Koneva Irina Alekseevna, Karpushkina Natalya Viktorovna FEATURES OF PSYCHOLOGICAL READINESS ...
psychological science
УДК 159. 922.7
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© 2018
Конева Ирина Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Специальная педагогика и психология» Карпушкина Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Специальная педагогика и психология» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603089, Россия, Н. Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail:[email protected])
Аннотация. Проблема психологической готовности детей к обучению в школе имеет большое прикладное значение: от ее решения зависит благополучное обучение в общеобразовательной школе. Это положение особенно актуально применительно к детям, имеющим особенности в психическом развитии. Проведенные ранее исследования доказали, что у многих детей с задержкой психического развития недостаточно развиты не только умения и навыки, которые соответствуют данному возрасту, но и предпосылки для их формирования, новообразования возраста, то есть многокомпонентная структура психологической готовности к школе. Статья посвящена изучению особенностей развития разных аспектов психологической готовности к обучению в школе у дошкольников с задержкой психического развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Рассматриваются результаты исследования развития произвольности, мотивационной сферы, личностной сферы в целом, интеллектуальной и речевой сферы у дошкольников с задержанным и нормальным психическим развитием. Полученные результаты позволяют сделать значимые в прикладном аспекте выводы, которые вместе с имеющимися в специальной психологии прикладными разработками могут лечь в основу создания коррекционно-развивающей программы по оптимизации психологической готовности дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе.
Ключевые слова: дошкольный возраст, задержка психического развития, нормальное психическое развитие, психологическая готовность к обучению в школе, произвольность, мотивационная сфера, личностная сфера, интеллектуальная сфера, речевая сфера.
FEATURES OF PSYCHOLOGICAL READINESS TO TRAIN AT SCHOOL SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH A MENTAL DEVELOPMENT DELAY
© 2018
Koneva Irina Alekseevna, candidate of psychological Sciences, associate professor, professor of the department of "Special pedagogics and psychology" Karpushkina Natalya Viktorovna, candidate of psychological Sciences, associate professor, professor of the department of "Special pedagogics and psychology" Nizhny Novgorod state pedagogical University K. Minin (603089, Russia, N. Novgorod, street Ulyanov, 1, e-mail:[email protected])
Abstract. The problem of children's readiness for school is of great practical importance: its solution depends on the successful education in secondary school. This provision is particularly relevant for children with mental disabilities. Earlier studies have shown that many children with mental retardation are underdeveloped not only skills that correspond to this age, but also the prerequisites for their formation, that is, a multi-component structure of psychological readiness for school. The article is devoted to the study of the features of the development of different aspects of psychological readiness for school in preschool children with mental retardation in comparison with their normally developing peers. The results of the study of the development of arbitrariness, motivational sphere, personal sphere as a whole, intellectual and speech sphere in preschool children with delayed and normal mental development. The obtained results allow us to draw significant conclusions in the applied aspect, which together with the existing applied developments in special psychology can form the basis for the creation of a correctional and developmental program to optimize the psychological readiness of preschool children with mental retardation to study at school.
Keywords: preschool age, delayed mental development, normal mental development, psychological readiness for school, self-regulation, motivational sphere, the personal sphere, the intellectual sphere, the sphere of speech.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Проблема подготовки детей к обучению в школе имеет большое практическое значение: этой проблеме уделяют пристальное внимание как в семье, так и в дошкольном учреждении. От успешного решения данной проблемы зависит благополучие обучения ребенка в школе.
Актуальность изучения психологической подготовки детей с задержкой психического развития (ЗПР) к обучению связана с тем, что в последнее время возникли противоречия между высокими требованиями школы и степенью готовности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР выполнять эти требования. Большинство таких детей не посещают специализированные детские сады и группы, поэтому у многих из них недостаточно развиты не только умения и навыки, которые соответствуют данному возрасту, но и предпосылки для их формирования, возрастные новообразования, то есть многокомпонентная структура психологической готовности к школе.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразре-
шенных раньше частей общей проблемы.
Психологические подходы к изучению проблемы готовности детей 6-7 лет к школьному обучению рассматривались многими отечественными учеными, такими как Л.И. Божович [1], Д.Б. Эльконин [2], А.Л. Венгер, Л.А. Венгер [3], Г.Г. Кравцов [4], Е.Е. Кравцова [5], У.В. Ульенкова [6] и др.
В настоящее время есть немногочисленные исследования, посвященные изучению психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития, касающиеся разных аспектов этой проблемы: интеллектуального [7, 8, 9], социально-личностного [10, 11, 12, 13, 14, 15, 16] компонентов готовности. Однако практически нет исследований, посвященных комплексному изучению разных компонентов психологической готовности к обучению в школе дошкольников с ЗПР.
Таким образом, проблема комплексного исследования разных компонентов психологической готовности к обучению дошкольников с ЗПР является весьма актуальной.
Формирование целей статьи (постановка задания)
Цель исследования явилось изучить особенности основных компонентов психологической готовности к
психологические науки
Конева Ирина Алексеевна, Карпушкина Наталья Викторовна ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ...
школьному обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Организовать и провести психологическое исследование разных компонентов психологической готовности к обучению в начальной школе у старших дошкольников с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
2. Провести сравнительный анализ полученных результатов, сделать выводы.
Для проведения исследования были выбраны следующие методики:
- методика «Домик» (Н.И. Гуткина) (цель: исследование развития произвольной сферы);
- методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников (М.Р. Гинзбург) (цель: исследование развития мотивационной сферы);
- методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант А.Т. Нежновой, Д.Б. Эльконина) (цель: исследование развития личностной сферы);
- методика «Да и нет» (Н.И. Гуткина) (цель: исследование развития произвольной сферы);
- методика «Сапожки» (Н.И. Гуткина) (цель: исследование развития интеллектуальной сферы);
- методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн) (цель: исследование развития интеллектуальной и речевой сферы);
- методика «Звуковые прятки» (Н.И. Гуткина) (цель: исследование развития речевой сферы).
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов
Для участия в нашем исследовании была сформирована выборка испытуемых: старшие дошкольники с ЗПР (экспериментальная группа) и старшие дошкольники с нормативным психическим развитие (контрольная группа) - по 30 человек в каждой группе. Проведенное психологическое исследование показало следующие результаты.
Методика «Домик»
моторика руки.
«Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников»
"Исследование лютн ванин учения у старших дошкольникови первоклассников"
80 70 60 50 40 30 20 10 о
■ ■
—
Высокий Средний Низкий
I Экспериментальная группа ■ Контрольная группа
Рисунок 2 - Успешность выполнения «Методики исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников» (М.Р. Гинзбург)
На основании данных, полученных в ходе проведенной методики, можно сделать вывод, что у детей с ЗПР проявился низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых мотивов, также ярко выражен оценочный мотив учебной деятельности.
Только 8 детей имеют средний уровень развития учебной мотивации: этих детей в школе могут привлекать внешние атрибуты учебной деятельности.
В контрольной группе преобладает высокий уровень личностнозначимой мотивации, с преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху.
Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант А.Т. Нежновой, Д.Б. Эльконина)
Рисунок 1 - Успешность выполнения методики «Домик» (Н.И. Гуткина)
Таким образом, результаты проведенной методики «Домик» показал, что в экспериментальной группе большая часть детей не справились с заданием, получив от 2 до 4 баллов.
Дети продемонстрировали очень медленный темп работы, отвлекались, показывая слабо развитие произвольного внимания.
Они плохо ориентировались на образец, затруднялись точно его копировать, пространственное восприятие и сенсомоторная координация оказались недостаточно развитыми.
В контрольной группе к уровню относительно хорошего развития произвольности следует отнести 28 детей, получивших не более 1 балла. Только два испытуемых показали плохой результат, набрав 3 балла: у них слабо сформировано произвольное внимание, восприятие пространства, сенсомоторная координация и мелкая
Рисунок 3 - Успешность выполнения методики «Беседа о школе» (А.Т. Нежновой, Д.Б. Эльконина)
Полученные в ходе проведенной методики результаты свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР проявляется низкий уровень внутренней позиции школьника, они предпочитают дошкольный образ жизни.
Только 5 детей показали средний уровень, положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на особенности школьно-учебной жизни (сохранение дошкольной ориентации), то есть ребенок хочет в школу для того, чтобы вести там дошкольный образ жизни.
В контрольной группе преобладает высокий уровень сформированности внутренней позиции школьника: дети ориентируются на особенности школьной жизни и образец «хорошего ученика».
При этом социальная мотивация учебной деятельности остается преобладающей: важнее «быть учеником», чем добывать новые знания.
Koneva Irina Alekseevna, Karpushkina Natalya Viktorovna FEATURES OF PSYCHOLOGICAL READINESS ...
psychological science
Методика «Да и нет» (Н.И. Гуткина)
„ зш ожкн
I Экспериментальная группа
'Контрольная группа
Средний l, Л ^ Низкии
"Последовательность событий11
100 50 О
J
ВыСОкЖ^сВД№альт|.СТРа 1 Контрольная группа
Рисунок 6 - Успешность выполнения методики «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)
Результаты по методике «Последовательность событий» показали, что у детей с ЗПР преобладает низкий уровень развития логического мышления и речи. Дети затруднились расставить картинки в правильной последовательности, уровень развития их речи низкий. Три ребенка показали средний уровень развития логического мышления и речи: дети расставили картинки в правильной последовательности, показали средний уровень развития речи, достаточный словарный запас. В контрольной группе преобладает высокий уровень развития логического мышления и речи: дети установили правильную последовательность картинок, показали высокий уровень развития речи, большой словарный запас, в рассказе они использовали все части речи.
Методика «Звуковые прятки» (Н.И. Гуткина)
Рисунок 4 - Успешность выполнения методики «Да
и нет» (Н.И. Гуткина) Результаты, полученные при проведении методики, позволяют сделать вывод о том, что детям с задержкой психического развития свойственен низкий уровень развития произвольного внимания и памяти. Только 4 ребенка имеют его средний уровень. В контрольной группе преобладает высокий уровень развития произвольного внимания и памяти, допустивших в ходе эксперимента 1-2 ошибки, по этому показателю они готовы к школьному обучению, и коррекции по улучшению состояния их произвольности не требуется. Методика «Сапожки» (Н.П. Гуткина)
Рисунок 5 - Успешность выполнения методики «Сапожки» (Н.И. Гуткиной) На основании данных, полученных в ходе проведенной методики, можно сделать вывод, что у детей с ЗПР отмечаем низкий уровень операции обобщения: дети плохо понимали правило и даже после дополнительного объяснения путают «0» и «1». Четыре ребенка показали средний уровень развития обобщения: они усвоили правило, но при выполнении задания они проявили незначительные ошибки обобщения. Два ребенка показали высокий уровень развития обобщения: они хорошо усвоили правило, по которому следует выполнять задание, хорошо обобщали предметы и были внимательны при выполнении задания. В контрольной группе преобладает высокий уровень развития обучаемости и операции обобщения, дети хорошо усваивают правило.
Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)
Рисунок 7 - Успешность выполнения методики «Звуковые прятки» (Н.И. Гуткина)
Полученные по методике результаты позволяют сделать вывод о том, что у детей с ЗПР преобладает низкий уровень фонематического слуха. Дети затрудняются в выделении звука в слове: присутствует ошибочное выделение звуков в разных позициях слова. Два ребенка имеют средний уровень фонематического слуха: правильно определили звук в различных словах, но допустили по одной ошибке. В контрольной группе у большинства детей задание не вызвало никаких затруднений: вся контрольная группа справилась с заданием.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления
1. Дети с задержкой психического развития отличаются медленным темпом работы, у них недостаточно развито произвольное внимание. Пространственное восприятие и сенсомоторная координация также недостаточно развиты.
2. Детям с задержкой психического развития свойственна низкая личностная готовность к школьному обучению, недостаточный уровень учебной мотивации, преобладание в большей степени игровых мотивов.
3. У детей с задержкой психического развития внутренняя позиции школьника не сформирована, отсутствует ориентация на содержательные моменты школьной жизни (предпочтения дошкольного образа жизни).
4. Не сформирован механизм произвольности у детей с задержкой психического развития: выявлен низкий уровень развития произвольного внимания, произвольности речи и памяти.
5. У детей с задержкой психического развития снижен уровень обучаемости и ими недостаточно освоены принципы операции обобщения. Сниженная обучаемость детей с ЗПР проявляется в том, что при обучении у них формируются малоподвижные связи, воспроизводимые в неизменном порядке: недостает гибкости познавательной деятельности.
6. У старших дошкольников с задержкой психического развития наблюдается недостаточный уровень развития логического мышления и речи. У детей с ЗПР имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления: анализ и сравнение.
7. У детей с задержкой психического развития снижен уровень развития фонематического слуха, проявля-
психологические науки
Конева Ирина Алексеевна, Карпушкина Наталья Викторовна ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ...
ется это в трудностях дифференциации звуков и в не-сформированности фонематического анализа и синтеза.
Выводы, сделанных на основе результатов проведенного исследования, и имеющиеся в специальной психологии прикладные разработки [17, 18, 19, 20] позволяют создать и апробировать коррекционно-развивающую программу по оптимизации процесса психологической готовности к обучению в школе дошкольников с задержкой психического развития. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. СПб.: Питер, 2010. 400 с.
2. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с.
3. Венгер А.Л., Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994, 192 с.
4. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе /Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. М.: Знание,1987. 247 с.
5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе /Е.Е. Кравцова. М.: Педагогика, 1991. 219 с.
6. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н.Новгород: НГПУ, 2000. 150 с.
7. Волковская Т. Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и дошкольников с задержкой психического развития / Т. Н. Волковская. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2013. 210 с.
8. Конева И.А., Романова С.В. Особенности высших психических функций у дошкольников с задержкой психического развития // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1531.
9. Скрипкина Н.В. Психологические особенности готовности к школе старших дошкольников с задержкой психического развития // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). Казань: Бук, 2017. С. 86-91.
10. Кисова В.В. Формирование саморегуляции в учебной деятельности дошкольников с задержкой психического развития / В.В. Кисова. Н.Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 2010. 121 с.
11. Конева И.А. К проблеме поздней дифференциальной диагностики интеллектуального недоразвития и задержки психического развития //Современная психология. 2004. № 1. С. 22.
12. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-8. С. 152- 158.
13. Сорокоумова С.Н., Кисова В.В. Особенности сотрудничества старших дошкольников с задержкой психического развития со взрослым и сверстниками в учебно-познавательной деятельности // Дефектология. 2014. № 1. С.29-37.
14. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. СПб.: Питер, 2008. 192 с.
15. Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения с взрослым 6-летних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1988. № 1. С. 68.
16. Дмитриева Е.Е. Социально-личностная готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 5. С. 33-38.
17. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развива-ющего обучения / Н.В. Бабкина. М.: Айрис-пресс, 2006. 234 с.
18. БоброваВ.В., КудариноваА.С. Процесс подготовки детей с дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению в школе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 11-5. С. 736-739.
19. Борякова Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (Организационный аспект) / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицина. М.: Просвещение, 2014. 143 с.
20. Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е., Шутова Н.В. Теоретико-прикладная модель психологической помощи детям с ЗПР // Высшее образование в России. 2012. № 2. С.105-109.
Статья поступила в редакцию 07.11.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018