Научная статья на тему 'Безопасное влияние компьютера на ребенка'

Безопасное влияние компьютера на ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1821
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / КОМПЬЮТЕР / ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО / РЕБЕНОК / ЗДОРОВЬЕ И ПСИХИКА РЕБЕНКА / EDUCATION / COMPUTER / CHILD / PRESCHOOL CHILDHOOD / UPBRINGING / CHILD''S HEALTH AND PSYCHE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галушко Ирина Геннадьевна, Галушко Анна Вячеславовна, Новоглядова Вера Викторовна

Процесс информатизации с каждым годом набирает обороты. Компьютеры, доступ к ресурсам сети Интернет имеются практически во всех домах и школах. Применение средств информационно-коммуникационных технологий приводит к активизации умственной деятельности, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление. Но безопасен ли компьютер для ребенка?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галушко Ирина Геннадьевна, Галушко Анна Вячеславовна, Новоглядова Вера Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасное влияние компьютера на ребенка»

Галушко И. Г., Галушко А. В., Новоглядова В. В. Безопасное влияние компьютера на ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/182027.htm.

ART 182027 DOI 10.24422/MCITO.2018.9.16665 УДК 159.922.7

Галушко Ирина Геннадьевна,

преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар [email protected]

Галушко Анна Вячеславовна,

аспирант ФГБОУ ВО «(Кубанский государственный университет», г. Краснодар

Новоглядова Вера Викторовна,

студентка ФГБОУ ВО «(Кубанский государственный университет», г. Краснодар Vera [email protected]

Безопасное влияние компьютера на ребенка

Аннотация. Процесс информатизации с каждым годом набирает обороты. Компьютеры, доступ к ресурсам сети Интернет имеются практически во всех домах и школах. Применение средств информационно-коммуникационных технологий приводит к активизации умственной деятельности, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление. Но безопасен ли компьютер для ребенка? Ключевые слова: компьютер, обучение, воспитание, ребенок, здоровье и психика ребенка, дошкольное детство.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

О поколении современных детей часто можно услышать шутку, что они уже родились с компьютерной мышью в руках. Компьютерные классы есть сейчас не только в средней школе, их открывают уже в начальном звене и даже в дошкольных учреждениях. В настоящее время можно говорить о том, что широкое распространение компьютеров приводит к тому, что дети воспринимают информацию иначе, иначе мыслят, чем их родители или другие взрослые.

Споры о пользе и вреде компьютера ведутся на всех социальных уровнях. Психологи, социологи, психиатры и медики, исследуя проблему влияния компьютера на психическое и физическое здоровье детей, приходят к неоднозначным выводам.

Но в настоящее время нельзя представить нашу повседневную жизнь без компьютера. Даже для маленьких детей он стал неотъемлемой составляющей их жизни. Игры, мультфильмы, всевозможные картинки - ребенок познает мир через экран монитора, ведь компьютер - это настоящий волшебный сундук с информацией, которую дошкольники впитывают, словно губки. Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих умений ребенка расширяет и обогащает содержание знаний, умения и навыки дошкольника. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения - это актуальная проблема на современном этапе развития дошкольной педагогики. Использование компьютера в ДОУ позволяет расширить творческие возможности как педагога, так и самих детей. Занятия, проведенные с использованием компьютера, надолго запомнятся детям.

В исследованиях Л. А. Венгера, которые посвящены развитию и обучению детей дошкольного возраста, можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка [1].

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Галушко И. Г., Галушко А. В., Новоглядова В. В. Безопасное влияние компьютера на ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/182027.htm.

На экране монитора оживают все фантазии ребенка, не только герои из книг и сказок, но и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, дети создают себе особый мир, похожий на реальный, но отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления, как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

Прежде чем говорить о влиянии компьютера на дошкольника, надо знать особенности развития детей дошкольного возраста. Дошкольное детство - это большой отрезок жизни ребенка от 3 до 7 лет, в котором он овладевает социальным пространством человеческих отношений через взаимоотношения с близкими, а также через игру, которая в этот период жизни является ведущим видом деятельности ребенка.

Дошкольное детство является наиболее благоприятным возрастом для развития памяти. Л. С. Выготский считал, что память становится главной функцией и преодолевает огромный путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода жизни ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.

Восприятие у дошкольника еще не безупречно, но уже становится целенаправленным и осмысленным, в нем выделяются произвольные действия, такие как наблюдение, рассматривание, поиск. Также особое влияние на развитие восприятия в дошкольном возрасте оказывает речь, ребенок начинает активно использовать названия признаков, состояний, качеств различных субъектов. Также в дошкольном возрасте активно развивается мышление ребенка, осуществляется переход от наглядно-действенного к наглядно-образному. Дошкольный возраст является отправной точкой в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения в развитии познавательной сферы. Основной вид мышления, тем не менее, остается наглядно-образным, что соответствует репрезентативному интеллекту, то есть мышление с помощью представлений. С развитием мышления неразрывно связано и совершенствование речи у детей. Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи и общения со сверстниками. Грамматически правильная устная речь начинает образовываться на третьем году жизни ребенка, а к семи годам ребенок достаточно хорошо пользуется устной разговорной речью.

В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы. Ребенок 4-5 лет способен сосредоточивать и удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями [2].

Очень большое место в жизни современных детей дошкольного возраста занимает телевидение, видео и компьютер. Мы часто слышим такие вопросы: а не опасен ли компьютер для ребенка? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей?

Попробуем разобраться, что же такое компьютер и компьютерные игры и как они влияют на детей, в чем их польза, а в чем их недостатки. Прежде всего, словом «компьютер» принято называть абсолютно любую технику, которая в состоянии выполнить какую-нибудь программную операцию. Мы выделим только понятие «компьютер», которое означает многофункциональное электронное устройство для накопления, обработки и передачи информации. Оно работает с невероятно высокой скоростью, которая составляет миллионы, сотни миллионов операций в секунду [3].

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Галушко И. Г., Галушко А. В., Новоглядова В. В. Безопасное влияние компьютера на ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/182027.htm.

Настольный компьютер представляет собой стационарную технику, предназначенную для работы дома или в офисе. Основные компоненты настольного компьютера:

- монитор - экран компьютера;

- системный блок - устройство, которое содержит в себе все средства обработки, хранения и передачи информации;

- мышка и клавиатура - то, при помощи чего мы управляем системой.

Ноутбук - переносной компьютер, сравнительно небольшой по размерам. Он является цельным аппаратом, который включает в себя все основные компоненты компьютера. Также у большинства современных моделей есть веб-камера. Детям работать на ноутбуке не рекомендуется, так как при работе с ним почти невозможно соблюдать правила безопасного пользования компьютером.

Педагог Рина Жукова считает, что использование компьютера детьми очень благотворно на них влияет и помогает в формировании новых навыков. Работа с компьютером развивает у детей логическое и абстрактное мышление. А компьютерные игры помогают научиться принимать самостоятельные решения. Также использование компьютера хорошо влияет на развитие творческих способностей детей [4].

В настоящее время почти все сферы жизни связаны с компьютерными технологиями, дошкольные образовательные учреждения не являются исключением. Исследования отечественных и зарубежных ученых доказывают, что компьютер возможно и даже целесообразно применять в обучении детей. Получить новые представления о мире, развивать воображение, память, речь, научиться анализировать и мыслить -все это ребенок делает, используя понятную и необходимую для него информацию, которую он может получать из детских книг, телевизионных программ или развивающих компьютерных игр.

Как утверждают психологи, чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше будет психологический барьер между ним и ЭВМ. Начинать компьютерное обучение в дошкольном возрасте следует прежде всего с подбора обучающих и развивающих программ, соответствующих возрасту. Сейчас существует множество игр и специальных обучающих программ, которые предназначены для дошкольного возраста. Выделяют четыре типа обучающих программ:

- тренировочные и контролирующие программы;

- наставнические программы;

- имитационные и моделирующие программы;

- развивающие игры.

Тренировочные и контролирующие программы используются для закрепления умений и навыков дошкольников. В данных программах предполагается, что объекты и понятия, которые предлагаются, уже известны ребенку. В случайной последовательности ребенку предлагаются вопросы и задания, и автоматически идет подсчет правильных и неправильных ответов. Когда ребенок выбирает правильный ответ, ему выдается поощрение в виде хвалебной реплики, призового объекта или перехода на следующий уровень. При неправильном ответе можно получить помощь и подсказку [5].

Программы второго типа - наставнические программы, предлагают материал для изучения. Вопросы и задания в этих программах служат больше для «диалога» между ребенком и компьютером, для управления ходом обучения. Если ответ, который дал ребенок, неверен, то программа автоматически может вернуть задание для повторного решения. Общий недостаток подобных программ - это высокая трудоемкость разработки, а также трудности при использовании в дошкольном образовательном учреждении.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Галушко И. Г., Галушко А. В., Новоглядова В. В. Безопасное влияние компьютера на ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/182027.htm.

Имитационные и моделирующие программы основаны на графически иллюстративных возможностях. Такие программы могут позволить детям наблюдать на экране монитора какой-либо процесс и при этом влиять на его ход, подавая команды мышкой или с помощью клавиатуры.

И наконец, программы четвертого типа, развивающие игры, предоставляют дошкольнику некую воображаемую среду, которая существует только в компьютерном мире. Основной задачей компьютерной игры является подготовка дошкольника к жизни в рамках информационного общего образования, обучение компьютерной грамотности, создание чувства уверенности и воспитание психологической уверенности в дальнейшем использовании компьютера. Исследователи утверждают, что обучение, развитие и воспитание детей дошкольного возраста с помощью компьютера должно проходить в форме игры, а игровую деятельность обеспечивают дидактические компьютерные игры.

Компьютерные игры развивают не только интеллект ребенка, но еще и его моторику, а точнее, формируют моторную координацию, а также координацию совместной деятельности и зрительного и моторного анализаторов [6].

Если сравнить традиционные формы обучения дошкольников и обучение с использованием компьютера, то последнее имеет ряд преимуществ:

1) работа с компьютером в игровой форме вызывает у детей большой интерес;

2) звуки, движение, различная мультипликация привлекают внимание дошкольников;

3) выполнение заданий на компьютере с дальнейшим поощрением становится стимулом познавательной активности;

4) компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения;

5) ребенок может заниматься в своем темпе и регулировать количество решаемых игровых обучающих задач;

6) компьютер позволяет смоделировать такие ситуации, которые дети еще не видели в своей жизни;

7) компьютер никогда не поругает ребенка за ошибки, а ждет, когда он сам их исправит.

С дошкольником бывает очень трудно начать заниматься, но на компьютере он занимается с удовольствием и не будет возражать позаниматься даже дольше, чем это необходимо. Связано это с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для ребенка, он воспринимает его как новую игрушку, поэтому ребенок не воспринимает обучающую игру на компьютере как занятие.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе на сегодняшний день очень велик. Компьютер может стать как объектом изучения, так и средством обучения. Можно выделить несколько направлений в организации обучения компьютерной деятельности дошкольника:

- изучение основ информатики;

- использование компьютера при обучении письму и счету;

- психофизиологическая коррекция;

- развитие мышления, памяти, воображения;

- развитие моторных навыков при работе с клавиатурой и мышью.

По мнению советского и российского психотерапевта Н. Н. Нарицына, сегодня не учить ребенка пользоваться компьютером - это сравнимо с тем, что не отдавать его в школу. Также он считает, что чем раньше ребенок начнет знакомиться с компьютером, тем лучше. Осваивать его следует поэтапно, сначала компьютерные игры, затем обучающие программы, и переходить к новому можно только тогда, когда освоен предыдущий этап.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Галушко И. Г., Галушко А. В., Новоглядова В. В. Безопасное влияние компьютера на ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/182027.htm.

Также с помощью компьютера можно использовать интернет-технологии. Использование интернет-технологий в обучении и воспитании ребенка способно решить множество проблем. Интернет-технологии - это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы [7].

Интернет-технологии используются на разных уровнях образования, как в высших учебных заведениях, так в школе и дошкольном образовательном учреждении, и даже для домашнего обучения. Нельзя недооценивать пользу этих технологий, так как они помогают взглянуть по-новому на всю систему образования, сделать сам процесс обучения результативнее, комфортнее и приятней.

Применительно к обучению можно выделить следующие интернет-технологии:

- компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);

- обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

- интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

- средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т. д.;

- электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы [8].

Необходимо отметить, что использование технических средств в обучении и воспитании детей следует применять только в том случае, если есть человек, который сможет методически грамотно их использовать, повышая познавательную активность ребенка.

Работа на компьютере ориентирована на основные дидактические принципы обучения: на принцип наглядности и доступности материала, принцип индивидуализации и принцип сознательности и активности.

Но даже за всеми многочисленными плюсами у компьютера есть свои недостатки, которые влияют на физическое и психологическое здоровье детей. Доказано, что длительное использование компьютера может привести к перенапряжению детской психики и тела. Работа за компьютером ведет к ухудшению зрения и гиподинамии. Также страдает осанка, в будущем это может привести к остеохондрозу и другим заболеваниям. Но больше всего компьютер наносит вред детской психике.

Примерами негативных последствий влияния компьютера на ребенка могут быть:

- утомляемость;

- компьютерная зависимость;

- нарушение детского кругозора;

- воплощение игры в реальность;

- детская агрессия и жестокость;

- детский эгоизм;

- неправильное восприятие мира;

- трудности в общении с другими людьми.

Но при грамотной работе родителей и воспитателей можно уменьшить вредные для здоровья детей факторы. Так, чтобы уменьшить нагрузку на зрение, следует иметь в виду:

- монитор должен располагаться на расстоянии вытянутой руки;

- центр экрана монитора или верхний его край должен находиться на уровне ваших глаз;

Галушко И. Г., Галушко А. В., Новоглядова В. В. Безопасное влияние компьютера на ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/182027.htm.

- монитор не должен стоять напротив окна;

- освещение не должно создавать блики на экране;

- никогда нельзя работать за компьютером в темноте. Для снятия стресса необходимо:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- посмотреть в окно и сосчитать до 20, обмыть лицо холодной водой;

- переключить внимание на воспоминание о приятном;

- больше общаться с природой;

- физические нагрузки, музыкальная терапия снимают нервное напряжение. Свод правил, касающихся использования компьютера детьми:

1) компьютер должен дополнять, а не заменять образовательные мероприятия;

2) родители должны помогать детям понять, как правильно пользоваться компьютером без вреда для здоровья;

3) нельзя забывать о санитарно-гигиенических нормах;

4) надо следить, чтобы во время работы за компьютером ребенок всегда держал спину прямо.

Что всегда пугало родителей - это радиация от компьютера, хотя вышеперечисленные факторы являются намного опасней. При создании современных мониторов приняты очень строгие меры по обеспечению безопасности. И получается, что того излучения, которое называется радиацией: гамма-лучи и нейтроны, монитор практически не производит, так же как и системный блок. Таким образом, компьютер не представляет никакой опасности, связанной с радиацией и излучением.

И все же компьютер - это наше будущее. Общение с компьютером у детей начинается очень рано, поэтому, чтобы компьютер не стал врагом для ребенка, необходимы внимание и помощь родителей. Также стоит отметить, что раннее развитие навыков общения с компьютером для приобретения знаний способствует развитию общей компьютерной культуры. Всегда надо помнить, что все хорошо в меру.

Ссылки на источники

1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 5.

2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. - М., 1999.

3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. - М.: Сфера, 2008.

4. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособие. - М.: Пед. о-во России, 2000.

5. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11.

6. Управление инновационными процессами в ДОУ. - М.: Сфера, 2008.

7. Гусева А. И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе. - URL: http://www.academy.it.ru.

8. Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». - URL: http://www.ict.edu.ru.

Irina Galushko,

Lecturer, Preschool Pedagogy and Psychology Chair, Kuban State University, Krasnodar

[email protected]

Anna Galushko,

Postgraduate Student, Kuban State University, Krasnodar Vera Novoglyadova,

Student, Kuban State University, Krasnodar

Vera [email protected]

Safe computer influence on a child

Abstract. The process of computerization is gaining momentum every year. Computers, access to Internet resources are available at almost all homes and schools. The use of information and communication technologies leads to the stimulation of mental activity, makes it possible to increase the volume of received information, and systematizes thinking. But is a computer safe for a child?

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Галушко И. Г., Галушко А. В., Новоглядова В. В. Безопасное влияние компьютера на ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/182027.htm.

Key words: computer, education, upbringing, child, child's health and psyche, preschool childhood.

References

1. Gorvic, Yu. & Pozdnyak, L. (1991). "Komu rabotat' s komp'yuterom v detskom sadu", Doshkol'noe vospi-tanie, № 5 (in Russian).

2. Kulagina, I. Yu. (1999). Vozrastnaya psihologiya, Moscow (in Russian).

3. Kalinina, T. V. (2008). Upravlenie DOU. Novye informacionnye tekhnologii v doshkol'nom detstve, Sfera, Moscow (in Russian).

4. Ksenzova, G. Yu. (2000). Perspektivnye shkol'nye tekhnologii: ucheb.-metod. posobie, Ped. o-vo Rossii, Moscow (in Russian).

5. Motorin, V. (2000). "Vospitatel'nye vozmozhnosti komp'yuternyh igr", Doshkol'noe vospitanie, № 11 (in Russian).

6. (2008). Upravlenie innovacionnymiprocessami v DOU, Sfera, Moscow (in Russian).

7. Guseva, A. I. Metodika pedagogicheski osoznannogo primeneniya IKT v uchebnom processe. Available at: http://www.academy.it.ru (in Russian).

8. Portal "Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v obrazovanii". Available at: http://www.ict.edu.ru (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 21.05.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.06.18

Принята к публикации Accepted for publication 10.06.18 Опубликована Published 28.09.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Галушко И. Г., Галушко А. В., Новоглядова В. В., 2018

9772304120180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.