Научная статья на тему 'Воспитание патриотизма учащихся средствами музейной деятельности'

Воспитание патриотизма учащихся средствами музейной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2848
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ВОСПРИЯТИЕ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусаева Аминат Меджидовна

В статье поднимается проблема использования воспитательного потенциала музея в формировании патриотических чувств и сознания школьников. Рассматриваются психолого-педагогические особенности восприятия музейных экспонатов, формирование патриотических убеждений в процессе эмоционального восприятия музейных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотизма учащихся средствами музейной деятельности»

УДК 371

А. М. Мусаева

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В числе мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» приоритетное внимание уделено созданию нормативно-правовой базы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации. Планируется разработка и внесение в Правительство РФ проектов решений об общественных музеях (в школах, вузах, трудовых коллективах и др.). Исполнителем этих решений призваны стать Минобразование России, Минкультуры России, Минюст России, Союз краеведов России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Результатом такой работы должны стать нормативно-правовые акты по созданию общественных музеев. [5; 6]

В педагогической литературе многие аспекты патриотического воспитания достаточно изучены, поэтому мы остановимся на школьном музее, как эффективном средстве воспитания.

Традиционно музей воспринимается в общественном сознании как источник знаний об истории и культуре народа и страны. Между тем музей может выполнять не только информативную функцию, но способен стать основой для различных видов деятельности, в которые вступают школьники. Это познавательная, поисковая, организаторская, творческая и другие виды деятельности, которые в совокупности составляют музейную деятельность. Музей выступает как интегрированное средство междисциплинарного назначения. Это могут быть музеи: историко-патриотические, истории школы и микрорайона, экологические, технические, народных промыслов, культуры и быта, литературный, мемориальный и другие музеи.

В основе существования и развития любой исторической общности людей лежит духовный стержень, который базируется на чувстве патриотизма, чувстве любви, уважения к предкам, долга перед Отечеством.

Воспитание патриотизма - важнейшего качества личности гражданина своей страны осуществляется, прежде всего, при всестороннем познании «малой Родины» и является основной целью патриотического воспитания средствами музея. Музей способен посредством эмоционального восприятия материальных ценностей национальной культуры воздействовать на формирование чувств и сознания человека.

Известно, что единение людей по этническому принципу базируется на исторической памяти, как важнейшем эмоциональном компоненте интег-

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА УЧАЩИХСЯ...

ративного личностного новообразования, каким является патриотизм. Следовательно, не только знание, историческое знание в данном случае, но и бережное отношение к этим знаниям будут способствовать эффективности патриотического воспитания. В практике школ посещение музеев преимущественно ориентировано на младший школьный возраст, который отличается чрезмерной эмоциональностью и образностью мышления и восприятия. Однако в подростковом и старшем школьном возрасте посещение музея может также быть эффективным, так как эти возрастные категории по утверждению психологов отличаются сенситивностью и вдумчивым отношением к формирующимся ценностям, к ценностям национальным, которые, как известно, занимают приоритетное место в иерархии ценностей подростков.

В школах Дагестана имеется достаточное количество музеев, и их посещение планируется практически всеми учителями-историками, литературоведами, классными руководителями. Большим педагогическим эффектом обладает школьный музей созданный усилиями самих школьников.

Школьный музей содействует развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, энциклопедиями, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к населению и т. д. Документальные материалы школьных музеев, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному усвоению знаний, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Школьный музей является одним из видов народных музеев.

Известно, что патриотическое воспитание в рамках школьного обучения может осуществляться в различных видах деятельности: учебной (интеллектуально-познавательной), внеклассной (проводимой в дополнение к учебному процессу, внешкольной - при помощи общественных организаций, функционирующих в помощь общеобразовательной школе).

Любая форма организации внеклассной и внешкольной работы должна полно раскрывать ее содержание, создавать оптимальные условия для развития школьников.

Важнейший критерий эффективности музейной деятельности - интерес, удовлетворение, радость.

Другой критерий - интеллектуальный и эмоциональный отклик учащихся, которые проявляются как в процессе деятельности, так и по ее завершению.

Третьим критерием эффективности работы по созданию школьного музея является реальный результат поисковой, творческой, организаторской деятельности, которую осуществляют дети. В индивидуальной или массовой форме. Этот критерий становится очевидным особенно тогда, когда деятельность участников подвергается общественной оценке.

Именно по этим критериям можно обнаружить те глубокие внутренние процессы, которые стимулировали поиск, творческие усилия, воображение, волю учащихся, а главное воздействовали на формирование чувства любви к своей культуре, краю.

Возможности школьного музея уже давно используются в воспитательной работе в практике школ. Учебные лекции в музее, встречи с интересными людьми, обновление экспозиции музея, обработка экспонатов, пропаганда собранных материалов помогают поддерживать и сохранять у ребят устойчивый интерес к краеведению... По мнению ученых: «Музей и краеведение способствуют воспитанию культуры межнациональных отношений, формированию гражданской позиции, помогают раскрыть единство и связь истории родного края с историей государства» [13].

Как показывает практика, совместная поисковая, творческая деятельность объединяет школьников, сплачивает в единый коллектив. Получив задание, учащиеся разрабатывают программу работы, согласуют ее с учителем истории и работниками школьного музея, структурируют стратегическую цель на задачи, обсуждают возможные способы их реализации. На первом этапе осуществляется сбор имеющихся в печати сведений, затем идет сбор полевого материала. В этих целях зачастую школьникам приходится выезжать даже за пределы республики. При этом поддерживается тесная связь с родственниками пропавшего без вести воина и другими заинтересованными людьми (идет сбор семейных фотографий, документов, различных реликвий, одежды и др.). Произвольно формируется инициативная группа из школьников, педагогов и заинтересованных в результатах поиска лиц. Это способствует формированию чувства сопричастности к проблемам общенационального масштаба, заинтересованности в результативности поиска, понимание общественной значимости своей деятельности. На наш взгляд, эти чувства в последующем становятся основой для формирования патриотических чувств и сознания школьников. Выявленные в ходе поиска материальные предметы выступают в качестве потенциальных экспонатов школьного музея.

Важным аспектом работы по патриотическому воспитанию школьников средствами музея выступает фигура экскурсовода.В роли экскурсовода может выступать как школьник-энтузиаст музейного дела, так учитель истории, другой педагог. Важно, чтобы в его деятельности главным было не «информирование», сообщение определенных знаний, а формирование исторической памяти, представлений, ассоциаций и опыта слушателя. Особый эмоциональный фон создается благодаря совместному прослушиванию этой информации, ее последующему совместному обсуждению в референтной группе, что и способствует формированию личностной позиции по данному вопросу. Доказано, что активность субъекта в познании ценностей истории и культуры средствами музейной экспозиции и информационного воздейс-

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА УЧАЩИХСЯ...

твия в значительной степени зависит от культуры речи, эмоционального фона речи, мимики и жестов экскурсовода. При этом следует помнить о том, что экскурсия фиксирует значимость существования музея, узнавание которого как такового входит в сумму знаний о предметном мире, об истории Дагестана, России. Комментарий экскурсовода дополняет и углубляет созерцание экспозиции, однако экскурсия не выходит за пределы освоения предметной «знаковой среды». Важно учитывать то обстоятельство, что зрительное восприятие информации слушателем занимает доминирующее значение. Наглядно-образное восприятие музейных экспонатов выступает в качестве средства перманентного воздействия на посетителя музея на протяжении достаточно длительного периода времени. Принципиальным представляется учет важной особенности воздействия музейной экспозиции, которая проявляется в том, что она одновременно воздействует на сознание и эмоциональную сферу школьника-посетителя.

Поэтому для закрепления эффекта посещения музея педагоги могут предложить школьникам в зависимости от возраста - написание сочинения, творческое задание - рисунок, дискуссию и т. п. Эти задания помогут учащимся закрепить полученные в результате посещения музея знания и впечатления с тем, чтобы, осознав их, превратить в личные убеждения и чувства.

Таким образом, посещение музея для школьников должно стать событием («со-бытие» взрослых и детей), которое в рамках событийной концепции психологического времени объясняет особенности психического отражения человеком времени, его скорости, насыщенности, продолжительности в зависимости от числа и интенсивности происходящих в жизни событий, изменений во внешней среде (природной и социальной), во внутреннем мире человека (мыслях и чувствах) и т. д.

Таким образом, школьный музей является важным средством патриотического воспитания школьников, так как способствует формированию чувства национальной гордости за малую Родину и ее героев, укреплению важного консолидирующего фактора - исторической памяти народа. А без исторической памяти нет и народа.

Исследование данной проблемы влечет за собой необходимость формулирования основных принципов музейной деятельности, в числе которых нами определены: принцип историзма, принцип объективности; принцип преемственности. Эти принципы помогают в структурировании экспозиционного фонда музея по разделам, что помогает в организации учебно-воспитательной деятельности средствами музея.

В школьном музее проводятся различные воспитательные мероприятия патриотической направленности - встречи с ветеранами войн, пресс-конференции с известными людьми в республике, городе, ауле, различные фестивали, конкурса чтецов на патриотическую тематику.

Выводы:

1. Музей занимает важное место в системе патриотического воспитания школьников,

2. Музей обладает определенным просветительным и воспитательным потенциалом, выступая в роли открытой педагогической системы.

3. Музейные экспонаты оказывают значительное эмоциональное воздействие на формирование патриотических чувств и сознания у школьников.

Библиографический список

1. Быков, А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе [Текст]./ Воспитательная работа. - 2007. -№ 5. - С. 4-5.

2. Возлинский, Г, М. Патриотизм - есть чувство любви к Родине [Текст] / Г. М. Воозлинский // Национальная безопасность и геополитика России. -2000. -№ 3. - С. 80-83.

3. Газман, О. С. Общественное гражданское воспитание: Взгляд в будущее [Текст] / О. С. Газман //Советская педагогика. - 1990, - № 7. - С. 38-44.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [Текст]: Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ, - 2001. - 51 с.

5. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [Текст]: Постановление Правительства России № 422 от 11 июля 2005 г.

6. Глазунова, И. Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности: [Текст] / И. Н. Глазунова, дис. ...канд.пед.наук, -Липецк, 2002. - 174 с.

7. Клименко, И. М. Формирование патриотизма в процессе обучения истории и внеучебной работы: [Текст] / И. М. Клименко, дис. .. .канд.пед.наук. - Екатеринбург, 1999. - 238 с.

8. Пнонтковскпй, В. В. Формирование патриотического сознания старшеклассников; [Текст] / В. В. Пионтковский. дис. ...канд.пед.наук. - Якутск, 2002. - 162 с.

9. Петряикина, А, П. Воспитание патриотически - ориентированной личности старшеклассника в процессе изучения истории в современных условиях: [Текст] / А. П. Петрянская. дис. ,..канд.пед.наук. — Казань, 2002. -257 с.

10. Сенюк, Д. С. Духовно-патриотическое воспитание старшеклассников в процессе туристско-краеведческой работы: [Текст] / Д. С. Сенюк. дис. ...канд.пед. наук. - М.: 2002,- 134 с.

11. Соколовская, Ю. Б. Педагогические аспекты формирования нравственно-патриотических качеств у старших школьников: [Текст] / Ю. Б. Соколовская, дис. ...канд.пед.наук. - Саратов, 2001,- 130 с.

12.Леонтьев, А. А. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А. А, Леонтьев. - М: Политиздат, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.