Научная статья на тему 'Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок'

Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1811
327
Поделиться
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / СКАЗКА / FAIRY TALE / FOLK PEDAGOGICS / MORAL EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашова Наталья Владимировна, Шорчева Марина Олеговна

В статье охарактеризованы значимость и особенности нравственно-духовного воспитания детей в период дошкольного детства. Авторами представлены научно-методические основы использования народных сказок в процессе приобщения дошкольников к духовному и этнокультурному наследию и пр.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондрашова Наталья Владимировна, Шорчева Марина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Training of preschool teachers education to work in a multicultural region

The article outlines the importance and peculiarities of spiritual-moral education of children in preschool period of childhood. The authors provide scientific and methodological bases of folk tales in the process of exposure of preschool children to the spiritual and ethno-cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок»

научно-методический электронный журнал

Кондрашова Н. В., Шорчева М. О. Нравственнодуховное воспитание дошкольников посредством народных сказок // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14080. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14080.htm. - Гос. рег. Эл № ФС ТТ-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14080

УДК 373.2:37.034

Кондрашова Наталья Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск nata-kondrashova@mail.ru

Шорчева Марина Олеговна,

студентка факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск

Аннотация. В статье охарактеризованы значимость и особенности нравственно-духовного воспитания детей в период дошкольного детства. Авторами представлены научно-методические основы использования народных сказок в процессе приобщения дошкольников к духовному и этнокультурному наследию и пр. Ключевые слова: дошкольное образование, духовно-нравственное воспитание, сказка, народная педагогика.

Раздел: (1) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Нравственно-духовное воспитание личности - сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных и нравственных ценностей. Актуальность этого процесса особенно возрастает в условиях регионализации дошкольного образования, усиливающей культурно-историческую преемственность и этнокультурную направленность ДОУ, специфичность деятельности детских садов [1].

В процессе приобщения дошкольников к материальному и духовному наследию необходимо оказывать комплексное воспитательное воздействие на когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую сферы дошкольников. Слабая сформиро-ванность одного из компонентов (этических представлений о национальных и общечеловеческих ценностях; положительного отношения к явлениям и объектам общественной и этнокультурной жизни или готовности действовать в соответствии с усвоенными ценностями и нормами по отношению к окружающим людям и т. д.) ведёт к несформированности нравственных качеств или ценностных ориентаций в целом.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить ряд особенностей нравственно-духовного воспитания и развития дошкольников.

Одна из особенностей заключается в том, что дошкольник сначала приобретает знaния о нравственных нормах и духовных ценностях, о внешней и внутренней стороне нравственных отношений. Усвоение детьми этих сторон нравственных знаний может происходить различными путями, как одновременно, так и по отдельности. Возможность более быстрого формирования у дошкольников знаний о внешней стороне нравственных взаимоотношений в отличие от формирования внутренней и смысловой стороны нравственных норм является свидетельством того, что механизмы их усвоения несколько отличаются.

Другой характерной чертой начальных этапов становления нравственности у дошкольников является слитность моральных чувств и знаний. Это проявляется не

Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2014/14080.htm

научно-методический электронный журнал

Кондрашова Н. В., Шорчева М. О. Нравственнодуховное воспитание дошкольников посредством народных сказок // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14080. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14080.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14080

УДК 373.2:37.034

только по отношению к нравственным оценкам или представлениям, но и по отношению к реально выполняемым нормам, к нравственным поступкам дошкольников [2-6].

Исследователями доказано, что поступательно дошкольник проходит три ступени развития эмоциональных отношений к нравственным ценностям и нормам. От прямой оценки конкретных действий или поступков человека, содержащей правила поведения в младшем возрасте, к оценке-состоянию человека, попавшего в затруднение, обеспечивающей регуляцию поведения, и к оценке-предвосхищению возможных последствий или дальнейшего развертывания ситуации, в которой эмоция выполняет опережающую функцию, побуждает старшего дошкольника к совершению нравственных действий [7].

Другая особенность духовно-нравственного развития дошкольников состоит в том, что вербальное усвоение ребенком нравственных норм и национальных ценностей во многом опережает реальное поведение [8]. В дошкольном возрасте рассогласованность вербального и реального поведения связана со многими причинами.

Во-первых, нравственное действие дошкольника является достаточно сложным, поскольку в нем заложено три основных компонента: знание о том, как поступить, переживаемые чувства по поводу совершения морального действия и само практическое выполнение данного действия.

Во-вторых, иногда нравственное поведение детей носит избирательный характер (дошкольники ориентируются в своем поведении на усвоенные ими ценности только по отношению к тем людям, к которым испытывают симпатию), избирательность начинает исчезать только в старшем дошкольном возрасте.

В-третьих, реакция детей на вербальную и реальную ситуации принципиально отличается (в первом случае мотивы минимальны, а действия реализуются в рефлексивной форме или в форме планирующего и словесного действия; в другом случае в связи с необходимостью осуществления конкретных действий начинается внутренняя борьба между личным и общественным, между желанным, предпочитаемым и должным) [9].

По мнению Н. В. Мельниковой, нравственное поведение ребенка от 4 к 7 годам развивается в двух направлениях:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) в усилении роли нравственных норм, требований и образцов в поведении ребенка и его оценке;

2) в повышении адекватности оценки собственного и чужого поведения на основе этических понятий.

При этом, по мнению ученого, сохраняется большая зависимость поведения от внешнего стимулирования взрослого. Ребенок, выполняя нравственные нормы и требования, руководствуется стремлением избежать наказания или добиться поощрения, а не осознанием нравственного смысла действий и поступков. Адекватное поведение, позитивные моральные переживания и отношения ребенка при соблюдении им нравственных требований стимулируют новые нравственные действия и поступки. Постепенно на этой основе у ребенка вырабатываются устойчивые нравственные действия, не связанные с внешним стимулированием, а обусловленные позитивностью [10].

Большое духовное педагогическое наследие заложено в народных сказках. Для народных сказок характерны народность, увлекательность сюжета, образность и забавность, оптимизм и дидактизм [11].

С социально-педагогической точки зрения важно, что народная сказка содействует приобщению новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, ак-

f\J f\J

http://e-koncept.ru/2014/14080.htm

КОНТ ТЕПТ

Кондрашова Н. В., Шорчева М. О. Нравственнодуховное воспитание дошкольников посредством народных сказок // Концепт. - 2014. - № 04 (ап рель). - ART 14080. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

49965pt.rU/N02304412(0Khtm. - Гос. реГ. Эл № ФС 77

ART14080 УДК 373.2:37.034 ’

тивно воздействует на эмоционально-образный потенциал личности, способствует

обогащению этических представлений и формированию ценностных ориентаций. Кроме того, как феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственнобытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметно-вещную атрибутику. Она приходит на помощь человеку, раздвигая границы его индивидуального жизненного опыта, приобщая к опыту личности опыт человечества, аккумулированный в интернациональном и этническом мире сказок.

С целью нравственно-духовного воспитания дошкольников сказки можно использовать в разных возрастных группах.

К примеру, детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимо-поддерж^ и дружба - великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба», дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

Дети дошкольного возраста, слушая «Зимовье», понимают, что дружба помогает победить зло. Кроме того, эта сказка учит смелости, умению слушать друга и быть трудолюбивым. Сказка «Заяц-хвастун» помогает понять, что необходимо отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. В сказке «Гуси-лебеди» заложен замечательный воспитательный смысл: помогай другим, и тогда добро вернется добром, но если дaже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций.

Использование народных сказок в педагогическом процессе ДОУ с целью духовно-нравственного воспитания у дошкольников возможно: если тщательно подобраны произведения устного народного творчества, содействующие формированию культуры познания и культуры чувств, ценностного отношения к миру; применяются разнообразные нетрадиционные методы и приёмы использования произведений устно-поэтического творчества как на занятиях, так и вне их; осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в процессе ознакомления старших дошкольников с этическими нормами и пр.

Нa современном этапе особое внимание педагогическими коллективами уделяется разработке и апробации разнообразных форм и методов приобщения детей к произведениям устного народного творчества, усиливающих педагогическую ценность загадок, сказок и пр. Опираясь на имеющийся опыт в области этнопедагогиза-ции деятельности ДОУ, для работы с дошкольниками с целью духовнонравственного воспитания предлагаем использовать следующие методы и приемы.

«Волшебные слова» (просмотрев или прослушав отрывок из сказки, дети должны отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнёс в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливого приветствия, прощания, извинения и пр.).

«Что дальше?» (дошкольникам предлагают сочинить всевозможные сюжеты и концовки к знакомым сказкам с учетом изменения обстоятельств, в которые попадают герои, - ситуации морального выбора между добром и злом, ситуации спасения главного героя, ситуации, требующие проявления отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим).

http://e-koncept.ru/2014/14080.htm

научно-методический электронный журнал

Кондрашова Н. В., Шорчева М. О. Нравственнодуховное воспитание дошкольников посредством народных сказок // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14080. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14080.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14080

УДК 373.2:37.034

«Словесный портрет главного героя сказки» (детям предлагают составить нравственный портрет героя народной сказки и попытаться объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет).

«Путешествие в страну Добронравию» (дети отправляются на специальной машине в путешествие, во время которого они делают остановки и имеют возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев, а также оценивают увиденное с точки зрения норм нравственного поведения).

«Изобрази свою сказку» (дошкольникам предлагается возможность вообразить себя художником-иллюстратором и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к любимой сказке).

«Путаница» позволяет закрепить знания о героях любимых народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Сборник сказок», составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использован для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков.

«Угадай» (детям предлагается прослушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать, о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает, и чему у него можно поучиться) [12-13].

Для примера предлагаем вашему вниманию фрагмент сценария «Путешествие в волшебную страну». Этот сценарий разработан в форме путешествия с несколькими остановками, во время которых дошкольники просматривают инсценированные отрывки, содержательно направленные на приоритет общечеловеческих ценностей, и имеют возможность оценить поступки главных героев сквозь призму нравственности.

Воспитатель. Зная, что все вы любите путешествовать, сегодня я предлагаю совершить путешествие в необычную страну и понаблюдать за жизнью других людей. Прежде чем отправиться в путь, нам надо подготовиться. Давайте сядем в эту волшебную машину, закроем глаза и досчитаем до 5.

Остановка 1 (игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок»)

Действующие лица: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка-

сестричка, волк-серый бочок.

Действие разыгрывается на фоне нарисованного «Теремка».

Ведущий. Стоит в поле терем-теремок. Он не низок, не высок.

(К терему бежит мышка. Останавливается у дверей и пищит.)

Мышка. Пик! Пик! Пик! Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Никто не отвечает. Раз здесь никто не живет, я тогда в нем поселюсь и буду жить. (И «заходит» в теремок.)

Ведущий. На следующее утро мимо теремка лягушка бежит (останавливается у дверей и кричит).

Лягушка. Ква! Ква! Ква! Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет? (После слов лягушки выходит из теремка мышка.)

Мышка. Я, мышка-норушка! А ты кто?

Лягушка. Здравствуй, мышка-норушка. А я лягушка-квакушка.

Мышка. Здравствуй, лягушка-квакушка. Иди ко мне жить. Вдвоем веселее будет. (И они заходят в дом.)

Ведущий. А вслед за лягушкой-квакушкой по полю зайчик бежит. И тоже около теремочка останавливается, спрашивает.

Зайчик. Чук! Чук! Чук! Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? (Услышав зайчика, из теремочка выходят мышка-норушка и лягушка-квакушка.)

Мышка и лягушка. Я, мышка-норушка. Я, лягушка-квакушка.

Зайчик. Доброе утро, мышка-норушка! Доброе утро, лягушка-квакушка! А я зайчик-попрыгайчик.

Мышка и лягушка. Доброе утро, зайчик-попрыгайчик! Иди к нам жить. Втроем веселее жить будет.

Зайчик. Спасибо, обязательно приду. (Герои входят в теремок.)

Ведущий. Утро уже уступило место дню, когда возле теремка остановилась лисичка.

Лисичка. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? (Из домика выходят мышка, лягушка и зайчик.)

Мышка. Я, мышка-норушка.

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2014/14080.htm

научно-методический электронный журнал

Кондрашова Н. В., Шорчева М. О. Нравственнодуховное воспитание дошкольников посредством народных сказок // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14080. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

koncept.ru/2014/14080.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14080

УДК 373.2:37.034

Лягушка. Я, лягушка-квакушка.

Зайчик. Я, зайчик-попрыгайчик.

Лисичка. Добрый день, мышка-норушка, лягушка-квакушка и зайчик-попрыгайчик! (При произнесении слов приветствия лисичка соответственно поворачивалась к каждому сказочному персонажу.)

Зайчик, мышка и лягушка (хором). Добрый день, лисичка-сестричка! Иди к нам жить.

Лисичка. Спасибо большое. (Все персонажи входят в дом.)

Ведущий. Когда начало темнеть и наступил вечер, у дверей теремка остановился волк.

Волк. У-у! У-у! У-у! У-у! Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка. Здесь живу я, мышка-норушка, и мои друзья: зайчик-попрыгайчик, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка.

Волк. Добрый вечер, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка! А я волк-серый бочок.

Зайчик. Иди к нам жить. Впятером веселей будет.

Волк. Спасибо!

Обсуждение:

Ребята, как вы уже и сами догадались, мы просмотрели с вами русскую народную сказку «Теремок». Все герои сказки между собой были вежливы, говорили друг другу волшебные слова.

Что сказала лягушка-квакушка при встрече с мышкой-норушкой? Какое волшебное слово она произнесла? А что ей ответила мышка? (Слово «здравствуйте» называют «волшебным». Его произносят друг другу и люди, когда вновь встречаются. Произнося «здравствуйте», мы желаем другим здоровья и всего самого хорошего в этот день. Но его волшебная сила проявляется, только если слово правильно произнести).

Вы заметили, как его произнесли лягушка-квакушка и мышка-норушка?

А кто еще утром пришел к теремку?

Как он поприветствовал его обитателей? Какое «волшебное» слово он сказал мышке-норушке и лягушке-квакушке?

Что зайчику ответили мышка и лягушка?

А кто прибежал к теремку, когда уже наступил день?

Какое «волшебное» слово сказала лисичка-сестричка, увидев обитателей теремка?

Что они ответили лисичке?

Кто еще остановился у теремка?

Когда волк подошел к теремку и увидел его обитателей, как он поприветствовал их?

Ребята, как произносили волк, лисичка, зайчик и лягушка «волшебные» слова?

Остановка 2 (игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «На катке»)

Действующие лица: Витя, мальчик, толкнувший Юлю, друзья Вити (Юля, Костя, Витя, Толя).

Действие проходит на катке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведущий. День стоял солнечный и морозный. Лед блестел. На катке катаются маленькая девочка Юля и несколько ребят постарше. (Дети, одетые в облегченную одежду, производят движения, имитирующие катание на коньках. Один из ребят пытался удивить своих товарищей: делал «ласточку», крутился на одной ноге.)

Костя и Витя. Молодец! Вот это да! (Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на маленькую девочку Юлю. Она упала и заплакала.)

Витя. Я нечаянно... Ушиблась? Тебе очень больно?

(Говоря это, он помог ей подняться, отряхивал одежду.)

Юля. Ко-коленку... больно.

Витя. Давай я тебе помогу дойти до скамейки. Ты посидишь немного, и она пройдет.

(Дети отправились к скамейке.)

Витя. Прости меня, я ведь нечаянно. Как коленка? Прошла?

Юля (улыбаясь). Ничего. Спасибо тебе.

Обсуждение:

Что произошло на катке?

Кто виноват в том, что маленькая девочка упала?

Что сделал мальчик, чтобы загладить свою вину?

Как он попросил прощения у Юли? Что он ей сказал?

Девочка простила Витю?

Остановка 3 (настольный театр по мотивам сказки «Морозко»)

Действующие лица: Алена, очень добрая и трудолюбивая девочка, Маша (ее сестра, очень красивая, но злая), Мороз Иванович, Яблоня, Птичка, Зайчик.

http://e-koncept.ru/2014/14080.htm

научно-методический электронный журнал

Кондрашова Н. В., Шорчева М. О. Нравственнодуховное воспитание дошкольников посредством народных сказок // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14080. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14080.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14080

УДК 373.2:37.034

Ведущий. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были дед да баба. И было у них две дочери. Старшую звали Маша, младшую - Алена. Маша сама никогда не работала, а всю работу на младшую сестру взваливала. А сама только около зеркала красовалась. Так же она поступила и в это утро. А что случилось дальше, смотрите сами.

Маша. Ой, наскучило мне в постели лежать. А ну-ка, Алена, подай мне сарафан. А потом воды натаскай, пол подмети да обед приготовь, пока я одеваюсь.

Алена. Хорошо, сестрица. (Подала ей платье.)

Ведущий. И сказав эти слова, пошла к колодцу.

Алена. Сейчас я ведерко опущу и водицы наберу. (Но ведерко падает в колодец.) Ой! Что же я наделала! Что я теперь дома сестрице скажу? Она ведь меня из дома прогонит. Но делать нечего, нужно идти домой и все рассказать. А там будь что будет.

Ведущий. Заходит она в дом, а старшая сестра перед зеркалом стоит, прихорашивается.

Маша. Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду расскажи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? Увидев Алену, говорит: «Ну что, сходила за водой?»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алена. Я... я уронила ведро в колодец...

Маша (в гневе). Что? Ах ты, несчастная! Как ты смогла ведро в колодец уронить? Сама беду сделала, сама и исправляй. Как хочешь, так ведро и доставай. И без него домой не приходи.

Ведущий. И пошла Алена к колодцу.

Алена. (По дороге к колодцу она говорит печальным голосом.) Что же мне делать? Ведь колодец очень глубокий... Прыгну я в колодец, и будь что будет!

Ведущий. И прыгнула... Очнулась она на чудесной поляне.

Алена. Ах, как здесь красиво! Только где же мое ведерко? Пойду я, пожалуй, по этой тропинке. Может, кого встречу, тогда и спрошу о своем ведерке.

Ведущий. Много или мало она шла и вдруг видит перед собой яблоньку. А на яблоньке этой золотые яблочки. Стоит она и листочками шевелит, а сама будто стонет.

Яблоня. Ох! Налились мои яблочки соком... тяжело мне. Веточки к земле так и гнутся. Помоги мне, девочка, сними мои наливные яблочки.

Алена. Хорошо, яблонька. Сейчас я ухвачусь за твой ствол. Вот так и потрясу.

Ведущий. Сделала девочка, как сказала, и яблочки на землю сами посыпались.

Алена. Ну вот, теперь твои веточки распрямятся.

Яблоня. Спасибо тебе, девочка. Я знаю, ты за ведерком в колодец спустилась. Иди прямо по этой тропинке и скоро его найдешь.

Ведущий. Поблагодарив яблоньку, пошла девочка дальше. Идет дальше и видит, что под деревцем сидит зайчик и плачет.

Алена. Зайчик, что случилось? Почему ты плачешь?

Зайчик. Как мне не плакать... Я упал и лапку поранил.

Алена. Не плачь, зайчик, я тебе лапку сейчас перевяжу, и она у тебя скоро заживет. И будешь ты так же быстро бегать, как и прежде.

Зайчик. Спасибо тебе, девочка!

Ведущий. И пошла Алена дальше. И чем дольше шла, тем холоднее становилось. Вышла девочка на поляну белую-белую. И земля и деревья были покрыты снегом. А в центре, на пенечке, сидит Мороз.

Алена. Здравствуй, дедушка!

Мороз. Здравствуй, Аленушка! Знаю, знаю, зачем ты в такую стужу ко мне пришла. Ты ведерко в мой колодец уронила. Отдам я тебе твое ведерко. Вот оно, возьми. А за то, что ты яблоньке помогла и зайчика вылечила, я тебе брошь подарю. Спасибо тебе, девочка, за то, что не обидела моих друзей.

Алена. И вам спасибо, дедушка! До свидания!

Ведущий. А в это время старшая сестрица дома около зеркала сидит. А около нее собачка бегает и потявкивает.

Собачка. Тяв! Тяв! Тяв! Младшая дочка с дорогим подарком придет. А старшую никто замуж не берет.

Маша. Замолчи, негодная!

Ведущий. В это время входит Алена в дом. А Маша кричит.

Маша. Ну что, принесла ведерко?

Алена. Принесла.

Маша (подходя к ней). А что это у тебя на груди? Ах, какая брошь красивая! Я тоже такую хочу. От кого ты такой подарок получила?

Алена. От дедушки Мороза.

Маша. Я тоже к нему пойду. Он мне не только брошь подарит, но и целый сундук всяких нарядов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведущий. И пошла. Тоже прыгнула в колодец и очутилась на поляне.

http://e-koncept.ru/2014/14080.htm

научно-методический электронный журнал

Кондрашова Н. В., Шорчева М. О. Нравственнодуховное воспитание дошкольников посредством народных сказок // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14080. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14080.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14080

УДК 373.2:37.034

Идет и видит: стоит яблонька и стонет.

Яблоня. Ох! Тяжело мне. Мои наливные яблочки веточки гнут. Помоги мне, девочка, сними яблочки. Маша. Да как бы не так! Буду я себя утомлять, ручки свои подымать да к веточкам тянуться, чтобы яблочки снять. Сами попадают. (И ушла.)

Ведущий. Идет она дальше. И видит: птичка на земле лежит со сломанным крылышком.

Птичка. Помоги мне, девочка! Я крылышко сломала.

Маша. Как бы не так! Буду себя утруждать. Пусть тебе другие помогают. (И пошла дальше.) Ведущий. Долго ли коротко ли, вышла она на поляну, где сидит Мороз Иванович.

Мороз. Здравствуй, девица! Что тебе надобно?

Маша. Пришла я к тебе за подарком. Моей сестре ты брошь подарил, и я тоже хочу.

Мороз. Так, значит, ты сестра Аленушки? Да за что тебе подарок дарить? Пока ты в моем царстве была, никому не помогла: яблоня просила тебя яблочки снять - ты отказалась; птичку не полечила... Но раз тебе не совестно, так вот тебе и награда.

Ведущий. И дал Мороз ей бриллиант во всю ладонь. Но не успела девица выйти из колодца, он растаял. Маша (стоя у колодца). Ах, мой бриллиант растаял! Обманул меня старик!

Обсуждение:

Ребята, какая из героинь вам больше всего понравилась? Алена или Маша?

Почему (имя ребенка) тебе понравилась Алена?

Что тебе понравилось в Маше?

Какая из сестер самая хорошая и добрая?

Что произошло с Аленой, когда она пошла за водой?

Как она очутилась в царстве Деда Мороза?

Кого она там встретила?

Как она помогла яблоньке и зайчику?

Эти поступки добрые?

А почему Маша прыгнула в колодец?

Кого она там встретила?

Как она им помогла?

Что можно сказать о Маше? Какая она?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что можно сказать об Алене?

Остановка 4 (игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»)

Действующие лица: бабушка, Коля, мальчик оказавший помощь бабушке и Маша, спутница Коли. Действие происходит на улице. По дороге идут мальчик и девочка. А впереди них идет старушка. Наступив на кожуру от банана, она падает.

Коля. Посмотри, бабушка упала. Надо ей помочь. На, подержи мой портфель! (Отдав портфель, мальчик бежит к бабушке.)

Бабушка. Ох, ох... Батюшки! Как же я так. Ух! (А сама пытается подняться, но у нее ничего не получается.)

Коля. Бабушка, вы ушиблись?

Бабушка. Ничего-ничего, мальчик. Только вот встать никак не могу. Старая уж стала...

Коля. Давайте я вам помогу. ( И сказав это, помогает ей встать.)

Бабушка. Ой, спасибо, внучек! Большое спасибо! Что бы я без тебя делала!

Коля. Ничего особенного (возвращается к своей спутнице, которая стояла поодаль и наблюдала за происходящим).

Маша (отдав ему портфель). Это твоя бабушка?

Коля. Нет.

Маша. Нет? Тогда, это, наверное, твоя мама?

Коля. Нет.

Маша (не унимается). Ну, тогда тетя? Или знакомая?

Коля. Да нет же! Нет! Это просто старушка. Я ее не знаю. Но она упала и не могла встать, а я ей просто помог.

Обсуждение:

Что случилось с бабушкой, которая шла впереди Коли и Маши?

Как же поступил Коля, увидев это?

Он знал эту старушку раньше?

Что Вы можете сказать о его поступке?

А что сделала Маша?

Что Вы можете сказать о ее поведении?

pu "7 fu

http://e-koncept.ru/2014/14080.htm

КОНТ ТЕПТ

Кондрашова Н. В., Шорчева М. О. Нравственнодуховное воспитание дошкольников посредством народных сказок // Концепт. - 2014. - № 04 (ап________________________ _________________ рель).- АКТ 14080. - 0,6 п. л. - 1Ж: Ь|Нр://е-

научно-методический электронный журнал дддб^^з^гзод^гох^1"171' Г°С Р8Г ЭЛ № Ф<~ 77"

АШ 14080 УДК 373.2:37.034 ’

Остановка 5 (инсценировка рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действующие лица: Мальчик Юра и его сестра Надя.

Дети сидят на коврике. Около мальчика было много игрушек: машинки, волчок, неваляшка. Но он играл только с танком. Рядом играла Надя с куклами. Но через некоторое время девочке надоедает играть со своими игрушками, и она обращается к брату.

Надя. Юра, дай мне волчок!

Юра. Вот еще! Не тронь моего волчка! (А сам сгребает все игрушки в кучу и пытается закрыть их своим телом от сестры.)

Надя (обиженным голосом) А ты... а ты тогда не тронь моих кукол (и подальше отсаживается от брата, на другой край коврика).

Ведущий. Дети расселись по разным углам, но скоро им стало очень скучно.

Обсуждение:

Ребята, почему детям стало скучно?

Как вы думаете, почему они не смогли играть вместе?

Что вы можете сказать о поступке Юры? Он поступил правильно?

Как вы думаете, почему он так поступил?

Как вы считаете, позже мальчик понял, что поступил плохо по отношению к своей сестре?

Как он мог бы исправить свою ошибку и помириться с Надей?

Итак, народная сказка играет большую роль в нравственно-духовном воспитании и формировании базиса личностной культуры каждого человека в период дошкольного детства. Сказка важна для обеспечения нравственной и духовной преемственности поколений, для приобщения новых поколений к общечеловеческому и этнокультурному опыту. Сказка, раздвигая границы индивидуального жизненного опыта дошкольника, превращает слушателя из объекта воздействия в соавтора сказки и пр. Она важна для обогащения социального опыта развивающейся личности, для побуждения личности слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценки и т. д.

Ссылки на источники

1. Кондрашова Н. В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях регионализации // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 5. - С. 21.

2. Мельникова Н. В. Развитие нравственной серы личности дошкольника: дис. ... д-ра психол. наук. -Казань, 2009. - 320 с.

3. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Просвещение, 1985. - 267 с.

4. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М.: Педагогика, 1992. -160 с.

5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шато-ва и др.; под ред. А. М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1999. - 96 с.

6. Якобсон С. Г., Соловьева Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. - М.: Дрофа, 2006. - 176 с.

7. Титаренко Т. М. Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 10. - С. 32-35.

8. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1983.- № 4.-С. 68-71.

9. Кондрашова Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2012. - № 7. - С. 606-616. -URL: http://ej.kubagro.ru/2012/07/pdf/45.

10. Мельникова Н. Указ. соч. - С. 27-54.

11. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 176 с.

12. Кондрашова Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного образования: теория и практика // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. -№ 2. - С. 38-39.

13. Кондрашова Н. В. Использование народной педагогики в современных ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 7. - С. 152-153.

http://e-koncept.ru/2014/14080.htm

КОНТ тнпт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кондрашова Н. В., Шорчева М. О. Нравственнодуховное воспитание дошкольников посредством народных сказок // Концепт. - 2014. - № 04 (ап рель). - ART 14080. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14080.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14080 УДК 373.2:37.034

Natalya Kondrashova,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of pedagogics of pre-school and primary education State Mordovian Pedagogical institute named after M. E. Evseveva, Saransk nata-kondrashova@mail.ru Marina Shorcheva,

2nd year student of the faculty of pedagogical and artistic education State Mordovian Pedagogical institute named after M. E. Evseveva, Saransk

Training of preschool teachers education to work in a multicultural region

Abstract. The article outlines the importance and peculiarities of spiritual-moral education of children in preschool period of childhood. The authors provide scientific and methodological bases of folk tales in the process of exposure of preschool children to the spiritual and ethno-cultural heritage.

Key words: preschool education, moral education, fairy tale, folk pedagogics.

References

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. 9.

10.

11.

12.

13.

Kondrashova, N.V. (2009) “Tendencii razvitija doshkol'nogo obrazovanija v uslovijah regionalizacii”, Standarty i monitoring v obrazovanii, № 5, p. 21.

Mel'nikova, N.V. (2009) Razvitie nravstvennoj sery lichnosti doshkol'nika: dis. ... d-ra psihol. nauk, Kazan', 320 p.

Zaporozhec, A.V. (1985) Jemocional'noe razvitie doshkol'nika, Prosveshhenie, Moscow, 267 p. Nepomnjashhaja, N.I. (1992) Stanovlenie lichnostirebenka 6-7 let, Pedagogika, Moscow,160 p.

Bure, R.S., Godina, G.N., Shatova, A.D. and Vinogradova, A.M. (ed.) Vospitanie nravstvennyh chuvstv u starshih doshkol'nikov, Prosveshhenie, Moscow, 96 p.

Jakobson, S.G. and Solov'eva, E.V. (2006) Doshkol'nik. Psihologija i pedagogika vozrasta, Drofa, Moscow, 176 p.

Titarenko, T.M. (1980) “Vlijanie nravstvennyh predstavlenij doshkol'nikov na povedenie”, Doshkol-noe vospitanie, № 10, pp. 32-35.

Subbotskij, E.V. (1983) “Nravstvennoe razvitie doshkol'nika”, Doshkol'noe vospitanie, № 4, pp. 68-71. Kondrashova, N.V. (2012) “Duhovno-nravstvennoe vospitanie doshkol'nikov posredstvom igrovoj deja-tel'nosti v uslovijah polikul'turnogo regiona”, Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Ku-banskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, № 7, pp. 606-616. Available at:

http://ej.kubagro.ru/2012/07/pdf/45

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mel'nikova, N.V. (2009) Razvitie nravstvennoj sery lichnosti doshkol'nika: dis...d-ra psihol. nauk, Kazan', 320 p.

Volkov, G.N. (2000) Jetnopedagogika, Izd. centr “Akademija”, Moscow, 176 p.

Kondrashova. N.V. (2013) “Regional'nye osobennosti soderzhanija doshkol'nogo obrazovanija: teorija i praktika”, Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, № 2, pp. 38-39. Kondrashova, N.V. (2013) “Ispol'zovanie narodnoj pedagogiki v sovremennyh DOU”, Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, № 7, pp. 152-153.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

pu Q fu

http://e-koncept.ru/2014/14080.htm