Научная статья на тему 'Характеристика мотивационной готовности у старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению'

Характеристика мотивационной готовности у старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1496
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
старшие дошкольники / задержка психического развития / мотивационная готовность / ведущие мотивы учения / отношение к школе / познавательная активность. / senior preschoolers / mental retardation / motivational readiness / main learning motives / attitude to school / cognitive activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дахова Ирина Михайловна

Статья посвящена исследованию проблемы формирования мотивационной готовности старших дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе. Произведен анализ источников по проблеме. Проведена диагностика мотивационной готовности к школьному обучению, выявлены преобладающие мотивы. Проанализированы особенности мотивации дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дахова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the formation of motivational readiness to school in senior preschoolers with mental re- tardation

The article is devoted to the study of the problem of motivational readiness to school among senior preschoolers with mental retardation. The author makes an analysis of the sources concerning the problem, diagnostics of motivational readiness for school education, and reveals the prevailing motives. The features of the motivation to school among preschool children with mental retardation are analyzed.

Текст научной работы на тему «Характеристика мотивационной готовности у старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению»

Дахова И. М. Характеристика мотивационной готовности у старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). -0,3 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2019/192009.htm.

ART 192009 DOI 10.24411/2304-120X-2019-12009 УДК 159.922.766

Дахова Ирина Михайловна,

магистрант ФГБОУ ВО «Омский государский педагогический универси тет», г. Омск [email protected]

Характеристика мотивационной готовности у старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы формирования мотивационной готовности старших дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе. Произведен анализ источников по проблеме. Проведена диагностика мотивационной готовности к школьному обучению, выявлены преобладающие мотивы. Проанализированы особенности мотивации дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению.

Ключевые слова: старшие дошкольники, задержка психического развития, моти-вационная готовность, ведущие мотивы учения, отношение к школе, познавательная активность.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В настоящее время вопрос готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость. В школе происходят существенные преобразования, вводятся новые программы, меняется её структура.

Проблема готовности дошкольников к школьному обучению обозначена в работах известных отечественных исследователей: Л. А. Венгера, Б. Г. Ананьева, Т. И. Бабаева, Л. С. Выготского, Н. В. Дуровой, Л. А. Григорович, Д. Б. Эльконина, В. И. Яшиной [1].

Важной задачей дошкольного периода является развитие индивидуальности ребенка и подготовка его к школе. При подготовке ребенка к школе родители в большей степени обращают внимание на интеллект будущего школьника, забывая о мотивационной готовности, которая представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, умению работать в коллективе, слушать и выполнять инструкции учителя, принимать роль ученика.

Определенные сложности при поступлении в школу испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Таким детям сложно вербализировать свои эмоции и состояния. При поступлении в школу у многих детей с ОВЗ будет накапливаться негативный опыт взаимодействия со сверстниками, с учителями, что будет препятствовать прямому и открытому переживанию своего настроения.

Проблема готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л. И. Божович, Н. Ю. Борякова, Е. С. Слепович, У. В. Ульенкова, H. A. Менчинская, Э. И. Мещерякова, C. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.) [2].

Психолого-педагогические исследования дошкольников с задержкой психического развития позволяют раскрыть особенности эмоционально-волевой, речевой и познавательной сфер, определить, в какой степени это оказывает влияние на формирование мотивационной и интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.

Анализ данных Е. С. Слепович, Н. Ю. Боряковой дает возможность утверждать, что дошкольники с задержкой психического развития к началу школьного обучения

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Дахова И. М. Характеристика мотивационной готовности у старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). -0,3 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2019/192009.htm.

высокого уровня мотивационного и интеллектуального развития не достигают. У всех детей с задержкой психического развития готовность к обучению в школе не сформирована. Это выражается в незрелости функционального состояния центральной нервной системы (затруднения в образовании сложных условных связей, слабость процессов торможения и возбуждения), в связи с чем дошкольники с большим трудом овладевают чтением, письмом, математическими представлениями. Вырабатывание большинства психических функций изменено или замедлено. Как правило, задержка психического развития проявляется в том, что интеллектуальные возможности не соответствуют возрасту ребенка [3, 4].

По мнению У. В. Ульенковой, существуют значительные различия в выполнении заданий по словесной инструкции и по образцу между дошкольниками с задержкой психического развития и детьми, не имеющими интеллектуальных нарушений. У дошкольников выявлена пониженная способность к обучению в школе (по сравнению с нормой). Дети не заинтересованы в занятиях, у них отсутствует контроль и саморегуляция, критическое отношение к результатам собственной деятельности. Кроме того, дошкольники с задержкой психического развития не имеют таких главных показателей готовности к школьному обучению, как речевая саморегуляция, достаточность самоконтроля на всех этапах выполнения задания, сформированность относительно устойчивого отношения к познавательной деятельности [5, 6].

Для исследования мотивации учения у старших дошкольников с задержкой психического развития мы провели эксперимент и использовали методики М. Р. Гинзбурга и Т. А. Нежновой [7].

В экспериментальную группу вошли шесть дошкольников с задержкой психического развития. Дошкольники, участвовавшие в эксперименте, посещали детские сады общеразвивающего и комбинированного вида, а также посещали дополнительные занятия с логопедом и психологом.

В соответствии с анамнезом, психолого-педагогическим заключением, речевой картой и по результатам наблюдения были отмечены следующие особенности детей. Физическое и интеллектуальное развитие детей в группе не соответствуют возрасту. Многие дети имеют хронические заболевания (ЛОР-заболевания, сердечные заболевания, нарушение слуха). Дошкольники соматически ослаблены, часто болеют, имеют повышенную утомляемость. Некоторые дети заторможены и малоэмоциональны. У дошкольников заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, недостаточная познавательная активность. В целом дети воспитываются в благополучных семьях. Родители уделяют должное внимание свои детям.

Для выявления преобладающих мотивов (М. Р. Гинзбург) детям был прочитан рассказ, в котором каждый из мотивов выступал в качестве личностной позиции одного из персонажей. В первую очередь нас интересовало наличие у детей познавательного интереса к школе как одного из компонентов мотивационной готовности ребенка к обучению. После прочтения каждого абзаца рассказа перед ребёнком выкладывался схематический, соответствующий содержанию рисунок, служащий внешней опорой для запоминания. Каждая картинка иллюстрировала определенный мотив: внешний, игровой, мотив отметки, позиционный, социальный, учебный (или познавательный) мотив. После прочтения ребенку задавались три вопроса. Ответ ребенка фиксировался в протоколе и закреплялся выбором картинки. Если содержание прочитанного рассказа недостаточно прослеживается в ответах дошкольника, ему задавался контрольный вопрос. Таким образом можно убедиться, что ребенок сделал свой выбор исходя из содержания рассказа, а не случайным образом.

ниегп

issn 2304-120X Дахова И. М. Характеристика мотивационной готовности у старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192009.htm.

научно-методический электронный журнал

В результате исследования нами были получены разнообразные ответы детей, которые позволили нам выявить ведущий мотив и отнести детей к различным уровням развития мотивации.

Беседа об отношении к школе и учению Т. А. Нежновой является модифицированным вариантом методики, целью которой была диагностика мотивационной готовности к школьному обучению.

Ребенку предлагалось прослушать шесть разных историй, которые начинались со слов «представь себе», и закончить их, представляя себя главным героем. Все ответы детей протоколировались.

Показателем сформированности мотивационной готовности считались следующие ответы:

- отказ от предложения еще год посещать детский сад или побыть дома;

- направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу;

- отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются;

- предпочтение школы с определенными правилами;

- ориентация на обучение в группе, в классе;

- выбор отметки как формы оценки учебной работы.

Представим количественный и качественный анализ по каждой методике.

Исходя из данных протоколов методики М. Р. Гинзбурга, можно выявить ведущий мотив будущей учебной деятельности ребенка (табл. 1).

Таблица 1

Выявление ведущего мотива учения

Мотив Количество детей

Внешний 1

Учебный 0

Игровой 1

Позиционный 0

Социальный 2

Мотив отметки 2

Мы видим, что учебной (познавательной) мотивации к обучению в школе не выявлено ни у одного из шести обследуемых дошкольников, что говорит об отсутствии очень высокого уровня мотивации.

У двоих детей (девочки) преобладает социальный мотив учения, что соответствует высокому уровню мотивации. Дети аргументировали свой выбор следующими ответами: «Я буду учиться с мальчиком, который будет врачом. Я тоже стану врачом. Это сложно. Я буду учиться», «Наверное, тот, кто хочет учиться. Когда вырасту, буду учительницей», «Когда пойду в школу, буду уже взрослой. Надо хорошо учиться» -данный ответ говорит о возможном присутствии позиционного мотива.

Позиционный мотив также не является ни у одного из детей ведущим мотивом к обучению в школе.

Мотив отметки доминирует у двоих детей. Дошкольники находятся на сниженном уровне мотивации. Приведем примеры ответов детей: «Буду играть с мальчиком. Он получает пятерки. Это хорошо. Мне тоже надо получать пятерки. А "два" - это плохо», «Прав мальчик этот. Он получает "пять". Настя сказала, "четыре" тоже можно получать. Она уже в школу ходит». Также одной из выбранных картинок являлась та, которая соответствует игровому мотиву («А играть буду с этими мальчиками»).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дахова И. М. Характеристика мотивационной готовности у старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192009.htm.

У одного ребенка доминирует игровой мотив, что соответствует низкому уровню мотивации: «Буду играть с мальчиками. Только принесу своих роботов. Там будет много мальчиков, можно сделать гонки».

Внешний мотив как ведущий прослеживается у одного мальчика, что тоже соответствует низкому уровню мотивации. Дошкольник дал следующие ответы: «Вот этот мальчик. Я не хочу в садик. Мама заставляет. В школу тоже поведет. Там тоже скучно. Лучше буду дома играть».

Стоит обратить внимание на то, что у девочек уровень мотивации к обучению заметно выше, чем у мальчиков. Можно предположить, что девочки по своей природе более активны в процессе учебной деятельности. Они больше нацелены на познание нового или больше восприимчивы к той информации, что «нужно учиться», и сознательно к этому приходят. Мальчики, в свою очередь, воспринимают учение как должное.

Большинство детей не проявили познавательного интереса к школе, в своем выборе руководствовались лишь внешней стороной обучения, и собственно познавательный мотив у них отсутствует. Дети давали одинаковые ответы: «Прав тот мальчик. Говорил, что пойдет в школу и станет большой. А в садике только маленькие»; «Он прав, я тоже буду получать только 5»; «Там много ребят, мы будем играть. Мне будет весело в школе».

Некоторые дети не сразу понимали вопросы. Для них повторно читалась инструкция, задавались вопросы.

Для выявления показателей сформированности мотивационной готовности мы использовали беседу об отношении к школе Т. А. Нежновой и получили следующие результаты (табл. 2).

Таблица 2

Выявление уровня мотивации старших дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе

Уровень мотивации/количество положительных ответов Низкий Средний Высокий

1-2 4

3-4 2

5-6 0

Двое детей дали три положительных ответа на истории. Такое количество соответствует среднему уровню мотивации.

У трех дошкольников было два положительных ответа. Это свидетельствует о низком уровне мотивации к обучению.

Один ребенок дал всего один положительный ответ на историю - низкий уровень мотивации.

Проанализируем ответы дошкольников по каждой истории.

На предложение посещать детский сад или остаться дома вместо школы дети (три человека) давали следующие положительные ответы: «Я со всеми в школу пойду», «А мне интересно посидеть в школе. Потерплю тогда».

Остальные дошкольники согласились на предложение, что является отрицательным показателем.

Направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу, наблюдалась у двоих детей: «...буду читать, чтобы пойти в школу», «буду уроки учить». Данные ответы являются показателем положительной мотивации. Четыре ребенка отвечали отрицательно: «В роботов буду играть», «играть буду.»

В третьей истории четыре ребенка выбрали ту школу, где они будут учиться читать и писать, отказавшись от школы, где можно только петь, рисовать и танцевать.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дахова И. М. Характеристика мотивационной готовности у старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192009.htm.

Школу с определенными правилами в четвертой истории выбрал только один ребенок. Остальные дети давали ответы: «...где можно уйти домой, если не нравится». Это говорит о том, что дети не готовы к школьному режиму, правилам.

В пятой истории положительный ответ дал также только один ребенок. Он отказался от предложения обучаться дома с учительницей. Свой ответ он аргументировал тем, что в школе можно общаться с другими ребятами.

В последней истории положительно ответили трое дошкольников. Они сделали выбор в пользу отметки, отказавшись от игрушки или сладости в качестве поощрения.

Таким образом, высоким уровнем мотивации к обучению в школе не обладает ни один обследуемый дошкольник. Двое детей находятся на среднем уровне мотивации. Четверо дошкольников дали всего 1-2 положительных ответа, что говорит о низком уровне мотивации к школьному обучению.

Сопоставляя данные двух методик, сделаем выводы.

Дошкольники с задержкой психического развития находятся на низком уровне мотивации к обучению в школе.

У дошкольников с задержкой психического развития доминируют игровой, внешний и оценочный мотивы.

Таким образом, после теоретического и практического изучения особенностей мотивационной готовности старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению мы выявили, что большинство детей имеют фрагментарные представления о школе, в ответах используют ограниченный словарь из школьной лексики. Для таких детей характерен низкий уровень выполнения учебных и не учебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. Для дошкольников с задержкой психического развития характерны нежелание посещать школу, непонимание смысла учебной деятельности, недоразвитие практически всех мыслительных процессов.

Ссылки на источники

1. Венгер А. Л. Психологическая готовность к школе: учеб. пособие с ил. - 4-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Питер, 2004.

2. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995. - С. 132-142.

3. Борякова Н. Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. - М., 2003.

4. Слепович Е. С. Психологическая структура ЗПР в дошкольном возрасте: автореф. ... канд. пед. наук. - М.,1994.

5. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М., 1990.

6. Ульенкова У. В. Формирование общей способности к учению шестилетних детей. - М., 1990.

7. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов. - М.: «Мозаика-синтез», 2011.

Irina Dahova,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Graduate Student, Omsk State Pedagogical University, Omsk [email protected]

Features of the formation of motivational readiness to school in senior preschoolers with mental retardation

Abstract. The article is devoted to the study of the problem of motivational readiness to school among senior preschoolers with mental retardation. The author makes an analysis of the sources concerning the problem, diagnostics of motivational readiness for school education, and reveals the prevailing motives. The features of the motivation to school among preschool children with mental retardation are analyzed. Key words: senior preschoolers, mental retardation, motivational readiness, main learning motives, attitude to school, cognitive activity.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дахова И. М. Характеристика мотивационной готовности у старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192009.htm.

References

1. Venger, A. L. (2004). Psihologicheskaya gotovnost'k shkole: ucheb. posobie s il, 4-e izd., pererab. i dop, Piter, St. Petersburg (in Russian).

2. Bozhovich, L. I. (1995). Psihologicheskie voprosy gotovnostirebenka k shkol'nomu obucheniyu. Voprosy psihologirebenka doshkol'nogo vozrasta, Prosveshchenie, Moscow, pp. 132-142 (in Russian).

3. Boryakova, N. Yu. (2003). Formirovanie predposylok k shkol'nomu obucheniyu u detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya, Moscow (in Russian).

4. Slepovich, E. S. (1994). Psihologicheskaya struktura ZPR vdoshkol'nom vozraste: avtoref. ... kand. ped. nauk, Moscow (in Russian).

5. Ul'enkova, U. V. (1990). Shestiletnie deti s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya, Moscow (in Russian).

6. Ul'enkova, U. V. (1990). Formirovanie obshchej sposobnosti k ucheniyu shestiletnih detej, Moscow (in Russian).

7. Veraksa, A. N. & Gutorova, M. F. (2011J. Prakticheskijpsiholog v detskom sadu. Posobie dlya psihologov ipedagogov, "Mozaika-sintez", Moscow (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 10.12.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.01.19

Принята к публикации Accepted for publication 20.01.19 Опубликована Published 31.03.19

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Дахова И. М., 2019

www.e-koncept.ru

9772304120197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.