Koneva Irina Alekseevna, Karpushkina Natalya Viktorovna COMMUNICATIVE PECULIARITIES OF JUNIOR ...
psychological science
УДК 159. 922.7
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0015
КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖАННЫМ И НОРМАЛЬНЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
© 2019
Конева Ирина Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Специальная педагогика и психология» Карпушкина Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент,
доцент кафедры «Специальная педагогика и психология» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603089, Россия, Н. Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail:[email protected])
Аннотация. Проблема оптимального коммуникативного развития детей имеет большое значение: от ее решения зависит успешность адаптации и творческой самореализации человека в любой социальной среде Коммуникативные умения формируются в условиях ежедневной коммуникативной практики и социального взаимодействия с окружающими людьми, целенаправленного освоения коммуникативной культуры общества благодаря обучению и воспитанию. Настоящее образование призвано обеспечить условия, необходимые для своевременного коммуникативного развития. Однако не всем детям легко дается усвоение норм и правил коммуникации, определенных человечеством в процессе его становления. Особые трудности на пути к полному овладению коммуникативными умениями и навыками испытываю дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности, дети с задержкой психического развития. Статья посвящена изучению коммуникативных особенностей младших школьников с задержанным психическим развитием в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками, рассматриваются результаты экспериментального исследования. Полученные результаты позволяют сделать значимые в прикладном аспекте выводы, которые вместе с имеющимися в специальной психологии прикладными разработками могут лечь в основу создания коррекционно-развивающей программы по оптимизации коммуникативного развития младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: общение, младший школьный возраст, задержка психического развития, нормальное психическое развитие, коммуникативные особенности, коммуникативные умения, коммуникативное взаимодействие.
COMMUNICATIVE PECULIARITIES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH DELAYED AND NORMAL MENTAL DEVELOPMENT
© 2019
Koneva Irina Alekseevna, candidate of psychological Sciences, assistant professor, assistant professor of the department of "Special pedagogics and psychology" Karpushkina Natalya Viktorovna, candidate of psychological Sciences, assistant professor, assistant professor of the department of "Special pedagogics and psychology" Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin (603089, Russia, N. Novgorod, street Ulyanov, 1, e-mail:[email protected])
Abstract. The problem of optimal communicative development of children is of great importance: its solution depends on the success of adaptation and creative self-realization of a person in any social environment. Communicative skills are formed in the conditions of daily communicative practice and social interaction with other people, purposeful development of communicative culture of society through training and education. This education is designed to provide the conditions necessary for timely communication development. However, not all children are easily given the assimilation of the norms and rules of communication defined by humanity in the process of its formation. Children with disabilities, in particular children with mental retardation, have particular difficulties on the way to full mastery of communication skills. The article is devoted to the study of communicative features of primary school children with delayed mental development in comparison with their normally developing peers, the results of experimental research are considered. The results allow us to make significant conclusions in the applied aspect, which together with the existing in the special psychology of applied developments can form the basis for the creation of correctional and developmental programs to optimize the communicative development of primary school children with mental retardation.
Keywords: communication, primary school age, mental retardation, normal mental development, communication features, communication skills, communication interaction.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Общение для человека является необходимым условием жизнедеятельности, посредством которого удовлетворяются социальные и духовные потребности. Общение является сугубо человеческим специфическим способом взаимодействия.
Оптимальный уровень коммуникативных умений -залог успешной адаптации и творческой самореализации человека в любой социальной среде, поэтому так важно начинать формировать их с самого раннего детства (М.И. Лисина [6], Т.А. Репина, А.Г. Рузская и др.).
Коммуникативные умения формируются в условиях ежедневной практики общения и взаимодействия людей друг с другом, постепенного освоения коммуникативной культуры общества посредством обучения и воспитания (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович [1], А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др.).
В современных психолого-педагогических исследованиях по проблемам развития общения на разных этапах жизни человека обнаружено и подтверждено, что своевременное овладение коммуникативной культурой,
коммуникативными способностями и умениями является необходимым условием позитивной социализации личности, ее социальной успешности, эффективной самореализации (Н.В. Карпушкина, И.А. Конева [3], [4], В.В. Кисова [5] и др.).
Настоящее образование направлено на обеспечение условий, необходимых для своевременного коммуникативного развития личности (ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования, ФГОС общего образования, Закон РФ «Об образовании») [6]. Однако не всем детям легко дается усвоение норм и правил коммуникации, определенных человечеством в процессе его становления. Особые трудности на пути к полному овладению коммуникативными умениями и навыками испытываю дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности, дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Многие авторы (Р.Д. Триггер [7], У.В. Ульенкова, Е.
психологические науки
Конева Ирина Алексеевна, Карпушкина Наталья Викторовна КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ...
Е. Дмитриева, Н.В. Шутова [8] , [9], [10] и др.) отмечают недостаточность развития общения у детей с ЗПР, его незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения, его непроизвольности, сниженной способности к саморегуляции своего поведения и общения. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблеме, в настоящий момент нет целостного представления о закономерностях становления у детей с ЗПР навыков общения; недостаточно изучены адекватные условия, способствующие полноценному формированию основных операциональных компонентов коммуникативного акта.
Анализ имеющихся исследований, посвященных данной проблеме, позволяет нам предположить, что:
- младшие школьники с ЗПР испытывают выраженные трудности при установлении коммуникативного взаимодействия;
- не всегда готовы взаимодействовать на основе совместного планирования, ориентации на партнера и самостоятельного решения конфликтных ситуаций в ситуации сотрудничества;
- проявляют искаженное понимание отношения со стороны другого человека, отсутствие способности к пониманию эмоционального состояния другого, и как следствие - низкую способность к сопереживанию.
Формирование целей статьи (постановка задания) Цель исследования явилось изучить особенности основных компонентов коммуникативного акта у младших школьников с ЗПР в сравнении со сверстниками с нормальным психическим развитием (НПР).
Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Организовать и провести психологическое исследование компонентов коммуникации у младших школьников с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
2. Провести сравнительный анализ полученных результатов, сделать выводы.
Для проведения исследования были отобраны следующие экспериментальные методики:
методика «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже) (цель: изучение уровня сформированности способности учитывать позиции собеседника (партнера);
методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман) (цель: изучение уровня сформированности умения согласовывать усилия в процессе организации и осуществления сотрудничества);
методика «Совместная сортировка» (Г.В.Бурменская) (цель: выявление уровня сформированности умения договариваться, находить общее решение; умения аргументировать свое предложение, убеждать и уступать).
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов Для участия в нашем исследовании была сформирована выборка испытуемых: младшие школьники с ЗПР (экспериментальная группа) и младшие школьники с нормальным психическим развитие (контрольная группа) - по 20 человек в каждой группе. Проведенное экспериментальное психологическое исследование показало следующие результаты.
Методика «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже) В процессе проведения методики «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже нами диагностировалась сформи-рованность способности учитывать свою позицию и позицию собеседника (партнера). Анализируя полученные данные, мы выявили следующее.
Лишь у 25% детей с ЗПР выявлен высокий уровень сформированности способности учитывать позицию собеседника и свою позицию. В данную группу вошли ребята, у которых сформировано понимание различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию другого человека, соотнесение характеристик и признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, развита координация разных пространственных позиций. У 30% обнаружен низкий уровень уровня сформирован-
ности способности учитывать позицию собеседника, а также свою позицию. Дети, входящие в данную категорию, давали неверные ответы на все вопросы, даже касающиеся симметрии своего тела и идентификация предметов относительно своей позиции. Средний уровень выявлен у 45% ребят. Их ответы содержали отражение ориентации только на собственную позицию, при характеристике предмета относительно его стороны, они не учитывали разницу в отношении позиции собеседника.
50% 40% 30% 20% 10% 0%
Высокий Средний Низкий
и Экспериментальная группа н Контрольная группа
Рисунок 1 - Уровни коммуникативного взаимодействия по методике «Левая и правая стороны»
В экспериментальной группе младших школьников с ЗПР преобладают дети со средним (45%) и низким (30%) уровнем ориентации на партнера в процессе взаимодействия. Эти ребята в ситуации коммуникативного взаимодействия ориентировались только на свою позицию, частично или полностью игнорировали позицию собеседника. Это свидетельствует о том, что они не были заинтересованы в собеседнике как в партнере по общению.
Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман)
Анализ результатов по методике «Рукавички» позволил нам установить особенности коммуникативного взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности детей. Особенности коммуникативного взаимодействия оценивались по следующим критериям: умение договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать, взаимный контроль по ходу выполнения деятельности; взаимопомощь по ходу рисования, эмоциональное отношение к совместной деятельности.
Полученные нами данные наглядно представлены на рисунке 2.
Продуктивность Умение Взаимопомощь Взаимоконтроль
договариваться
я Экспериментальная группа н Контрольная группа
Рисунок 2 - Уровни критериев оценки коммуникативной компетентности по методике «Рукавички»
У 80% детей экспериментальной группы деятельность носила продуктивных характер, однако рисунки отличались большим сходством. В процессе наблюдения за ходом выполнения задания было отмечено, что сходство рисунков чаще всего было обусловлено исключением одного партнера из процесса деятельности или предоставлением ему второстепенной роли при выполнении задания.
Дети испытывали трудности на этапе ориентировки при выборе макета рисунка, при обсуждении его в своей микро-группе. Умение договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать
Koneva Irina Alekseevna, Karpushkina Natalya Viktorovna COMMUNICATIVE PECULIARITIES OF JUNIOR ...
psychological science
было отмечено у 50% пар. В процессе наблюдения было так же отмечено, что в парах (мальчик и девочка), основная роль (разработки идеи рисунка и большая часть его выполнения) принадлежала девочке. В некоторых парах попытки убеждения сопровождались угрозами с ее стороны. Взаимный контроль по ходу выполнения задания был отмечен у 30%, взаимопомощь наблюдалась у 50% пар. Данное взаимодействие сопровождалось конфликтными столкновениями, нежеланием принимать помощь от напарника.
Проводя диагностику в контрольной группе, нами было отмечено следующее: ребята не отказывались от взаимодействия друг с другом, охотно включались в деятельность оба партнера. Принятие и обсуждение макета рисунка проходило в 80% путем убеждений и аргументированных предложений, что на 30% чаще, чем в экспериментальной группе, соответственно с этим процент продуктивности совместной деятельности в контрольной группе выше на 20%. Взаимный контроль присутствовал у 40% пар, в форме обоюдных советов. Общий эмоциональный фон взаимодействия положительный.
На рисунке 3 видно, что результаты экспериментальной группы относительно контрольной снижены по всем параметрам коммуникативного взаимодействия.
40% 20% 0%
Высокий Средний Низкий
я Экспериментальная группа н Контрольная группа
ности находить общее решение, а также в умении аргументировать свое положение, убеждать, уступать. Сформированность данных критериев продемонстрировали только 30% ребят. Они, уважительно относились к мнению друг друга, смогли разделить фигуры не только правильно, но и поровну. На вопрос: «Почему вы разделили именно так?» отвечали « Так по-доброму», «У нее будет меньше, чем у меня, а так не честно». В процессе разделения фишек ребята сохраняли позитивный настрой, сотрудничали друг с другом, помогали находить детали друг другу, в решении конфликтных ситуаций исходили из количества деталей у каждого ребенка.
Критерии коммуникативного взаимодействия оказались несформированными у 70 % ребят, что составляет подавляющее большинство. Многие из ребят проявляли ярко пренебрежительное отношение к партнеру, говоря «если бы не я, мы бы никогда не разобрались, как делать», «она очень медленная, поэтому я делал все сам»... Именно поэтому в процессе выполнения задания мы наблюдали лидерство одного из ребят в паре, игнорирование мнения другого.
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Рисунок 3 - Уровни коммуникативного взаимодействия по методике «Рукавички»
Видно, что у испытуемых экспериментальной группы преобладает средний и низкий уровни коммуникативного взаимодействия, в то время как обучающиеся с нормой развития в подавляющем большинстве показали высокий уровень.
Полученные результаты по данной методике, в совокупности, дают нам право утверждать, что дети с ЗПР испытывают явные трудности в овладении умением договариваться, приходить к общему решению, умении убеждать, аргументировать и осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности.
Методика «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская)
В ходе выполнения данной экспериментальной методики нами производилась фиксация особенностей коммуникативного взаимодействия в процессе совместной деятельности по распределению геометрических фигур испытуемыми.
Эффективность коммуникативного взаимодействия оценивалась по следующим критериям: продуктивность совместной деятельности, умение договариваться в ситуации столкновения интересов, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, умение аргументировать свое положение, взаимопомощи и взаимоконтроль по ходу деятельности.
Обобщенные и систематизированные данные по сформированности каждого критерия относительно двух исследуемых групп, приведены на рисунке 4.
На представленной диаграмме видно, что результаты экспериментальной группы относительно каждого критерия коммуникативного взаимодействия резко отличаются от контрольной группы и имеют выраженную негативную тенденцию по сравнению с ней.
Из рисунка 4 видно, что основные затруднения дети испытывают в умении договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способ-
Рисунок 4 - Уровни критериев коммуникативного взаимодействия по методике «Совместная сортировка»
Несформированным у большей части ребят оказалось умение оказывать взаимопомощь и осуществлять взаимоконтроль: в процессе выполнения задания его проявили только 30% ребят. Остальные 70% вели себя отстраненно друг от друга, выполняя задания только «за себя», не обращали внимания на партнера.
Исходя из анализа результатов, представленных на рисунке 5, мы видим, что всего 20 % детей с ЗПР показали высокий уровень сформированное™ умения договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 40% детей обладают средним уровнем ,40% - низким уровнем.
50% 40% 30% 20% 10% 0%
Высокий Средний Низкий
я Экспериментальная группа н Контрольная группа
Рисунок 5 - Уровни коммуникативного взаимодействия по методике «Совместная сортировка»
Преобладание низкого и среднего уровня сформиро-ванности коммуникативного взаимодействия указывает на недостаточное ее развитие у младших школьников с ЗПР в сравнении с младшими школьниками с нормой развития.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления
В результате проведения экспериментального исследования, направленного на диагностику особенностей развития коммуникативной компетентности младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками посредством анализа коммуникативного взаимодействия, нами сделаны следующие
психологические науки
Конева Ирина Алексеевна, Карпушкина Наталья Викторовна КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ...
выводы: тета. 2014. №3(7). С. 6. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/
1. Основные затруднения дети с ЗПР испытывают в view/496 (дата об?ащения: пж.жяу
умении договариваться в ситуации столкновения интересов Статья поступила в редакцию 23.04.2019
2. Имеет место неразвитость умения сотрудничать и Статш пртята к пубжшции 27.°5.2°19 согласовывать действия самостоятельно.
3. Высокий процент негативного отношения к совместной работе.
4. Совместная деятельность характеризуется недоверием, проявляющимся в отстранении партнера от деятельности.
5. Неразвито умение правильно организовывать процесс передачи информации.
6. Низкий уровень ориентации на партнера в процессе взаимодействия.
Выдвинутая нами гипотеза, о том, что у младших школьников с ЗПР коммуникативная компетентность, содержащая в себе коммуникативные навыки, обеспечивающие продуктивное и психологически безопасное взаимодействие качественно отличается от этих показателей у сверстников с нормальным психическим развитием, подтвердилась.
Полученные данные отражают неразвитость трех структурных компонентов, составляющих сущность коммуникативных умений как функционально-психологической базы процесса общения, которая у детей ослаблена и требует целенаправленного формирования.
Выводы, сделанных на основе результатов проведенного исследования, и имеющиеся в специальной психологии прикладные разработки [11, 12, 13, 14] позволяют создать и апробировать коррекционно-развивающую программу по оптимизации коммуникативного развития младших школьников с задержкой психического развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. СПб.: Питер, 2010. 400 с.
3. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-8. С. 152- 158.
4. Конева И.А. К проблеме поздней дифференциальной диагностики интеллектуального недоразвития и задержки психического развития // Современная психология. 2004. № 1. С. 22.
5. Кисова В.В. Формирование саморегуляции в учебной деятельности дошкольников с задержкой психического развития / В.В. Кисова. Н.Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 2010. 121 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).
7. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. СПб.: Питер, 2008. 192 с.
8. Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с лёгкими формами психического недоразвития. Автореф. дис. ... д-ра психол. наук /Е.Е. Дмитриева. - Н. Новгород, 2005. - 54 с.
9. Дмитриева Е.Е. Социально-личностное развитие как условие успешной школьной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №3. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/ view/493 (дата обращения: 22.05.2019).
10. Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е., Шутова Н.В. Теоретико-прикладная модель психологической помощи детям с ЗПР // Высшее образование в России. 2012. № 2. С.105-109.
11. Сорокоумова С.Н., Кисова В.В. Особенности сотрудничества старших дошкольников с задержкой психического развития со взрослым и сверстниками в учебно-познавательной деятельности // Дефектология. 2014. № 1. С.29-37.
12. Конева И.А. К проблеме инклюзивного обучения подростков с задержкой психического развития //Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 11-3 (18). С. 6б- 68.
13. Конева И.А. К проблеме образа Я и самооценки младших школьников с задержкой психического развития // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. С. 149.
14. Конева И.А. Психологические проблемы интегрированного и дифференцированного обучения подростков с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Вестник Мининского универси-