Гончарова Т.Е.
музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад 79 комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербург, Россия
МИМИО-технологии в дошкольном образовании.
Осеннее путешествие. Прогулка по Приморскому району Санкт-Петербурга
Аннотация: Использование МИМИО-технологии в ГБДОУ детском саду № 79 комбинированного вида Приморского района Санкт- Петербурга и сценарий проведения осеннего досуга для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с целью закрепления знаний о районе города, в котором мы живем.
Ключевые слова: МИМИО-технология, опыт работы, совместные детско-родительские досуги, сценарий.
Наш детский сад, работающий с детьми общеразвивающих и специализированных групп (логопедических и коррекционных), второй год активно внедряет информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в работе с дошкольниками. До этого времени мы использовали только телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа (создание презентаций в программе Power Point).
В 2011 году учреждением было приобретено МИМИО-оборудование (интерактивная приставка МИМИО, проектор, экран) и компьютер с многофункциональным устройством. Осенью 2012 года был проведён Интернет, что значительно расширило возможности работы и общения с родителями и коллегами по работе. За 2011-2012 год восемь педагогов нашего детского сада прошли обучение по МИМИО-технологии.
Самый привлекательный момент в использовании МИМИО-оборудования - его безопасность. Если работа с компьютером ограничена по времени для детей трёхлетнего возраста десятью-двадцатью минутами, а к восьми годам сорока минутами, то на интерактивной доске дети могут безопасно работать необходимое для занятий время. Только необходимо помнить и объяснить ребятам, что для сохранения зрения нельзя смотреть в линзу проектора и, попав в луч, они не должны смотреть на зрителей.
Преимущество МИМИО-оборудования в том, что оно мобильно. Интерактивную приставку можно быстро установить на любой гладкой поверхности (доске, стене, столе). Комплект оборудования весит около 400 грамм. Это даёт возможность его размещения в разных группах поочерёдно. И, наверное, для бюджетных дошкольных образовательных учреждений самое главное, невысокая его стоимость.
МИМИО-технология позволяет создавать и хранить свои электронные дидактические материалы, проводить зрелищные и эффективные занятия. Но для работы с МИМИО-проектами воспитателям не обязательно создавать их самим. На сайте «Образовательного центра «ИНТОКС» http://www.mimio-edu.ru/ можно воспользоваться богатым опытом работы разных специалистов. Для этого надо зарегистрироваться на сайте и скачать программное обеспечение mimio.
Возможности данной технологии настолько поразили воображение и заинтересовали коллег, что во время обучения уже были разработаны первые собственные образовательные ресурсы для работы с детьми и взрослыми.
МИМИО-оборудование установлено в музыкальном зале детского сада, что даёт возможность частого его использования на музыкальных занятиях. Мной разработано несколько обучающих проектов (с использованием МИМИО-технологии) как музыкальных, так и общеразвивающих.
В проекте «Волшебный мир музыки» дети в игровой форме знакомятся с понятием ритм, метр, длительности. Играют со словами, слогами, определяя количество слогов в словах и длительностей в такте. Данный проект является учебным пособием, задача которого состоит в том, чтобы возбудить интерес детей к музыке. На начальном этапе ставится задача вовремя и правильно развить музыкальные задатки ребёнка, добиться заинтересованности, восприимчивости, творческой активности.
Проект «Цифры с нотами дружили» даёт возможность в сравнении изучить семь нот и семь цифр, поиграть с цифрами и нотами, помузицировать на интерактивной доске и с реальными инструментами, исполнить песенки и даже потанцевать.
Проект «Игралочка», созданный для переключения внимания детей на разные виды деятельности при работе с проектом «Цифры с нотами дружили», может использоваться и как самостоятельный проект, и как форма проведения развлечения с детьми и даже праздника.
Очень интересен опыт использования МИМИО-технологии для проведения праздников с детьми. Самый первый мой МИМИО-проект «Осенняя сказка Петербурга» (2011 год) создан для проведения осеннего досуга с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Форма праздника «путешествие по городу» даёт возможность познакомить детей с главными достопримечательностями Санкт-Петербурга. Рекомендации, данные родителям для прогулки по городу вместе с детьми, позволили заинтересовать взрослых в поиске дополнительной информации по нужным маршрутам.
Осенью 2012 года мы вновь «путешествовали по городу», только теперь это было «Осеннее путешествие. Прогулка по Приморскому району». В данном проекте осеннего праздника мы с помощью «цветика-семицветика» познакомились с семью самыми интересными достопримечательностями Приморского района Санкт-Петербурга. Изюминкой данного проекта был рассказ об этих интересных местах в исполнении самих родителей вместе с детьми. Предварительно, проводя работу с родителями, я предложила познакомиться с семью достопримечательностями Приморского района Санкт-Петербурга, родители выбрали из предложенных вариантов близкую для себя тему. Нужно было сфотографировать выбранную достопримечательность и познакомить с информацией об этом интересном месте детей и родителей на празднике. И, во время праздника, мамы, папы и дети рассказывали всем о том, где они побывали, что видели, и что интересного об этом узнали. Выступая в качестве ведущих на празднике, родители почувствовали себя не пассивными зрителями, а активными участниками праздника. Также для подготовки к празднику был проведён конкурс фотогазет на тему «Осень в Приморском районе Санкт-Петербурга». Поиск информации, совместные прогулки с фотографированием интересных мест, оформление фотогазет с папой и мамой дали возможность детям лишний раз побыть вместе с родителями, гордиться ими, увидеть заинтересованность родителей делами детей.
Для проведения совместного детско-родительского досуга в коррекционной группе весной 2012 года был создан проект «Звуки Весны», где решались коррекционно-развивающие, познавательные и воспитательные задачи. Во время праздника дети с родителями «выручали Весну», которая просила помощи в борьбе с Зимой. На интерактивной доске выполняли задания не только дети, но и их родители. Детям даже иногда приходилось помогать своим родителям в выполнении задания, подсказывая, как управлять интерактивной доской.
В логопедической группе весной 2012 года был проведён логоритмический досуг по проекту «Дружная компания». В проекте отражена взаимосвязь работы логопеда и музыкального руководителя в ознакомлении детей с лексической темой «Насекомые». Это тоже был совместный детско-родительский досуг, в котором дана возможность детям совместно с родителями проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя в логоритмических играх и упражнениях. Восемь насекомых, с которыми дети
познакомились и играли во время досуга, родители и сами дети - это дружная компания, которая просит всех людей на Земле беречь природу
Для выпуска детей в школу создан проект праздника «Хоровод сказок». Интерактивная доска позволяет не только иллюстрировать ход праздника, но и очень пригодилась в решении математических и грамматических задач в путешествии по сказкам.
Для проведения праздника, посвящённого Дню защитника Отечества, вместе с воспитателем Бурковой И.С. был создан проект музыкально-познавательного досуга «Вместе с папами играем». Дети всегда любят играть, а если они играют вместе с папами, то это вдвойне веселей. На этом празднике дети имели возможность закрепить и пополнить знания о защитниках Отечества, о Российской Армии, о родах войск, о различных видах военной техники. Сочетание работы на интерактивной доске с подвижными играми, песнями и танцами даёт возможность динамичного проведения досуга. Приятно было слышать после праздника пожелание мам о создании такого же интересного развлечения для женщин к 8 Марта.
МИМИО-оборудование заинтересовало не только детей, но и всех родителей. Видя результаты развития своих ребят, родители всё активнее включаются в совместную подготовку к занятиям, чаще участвуют в совместной деятельности с детьми. Они вносят предложения по установке такого же оборудования в группах.
МИМИО-технологии позволяют не только поддерживать и совершенствовать игры и занятия детей, но и обучать и консультировать педагогов на педагогических советах. Так, старшим воспитателем нашего детского сада Швайковской Т.И. были разработаны три проекта-тренинга: «Профессиональная компетентность педагога. Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования Тренинг № 1», «Профессиональная компетентность педагога. Интеграция образовательных областей и видов деятельности во время проведения режимных процессов. Тренинг № 2», «Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. Тренинг № 3».
Педагоги нашего детского сада делятся своим опытом с коллегами других дошкольных учреждений района. Так, в октябре 2012 года был проведён семинар-практикум «Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения» для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, инструкторов по физическому воспитанию и музыкальных руководителей Приморского района. На семинаре наши педагоги рассказывали о проведённых мероприятиях с использованием МИМИО-технологии и показывали свои МИМИО-проекты. Слушатели семинара очень тепло приняли наши выступления. Многие не были знакомы с такой технологией и были поражены её возможностями. Все захотели иметь такое оборудование не только в своём детском саду, но и в своих кабинетах.
Выступая на конференциях различного уровня (городских, всероссийских и международных), наши педагоги рассказывают о возможностях МИМИО-технологии и показывают свои работы, которые с интересом воспринимают слушатели.
Сценарий проведения осеннего досуга для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с целью изучения своего района города.
В течение всего досуга на интерактивной доске проходят слайды.
1 лист - Название проекта.
2 лист - Дождь в Петербурге.
Под фонограмму звуков дождя и первого куплета песни «Город над вольной Невой» («Вечерняя песня» — песня А. Д. Чуркина на музыку В. П. Соловьёва-Седого) дети входят в зал. В конце фонограммы опять слушаем дождь. Дети «ловят капельки» руками.
3 лист - Песня «Разговор с дождиком» (сл. С.Королёвой, муз. Л.Аксёновой)
4 лист - Ребёнок - Ловят ладони рук, капли небесной души.
К тебе, мой далёкий друг, ветер принёс дожди. Ребёнок - Смотрит мостов полукруг, в Невские витражи.
В городе встреч и разлук, вновь моросят дожди. Ребёнок - Туч, нависающий луг, струнами неба ожил.
Мокрых зонтов испуг - над Петербургом дожди. 5 лист - Ребёнок - Орган водосточных труб, мессами дребезжит.
Крыш, музыкальный клуб - танцуют, звенят дожди. Ребёнок - Пасмурный Петербург, песню наворожил.
Вслушайся в капель звук, это поют дожди. («ПЕСНЯ ДОЖДЯ» §аШвк1) Оркестр из металлических трубочек (Мишель Легран Саундтрек к к/ф "Шербургские зонтики")
6лист - Песня «Отчего плачет Осень» (сл. и муз. Е.Соколовой) Ребёнок - Мы очень любим город свой. Сияет солнце над Невой, Или дожди стучат в окно - его мы любим все равно. Мы в этом городе живем. И он растет, и мы растем. (М.Борисова)
7 лист - Ведущий - Ребята, а в какой стране мы с вами живём? (Показ на интерактивной доске)
8 лист - А в каком городе? (Показ на интерактивной доске)
9 лист - Герб Санкт-Петербурга представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей — морского и речного, положенных накрест, и на них золотой скипетр с двуглавым орлом. (Показ на интерактивной доске)
10 лист - А кто знает, как называется наш район? (Показ на интерактивной доске)
11 лист - Сложи карту нашего района. (Задание на интерактивной доске)
12 лист - Эмблема нашего района - символическое изображение чайки и три ряда волн. (Показ на интерактивной доске)
13 лист - Ведущий - А сейчас ребята на интерактивной доске и на фланелеграфе из частей соберут герб Санкт-Петербурга и эмблему Приморского района.
«Собери герб и эмблему» (Задание на интерактивной доске)
14 лист - Ведущий - У меня в руках волшебный цветок - Цветик-семицветик. Он приглашает нас в путешествие по нашему району. Стоит лепесток сорвать, куда захочешь, можно попасть.
Ребёнок - Царица Осень всех зовет во двор -По улицам бродить так интересно! Как будто скрипки зазвучат в оркестре, Как будто запевает детский хор, И город начинает разговор...
(«Осенний ноктюрн» Ирина Пономарева)
15 лист - I. Красный лепесток сорвём - к месту дуэли Пушкина мы попадём. Лепесток отрывается - путешествие начинается.
Звучит фонограмма полёта
Ведущий - Наш город Санкт-Петербург известен многими знаменитыми людьми, а с нашим районом связано имя замечательного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. К сожалению, известность эта печальна. 27 января 1837 на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки близ Комендантской дачи состоялась дуэль на пистолетах между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом). В результате дуэли Пушкин был смертельно ранен и через два дня умер. Место дуэли А.С.Пушкина (Показ на интерактивной доске) Ребёнок - Словно зеркало русской стихии, отслужив назначенье свое, Отразил он всю душу России! И погиб, отражая её.
(«О Пушкине» Н. Рубцов) Ребёнок - Есть много людей знаменитых на свете, Чья слава сквозь годы прошла и до нас,
Но Пушкина сказки читают все дети, О нём мы не вспомнить не можем сейчас.
(«Великий поэт» Наталья Саженкова)
16 лист - Сказки Пушкина (Показ на интерактивной доске)
Ведущий зачитывает отрывки из произведений А.С.Пушкина. Выслушав ответы детей, открывает на доске шторки для проверки.
17 лист - Соедини каждую сказку линиями одного цвета (Задание на интерактивной доске)
18 лист - II. Ведущий - Оранжевый лепесток сорвём - в Лахту тут же попадём. Лепесток отрывается - путешествие продолжается.
Звучит фонограмма полёта
Усадьба графа Стенбок-Фермора (Показ на интерактивной доске)
Ведущий - Своим рождением отмечающий ныне столетие юбиляр - поселок Ольгино -обязан последним владельцам Лахтинского имения графам Стенбок-Ферморам. 7 марта 1907 года петербургский губернатор А. Д. Зиновьев утвердил план поселка Ольгино, названного так в честь небесной покровительницы Ольги Платоновны Стенбок-Фермор. Ребёнок - Грохочет бал, сияет бал, летают в косах ленты,
Повсюду музыка звучит и шепот комплиментов. Песня-танец «Петербургский вальс» (сл. и муз. С.Насауленко)
19 лист - Гром-камень (Показ на интерактивной доске) Ребёнок - Когда решили памятник построить царю великому Петру,
Искали под него фундамент, он должен быть большой величины. Ребёнок - Пришёл однажды Вишняков Семён,
Сказав, что под фундамент есть гром-камень. Фальконе, архитектор, осмотрев его, Одобрил камень под фундамент. Ребёнок - Тысячу шесть тонн тянул камень,
В двенадцати верстах от Петербурга он лежал, В селении Лахта он находился,
Гром-камень, что лежал в земле. («Медный всадник» Parshin) Для какого памятника служит пьедесталом Гром-камень? (Задание на интерактивной доске и на фланелеграфе)
20 лист - III. Ведущий - Голубой лепесток сорвём - в Юнтолово мы попадём. Лепесток отрывается - путешествие продолжается.
Звучит фонограмма полёта
Юнтоловский заказник (Показ на интерактивной доске)
Ведущий - Природные территории, частью которых является Юнтоловский заказник, были объявлены заповедными ещё в 1720 году указом Петра Великого. Даже частичное преобразование природных ландшафтов приведет к исчезновению местных растений и животных, исчезнет кормовая база для перелетных птиц, которые здесь отдыхают и кормятся во время сезонных миграций. Ребёнок - Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля, и небо чистым быть. Ребёнок - Надолго ль хватит нам воды, коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов, где топоры стучат? Ребёнок - Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек -
Всю Землю можешь только ты, разумный человек! (Kristina) Ребёнок - Журавушки - журавли оторвались от земли.
Крылья к небу вскинули, милый край покинули. Закурлыкали вдали журавушки — журавли! Муз. - песня «Журавушка» (сл. Л.Вольского, муз. Г.Вихаревой)
21 лист - IV. Ведущий - Синий лепесток сорвём - в прошлое мы попадём. Лепесток отрывается - путешествие продолжается...
Звучит фонограмма полёта
Комендантский аэродром (Показ на интерактивной доске)
Ведущий - 100-летний юбилей военно-воздушных сил отметил в этом году бывший Комендантский аэродром, расположенный между Коломяжским проспектом, Чёрной речкой, проспектом Сизова и Парашютной улицей.
С начала 18 века на севере столицы в районе озера Долгое и Черной речки размещалась дача коменданта Петропавловской крепости, которая дала название прилегающему полю. В 1893 году на этом поле был оборудован Удельный скаковой ипподром. С 1908 года Коломяжский ипподром стал использоваться для показательных полетов первых летательных аппаратов. На Комендантском аэродроме работали и начинали свой путь выдающиеся русские авиаконструкторы. В годы Великой Отечественной войны здесь приземлялись транспортные самолёты, доставлявшие в город продовольствие и увозившие обратным рейсом эвакуируемых ленинградцев.
22 лист - Составь из частей самолёт. (Задание на интерактивной доске и на фланелеграфе)
Ребёнок - Самолет построим сами, понесемся над лесами.
Понесемся над лесами, а потом вернемся к маме. («Самолёт» Агния Барто) Ребёнок - Я построю самолёт, шлем надену, и в полёт.
Сквозь волнистые туманы, полечу в другие страны, Над морями и лесами, над горами и полями, Облечу весь шар земной, а потом вернусь домой. (В. Шишков) Танец «Самолётик» («Ку-ко-ша» вып. 1)
23 лист - Ведущий - Сейчас на этой территории на Богатырском проспекте в доме номер 4 расположен молодёжный театр-студия «За Чёрной речкой», который выпустил 18 спектаклей для детей и взрослых.
Ребёнок - В кинотеатре - широкий экран, в цирке - манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре, площадка особая - ... (СЦЕНА!) Ребёнок - Театральный он работник - постановок «дирижёр»,
Управляющий спектаклем - это, верно, ... (РЕЖИССЁР!) Ребёнок - Кто любитель представлений, просмотрел их тьму, немало,
Кто театра почитатель - тот зовётся. (ТЕАТРАЛОМ!) Ребёнок - Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? Песня «Осень к нам пришла» (сл. и Муз. Е Соколовой)
24 лист - V. Ведущий - Жёлтый лепесток сорвём - в Коломяги мы попадём. Лепесток отрывается - путешествие продолжается.
Звучит фонограмма полёта
Коломяги (Показ на интерактивной доске)
Ведущий - Коломяги - одно из старейших мест района. Генерал А. П. Никитин — герой Отечественной войны 1812 года, построил усадебный дом в стиле позднего классицизма и устроил парк с тремя прудами, плотинами и водопадом «Плакун». По описанию очевидцев так выглядел новый усадебный парк: «Над прудами толпилось множество гостей, гремела музыка, веселье оживляло новосозданный сад... Особняк был окружен с трех сторон садом.» Среди знакомых дочери Никитина Е. А. Орловой-Денисовой были художники и литераторы. Визитная карточка хозяйки обнаружена в одной из книг библиотеки А. С. Пушкина. Не раз, прогуливаясь, приходил в Коломяги Александр Александрович Блок. 28 августа 1914 года записал в дневнике: «Какие милые, тихие осенние Коломяги». На сегодняшний день здание усадьбы Орловых-Денисовых стало памятником федерального значения. Но, несмотря на это, оно не используется, а разрушается.
Если раньше здесь «толпилось множество людей», то сейчас парк и пруды очаровывают своей тишиной и являются островком природы среди массовой застройки района. И здесь хочется вспомнить стихи А.С.Пушкина про осень, которую он очень любил.
Ребёнок - Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, Ребёнок - Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад - дорога промерзает. Журча, еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы.
25 лист - Раздай листья деревьям. (Задание на интерактивной доске и на фланелеграфе) Ребёнок - Желтый, красный листопад - листья по ветру летят.
Что случится с нашим садом, если листья облетят? («Листопад» Ф. Грубин) Ребёнок - Опавшей листвы разговор еле слышен:
- Мы с кленов . - Мы с яблонь . - Мы с вишен .
- С осинки . - С черемухи . - С дуба . - С березы. Везде листопад: на пороге морозы! («Листопад» Ю. Капотов)
Танец «Разноцветная осень» («Ку-ко-ша» вып. 5)
26 лист - VI. Ведущий - Зелёный лепесток сорвём - в Удельный парк мы попадём. Лепесток отрывается - путешествие продолжается.
Звучит фонограмма полёта
Удельный парк (Показ на интерактивной доске)
Ведущий - Удельный парк основан в 1832 году. Одним из главных достоинств Удельного парка является почти полное отсутствие в нём цивилизации. Небольшой, извилистый пруд когда-то был украшением пейзажной части парка. На одном из берегов пруда находится тренировочная база клуба «Зенит», а на другом - большой открытый стадион «Спартак». Зимой здесь заливают огромный каток, где можно взять коньки напрокат. На территории стадиона есть ещё и закрытый каток с искусственным льдом. Конноспортивный клуб при стадионе «Спартак» существует в парке с года с 1992-го. В парке обитает около 40 видов птиц и большая популяция белок. Так называемый «бельчатник» -небольшой, огороженный железной решёткой участок неподалёку от центральной аллеи. Здесь можно покормить «с руки» птиц и белок. Ребёнок - Белка, Белка, ты куда? - У меня сейчас страда. Нужно мне набрать орехов без ошибок и огрехов. Отнесу я их в дупло, буду жить зиме назло
И смотреть цветные сны до весны, до весны! (Марина Миняшина)
27 лист - Перемести животных на соответствующие лужайки. (Задание на интерактивной доске)
28 лист - Ребёнок - Осенний дождь - небесный музыкант,
Перебирает клавиши - дождинки. Ловлю в ладони капель звукоряд, Звенящие, воздушные росинки. Ребёнок - Осень-девица пришла, непогоду принесла.
И теперь дождь льёт и льёт, солнцу выйти не даёт. Мочит рощу, лес и луг, город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч - он вождь, ты ведь знаешь, это - ... Танец «Осень, осень, раз, два, три» («Ку-ко-ша» вып. 5)
29 лист - VII. Ведущий - Фиолетовый лепесток сорвём - и в детсад мы попадём. Лепесток отрывается - путешествие продолжается.
Звучит фонограмма полёта
Детский сад (Показ на интерактивной доске)
Ведущий - Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад. А кто может сказать, на какой улице расположен садик? Какие улицы рядом с ним? Что интересного ещё есть рядом? Как называется наше муниципальное образование?
30 лист - Ведущий - По району погуляли, семицветик вновь собрали, в детский сад опять попали.
Ребёнок - Очень весело в саду с радостью туда иду,
Чтобы целый день играть, бегать, петь и танцевать. (О. Пикус)
31 лист - Ребёнок - Все мы - дети Земли, все мы - здесь рождены,
Мы ее охранять, и беречь должны. Если хотите, чтоб мир был зеленым, Не вырубайте березы и клены! (Марк Львовский) Ребёнок - Мусор, мусор! Мусор везде! На улицах, в парках, в воде. Люди! Дети вас просят, не сорите, Мусор, пожалуйста, в урны кладите! Ребёнок - Дальше двигаемся дружно, знают все, что это нужно, Нужно мусор весь убрать, чтобы городу сиять, Нужно свалки разгрести, чтобы городу цвести! Ребёнок - Время, даром не теряя, свалки быстро разгребая,
Мы собрали мусор весь, и теперь порядок здесь. Танец «Весёлая уборка» («Ку-ко-ша» вып. 5)
32 лист - Ребёнок - Наш город прекраснее всех! Он поражает гостей
Широтою своих площадей, красотою мостов и рек. С золотых куполов церквей льется песня колоколов, Прославляя город Петров, ставший славой России всей!
(Таня Холощак)
Песня «Чудо-город» (сл. В.Красноружской, муз. И.Шарифуллиной) Под фонограмму гимна заканчивается праздник.