ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Абашина В. В., Якоб С. А. Личностное развитие ребенка как цель современного дошкольного образования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17. -ART 75234. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75234.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75234
УДК 372.367
Абашина Валентина Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут pre school@surgpu.ru
Якоб Светлана Александровна,
преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут
svetlana.vakob86@vandex.ru
Личностное развитие ребенка как цель современного дошкольного образования
Аннотация. В статье рассматриваются особенности личностного развития ребёнка дошкольного возраста, создающие предпосылки для его вхождения в социум. Уважение к личности ребёнка, поощрение его самостоятельности и индивидуальности, создание психологически комфортной среды становятся важными условиями обеспечения качества в условиях внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова: личность ребёнка дошкольного возраста, требования к профессиональной компетенции воспитателя, способствующие развитию личности. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Отвечая потребности общества в совершенствовании качества, образование становится все более вариативным и развивающимся, ориентированным на личность, способную самоопределиться в современном динамичном мире. Основным результатом дошкольного образования становятся показатели личностного развития, важнейшими из которых являются самостоятельность, любознательность, произвольность, креативность, степень нравственного развития. К концу дошкольного возраста важнейшим показателем готовности ребёнка к школе становится сформи-рованность базиса личностной культуры.
Отсюда следует, что основной целью педагогической деятельности воспитателя ДОО в условиях внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования становится личностное развитие ребенка, его позитивная социализация. Как пишет К. Роджерс, «помочь людям быть личностями - это значительно более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка».
Обращение современного образования к гуманистическим началам вполне логично и закономерно, ведь ход исторического развития педагогического знания, опытно-практическая деятельность педагогов - новаторов приводит к признанию того, что центром образовательного процесса должна быть личность обучаемого: его потребности, мотивы, цели, способности, активность, интеллект и другие индивидуально - психологические особенности.
В работах В. В. Давыдова, Э. В. Ильенкова, Д. И. Фельдштейна и других личность рассматривается как психологическое образование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Абашина В. В., Якоб С. А. Личностное развитие ребенка как цель современного дошкольного образования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17. -ART 75234. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75234.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Возрастные возможности дошкольников реализуются благодаря участию их в соответствующих возрасту видах деятельности (игре, коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности, продуктивной и др.). По мнению К. Д. Ушинского, потребность в деятельности - важная особенность любого ребенка, который постоянно нуждается в ней и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Поэтому необходимо всемерно удовлетворять потребности ребенка в самостоятельной деятельности.
Деятельность ребенка - основа его развития, единственный способ самореализации и самораскрытия. Чем полнее и разнообразнее деятельность, отвечающая природе ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализация потенциальных возможностей. Дошкольник стремится к активной деятельности, и взрослому важно не дать этому стремлению угаснуть.
Формирование личности ребенка дошкольного возраста, его новообразований совершается в игровой деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), общении (М. И. Лисина), детском художественном творчестве (М.С. Коган), экспериментировании (Н. Н. Поддъяков). В. А. Петровский отмечает, что «всестороннее и гармоничное развитие личности не может на каждом возрастном этапе определяться всего лишь одним «ведущим» типом деятельности. В качестве личностно образующей ведущей деятельности на каждом возрастном этапе необходимо формировать комплексную многоплановую деятельность, или, точнее, динамическую систему деятельностей, каждая из которых решает свою специальную задачу, отвечающую социальным ожиданиям, и в этой системе нет оснований выделять «ведущие» или «ведомые» компоненты» [4, с. 46].
По мнению данного автора, быть личностью - значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные контакты с миром; быть субъектом предметной деятельности (производство человеком предметов духовной и материальной культуры); быть субъектом деятельности мнения; быть субъектом деятельности самосознания [4, с. 24].
Из вышеизложенного следует, что «личность» является многогранным понятием, характеризуемым четырьмя формами деятельности: витальной, духовно-
практической, деятельностью общения и деятельностью самосознания. Если проецировать изложенный выше подход на плоскость дошкольной педагогики, то, во-первых, личность обучаемого формируется в процессе различных видов деятельности, а проявляется в виде его психофизиологических особенностей. Во-вторых, ребенок является субъектом деятельности, где у него есть возможность проявить свои личностные качества, творческую и познавательную активность, волю, способность к достижению поставленной цели. В-третьих, личность обучаемого проявляется на интеллектуальном и волевом уровне в процессе общения со взрослыми и сверстниками. В-четвертых, личность обучаемого проявляется в качестве субъекта самосознания. В образовательном процессе неизбежно происходит самоопределение обучаемого, «открытие» им собственного «Я», самовыражение и личностная реализация.
В русле исследуемой нами проблемы особый интерес представляет такое свойство личности, как индивидуальность. С. Л. Рубинштейн отмечает, что личностные свойства не сводятся к индивидуальным особенностям и включают в себя общее, особенное и единичное. К первым относятся особенности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов, темперамента. Вторые включают структуру мотивов, самооценку, уровни притязаний, тревожности, доминирующий социальный статус. Индивидуальность обучаемого проявляется в интеграции всех этих свойств.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Абашина В. В., Якоб С. А. Личностное развитие ребенка как цель современного дошкольного образования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17. -ART 75234. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75234.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Основными индивидуальными личностными свойствами детей дошкольного возраста выступают: особенности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов, темперамента и волевых качеств, мотивация.
С развитием памяти, мышления, речи связано становление мировоззрения, самосознания ребенка. У старшего дошкольника продолжает утверждаться свое автономное «Я». Автономность - основа саморазвития, определимость любого поведенческого акта внутренними побуждениями, проявление основного психологического закона: «Все внешние воздействия преломляются через внутреннюю среду» (С. А. Рубинштейн).
Наряду с автономностью психологи говорят о появлении таких качеств личности дошкольника как самостоятельность и произвольность. Самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельную, без помощи взрослого, постановку и решение жизненных задач, возникающих перед ребенком в повседневном его поведении и деятельности.
В дошкольном возрасте ребенок приобретает способность к творческим видам деятельности. Развитие креативности (творчества), как отмечают психологи, зависит от уровня когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, представляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире.
Осознание своего поведения и начало личного самосознания - одно их главных новообразований дошкольного возраста. Постепенно ребенок начинает понимать свое место в системе отношений с другими людьми, осознавать не только свои действия, но и свои внутренние переживания - желания, предпочтения, настроения и т. д. В дошкольном возрасте ребенок проходит свой путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого, к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.
В дошкольном возрасте ребенок приобретает также ценные для его последующей жизни навыка коллективного поведения и коллективной деятельности, «умения» принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность, учиться понимать и принимать общие цели, привыкать к саморегламентации своей активности, к согласованию ее с другими людьми. Все эти достижения становятся предпосылками для вхождения личности в социум.
Изучая вопросы взаимодействия взрослого и ребенка, исследователи (И.Б. Котова, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Н. Н. Поддъяков, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.) делают важный вывод о том, что развитие личности ребенка складывается, главным образом, в процессе взаимодействия с взрослым в ходе общения и совместной деятельности.
Специфика коммуникативной деятельности воспитателя заключается в том, что, общаясь одновременно с группой детей, он должен реализовывать индивидуальное общение, соответствующее уровню психического развития ребенка, а также степени сформированности у него потребности в общении.
Общение в детском саду направлено не только на удовлетворение потребности ребенка во взаимодействии с взрослым, в его признании и поддержке, не только на обогащение воспитанников информацией, установками, мотивами, но и на то, чтобы вызвать у них сотворчество и инициативу (воспитатель открыто выступает инициатором общения или выступает как скрытый инициатор). Под влиянием общения с взрослым у ребенка начинает формироваться активная позиция в окружающем мире, проявляющаяся в эмоциональности и любознательности.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Абашина В. В., Якоб С. А. Личностное развитие ребенка как цель современного дошкольного образования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17. -ART 75234. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75234.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
По признанию Л. С. Выготского, все новообразования в дошкольном возрасте ведут к изменению именно личности ребенка. Характерной особенностью новообразований дошкольного возраста является то, что они проецируют будущее ребенка, его возможности, его дальнейшее развитие. В. И. Слободчиков предупреждает о возможности поддержки взрослыми инициативы в построении «образа самости» у ребенка [5, с. 72]. Поэтому уважение к личности ребенка, создание эмоционального комфорта, поощрение самостоятельности, индивидуальный подход к детям становятся главными требованиями к деятельности воспитателей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает на необходимость создания благоприятной социальной ситуации развития детей. В связи с этим педагога должен обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка:
- через непосредственное общение с каждым ребёнком;
- уважительное отношение к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям.
Педагог дошкольного образования должен обладать способностью к поддержанию индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) [1].
Задача воспитателя - помочь растущему человеку выявить и раскрыть свои потенциальные возможности; оказать помощь воспитанникам в выборе ценностей и идеалов. И. И. Гончарова отмечает, что воспитательный процесс должен строиться на основе педагогики ненасилия, свободы самовыражения, активной реализации личностного творческого потенциала в деятельности [3, с. 76].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагога на проявление у него способности устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях через:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным к разным национально - культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников [1].
Изменения, происходящие в системе дошкольного образования, предъявляют качественно новые требования к организации образовательного процесса. Педагоги должны обладать способностью конструировать новые формы и методы образовательного процесса дошкольников, в которых педагог выполняет функции партнёра, консультанта, а для дошкольников создаётся ситуация, в которой они могут активно действовать, решая образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников.
Субъект-субъектная модель взаимодействия с ребенком позволяет предоставить ему возможность занять активную позицию в образовательном процессе: не просто усваивать предлагаемую воспитателем информацию, а познавать мир, всту-
4
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Абашина В. В., Якоб С. А. Личностное развитие ребенка как цель современного дошкольного образования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17. -ART 75234. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75234.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
пая с ним в активный диалог. Становление субъектной позиции ребенка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких личностных качеств как активность, самостоятельность, творческое начало.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагога готовности к построению вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития ребёнка, через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно - эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени пространства;
- оценку индивидуального развития детей [1].
Педагог дошкольного образования должен быть готов к реализации ключевого принципа ФГОС - поддержке разнообразия ребёнка, выстраиванию индивидуальной траектории его развития. Педагог должен обладать способностью к организации развивающего взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а не только одностороннего воздействия на ребёнка.
Таким образом, современным дошкольным образовательным организациям нужен педагог владеющий способами взаимодействия с разными категориями детей, учитывающий в общении с ними особенности детского развития, способный организовать «зону ближайшего развития» ребёнка, включить ребёнка в разные виды детской деятельности. Это требует высокого уровня компетентности педагогов в области психологии развития детей, в личностно-ориентированных развивающих технологиях образования, в частности в технологиях обеспечения индивидуального подхода к ребёнку.
Выделенные нами компоненты профессиональной компетентности педагога мы рассматриваем как стратегический ориентир развития и совершенствования профессиональной подготовки педагога дошкольного образования.
Ссылки на источники
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
2. Абашина В. В. Профессиональная подготовка компетентного педагога дошкольного образования в вузе: монография. - Ханты-Мансийск, 2010. - 286 с.
3. Гончарова И. И. Формирование профессиональной компетентности педагога к обеспечению преемственности дошкольного и начального образования: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 347 с.
4. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1996. - 130 с.
5. Слободчиков В. И., Исаев И. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. - М.: Искусство-Пресс, 1995. - 384 с.
Valentina Abashina,
Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor of theory and methodology of preschool and primary education, Surgut State Pedagogical University, Surgut pre school@surgpu.ru Svetlana Yakob,
Teacher of faculty of theory and methodology of preschool and primary education, Surgut State Pedagogical
University, Surgut
svetlana.yakob86@yandex.ru
Personal development of the child as the aim of modern preschool education
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Абашина В. В., Якоб С. А. Личностное развитие ребенка как цель современного дошкольного образования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17. -ART 75234. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75234.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Abstract. The article is devoted to the features of the personal development of a child of the preschool age. These features determine his joining the society.
The main conditions providing the quality of the education according to The New Federational Standart are the following ones: respect to the personality of a child, encouraging his self reliance and individuality and creating psychologically comfortable surroundings.
Key words: the main ideas are the personality of a child of the preschool age, requirements for the professional competence of a kindergarten teacher, which contribute to the personal development.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 11.03.15 Получена положительная рецензия 13.03.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 13.03.15 Опубликована 17.04.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Абашина В. В., Якоб С. А., 2015
www.e-koncept.ru
6