ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Лашкова Л. Л. Развитие коммуникативной компетентности педагогов в процессе методической работы дошкольной образовательной организации // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76023. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76023.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 76023 УДК 373.2
Пашкова Лия Луттовна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут lashkovall@rambler.ru
Развитие коммуникативной компетентности педагогов в процессе методической работы дошкольной образовательной организации
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Автор раскрывает эффективные формы и методы методической работы, в процессе которой формируются коммуникативные знания и умения воспитателей в области взаимодействия с детьми и их родителями.
Ключевые слова: педагог, дошкольная образовательная организация, эффективная коммуникация, коммуникативная компетентность, методическая работа. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современная система дошкольного образования характеризуется широким распространением инновационной и экспериментальной деятельности, предоставлением педагогу права выбора содержания и форм воспитания и обучения детей, разработки программ и внедрения инновационных технологий [1, 2, 6, 7]. В данных условиях особое значение приобретает организация такой системы методической работы с кадрами, которая бы обеспечила повышение уровня профессиональной компетентности каждого педагога и качество образовательного процесса в целом.
Следует отметить, что определение профессионально важных качеств педагога дошкольной образовательной организации (ДОО) базируется на функциональном анализе его педагогической деятельности. Результаты такого анализа отражаются в профессиограмме, которую Т. А. Куликова определяет как «научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков» [3, с. 21].
Среди важнейших профессиональных функций педагога детского сада ученый выделяет:
- создание педагогических условий для успешного воспитания детей;
- обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей;
- осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми;
- участие в педагогическом просвещении родителей;
- регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и ДОО;
- самообразование педагога;
- участие в исследовательской работе.
Такая полифункциональность деятельности предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями: гностическими, конструктивными, коммуникативными, организаторскими, специальными и др. Следует особо подчеркнуть приоритетность умений в области коммуникации (постановка и решение коммуникативных задач, владение приемами конструктивного общения и пр.). Пристальное внимание
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Лашкова Л. Л. Развитие коммуникативной компетентности педагогов в процессе методической работы дошкольной образовательной организации // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76023. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76023.htm. - ISSN 2304-120X.
исследователей к коммуникативным процессам в педагогике можно объяснить тем, что - это центральное звено, сущность профессии. Коммуникация является движущим механизмом всего образования.
В психолого-педагогической литературе выделены следующие блоки профессиональных коммуникативных умений:
- социально-психологический (умения производить благоприятное впечатление, рефлексировать, активно воспринимать и понимать личность каждого ребенка, прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использовать психологические средства, механизмы коммуникативного воздействия);
- нравственно-этический блок (умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, организовывать творческое сотрудническтво с детьми, инициировать благоприятный нравственный климат общения);
- эстетический (умения гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать детей к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувства прекрасного);
- технологический (умения использовать средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность).
Формирование вышеперечисленных коммуникативных умений приводит к развитию у педагогов коммуникативной компетентности, под которой мы понимаем профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: информированность о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; толерантность, экстраверсия; способность эффективно конструировать прямую и обратную связь, нестандартно, творчески решая при этом задачи педагогической коммуникации.
Компетентностное поведение в процессе общения зависит, прежде всего, от мотивации и готовности включаться в значимое взаимодействие. Кроме того, важно подчеркнуть значение адекватного восприятия собственной роли и роли других людей в процессе коммуникации, а также адекватного представления о ряде понятий, связанных с этой деятельностью. Для того чтобы добиться успеха в общении при реализации задач воспитания и обучения, педагог дошкольной образовательной организации должен посвятить этому много времени и раздумий. При этом он должен контролировать результаты своих действий, делать выводы, более тщательно изучать проблему, с которой он пытается справиться, и тем самым оценить эффективность применяемых стратегий, тактик и приемов в ходе педагогической коммуникации.
При развитии у педагогов ДОО коммуникативной компетентности целесообразно организовать их взаимодействие, основанное на принципах диалога, общения «на равных» В ходе такого общения все участники коммуникативно заинтересованы, готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы, отстаивать свою точку зрения и вырабатывать коллективное мнение.
Следует помнить, что при личностно-ориентированном взаимодействии с дошкольниками приоритетными способами общения выступают признание, понимание, принятие личности ребенка, учет его чувств и желаний. Здесь личностная позиция педагога заключается в построении ситуаций общения с детьми как полноценными
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Лашкова Л. Л. Развитие коммуникативной компетентности педагогов в процессе методической работы дошкольной образовательной организации // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76023. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76023.htm. - ISSN 2304-120X.
партнерами, что исключает разного рода манипуляции. Предпочитаемой тактикой общения является сотрудничество с использованием многообразия коммуникативных средств, стимулирующих детскую активность.
Отказ от корпоративного стереотипа «воспитатель всегда прав» предполагает умения с юмором отнестись к отдельным моментам педагогической ситуации, быть готовым к улыбке, владеть тонами и полутонами; слушать и слышать ребенка, не прерывая его высказываний; воздействовать на детей не прямо, а косвенно, через создание условий для проявления у них желаемого качества; не бояться обратной связи, пусть даже непредсказуемой.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что взрослые поддерживают положительное, доброжелательное отношение детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности. Педагог способствует развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово. Способом реализации такого отношения может быть только любовь и децентрация взрослого, умение «влезть в шкуру ребенка» в рамках высокого профессионализма. Особо важно подчеркнуть отношение к ребенку как субъекту, уважение его прав и интересов, признание его возможностей развития, совместная деятельность с ним на основе максимальной активности.
По мнению Н. В. Микляевой, одной из наиболее гибких форм совершенствования профессиональных знаний, мастерства педагога, развития его способности оценивать и использовать наиболее эффективные методики воспитания и обучения детей, осваивать инновационные методы и технологии является интерактивное обучение [4, с. 65]. Автор рассматривает такие эффективные формы и методы интерактивного обучения, как «информационное зеркало», деловые игры, метод «кейсов» (обсуждение деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики), дискуссия и метод «моде-рации» (действие в команде с целью разработки в кротчайшие сроки конкретных предложений решения проблемы), семинары-практикумы, педагогические мастерские, различные формы взаимообучения и взаимоконтроля, проектное обучение, проблемно-поисковое обучение, шоу-технологии, творческие презентации и др.
Высшим органом руководства целостным образовательным процессом является педагогический совет, который ставит и решает конкретные задачи развития дошкольной образовательной организации. С целью развития у педагогов коммуникативной компетентности целесообразно проводить педагогические советы в нетрадиционных формах: диспута, дискуссии, деловой игры, конференции, аукциона, фестиваля и др. Например, в ходе проведения педагогического совета-аукциона может быть предложено множество идей по проблеме эффективной педагогической коммуникации в условиях детского сада. «Покупаются» только те идеи, которые наиболее жизнеспособны и заслуживают особого внимания. Такой педагогический совет может быть проведен и в форме защиты проекта, где разыгрывается множество ролей: автора-новатора, его сподвижников, противников, аналитиков и др.
Наиболее эффективной формой формирования у педагогов ДОО коммуникативных знаний и умений являются семинары и семинары-практикумы. Семинар может состоять из нескольких занятий, где сочетается обсуждение вопросов теории, проблем практики, знакомство с новинками литературы и передовым опытом коммуникативного обучения. Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения за работой коллег с последующим обсуждением. Так в ходе семинара-практикума на тему «Методы развития коммуникативной компетентности педагога ДОО» предусматривается возможность дискуссии, обсуждения различ-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Лашкова Л. Л. Развитие коммуникативной компетентности педагогов в процессе методической работы дошкольной образовательной организации // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76023. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76023.htm. - ISSN 2304-120X.
ных точек зрения, создания и решения проблемных коммуникативных ситуаций, которые позволяют выработать единую позицию по вопросу эффективной педагогической коммуникации.
Особенно популярны в практике обучения коммуникации разнообразные тренинги, участвуя в которых педагоги непосредственно соприкасаются с изучаемой реальностью, приобретают жизненный опыт, моделируемый в групповом взаимодействии. Технологии, используемые в современном коммуникативном тренинге, включают стандартный набор методов активного обучения:
- информация, сообщение, мини-лекция;
- структурированная или управляемая дискуссия;
- мозговой штурм;
- разбор кейса, задачи или упражнения;
- ролевая игра и «разыгрывание» ситуаций в ролях;
- имитационные игры;
- фрагменты деловых игр;
- видеодемонстрации.
В зависимости от поставленных в обучении задач тренинг приобретает разные формы, все многообразие которых специалисты условно делят на две группы: 1) ориентированные на приобретение и развитие умений и навыков взаимодействия (тренинг партнерской беседы, ведения переговоров, формирования команды, разрешения межличностных конфликтов, телефонной коммуникации); 2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, где первичны внутриличностные изменения (коррекция, формирование и развитие установок и ценностей, необходимых для успешного общения; развитие способности адекватно воспринимать себя и других).
Тренинги могут быть классифицированы и по системе отношений личности, выступающей в них предметом работы:
1) «Я - Я» - тренинги личностного роста, ориентированные на внутриличност-ный контекст работы участников, систему отношений к самому себе, развитие рефлексивных способностей;
2) «Я - другие люди» - тренинги коммуникативных умений и различных социальных навыков;
3) «Я - социальная группа» - тренинги сплочения команды, социально-психологической адаптации в конкретном коллективе;
4) «Я - профессия» - тренинги профессионального самоопределения [5, с. 167].
Следует учесть, что для развития коммуникативной компетентности у педагогов
дошкольной образовательной организации возможно использовать все вышеперечисленные виды тренингов.
Не менее эффективным методом коммуникативного развития, по нашему мнению, является игра, основанная на понимании личности обучаемого как чувствующего, мыслящего и активно действующего участника событий, приближенных к реальным. В ходе обучения педагогов ДОО эффективной коммуникации широко используются разновидности деловых игр (позиционные, ролевые, сюжетные, ситуационные, имитационные, организационно-деятельностные, функциональные).
Использование различных видов игр в процессе подготовки педагогов к эффективному общению с коллегами, детьми и их родителями позволяет радикально сократить время накопления собственного социального опыта, развивает предусмотрительность в выборе коммуникативных тактик и стратегий, преобразуют обобщенные коммуникативные знания в личностно значимые.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Лашкова Л. Л. Развитие коммуникативной компетентности педагогов в процессе методической работы дошкольной образовательной организации // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76023. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76023.htm. - ISSN 2304-120X.
Участники представляют себя в роли действующих лиц конкретной педагогической ситуации и разыгрывают ее в лицах. Одна и та же ситуация может проигрываться несколько раз, чтобы дать возможность участникам побывать в разных ролях и предложить свои варианты решений.
Таким образом, ролевая игра создает условия для того, чтобы педагоги могли:
- уяснить нормы поведения и общения, а также собственные социальные установки, чувства и мысли, связанные с различными ролями;
- развивать умение входить в положение других, лучше понимать их позиции и чувства;
- побывать в ролях и опробовать формы общения в ситуациях, моделирующих реальный образовательный процесс в ДОО.
Педагоги, участвуя в игровой деятельности, не бояться совершить ошибки, они спокойно ищут решения, перед ними расширяется пространство выбора стратегии и тактики коммуникативного поведения.
Другими перспективными формами методической работы по освоению передового опыта в области педагогической коммуникации являются, по нашему мнению, открытый показ занятий, круглый стол, брифинг, творческая гостиная, КВН и др.
Таким образом, применение специально разработанных технологий обучения, взаимодействие традиционных и инновационных форм и методов методической работы, последовательная реализация базовых дидактических принципов позволяют провести целенаправленную работу по формированию коммуникативных знаний и умений у педагогов дошкольных образовательных организаций, результатом которой должен стать высокий уровень их коммуникативной компетентности.
Ссылки на источники
1. Абрамовских Н. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17. - URL: http://e-koncept.ru/ 2015/75230.htm.
2. Зырянова С. М. Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6-7 лет сущность // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17. - URL: http://e-koncept.ru/ 2015/75232.htm.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 414 с.
4. Микляева Н. В. Инновации в детском саду: пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008. -160 с.
5. Панфилова А. П. Теория и практика общения: учеб. пособие для студентов / под ред. М. К. Тутуш-киной. - М.: Академия, 2007. - 288 с.
6. Толмачева В. В. Методологические подходы к проектированию процесса формирования социально-экологической готовности будущих педагогов ДОО // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 126-129.
7. Шанц Е. А. Развитие социально-значимых качеств личности в процессе профессиональной подготовки студентов // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 02. - URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13523.htm.
Lea Lashkova,
Doctor of Education, professor of theory and methodology of preschool and primary education, Surgut State
Pedagogical University, Surgut
lashkovall@rambler.ru
Development of communicative competence of teachers in the process of methodical work of preschool educational institution
Abstract. The problem of development of communicative competence of teachers of preschool educational institutions. The author reveals the effective forms and methods of methodical work, which formed in the process of communication knowledge and skills of teachers in the area of interaction with the children and their parents.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Лашкова Л. Л. Развитие коммуникативной компетентности педагогов в процессе методической работы дошкольной образовательной организации // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76023. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76023.htm. - ISSN 2304-120X.
Key words: the teacher, pre-school organization, effective communication, communicative competence, methodical work.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 28.12.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.12.15
Принята к публикации Accepted for publication 30.12.15 Опубликована Published 27.01.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Лашкова Л. Л., 2016
www.e-koncept.ru