Научная статья на тему 'Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе'

Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1481
473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГАРМОНИЮ МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОРКОВЫХ ПОЛУШАРИЙ / КИНЕЗИОЛОГИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ / DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF CORTICAL HEMISPHERES / HARMONY OF MORFO-FUNCTIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF THE FIRST GRADER / KINESIOLOGY / PREVENTION OF SCHOOL DISADAPTATION / READINESS FOR SCHOOL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паутова Валерия Валерьевна

В работе освещены научные исследования в области готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Представлены данные педагогической кинезиологии, которая позволяет существенно повысить уровень готовности к обучению, отражая всю сложность двигательной деятельности, способствующей формированию функциональной асимметрии головного мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паутова Валерия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical kinesiology within consideration of a problem of readiness of children of the advanced preschool age for training at school

The paper deals with the scientific researches in the field of advanced preschool age children readiness to school training. Data of pedagogical kinesiology allow to increase significantly the level of readiness for training, reflecting all complexity of the motive activity promoting formation of functional asymmetry of a brain.

Текст научной работы на тему «Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Паутова В. В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15354. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15354.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15354

УДК 37.015.31

Паутова Валерия Валерьевна,

старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул pautova.valeriva@mail.ru

Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Аннотация. В работе освещены научные исследования в области готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Представлены данные педагогической кинезиологии, которая позволяет существенно повысить уровень готовности к обучению, отражая всю сложность двигательной деятельности, способствующей формированию функциональной асимметрии головного мозга. Ключевые слова: готовность к школьному обучению, кинезиология, динамика развития корковых полушарий, профилактика школьной дезадаптации, гармония морфофункционального и личностного развития первоклассника.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

С прагматической позиции основной целью обучения, воспитания и развития ребёнка в период дошкольного детства является формирование готовности его к школе. При выходе из ДОУ все дети подготовительных групп проходят обязательное диагностическое обследование готовности к школьному обучению, целью которого является профилактика школьной дезадаптации.

Согласно указанному в работе Л. В. Лязиной определению, «готовность к школьному обучению понимается как необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» [1].

В. В. Краевский отмечает, что педагогика делает объектом научного анализа один из видов человеческой деятельности, осуществляемый, как сказано в законе РФ об образовании, в интересах человечества, общества и государства.

В исследовании Н. В. Нижегородцевой выделено, что, «несмотря на различия в оценке частных аспектов этого явления, авторы сходятся во мнении о готовности к школе, которая отражает развитие ребенка как целого и является результатом предшествующего периода жизни и прежде всего организации его обучения и воспитания» [2].

В диссертационном исследовании О. В. Забровской «Формирование образа "я -будущий школьник” у детей 5-7 лет» отмечено, что характерные для последних лет перемены в содержании и структуре школьного образования обострили проблему качественной подготовки ребенка к школе. Успешный школьный старт детей в значительной степени определяется готовностью к школьному обучению, сформированной в период дошкольного детства. Исследования, выполненные в разных странах, говорят о том, что неуспешный школьный старт нарушает гармонию морфофункционального и личностного развития первоклассника, часто переживается им как «школьный стресс» или «адаптационная болезнь» [3].

Раскрывая вопрос готовности ребёнка к школьному обучению, следует обязательно отметить данные, приведённые в исследовании Н. В. Авсеенко, о том, что в сегодняшней ситуации исторически значимых изменений общества четко проявля-

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Паутова В. В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15354. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15354.htm. - ISSN 2304-120X.

ются реальные изменения современного ребенка. В связи с этим проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую актуальность. Исследователи отмечают значительное ухудшение состояния здоровья детской популяции, снижение двигательной активности, общей работоспособности [4].

Характерные для последних лет перемены в содержании и структуре школьного образования обострили проблему качественной подготовки ребенка к школе. Успешный школьный старт детей в значительной степени определяется готовностью к школьному обучению, сформированной в дошкольный период.

В диссертационном исследовании Н. В. Борисовой сделан акцент на том, что «позитивным содержательным изменениям в сфере дошкольного образования способствовало появление новой Концепции дошкольного воспитания (одобрена коллегией Госкомитета по народному образованию 16.06.1989 г. № 7/1), которая впервые провозгласила идею самоценности дошкольного периода детства, что подчеркнуло исключительную важность названного возрастного периода самого по себе для развития ребёнка, а не только как "этапа подготовки к будущей жизни” - к школе» [5].

По мнению Н. И. Гуткиной, готовность ребёнка к обучению в школе понимается как готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования в форме учебной деятельности, и представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщённых знаний и представлений, некоторые учебные навыки и способности. Это не сумма изолированных качеств и свойств, а их целостное единство [6].

Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Л. И. Божович рассматривает два её аспекта: личностную и интеллектуальную готовность, а её основным критерием выступает «внутренняя позиция школьника», представляющая собой новое отношение ребёнка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности в общении со взрослыми на новом уровне [7, 8].

Д. Б. Эльконин на первое место ставит сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно потериимпульсивности в социальных отношениях; обобщения переживаний, связанных с оценкой; особенностей самоконтроля.

Н. Г. Салмина в качестве основных показателей готовности к школе выделяет:

- произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;

- уровень сформированности семиотической функции;

- личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. [9]

В работах Е. Е. Кравцовой, Г. Г. Кравцовой основной упор делается на роли общения в развитии ребёнка. Выделяются три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определённым образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребёнка со взрослыми и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации [10, 11].

Н. Б. Нижегородцева и Н. Д. Шадриков представляют общую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). Отмечается, что разные учебно-важные качества оказывают неодинаковое влияние на успешность школь-

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Паутова В. В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15354. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15354.htm. - ISSN 2304-120X.

ного обучения. В связи с этим выделяют базовые и ведущие УВК, существенно влияющие на успешность усвоения программного материала. К базовым и ведущим УВК относятся мотивы учения, образное мышление, предпосылки логического мышления, способность принимать учебную задачу, вводные навыки, графический навык, обучаемость, произвольность регуляции деятельности [12]. В работе Г. Ф. Янгировой отмечено, что в настоящее время часто наблюдается неразвитость учебно-важных качеств [13].

В диссертационном исследовании С. Н. Волковой «Психологическая поддержка развития личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению» подробно рассмотрена «личностная готовность ребёнка к обучению в школе (формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной роли школьника как сложного психологического образования), мотивационная готовность (появление новых мотивов в данный период (познавательных, нравственных, соревновательных и т. д.), эмоционально-волевая готовность (сформированность таких волевых качеств, как самоконтроль, настойчивость, самостоятельность, организованность, самообладание и т. д.), интеллектуальная готовность (запас знаний и представлений ребенка об окружающем и сформированность мыслительных навыков), коммуникативная готовность (общения первоклассника со сверстниками и взрослыми (родители, учитель), находящимися в зоне их актуального развития, в период подготовки ребенка к школьному обучению)» [14].

В работе И. А. Садыковой «Недоразвитие школьных навыков детей с синдромом "полярного напряжения”» отмечено, что, «развивая все компоненты готовности к школе, педагог ДОУ на практике сталкивается с различными формами дизонтогенеза (развитие, отклоняющееся от нормы), которые непременно сопровождаются дисфункцией тех или иных параметров, составляющих основное ядро готовности дошкольника к обучению в школе» [15]. И. А. Садыкова делает акцент на том, что развитие мозга строго биологически запрограммировано во времени и происходит в определенной последовательности в различные периоды онтогенеза, при этом функции нервной системы в большей степени зависят от индивидуального опыта.

В исследовании Г. В. Буговой приведены данные Института возрастной физиологии РАО о том, что «в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 70%. Сильное влияние в этом случае оказывает школа, так как в школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения в период интенсивного формирования организма» [16]. Г. В. Бугова также отмечает, что состояние здоровья, уровня развития психофизиологических возможностей мозга младших школьников входит в противоречие с возрастающим уровнем требований и объему программ современной школы, в то время как многие дети находятся в состоянии школьной дезадаптации с первых лет обучения и остаются таковыми надолго, и это проявляется в снижении способности к обучению, снижении учебной мотивации, в эмоциональных и поведенческих девиациях, ухудшении здоровья и др.

В связи с этим необходим поиск адекватных средств коррекции, при которых ребёнок не проявлял бы сопротивления к обучению, а сохранял высокий интерес к овладению новыми умениями. Таким средством педагогического воздействия, на наш взгляд, являются кинезиологические упражнения. Именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Паутова В. В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15354. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15354.htm. - ISSN 2304-120X.

возраста, а положенная в их основу асимметрия движений способствует ускоренному развитию организма ребёнка.

Повышение уровня готовности детей к школе средствами кинезиологических упражнений в первую очередь базируется на становлении мозговых уровней, которые формируются в онтогенезе постепенно, надстраиваясь один над другим. Каждый последующий уровень неизбежно включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития зрелую психику. Очевидно, что коррекционно-развивающие и формирующие процессы должны начинаться с уровня, предшествующего несформированному процессу, причём чем глубже дефицит искомого процесса готовности к обучению, тем более низкий уровень движений следует избирать в качестве коррекционной «мишени».

Мозговая организация уровней такова, что, воздействуя на каждый из них, мы активизируем не только последующие, но и те психологические и физиологические системы, которые не имеют, казалось бы, прямой связи с корригируемым дефицитом развития.

В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». И. М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука» [17]. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина доказали влияние сформированности движений тела на уровень развития высших психических функций и речи. Следовательно, развивающая и формирующая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Воздействие на сенсорный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как сенсорный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций, логично отдать предпочтение в развивающей и формирующей работе именно двигательным методам. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции. Следовательно, в результате развития и формирования вышеперечисленных функций создаётся базовая предпосылка для их полноценного участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Современная кинезиология направлена на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека. Самый благоприятный период для интеллектуального развития - это возраст до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Поэтому использование кинезиологических упражнений в период подготовки ребёнка к школе - это важный и необходимый процесс. Его нельзя недооценивать, так как кинезиологическая программа, направленная на развитие моторики, создаёт предпосылки для становления основных познавательных процессов [18].

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Поэтому можно сказать, что кинезиологические упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей развития его познавательной сферы.

В целом развитие кинезиологического направления опирается на процесс созревания мозга, который идёт путём надстройки новых уровней над старыми. Как отмечал Л. С. Выготский, старый уровень переходит в новый, существует в нём, создавая его базис. По его мнению, развитие ребёнка всегда идёт вслед за его обучением, а не наоборот [19]. Развитие мозга способствует применению всё более сложных процессов научения. Формирующийся мозг дошкольника необыкновенно пластичен. Однако на каждом возрастном этапе развития ребёнок должен решать проблемы в соответствии со своим возрастом.

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Паутова В. В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15354. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15354.htm. - ISSN 2304-120X.

В период подготовки ребёнка к школе (6-7 лет) более развитым оказывается правое полушарие, а левое постепенно актуализируется к 9 годам (см. таблицу).

Динамика развития корковых полушарий в постнатальный период жизни

(по К. Ханнафорд) [20]

Возраст Развитие областей головного мозга Функции

1,5-4,5 Лимбическая система Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками

4,5-7 Правое (образное) полушарие Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления

7-9 Левое (логическое) мышление Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счёта, рисования, танцевальных движений, восприятие музыки, развитие мелкой моторики

8 Лобная доля Совершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие координации движений глаз: слежение и фокусирование

9-12 Мозолистое тело и миелинизация Комплексная обработка получаемой информации всем мозгом

12-16 Гормональный всплеск Формирование знаний о себе, своём теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов

16-21 Целостная система интеллекта и тела Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей

В связи с вышеизложенным современный арсенал педагогической кинезиологии позволяет выразить точными словами всю сложность двигательной деятельности, которую педагог способен усвоить, опираясь на знания особенностей индивидуального и возрастного развития детей и необходимость правильно организованных движений.

Внедряя методы педагогической кинезиологии в практику работы с дошкольниками, важно осознавать необходимость создания педагогических условий для их реализации. Следует отметить, что кинезиологические упражнения полезны при усвоении как естественных двигательных действий, так и двигательных действий, которые редко или почти не встречаются в жизни. Именно они, тщательно подобранные и дозированные, могут дать наибольший результат в развитии личности и познавательной сферы детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день кинезиология является одной из самых экологичных отраслей на стыке медицины, психологии и педагогики, имея такие преимущества, как безопасность, возможность индивидуального и фронтального применения и точного дозирования объёма движений. В связи с этим применение кинезиологического подхода при организации учебно-познавательной деятельности детей в ДОУ позволяет создать условия, при которых усилия обучающихся объединяются с их спонтанной активностью.

Ссылки на источники

1. Лязина Л. В. Профилактика школьной дезадаптации посредством развития индивидуальности дошкольников: концепт. Б. Г. Ананьев: дис. ... психол. наук: 19. 00. 07. - Самара, 2003. - 263 с.

2. Нижегородцева Н. В. Психологическая готовность детей к обучению в школе: дис. ... д-ра психол. наук: 19. 00. 07. - М., 2001. - 483 с.

3. Забровская О. В. Формирование образования - будущий школьник у детей 5-7 лет: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - Волгоград, 2007. - 227 с.

5

Паутова В. В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15354. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15354.htm. - ISSN 2304-120X.

научно-методический ~ электронный журнал

4. Авсеенко Н. В. Педагогические условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - Мурманск, 2011. - 190 с.

5. Борисова Н. В. Адресная помощь как условие подготовки детей к школьному обучению: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - Сургут, 2010. - 230 с.

6. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2000. - 184 с.

7. Божович Л. И. Отношение дошкольников к учению как психологическая проблема // Вопросы психологии школьников. - 1951. - Вып. 36. - С. 52-55.

8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. - 212 с.

9. Сазонова Н. П. Дошкольная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. факультетов. -Барнаул: БГПУ, 2008. - 160 с.

10. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.

11. Кравцова Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребёнок. психологическая готовность к школе. - М.: Знание, 1987. - 94 с.

12. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.

13. Янгирова Г. Ф. Образы массовой культуры в представлениях детей 6-7 лет о школе: дис. ... психол. наук: 19. 00. 13. - М., 2006. - 141 с.

14. Волкова С. Н. Психологическая поддержка развития личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению: дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 07. - Ставрополь, 2004. - 200 с.

15. Садыкова И. А. Недоразвитие школьных навыков у детей с синдромом «полярного напряжения»: дис. ... канд. псих. наук: 19. 00. 10. - СПб., 2006. - 180 с.

16. Бугова Г. В. Психолого-педагогические условия формирования инновационной продуктивности младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00.01. - Калининград, 2006. - 218 с.

17. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. - М.: Просвещение, 1979. - 390 с.

18. Паутова В. В. Роль кинезиологического подхода в осуществлении здоровьезбережения детей старшего дошкольного возраста // Ключевые аспекты научной деятельности - 2014: материалы X междунар. науч.-практ. конф. (7-15 января 2014 г.). - Белгород: ООО «Руснаучкнига», 2014. - С. 49-52.

19. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

20. Ханнафорд К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой / пер. с англ. С. М. Маскутовой. -М.: «Восхождение», 1999. - 182 с.

О ISSN 2Э04-12С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ниепт

Valeria Pautova,

Senior teacher at the chair of Psychology, Altai State Pedagogical University, Barnaul pautova.valeriya@mail.ru

Pedagogic kinesiology within the problem of advanced preschool age children readiness to school training

Abstract. The paper deals with the scientific researches in the field of advanced preschool age children readiness to school training. Data of pedagogical kinesiology allow to increase significantly the level of readiness for training, reflecting all complexity of the motive activity promoting formation of functional asymmetry of a brain.

Keywords: readiness for school training, kinesiology, dynamics of development of cortical hemispheres, prevention of school disadaptation, harmony of morfo-functional and personal development of the first grader.

References

1. Ljazina, L. V. (2003) Profilaktika shkol'noj dezadaptacii posredstvom razvitija individual'nosti doshkol'ni-kov: koncept. B. G. Anan'ev: dis. ... psihol. nauk: 19. 00. 07, Samara, 263 p. (in Russian).

2. Nizhegorodceva, N. V. (2001) Psihologicheskaja gotovnost' detej k obucheniju v shkole: dis. ... d-ra psihol. nauk: 19. 00. 07, Moscow, 483 p. (in Russian).

3. Zabrovskaja, O. V. (2007) Formirovanie obrazovanija - budushhij shkol'nik u detej 5-7 let: dis. ... kand. ped. nauk: 13. 00. 01, Volgograd, 227 p. (in Russian).

4. Avseenko, N. V. (2011) Pedagogicheskie uslovija formirovanija gotovnosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta k obucheniju v shkole: dis. ... kand. ped. nauk: 13. 00. 01, Murmansk, 190 p. (in Russian).

5. Borisova, N. V. (2010) Adresnaja pomoshh' kak uslovie podgotovki detej k shkol'nomu obucheniju: dis. ... kand. ped. nauk: 13. 00. 01, Surgut, 230 p. (in Russian).

6

6.

7.

8.

9.

10. 11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Паутова В. В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15354. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15354.htm. - ISSN 2304-120X.

Gutkina, N. I. (2000) Psihologicheskaja gotovnost' k shkole, 3-e izd. pererab. i dop., Akademicheskij Proekt, Moscow, 184 p. (in Russian).

Bozhovich, L. I. (1951) “Otnoshenie doshkol'nikov k ucheniju kak psihologicheskaja problema”, Voprosy psihologii shkol'nikov, vyp. 36, pp. 52-55 (in Russian).

Bozhovich, L. I. & Fel'dshtejn, D. I. (ed.) (1995) Problemy formirovanija lichnosti: izbrannye psihologiches-kie trudy, In-t prakticheskoj psihologii, Voronezh, Moscow, 212 p. (in Russian).

Sazonova, N. P. (2008) Doshkol'naja pedagogika: kurs lekcij: ucheb. posobie dlja stud. ped. fakul'tetov, BGPU, Barnaul, 160 p. (in Russian).

Kravcova, E. E. (1991) Psihologicheskie problemy gotovnosti detej k obucheniju v shkole, Pedagogika, Moscow, 152 p. (in Russian).

Kravcova, G. G. & Kravcova, E. E. (1987) Shestiletnij rebjonok. psihologicheskaja gotovnost' k shkole, Znanie, Moscow, 94 p. (in Russian).

Nizhegorodceva, N. V. & Shadrikov, V. D. (2001) Psihologo-pedagogicheskaja gotovnost'rebjonka k shkole: posobie dlja prakticheskih psihologov, pedagogov iroditelej, VLADOS, Moscow, 256 p. (in Russian). Jangirova, G. F. (2006) Obrazy massovoj kul'tury v predstavlenijah detej 6-7 let o shkole: dis. ... psihol. nauk: 19. 00. 13, Moscow, 141 p. (in Russian).

Volkova, S. N. (2004) Psihologicheskaja podderzhka razvitija lichnostipervoklassnika na jetape adaptacii k shkol'nomu obucheniju: dis. ... kand. psihol. nauk: 19. 00. 07, Stavropol', 200 p. (in Russian)

Sadykova, I. A. (2006) Nedorazvitie shkol'nyh navykov u detej s sindromom «poljarnogo naprjazhenija»: dis. ... kand. psih. nauk: 19. 00. 10, St. Petersburg, 180 p. (in Russian)

Bugova, G. V. (2006) Psihologo-pedagogicheskie uslovija formirovanija innovacionnoj produktivnosti mladshih shkol'nikov: dis. ... kand. ped. nauk: 13. 00.01, Kaliningrad, 218 p. (in Russian)

Suhomlinskij, V. A. (1979) Pavlyshskaja srednjaja shkola: obobshhenie opyta uchebno-vospitatel'noj raboty v sel'skoj srednej shkole, Prosveshhenie, Moscow, 390 p. (in Russian).

Pautova, V. V. (2014) “Rol' kineziologicheskogo podhoda v osushhestvlenii zdorov'ezberezhenija detej starshego doshkol'nogo vozrasta”, Kljuchevye aspekty nauchnoj dejatel'nosti - 2014: materialy X mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (7-15 janvarja 2014 g.), OOO “Rusnauchkniga”, Belgorod, pp. 49-52. Vygotskij, L. S. (1991) Pedagogicheskaja psihologija, Pedagogika, Moscow, 480 p. (in Russian). Hannaford, K. (1999) Mudroe dvizhenie, ili my uchimsja ne tol'ko golovoj / per. s angl. S. M. Maskutovoj, “Voshozhdenie”, Moscow, 182 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 22.09.15 Получена положительная рецензия 24.09.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 24.09.15 Опубликована 31.10.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Паутова В. В., 2015

ISSN 2304-120Х

www.e-koncept.ru

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.