^НН^АЦИ^^:1И^С^ОВАТ^^^1РОЕКТ^ПР^^МЫЛ^^ДЫ_
В статье рассказывается об авторской программе духовно-нравственного воспитания дошкольников «Тёплая избушка». Автор предлагает сделать процесс духовно-нравственного воспитания детей и ознакомление их с русской народной культурой более доступным (простым, понятным, интересным). Статья включает в себя конспекты занятий на материале русской народной культуры.
Малова Вера Васильевна
музыкальный руководитель МДОУ детский сад « Радуга» Московская область Клинский район, город Высоковск
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «ОСЕНИНЫ»
(Обряды и песни Первоосенья)
Ключевые слова: обряды и песни осеннего периода, обрядовый календарь земледельца, Первоосенье, русский народ, избушка, хозяйка, дети, духовно-нравственное воспитание дошкольников.
В народной жизни сентябрь - это месяц, подводящий итоги минувшего лета, собирающий в житницу всё, что вырастило летнее солнце, что дала крестьянину его тяжёлая страдная работа. Это богатый месяц. “В сентябре и у воробья пиво, и у вороны копна”, -говорили в народе. С этого времени начинается для крестьянина пора сравнительного отдыха, хотя дел в поле и в огороде ещё немало: молотьба, пахота зяби, уборка картофеля... Для хозяек - сезон домашних припасов и заготовок впрок всего, чем одарила природа. “ Запасливый лучше богатого”, “Что осенью соберёшь руками, то весной подберёшь губами”.
В осенних календарных песнях и закличках народ славит осень, зовёт её погостить, просит побыть подольше доброй, чтобы люди успели насладиться её кротким, прощальным теплом. Трудовые песни, как всегда, бодры, задорны, облегчают тяжёлую работу, делают её веселее и привлекательнее. Интересны обычаи этого периода.
Помочь (иначе помощь) - иногда люди приглашали к себе народ, чтобы ускорить трудоёмкие работы. На помочь шли охотно: когда многолюдно и весело, легко справиться с работой, за которой обязательно следовало угощение. Но если на помочь звала вдова или сирота, угощения не ждали, а всё, что надо для пира, приносили с собой: “на вдовий дом хоть щепу кинь, всё душе спасенье”. Помочи бывали разные: “поло-тушки (совместная прополка), “потрепушки” (трепание льна), “супрядки” прядение льна, “заполики” (опахива-ние полей), “капустка” - рубка капусты общими силами, когда девушки в лучших нарядах ходили от избы к избе с песнями, предлагая помощь и затем, получая угощение, “чем Бог послал”.
Братчины - когда всей деревней варят братское пиво, а затем разносят его по домам, приглашая на опашку.
Угощение новобрачными родни - к молодым сходились родные и знакомые, позыватый приглашал посмотреть на житьё-бытьё молодых хозяев и поучить их уму-разуму. Хозяева готовили к этому дню пышный обед, а гости должны были хвалить их и делиться опытом ведения хозяйства.
Календарные наблюдения в сентябре сосредоточены на таких явлениях природы, которые служат признаками наступления зимы или её предвестниками. Не остаётся без внимания характер отлёта птиц, постепенное замирание жизни животных, время опадения листьев и то, как они ложатся на землю. Так считали, что если птицы летят низко, зима будет холодной. Холодную зиму предвещает и скорый, но нечистый листопад. Если листья лягут изнанкой - к урожаю и тёплой зиме. Мыши-полёвки роют норы недалеко от поверхности земли - зима будет снежной.
Сценарий праздника
Под раздольную русскую народную мелодию ведущая в русском костюме выходит и встаёт перед гостями.
Ведущая:
Шёл по Руси Старик-годовик, рукавом махал да месяцы птицами по свету пускал. Мчались в небе птицы-месяцы, над землёй махали крыльями. Полетели снежно-белые - подморозило, завьюжило, Полетели розокрылые - зацвели цветы весенние, И зелёные, как травушка, промелькнули птицы летние, А летели
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
53
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
золотистые - уронили вниз три перышка (бросает на пол три золотистых пёрышка).
Что три перышка означают? - То, что осень на Руси трижды встречают. Щедрая она, обильная, красивая - как ей три поклона не отвесить, трижды не поприветствовать! Подниму я первое перышко, и начнётся первая встреча осени (поднимает пёрышко, показывает его зрителям, уходит под музыку на своё место).
В избу заходят дети, садятся на лавки, “спят”.
Слышны звуки деревни: поют петухи, залаяла собака.
Издалека слышна закличка:
Осень, осень,
В гости просим!
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
(Входит бабушка с охапкой дров, начинает хлопотать у печи).
Бабушка:
- Просыпайтесь, детушки, осенины нынче! Журавлей-то поди, проспали! Уж как вчера-то они на болотине собирались, уговор держали, каким путём-дорогою на тёплые воды лететь...
(Мальчик, вскакивая, подбегает к окну):
Мальчик:
- Летят! Летят! Слышите? (Дети присоединяются к нему и вместе кричат):
- Колесом дорога! Возвращайтесь! (Слышится курлыканье журавлей).
Бабушка (подходит к детям, тоже смотрит в окно): Ишь, как кричат, курлычут, с русской землёй прощаются!
Ребёнок: Бабушка, а новый огонь-то? Зажгли уже?
Бабушка: Эк, милая, спохватилась! Ещё на рассвете дедушка посреди двора деревяшки-то тёр-тёр, да долго так - думала, и печку нынче не растоплю! Вчера-то ведь все до единого уголька водой залили, все лучинки погасили. Смотрю - ан нет! - дымок заструился!
Ну, а дыма без огня не бывает. Вон как в печке полыхает! Умывайтесь, скоро отец с матерью с обедни придут!
Мальчик: Ой, сегодня же Кирюшу будут постригать и на коня сажать!
Девочка: А нам за прялку садиться... Смотрите, куделька-то новенькая!
Бабушка: Сегодня всё новое, потому что новоле-тие. И кудель, и холст к вечеру новый ткать
Начнём (показывает на кросна) - первые посидел-ки-засидушки с новым огоньком... (Бабушка садится на лавку).
Мальчик: И охота нынче первая! Ух, как я на охоту хочу!
Мальчик (поддразнивая): Ух! Охотничек! Хорошо медведя в окно дразнить, а в поле, поди, и зайца не поймаешь!
Мальчик-“охотник”: Нет, поймаю!
(Дети сбегаются в круг, берутся за руки. В середину присаживается на корточки “зайчик”. “Охотник” встаёт за кругом.).
«СИДИТ, СИДИТ ЗАЙЧИК»
Сидит, сидит зайчик,
Сидит зайка серый
Под кустом,
Под кустом.
Охотнички едут,
Едут-скачут в поле Во пустом,
Во пустом.
Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите:
Я не ваш,
Я ушёл!
Я не ваш,
Я ушёл!
(Дети идут хороводом и поют, Второй куплет поёт говорком “зайчик”, поддразнивая “охотника”, по окончании дети делают “воротики”, и “охотник” пытается догнать “зайчика”, все смеются, подначивают).
Бабушка (выглядывая в сени): Тихо вы! Расшумелись! Отец с матерью идут, и Кирюшин крёстный с ними.
Причешись, приготовься (все приглаживают Кирюшу). Вон, гляди-ка, и коня уже выводят! (Входят отец, мать и крёстный, крестятся на икону).
Крёстный: Не мало ли вас, не надобно ль нас? Бабушка: Желанный гость зову не ждёт, а сам идёт. Крёстный:
Где тут наш Кирилла Иваныч? (Кирюшу выводят на середину).
Конь добрый, да не езжен, хорош парень - да не учён.
Полно в детушках ходить, пора воином становиться, на коня садиться (крёстный выстригает клочок волос с Кирюшиной макушки, мать берёт волосы, бережно прячет в маленький мешочек, прилаженный к поясу. Дети вместе с бабушкой в это время водят хоровод вокруг Кирюши)
«КТО У НАС ХОРОШИЙ»
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Кирюшенька хороший,
Иванович пригожий.
(Кирюша скачет галопом внутри круга)
На коня садится,
Конь завеселится,
Плёточкой помашет,
Конь под ним запляшет!..
Отец: А теперь во двор! Мне тебя на коня сажать. Крёстный: А мне поводья держать!
Мать (Кирюше): А тебе крепче держаться да не бояться: лошадь быстра, да не убежит от хвоста!
54
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Бабушка (мальчикам): А вам - глядеть да учиться, через год и тебе (показывает на одного из них) на коня садиться!
(Мужчины и мальчики уходят, девочки подбегают к окну)
- Смотрите, уже посадили!
- Водят! Водят!
Бабушка (отходя от окна):
- Ну, хватит, хватит, всё равно из окна всего света не оглянешь!
Каждой птице своим носом кормиться. Зовите-ка подружек, чтобы веселее было (зовут из окна, девочки входят, крестятся, кланяются). А теперь подходите поближе да смотрите во все глаза (садится за прялку, девочки окружают её).
Отгадайте, что это такое:
Сяду на хвост, а руками бороду дёргаю.
-Пряжу прядут!
-Вот и вам пора прясть учиться.
Слышите, что прялка говорит? - “Не будешь держаться за меня - будешь голая, как я”... Ведь какова пряха, такова на ней и рубаха (показывает, как надо прясть): Пять овечек сено подбирают, а пять - прочь отгоняют... Тянем, тянем ниточку - да на веретено накручиваем. Ну, все поняли? Теперь сами попробуйте.
-А если не получится?
-Глаза-то страшат, а руки делают. Хоть и плохое рукоделье, а всё не безделье!
«ПРЯЛИЦА»
(русский танец под фонограмму)
По окончании танца девочки-гостьи прощаются и уходят.
(Входят мужчины мать и Кирюша).
Крёстный: Ну, Кирилла Иваныч, воин хоть куда! Крепкий всадник будет и в хозяйстве помощник.
Мать: Спасибо на добром слове!
Крёстный: А я ведь не с пустыми руками: вчера братское пиво варили, нынче по домам разносим, помочи просим: приглашаем на Заполики, сегодня поля опахивать положено... Отец: Так давайте сразу и пойдём!
Мать: А вы не забыли, сегодня у Петра с Маланьей новоселье?
Отец: К обеду управимся! Иль забыла: на Семёнов день до обеда паши, а после обеда на пахаря вальком маши!
Мать: И то, правда... Ну, хоть поешьте!
Отец: И поедим, и попляшем, когда поля опашем!
Крёстный: Поработаешь до поту - поешь в охоту! (Уходят).
Бабушка (детям): Отправились!.. А мы с вами - на гумно пойдём.
Дети: А что там?
Бабушка: А там стоит Арина - рот до ушей.
Дети: Кто это?
Бабушка: Сейчас увидите! (Подводит детей к мялке). Пора лён мять, подсох уже. А вот и Арина - рот до ушей - мялка! Вон, какие у неё зубы-то - мигом
стебельки пережуёт, а кужелёк-волоконце освободит... (Начинает мять и припевать):
Уж я мяла-то, мяла ленок,
Уж я мяла-то, мяла ленок,
Уж я мяла, приговаривала, Чеботами приколачивала:
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок!
Лён мой, лён!
Белый лён!
Лён мой, лён!
Белый лён!
(Предлагая ребёнку):
А теперь и ты так попробуй, а мы песней помогать будем! (Дети пробуют мять лён, куплет повторяется всеми детьми). Вот лён и помяли, даже не устали! Дружно - не грузно, а одной - хоть плачь! Теперь и отдохнуть можно, а как отец приедет с опашки, к дяде Петру да к тётке Маланье на новоселье пойдём, сегодня ведь Семёнов день - счастливое новоселье! А уж с завтрашнего утра - всем миром картошку копать.
Один из детей (недовольно): У-у-у!
Бабушка: Что, не хочется? Ничего, ничего!
Картофель-то - хлебу подспорье. Что осенью с поля соберём, то весной с тарелки губами подберём... Ну, бегите, поиграйте пока!
Девочка постарше: Давайте в “Ленок” играть! Чур, я “бабушкой” буду! А Никита - “ленок”!
«ЛЕНОК»
Дети встают шеренгой напротив “бабушки” и “ленка”.
У бабушки нашей супрядка была.
(Идут к “бабушке” и “ленку”)
Что ты, бабушка, нам прясть дашь?
(Пятятся назад)
“Бабушка”:
Старым старушкам шерсти клочок,
А красным молодушкам белый ленок! -Дёргайте лён, теребите лён!
После этих слов “ленок” убегает из избы, дети с визгом бегут за ним.
Бабушка (оставшись одна): Слава Богу! Вот и до Симеона-летопроводца дожили! (Глядит в окно) Теплынь-то какая! Стало быть, бабье летечко тёплым будет. (Уходит).
Ведущая (снова под музыку выходит вперёд):
Вот и отгорело первое золотое перышко, прошли первые осенины. Покрасовалось, побаловало теплом бабье лето - и отошло. Уже и день с ночью сравнялся. Время второе перышко поднять (поднимает, показывает гостям). Рождество Богородицы, а стало быть, и вторая встреча осени наступает!
(Берег реки. Вдали звонят в колокола, слышно, как поют Богородице Величание. К реке выходят женщины и девочки. Старшая несёт на полотенце
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
55
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
“овсяный” хлеб. Вокруг неё заводится хоровод под пение):
Осень не браните,
Осень не журите,
Осень славную, Листопадную.
Осень, осень, на порог! Осенинщикам - пирог!
Женщина с хлебом: А догадайтесь-ка, детушки, из чего я этот хлеб испекла?
На кургане, на мургане сидит курочка с серьгами.
Висят серёжки на тонкой ножке.
Дети: Овёс! Из овса!
Женщина с хлебом: Верно, из овсяной муки нынешний хлебушек. Не простой он, особенный: считай, от Самой Богородицы нашей скотинке подарочек! Обо всех Она, Матушка, заботится, даже скотинку не забывает.
Женщины: Радуйся, Невесто Неневестная!
Детям, взрослым - всем известная! Радуйся, любви и счастья Житница -Всем Помощница, всем Защитница! (Все кланяются)
Женщина с хлебом: А теперь хлеб ломать будем. Каждому двору - по куску. Домой несите, скотинку кормите! Пусть и она празднику порадуется! (Делят хлеб, дети уходят. Остаются две девушки, и одна говорит другой):
- Солнышко к полудню катится... Пора идти молодых навещать - Поднесеньев день сегодня! (Кричит, будто зовёт кого-то): Иван! Иван! Время в гости идти, родня уже собирается! (Выходят из избы и снова все взрослые подходят к двери, будто пришли в другой дом. Появляются “молодые” - хозяин с хозяюшкой - и дед-позыватый).
Гости: Дома ли хозяин с хозяюшкой?
Хозяюшка (девочка): Родные и знакомые! Милости просим в гости!
Позыватый: Навестите молодых, посмотрите на их житьё-бытьё и поучите их уму-разуму!
Гость: Гости привалили - хозяина с ног сбили'
Хозяин (мальчик): Гость на гость - хозяину радость:
Гость: Ну, раз так, то... ( все кланяются): Первый
поклон - в Красный Угол, второй поклон -
хозяину, третий поклон - хозяйке. Дай Бог тому, кто в этом дому!
Хозяин: К столу просим, гости дорогие!
Хозяюшка: Чем богаты, тем и рады!
Гостья: Гость гостит, а сам по сторонам глядит. Сначала покажите-ка нам, хозяева, свой дом, своё хозяйство...
Хозяин: Смотрите! Наш дом невелик, а лежать не велит!
(Далее гости говорят реплики по очереди, разойдясь по горнице, разглядывая её убранство).
- Да уж, домом жить - не разиня рот ходить!
- Дом вести - не лапти плести!
- Всякий дом хозяином держится!
- Всяк дом хозяйкой хорош!
- От хозяйского глаза и кот жиреет! (Гладит кота).
- Хозяйке, показывая на прялку): За ленок держись, обеспечишь жизнь!
Хозяюшка: Буду, буду...
Гость (Хозяину, подняв валяющийся гвоздь и положив его на лавку): Подальше положишь -
поближе возьмёшь.
Хозяин: Эх, не углядел!
-Гостья (Хозяйке на ушко, намекая на якобы нарумяненные щёки): А ты не будь красна да румяна, а чтоб по двору прошла да курочек сочла... (Хозяйка смущается). Не привыкай к безделью, привыкай к рукоделью!
Хозяюшка: Буду, буду...
- У нашего хозяина все в работе: и кошки посуду моют! ( Убирает, как бы “сгоняет” игрушечную кошку со стола).
- Хозяин в дому - что медведь в бору; а хозяюшка в дому - что оладышек в меду!
- (Заглядывая в печь): В семье и кашка гуще кипит!
- Любовь да совет - так и нуждочки нет!
Дед-позыватый: На что и клад, коли в семье лад!
А теперь прошу проводить нас в сад... (Другим гостям с хитринкой): Там, сдаётся, бочонок с квасом заскучал...
Хозяин: Прошу, прошу и квасу подношу!
Все: С Поднесеньевым деньком! (Уходят, остаются две - три девочки).
- Девочки, когда за рябиной-то пойдём?
- На Петра-рябинника! Ещё денёк подождем - и отправимся! (Уходят вслед за старшими).
Ведущая (опять под музыку выходя к гостям, поднимает третье пёрышко). Вот и последнее перышко золотым осенним листом дрожит в пальцах, обжигает утренними морозцами.
Крестовоздвиженье! Третья встреча осени; (Издалека - звон колоколов). И снова звонят в колокола, и воздвигают кресты над новопостроенными храмами, а ещё в этот праздник с особым усердием молятся о больных, чтобы воздвигнуты были от ложа болезни, чтобы встали на ноги, пережили бы надвигающуюся зиму.
Воздвиженье! Оно осень зиме навстречу двигает. Последняя копна с поля двинулась, сдвинулись шуба с зипуном, в отлёт пошла птица. (Ведущая уходит. В избу входит бабушка, несёт корытце, сечки, начинает чистить морковь. Под “Камаринскую” семенит дед, тащит на плече мешок с капустой, тяжело опускает его на лавку).
Дед: Смекай, баба про капусту - Воздвиженье пришло!
Бабушка (посмеиваясь, помогает деду положить капусту в корытце, похлопывает его по плечу): У доброго молодца на Воздвиженье капуста у крыльца! (Дед долго готовится, и, наконец, начинает рубить капусту, но ему тяжело).
Дед: И рад бы воевать, да трудно саблю поднимать... (Садится на лавку).
56
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Слышен смех, частушки (фонограмма “Чеботуха”).
Дед и бабушка прислушиваются, выглядывают в окно, дед семенит к двери. Тут в избу с пляской входят девушки.
Девушки: Мир тому, кто в этом дому! (Кланяются) С праздником вас, хозяева,и с капусткой!
Бабушка: Вот и помощь пришла, да весёлая какая!
Девушки разбирают сечки, принимаются хвалить капусту:
- Ну и капуста у вас уродилась!
- Ай да Ермошка на одной ножке!
- Сто одёжек - и все без застёжек! (Хохочут, начинают рубить капусту и петь частушки);
Начинаю я припевку Первую, начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную! (Показывает на деда и бабушку).
Сколько раз я зарекалась Про капустку песни петь!
Как капуста захрустела,
Я не в силах утерпеть!
Меня судят на мосту,
Что ленивая расту.
Я на это не гляжу,
Пойду на печке полежу!
(Делает вид, будто уходит, её шутливо водворяют на место: “Куда! А капусту кто рубить будет?”)
Голос был, голос был,
Куда голос делся?
Все, смеясь:
Он, наверное, в капусте В этой завертелся!
Во время рубки капусты приходят дети, с интересом наблюдают за работой, пытаются помогать).
Взрослая “капустница”: Вот и капуста вся! Теперь её посолим (солит), с морковкой перемешаем (мешают, пробуют) да в кадушку и сложим (уносят корытце с капустой).
Дед (берёт с сундука палочку, торопится за ними): И палочку дубовую в неё вставить не забудьте, чтобы смотреть, не вытек ли рассол-то!
Девушки: Всё как надо исполним!
(Дед всё-таки продолжает семенить за ними, приговаривая: “ Палочку непременно дубовую надо, не забудьте...”)
Бабушка: А потом просим к нам на пироги с капустой!
Девушки: Уговаривать не придётся!
(Бабушка и внуки остаются одни, садятся на лавку. Дети льнут к бабушке).
Мальчик: Как тихо стало...
Другой: Только буря шумит... У-у-у! У-у-у!
Бабушка: На Крестовоздвиженье не буря шумит, лес шатает: Это далеко за Волгой в лесной чаше
бой идёт, (Дети подвигаются ещё ближе, слушают). Каждый год в этот день сходятся в заволжском лесу, в открытом бою на мечах Правда и Кривда, бьются неутомимо, и нет победителя в их поединке. Но когда-нибудь рядом с местом их битвы дрогнет и расступится земля, и из самой глубины её блистающий Крест Господень вознесётся. И тогда Правда лоб оботрёт и меч в сторону отложит. А Кривда рухнет в пропасть, и земля над ней сомкнётся навеки! (Во время рассказа дети могут подавать свои реплики, бабушка кивает, гладит их, продолжает рассказ. С концом рассказа все замолкают, затем один из детей подаёт голос):
-Хорошо-то как, бабушка!..
Бабушка: Хорошо, хорошо... Такая вот она, наша осень русская; и красотой порадует, и накормит всякого досыта, и пожалеет, и надежду подаст... Гляньте-ка, уже и вечер наступает. Не стукнет, не брякнет, а в окошко войдёт. Уходит день - не привяжешь за плетень... (Негромко запевает песню, ей подпевают все взрослые, постепенно входя в избу и вставая шеренгой за бабушкой и детьми. С окончанием песни кланяются).
«АХ ТЫ, СОЛНЦЕ, СОЛНЦЕ КРАСНОЕ» Солист:
Ах ты, солнце, солнце красное, Все:
Ах ты, солнце, солнце красное,
Солист:
Чего рано за лес катишься?
Все:
Чего рано за лес катишься?
Солист:
Ах вы, птицы, гуси-лебеди.,
Все:
Ах вы, птицы, гуси-лебеди.
Солист:
Куда, птицы, в путь собралися?
Все:
Куда, птицы, в путь собралися?
Солист:
За лесочки-леса тёмные,
Все:
За сини моря глубокие.
Литература
1. Гаврилина Г.С. Инновационный подход к организации театрализованно-игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №3.
2. Гайданина И. И., Обухова О.В. Проект комплексного формирования личности детей дошкольного возраста, проживающих в климатогеографических условиях Крайнего Севера, средствами физического воспитания // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - №3.
3. Ехлакова Т.М., Смертина Л.А., Селянина Н.Н., Сальникова Л.В. Воспитательная система нравственного становления ребенка-дошкольника «Сад добродетелей» // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №1.
4. Массанова А.А. Развитие физических качеств ребён-ка-дошкольника // Эксперимент и инновации в школе. -2011. - №1.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
57