Научная статья на тему 'Решение экспериментальных задач на уроках химии'

Решение экспериментальных задач на уроках химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1446
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПРОБЛЕМА / ПРАКТИКА / ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ / EXPERIMENTAL TASK / CHEMICAL EXPERIMENT / PRACTICE AND SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усеинова Фадьме Талятовна

Умение решать задачи важная часть химического образования. Без решения задач постижение любой из естественных наук, в том числе и химии, не может быть полным. Особое место занимают экспериментальные задачи. Уже в школе формируется процесс перехода от мысли к практическим действиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усеинова Фадьме Талятовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение экспериментальных задач на уроках химии»

стимулирует развитие восприятия, мышления, музыкально-сенсорных способностей, делает процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным [1].

Литература

1. Бочарова Н. В. Мультимедийные пособия для дошкольников: создание и применение // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. № 7. С. 75-80.

2. Приезжая М. Н. Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2013. № 3. С. 26-27.

3. Чистякова Т. С., Цветкова О. Н. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. № 9. С. 93-96.

Решение экспериментальных задач на уроках химии Усеинова Ф. Т.

Усеинова Фадьме Талятовна / Useinova Fad'me Taljatovna - учитель химии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Фрунзенская средняя школа, с. Фрунзе, Сакский район, Республика Крым

Аннотация: умение решать задачи - важная часть химического образования. Без решения задач постижение любой из естественных наук, в том числе и химии, не может быть полным. Особое место занимают экспериментальные задачи. Уже в школе формируется процесс перехода от мысли к практическим действиям Abstract: the ability to solve problems - an important part of chemical education. Without solving comprehension problems of any of the natural sciences, including chemistry, can not be complete. A special place is occupied by experimental tasks. Already in the school formed the transition from thought to action.

Ключевые слова: экспериментальная задача, химический эксперимент, проблема, практика, техника безопасности.

Keywords: experimental task, chemical experiment, practice and safety.

На данное время в общеобразовательной школе большое внимание уделяется практической подготовке учащихся, совершенствованию школьного химического эксперимента — лабораторных и практических работ. В решении этих проблем важное место занимают экспериментальные задачи, дидактические функции которых в настоящее время возрастают: они не только выполняют контролирующую роль знаний и практических умений учащихся, но и способствуют развитию их мышления, творческой активности, самостоятельности.

Экспериментальные задачи используются в практике преподавания химии с целью закрепления, углубления и контроля знаний. Необходимо помнить, что решение задач -это средство обучения, способствующее прочному усвоению знаний. Для успешного решения экспериментальных задач необходимо сочетание теоретических знаний с практическими умениями. Для этого нужна лишь кропотливая систематическая работа. Решение химических задач способствует осуществлению связи обучения с жизнью, воспитывает трудолюбие, формирует рациональные приемы мышления, устраняет формализм знаний, прививает навыки самоконтроля, развивает самостоятельность. Образовательная роль задач выражается в том, что через задачи осуществляется связь

теории с практикой, в процессе их решения закрепляются и совершенствуются химические понятия о веществах и процессах. На основе решения задач легко организовать проблемное обучение [Название сайта: http://1september.ru URL: http://him.1september.ru/article.php].

Большой интерес вызывают у учащихся задачи, содержание которых связано с повседневной жизнью, например, докажите опытным путем, что сок лимона содержит кислоту; определите, содержит ли отобранная проба дождевой воды примеси кислот, т. е. являлся ли данный дождь кислотным. Решение учащимися экспериментальных задач состоит из следующих пунктов: постановка проблемы (задача) ^ построение гипотезы ^ проектирование опыта для проверки гипотезы ^ составление плана эксперимента ^ осуществление эксперимента ^ оформление результатов эксперимента ^ формулирование ответа.

Обучать решению задач следует как фронтально, так и путем вызова отдельных учеников к демонстрационному столу. При этом учащиеся всего класса должны участвовать в обсуждении задачи, в составлении плана ее решения, а выполняют опыты, вызванные к столу учащиеся. Учителю необходимо проследить за тем, какие ошибки допускают ученики при выполнении опытов, исправить ошибки, привлекая для этого учащихся.

Перед решением экспериментальной задачи требуется составление списка необходимых реактивов, материалов и посуды. Особенно важно учитывать знания учащимися техники безопасности, которую они должны соблюдать.

После решения экспериментальной задачи необходимо требовать составления в классе письменного отчета: план решения каждой экспериментальной задачи, записать необходимые уравнения реакций и условия их течения, фиксировать наблюдения, записи выводов, а в случае необходимости зарисовать приборы, используемые для решения.

Проверка учителем решения экспериментальной задачи учащимися проводится путем наблюдения за проведением химического эксперимента, а также проверки письменного отчета.

При решении задач на распознавание веществ надо уметь классифицировать и группировать вещества, сравнивать их индивидуальные свойства, знать качественные реакции. Кроме того, важно найти наиболее короткое и красивое решение. Для облегчения решения такой задачи нередко составляют логические схемы и таблицы.

После выбора пути решения задачи посредством теоретических рассуждений можно приступать к экспериментальному выполнению. Очень важно, чтобы после выполнения работы большая часть исследуемых веществ осталась неиспользованной. Это необходимо на случай ошибки, если придется повторить исследование.

Экспериментальные задачи на определение качественного состава вещества сводятся к тому, чтобы установить наличие в нем тех или иных ионов или функциональных групп (если анализируется органическое вещество). Для решения таких задач надо знать реакции, с помощью которых можно выявить наличие иона или группы. Полезно помнить и специфические свойства веществ, которые помогают их обнаружить [Учеб. для общеобразовательных учреждений. — М.: Астрель, 2007. — С. 130-134].

Решение учащимися экспериментальных задач не только способствует закреплению знаний учащихся и формированию у них практических умений, но и учит делать обобщения, взаимосвязывать процессы, проверять теоретические суждения, определять цель работы, составлять план исследования проводить эксперимент, оформлять, анализировать и делать выводы.

Литература

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://1september.ru http://him.1september.ru/article.php (дата обращения: 27.01.2016).

2. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Понтак Л. С. Химия: 9-й класс.

3. Учеб. для общеобразовательных учреждений. — М.: Астрель, 2007. — С. 130-134.

Развитие навыков вероятностного прогнозирования при обучении аудированию на иностранном языке Дьякова А. В.

Дьякова Анна Владимировна /Dyakova Anna Vladimirovna - студент, Институт педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет, учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области иностранных языков Государственное бюджетное образовательное учреждение, Закрытое акционерное общество Школа № 814, г. Москва

Аннотация: статья посвящена развитию у школьников одного из видов речевой деятельности - аудирования. В статье представлены теоретические аспекты понятия «вероятностное прогнозирование», приведены примеры методики работы над данным умением.

Abstract: the article is devoted to the development of the one type of speech activity in pupils called listening comprehension. The article presents the theoretical aspects of the concept of 'probabilistic forecasting'. There are also methodological techniques of work on this skill.

Ключевые слова: аудирование, речевая деятельность, вероятностное прогнозирование.

Keywords: listening comprehension, speech activity, probabilistic forecasting.

Аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Это показывает практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общения на иностранном языке. Существует целый ряд объективных сложностей, связанных с восприятием речи на слух. Поэтому в школах большое внимание следует уделять работам с аудиотекстами. В данном случае развитие навыков аудирования будет являться не только целью и важнейшим средством обучения. Чаще всего ученики в основной школе должны освоить иностранный язык на минимальном необходимом для выживания уровне, для чего возникает необходимость развитие у них способностей к иноязычной речевой деятельности, которые позволят в нужный момент из минимальных знаний извлечь максимальную пользу.

В отечественной методике были предприняты попытки установить роль и место каждого компонента в структуре способностей к иноязычной речевой деятельности, т. е. выделить среди них ведущие и вспомогательные. Высказывалась идея о том, что основным компонентом структуры языковой способности является определенная степень развития мыслительных операций: анализа — синтеза, речевой догадки. В качестве показателей психических процессов, связанных непосредственно с речевой деятельностью, назывались объем оперативной памяти и вероятностное прогнозирование [1, с. 95].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.