Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании физического развития в педагогической деятельности ДОО'

Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании физического развития в педагогической деятельности ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1067
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РОДИТЕЛЬСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ. / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PHYSICAL DEVELOPMENT / PRESCHOOL EDUCATION / HEALTHY LIFESTYLE / PROJECT ACTIVITIES / SINGLE EDUCATIONAL SPACE / THE PARENTAL COMMUNITY.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пиянзина О. П., Семенова Т. Б.

В статье представлен педагогический опыт работы использования информационных и коммуникационных технологий в физическом развитии и формировании здорового образа жизни. Подробно описаны мероприятия, одной из задач которых является вовлечение родительской общественности в единое образовательное пространство посредством использования ИКТ. Приведены результаты изменения представлений родительской общественности о значении ИКТ в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пиянзина О. П., Семенова Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN FORMING PHYSICAL DEVELOPMENT IN PEDAGOGICAL ACTIVITY PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article presents the pedagogical experience of using information and communication technologies in physical development and the formation of a healthy lifestyle for preschool children. Details are given of activities to involve the parental community in a single educational space with the help of ICT. The results reflect the changes in the views of the parental community about the importance of ICT in pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании физического развития в педагогической деятельности ДОО»

Пиянзина О.П., Семенова Т.Б.,

МБДОУ «Детство» детский сад № 318, г. Екатеринбург, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО

Аннотация

В статье представлен педагогический опыт работы использования информационных и коммуникационных технологий в физическом развитии и формировании здорового образа жизни. Подробно описаны мероприятия, одной из задач которых является вовлечение родительской общественности в единое образовательное пространство посредством использования ИКТ. Приведены результаты изменения представлений родительской общественности о значении ИКТ в педагогической деятельности.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, физическое развитие, дошкольное образование, здоровый образ жизни, проектная деятельность, единое образовательное пространство, родительская общественность.

Piyansina O.P., Semenova T.B.,

MCDEU «Childhood» kindergarten № 318,

Yekaterinburg, Russia

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN FORMING PHYSICAL DEVELOPMENT IN PEDAGOGICAL ACTIVITY PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Abstract

The article presents the pedagogical experience of using information and communication technologies in physical development and the formation of a healthy lifestyle for preschool children. Details are given of activities to involve the parental community in a single educational space with the help of ICT. The results reflect the changes in the views of the parental community about the importance of ICT in pedagogical activity.

Keywords: information and communication technologies, physical development, preschool education, a healthy lifestyle, project activities, a single educational space, the parental community.

Культивирование здорового образа жизни населения является одной из приоритетной задач образовательной политики нашей страны. В то же время современная система образования требует внедрения современных инновационных технологий в том числе с использованием ИКТ. Обеспечение этих задач регламентируется в одних и тех же нормативно-правовых документах:

- Закон РФ «Об Образовании»,

- Указ Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»,

- Указ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ»,

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,

- профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013г.

- и многих других законодательных инициатив.

Основные положения этих документов находят отражений в региональных, муниципальных документах и ложатся в основу в Уставах ДОО, Основных Образовательных Программах утверждаемых педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации.

Задача современного педагога использовать все возможные ресурсы для обогащения педагогической деятельности по формированию физически развитой, интеллектуальной личности. Одним из таких ресурсов является информационные и коммуникационные технологии.

Современные задачи педагогики в сфере использования информационных ресурсов в педагогической деятельности:

- поиск новых средств педагогической деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий, ресурсов для повышения эффективности воспитательно-образовательной деятельности и компетентности,

- приобщение всех участников образовательной деятельности к использованию информационных технологий в развитии личностных, интеллектуальных и физических качеств будущих школьников,

- формирование положительного отношения родительской общественности к информационным технологиям,

- поиск круга общения педагогов новаторов использующих инновационные технологии с использованием информационных компьютерных технологий.

Информационные и коммуникационные технологии сегодня вошли вовсе стороны жизни человека, это неизбежный процесс как бы мы к нему не относились, и несет как положительный, так и отрицательный результат. И задача современной педагогической деятельности состоит в том, чтобы взять

все плюсы применения данных технологий и перенести на почву дошкольного образования.

Мы провели небольшое исследование мнений родителей воспитанников нашего детского сада с помощью анкетирования и интервьюирования и выяснилиследующее.

1. Родительская общественность в 62% случаев убеждена о неотвратимом негативном влиянии ИКТ на ребенка (ухудшение здоровья, раздражительность, формируется стойкая привязанность).

2. 12% считают, что им удается контролировать процесс общения ребенка и информационными и коммуникационными средствами, поэтому вред минимален в сравнении с пользой.

3. 26 % «вынуждены» прибегать к бесконтрольному общению ребенка и ИКТ вследствие занятости, отсутствия времени на общение с ребенком.

Приведем примеры из ответов о том какой вред приносят компьютерные игры для детей, как и технический прогресс в целом:

- нарушения психики, физического здоровья из-за частого «сидения» за компьютером и у телевизора, ослабление зрения,

- гиподинамия, современные дети мало двигаются, ведут не активный образ жизни,

- современные дети не умеют общаться, им сложно вступать и поддерживать процесс коммуникации, находясь вместе, наши дети общаются с помощью «гаджитов», пишут друг другу СМС,

- отсутствие эмпатии, как следствие дефицита взаимодействия со сверстниками и ближнего окружения,

- формирования синдрома зависимости от компьютерных технологий, а вследствие лишения дошкольника этого взаимодействия не адекватное и даже агрессивное поведение.

Вместе с тем, современные исследовали в своих научных работах, говорят о факторах, положительно влияющие на развитие воспитанников. И даже в некотором роде являющиеся катализаторами педагогической деятельности, усиливающими усвоение материала.

«В ряде исследований (А. В. Кенеман, Н. Р. Козленко, Г. П. Лескова, А. Ц. Пуни, Л. А. Шураковская и др.) отмечается важность решения образовательных задач в процессе физического воспитания, указывается, что активная работа мысли на занятиях по физической культуре способствует быстрому усвоению детьми изучаемого материала, а знания становятся более прочными и стойкими».[2, с.117]

Гурьев С.В. в своей статье «Использование компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста» подробно описывает положительное влияние на развитие детей занятий на компьютере, где компьютер рассмотрен как один из инструментов повышения качества процесса физического воспитания [2].

В своем педагогическом исследовании изучили вопрос, почему информационные технические средства сами по себе интересуют детей. Эти технологии эмоционально притягательны, а почему:

- дети с малого возраста тянутся к современным «гаджитам», порой не зная что там. Все просто, они уж очень интересую их близких и ребенок просто подражает и берет пример, также как и родители хочет ими обладать;

- в силу особенности детской психики, желания все исследовать и детской непосредственности, дети просто быстрее обучаются, играя с техническими средствами;

- современные информационные технологии передают информацию красочно, динамично, что конечно увлекает любопытных по природе ребят,

- компьютерные игры, мультфильмы имеют большое многообразие, и каждый может выбрать что-то себе по душе;

- эти технологии снимают страх, раскрепощают, стимулируют творческую активность.

Информационные компьютерные технологии прочно вошли документальную деятельность инструктора по физической культуре, это планирование образовательной деятельности, составление конспектов занятий, отчетов о результатах образовательной деятельности, достижениях воспитанников и т.п., особенно огромную роль играют информационные системы в самообразовании педагогов.

Информационные и коммуникационные технологии дают преимущества и в организации педагогической деятельности:

- использование компьютера минимизирует временные затраты на поиск и обработку информации (требуя высокой аналитико-синтетической компетенции воспитателя, и навыки владения ИКТ);

- расширяет возможности выбора и предъявления наглядной информации, обогащая содержание, снижая экономические затраты на приобретение наглядной учебной информации;

- использование мультимедиа-технологий обогащает возможности моделирования и облегчает трансформируемость среды (находясь в одном зале, воспитанники легко переносятся на берег моря, в пустыню, сказочный лес);

- современные информационные и коммуникационные технологии позволяют расширить возможности и разнообразить учебный материал;

При использовании информационных и коммуникационных технологий необходимо руководствоваться "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26): важно учитывать возрастные особенности воспитанников (длительность применения), грамотно выбирать время, учитывать режимные моменты, освещенность и т.п..

Мы хотим привести опыт нашего детского сада по применению информационных и коммуникационных технологий в системе физкультурно-оздоровительных мероприятий дошкольной образовательной организации.

В проектной деятельности (приведена одна из задач проекта, для решения которой необходимо применение ИКТ):

1. «Фестиваль моя спортивная семья» приуроченный к году кино.

Цель: культивировать здоровый образ жизни в семьях воспитанников, используя традиции семей принявших участие в фестивале.

Задача: с помощью ИКТ создать фильм при условии совместной творческой детско-родительский деятельности с использованием видео фильма или презентации.

2. «Спорт в нашей семье».

Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни и культуре физического развития, путем общения детей детского сада и спортсменов из семей воспитанников.

Задача: для наглядности и доступности информации использовать в рассказе программу презентации Microsoft Power Point с использованием интерактивной доски.

3. «Наши будущие олимпийские чемпионы»

Цель: Культивирование здорового образа жизни, формирование устойчивого стремления к занятиям спортом и знакомство с разными видами спорта.

Задача: при совместной творческой детско-родительской деятельности с пользованием видеоролика, фото отчета в программе презентации Microsoft Power Point создать рассказ о трудностях и радостях в достижении спортивных результатов.

4. «Утренняя зарядка в нашей семье»

Цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, культивирование здорового образа жизни.

Задача: при совместной детско-родительской деятельности, с пользованием видеоролика, показать и прокомментировать, как проходит утренняя зарядка в семье.

Проектная деятельность с использованием ИКТ это способ вовлечение семьи в единое образовательное пространство по средствам коучинга. Что позволяет не только культивировать здоровый образ жизни, но и обмениваться опытом и знаниями в области ИКТ среди персонала ДОО и родителями. С помощью данных проектов есть возможность сформировать картотеку физического развития.

Использование ИКТ в режимных моментах:

1. Создание картотек различного рода: аудио, видео, на бумажном носителе с помощью ИКТ (дыхательная гимнастика, физкультминутки, комплекс упражнений и др.).

2. ИКТ средства: компьютер, интерактивная доска, телевизор, флешкарта с подборкой роликов, аудиозаписи.

Преимущества возможность использования воспитателями при отсутствии с инструктора по ФК, в особенности при наличие видеоряда с подробной

информацией, позволяет учесть все тонкости любого упражнения, акцентируя внимание на важном.

3. Видео ролики с утренней зарядкой.

ИКТ средства: компьютер, интерактивная доска, телевизор, флешкарта с подборкой роликов.

Преимущества:

- позволяет не прерывать физическую деятельность воспитанников при корректировке движений инструктором по ФК или воспитателем.

- дети с большой охотой выполняют упражнения, повторяя за сверстниками, или мультяшными героями.

4. Использование ИКТ в непрерывной образовательной деятельности:

- презентаций для формирования культуры здорового образа жизни, расширение кругозора о различных видах спорта, спортивных мероприятиях, проведение итогового занятия по теме, например викторина с использованием интерактивной доски,

- просмотр видео роликов с участием воспитанников детского сада в спортивных соревнованиях, для формирования целеустремленности,

- видео трансляция сложного элемента, связки, перестроения и т.п., подача зрительной информации ознакомление воспитанников с поставленной задачей.

ИКТ средства: компьютер, диапроектор, интерактивная доска, телевизор, флешкарта с подборкой роликов.

5. применение видео тренажера: игровой приставки Microsoft Xbox 360 250 ГБ + Kinect

ИКТ средства: Microsoft Xbox 360 250 ГБ + Kinect, диапроектор, телевизор.

Преимущества:

- развитие познавательных процессов воспитанников,

- формирование навыков движения, развитие крупной и мелкой моторики,

- развитие координации и ориентация пространства,

- активное двигательное знакомство с видами спорта.

5. Динамическая пауза во время перерыва между непрерывной образовательной деятельности. Физкультминутка.

Преимущества положительный эмоциональный настрой, уменьшение время на заучивание, самостоятельное выполнение.

6. Самомассаж

ИКТ средства: диапроектор, компьютер, телевизор, флешкарта.

Преимущества: при наличии видеоряда с подробной информацией, позволяет учесть все тонкости любого упражнения, акцентируя внимание на важном. Не нарушая оздоровительный процесс воспитатель имеет возможность по дойти к воспитаннику и направить, прокомментировать действие, не отрывая от массажа остальных воспитанников.

7. Подвижные игры с комментированием условий игры, которые рассказывают воспитанники старшего возраста (видеоролик, аудио запись).

ИКТ средства: диапроектор, компьютер, телевизор, флешкарта.

Преимущества:

- развитие интеллекта и познавательных процессов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие инициативности, самостоятельной деятельности,

- знакомство с разными направлениями и видами игр.

8. Пальчиковая гимнастика

ИКТ средства: диапроектор, компьютер, телевизор, флешкарта.

Преимущества: при наличие видеоряда с подробной информацией, позволяет учесть все тонкости любого упражнения, акцентируя внимание на важном. Не нарушая оздоровительный процесс, воспитатель имеет возможность подойти к воспитаннику и направить, прокомментировать действие, не отрывая от массажа остальных воспитанников.

9. Физкультурные праздники и досуг.

ИКТ средства: диапроектор, компьютер, телевизор, флешкарта, аудиопроигрыватель, интерактивная доска.

Преимущества:

- создание тематической атмосферы,

- трансформируемость окружающей среды, переход из одного сюжета в другой,

- создание сказочности, сюрпризного момента, вызвать потребность в поисково-познавательной деятельности воспитанников за счет разнообразие наглядного материала,

- помогает вызвать более яркие красочные переживания в созданном сюжете.

10. Презентации для родителей.

ИКТ средства: диапроектор, компьютер, телевизор, флешкарта.

Преимущества:

- сопровождение материалами консультации и собраний с родителями,

- отчетные материалы по результатам деятельности за прошедший период,

- создание информационных материалов для использования на сайте,

- создание каталога рекомендаций, листовок для информационного стенда родителей, тематических буклетов.

Все проекты проводились с непосредственным участием родителей, законных представителей членов семей в качестве участников, зрителей, представителей жури. В ходе этих мероприятий, а также собраниях и консультациях, раскрывались возможности и преимущества использования ИКТ в формировании культуры здорового образа жизни и физического развития детей дошкольного возраста.

Повторное анкетирование родителей продемонстрировало изменения мнения родительской общественности о значении ИКТ в развитии детей. Это мнение родителей изменилось и посредствам наблюдения за собственными детьми. За отрицательное значение ИКТ в развитии ребенка высказались 31%; около 54% родительской общественности детского сада стали контролировать и подбирать тот материал, с которым имеет дело ребенок по средствам ИКТ,

поэтому высказываются за абсолютную пользу; 15% по-прежнему «вынуждены» прибегать к бесконтрольному общению ребенка и ИКТ.

Можно сделать выводы из отзывов о применении ИКТ в домашних условиях, и поиске родителями разносторонне развивающих игр, игр тренажеров с использованием правил взаимодействия ребенка и средств ИКТ. Родители стали обмениваться между собой различными ссылками на развивающие игры и программы. Проведенную работу мы воспринимаем, как формирование культуры использования ИКТ, не как средства чем-нибудь развлечь, или отвлечь ребенка, а как некоторую систему развития здоровой интеллектуальной личности.

Педагогическая деятельность в том случае приносить плоды, когда она эмоционально подкреплена, позитивна и комфортна, учитывает индивидуальные и возрастные возможности воспитанников. Мы на практике убедились, что грамотное использование ИКТ повышают эффективность педагогического процесса.

Поэтому одна из задач педагогов и воспитателей раскрыть возможности ИКТ в совместной и подконтрольной деятельности семьи и ребенка при содействии специалистов детского сада. Что позволит создать единое образовательное пространство детский сад и семья. И создаст условия сотрудничества педагогического коллектива и семи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева, И. Использование компьютерных рисунков в раннем интенсивном обучении / И. Васильева // Дошкольное воспитание. 1999. № 3. -С. 22-27.

2. Гурьев, С.В. Возможности использования компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. // Образование и наука. 2012;1(10): 112-125.

3. Моторин, В. Воспитательные возможности компьютерных игр / В. Моторин // Дошкольное образование. 2000. № 11. - С. 53-57.

4. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова, Н.Н. Поддьяков [и др.] М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 328 с.

5. Гурьев, С.В. Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников: методология, теория, практика: [Текст]: монография /С.В. Гурьев. Екатеринбург: Издательство ГОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2008. С.144

6. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И.Г. Захарова. М.: Академия, 2003. - 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.