тили, что имидж обусловливает самореализацию личности и помогает формировать в обществе высокий статус профессии педагога.
Библиографический список
1. Кларк, Дж. International Business Terms [Текст] / Дж. Кларк. - London : Lessons Professional Publishing, 2006. - 367 с.
2. Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов [Текст] / Н. Ю. Шведова. - М. : Издательский центр «Азбуковник», 2008. - 1175 с.
3. Панасюк, А. Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж [Текст] / А. Ю. Панасюк . - М. : Дело, 2000. - 240 с.
4. Калюжный, А. А. Психология формирования имиджа учителя : пособие для учителей школ, преподавателей и студентов вузов - будущих педагогов [Текст] / А. А. Калюжный. М. : Гуманитар. изд. центр Владос, 2004. - 222 с.
5. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь [Текст] : энциклопедия / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь. Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 808 с.
6. Кэмерон-Бэндлер, Л. НЛП. Интенсивный курс управления психикой. Заложник эмоций. [Текст] / Л. Кэмерон-Бэндлер, М. : Лебо, СПб. : прайм-Еврознак, 2007. - 219 с.
7. Певцова, Е. А. Информационная культура как компонент имиджа современного педагога [Текст] : дис. д-ра пед. наук / Е. А. Певцова. - Москва, 2006. - 200 с.
Хващевская Анастасия Сергеевна
Студентка группы ТМПН1 -06-01, факультета немецкого языка ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
ББК 26.891л6 УДК 37.02; 371 ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ:
ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЕГО РАБОТЫ
В данном исследовании освещены основные характеристики музейной деятельности: объект и субъект, его функции, задачи, формы работы. В статье представлена классификация источников знаний и степени активизации познавательной деятельности студентов (экскурсантов), взаимосвязь эффективности музейной и научно-просветительной деятельности с коллективом и аудиторией, принимающей информацию, а также определена среда развития музея.
Ключевые слова: краеведческий музей, патриотизм, патриотическое воспитание, музейная культура, экспозиция краеведческого музея.
MUSEUM OF REGIONAL STUDIES: TRADITIONAL AND INNOVATIVE
FORMS OF WORK
This article contains the basic characteristics of museum activities: object and subject, functions, tasks, forms of work. There is a source classification of knowledge and enhancing degree of students' cognitive activity, the relationship of the museum and scientific activities with the staff and the audience receiving the information. It identifies the museum's development.
Key words: museum, patriotism, patriotic education, museum culture, exposure museum.
Являясь одним из наиболее ярких символов культуры, музей имеет более чем вековые традиции взаимодействие с образованием. В последние годы он приобрел функцию самостоятельной образовательной структуры. Уникальные возможности музея заключаются в специфике музейной информации, то есть в том, что она основывается на подлинных экспонатах с их историкокультурным богатейшим контекстом.
Музейная культура определяется такими характеристиками, как частота посещения музеев, целенаправленность посещения музеев и осмотра экспозиции, обращение к различным источникам или умению ориентироваться в музейной среде. Общение с подлинными экспонатами, находящимися в центре педагогического процесса отличает музей от других институтов образования и определяет специфику его методики [1, c. 320].
Музейными сотрудниками используются следующие методы работы с посетителями: метод беседы, вопросно-ответный и игровой методы.
Важно отметить, что музей представляет собой также научноисследовательское учреждение, поскольку создаёт базу для исследований, вводит в научный оборот фонд музейных предметов, проводит исследования, основанные на их изучении. В то же время музей выступает и как научно -просветительное учреждение, ибо, демонстрируя музейные собрания в соответствии с определённой научной концепцией, он распространяет знания, удовлетворяя культурные запросы общества.
Объект деятельности музея являются музейные предметы: памятники природы, истории, культуры (вещественные, изобразительные, письменные источники), документирующие вещественно-исторические и культурноисторические процессы. Музейное значение предмета определяется социальной значимостью информации, носителем которой он является, т.е. ее научной, культурной (в том числе ее мемориально-реликвийной), эстетической, художественной ценность.
Субъект деятельности музея - музейная аудитория, т.е. та часть общества, которая, руководствуясь различными мотивами, проявляет интерес к памятникам природы, истории и культуры, представленным в музее того или иного профиля.
Деятельность музея направлена на организацию комплектования, хранения, изучения и экспонирования музейных предметов и использования их в научных, образовательных и воспитательных целях.
В результате анализа специализированной литературы по музееведению были выявлены следующие социальные функции музея:
1. Функция документирования посредством музейных предметов объективных процессов и явлений в природе и обществе, обусловленная общественными потребностями экономического, научного, культурного характера в собирании, хранении, изучении музейных предметов.
2. Функция образования и воспитания, обусловленная информативными свойствами музейных предметов, а также познавательными и культурными запросами общества к музеям.
3. Функция организации свободного времени, отвечающая общественной потребности в культурных формах досуга, эмоциональной разрядке.
Функция музейного воспитания выполняется на современном этапе не в полном объеме, например, патриотическому воспитанию уделяется не так много внимания, как это должно быть. Сегодня изменившиеся условия существования заставляют работников учреждений культуры музея переосмысливать свое место в современном мире, искать пути и выстраивать новые модели развития. Их основная задача - разработка стратегии развития коммуникативной миссии музея, продвижение его позитивного имиджа, внедрение новых информационных и гуманитарных технологий.
По данным социологических исследований, многих посетителей привлекают музеи, в которых отражается историческая краеведческая проблематика. Наиболее часто посещаются музеи, посвященные истории отдельных регионов, т. е. краеведческие. Л.Г. Левыкин, автор книги “Музееведение. Музеи исторического профиля” считает, что эти музеи наиболее доступны для посещения, и это объясняется их значительным удельным весом в структуре музейной сети [2, с. 411]. Вопрос о формулировании исторического сознания и музейной культуры является одним из актуальнейших для всего музейного дела.
Экспозиция краеведческого музея является одним из средств формирования исторического сознания. Эпоха в экспозиции должна говорить с помощью своих собственных документальных свидетельств, разумеется, интерпретированных в соответствии с современными научными взглядами. Что же касается научно-просветительной работы музеев, то задача формирования исторического сознания и музейной культуры у людей предполагает и ведение экскурсий по специфически музейной тематике. Помимо обычных экскурсий на экспозиции многих музеев можно проводить и особые занятия типа исторических игр, основанных на музейных предметах и объединенных общей темой, где каждому школьнику давалась бы определенная социальная роль. Такие занятия уже проводятся в ряде музеев. Научные сотрудники музеев должны вполне осознанно относиться к тому, как именно при построении новых экспозиций и планировании научно-просветительской работы со-
здавать наилучшие условия для формирования исторического сознания и музейной культуры у подрастающего поколения, считают авторы статьи “Музейный ресурсный центр” И.В. Пролеткин, М.Е. Шпак [5, с. 101].
Экспозиция краеведческого музея имеет большие дидактические и воспитательные возможности, особенно в области патриотического воспитания. Применяя музейные материал в процессе обучения, факультативных курсах, кружках, проводя обзорные экскурсии, используя все формы учебной работы в музее, целесообразно пользоваться методами обучения, которые выдвинул в своей классификации академик И.Д. Зверев. Именно эта классификация приведена в книге Дик Н.Е. “Географическая экспозиция школьного краеведческого музея”, которой я воспользовалась в ходе моего исследования. Особенность этой классификации состоит в том, что она учитывает как источники знания:
1) слово экскурсовода (учителя);
2) наглядность - экспозиция музея;
3) практическая деятельность с экспонатами музея;
Также учитывается и степень активизации познавательной деятельности студента (экскурсантов):
1) репродуктивная - студенты слушают экскурсовода и отвечают на вопросы воспроизводящего характера;
2) поисковая - студенты с помощью экскурсовода приходят к самостоятельным выводам;
3) исследовательская - студенты самостоятельно, опираясь на экспозицию, решают учебные задачи проблемного характера [3, с. 120].
Музей занимает важное место в системе учреждений культуры. Научно -просветительная деятельность как совокупность специфических средств образовательно-воспитательного действия музея является существенным компонентом идеологической работы в нашей стране. Эффективность всей музейной деятельности, в том числе и научно-просветительной находится в прямой зависимости от уровня взаимодействия музейного коллектива, передающего информацию через музейную экспозицию, и аудитории, принимающей эту информацию [4, с. 151].
Среда развития музея за последнее время претерпела значительные изменения. Если первоначально она определялась лишь пространством самого музея, то во второй половине ХХ века вышла за его пределы, на улицы и площади городов. Многие учреждения культуры, откликаясь на веяние времени и реализуя разнообразные проекты, стали активно проводить различные акции, фестивали. Еще более изменилась среда развития музея в конце ХХ века, когда открылись практически безграничные просторы Интернета.
Библиографический список
1. Азаров, Ю. П. Искусство воспитывать [Текст]: книга для учителя / Ю. П. Азаров - М. : Просвещение, 1985. - 448 с.
2. Левыкин, Л. Г. Музееведение. Музей исторического профиля [Текст]:
учебное пособие для вузов по спец. «История» / Левыкин К. Г., Херост В. -М. : Высшая школа, 1988. - 498 с.
3. Жуков, И. М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников [Текст]: И. М. Жуков - М. : Педагогика, 1982. - 155 с.
4. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга [Текст]: / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик - М. : Флинта, 1998. - 216 с.
5. Шпак, М. Е. Музейный ресурсный центр [Текст]: учеб. пособие / М. Е. Шпак - М. : Музейное дело, 2000. - 140 с.
Эккерман Алёна Викторовна
Студентка группы ДО1-06-01 гуманитарно-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
ББК 88.4 УДК 37.011.31
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Рассматривается актуальная проблема формирования стрессоустойчивости личности педагога. Определены понятия «стресс», «стрессоустойчивость личности», охарактеризованы источники и причины стресса, представлены факторы, смягчающие воздействие стресса на психическое и физическое здоровье личности педагога.
Ключевые слова: стресс, психический стресс, стрессоустойчивость личности, социальная поддержка, реактивность вегетативной нервной системы релаксация.
STRESS RESISTANCE AS A PERSONAL CHARACTERISTIC OF A
MODERN TEACHER
The article deals with a burning problem of teacher’s stress resistance. The notions “stress”, “stress resistance” are determined, the causes and sources of stress are described, and the factors that make stress less influential on psychical and physical health of teachers are presented.
Key words: stress, psychical stress, stress resistance, social support, reactivity of vegetative nervous system, relaxation.
Жизнь и деятельность современного человека наполнена критическими ситуациями, которые приводят к стрессу. Чтобы справиться со стрессами, ситуациями внутреннего конфликта или жизненного кризиса, человеку необходимо проделать мучительную внутреннюю работу по восстановлению душевного равновесия, осмысленности жизни. Люди испытывают стрессы на протяжении всей жизни. Стрессы влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и взаимоотноше-