Галушко И. Г., Галушко А. В., Демчук Е. Р. Ознакомление родителей с особенностями деятельности детей в ДОУ на основе информационных компьютерных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186068.htm.
ART 186068 DOI 10.24422/MCITO.2018.V8.15629 УДК 372.32:004.9
Галушко Ирина Геннадьевна,
преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар
Галушко Анна Вячеславовна,
аспирант ФГБОУ ВО «(Кубанский государственный университет», г. Краснодар
Демчук Екатерина Романовна,
студентка ФГБОУ ВО «(Кубанский государственный университет», г. Краснодар
Ознакомление родителей с особенностями деятельности детей в ДОУ на основе информационных компьютерных технологий
Аннотация. Родители - первые воспитатели детей, готовящие их к труду и жизни, передающие производственно-трудовой опыт и духовные богатства, накопленные человечеством. Наравне с родителями педагоги детского сада стремятся развивать личность воспитанников и обеспечивать им психолого-педагогическую поддержку. В связи с этим важно развивать сотрудничество с родителями, знакомить их с особенностями деятельности дошкольников в стенах детского сада и применять для этого современные методы и формы, в том числе и компьютерные технологии.
Ключевые слова: информационные компьютерные технологии, дошкольники, взаимодействие родителей и ДОУ, ФГОС ДО. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
С введением ФГОС ДО у родителей дошкольников появились новые преимущества. Положениями стандарта родители (законные представители) могут руководствоваться при получении детьми дошкольного образования в форме семейного, стандарт призван оказывать помощь родителям в воспитании дошкольников, сохранении их психического и физического здоровья. ФГОС ДО обеспечивает открытость дошкольного образования, что означает помимо организации гибкого, дифференцированного образовательного процесса вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.
Однако сейчас большинство родителей заняты решением экономических проблем и им совершенно не хватает времени на ознакомление с деятельностью детей в стенах детского сада [1]. Вместе с тем современный мир наполнен не только экономическими заботами, но и компьютерными технологиями, которые могут помочь заинтересовать родителей в участии в образовательном процессе детского сада. Отсюда актуальность данной темы определяется потребностью воспитателей использовать информационные компьютерные технологии в своей работе с целью ознакомления родителей (законных представителей) с деятельностью детей в ДОУ.
Семья - это первичный коллектив, который играет основную и долговременную роль в воспитании каждого человека. Для дошкольника семья является местом его рождения, основной средой обитания и моральной опорой [2].
В настоящее время образование дошкольника распределяется между семьей и различными дошкольными образовательными организациями, в которых процесс образования складывается иначе.
В семье развитие ребенка происходит стихийно, а в детском саду - упорядо-ченно. В семье в образовании ребенка участвует довольно обширное социальное
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Галушко И. Г., Галушко А. В., Демчук Е. Р. Ознакомление родителей с особенностями деятельности детей в ДОУ на основе информационных компьютерных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186068.htm.
окружение, различное по роду занятии, возрасту и другим существенным характеристикам. В детском саду ребенок проводит время в составе группы сверстников, организуемой, как правило, одним взрослым. В семье развитие ребенка происходит в рамках обыденных социальных ситуаций и не ставит перед собой определенной цели-результата. В детском саду ребенка обучают целенаправленно, его образование дифференцированно и имеет целью достижение запрограммированных результатов.
По мнению Л. И. Маленковой, именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. В ней складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Однако дошкольная организация, осуществляя образовательную деятельность, вносит не меньший вклад в развитие личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
Взаимодействие с родителями направлено на решение следующих задач:
- педагогическое просвещение родителей;
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;
- установление единства в воспитании детей.
Современные условия требуют использовать новые формы взаимодействия с родителями, уходя при этом от скучных шаблонов. Необходимы новые, эффективные формы сближения детей, родителей и педагогов. При этом не следует отказываться от традиционных форм работы с родителями, но наряду с ними необходимо использование и поиск новых нетрадиционных форм работы с применением информационных компьютерных технологий.
Использование компьютерных технологий направлено на улучшение качества образовательного процесса, которое зависит от эффективного сотрудничества родителей и образовательной организации. В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию детского сада с родителями. В рамках данного взаимодействия образовательная организация должна:
- информировать родителей о целях образования, примерной образовательной программы;
- обеспечить вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы.
Информационные технологи - совокупность методов и средств, обеспечивающих такие информационные процессы, как получение, сбор, передача, обработка, накопление, хранение и использование информации.
Компьютерные технологии - это разновидность информационных технологий, в которых все методы и средства реализации информационных процессов осуществляются с помощью компьютерной техники [3].
Компьютерные технологии появились в середине ХХ века и дали мощный толчок развитию образовательных технологий на основе информационных и коммуникационных технологий. Первые работы по описанию применения компьютера в образовательном процессе появились в конце 50-х годов Хх века.
Компьютер является таким инструментом информации, который может стать средством коммуникации, мощным техническим средством обучения, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Использование компьютерных технологий - современное направление в дошкольном образовании, позволяющее воспитателю разнообразить формы ознакомления родителей с деятельностью детей в детском саду. Компьютерные технологии подразделяются на мультимедиа-технологии, компьютерную сеть и компьютерную графику. Мультимедиа-технологии широко
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Галушко И. Г., Галушко А. В., Демчук Е. Р. Ознакомление родителей с особенностями деятельности детей в ДОУ на основе информационных компьютерных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186068.htm.
используются в рекламном бизнесе, при разработке компьютерных игр. Богатые дидактические возможности мультимедийных технологий используются при создании электронных учебных пособий и других материалов обучающего характера. Мультимедиа представляет собой взаимодействие визуальных и аудиоэффектов с использованием современных технических и программных средств, они объединяют графику, текст, фото, звук, видео в одном цифровом представлении. Мультимедиа-технологии соединяют в себе мультимедийные презентации и мультимедийные игры.
Компьютерная графика, или машинная графика, - область деятельности, где компьютеры используются как инструмент для создания изображений и обработки визуальной информации, полученной из окружающего мира. Компьютерные сети - система связи компьютерного оборудования. Самой известной компьютерной сетью является сеть Интернет, объединяющая компьютерные сети и образующая глобальное информационное пространство.
Как используется Интернет в аспекте ознакомления родителей с деятельностью детей:
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы;
- информационное и научно-методическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном учреждении;
- создание медиатек, интересных для родителей.
Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе имеет несколько преимуществ:
- минимизация времени доступа родителей к информации;
- возможность индивидуализации взаимодействия;
- эффективное сочетание индивидуальной и групповой работы с родителями;
- моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
- использование широкого спектра информационных средств (Интернет, средство коммуникации, видеосеминары, фоторедакторы);
- возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
- расширение информационных потоков;
- создание электронных газет, журналов;
- изучение информации в удобное для родителей время [4].
Чтобы взаимодействие с родителями шло эффективно, воспитатель должен уметь:
- организовывать работу с электронными ресурсами сети Интернет;
- обрабатывать любую информацию при помощи процессоров;
- использовать готовые программные продукты;
- создавать и демонстрировать презентации по определенному материалу;
- осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к мероприятиям;
- разрабатывать формы обратной связи и проводить компьютерное анкетирование родителей.
В процессе ознакомления с деятельностью детей положительным потенциалом обладают интернет-ресурсы. Существует несколько путей применения интернет-ресурсов, среди которых - дистанционные конференции, создание сайта детского сада, страницы группы, информационно-методического журнала онлайн. Узнать о деятельности детей можно с помощью электронной переписки.
Согласно закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования», каждая образовательная организация обязана иметь и вести официальный сайт в
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Галушко И. Г., Галушко А. В., Демчук Е. Р. Ознакомление родителей с особенностями деятельности детей в ДОУ на основе информационных компьютерных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186068.htm.
сети. Сайт становится визитной карточной, «лицом» дошкольной организации. Сайт позволяет педагогам представлять свою образовательную организацию, давать ответы на актуальные для родителей вопросы, демонстрировать свои достижения в области воспитательного процесса.
На сайте детского сада любой родитель может познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса, узнать последние новости и, таким образом, всегда быть в курсе всех происходящих в детском саду событий. Родители также могут использовать информацию об образовании, инновационной деятельности, размещенной на сайте образовательной организации, в обучении детей, не посещающих детский сад [5].
Не менее эффективной формой ознакомления с деятельностью дошкольников является выпуск онлайн-журнала для родителей. Каждый номер посвящен определенной деятельности, предметной области. При этом статьи могут писать не только воспитатели, но и родители, желающие поделиться своим мнением по поводу какого-либо определенного вида деятельности.
Создание интернет-страницы группы позволит родителям ознакомиться с расписанием мероприятий, временем встречи с воспитателем, образовательной деятельностью группы, в которой воспитывается их дошкольник. По желанию родителей возможно создание форумов, где каждый взрослый может задать воспитателю любой вопрос, касающийся деятельности дошкольника, внести свои предложения по организации воспитательного процесса в группе.
Преимущества использования группового сайта заключаются в следующем:
- есть возможность следить за жизнью группы;
- родители получают информацию о том, что нового узнают их дети в течение текущей недели;
- сайт позволяет лучше узнать воспитателей и специалистов детского сада, можно получить от них необходимую консультацию;
- по запросам родителей можно подготовить любой интересующий их материал для психолого-педагогического просвещения;
- помощь в проведении совместного досуга с детьми.
В детском саду можно использовать следующие электронные средства информационных компьютерных технологий: телевизор, компьютер, мультимедийная техника, видеокамера, фототехник и пр. В процессе ознакомления родителей с деятельностью дошкольников данные средства используются:
- для организации ежемесячной работы детей и родителей, семейных фотовыставок, выставок детских рисунков;
- оформления видеоматериалов и фотографий, созданных родителями вместе с дошкольниками во время мероприятий;
- создания отчетов о непосредственно-образовательной деятельности, деятельности детей в режимных моментах, являющихся демонстративным материалом на родительских собраниях, круглых столах, конференциях, родительских рингах и пр. [6]
Взаимодействовать с родителями можно посредством информационно-коммуникативных технологий. В этом случае между родителями и воспитателями устанавливается коммуникационный посредник, мессенджер, который позволит воспитателю не только сообщить новость, но и поделиться с родителями различными видами контента. Важно продумывать возможность создания как индивидуальной, так и групповой формы общения в мессенджере.
Электронная почта - эффективный способ ознакомления родителей с деятельностью детей и общения с ними. Главным преимуществом электронной почты является адресность информации, конфиденциальность, мгновенная доставка информации и обратная связь с родителями, которой в ряде случаев добиться очень трудно [7].
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Галушко И. Г., Галушко А. В., Демчук Е. Р. Ознакомление родителей с особенностями деятельности детей в ДОУ на основе информационных компьютерных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186068.htm.
Также с помощью электронной почты возможна коллективная рассылка информации. Для этого воспитателю необходимо ввести в строку рассылки адреса всех родителей, и письма будут отправлены на все электронные адреса. Главное преимущество подобного способа - рассылка большого объема информации.
Из наиболее универсальных средств связи можно выделить «Скайп», программу, обеспечивающую видеозвонки, мгновенный обмен информацией, групповую видеосвязь. Данная программа позволяет выбрать родителям оптимальные формы взаимодействия воспитателями: неформальное или официальное общение, индивидуальное или коллективное.
Одной из инновационных форм ознакомления родителей с деятельностью дошкольников является организация онлайн-собраний. Среди положительных моментов онлайн-собраний можно выделить экономию времени, не нужны специальные программы и инструменты, достаточно веб-камеры и наушников с микрофоном.
Выделяют также и минусы такой формы работы, заключающиеся в технических сложностях, ведь не в каждой дошкольной организации имеется достаточное техническое оснащение для данной работы. Однако имеет место быть и психологический аспект использования данной формы работы: воспитатели привыкли взаимодействовать с родителями «глаза в глаза».
Работа онлайн-собрания начинается с рассылки логина и пароля для входа на портал. Здесь родители могут задавать интересующие их вопросы в режиме реального времени как устно, так и письменно.
Однако главное, без чего невозможно взаимодействие детского сада и родителей, - потребность со стороны семьи участвовать в образовательном процессе дошкольной организации. Без осознания необходимости сотрудничать с детским садом, проявлять интерес к деятельности дошкольника невозможно полноценное участие родителей в образовательной деятельности дошкольной организации.
Основное условие сотрудничества семьи и детского сада заключается во взаимной заинтересованности обеих сторон в реализации конкретных педагогических целей, совместных усилиях в решении воспитательных проблем, взаимопомощи. Успехи в деле воспитания возможны только при объединении усилий семьи и воспитателей. Детский сад остается одним из важнейших учреждений, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Таким образом, использование информационных компьютерных технологий предоставляет родителям возможность получать оперативную информацию о жизни дошкольника в стенах детского сада, проводимых мероприятиях, рекомендации воспитателей и специалистов по вопросам развития и обучения детей дошкольного возраста. Родителям применение данных технологий позволяет:
- оставлять пожелания, комментарии, касающиеся развития и функционирования детского сада;
- получить полную информацию о коллективе дошкольного отделения, о направлениях работы, о нормативно-правовой базе и пр.;
- познакомиться с тем, как их ребенок растет и развивается.
Возможности современных информационных компьютерных технологий позволяют создавать сложные модели процессов и явлений, которые недоступны в реальных условиях.
Использование компьютерных технологий способствует улучшению условий ведения образовательного процесса в целом, значительно расширяет возможности программно-методического обеспечения основного образовательного процесса, создает условия для получения дополнительного образования и повышения культурного уровня. Компьютерное обучение имеет новые черты, возможности и накладывает новый отпечаток на общение, взаимоотношения и в итоге на все стороны жизни общества в целом.
Галушко И. Г., Галушко А. В., Демчук Е. Р. Ознакомление родителей с особенностями деятельности детей в ДОУ на основе информационных компьютерных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186068.htm.
Ссылки на источники
1. Бабурина Е. Г., Королева Е. В. Использование интерактивных игр в работе с родителями // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2014. - № 4. - С. 46.
2. Карпенко А. В., Демчук Е. Р. Способы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся начальных классов // Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (3 июня 2017 г., г. Казань): 4 ч. Ч. 2. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. - С. 85.
3. Мухина Ю. Р. Соотношение понятий «информационные технологии» и «современные информационные технологии» в обучении // Молодой ученый. - 2009. - № 11. - С. 296.
4. Базыкина Б. А. Использование средств иКт в организации партнерства с семьями воспитанников. - URL: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=40124.
5. На связи с родителями: 11 современных способов связи с родителями учеников. - URL: http://pedsovet.su/klass/6362_sposoby_svyazi_s_roditelyami.
6. Базыкина Б. А. Указ. соч.
7. На связи с родителями: 11 современных способов связи с родителями учеников.
ISSN 2Э04-120Х
ко ниеггг
научно-методический электронный журнал
Irina Galushko,
Lecturer, Preschool pedagogy and Psychology Chair, Kuban State University, Krasnodar Anna Galushko,
Postgraduate Student, Kuban State University, Krasnodar
Ekaterina Demchuck,
Student, Kuban State University, Krasnodar
Informing parents about the features of children's activities in preschool educational organization with the use of computer information technologies
Abstract. Parents are the first educators of children, preparing them for work and life, giving them labor experience and spiritual wealth accumulated by humankind. Kindergarten educators together with parents try to develop the personality of pupils and provide them with psychological and pedagogical support. In this regard, it is important to develop cooperation with parents, to inform them about the specifics of preschoolers' activities in the kindergarten and to use for this modern methods and forms, including computer technologies. Key words: computer information technologies, preschoolers, kindergarten and parents cooperation, FSES for preschool educational organizations. References
1. Baburina, E. G. & Koroleva, E. V. (2014). "Ispol'zovanie interaktivnyh igr v rabote s roditelyami", Sov-remennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika, № 4, p. 46 (in Russian).
2. Karpenko, A. V. & Demchuk, E. R. (2017). "Sposoby vzaimodejstviya klassnogo rukovoditelya s roditelyami uchashchihsya nachal'nyh klassov", Edinstvo i identichnost" nauki: problemy iputiresheniya: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (3 iyunya 2017g., g. Kazan): 4 ch. ch. 2, MCII OMEGA SAJNS, Ufa, p. 85 (in Russian).
3. Muhina, Yu. R. (2009). "Sootnoshenie ponyatij "informacionnye tekhnologii" i "sovremennye infor-macionnye tekhnologii" v obuchenii", Molodoj uchenyj, № 11, p. 296 (in Russian).
4. Bazykina, B. A. Ispol'zovanie sredstv IKT v organizacii partnerstva s sem'yami vospitannikov. Available at: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=40124 (in Russian).
5. Na svyazi s roditelyami: 11 sovremennyh sposobov svyazi s roditelyami uchenikov. Available at: http://pedsovet.su/klass/6362_sposoby_svyazi_s_roditelyami (in Russian).
6. Bazykina, B. A. Op. cit.
7. Na svyazi s roditelyami: 11 sovremennyh sposobov svyazi s roditelyami uchenikov.
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 18.05.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.05.18
Принята к публикации Accepted for publication 30.05.18 Опубликована Published 31.08.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Галушко И. Г., Галушко А. В., Демчук Е. Р., 2018