ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Машковцева Л. М. К вопросу изучения возможностей сочинения сказок детьми старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75366. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75366.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 75366
УДК 372.3
Машковцева Лариса Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров Lariskinl @vandex.ru
К вопросу изучения возможностей сочинения сказок детьми старшего дошкольного возраста
Аннотация. В статье говорится о задачах речевого развития детей дошкольного возраста, раскрываются педагогические условия формирования возможности к сочинению ими сказок, отмечается сущность и роль сказки в речевом развитии дошкольника, приводятся примеры сочиненных сказок детьми 5-6-летнего возраста. Ключевые слова: творческий (креативный) потенциал дошкольника, сказка, компоненты сочинения сказки, методики (техники) сочинения сказок.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Дошкольный этап - уникальный этап в жизни ребенка, позволяющий ему проявить себя в речевом творчестве, в частности, сочинения своих сказок, небылиц. Но при этом, для формирования такого вида творчества нужно создание сензитивных условий, содействующих более широкому раскрытию креативного потенциала личности малыша [1].
Большую роль в данном процессе отводят родному языку, яркость и разнообразие которого отображено в русских народных сказках, а так же психическому процессу - воображению. На современном этапе развития психолого-педагогической науки изучению особенностей речевого творчества дошкольников посвящены многочисленные научно-исследовательские труды психологов и педагогов. Ученые определили, что становление в дошкольном периоде креативных возможностей, систематическое совершенствование речевых способностей, овладение литературным языком считаются важными компонентами образованности и интеллигентности в будущем. Основными источниками становления речевого творчества считаются художественные произведения и фольклор. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» писал, что детская речь на всех шагах становления питается от мощной энергии народного русского языка. Наибольшими возможностями обладают волшебные сказки [2].
Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить основные предположения ученых, касаемые возможностей формирования самостоятельности у дошкольников 5-6-летнего возраста в речевом творчестве на основе взаимосвязи компонентов сказки. Эту взаимосвязь и обозначают определяющей в данном процессе.
1- й компонент: придумывание сказки - способность малыша отличить сказку как жанр от иных жанров, ощутить особенности построения ее композиции, языка, стиля.
2- й компонент: развитие наблюдательности и памяти на образы сказок (персонажей, сюжета).
3- й компонент: связность, выразительность речи, ее грамматическое оформление, лексический запас, как основы для придумывания новых сказок.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Машковцева Л. М. К вопросу изучения возможностей сочинения сказок детьми старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75366. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75366.htm. - ISSN 2304-120X.
4- й компонент: предрасположенность к театрализации, к умению применять на себе роли персонажей при обыгрывании сценок, постановок спектаклей по мотивам народных и авторских сказок.
5- й компонент: креативность воображения, предрасположенность к выдумкам, как ведущее условие при придумывании сказок. Взаимосвязь перечисленных компонентов может и не проявиться у ребенка, а лишь двух-трех, но бывают и исключения в развитии индивидуальных особенностей детей [3].
К педагогическим условиям формирования возможности к сочинению сказок относят:
- Развивающую среду, содействующую словесному творчеству (оформление комнаты или же зоны «В гостях у сказки», различные виды театра, сказочного уголка, сказочные костюмы и прочее).
- Эмоциональное общение воспитателя и детей в процесс чтения и анализа фольклорных произведений.
- Активизация воспитателем креативных проявлений в речевом действии детей, формирования навыков выразительного чтения и сочинения.
- Наличие программы по формированию способностей к сочинению сказок, а также методических разработок в данном направлении.
- Организация экскурсий и выходов в театр, обогащающих тезаурус ребенка новыми терминами и понятиями.
- Желание и заинтересованность самого педагога в результате деятельности по сочинению новой сказки [4].
В условиях современного дошкольного образования вопросы формирования и совершенствования речевых умений ребят при помощи применения произведений фольклора в последнее время стали актуальными и активно обсуждаются в научных педагогических трудах. Обращенность к историческим духовным ценностям, обычаям российского народа на современном этапе получает широкий масштаб в методической работе воспитателей и психологов детских садов.
Внедрение в быт, во всевозможные виды детской деятельности (изобразительная, литературная деятельность) элементы народности, а так же знакомство со сказкой, должно иметь целенаправленный, организованный и последовательный характер.
Этому в свое время были посвящены работы известных ученых прошлого: Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, К. Д. Ушинского и других [5].
Такие отечественные ученые, как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и другие отмечали, что дошкольный возраст -этап интенсивного креативного становления личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными память, внимание, возникает связная речь. Овладение русским языком в дошкольном возрасте благотворно влияет на умственное, нравственно - этическое, художественно-эстетическое развитие детей. Это происходит по причине сензитивности дошкольного детства.
Одновременно ученые определили, что к началу пятого года жизни у ребят проявляется интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц) (Л. В. Ворошнина, М. М. Рыбако С. М. Чемортан, А. Е. Шибицкая и др.). Ещё раньше (к трехлетнему возрасту) - дети демонстрируют интерес к звучащему слову, что К. И. Чуковский назвал феноменом «словотворчества» [6].
Но, в случае если данный феномен возникает лишь к 6-7 годам, благодаря расширению детского кругозора и жизненного опыта ребенка, то он протекает слабее и необходимость «словотворить» отпадает за ненужностью, а вот сформиро-
2
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Машковцева Л. М. К вопросу изучения возможностей сочинения сказок детьми старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75366. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75366.htm. - ISSN 2304-120X.
ванность речи, подкрепленная интересом к литературным и фольклорным произведениям, побуждает ребенка, включив свое воображение, попробовать выдумать, «сотворить» свое «произведение», похожее на сказку, рассказ или стихотворение.
Анализ научно - педагогической и методической литературы по вопросам речевого творчества (речетворчества) или иначе словесных сочинений, показывает то, что оно не появляется самостоятельно. В его основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора (Н. С. Карпинская, Н. А. Орланова, Н. М. Пьянкова, О. С. Ушакова и др.). Особое место в словотворческом процессе по праву занимает национальный русский фольклор, а вернее один из самых любимых дошкольниками его жанров - сказка [7].
Интерес и внимание к сказкам появляется в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании нравственных качеств и психических процессов для детей дошкольного возраста написано большое количество. Значимость этнической сказки подчеркивал К. Д. Ушинский. Сказкам и их роли в становлении маленькой личности посвящали свои труды В. Г. Белинский, В. Ф. Одоевский, А. С. Пушкин, К. Д. Ушинский и другие. Они отмечали, что этнические народные сказки содействуют усвоению всех форм языка, которые способствуют выработке у детей личных речевых способностей при рассказывании.
Сказка «пронизывает» все стороны и виды деятельности малыша - дошкольника. Она лежит в основе изобразительной (Т. С. Комарова, Н. М. Сокольникова и др.); музыкальной (С. И. Букатина, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.); игровой деятельности (Т. А. Антонова, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин и др.).
Особым интересом пользуется сказка в художественно - речевой работе с детьми. С одной стороны в процессе сочинения, рассказывания и драматизации сказок развивается выразительная сторона речи [8], с другой стороны - формируется лексикон и тезаурус ребенка, воспитывается познавательный интерес к художественной литературе, книге и чтению вообще [9]. Современные российские ученые, методисты, направленность работы которых заключается в обучении дошкольников творческому рассказыванию и сочинительству, рассматривают сказку в качестве образца-эталона, по которому малыш сумел бы придумать аналогичный вариант сказки (Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко и др.). Обучая детей анализу известных сказок, развивают у них умение схематично применять основу этих сказок в собственных сочинениях (Л. Е. Стрельцова, Н. Тамарченко и др.). Уникальные способности дошкольников старшего возраста проявляются в придумывании нестандартных сказок с последующим их оригинальным рассказыванием. Они указываю на то, что, как правило, эти сказки представляют собой комбинирование сюжетов известных сказок (Л. И. Божович, A. M. Бородич, М. М. Рыбакова, А. Е. Шибицкая и др.) [10].
Одними из эффективных методик сочинения новых сказок являются, предложенные итальянским писателем Джанни Родари техники «Перевирание сказок» и «Салат из сказок» в своей книге «Грамматика фантазии», в последующем получившие название - «сюжетосложение». Рассмотрим примеры сказок, сочиненные детьми старшего дошкольного возраста, с использованием данных техник [11].
«Перевирание сказок»
Благодаря данному приему ребята могут усвоить основные элементы, на которых строится сказка. Ребенок должен усвоить то, что альтернатива или пародия могут иметь место лишь в определенных пунктах, а именно в тех, которые являются характерными для данной сказки, определяют ее структуру, а не в ходе плавного
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Машковцева Л. М. К вопросу изучения возможностей сочинения сказок детьми старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75366. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75366.htm. - ISSN 2304-120X.
развития повествования от одного смыслового узла к другому. Так закрепляется понимание о последовательности и структурности рассказа.
Вначале ребятам объясняются правила данного метода сочинения сказок. Необходимо «переврать сказку», т. е. заменить существенные элементы сказки на новые. Затем педагог предлагает определиться со сказкой, которую дети будут «перевирать» и начинается процесс преобразования выбранного произведения.
Данный прием является как бы предпосылкой к тому, чтобы дети осознали возможность сочинения чего-то нового из уже известного. При этом идет закрепление навыков правильной связной монологической речи.
Приведем пример нескольких сочиненных детьми сказок.
Марк А. (5 лет 4 мес.) «Редиска» (использование сюжета русской народной сказки «Репка»)
Посадил дядя редиску. Выросла редиска большая-пребольшая. Начал дядя ее выдергивать, не получилось. Позвал дядя тетю.
Тетя за дядю,
Дядя за редиску.
Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала тетя племянницу.
Племянница за тетю,
Тетя за дядю,
Дядя за редиску.
Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала племянница Шарика.
Шарик за племянницу,
Племянница за тетю,
Тетя за дядю,
Дядя за редиску.
Тянуть-потянут, вытянуть не могут. Позвал Шарик хомяка.
Хомяк за Шарика,
Шарик за племянницу,
Племянница за тетю,
Тетя за дядю,
Дядя за редиску.
Тянут-потянут - и вытянули репку.
Егор Г. (5 лет 8 мес.) «Два поросенка» (использование сюжета народной сказки «Три поросенка»)
Жили два поросенка. Все разного роста и синенькие. Звали их: Няф-Няф и Нюф-Нюф. Однажды наступила очень холодная зима, которой раньше не бывало. Когда наступала зима на охоту выходил злой волк. Два поросенка стали говорить о том, что они могут замерзнуть и их может съесть волк. Построили они каменный домик. Пришел волк и сломал его. Тогда построили поросята домик из соломы. Волк пришел, а сломать не мог, потому что солома крепкая была. Так и стали два поросенка в соломенном домике жить.
Саша М. (5 лет 7 мес.) «Кастрюлька супа» (использование сюжета сказки бр. Гримм «Горшочек каши»)
Жил был мальчик. Пошел он за ягодами, повстречал дедушку. Попросил тот у него ягоды
- На, дедушка, - сказал мальчик.
- Ты мне ягоды, а я тебе кастрюльку. Стоит сказать ей: «Раз, два, три. Кастрюлька вари». И она тебе начнет варить вкусный суп.
4
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Машковцева Л. М. К вопросу изучения возможностей сочинения сказок детьми старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75366. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75366.htm. - ISSN 2304-120X.
Принес кастрюльку мальчик домой. Однажды мама мальчика начала варить суп. Кастрюлька все варила, а мама не знала слов, что бы она перестала варить. Суп разлился по всей улице. Хорошо, что мальчик учился в это время неподалеку. И он сказал кастрюльке: «Раз, два, три, больше не вари!». И кастрюля перестала варить. Вся улица радовалась, уж больно вкусный был суп.
Света Д. (5 лет 8 мес.) «Черепаха и гепард» (использование сюжета итальянской народной сказки «Заяц и еж»)
Гуляла черепаха на солнышке по полю. Повстречался ей гепард.
- Чего это ты тут бегаешь? - спросил гепард - С твоими-то ногами, другое дело надо себе найти.
Обидно стало черепахе. Решила черепаха поспорить с гепардом, что быстрее пробежит дистанцию, чем он. Договорились они встретится, после того как домой сходят. Черепаха решила обмануть гепарда и проучить его. Позвала она мужа, который был очень похож на нее. И вот начали бежать гепард и черепаха. Гепард добежал до конца, смотрит, а там уже черепаха стоит и говорит: «А я уже здесь». На самом деле это муж был черепахи. Гепард об этом не знал, поэтому удивился скорости черепахи. И с тех пор всех других хуже себя не считал.
«Салат из сказок»
Данный прием является наиболее сложным, по сравнению с предыдущим. Здесь уже нет готового образца, который можно немного переделать. В данном случае необходимо составить свою сказку, со своим сюжетом и событиями, в которые попадают герои. Однако эти персонажи будут уже знакомы детям из их любимых сказок. Сложность заключается в том, что при составлении сказки ребятам необходимо учитывать структуру связного рассказа, логичность и последовательность происходящих действий, знать композицию повествования.
Работа с детьми ведется последовательно. Сочинителям предлагается подобрать несколько определенных сказок, лучше начать с двух, соединить их и сделать из этого новую сказку. Нужно выбрать главных героев, определить их характеры, представить, как они будут взаимодействовать. Далее идет процесс сочинения. Необходимо напоминать детям о структуре изложения, поправлять детей, если предложения в тексте не в полной мере связаны между собой. После того как дети составили сказку им предлагается рассказать от начала до конца их собственное сочинение. Обращается внимание на выразительность речи (интонацию, эмоциональность, плавность).
Приведем пример нескольких сочиненных детьми сказок.
Сева В. (5 лет 7 мес.) «Золушка и Конек-Горбунок»
Жила-была Золушка и была у нее злая мачеха. Мачеха постоянно заставляла работать Золушку. Однажды мачеха отправилась на бал, а Золушку не взяла с собой. Золушка заплакала. Но тут прискакал Конек-Горбунок и сказал Золушке: «Не плачь, я тебе помогу. Но сначала нам надо забрать волшебную палочку у злой Бабы-Яги, которая живет в избушке на курьих ножках». Вот она добрались до нее, а оттуда выходит Кощей Бессмертный и говорит: «Этот дом теперь мой, однако, у меня есть то, что вам нужно. Для этого вам надо вытащить репку из моего огорода, а то я сам не могу». Конек-Горбунок с Золушкой вытащили репку, и Кощей отдал им волшебную палочку. Золушка наколдовала себе платье, карету и отправилась на бал. Там она познакомилась с принцем, и они поженились. Жили они долго и счастливо.
Илья З. (5 лет 8 мес.) «Айболит»
5
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Машковцева Л. М. К вопросу изучения возможностей сочинения сказок детьми старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75366. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75366.htm. - ISSN 2304-120X.
В далекой Африке работал доктор Айболит. Он лечил различных зверюшек. К нему приходила зайчиха, у которой зайчик попал под трамвай. Айболит сказал: «Не беда!», и вылечил зайчика. И вот однажды пришел Чебурашка со своим другом крокодилом Геной. Злобная Шапокляк отравила все апельсины на дереве, которыми питался Чебурашка. Доктор очень удивился и сказал: «Что за зверь чудной?». Но доктор был очень умным и вылечил Чебурашку, дал правильное лекарство. И так до самой пенсии лечил Айболит зверей.
Вика С. (5 лет 9 мес.) «Колобок в теремке»
Испекла бабка Колобок. Оставила остывать на окошке. Колобок ожил и укатился от бабки в лес. Катится колобок, навстречу ему лиса.
- Кто ты такой, куда путь держишь? - спросила лиса.
- Я колобок. Я от бабушки и от дедушки ушел и от тебя лиса уйду.
Попыталась лиса съесть Колобок. Покатился от нее Колобок, не знает где спрятаться. Вдруг видит теремок стоит.
- Кто в тереме живет? - спросил Колобок.
- Я Мышка-норушка.
- Я Лягушка квакушка.
- Я Зайчик-побегайчик, а ты кто?
- Я Колобок. Пустите меня к себе, а то меня лиса съест.
- Залезай, вместе жить будем.
С тех пор жили они дружно, а лиса так и не смогла найти Колобок.
Ксюша К. (5 лет 8 мес.) «Потерянный Умка»
На Северном полюсе жил медвежонок Умка с его мамой медведицей. Однажды пошли они вместе ловить рыбу. Но край льдины, на которой стоял Умка, обломилась и поплыла по течению. Унесло льдину далеко, в лесную реку, а потом и к берегу прибило. Вышел Умка на берег реки и заплакал. Тут идет Винни-Пух.
- Что случилось? - спрашивает Винни-Пух.
- Я потерялся. Меня унесло на льдине, а мама осталась на Северном полюсе.
- Не плачь, - сказал Винни-Пух. - Я тебя отведу к твоей маме.
И отправились они в путь. Долго шли, но все, же нашли маму Умки. Она очень обрадовалась и сказала: « Спасибо». Винни-Пух был горд за то, что сделал доброе дело.
Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте наблюдается практически у каждого малыша и выражается в различных формах, при этом у кого-то из них это «сочинение» на самом деле неординарно, а у кого-то нет. Но придумывают все малыши. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке воплотить в жизнь сказочные ситуации словесно. При этом объективной значимости результаты подобных сочинений не имеют.
Значение процесса сочинительства сказки ребенком - в ее личной новизне, в субъективном подходе (Т. С. Комарова, Е. А. Флерина и др.), потому что малыш сам выдумывает сказку, доказывая свою значимость в сочинительстве [12].
Исследователи подчеркивают, что главное, чтобы малыш умел отличать волшебство и выдумку от реальной жизни при сочинении сказок, имел возможность критически относиться к личным сочинениям (A. M. Бородич, В. А. Сухомлинский и другие). Вследствие этого важна поддержка со стороны взрослого в данном процессе [13].
Предрасположенность к придумыванию сказок является одним из видов художественно - речевого творчества детей 5-6 лет и решает задачи их разностороннего развития: интеллектуальные, нравственные, эстетические. Возможность ее проявления в данном возрасте довольно велика, что в свою очередь, требует создания
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Машковцева Л. М. К вопросу изучения возможностей сочинения сказок детьми старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75366. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75366.htm. - ISSN 2304-120X.
благоприятных условий для этого. При этом, хочется отметить, что структура такого творчества, как сочинение детьми сказок, в силу их возрастных особенностей, временами ограниченна, усечена, алогична. Но в целом эти проблемы устраняются в процессе конкретной образовательной работы воспитателя с детьми.
Ссылки на источники
1. Выготский Л. С. Мышление и речь: в 6 Т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. - С. 10-23, 42-58, 80-89, 102-105.
2. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др.; под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение. 1984.
3. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи... методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс, 2003.
4. Горбушина Л. А. Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1983.
5. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника // Вопросы психологии. - 1989. - № 3.
6. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся дошкол. пед. училищ / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. - М.: Просвещение, 1984.
7. Ушакова О. С. развитие речи дошкольника: книга для воспитателя дет. сада. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. - 237 с.
8. Машковцева Л. М. К вопросу развития выразительности речи дошкольников посредством театрализованных этюдов // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 32. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14875.htm.
9. Проблема изучения речи дошкольников / под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1994. - 244 с.
10. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982. - 160 с.
11. Родари Дж. Грамматика фантазии. - М., 1990.
12. Флёрина Е. А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 1999. - 560 с.
13. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.
Larisa Mashkovtseva,
Ph.D., Assistant Professor of pedagogy and methodology of preschool and primary education, Vyatka State
University of Humanities, Kirov
The issue will explore the possibilities of writing tales for children of preschool age Abstract. The article speaks about problems of speech development of preschool children, disclosed pedagogical conditions of formation opportunities to compose their tales, the essence and role of fairy tales in language development of the preschool child, examples of fairy tales composed by children 5-6 years of age. Key words: creative (creative) potential of the preschool child, the tale, the components of the compositions of tales, technique (technology) of writing fairy tales.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 03.11.15 Получена положительная рецензия 05.11.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 05.11.15 Опубликована 11.11.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Машковцева Л. М., 2015
www.e-koncept.ru
7