Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения подростков к русскому миру в деятельности общественных объединений'

Формирование ценностного отношения подростков к русскому миру в деятельности общественных объединений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
147
5
Поделиться
Ключевые слова
философия образования / социальная педагогика / юногогика / общественные объединения подростков / система воспитания / ценностное отношение личности / история и культура малой родины / philosophy of education / social pedagogy / yunogogika / associations of adolescents / the system of education / value orientation identity / history and culture homeland

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Деева Екатерина Викторовна, Матренин Павел Викторович

В статье предпринята попытка анализа современных подходов к обеспечению процесса социализации подростков в деятельности детских общественных объединений, опыта и проблем формирования ценностного отношения подростков к истории и культуре малой родины в жизнедеятельности таких сообществ. Авторы обращаются к практическому опыту гражданскопатриотического воспитания подростков в общественных объединениях, приводит результаты собственного эмпирического исследования эффективности процесса формирования ценностного отношения подростков к истории малой родины. Особое внимание уделено анализу влияния социально-педагогических условий на эффективность социализации подростков в общественных объединениях, механизмах приобщения юношества традициям и ценностям традиционной русской культуры и русского мира.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Деева Екатерина Викторовна, Матренин Павел Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FORMATION OF THE VALUABLE RELATION OF TEENAGERS TO RUSSIAN IN THE WORLD OF PUBLIC ASSOCIATIONS

The article attempts to analyze contemporary approaches to pro-socialization process of adolescents in the activities of children’s public associations, experiences and challenges of forming valuable relationships teenagers to the history and culture homeland in the life of these communities. The authors refers to the practical experience of civil and patriotic education of adolescents in public associations, gives the results of own empirical research on the process of formation of the valuable relation to adolescent stories homeland. Particular attention is paid to analysis of the impact of social and educational conditions in the effectiveness of the socialization of adolescents in public associations, the mechanisms of initiation of youth traditions and values of traditional Russian culture.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения подростков к русскому миру в деятельности общественных объединений»

Деева Екатерина Викторовна,

ведущий специалист Департамента по работе с молодежью Администрации Старооскольского муниципального округа Белгородской области, аспирантка кафедры психологии образования и социальной педагогики

Курский государственный университет Матренин Павел Викторович, руководитель детского театра «Былина», заслуженный работник культуры РФ Белгородский государственный институт культуры и искусств

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К РУССКОМУ МИРУ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОБЪЕДИНЕНИЙ

Аннотация. В статье предпринята попытка анализа современных подходов к обеспечению процесса социализации подростков в деятельности детских общественных объединений, опыта и проблем формирования ценностного отношения подростков к истории и культуре малой родины в жизнедеятельности таких сообществ. Авторы обращаются к практическому опыту гражданско-патриотического воспитания подростков в общественных объединениях, приводит результаты собственного эмпирического исследования эффективности процесса формирования ценностного отношения подростков к истории малой родины. Особое внимание уделено анализу влияния социально-педагогических условий на эффективность социализации подростков в общественных объединениях, механизмах приобщения юношества традициям и ценностям традиционной русской культуры и русского мира.

Ключевые слова: философия образования, социальная педагогика, юногогика, общественные объединения подростков, система воспитания, ценностное отношение личности, история и культура малой родины.

УДК 316.35 ББК 60.5

В самом начале 2015 года в издательстве «АИРО-XXI» из печати вышла книга [22] «Русский мир и русское образование в условиях глобализации культуры», в предисловии к которой И.Е. Булатников отмечает разрушительную роль бесконечных «реформ», приведших на арену жизни целое поколение людей, утративших связь с русским миром, со всей системой жизненных координат русского человека: понадобилось почти двадцать лет, чтобы понять всю пагубность и ошибочность этого курса, чтобы начать «возвращение на круги своя», к своим историческим корням, к своим духовным истокам, чтобы начать «собирать камни», оставшиеся от полуразрушенного здания российского образования. Такое возвращение к истокам оказалось сопряжено с «открытием заново» огромного и глубокого наследия российских любомудров, с анализом того обширного философского и культурно-исторического материала, который оставили потомкам К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский, С.Н. Булгаков и B.C. Соловьев, И.А. Ильин и В.В. Розанов, П.Ф. Капте-рев и С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и В.А. Сухо-млинский!.. [22, с.5].

Наши размышления о феноменологии русского мира, его аксиологическом и онтологическом базисе, неизбежно приводят к работам Е.П. Бело-зерцева, в которых «русский мир» предоставляет входящему поколению шанс заново стать русскими, возвратиться к своим духовным корням, обрести этнокультурную и гражданскую идентичность. В числе главных опор «русского мира» Е.П. Бело-зерцев называет (имея в виду отечественную школу, русскую школу, вообще образование) православие, русскую культуру и русский язык, общую историческую память и общие взгляды на общественное развитие. Философ подчеркивает: «Можно и нужно добиться такого состояния, когда человек хочет, стремится и выстраивает свои отношения разумно и благоговейно к миру, в котором рождается, растет, развивается, формируется, воспитывается, становится, решая три задачи - кем быть, каким быть, с кем быть. Для этого вместо увлечений моделями, технологиями, ЕГЭ, бюрократическими изысками необходимо обратить внимание на человека, его историческое и современное состояние, ибо человек - смысл, цель, субъект образования, состояние человека - есть

текущий результат образования, состояние народа - есть глобальный итог образования; педагогика -интегральная гуманитарная наука о развивающемся человеке в развивающемся мире. Вспомним: самое лучшее и самое худшее в человеке проявляется в новых, более сложных условиях. Условия современного человека сложные, ибо он оказался между двумя веками, между двумя государственными устройствами, между многообразными идеологиями, парадигмами, теориями, ценностями. Это время безвременья. В таких условиях человек вынужден исполнять вековечные, историей и культурой обусловленные роли... Исполняются роли в обстановке повальной девальвации образов и смыслов социальных ролей» [22, с.5].

Стремительное обновление важнейших сторон жизни современного российского общества заставляет по-новому взглянуть на прежний опыт и традиции отечественного социального воспитания, акцентируя внимание на возможностях современных институтов социализации в формировании гражданственности подростков, развитии в них ценностного отношения к своей малой родине, ее истории, традициям и культуре. Эта задача неразрывно связана с процессом становления в России гражданского общества, вовлечением всех граждан в процесс демократизации общественной жизни. Становление гражданского общества в России предполагает всестороннюю подготовку детей и молодежи к социальному и нравственному самоопределению, в котором важнейшими проявлениями социальной зрелости гражданина является внятность его граж-данско-патриотической позиции, способность распоряжаться своей собственной свободой и быть ответственным в рамках существующей общественной морали, правовых норм, границ социально одобряемого поведения и отношений. Понятно, что такой опыт строительства социальных отношений личности приходится на время обретения подростком опыта социального взаимодействия, интеграции в гражданское общество, вхождения в социальную среду. Этот период - важнейшая фаза подготовки личности к жизни и труду в условиях нового типа общественного устройства, когда значительно возрастает конкуренция на рынке труда, обостряя социально-нравственные аспекты взаимодействия личности и общества. С этих позиций подготовка будущего гражданина к вхождению в активную общественную жизнь предполагает достижение им высокой гражданской и правовой культуры, опирающейся на высокий уровень нравственного развития личности, устойчивое ценностное отношение подростков к истории, культуре и традициям своей малой родины.

Обстоятельства жизни российского общества со всей очевидностью требуют активизации социального воспитания детей и подростков, значительного усиления гражданско-патриотических ценностей в сознании входящих в жизнь будущих граждан России. Обретение социальной зрелости, получение гражданского паспорта, обретение гражданских прав и свобод предъявляют к каждому подростку особые требования, с высоты которых воспринимаются и оцениваются все социальные проявления личности юного гражданина, его позиция, его отношение к истории, культуре и традициям своего народа. Причем, речь идет не об абстрактном отношении к стране и народу вообще, а об отношении личности подростка к конкретной земле, реальным людям, к тому духовному и нравственному наследию, которое ему предстоит бережно хранить и передать новым поколениям граждан России. Таким конкретным ареалом социально-нравственного проявления зрелости личности выступает малая родина, - ее история, культура, традиции, ее люди, прошлое, настоящее и будущее этой земли. Воспитание ценностного отношения к этой земле, к своим землякам и соотечественникам становится ныне важнейшей социально-педагогической задачей.

Конечно, в определенной степени эту работу осуществляет и школа, формируя представления подростков об историческом прошлом, о исторической эпохе, о важнейших событиях в жизни своей страны, воспитывая способность и готовность быть достойным гражданином Отечества, верным продолжателем традиций и наследия предков. В образовательных стандартах особо подчеркивается то, что будущий гражданин должен обладать важными общекультурными компетенциями: способностью осознавать необходимость соблюдения Конституции РФ, прав и обязанностей гражданина своей страны, гражданского долга и проявления патриотизма; способностью осуществлять принятые в обществе моральные и правовые нормы. Выполнение этих требований обусловливает необходимость создания современной системы формирования гражданственности и правовой культуры подростков, реализации в этом направлении потенциала общественных объединений подростков и юношества. Однако социально-педагогическая практика нуждается в новых идеях интеграции формирования гражданственности и правовой культуры подростков в общественно полезной деятельности, в соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». И здесь особенно эффективны могут быть подростковые и юношеские общественные объединения и организации, апробировавшие вполне эф-

фективные способы влияния на формирование ценностного отношения юных граждан к истории и культуре малой родины, развитие в них гражданских и патриотических качеств. Заметно участившиеся ситуации обращения государственных лидеров к вопросам воспитания патриотизма и гражданственности свидетельствуют о возрастании актуальности формирования гражданско-правовой культуры подростков и юношества в системе социального воспитания. Ценностное отношение подростков к истории и культуре своей малой родины предстает как конкретное проявление результатов граж-данско-патриотического и правового воспитания школьников; ценностное отношение личности к малой родине и есть конкретное воплощение гражданственности и патриотизма личности.

Что же представляет собой процесс формирования ценностного отношения подростков к русскому миру, к истории малой родины, воспитания в школьниках гражданственности и патриотизма?

Такой процесс выступает как целенаправленная деятельность, как система средств и способов, а также условий, ориентированных на становление и развитие интегративных качеств личности, представляющих собой нравственно-обусловленную готовность юных граждан к созидательной социально-значимой деятельности в условиях становления гражданского общества; реализации гражданских прав и свобод; соблюдению и уважению законов; исполнению обязанностей в целях самореализации и достижения жизненного успеха на основе овладения социально-ответственными способами решения личных, гражданско-правовых и профессиональных задач. Выбор и применение форм, методов и технологий в процессе формирования гражданственности и патриотизма подростков зиждется на их соответствии требованиям: обеспечения преемственности традиций и инноваций в формировании гражданских и патриотических чувств подростков, овладения юными гражданами метапредметными, межпредметными знаниями, нравственными нормами, ценностями, традициями и рефлексивно-регулятивным опытом, включающим следующие компоненты: а) проблемно-практический (означающий распознавание и понимание гражданско-правовых жизненных ситуаций; способность ставить цели и задачи, соответствующие нормам гражданственности и права в каждой конкретной ситуации, и решать их); б) смысловой (осмысление гражданско-правовой ситуации в общем социокультурном аспекте); в) ценностный (способность правильно оценивать гражданско-правовую позицию, исходя из сути ситуации, целей, задач, норм нравственности, права и гражданского долга с точки зрения собственной

морали и общечеловеческих ценностей и обеспечивающий ценностно-ориентационную основу самореализации в будущей социальной и профессиональной деятельности).

Термин гражданское воспитание, означающий «приучение к добросовестной работе на благо государства», был введен в педагогическую теорию В. Рейном, Ф. Паульсеном, Г. Кершенштейнером и получил дальнейшее развитие в трудах Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского и др. В современной педагогике гражданственность рассматривается как системообразующий фактор самоопределения (Н.А. Савотина), в виде комплекса субъективных качеств личности, основанных на гражданском самосознании (С.В. Климова, В.В. Каменец, В.И. Доб-реньков, А.П. Ильин, А.Ф. Никитина, Я.В. Соколова и др.). Гражданское общество - общество с развитыми экономическими и политическими отношениями между его членами - свободными и сознательными гражданами, способными создавать рациональные формы человеческого общения, основополагающим условием которых является признание права индивидуальной личной свободы, право на самореализацию. Формирование гражданственности и гражданского общества - взаимосвязанные и взаимозависимые процессы, развитие и становление которых обусловлено объективной потребностью и необходимостью их интеграции в условиях становления общественных отношений современной России. В этом контексте одной из задач нашего исследования является раскрытие сущности и содержания понятия «гражданственность». Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским сообществом, к которому он принадлежит, в готовности отстаивать и защищать всякие посягательства на его права и интересы. Чувство гражданственности вытекает из самоосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении социально значимых решений и руководствующегося в повседневной жизни моральными нормами и ценностями. Формирование гражданственности неразрывно связано с гражданским самосознанием, означающим осознание человеком своих гражданских качеств, способностей, возможностей, знаний, мотивов поведения и интересов. Оно обусловливает результат гражданского воспитания, как процесса воспитания нравственно-нормативных черт личности, определяющих разумное и эффективное использование ею гражданских прав и свобод на основе сознательного выпол-

нения обязанностей и долга перед семьей, государством, обществом, народом; признания, соблюдения, уважения законов страны, осознанного принятия и выполнения моральных и правовых норм гражданского общества.

На каких же идеях и подходах может быть выстроен эффективный процесс развития гражданственности и патриотизма подростков? В чем видятся возможности общественных объединений в формировании ценностного отношения школьников к истории малой родины? Для формирования ценностного отношения подростков к истории и культуре малой родины, воспитания патриотизма и гражданственности значительные возможности открывает использование кулътурно-антропологичес-кого подхода, восходящего к идеям педагогической антропологии К.Д. Ушинского. Такой подход сохраняет и усиливает фундаментальность формирования гражданственности и патриотизма подростков и юношества, формируя «человека в культуре», рассматривает содержание образования как «педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре во всей ее структурной полноте». Не менее важной методологической основой формирования гражданственности и патриотизма является личностно-ориентированный подход, без которого немыслимо успешное становление и развитие гражданско-патриотических качеств и свойств личности, осуществление индивидуализации воспитания и развития; подход, ставящий в центр воспитания растущего человека, его мотивы, цели, неповторимый психологический склад; реализующийся на основе учета индивидуальности в формировании гражданственности и патриотизма молодого человека. Аксиологический подход в теоретическом обосновании и реализации формирования гражданственности и патриотизма способствует выработке и усвоению подростками ценностных ориентаций и ценностных отношений, накопленных русским этносом. Выстраиваемая иерархия личностных ценностей выступает связующим звеном между внутренним миром подростка и обществом. Социальные ценности, преломляясь через призму опыта, индивидуальной жизнедеятельности подростка, входят в психологическую структуру его личностных ценностных ориентаций. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость и целостность личности, они являются важным фактором мотивации социального поведения, показателем зрелости личности и ее социальности. Именно поэтому они являются объектом целенаправленного формирования. Рефлексивный подход обеспечивает развитие способности регуляции собственной

деятельности, признание социальной ценности результата своей деятельности на основе глубокого, разностороннего анализа. В формировании гражданственности и патриотизма рефлексивный компонент выражается в развитии готовности подростков и старших школьников к анализу социальных явлений и процессов, к анализу своих суждений, поступков, деятельности с точки зрения их соответствия гражданским ценностям, традициям этноса, что обеспечивается внедрением в практику социального воспитания таких механизмов влияния, основной особенностью которых является диалогич-ность, вовлеченность воспитанников в активную общественно-полезную деятельность, в процессе которой вырабатывается собственная позиция понимания сущности исследуемого социального явления. С позиций названных подходов формирование гражданственности и патриотизма в деятельности подростковых общественных объединений рассматривается как важнейший источник накопления и совершенствования жизненного опыта подростка для настоящей и будущей личной, гражданской и социально-профессиональной жизнедеятельности, т.е. построение им своего образа окружающего мира и образа своего «Я», обретение своего места и роли в этом мире.

С этих позиций общественное объединение позволяет решать широкий спектр вопросов социализации и воспитания подростков, развивать в них опыт социального взаимодействия, партнерства, отстаивания своего мнения, но и уважения мнения других; формирует устойчивые навыки социально одобряемого поведения и отношений, учит принимать на себя ответственность, но и быть ответственным перед своим сообществом. Коллективизм при этом не выглядит традиционным способом «стандартизации» личности, ее нивелировки, не ведет к утрате человеческой индивидуальности, -наоборот, - при правильной инструментовке и грамотной позиции педагога он становится важным фактором личностного роста подростка, обретения им ощущения принадлежности к социальной общности, формирует в личности чувство защищенности в коллективе, признания референтным сообществом способностей воспитанника, его заслуг перед «своим» коллективом.

В современном обществе, среди множества молодежных течений и группировок, в многообразии юношеских субкультур и способов самовыражения, система общественных объединений занимает особое место: подросток, стремясь доказать свою «взрослость», делая свой социальный выбор, становится членом какого-либо сообщества, чувствует свою причастность к нему и это становится основа-

нием для выработки общих целей, включенности в совместную деятельность, строительства разнообразных отношений. Иными словами, стихийно происходит процесс рождения социальной общности, в основе которой лежат общие социально значимые интересы, общие цели и ценности, общие переживания, совместная деятельность и ее продукт - отношения. Тем самым, все традиционные признаки коллектива вполне выразительно обнаруживаются в таких сообществах, приобретая со временем черты устойчивости, сплоченности, организованности.

Если обозначить социально-психологические признаки общественного объединения как специфической формы подросткового сообщества, то в первую очередь следует отметить характерную для него социальную однородность его членов. Можно считать, что общественное объединение - это, прежде всего, форма социальной кооперации, это своеобразная статусная, референтная группа. Предпосылкой объединения является типичность социальных статусов, социальных ролей определенной группы подростков, что находит оформление в соответствующем стиле, форме и образе совместной жизни, мотивации поведения и отношений отдельных членов сообщества, поиске и определении эталонов социально-нравственного развития, понимании членами сообщества важнейших, экзистенциальных основ повседневного человеческого бытия. Подросток идентифицирует себя с определенной и субъективно значимой для него социальной группой, накладывая тем самым на себя определенные ограничения, но принимая при этом и определенные обязанности. Так возникает основа для формирования «отношений ответственной зависимости и взаимной ответственности» (А.С. Макаренко).

Важной отличительной чертой общественного объединения является преобладание «горизонтальных» связей внутри сообщества и отсутствие жесткой иерархической структуры «лидерство - подчинение». Отсюда следует и типичная его особенность - низкая выраженность инструментальной направленности и доминирование межличностных, экспрессивных отношений. Следовательно, мотивы вступления в сообщество связаны не столько с получением каких-либо благ, сколько продиктованы дефицитом познания и самовыражения. Для подростковой общности характерно осознанное самоопределение членов объединения, их отождествление с ценностями, целями, задачами сообщества. Это предполагает определенное единство ценностных ориентаций членов и наличие идеологии, которая фиксирует и оформляет эти ценности. При этом для сформировавшейся общности характерна социально-психологическая оппозиционность, то есть разделение соци-

ума на «мы» и «они», - все остальные. Члены сообщества всегда воспринимают себя как отличных от других, противопоставляют себя другим.

Эффективность влияния жизнедеятельности общественного объединения на формирование ценностного отношения подростков к истории малой родины, воспитание патриотизма и гражданственности школьников обусловлена тем, что способы реализации потенциала такого сообщества зиждутся не на основе прямого воздействия педагогов на личность воспитанника, а на основе создания специально структурированной социальной среды, условий совместной деятельности, стимулирующих внутригрупповые и межгрупповые механизмы социализации личности. Здесь вполне уместно вспомнить положения о системной детерминации психических явлений, сформулированные Б.Ф. Ломовым. Многоплановость, мно-гоуровневость, многомерность личности, находящейся в постоянном развитии и включающей в себя явления разных порядков, требуют построения системы психологических воздействий и выбора интегральной личностной характеристики в качестве предмета социализации или реабилитации. Наиболее адекватно целостность личности описывается понятием «социальное самочувствие личности». В нем отражаются два основных пласта отношений: отношение к образу «Я» и отношение к социальному окружению. Главным социально-психологическим механизмом является восстановление (формирование) благоприятного социального самочувствия личности, т.е. положительного Я-образа и личностной позиции социального оптимизма и созидания. Оптимизация отношений личности с социумом (как исторически начальной ступени ее социализации) есть главное условие формирования положительного отношения к себе. Социально-психологическим механизмом оптимизации взаимодействия личности и общества выступает осознание личностью характера и динамики этого взаимодействия через призму собственного статуса в первичном коллективе, статуса первичного коллектива (группы членства) в основном коллективе и статуса основного коллектива в обществе в целом. Для успешной социализации необходимо обеспечить личностную удовлетворенность статусно-позиционной структурой. Социально-психологическая социализация и реабилитация воспитанников общественных объединений основывается на структурировании социальной среды с высокими характеристиками совместной жизнедеятельности, главными субъектами которой являются сами члены сообщества, первичный подростковый коллектив, то есть создается особый микросоциум, отличающийся по ряду существенных показателей от обычной среды - своего рода «социальный оазис» (Э. Фромм).

Среди показателей эффективного влияния общественного объединения на формирование ценностного отношения подростков к истории малой родины, воспитание в них патриотизма и гражданственности, являются: высокий уровень общественного признания социальной общности в регионе; содержательная совместная деятельность, ориентированная на высокие социальные ценности; значительная автономия личности, первичных коллективов и стимулирование их инициативы (субъектности); взаимозависимый характер совместной деятельности, осуществляемой в едином физическом и психологическом пространстве; стимулирование кооперативных форм межгруппового взаимодействия; паритетность взаимоотношений педагога-руководителя и общественного объединения. Значительный контраст, существующий между общественным объединением и традиционными учебно-воспитательными организациями, создает дополнительный эффект психологического воздействия на личность. Неслучайно, многие общественные объединения подростков неизбежно начинают интересоваться школьными успехами своих товарищей, ставят членство в коллективе в зависимость от таких успехов.

Каковы же методики построения развивающей среды общественного объединения подростков? Что может предложить практике социального воспитания опыт старооскольких общественных объединений? Каковы основные результаты их деятельности? Базовыми теоретическими основаниями внедрения методик и технологий социального воспитания являются принципы формирования личности и коллектива посредством организации совместной деятельности, сформулированные Л.И. Уман-ским, А.Н. Лутошкиным и их последователями [19, 20]. Практика работы общественных объединений школьников в г. Старый Оскол Белгородской области привела руководителей региона к пониманию необходимости создания комплекса психолого-педагогических условий и внедрения эффективных технологий крупномасштабного социализирующего воздействия на подростков с целью их социализации и реабилитации, повышения социально-адаптивных возможностей, что в итоге позволяет вполне успешно осуществлять формирование в подростках ценностного отношения к малой родине, ее истории и культуре, развивать патриотические чувства, закладывать фундамент гражданственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такими методиками в опыте социально-педагогической работы общественных объединений г. Старый Оскол стали методики создания ситуации успеха (методика направлена на формирование позитивной социальной мотивации, «социального оптимизма» личности); методика регуляции эмоци-

оиальиого настроя (ориентирована на оптимизацию коллективного эмоционального настроя, является одним из фундаментов эффективных психологических изменений личности); методика развития способности личности к социальной интеграции (ориентирована на развитие индивидуальности в сочетании с усвоением социально-типичного, интеграцию личности в коллектив, групповое единство, обеспечение групповых интеракций); методика формирования способности к гибкой групповой идентификации личности (ориентирована на обеспечение статуса личности и группы, межгрупповое сотрудничество, социальную и персональную идентификацию, интеграцию личности в коллектив, устранение дискриминации, достижение паритета межгруппового различения); методика формирования мотивации достижения успеха (ориентирована на развитие мотивов достижения успеха, обеспечение удовлетворенности подростков совместной жизнедеятельностью, развитие самостоятельности подростков и всего коллектива, формирование позитивного эмоционального настроя членов общественного объединения); методика моделирования совместной деятельности (направлена на актуализацию групповых и межгрупповых механизмов самоопределения личности и всего сообщества); методика актуализации надежности группы (связана с диагностикой основных характеристик группы в нормальном режиме работы); методика формирования межгруппового сотрудничества и др.

Какие же результаты дает применение подобных методик? Есть ли различия в подростках и старшеклассниках, прошедших через общественные объединения («Витязи», «Русичи», «Поиск», «Орлята» и др.) и в «обычных» воспитанниках общеобразовательных школ? Да, такие различия есть, и они существенны. Приведем лишь некоторые из полученных нами эмпирических результатов. Заметно отличается структура ценностных ориентаций подростков из общественных объединений и обычных школ - здесь явно просматривается крен в пользу воспитанников названных общественных объединений. Впечатляют отличия в интересах школьников - диапазон общекультурных интересов, духовного кругозора членов таких сообществ несоизмеримо шире, глубже, устойчивее ... Не случайно постоянными гостями общественных объединений оказываются известные композиторы, музыканты, певцы, художники, писатели, поэты, барды, зодчие, общественные деятели, политики, ученые - общение с ними значительно расширяет понимание воспитанниками реалий жизни, обогащает духовно, заставляет обратиться к своему собственному Я, выстраивать программу самовоспитания, саморазвития. Очень заметны различия в мотивах

включения в деятельность - у воспитанников общественных объединений гораздо больше альтруизма, ориентаций на милосердие, добротворчество, подлинное товарищество, взаимопомощь и взаимовыручку. Но самые значительные отличия обнаруживаются в жизненных девизах. Мы воспользовались методикой И.Е. Булатникова [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7] и проанализировали жизненные девизы членов клуба и обычных школьников. Наши результаты полностью подтверждают выводы И.Е. Булатникова о нарастании в жизненных девизах современного юношества, фиксируют нарастание социального эгоизма, аномии, обособления, отторжения межпоколенческих связей. В течение 2010-2014 гг. мы проводили анализ жизненных девизов подростков и старшеклассников средних школ г. Старый Оскол. Такие девизы выражают социальную позицию, жизненное кредо юных граждан: «Куй, пока горячо!», «После меня хоть потоп...», «Веселись - живем один раз!», «Не имей сто друзей, а имей сто рублей», «У кого деньги - у того и сила! », «Живи для себя!», «Кто не работает - тот ест!», «Работой сыт не будешь», «Не в деньгах счастье, а в их количестве», «Работа дураков любит», «Красиво жить не запретишь», «Своя рубашка ближе к телу», «Скупость - не глупость», «Кто смел - тот и съел», «Ни на кого не надейся!», «Никому не верь!», «Все люди - звери!», «Живем один раз!», «Никогда ни о чем не жалей!», «Жизнь коротка - надо успеть получить от жизни все!», «Все средства хороши», «Моя хата с краю. », «Прежде всего - ты, а потом уже - все остальные», «Живи одним днем», «Мне хорошо - и это главное ! », «Надо жить легко и беззаботно ! », «Не парься! », «Наслаждайся, пока молод! ». Вполне выразительно просматривается тенденция на социальное обособление, индивидуализм, аномию, гедонизацию сознания подростков. В этой связи мы должны согласиться с мнением И.Е. Булатникова, справедливо отмечающего, что «общий вектор эволюции морального сознания подростков и юношества очевиден - в нем явно просматривается акцент на собственном Я, нарастание индивидуализма, доминирование индивидуального над социальным, ощутимая утрата внешних, регламентирующих рамок общественно одобряемого поведения, растущая власть денег, грубой физической силы, стремление к обособлению от внешней среды, ориентация на «красивую жизнь» без выраженного стремления достичь такую «красоту» собственным трудом, установка на социальный эгоизм, индивидуализм, отчуждение, обособленное существование молодых людей в социальном пространстве, легковесное, беззаботное отношение к жизни» [4]. Разумеется, И.Е. Булатников прав, говоря о том, что в процессе социального воспитания молодежи сегодня необходимо как можно чаще обращаться

к экзистенциальным основам человеческого бытия, к выявлению вечного и временного, национального и общечеловеческого в общественной морали, (шире -в человеческой культуре!), к анализу нравственных констант, определяющих человеческое в человеке. Тогда моральное сознание (как одна из форм бытия общественного сознания) не останется для входящего в самостоятельную взрослую (нравственную!) жизнь человека чем-то непознанным, неосвоенным, некоей «terra incognita», не переведенным во внутреннее достояние личности, не интернализованным ею, а станет прочным внутренним регулятором поведения и отношений юноши, основой мотивации его поступков, фундаментом реализации его стремлений и жизненных целей, выбора средств их достижения, оценки окружающих людей и себя самого, интерпретации социальных процессов и явлений [4].

Совершенно иначе на этом фоне выглядят жизненные девизы тех, кто прошел через систему социально-нравственного воспитания в общественных обьединениях региона. Необходимость преодоления негативных тенденций в развитии нравственной культуры подростков и молодежи требует активизации потенциала первичного коллектива, включения подростков в энергичную социально-значимую деятельность. Но для этого нужен грамотный старт, импульс. В этом плане в опыте общественных объединений г. Старый Оскол оказались продуктивны диспуты, к которым часто прибегали в работе со школьниками Л.И. Уманский и А.Н. Лутошкин. Стремясь изменить социальную позицию воспитанников, их отношение к реалиям социальной действительности, руководители общественных обьединений обратились к диспутам: «Можно ли, живя в обществе, быть свободным от общества?», «Я для коллектива или коллектив для меня?», «Что такое Я и что такое Мы?», «Организация удесятеряет силы?», «Считаете ли вы себя гражданами Родины?», «Долг, Честь и Совесть - связаны ли между собой?», «Что важнее - дружба или правда?», «Человек горд своим трудом?», «Что такое принципиальность?», «Интересы личные и интересы дела: что общего?», «Ответственный человек: какой он?», «В чем истинные ценности православия?», «Честь и честность - синонимы?», «Гордым легче в жизни?», «Целеустремленность и жизненный успех». Главным итогом дискуссий стало столкновение двух принципиальных позиций - «коллективистской» и «индивидуалистической» - сторонников общественного и индивидуального бытия. Диспуты заметно изменили жизненные девизы членов общественных объединений (2014 г.), отличие от девизов обычных школьников оказалось разительным: «Кто, если не я?», «Спешите творить добро», «Для Родины и для друзей - ни сил, ни жизни не жалей», «Если будет Россия, - зна-

чит, буду и я», «Вместе мы - сила», «Один в поле -не воин», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Нет уз святее товарищества», «Мы ответственны за тех, кого приручили», «Дал слово - сдержи!», «Береги честь смолоду!», «Живи так, чтобы не стыдно было смотреть в глаза людям» и др. В жизненных девизах оказалось ощутимо больше социально ответственных позиций, отражающих установки подростков на социальную пользу, товарищество, долг, честь, достоинство, взаимопомощь, высокую социальную ответственность.

Апробированный многолетней педагогической практикой опыт социального воспитания подростков

и юношества через деятельность общественных объединений убеждает в том, что психологически комфортная, личностно и социально значимая деятельность, возможность реализовать себя и найти единомышленников делают такие сообщества незаменимым и продуктивным средством социализации подростков, формирования ценностного отношения подростков к истории малой родины, приобщения их к высоким достижениям культуры, обеспечения условий обретения индивидуальности, социального и профессионального самоопределения в жизни.

Каковы же уровни сформированности ценностного отношения подростков к истории малой родины?

Уровни сформированное™ ценностного отношения старших подростков к истории и

культуре малой родины

Уровни сформированное™ в % Ц ,енностное отношение

Самооценка Экспертная Итоговая

2010 2012 2014 2010 2012 2014 2010 2012 2014

низкий (индиф ферентный) 40 39 34 43 41 35 41,5 40,0 34,5

средний (личностно-осознаный) 41 41 39 38 39 36 39,5 40,0 37,5

высокий (ценностно-значимый) 19 21 27 19 20 29 19,0 20,5 28,0

Продуктивное формирование ценностного отношения подростков к истории малой родины, воспитание гражданственности и патриотизма будущих граждан предполагает обеспечение ряда педагогических условий:

организационно-педагогических - направленность социального воспитания на овладение основами подростками ценностями гражданского общества; повышение теоретико-методологической, методической и технологической компетентности педагогов; обеспечение педагогической поддержки и педагогического сопровождения процесса нравственного самоопределения, саморазвития и самореализации подростков в общественных объединениях;

психолого-педагогических - воспитание у подростков чувства собственного достоинства, чувства социальной свободы и ответственности; воспитание стремления к самореализации не вопреки, а во благо общества и благодаря ему; стимулирование мотивов применения социальных знаний в образовательной и общественно полезной деятельности; смещение акцента на познающую деятельность, самоконтроль, самооценку, самоанализ, самокритику воспитанников; индивидуальная и групповая рефлексия мировоззрения и деятельности.

Среди большого количества факторов и условий формирования ценностного отношения подростков к истории и культуре малой родины, воспитания гражданственности и патриотизма школьников

важнейшую роль играет личность педагога-руководителя общественного объединения. Он - референтный взрослый, он реальный пример должного, убедительный образец реализации всего спектра социальных функций взрослого человека. Однако его пример не всегда совпадает с позицией членов семьи воспитанника, - родители часто своими суждениями и оценками дискредитируют педагогов, ощутимо занижают их роль и социальный статус. Конечно, в последние два десятилетия престиж педагогической деятельности в общественном мнении существенно снизился, а вместе с ним - и значимость влияния педагогов на усвоение подростками и юношеством моральных и гражданско-правовых норм. Не выросла за эти же годы референт-ность и родителей с точки зрения гражданско-правового развития подростков и молодежи. Следовательно, выход из сложившегося положения может быть найден только в совместном, заинтересованном взаимодействии семьи, общественных объединений, подростков и педагогов. Такое взаимодействие способно создать некую социально-нравственную среду, в которой будут циркулировать общие, универсальные представления о норме, о должном, о границах социально-одобряемого поведения и отношений. Только в этом случае в самостоятельную, взрослую, социальную и профессиональную жизнь выйдет действительно зрелый, ответственный гражданин, воплощающий в своем

поведении традиции и нормы гражданского общества, неравнодушный к перспективам жизни и развития своего народа, своей страны.

Глобальный мир претерпевает существенные изменения. Меняется и русский мир, встраиваясь в «универсальные», «всеобщие» тенденции, с легкостью беря на вооружение чужое и постепенно отказываясь от традиционно русского... Миссия всех институтов социального воспитания в этих обстоятельствах значительно возрастает: от их деятельности напрямую зависит - станут ли наши дети русскими, смогут ли сохранить свою историческую и культурную самобытность. Снова перечитываем статьи и книги И.Е. Булатникова, который в одной из своих последних работ пишет: ««Надо учиться заново быть русскими, любить и ценить свой народ, свою историю и культуру, уважать прошлое и моральный выбор отцов. Надо перестать заниматься переписыванием своей истории в угоду политической коньюктуре. Надо ценить жизнь и понимать ее быстротечность. Надо уважать человеческую личность и ее право быть самой собой». [22, с.27]. Вряд ли к этому можно и нужно что-то добавлять. Пора браться за очень важную работу. И, как говорила классик советской педагогики, «Поменьше барабанного боя!».

Литература:

1. Булатников, И.Е. Воспитание ответственности. Курск: Мечта, 2011.

2. Булатников, И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - № 1 (17).

3. Булатников, И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. - 2012. -№ 3 (23). - С.60-72.

4. Булатников, И.Е., Исаев, И. Ф. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. - 2012. - № 4. - С. 76-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Глушковская, М.А. Социально-педагогические условия взаимодействия общественной организации детей и организации педагогов-общественников. - Кострома. - 2009.

6. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009.

7. Караковский, В.А. Стать человеком. - М., 1993.

8. Коротких, М.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса (на материале сельской школы). Автореф.дис.... к.п.н. Курск, 2006.

9. Литвак, P.M. Педагогические основы деятельности общественных объединений в современных условиях. Дис..доктор пед. наук. Екатеринбург, 1998. - 267 с.

10. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой. М. : Просвещение, 1979.

11. Лутошкин, А.Н., Уманский, Л.И. Психология и педагогика работы комсорга. - М., 1979.

12. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. - 304 с.

13. Мудрик, А. В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2009.

14. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалёва. - М. : Институт практической психологии, 1995. - 356 с.

15. Репринцев, А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - № 1 (25). - С. 26-39.

16. Репринцев, А.В. Методологические проблемы современного социального воспитания молодежи или есть ли сегодня социальный заказ на воспитание коллективистов? // Вестник Костромского государственного университета. - 2011. - № 4. - С. 131-137.

17. Репринцев, А.В. Развитие капитализма в российском образовании: взгляд из провинциального вуза // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - № 2 (18). -С. 24-42.

18. Репринцев, А.В. Региональная культура как фактор профессионального воспитания // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2003. - № 5. - С. 46-50.

19. Репринцев, А.В. Русская школа в контексте глобализации культуры: от буржуазных реформ к пробуждению самосознания этноса. Предисловие ко второму изданию книги // Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. Изд. 2-е. Курск: Мечта, 2013. - С. 5-19.

20. Репринцев, А.В. Рыночный тип личности как «социальный заказ» современному социальному воспитанию: традиции этноса и дебри «модернизации» // Ярославский педагогический вестник. - Т.П. - 2012. -№ 5. - С. 18-23.

21. Рожков, М.И. Юногогика. - М., 2009.

22. Русский мир и русское образование в условиях глобализации культуры. Перечитывая философско-педа-гогическую антропологию Е.П. Белозерцева. к 75-летию профессора Е.П. Белозерцева. Монография / Под ред. И.Е. Булатникова, А.В. Репринцева. Москва: Издательство «АИРО-XXI», 2015. - 256 с.

23. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. Киев: Рад. Школа. - 1980.

24. Тиханова, С.В. Формирование ценностных ориента-ций подростков в деятельности детских общественных объединений. Челябинск, 1999.

25. Трубников, А.П. Формирование социальной ответственности старшеклассников в деятельности молодежного центра. Автореф. ...дис.к.п.н. Курск, 2012.

26. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1945. - 568 с.

27. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание. - М.: Педагогическое общество России, 2000.