Научная статья на тему 'Использование наследия Ибрая Алтынсарина в современном музейном пространстве (на примере Костанайского областного мемориального музея)'

Использование наследия Ибрая Алтынсарина в современном музейном пространстве (на примере Костанайского областного мемориального музея) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1002
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ВЫСТАВКА / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / ИМИДЖ МУЗЕЯ / МУЗЕЙНЫЙ ПРОЕКТ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / MODERN MUSEUM / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / A VIRTUAL TOUR / INTERACTIVE EXHIBITION / MUSEUM EXHIBITION / THE IMAGE OF THE MUSEUM / MUSEUM PROJECT / FOLK TRADITIONS / CULTURAL VALUES / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыщанова Уркия Мухамедияровна

Костанайский мемориальный музей Ибрая Алтынсарина активно использует информационные, цифровые и другие инновационные технологии для сохранения, экспонирования и популяризации историко-культурных ценностей. Интерактивные формы экскурсий и занятий в музее пользуются все большей популярностью, отвечают всем требованиям педагогического процесса. Различные формы культурно-просветительной деятельности современных музеев способствуют пропаганде казахской культуры, повышают интерес к музейным экспозициям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ibrai Altynsarin heritage usage in modern museum environment

Kostanayskiy Memorial Museum of Ibrai Altynsarin actively uses information, digital and other innovative technologies for the conservation, exhibition and promotion of historical and cultural values. Interactive forms of excursions and activities at the museum are increasingly popular, they meet all current requirements of the pedagogical process. Various forms of cultural and educational activities of modern museums contribute to the promotion of the Kazakh culture, increase the interest in the museum exposition.

Текст научной работы на тему «Использование наследия Ибрая Алтынсарина в современном музейном пространстве (на примере Костанайского областного мемориального музея)»

УДК 37.035.6

У. М. Рыщанова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАСЛЕДИЯ ИБРАЯ АЛТЫНСАРИНА

В СОВРЕМЕННОМ МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (на примере Костанайского областного мемориального музея)

Костанайский мемориальный музей Ибрая Алтынсарина активно использует информационные, цифровые и другие инновационные технологии для сохранения, экспонирования и популяризации историко-культурных ценностей. Интерактивные формы экскурсий и занятий в музее пользуются все большей популярностью, отвечают всем требованиям педагогического процесса. Различные формы культурно-просветительной деятельности современных музеев способствуют пропаганде казахской культуры, повышают интерес к музейным экспозициям.

Ключевые слова: современный музей, культурно-просветительная деятельность, инновационные технологии, виртуальная экскурсия, интерактивная выставка, музейная экспозиция, имидж музея, музейный проект, народные традиции, культурные ценности, культурное наследие

Kostanayskiy Memorial Museum of Ibrai Altynsarin actively uses information, digital and other innovative technologies for the conservation, exhibition and promotion of historical and cultural values. Interactive forms of excursions and activities at the museum are increasingly popular, they meet all current requirements of the pedagogical process. Various forms of cultural and educational activities of modern museums contribute to the promotion of the Kazakh culture, increase the interest in the museum exposition.

Keywords: modern museum, cultural and educational activities, innovative technologies, a virtual tour, interactive exhibition, museum exhibition, the image of the museum, museum project, folk traditions, cultural values, cultural heritage

На сегодняшний день актуально обращение к историко-педагогическому анализу одного из наименее изученных этапов развития отечественной культурно-просветительной деятельности, которая осуществляется Коста-найским областным мемориальным музеем Ибрая Алтынсарина и способствует реальному сохранению национальной духовности, культурных традиций казахского народа [10].

Важную роль в этом процессе играют музеи, являющиеся, как правило, символами национального самосознания, национальной гордости, взаимодействия культур [5].

Ибрай Алтынсарин занимает особое место в истории культуры казахского народа как педагог и просветитель. Свою практическую деятельность он сочетал с широкой пропагандой идей просвещения, культуры и прогресса, приобщения казахского народа к русской культуре и науке [11]. И. Алтынса-рин открывал русско-казахские школы, сель-

скохозяйственные и ремесленные училища в степи, с его именем связано начало женского образования в Казахстане. Он автор двух учебников для учащихся русско-казахских школ. «Казахская хрестоматия» (1879) является первым национальным букварем, первым учебником, составленным на основе русского алфавита. Эта книга оказала неоценимую помощь казахским детям в освоении русского языка. В Хрестоматии в популярной форме излагались основы знаний, в небольших рассказах говорилось о важности перехода к земледелию, к оседлому образу жизни, детям доступно объяснялись достижения науки и техники. В учебном пособии «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» И. Алтынсариным дано около 500 слов и фраз, взятых из самых различных областей жизни - количество, достаточное для первоначального освоения устной русской речи.

175

Его переводы познакомили казахских читателей с образцами русской и западноевропейской классической литературы.

И. Алтынсарин продолжал лучшие традиции русской педагогики XIX в., основывая свою деятельность на взглядах К. Ушинского: его педагогические идеи формировались под влиянием передовой демократической культуры России.

Составляя методические пособия, И. Ал-тынсарин не мог и предположить, что через столетия возрожденный казахский народ высоко оценит его деятельность как богатейший вклад в культуру и, отдавая дань уважения его труду, прославит как ученого, писателя и выдающегося педагога.

В современном мире музей как социальный институт становится не только центром хранения и передачи культурного наследия, но и активным элементом общественной жизни. Казахстан - молодое государство, которое сейчас по-новому осмысливает свою историю и культуру [2], с этим связано и внимание к культурно-образовательной деятельности музеев в начале 2000-х гг.

Процесс осмысления истории и культуры проявляется в стремлении обновить старые экспозиции, внедрить новые интерактивные формы взаимодействия с посетителем, применить разнообразные научные технологии и художественные приемы для организации музейной экспозиционной среды.

Культурно-просветительная деятельность музеев играет особую роль в духовной жизни казахского народа. Сегодня музеи в их привычном формате практически изживают себя, постепенно превращаясь в мультимедийные центры, арт-клубы, объединяющие любителей самых разных форм искусства. С целью создания единого информационного пространства историко-культурных ценностей в музеях Казахстана активно внедряются инновационные технологии.

Согласно одной из концептуальных моделей, «музей есть специфическая сложная система, основной функцией которой является передача особой социокультурной информации» [8].

В силу своей природы мемориальные музеи способны играть большую роль в нравственно-эстетическом, историко-патрио-тическом, эколого-охранительном просвещении и вовлечении людей в различные формы социально-культурного творчества [13; 14].

Возникли потребности в пересмотре подходов во взаимоотношениях музей и посетитель, музей и дети и в появлении инновационных идей. По-иному стала строиться культурно-образовательная работа музеев.

В действительности современные музеи -это, скорее, развлекательные комплексы, чем храмы искусства. Вместо привычного экскурсовода в музеях появляется аудиогид, а вместо обязательных музейных смотрителей - система самостоятельного ориентирования в современном музейном пространстве.

Как отмечает М. П. Маклашова, просветительская деятельность Русского музея обеспечивает культурно-исторический диалог прошлого и настоящего, материализованного в музейных экспонатах через историческую, культурную, эстетическую значимость подлинников, формирует ценностное отношение к культурному наследию [6].

Разработка концепции культурно-просветительной деятельности мемориального музея Ибрая Алтынсарина отражает целостность его организационно-педагогических и содержательных компонентов в уникальных исторических, социально-культурных и социально-педагогических условиях.

В ходе исследования раскрыта педагогическая сущность культурно-просветительной деятельности мемориального музея Ибрая Алтынсарина, на конкретно-историческом материале выявлена организационно-педагогическая и содержательная специфика деятельности современного музея как института культурно-просветительного, историко-па-триотического и нравственно-эстетического воспитания, определены сущность и специфика методов культурно-просветительной деятельности музея, его значение для обновления современной социально-культурной деятельности.

176

Мемориальный музей И. Алтынсарина как социальный институт призван связывать просвещение с досугом: здесь человек отдыхает и наслаждается и при этом растет, видоизменяется, воспитывается.

Образовательное назначение музея заключается в формировании ценностного отношения к культурно-историческому наследию. Это осуществляется в специфической форме - символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге музея и посетителя, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного. Поэтому в новой образовательной концепции большое значение придается апелляции к внутреннему миру человека, чувственно-эмоциональной сфере, творческому воображению.

В настоящее время коллектив Костанай-ского областного мемориального музея проводит поисковую, охранительную, реставрационную, экспозиционную и просветительно-образовательную деятельность в соответствии с современными требованиями научно-технического прогресса [9]. Сегодня развиваются прогрессивные формы управления музейным учреждением, совершенствуется экспозиционное творчество. В нем широко используются средовой и арт-дизайн, сценография, художественно-пространственная композиция, аранжировка цветосветовой гаммы, утверждается построение экспозиционного образа, реализуются принципы экспозиционной драматургии.

Разнообразные психолого-педагогические методики, апробированные в мемориальном музее И. Алтынсарина, убедительно показали, что визуальное мышление отражает сущность зафиксированной в музейном предмете информации только в том случае, если восприятие информации включается в целостный мир духовно ориентированной личности, согласуется с ее интересами, психологическими установками и направленностью. Личные качества формируются не единичным социальным институтом, а своей культурной средой, и здесь как нигде необходимо взаимодействие со школой, трудовыми коллективами, семьей.

В ходе исследования создано и внедрено научно-методическое обеспечение воспитания молодежи интерактивными формами реализации культурно-просветительного наследия И. Алтынсарина, включающее мультимедийное методическое пособие «Ибрай Алтынса-рин - выдающийся казахский педагог-просветитель», рекомендованное для тех, кто интересуется педагогикой, историей и культурным наследием Казахстана.

Кроме того, музей уже имеет свой интерактивный тур «Имя Ибрая Алтынсарина вечно» (виртуальная экскурсия по алтынса-ринским местам Костанайской области с помощью новейших технологий). Интерактивные формы экскурсий и занятий в музее пользуются все большей популярностью, они отвечают всем современным требованиям педагогического процесса. Интерактивная выставка «Загадки Ибрая Алтынсарина», ролевые экскурсии-игры «Просвещение края», «Ремесленная мастерская», игра-путешествие «По алтынсаринским местам Костанайской области», викторина «Что Вы знаете об И. Алтынсарине?», интерактивное музейное занятие «В алтынсаринской школе: от ручки до школьной парты» и другие формируют у учащихся не только знания об окружающем мире, истории, культуре, но и расширяют для них образовательное пространство, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу. Кроме того, культурно-просветительная деятельность определяется музейными программами: «Музейный всеобуч», «Традиции и культура казахского народа», «Выездной музей». Опубликованы сборник сценариев массовых мероприятий «Реализация культурно-просветительского наследия Ибрая Алтынсарина в воспитании молодежи», сборник «Костанайский областной мемориальный музей Ибрая Алтынсарина», бонус-игра «Ибрай Алтынсарин - великий сын казахской степи», издания «Ибрай Алтынса-рин - выдающийся казахский педагог-просветитель, поэт, писатель, ученый-этнограф», «Наследие Ибрая Алтынсари-

177

на», «Нестационарные формы работы Кос-танайского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина (методические рекомендации)».

Адаптированные к возрастным особенностям посетителей тематические музейно-педагогические занятия и лекции отличаются ярким эмоциональным восприятием материала слушателями. Секрет эффективности этих мероприятий в широком использовании игровых методик, вызывающих повышенный интерес посетителя к тематическому занятию, построенному в форме диалога. Так, например, при изучении темы «Времена года» школьники с радостью включаются в одну из предлагаемых лектором игр «Войди в картину». Представив себя в осеннем лесу и нарисовав картину в своем воображении, ребята с удивительной увлеченностью рассказывают не только о цветовой гамме сказочного осеннего леса, но и о запахах, звуках, которые они ощущают, слышат в мысленно нарисованных сюжетах. Полезным для таких лекций является включение поэтических и музыкальных фрагментов в процессе зрительного восприятия изучаемой темы. Этот известный прием в практике эстетического воспитания придает яркую и эмоциональную окраску зрительным впечатлениям, что в свою очередь способствует развитию ассоциативного мышления. Структура зрительного, поэтического, музыкального рядов продумывается в комплексе, в тесной взаимосвязи и предполагает созвучие зрительного, поэтического и музыкального образов.

В этой связи решаются задачи музейной педагогики, а именно: определение специфики педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы музейной аудитории; выявление наиболее рациональных форм и методов совместной работы музеев с другими педагогическими учреждениями и др. [7].

Таким образом, мемориальный музей И. Алтынсарина активно использует информационные, цифровые и другие инновационные технологии для сохранения, экспонирования и популяризации историко-культурных

ценностей; совместными усилиями отрабатывает новые методики просветительской, образовательной и экспозиционной деятельности посредством сети Интернет; активно внедряет в деятельность музея партнерские проекты как средства активизации музейной коммуникации, увеличения количества посетителей музеев, способствующие укреплению имиджа музея и выполняющие образовательные и воспитательные задачи [1].

Вместе с тем можно констатировать, что в историко-педагогической литературе в недостаточной мере раскрыты теоретические основы культурно-просветительной деятельности современных музеев как педагогического явления, отсутствуют конкретно-исторические исследования содержания их просветительной деятельности, недостаточно осмыслены основные направления культурно-просветительной деятельности музеев, не определена сущность и специфика методов культурно-просветительной деятельности музеев.

Опыт создания музейной экспозиции, посвященной жизни и деятельности И. Алтынса-рина, и организации научно-просветительской деятельности, способствующей пропаганде казахской культуры и повышению интереса к музейной экспозиции, на базе музея позволяют обогатить музейную педагогику, расширив представление о назначении и функциях учреждения благодаря применению как объективных, так и субъективных исследовательских ориентаций.

Вот почему, обращаясь к опыту создания и функционирования мемориального музея И. Алтынсарина, мы считаем важным выделение организационно-педагогической и содержательной специфики культурно-просветительной деятельности современных музеев. Такая постановка вопроса дает возможность разработки целостного историко-педагоги-ческого представления о культурно-просветительной деятельности современного музея.

Каждое просветительское мероприятие в зависимости от аудитории, которой оно адресовано, направлено на формирование и развитие определенной образовательной компетен-

178

ции. Известный российский ученый А. В. Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования [4].

В этой связи большой интерес представляет педагогическое наследие И. Алтынсари-на. Сегодня необходимо обращение к исторической основе воспитания, ибо без осмысления исторического педагогического наследия невозможно приобщение подрастающего поколения к человеческим идеалам [12].

Вместе с тем нельзя не отметить его многогранную и плодотворную деятельность по просвещению народа. Осознавая потребности общественно-экономического развития края, учитывая природно-географические условия региона, И. Алтынсарин выделил основные цели школы: умственное образование, трудовое обучение, физическое развитие, нравственное воспитание.

Жизненный и творческий путь И. Алтын-сарина, отдельные страницы его биографии, некоторые аспекты его философских и педагогических воззрений и др. вызывают особый интерес и способствуют духовно-нравственному развитию современной личности.

Образованность, знание, эрудиция всегда считались фактором социального выживания и благополучия. Это отражено в казахских пословицах: «Ученый и против течения поплывет», «Учись всему», «Умному

человеку и 70 ремесел мало», «Знающий от тысячи бед избавится», «У грамотного душа светлая, у неграмотного лицо темное», «Кто много видит, тот делается умнее, а кто много говорит, тот делается красноречивее», «Если не умеешь говорить, лучше молчи, подольше посиди среди народа», «Проси совета у старшего тебя на год», «Учиться -иглой рыть колодец (очень трудно)», «Хорошее слово - половина счастья», «Старик между молодыми глупеет, молодой между старыми умнеет» [3].

В ходе нашего исследования выявлены и раскрыты социально-педагогические (образовательно-познавательный, ценностно-ориента-ционный, мотивационный, социализирующий) потенциалы культурно-просветительной деятельности И. Алтынсарина в современной педагогике; охарактеризованы особенности реализации его культурно-просветительного наследия в воспитании молодежи в современной педагогической деятельности (необходимость расширения информационного пространства и обогащения взаимодействия современных музеев); выявлены истоки духовно-нравственных ценностей в культурно-просветительной деятельности И. Алтынсарина в работе с молодежью (опора на народные традиции и культуру, тесная связь с социальной и природной средой). Результаты исследования могут быть использованы при разработке современных технологий социально-культурного воспитания на основе приобщения личности к культурным ценностям и культурному наследию.

1. Активизация информационных ресурсов и их эффективное использование в пропаганде наследия Ибрая Алтынсарина // Информатизация общества: современное состояние и перспективы: материалы ме-ждунар. науч.-практ. конф. - Костанай: Костанайский социал.-техн. ун-т им. академика З. Алдамжар. -2008. - С. 109-114.

2. Алтаев, Б. Е. Место музеев Казахстана в мировом сообществе / Б. Е. Алтаев // Музеи Казахстана (Астана). - 2003. - № 2. - С. 13-15.

3. Алтынсарин, И. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1 / И. Алтынсарин. - Алматы, 1975. - С. 210-214.

4. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. - М.: ИНЭК, 2007.

5. Коссова, И. М. Культурно-образовательная деятельность музеев / И. М. Коссова. - М.: Брандес, 1997. - С. 5.

6. Маклашова, М. П. Роль просветительских проектов ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» в формировании и развитии образовательных компетенций / М. П. Маклашова, И. П. Ештокина // Культура народов Причерноморья. - 2012. - № 232. - С. 252-256. - (Государственный Русский музей).

179

7. Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для вузов по специальности «История» / под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. - М., 1988. - C. 272.

8. Пшеничная, С. В. Концептуальная модель музея в современной отечественной музеологии / С. В. Пшеничная // Музеи России: поиски, исслед., опыт работы: сб. науч. тр. - СПб., 2007. - № 9. - С. 3-6.

9. Рыщанова, У. М. Музей как открытая педагогическая система / У. М. Рыщанова // Высшая школа Казахстана. - 2009. - № 2. - С. 77-79.

10. Рыщанова, У. М. Формирование ценностных ориентаций готовности будущих учителей в контексте инновационной парадигмы образования / У. М. Рыщанова // Поиск: науч. журн. М-ва образования и науки республики Казахстан. Сер. Гуманитарные науки. - Алматы, 2009. - № 1 (2). - С. 278-282.

11. Рыщанова, У. М. Применение инновационных технологий в изучении наследия Ибрая Алтынсарина / У. М. Рыщанова // Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию ун-та. - Тараз: Таразский гос. ун-т им. М. Х. Дулати, 2008. - С. 32-35.

12. Рыщанова, У. М. К вопросу об инновационных технологиях управления непрерывным образованием (из опыта работы Костанайского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина) / У. М. Рыща-нова // Управление непрерывным образованием: структура, содержание, качество: материалы VI междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2008. - С. 324-327.

13. Соловьева, Н. В. Педагогические возможности музея как элемента социокультурной среды / Н. В. Соловьева. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. пед. ин-та, 1996. - 119 с.

14. Hudson, К. The Cambridge guide to the museums of Britain and Ireland / K. Hudson, A. Nicholls. - Cambridge; New York; Melbourne; Sydney: Cambridge university press, 2007.

Сдано 3.10.2013

180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.