УДК 371.4.017 ББК Ч420.052
ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г.Я. Гревцева
Челябинская государственная академия культуры и искусств, г. Челябинск
Формирование правовой культуры современного российского общества актуализировало проблему изучения воспитания ответственности личности. Современный период жизни России характеризуется тем, что система образования приводится в соответствие с потребностями общества. Сегодня страна крайне нуждается в информированных, компетентных людях, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки.
Гражданское образование может быть определено как специфическая форма социализации, при которой осуществляется передача навыков, умений, идеалов, знаний. Оно направлено на воспитание нравственного, ответственного, критически мыслящего человека.
Целью данного исследования является раскрытие подходов ученых к данной проблеме, выявление сущности ответственности, воспитания ответственности. Использованы методы анализа научной литературы, сравнение, анализ и синтез. В результате уточнены основные понятия исследования (ответственность, воспитание ответственности подростка).
В статье определены и структурированы основные подходы к понятию «ответственность». Определено место в данной структуре ответственности как личностного качества. Доказана значимость определенных подходов к понятию «ответственность». Выявлены особенности ответственности как личностного качества подростка в изменившихся социально-экономических условиях. Материалы исследования могут быть использованы при разработке программ воспитания подростков.
Ключевые слова: воспитание, ответственность, гражданская ответственность, воспитание ответственности подростка, принципы педагогического процесса.
Школа, воспитатели, проповедники могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло. Основное умонастроение личности рождается
в семье.
Ян Амос Коменский
Решение проблемы повышения уровня ответственности подростков - одна из задач, требующих серьезного внимания. Значение правовых знаний в воспитании ответственности личности велико. Новые социальные условия требуют нравственных, творческих граждан России, осознающих ответственность перед обществом. Происходит возвращение к утраченным духовным ценностям. Величайший ученый, «наставник мира», Я.А. Комен-ский выразил идею неразрывности связей человека, окружающего мира и высшего начала. Деятельность Я.А. Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопони-
мания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всём мире» [12]. Сформулированные Я.А. Коменским законы воспитания, обучения, образования не устарели, они очень важны для каждого воспитателя и педагога в наше время.
Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего ответственностью.
Такой социальный заказ нуждается в педагогическом осмыслении и реализации, возможных при раскрытии общих тенденций и закономерностей педагогических условий воспитания ответственности индивида.
Результаты проведенного анкетного опроса среди 156 респондентов старшего подросткового возраста показали, что у 22,7 % старших подростков в структуре ценностей выделяют исполнительность, ответственность,
активное участие в деятельности; 31,6 % старших подростков не считают нравственные ценности основополагающими, а главенствующее место занимает социальная ориентация на труд. 28,4 % старших подростков считают себя потребителями, то есть в структуре ценностей выделяют материальную обеспеченность. Данные нашего исследования сравнили с данными, представленными в работе Т.Н. Дегтяревой [6, с. 3], сделали выводы, что ответы подростков Челябинска и Оренбурга мало отличаются друг от друга.
В концепции Я.А. Коменского человек помещен в «микромир», наделен властью над вещами и ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества дает знание об окружающем мире, природе, обществе. Человек сам сложный мир, «микрокосм». Его внутренняя жизнь -борьба добрых и злых начал. Прошли столетия со времени выхода в свет произведений Я.А. Коменского [12], но все они сохраняют свое огромное значение для педагогической науки. Я.А. Коменский не только история, это и наша современность, потому что его идеи критически переосмыслены, вошли в систему национального воспитания в столь сложное и ответственное время.
А. С. Макаренко считал, что только в коллективе рождается инициатива и ответственность. «Организация и чувство ответственности перед коллективом - это дается трудно, но зато, когда дается, - это очень сильное средство» [16, с. 495]. А.С. Макаренко назвал отношения ответственной зависимости отношениями взаимной ответственности и взаимного подчинения. «Вопрос отношения товарища к товарищу - это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости. Даже если товарищи находятся в равных условиях, идут рядом в одной шеренге, исполняя приблизительно одинаковые функции, связываются не просто дружбой, а связываются общей ответственностью в работе, общим участием в работе коллектива. А в особенности интересными являются отношения таких товарищей, которые не идут рядом в одной шеренге, где зависимость не равная, где один товарищ подчиняется другому товарищу. В этом наибольшая хитрость в детском коллективе, наибольшая трудность -создать отношения подчинения, а не равно-стояния» [16, с. 210-211].
Учет тенденций развития современного социума делает очевидной значимость воспитания ответственности личности, так как старший подросток характеризуется «наиболее восприимчивым к моральным знаниям, наиболее открытым для восприятия моральных норм» (В .А. Сухомлинский [27]), «равноправным и значимым субъектом межпоколен-ческой коммуникации, умеющим принимать на себя ответственность за те или иные решения» (К. Муздыбаев [18]). Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ответственность как качество личности изучается различными науками. В каждой из наук есть свое видение и понимание проблемы ответственности.
В философии понятие ответственности связывается с такими категориями как, «свобода», «необходимость», «совесть» (Н.А. Головко, Л.И. Грядунова, Р.И. Косолапов, В. С. Марков, Н.А. Минкина, Э. Фромм и др.).
С психологической точки зрения, ответственность исследуется в рамках становления морального, нравственного сознания индивида на различных ступенях онтогенеза (Ж. Пиаже, Ф. Хайдер, Л. Кольберг и др.); как основная характеристика локуса контроля (Б.А. Петровский, А.А. Реан, Е.А. Голынкин,
A.М. Эткинд и др.). Психологические механизмы ответственного поведения изучали К. Муздыбаев, Д. Харрис, Л. Берковиц, Т.Л. Хастон и др.
Педагогические исследования воспитания ответственности базируются на концепции ответственной зависимости А.С. Макаренко и теории воспитания гражданственности
B.А. Сухомлинского.
Ответственность может быть разной по отношению к различным сферам жизни и деятельности. Ответственность по отношению к деятельности рассматривали А.А. Кочетова, к учебно-профессиональной деятельности -К.С. Пахомова, И.Г. Терентьева, к учению -А.Д. Алферов, М.Н. Аплетаев, З.И. Васильева и др.; воспитание экономической ответственности рассматривал - Е.Г. Коростелкин, экологической - И.Д. Зверев, Н.Г. Липская, социальной - В. С. Кузнецова, В. С. Морозова,
C.К. Нурмухамбетова. Ответственность как личностное качество изучали Ж.Е. Завадская, Л.В. Шевченко, И.С. Марьенко, С.Б. Елканов, Е.М. Кнохинов, В.Г. Хворостовская, И.Г. Шен-дерик и др.
Определены содержание и структура от-
ветственности (С.Ф. Анисимов, О.Г. Дроб-ницкий, Н.А. Минкина, Э.М. Рудковский и др.); разработаны научные основы воспитания ответственного отношения к учению при изучении отдельных предметов, в различных видах деятельности (А.Д. Алферов, З.И. Васильева, А.А. Гусев, Н.П. Нечаева, Л.С. Славина); выявлена зависимость между условиями воспитания в семье и личностными качествами ребенка, в частности ответственности (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.А. Личко и др.); определены критерии ответственного поведения детей дошкольного и младшего школьного возрастов, а также разработаны приемы формирования ответственности у детей данных возрастных групп (З.Н. Борисова, К.А. Климова, Т.Н. Сидорова, Л.С. Славина и др.); выявлены психологические предпосылки становления ответственности в младшем школьном возрасте (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.В. Зайцев, И. А. Захарченко, В.И. Слободчиков и др.) и особенности проявления этого качества у школьников разных возрастов (Т.Ф. Иванова, Н.Б. Скорбилина, Н.Ф. Талызина, С.Г. Ярикова и др.).
Для нас имеют значение работы, посвященные изучению различных аспектов проблемы воспитания ответственности детей и подростков в учебное и внеучебное время, авторы - А.А. Гусев, А.К. Громцева, Н.Н. Ля-пин, Н.П. Нечаев, А.И. Борисова, Л.Н. Леоп-чукова, Д.Д. Рассохина, Т Ф. Шилова, Ю.П. Сокольников, Л.Ю. Гордин, И.Б. Первин, А.А. Пермяков, З.В. Артеменко, В.К. Высоцкий, Ю.Ф. Тамбовкин, В.В. Богословский, А.И. Жаворонков, М.А. Рогалис, Л.С. Славина, А.И. Борисов, Л.Б. Ительсон, Т.И. Радико-ва, П.В. Беспалов, Н.С. Аникина и т. д.
В данных исследованиях анализировались проблемы: воспитания ответственности к учебной работе; воспитания ответственности к учебной работе; воспитания ответственности в процессе внеклассной работы на основе поручений и бесед; формирования ответственного отношения школьников к общественно полезному труду, общественной собственности; мотивов ответственного поведения, его психический аппарат, способы поведения учащихся; воспитания ответственности как социально значимого качества у подростков средствами учебной деятельности; воспитания социальной ответственности подростков в детско-юношеской спортивной школе; преодоления отклоняющегося поведения сель-
ских подростков средствами воспитания морального выбора и др.
Особое значение имеет исследование О.В. Мухлыниной «Воспитание ответственности учащихся подросткового возраста» [19]; А.А. Корнева [13], который выявил и обосновал педагогические условия эффективности воспитания ответственности у студентов вуза в объединениях спортивной направленности; И.Е. Максимовой [17], разработавшей модель воспитания ответственности младшего школьника из неблагополучной семьи; Л.С. Добрянской [7], изучившей процесс воспитания ответственности у старшеклассников в семье; Т.Н. Дегтяревой [6], обосновавшей структурно-функциональную модель воспитания нравственной ответственности старшего подростка в ходе самоопределения в ситуациях нравственного выбора; Т.П. Скреб-цовой [25], посвятившей свое исследование воспитанию гражданской ответственности в условиях школьного самоуправления и др.
Теоретико-прикладные аспекты раскрыты в более ранних работах, посвященных воспитанию ответственности в общественно-политической работе (В. Д. Хрущ); роль школьной комсомольской организации в формировании ответственности (К.Л. Мурай); воспитанию ответственности в условиях деятельности пионерского коллектива (В.Г. Хворостов-ская); воспитанию ответственности в условиях деятельности ученического самоуправления (Е.М. Кнохинов); воспитанию и самовоспитанию ответственности (С.Б. Елканов); чувству ответственности и его характеристике (Э.И. Рудковский) и др.
Отмечая плодотворность указанных исследований, их теоретическую и практическую значимость, следует отметить, что в педагогической теории проблема воспитания ответственности личности подростка в правовом образовании в полной мере не осмыслена.
Основными причинами недостаточной разработанности проблемы воспитания ответственности личности в процессе гражданского образования являются: возрастающие потребности человека, общества и государства в воспитании ответственности и недостаточной разработанностью научно-методических основ реализации социального заказа в образовании; практическая востребованность педагогического сопровождения воспитания ответственности личности в процессе правового образования и недостаточной разработанно-
стью содержательно-технологического аспекта воспитания ответственности личности подростка.
Ключевыми понятиями нашего исследования является «воспитание», «ответственность». Логика нашего исследования определяет задачу рассмотрения центрального в педагогике понятия «воспитание». Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания выявил несколько подходов. Мы, вслед за В.И. Смирновым, трактуем воспитание «как процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей» [26]. Данная дефиниция не бесспорна, но достаточно универсальна.
Рассмотрим этимологию слова «ответственность». На Руси понятие «ответственность личности» употребляется уже с конца X века. Этот же смысл вкладывает в понятие ответственности С.И. Ожегов: «необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них» [21, с. 377].
В толковании В.И. Кожокаря [10] ответственность характеризуется отношением индивида к социальным явлениям: закону, морали, интересам, членам общества, каковые заключают в себе норму.
Т.Н. Дегтярева [6] трактует ответственность как интегративное качество личности, детерминирующее активность субъекта на основе свободного выбора в осознанном, инициативном, самостоятельном поведении, которое направлено на выполнение личностью определенных обязательств, основанных на требованиях, предъявленных обществом.
По мнению А.А. Корнева, ответственность - «это интегративное качество личности, детерминирующее активность субъекта на основе свободного выбора и предвидения его результатов и направленное на формирование и развитие личностного механизма контроля, способности отвечать за свои действия перед самим собой, обществом и государством [13, с. 8-9].
Мы разделяем точку зрения Е.М. Кнохи-нова, утверждающего, что, определяя содержание ответственности как черты личности, мы формулируем свою педагогическую задачу - что воспитывать. Обнаруживая ее проявления в общественных отношениях, мы решаем вторую задачу - как воспитывать, какие
педагогические условия создавать, чтобы формировать навыки ответственного поведения [9, с. 8].
Несомненно, правы Ж.Е. Завадская, Л.В. Шевченко в том, что ответственный человек в период партийно-государственных установок (установок сверху) не только глубоко осознал задачи, стоящие перед обществом, он добровольно и целенаправленно следовал нормам, связывал свою деятельность с интересами, целями коллектива, принимал активное участие в их реализации, сознательно подчинял свою волю, желания долгу. Он способен был самостоятельно регулировать свое поведение в обществе, отвечать как за свои действия и поступки, так и за действия коллектива [8].
В то же время было установлено, что, несмотря на большое количество работ и разнообразие подходов к изучению ответственности, вопросы комплексного исследования ответственности как системного качества личности, ее выработки и развития еще во многом остаются открытыми.
Для нашего исследования имеет существенное значение определение понятия «ответственность» как «отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решения и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействия ему» [23, с. 162]. Иная позиция у И.В. Панасенко [22], она считает, что ответственность встроена в структуру других качеств личности.
Гражданская ответственность в понимании В.И. Кожокаря вбирает в себя в качестве составных элементов дисциплину, законность, соблюдение правил общежития и норм морали, умение сочетать общественные и личные интересы, быть коллективистом, в своей деятельности руководствоваться принципом единства слова и дела. Автором предпринята попытка объяснить понятие через термины, характеризующие потребностно-мотива-ционную и частично волевую сферы [10].
А.С. Гаязов в диссертационном исследовании указывает, что «гражданская ответственность - это свойство личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения пользы и вреда для общества, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами, законами, соотносить потребности с
реальными возможностями, руководствуясь интересами социального прогресса» [4, с. 143].
Воспитание ответственности как педагогический процесс имеет конкретно-исторический характер, несет в себе отличительные черты, запросы эпохи, отражает уровень развития общества, государства.
В ходе исследования мы установили, что ответственность - это интегративное качество личности, детерминирующее активность субъекта на основе свободного выбора в осознанном, инициативном, самостоятельном поведении, которое направлено на выполнение личностью определенных обязательств, быть ответственным за свои действия, поступки перед самим собой, обществом и государством.
Структура ответственности личности подростка представлена нами единством трех взаимосвязанных компонентов. Когнитивный компонент включает в себя систему усвоенных личностью знаний об ответственности, нормах и правилах поведения человека в социуме, способность адекватно оценивать, анализировать полученные результаты. Дея-тельностный компонент характеризует активность в процессе деятельности, в которой проявляется готовность своим трудом приносить пользу Отечеству, принимать решения и брать ответственность за принятые решения. Личностный компонент отражает направленность личности, проявляющую субъективное отношение к своим поступкам, переживание успехов и неудач, наличие эмоций в процессе формирования ответственности.
Конкретизируя терминологический аппарат исследования, на основе дефиниций понятий «воспитание» и «ответственность», мы определяем воспитание ответственности личности подростка как целенаправленный специально организуемый процесс, направленный на обеспечение знаний об ответственности, развитие ценностно-мотивацион-ной сферы и расширении опыта гражданской деятельности, а также достижение единства когнитивного, личностного и дея-тельностного компонентов ответственности.
Воспитывая ответственность личности подростка, необходимо опираться на принципы педагогического процесса: целостного подхода к воспитанию, непрерывности воспитания, целенаправленности в воспитании, культуросообразности воспитания в деятельности и в коллективе и т. д.
Считаем целесообразным остановиться на принципе природосообразности как основной закономерности педагогического процесса, которому впервые дал научное обоснование великий чешский педагог Я.А. Коменский. Он назвал этот принцип соответствием воспитания тем закономерностям, которые существуют независимо от человека. По Я.А. Комен-скому, природа едина, в ней все протекает естественным путем. Это же должно быть и в воспитании. Таково исходное положение идеи природосообразности воспитания. Педагог утверждал, что человек - частица природы и подчиняется ее общим законам развития. Природосообразность воспитания означает соответствие воспитания природе вообще и природе ребенка, в частности. Ребенку необходимо помогать в его совершенствовании, освоении окружающего мира. Это понимание сущности человека отечественная педагогика сумела заново переосмыслить только в последние годы.
Г. А. Харьковская в исследовании «При-родосообразность как теоретическая основа воспитания: исторический аспект» [29] перечисляет в своей работе основные черты принципа природосообразности воспитания, выделенные Я.А. Коменским: «Человек - разумное создание природы. Его стремление к знаниям и добродетели заложено природой, оно - явление закономерное. Человек - микрокосмос. Ему присущи все стороны макрокосма, он развивается и живет по законам природы. Человек по природе своей идеален: он наделен всеми задатками, чтобы стать образованным, нравственным. От природы все люди равны, одинаковы, и их образование должно быть одинаковым (индивидуальные особенности не исключаются). Обучение и воспитание должно соответствовать закономерности развития природы - осуществляться непрерывно, в системе (ступенчато, без пробелов, в определенном порядке). Спонтанность развития человеческих чувств - отсюда свобода развития ребенка, недопустимость принуждения» [29].
Отвечая на вопросы о воспитании гражданина, А.С. Макаренко исходил из целого ряда общих теоретических основ воспитания. Прежде всего он рассматривал воспитанника как целостную личность, «... человек не воспитывается по частям, он создается всей суммой влияний, которым он подвергается» [16, с. 29]. В педагогической теории и практике одним из наиболее ярких примеров
пробуждения гражданской совести, выражения потребности общества в демократизации образования в 60-70-е годы стал В.А. Сухо-млинский. Через все творческое наследие педагога-практика, педагога-исследователя проходит идея воспитания гражданина, личности, построенного на прочных нравственных основах. «Гражданственность, - утверждает В.А. Сухомлинский, - это корень убеждений, мыслей, чувств, поступков человека» [27, с. 3].
А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский не отделяют гражданских и трудовых, нравственных, патриотических аспектов воспитания друг от друга, воспитание гражданственности и личности в коллективе видится им в неразрывном единстве. Исходя из требований общества и государства, гражданин формирует свое отношение к миру, поведение и личностное проявление. Определенное влияние на воспитание гражданственности (ответственности, активности, патриотизма, нравственности и т. д.) имеют учебно-воспитательный процесс, средства массовой информации, семья, социальная среда и т. д.
Уровень развития современного общества требует глубокого понимания человеческой сущности человечности, что приводит к необходимости обратиться к теории личности. Понятие личности является одним из фундаментальных в современных науках о человеке. Все частные науки исходят из диалектического представления о личности, имеющей социально-историческую сущность, неразрывно связанную с общественными отношениями.
Цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать реальную, социально-значимую личность, способную принимать активное участие в преобразовании общественной жизни. Стратегия воспитания заключается в том, чтобы обеспечить ребенку условия для духовного развития, формирования способности брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои убеждения.
Социальный заказ современного общества предполагает приоритетность воспитания ответственности, что означает необходимость изучения его взаимосвязей с другими задачами процесса воспитания.
Основные ориентиры воспитания ответственности подростка предполагают: формирование уважения к человеку, ответственное отношение к труду на благо общества, отно-
шение к знаниям как к средству совершенствования жизни.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» [5] предъявляет к детям и подросткам новые требования, которые заключаются в умении делать осознанный выбор и нести ответственность за собственные действия. Дальнейшее развитие требований к ним определяет государственный стандарт в области воспитания и обучения, который гарантирует в учреждении для подростков воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, на формирование у воспитанников ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом [20].
В это же время были разработаны концепции гражданского образования, которые нацеливали педагогов на воспитание гражданской ответственности подростков. Так, например, главными задачами концепции гражданского образования Е.С. Корольковой, Н.Г. Суворовой [14] являлись такие, как: воспитание у подростков чувства ответственности, умение оценивать последствия собственных действий и подходить к их оценке с учетом нравственных норм, желание оказывать помощь людям, попавшим в сложную ситуацию.
В концепции, подготовленной авторским коллективом в составе Е.Е. Вяземского, А.Д. Саватеева, И.В. Следзевского [3], особое внимание также уделялось формированию личной ответственности за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством.
Программа правового воспитания подростков (А.Я. Азаров, Т.В. Болотина) предполагалось дать ребенку возможность прочувствовать и осознать свои познавательные возможности; развивать творческие способности, чувство ответственности; увидеть смысл в повседневной жизни; научиться управлять своими эмоциями.
Таким образом, мы видим, что в педагогической науке изучались проблемы воспитания ответственности подростков, что на федеральном уровне осуществляется поиск концептуальных подходов к решению проблемы гражданского образования, обосновывающих необходимость воспитания ответственности подростков.
Литература
1. Артюхов, Ю.С. Ответственность главы муниципального образования (конституционно-правовой аспект): автореф. ... дис. канд. юрид. наук/Ю.С. Артюхов. -М., 2012.
2. Воспитание гражданина в советской школе / под. ред. Г.Н. Филонова. - М. : Педагогика, 1990. - 176 с.
3. Вяземский, Е.Е. Концепция гражданского образования в образовательных учреждениях / Е.Е. Вяземский, И.В. Следзевский, А.Д. Саватеев // История и обществознание. -
2002. - № 2. - С. 17-22.
4. Гаязов, А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы /А.С. Гаязов. - Челябинск: ЧГПУ, 1995. - 237 с.
5. Гражданское образование в российской школе / сост. Т.И. Тюляева. - М. : ООО Изд-во «Астрель»: ООО Изд-во «АСТ»,
2003. - 605 с. - (Образование в документах и комментариях).
6. Дегтярева, Т.Н. Ситуация нравственного выбора как средство воспитания нравственной ответственности старшего подростка: дис. ... канд. пед. наук / Т.Н. Дегтярева. - Оренбург, 2014. - 206 с.
7. Добрянская, Л. С. Воспитание ответственности у старшеклассников в семье: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.С. Добрянская. - М., 1989. - 16 с.
8. Завадская, Ж.Е. Воспитание ответственности у старшеклассников / Ж.Е. Завадская, Л. В. Шевченко. - Минск: Нар. асве-та, 1981. - 152 с.
9. Кнохинова, Е.М. Воспитание ответственности у учащихся старших классов в деятельности ученического самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Е.М. Кнохинова. -М., 1973. - 20 с.
10. Кожокарь, В.И. Формирование гражданского облика старшеклассника / В.И. Кожокарь. - Кишенев: Мтинница, 1985. - 112 с.
11. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2.
12. Корнев, А.А. Воспитание ответственности у студентов вуза в объединениях спортивной направленности: автореф. дис. . канд. пед. наук / А.А. Корнев. - Кострома, 2014. - 23 с.
13. Королькова, Е.С. Гражданское образование: новая концепция и новый учебник / Е.С. Королькова, Н.Т. Суворова // Преподавание истории и обществознания. - 2002. - № 4. -С. 27-32.
14. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. /А.С. Макаренко. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1983. - Т. 4.
15. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. /А.С. Макаренко. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1983. - Т. 5.
16. Максимова, И.Е Воспитание ответственности у младших школьников из неблагополучных семей: автореф. дис. ... канд. пед. наук /И.Е. Максимова. - Самара, 2013.
17. Минимальный социальный стандарт Российской Федерации. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования // Вестник образования России. - 2003. - № 5. -С. 55-61.
18. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. - М. : Педагогика, 1983. - 240 с.
19. Мухлынина, О.В. Воспитание ответственности учащихся подросткового возраста: автореф. дис. . канд. психол. наук / О.В. Мухлынина. - Екатеринбург, 2007. -155 с.
20. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. -20-е изд., стер. -М.: Рус. яз., 1986. - 749 с.
21. Панасенко, М.В. Педагогические условия воспитания ответственности у старших подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В. Панасенко. - Челябинск, 1998. -21 с.
22. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.
23. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песта-лоцци; сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. -М. : Педагогика, 1989.
24. Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И. Пискунов. - М. : Просвещение, 1981.
25. Скребцовой, Т.П. Воспитание гражданской ответственности в условиях школьного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.П. Скребцовой. - Екатеринбург, 2005. - 22 с.
26. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В.И. Смирнов. - М. : Пед. об-во России, 1999. -416 с.
27. Сухомлинский, В.А. Но гражданином быть обязан / В.А. Сухомлинский // Неделя (еженедельник). - 1974. - 4-10 нояб.
28. Сухомлинский, В.А. Рождение граж-
данина / В.А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1971. - 336 с.
29. Харьковская, Г.А. Природосообраз-
ность как теоретическая основа воспитания: исторический аспект: дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Харьковская. - Пятигорск, 2003. - 186 с.
Гревцева Гульсина Якуповна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств (Челябинск), [email protected].
Поступила в редакцию 27 апреля 2015 г.
FORMING TEENAGERS' RESPONSIBILITIES THROUGH CIVIC EDUCATION
G.Y. Grevtseva, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
The legal culture of modern Russian society has actualized the problem of personal responsibility forming. Modern life in Russia is characterized by the fact that the education system is in line with the public needs as today the country needs knowledgeable, competent people who are able to make autonomous decisions and bear responsibility.
Civic education can be defined as a specific form of socialization to develop skills, abilities, ideals and knowledge. It is aimed to train an ethical, responsible, critically thinking person.
By analysis and synthesis of the literature this study describes the existing approaches to this problem, defines the essence of the concepts "responsibility", "responsibility forming of a teenager", with the content and structure of responsibility being specified. The author refers to the first-hand experience of Jan Amos Komensky, A.S. Makarenko, V.A. Sukhomlinsky and to the works of contemporary educators dedicated to the forming of personal responsibility.
Certain approaches to the "responsibility" concept were proved to be highly important. The peculiarities of responsibility as a teenager personal quality in changing socio-economic conditions were revealed. The materials of this study can be used to develop programs to educate teenagers.
Keywords: education, responsibility, civic responsibility, forming of teenager responsibility, principles of pedagogical process.
References
1. Artyukhov Yu.S. Otvetstvennost'glavy munitsipal'nogo obrazovaniya (konstitutsionno-pravovoy aspekt). Avtoref. dokt. diss. [Responsibility of the Head of Municipal Formation (Constitutional-Legal Aspect). Abstract of Doct. Diss.]. Moscow, 2012. 24 p.
2. Filonov G.N. Vospitanie grazhdanina v sovetskoy shkole [Education of Gtizens in the Soviet School]. Moscow, Pedagogika Publ., 1990. 176 p.
3. Vyazemskiy E.E., Sledzevskiy I.V., Savateev A.D. [The Concept of Civic Education in Educational Institutions]. Teaching History and Social Science at School, 2002, vol. 2, pp. 17-22. (in Russ.)
4. Gayazov A.S. Formirovanie grazhdanina: teoriya, praktika, problemy [Formation of a Citizen: Theory, Practice, Problems]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State Pedagogical University Publ., 1995. 237 p.
5. Tyulyaeva T.I. Grazhdanskoe obrazovanie v rossiyskoy shkole [Civic Education in Russian Schools]. Moscow, Astrel Publ., 2003. 605 p.
6. Degtyareva T.N. Situatsiya nravstvennogo vybora kak sredstvo vospitaniya nravstvennoy
otvetstvennosti starshego podrostka. Dis. kand. ped. nauk [The Situation of Moral Choice as a Means of Educating the Moral Responsibility of the Senior Teenager. Cand. Sci. Diss.]. Orenburg, 2014. 206 p.
7. Dobryanskaya L.S. Vospitanie otvetstvennosti u starsheklassnikov v sem'e. Avtoref. kand. diss. [Nurturing Responsibility of Senior Pupils in the Family. Abstract of Cand. Diss.]. Moscow, 1989. 16 p.
8. Zavadskaya Zh.E., Shevchenko L.V. Vospitanie otvetstvennosti u starsheklassnikov [Nurturing High School Students' Responsibility]. Minsk, Nar. Asveta Publ., 1981. 152 p.
9. Knokhinova E.M. Vospitanie otvetstvennosti u uchashchikhsya starshikh klassov v deya-tel'nosti uchenicheskogo samoupravleniya. Avtoref. kand. diss. [Nurturing High School Students' Responsibility through the Activities of Students' Government. Abstract of Cand. Diss.]. Moscow, 1973.20 p.
10. Kozhokar' V.I. Formirovanie grazhdanskogo oblika starsheklassnika [Formation of Civil Image of the Senior Pupil]. Kishinev, 1985. 112 p.
11. Komenskiy Ya.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected Pedagogical Works]. Moscow, Pedagogika Publ., 576 p.
12. Kornev A.A. Vospitanie otvetstvennosti u studentov vuza v ob"edineniyakh sportivnoy nap-ravlennosti. Avtoref. kand. diss. [Nurturing High School Students' Responsibility in Sport-Orientated Associations. Abstract of Cand. Diss.]. Kostroma, 2014. 23 p.
13. Korol'kova E.S. Suvorova N.T. [Civic Education: a New Concept and a New Textbook]. Teaching History and Social Science at School, 2002, vol. 4, pp. 27-32. (in Russ.)
14. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya: v 8 tomakh [Pedagogical Writings: in 8 Vol.]. Moscow, RSFSR Publ., 1983, vol. 4.
15. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya v 8 tomakh [Pedagogical Writings: in 8 Vol.]. Moscow, RSFSR Publ., 1983, vol. 5.
16. Maksimova I.E Vospitanie otvetstvennosti u mladshikh shkol'nikov iz neblagopoluchnykh semey. Avtoref. kand. diss. [Nurturing Primary School Children's Reliability from Problem Families. Abstract of Cand. Diss.]. Samara, 2013.
17. [Minimum Social Standard of the Russian Federation. The Minimum Amount of Social Services in Educational Institutions of General Education]. Bulletin of Russian Education, 2003, vol. 5, pp. 55-61. (in Russ.)
18. Muzdybaev K. Psikhologiya otvetstvennosti [Psychology of Responsibility]. Moscow, Pedagogika Publ., 1983. 240 p.
19. Mukhlynina O.V. Vospitanie otvetstvennosti uchashchikhsyapodrostkovogo vozrasta. Avtoref. kand. diss. [Nurturing Adolescent Students' Responsibility. Abstract of Cand. Diss.]. Ekaterinburg, 2007. 155 p.
20. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka [Russian Dictionary]. Moscow, Russian Lang. Publ., 1986. 749 p.
21. Panasenko M.V. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya otvetstvennosti u starshikh podrostkov v protsesse izucheniya gumanitarnykh distsiplin. Avtoref. kand. diss. [Pedagogical Conditions of Educating Senior Teenagers 'Responsibility in the Process of Studying Humanities. Abstract of Cand. Diss.]. Chelyabinsk, 1998. 21 p.
22. Bim-Bad B.M. (Ed.) Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Pedagogical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Great Russian Encyclopedia Publ., 2002. 528 p.
23. Komenskiy Ya.A., Lokk D., Russo Zh.-Zh., Pestalotstsi I.G. Pedagogicheskoe nasledie [Pedagogical Heritage]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989.
24. Piskunov A.I. Khrestomatiya po istorii zarubezhnoy pedagogiki [Foreign Pedagogy History Reader]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1981.
25. Skrebtsova T.P. Vospitanie grazhdanskoy otvetstvennosti v usloviyakh shkol'nogo samoupravleniya. Avtoref. kand. diss. [Education of Civic Responsibility through School Government. Abstract of Cand. Diss.]. Ekaterinburg, 2005. 22 p.
26. Smirnov V.I. Obshchaya pedagogika v tezisakh, definitsiyakh, illyustratsiyakh [General Pedagogy in Theses, Definitions, Illustrations]. Moscow, 1999. 416 p.
27. Sukhomlinskiy V.A. [But Must Be a Citizen]. Week (weekly), 1974, 4-10 November.
28. Sukhomlinskiy V.A. Rozhdenie grazhdanina [The Birth of the Citizen]. Moscow, Young Guard Publ., 1971. 336 p.
29. Khar'kovskaya G.A. Prirodosoobraznost' kak teoreticheskaya osnova vospitaniya: istoriche-skiy aspekt. Dis. kand. ped. nauk [Nature Congruity as the Theoretical Basis of education: the Historical Aspect. Cand. Sci. Diss.]. Pyatigorsk, 2003. 186 p.
Received 27 April 2015
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Гревцева, Г.Я. Воспитание ответственности подростков в процессе гражданского образования / Г.Я. Гревцева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2015. - Т. 7, № 3. - С. 58-67.
Grevtseva G.Y. Forming Teenagers' Responsibilities Through Civic Education. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2015, vol. 7, no. 3, pp. 58-67. (in Russ.)