ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). - ART 15435. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15435.htm. -ISSN 2304-120X.
ART 15435
УДК 159.922.7
Иванова Людмила Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск ivanovalv15@mail.ru
Пермякова Надежда Владимировна,
магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный
педагогический университет», г. Челябинск
nadi80@inbox.ru
Исследование формирования психологической готовности детей
к школьному обучению
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования психологической готовности к школе в условиях безопасной образовательной среды при переходе из детского сада в школу. В статье раскрывается понятие «психологическая готовность к школе», рассматриваются ее компоненты (интеллектуальная, мотивационная и эмоционально-волевая готовность), представлены результаты исследования уровня психологической готовности детей к школе.
Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, старший дошкольник, психологическая готовность к школьному обучению, образовательная среда.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Для России XXI век стал временем качественных изменений в сфере дошкольного образования, временем введения в действие нового Федерального закона «Об образовании», в котором дошкольное образование выделено как первое звено в системе общего непрерывного образования.
Инновационное развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию: результатам и результативности образовательной деятельности организаций дошкольного образования, выбору и обоснованию ими содержания основных и парциальных программ, обучению педагогических кадров. Неудовлетворенность состоянием и результатами дошкольного образования выразились в принятии проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который определяет примерный минимум содержания основных образовательных программ дошкольного образования, максимальный объем организованных видов детской деятельности и требования к уровню функциональной готовности детей к усвоению образовательных программ начального общего образования [1].
Подготовка детей к обучению в школе - приоритетная задача, которая в современной ситуации приобретает особую актуальность. Это задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - это один из аспектов этой задачи, исключительно важный и значимый [2]. Особенности психологической готовности к школьному обучению обусловлены выделением двух уровней готовности: необходимого, заключающегося в приобретении элементарных знаний, умений и навыков, которые обусловливают обучение в школе, и поливариативного, включающего особую подготовку к начальной ступени образования [3].
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). - ART 15435. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15435.htm. -ISSN 2304-120X.
В связи с переходом из детского сада в школу существует и еще ряд проблем: проблема развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия ребенком на себя новых социальных ролей, проблема адаптации и успешности учебной деятельности. Этими и другими актуальными проблемами занимается возрастная и педагогическая психология [4].
В настоящее время в дошкольном образовании ситуация осложняется многообразием организационных моделей предшколы, в рамках которых неизбежно реализуются разные подходы, в ряде случаев заметно различающиеся своей педагогической эффективностью. Основной организационной формой подготовки детей к школе являются дошкольные образовательные организации (далее - ДОО). Одна из проблем подготовки к школе детей, посещающих ДОО, состоит в том, что детские сады работают по разным программам; при этом каждая из них выдвигает свои показатели развития, тесно связанные с образовательным содержанием, заложенным в программе. В результате показатели развития в разных программах несоотносимы друг с другом. Чтобы обеспечить равный старт при переходе на следующую ступень образования, требуется разработка и введение единых критериев оценки планируемых результатов подготовки детей к школе и проектирование обязательного минимума содержания основных образовательных программ для всех организационных моделей [5].
Далеко не все существующие на практике модели подготовки детей к школьному обучению успешно решают задачи, связанные с рационализацией процесса образования детей старшего дошкольного возраста. Наибольшим педагогическим потенциалом для решения этих проблем обладают те модели, которые ориентированы на использование потенциала специально созданной образовательной среды. Это средо-вое влияние является естественным средством комплексного педагогического воздействия, решающим фактором развития личности старшего дошкольника, его подготовки к жизни и деятельности в условиях школы [6].
Основной отрезок жизни дети проживают в образовательной среде [7]. Возникают вопросы, связанные с организацией в образовательном пространстве ДОО такой среды, которая является условием позитивной социализации ребенка дошкольного возраста [8]. М. В. Урбанская определяет образовательную среду ДОО как «совокупность специально созданных материальных и духовных условий в открытой неравновесной педагогической системе, в которой за счет активного взаимодействия педагога и дошкольника на основе принципов синергетики возникает нелинейный резонансный эффект усиления малых педагогических воздействий, способствующих согласованию темпов и уровней развития, становлению творческой личности, а также возникновению качественно нового уровня предшкольного образования» [9]. Задачей современной образовательной организации является создание такой образовательной среды, в которой будет организована подготовка ребенка к самостоятельной жизни, формирование у него творческих способностей, любознательности, инициативности, коммуникативности, исследовательского интереса. Большую роль в успешной адаптации первоклассников к образовательно-развивающей среде играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития (ДОО, семья) [10].
В дошкольном детстве начинается становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения. Этим определяется значение детского сада как организационной и общественной формы воспитания дошкольника. На современном этапе развития педагогики актуальной является ориентация деятельности педагога на личность воспитанника [11].
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). - ART 15435. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15435.htm. -ISSN 2304-120X.
Особую роль в дошкольной среде играет взрослый человек, а именно педагог. Вследствие специфики детского возраста педагогическое воздействие взрослый оказывает как своими педагогическими способностями, так и личностными качествами. Организация межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса выступает источником психологического комфорта ребенка дошкольного возраста.
Дошкольное образование, соблюдая преемственность с другими ступенями общего образования, не может и не должно превращаться в целенаправленную подготовку ребенка к обучению в школе.
Формирование школьной готовности должно осуществляться за счет специфических ресурсов дошкольного детства, которые можно почерпнуть в различных видах свободной творческой деятельности ребенка - игре, общении, художественном творчестве, активном восприятии сказки и др. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что это является и наиболее оптимальным путем формирования готовности ребенка к систематическому обучению в школе.
В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л. С. Выготского. Ею занимались Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, Н. И. Гуткина, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков и др. Анализ литературных источников позволил выявить, что психологическая готовность - это сложное комплексное образование, представляющее собой такой уровень психического развития ребенка, который позволит ему успешно усваивать школьную программу. И, обобщая точки зрения разных авторов, к компонентам психологической готовности к школьному обучению можно отнести интеллектуальную, мотивационную и эмоционально-волевую готовность. Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, как и вся структура в целом, важен как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений [12].
Таким образом, целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка формирования психологической готовности детей к школе в условиях безопасной образовательной среды.
Этапы исследования:
1. Поисково-подготовительный. На данном этапе выполнен теоретический обзор литературы по проблеме психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников, определены психологические особенности образовательной среды ДОО, подобраны методики диагностики психологической готовности детей к обучению в школе.
2. Опытно-экспериментальный. На этом этапе мы провели исследовательский эксперимент, который состоял из двух этапов: констатирующего и формирующего. Была проведена психодиагностика испытуемых. Формирующий эксперимент являлся средством достижения цели опытно-экспериментальной работы - разработать и проверить эффективность программы формирования психологической готовности детей к школьному обучению в условиях безопасной образовательной среды.
3. Контрольно-обобщающий этап - это заключительный этап исследовательской работы. На данном этапе осуществлялся анализ и обобщение результатов предыдущих этапов исследования, формулирование вывода о подтверждении гипотезы на основании полученных результатов экспериментального исследования. В итоге осуществленной деятельности были сформулированы выводы и даны рекомендации для родителей и педагогов.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). - ART 15435. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15435.htm. -ISSN 2304-120X.
Базу экспериментального исследования составили дети МБДОУ «Д/с № 45» г. Бакала Челябинской области. В констатирующем исследовании психологической готовности к школе приняли участие 40 детей подготовительных к школе групп, в формирующем исследовании - 20 детей подготовительной к школе группы.
В качестве диагностического инструментария были взяты следующие методики: экспресс-диагностика в детском саду Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко, методика «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова), проективная методика «Рисунок школы» (адаптированная Н. В. Нижегородцевой). При проведении диагностики ребенку в индивидуальной форме предлагались задания на вербальном и невербальном уровнях. Комплекс психодиагностических методик для диагностики уровня психологической готовности детей к школьному обучению представлен в табл. 1.
Таблица 1
Комплекс психодиагностических методик для диагностики уровня психологической готовности детей к школьному обучению
Компонент Метод, методика
Интеллектуальная готовность Экспресс-диагностика в детском саду (Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко)
Мотивационная готовность Методика «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова)
Эмоционально-волевая готовность Проективная методика «Рисунок школы» (адаптированная Н. В. Нижегородцевой)
Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Сводная таблица «Психологическая готовность детей к школе» (констатирующий эксперимент)
Методика исследования Уровень психологической готовности детей
к обучению в школе (40 человек), %
Высокий Средний Низкий
Экспресс-диагностика в детском саду (Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко) 7,5 82,5 10
Методика «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова) 20 80 -
Проективная методика «Рисунок школы» (адаптированная Н. В. Нижегородцевой) 15 85 -
Итого общий результат по трем методикам, % 14,2 82,5 3,3
По результатам исследования трех методик мы видим, что большинство испытуемых (82,5% - 33 человека) имеют средний уровень психологической готовности к обучению в школе. Также имеются испытуемые, которые показали низкий (3,3% -4 человека) и высокий (14,2% - 3 человека) уровни психологической готовности к обучению в школе. Испытуемым, имеющим низкий и средний уровни, необходимы систематические занятия, направленные на повышение уровня психологической готовности к обучению в школе.
После проведения диагностики мы получили экспериментальную группу, состоящую из 20 человек - 9 девочек и 11 мальчиков. В целом группа характеризуется любознательностью, активностью во всех видах деятельности. Большинство детей ощущают себя в группе уютно и комфортно, все дети хорошо общаются между собой и с воспитателями, охотно идут на контакт.
Результаты диагностики психологической готовности к школе экспериментальной группы на констатирующем этапе представлены в табл. 3.
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). - ART 15435. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15435.htm. -ISSN 2304-120X.
Таблица 3
Сводная таблица «Психологическая готовность детей к школе»
Методика исследования Уровень психологической готовности детей
к обучению в школе (20 человек), %
Высокий Средний Низкий
Экспресс-диагностика в детском саду (Н. Н. Павлова, Л.Г. Руденко) 5 90 5
Методика «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова) 20 80 -
Проективная методика «Рисунок школы» (адаптированная Н. В. Нижегородцевой) 15 85 -
Итого общий результат по трем методикам, % 13,4 85 1,6
Уровень психологической готовности экспериментальной группы: 13,4% детей - 2 человека - имеют высокий уровень готовности; 85% детей - 17 человек - имеют средний уровень готовности; 1,6% детей - 1 человек - имеют низкий уровень готовности. Результаты диагностики говорят о необходимости проведения с испытуемыми экспериментальной группы занятий по программе по формированию психологической готовности детей к школьному обучению.
Для формирования психологической готовности к обучению в школе мы разработали программу под названием «Скоро в школу».
Цель программы - подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе путем развития интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой компонентов психологической готовности.
Программа «Скоро в школу» направлена на развитие психологической готовности. Занятия способствуют развитию коммуникативных навыков, созданию дружеской атмосферы в группе; развивают внимание, память, логику, расширяют кругозор ребенка, развивают графомоторные навыки. Игровые занятия помогают ребенку принять роль ученика, формируют эмоционально положительное отношение к школе, повышают мотивацию к учебной деятельности. Занятия продолжительностью 30 минут проводились два раза в неделю с учетом индивидуальных особенностей испытуемых.
После проведения программы для проверки изменений в уровне психологической готовности детей к обучению в школе была осуществлена повторная диагностика по тем же трем методикам. Полученные результаты контрольного этапа исследования представлены в табл. 4.
Таблица 4
Сводная таблица «Психологическая готовность детей к школе»
Методика исследования Уровень психологической готовности детей
к обучению в школе (20 человек), %
Высокий Средний Низкий
Экспресс-диагностика в детском саду (Н. Н. Павлова, Л.Г. Руденко) 25 75 -
Методика «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова) 35 65 -
Проективная методика «Рисунок школы» (адаптированная Н. В. Нижегородцевой) 30 70 -
Итого общий результат по трем методикам, % 30 70 -
Обобщая диагностические данные по трем методикам, можно заметить, что количество детей с высоким уровнем готовности к школе после проведения программы увеличилось на 16,6%, а дети с низким уровнем готовности к школе отсутствуют. Эти результаты подтверждают эффективность разработанной нами программы по формированию психологической готовности детей к школьному обучению.
5
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Иванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). - ART 15435. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15435.htm. -ISSN 2304-120X.
Для большей достоверности мы подвергли выборку качественному анализу и провели математическую обработку результатов исследования по методике
H. Н. Павлова, Л. Г. Руденко. Для математической обработки мы применили критерий Т. Вилкоксона, который используется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность.
После получения результатов нашего исследования мы сформулировали необходимые рекомендации для педагогов и родителей по формированию психологической готовности детей к школьному обучению.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы: начало обучения в школе - качественно новый этап в жизни ребенка, и главное, чтобы при переходе на эту новую ступень у него была сформирована психологическая (прежде всего мотивационная) готовность к учебной деятельности, желание учиться. Занятия не только помогут педагогу-психологу справиться с проблемой подготовки ребенка к школьному обучению, но и сделают сам процесс подготовки радостным и желанным для каждого ребенка.
Ссылки на источники
I. Новикова Г. П. Преемственность дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 3. - С. 14-20.
2. Терещенко М. Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема // Вестник ЮУрГУ. - 2006. - № 9. - С. 58-61.
3. Шульга Т. И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2012. - № 1. - С. 60-66.
4. Долгова В. И., Шумакова О. А. Инновационные технологии взаимодействия педагога-психолога с дошкольниками: монография. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 115 с.
5. Доронова Т. Н. О концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе // Обруч.RU. - 2007. - № 4. - URL: http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=30&r=17.
6. Шкляревская С. М. Интеграция образовательной среды предшколы и начальной школы // Педагогика. - 2014. - № 1. - С. 59-64.
7. Баева И. А., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды и риски её разрешения // Народное образование. - 2008. - № 9. - С. 271-277.
8. Сиднева Л. Ю. Вариативная образовательная среда в ДОУ как условие обеспечения позитивной социализации и индивидуализации развития дошкольников // Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 7-9 окт. 2014 г.) / ред., сост.: И. А. Бурлакова, Г. В. Дон, Т. Л. Кузьмишина. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. -158 с. - URL: http://conf.childpsy.ru/2014/?page_id=20.
9. Урбанская М. В. Образовательная среда как фактор формирования готовности ребенка к обучению в условиях предшкольного образования: дис. ... канд. психол. наук: 13.00.01. - СПб., 2010. - 211 с.
10. Баюкова Н. О. Проблемы слабой адаптации первоклассников к условиям школьной жизни // Педагогика. - 2014. - № 3. - С. 70-74.
11. Иванова Л. В. Исследование психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. - 2015. - № 5 (май). - URL: http://e-koncept.ru/2015/15149.htm.
12. Психологическая готовность ребенка к школе / авт.-сост. Е. А. Грудненко. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. - 176 с.
Ludmila Ivanova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Theoretical and Applied Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk ivanovalv15@mail.ru Nadezhda Permyakova,
Master student, Department of Theoretical and Applied Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk nadi80@inbox.ru
The research on the formation of children’s psychological readiness for school
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). - ART 15435. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15435.htm. -ISSN 2304-120X.
Abstract. The paper is devoted to the study of the problem of the formation of psychological readiness for
school in the circumstances of safe educational environment when transferring from kindergarten into school.
The paper discusses the conception of “psychological readiness for school”, its components (intellectual readiness, reasonable readiness, emotional and volitional readiness). There are some results of research of the
level of children’s psychological readiness for school.
Key words: pre-school education, pre-school educational institution.
References
1. Novikova, G. P. (2014). “Preemstvennost' doshkol'nogo i nachal'nogo shkol'nogo obrazovanija v rusle realizacii FGOS DO”, Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, № 3, pp. 14-20 (in Russian).
2. Tereshhenko, M. N. (2006). “Gotovnost' rebenka k obucheniju v shkole kak psihologo-pedagogicheskaja problema”, Vestnik JuUrGU, № 9, pp. 58-61 (in Russian).
3. Shul'ga, T. I. (2012). “Jemocional'no-volevoj komponent psihologicheskoj gotovnosti k obucheniju shkolnikov”, Vestnik MGOU. Serija “Psihologicheskie nauki”, № 1, pp. 60-66 (in Russian).
4. Dolgova, V. I. & Shumakova, O. A. (2010). Innovacionnye tehnologii vzaimodejstvija pedagoga-psihologa s doshkol'nikami: monografija, ATOKSO, Cheljabinsk, 115 p. (in Russian).
5. Doronova, T. N. (2007). “O koncepcii organizacii, soderzhanija i metodicheskogo obespechenija podgo-tovki detej k shkol”, Obruch.RU, № 4. Available at: http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=30&r=17 (in Russian).
6. Shkljarevskaja, S. M. (2014). “Integracija obrazovatel'noj sredy predshkoly i nachal'noj shkoly”, Pedagog-ika, № 1, pp. 59-64 (in Russian).
7. Baeva, I. A. & Laktionova, E. B. (2008). “Psihologicheskaja bezopasnost' obrazovatel'noj sredy i riski ejo razreshenija”, Narodnoe obrazovanie, № 9, pp. 271-277 (in Russian).
8. Sidneva, L. Ju. (2014). “Variativnaja obrazovatel'naja sreda v DOU kak uslovie obespechenija pozitivnoj socializacii i individualizacii razvitija doshkol'nikov”, in Burlakova, I. A., Don, G. V. & Kuz'mishina, T. L. (eds.) Professionalizm vospitatelja kak neobhodimoe uslovie vnedrenija FGOS: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 7-9 okt. 2014 g.), GBOU VPO MGPPU, Moscow, 158 p. Available at: http://conf.childpsy.ru/2014/?page_id=20 (in Russian).
9. Urbanskaja, M. V. (2010). Obrazovatel'naja sreda kak faktor formirovanija gotovnosti rebenka k obucheniju v uslovijah predshkol'nogo obrazovanija: dis. ... kand. psihol. nauk: 13.00.01, St. Petersburg, 211 p. (in Russian).
10. Bajukova, N. O. (2014). “Problemy slaboj adaptacii pervoklassnikov k uslovijam shkol'noj zhizni”, Peda-gogika, № 3, pp. 70-74 (in Russian).
11. Ivanova, L. V. (2015). “Issledovanie psihologo-pedagogicheskoj korrekcii sindroma jemocio-nal'nogo vygo-ranija pedagogov”, Koncept, № 5 (maj). Available at: http://e-koncept.ru/2015/15149.htm (in Russian).
12. Grudnenko, E. A. (ed.) (2013). Psihologicheskaja gotovnost' rebenka k shkole, OOO “Izdatel'stvo “Detstvo-Press”, St. Petersburg, 176 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 08.12.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.12.15
Принята к публикации Accepted for publication 10.12.15 Опубликована Published 12.12.15
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Иванова Л. В., Пермякова Н. В., 2015
www.e-koncept.ru
7