражданскую позицию в качестве внутренней установки, ориентированной на определенную линию гражданского поведения, отражающую субъективное отношение личности к обществу и государству (5, с. 57). М. В. Чельцов определяет гражданскую позицию как «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего, в личном и общественном плане, направленные на реализацию общечеловеческих ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов» (14, с. 52). Для нас наи-

более близка мысль Н. Ф. Крицкой, характеризующей гражданскую позицию как «рефлексивное отношение субъекта к событиям действительности и собственной деятельности в соответствии с системой гражданских ценностей» (8, с. 59), поскольку именно в этой трактовке подчеркивается рефлексивный аспект, соединяющий самосознание и поведение человека в системе «самоуправляемых отношений между гражданами» (гражданском обществе) и во многом определяющий активное участие субъекта в социально-экономических, политических и иных процессах, происходящих в обществе.

Молодежи - как наиболее активной социальной группе — отводится особая роль в системе социальных связей и отношений, поскольку именно молодой человек выступает субъектом — носителем гражданской позиции. Трудно переоценить и роль студенческой молодежи, по отношению к которой формируются соответствующие социальные ожидания: гражданского долга, патриотических ценностей.

Студент как субъект педагогического процесса в вузе вступает в период обучения в отношения ответственной зависимости с другими субъектами этого процесса. «В процессе достижения общественно значимой цели обучения в вузе студент становится носителем моральной ответственности за свою деятельность» (1, с. 26).

Среди различных видов деятельности студентов(учебная, научно-исследовательская, трудовая, культурная и др.) ведущим типом является учебная. Учение есть не только процесс изменения когнитивной сферы субъекта деятельности: превращение не владеющего определенными знаниями, умениями и навыками в овладевшего ими, учение — еще и «путь становления личности и ее подготовки к будущей самостоятельной профессиональной деятельности посредством освоения элементов социального опыта и преобразования на их основе своего. Это особая форма социальной активности

личности» (1, с. 22—23).

Студент осваивает социальный опыт, формирует собственную ценностную модель, прежде всего, в процессе изучения гуманитарных дисциплин, где, по мысли В. В. Серикова, основой являются «знания не просто о человеческом, а о специфически человеческом опыте ... включая понятия о нравственно-духовной сфере его бытия» (11, с. 27). Отметим также, что в гуманитарном образовании ведущими являются личностно-ориентированный (предполагающий опору на субъект-субъектные отношения) и культурологический (означающий «рассмотрение образовательных идей в контексте мировой культуры и усвоение учащимися в процессе изучения различных дисциплин жизненного опыта народа, его культуры (национальных традиций, религий, нравственно-этических ценностей, искусства) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых» (3) подходы.

Итак, очевиден потенциал учебной деятельности студентов в решении задач патриотического воспитания, в частности формирования их гражданской позиции. Эти задачи трансформируют и учебный процесс, придавая ему специфическую направленность, видоизменяя его содержание, внося своеобразие в используемые методы, формы, средства обучения.

Полагаем, что реализация этого потенциала невозможна в полной мере вне связи учебной и внеучебной деятельности студентов. Последняя, будучи органичной частью педагогического процесса в вузе, обеспечивает формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности студента и его социального опыта.

Проведенный в исследовании Н. А. Шайденко и З. Н. Калининой (15) анализ различных концепций внеучебной работы, проводимой в педагогических вузах страны, показывает, что:

— внеучебная деятельность в педаго-

гическом вузе рассматривается в контексте социальной, профессиональной и культурной обусловленности;

— целью воспитания будущих учителей является развитие и формирование духовно богатой личности студента как субъекта профессионально-педагогической и социально-культурной деятельности через различные формы реализации профессиональных, художественных и других способностей студентов, расширение возможностей их культурного и духовного роста;

— цели и задачи внеучебной деятельности реализуются через различные направления и комплекс целевых программ, разрабатываемых по мере возникновения и определения приоритетов;

— содержание воспитательной работы включает в себя следующие направления: гражданское и патриотическое воспитание, формирование политической культуры; утверждение общечеловеческой морали; развитие интереса и любви к избранной профессии, сознательного отношения к учебному и научному труду; эстетическое и физическое воспитание, развитие студенческой инициативы, самодеятельности и самоуправления.

Таким образом, изучение теоретических источников и опыта работы педагогических вузов показывает, что в наиболее продуктивных моделях организации образовательного процесса так или иначе реализуются идеи скоординиро-ванности действий всех звеньев педагогической системы воспитания; создания особого культурно-образовательного пространства вуза; организации педагогически воспитывающей среды, способствующей формированию активного отношения студентов к избранной профессии, в том числе и к свободному от занятий времени как к важному общественно-культурному акту, создающему общечеловеческие ценности и собственно личность студента как субъекта педагогической деятельности.

На наш взгляд, оптимальным является понятие интеграции учебной и вне-учебной деятельности студентов как

средства формирования их гражданской позиции.

В понятии «интеграция» в энциклопедической литературе выделяются такие признаки, как «объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития» (13), «увеличение сплоченности и зависимости разрозненных элементов друг от друга» (2).

В педагогической литературе подчеркивается такой признак, как появление новообразования в результате интеграции элементов (4, с. 3). В нашем случае таким новообразованием и будет гражданская позиция личности студента. При этом весьма существенным для нашего исследования является методологический принцип создания специальных условий, способствующих интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов: «Именно в педагогике необходимо учитывать, что целостность (процессов, видов деятельности, формируемых качеств личности) не дана изначально» (12, с. 35), а «важнейшим качеством педагогической деятельности является целостность и системность, то есть целесообразность, последовательность, интег-ративность, взаимодействие подсистем в рамках общей системы» (9, с. 129).

Специалисты в контексте своих исследовательских задач выделяют разные педагогические условия, обеспечивающие связь учебной и внеучебной деятельности. Например, С. Г. Заец рассматривает такие условия, как: включение в творческую внеучебную деятельность, способствующую расширению и углублению взаимодействия со сверстниками; поощрение и развитие у студентов творческих способностей, опыта творческой деятельности; стимулирование у студентов лидерских качеств; включение студентов в содержательную работу, требующую проявления их интеллектуальных, творческих способностей, предоставляющую личную свободу студенту и ответственность за процесс и результат выполнения; привлечение студентов к планированию и организации их совместной деятельности, выработке управленчес-

ких решений; делегирование студентам реальных прав и полномочий в совместной деятельности; дифференциация и индивидуализация учебной и внеучебной деятельности, позволяющая более полно использовать личностные особенности и способности человека; включение студентов в сложные, социально ценные виды деятельности, требующие от них самоотдачи, ответственности, разнообразных знаний и умений, самодеятельности; развитие у будущих специалистов опыта самосовершенствования, гуманистических путей и способов самоутверждения в студенческом и профессиональном социуме (6, с. 102-103).

Эти условия, в целом, можно принять, однако мы считаем, что наши задачи определяют другую логику выделения педагогических условий интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов.

Первым и главным условием, на наш взгляд, является соотнесение данной задачи с концептуальными основаниями воспитательной системы вуза, задающими общий контекст профессиональной подготовки педагога. В рамках оригинальной воспитательной системы Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого (15) это такие идеи, как: органичное единство учебной, научной и воспитательной работы; воспитание у студентов личных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества, качеств подлинных патриотов России; организация мероприятий по активному подключе-

нию студентов к управлению педагогическим процессом (создание учебных студенческих советов для обсуждения проблем высшей школы, внедрение новых технологий обучения, рассмотрение проблем трудоустройства выпускников и др.).

Другим условием, на наш взгляд, является организация комплексной диагностики личности и деятельности студентов. Наиболее целесообразной формой такой диагностики является социальный мониторинг, целью которого становится выявление ценностно-мировоззренческих установок и личностных качеств студентов; отношения студентов к внеучебной деятельности и формам проведения досуга, проблемам воспитания и сфере воспитательной работы; социальных установок и отношения студентов к явлениям социальной реальности в макро- и микросреде и др. (15, с. 65)

Следующее условие - обеспечение социальной и творческой инициативы студентов (в ТГПУ им. Л. Н. Толстого это условие реализует специально созданный Центр поддержки творческой инициативы студентов).

Особым условием является стимулирование мотивации студентов в учебно-познавательной и внеучебной деятельности и, особенно, мотивов, непосредственно связанных с сущностью педагогической деятельности в сфере педагогического воспитания и мотивов самовыражения, саморазвития, ориентирующих на более глубокое изучение науки, на преподавание предмета, на возможности творческого роста.

Примечания

1. Барановская Л. А. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук / Лариса Альбертовна Барановская. - Красноярск, 1996.

2. Брокгауз Ф. А. Энциклопедический словарь. Современная версия / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - М.: Эксмо, 2003. - 672 с.

3. Волкова Т. Н. Воспитание человека культуры средствами языка и искусства в процессе гуманитарного образования: монография / Т. Н. Волкова. - Шуя, 2007. - 170 с.

4. Данилюк А. Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании (Опыт теоретической дидактики): дис. ... канд. пед. наук / Александр Ярославович Данилюк. - Ростов-на-Дону, 1997.

5. Евдокимова Е. Р. Воспитание гражданственности у подростков в условиях общеоб-

разовательной школы на материале дисциплин социально-гуманитарного цикла: дис. ... канд. пед. наук / Екатерина Романовна Евдокимова. — М., 2006.

6. Заец С. Г. Внеучебная деятельность как фактор педагогизации студенческого социума: дис. ... канд. пед. наук / Сергей Григорьевич Заец. — Калуга, 2002.

7. Кириллов Д. В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: дис. ... канд. пед. наук / Дмитрий Владимирович Кириллов. — Волгоград, 2005.

8. Крицкая Н. Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук / Надежда Федоровна Крицкая. — Киров, 2005.

9. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей, 1993.

10. Прошек И. В. Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей: дис. ... канд. пед. наук / Илья Валерьевич Прошек. — Шуя, 2008.

11. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: Концепции технологии / В. В. Сериков. — Волгоград: Перемена, 1994.

12. Теоретические основы обучения в советской школе / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1989.

13. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. — М., 2005.

14. Чельцов М. В. Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения: дис. ... канд. пед. наук / Михаил Владимирович Чельцов. — М., 2006.

15. Шайденко Н. А. Создание, функционирование и развитие воспитательной системы педагогического вуза: монография / Н. А. Шайденко, З. Н. Калинина. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2005. — 122 с.

А. С. Гурьянов, Е. В. Данилова

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматривается процесс социализации в системе высшего образования, понимаемый автором как достижение единства обучения и воспитания, а также проводится исследование компетентностного подхода преподавания технических и гуманитарных дисциплин, целью которого является гармоничное развитие личности будущего специалиста. Ключевые слова: образование в сфере культуры, социализация личности, система образования, междисциплинарные связи.

The socialization process in the higher education system as the unity of education and breeding is revealed in the article. In addition the competency approach of technics and humanities teaching whereby the harmonious personality development of the future specialist is occurring is researched in the article. Keywords: liberal education, personality socialization, education system, interdisciplinary relations.

Социализация — это сложный многогранный процесс вхождения индивида в общество посредством усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, а в дальнейшем — проявления накопленного в своей жизнедеятельности. Личность формируется под влиянием ее социального положения, под воздействием всего образа жизни, духовной культуры общества, социаль-

ной психологии общественных групп, то есть всей системы институтов социализации.

В современной науке принято выделять три основных института социализации: семью, средства массовой коммуникации и систему образования. Таким образом, система образования является одним из главных институтов социализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.