Научная статья на тему 'Повышение квалификации учителей начальной школы в области информационно-коммуникационных технологий как важное условие качественного образования современных школьников в условиях реализации ФГОС НОО'

Повышение квалификации учителей начальной школы в области информационно-коммуникационных технологий как важное условие качественного образования современных школьников в условиях реализации ФГОС НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
742
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зюзина Тамара Николаевна

В данной статье исследован главный субъект образовательного процесса в начальной школе учитель. Представлены высказывания великих российских ученых педагогов нашей эпохи об учителе. Сформулированы определения профессионализма и ИКТ-компетентности. Осуществлен анализ развития информационно-коммуникационных технологий в отечественном образовании. Особое внимание было уделено вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. Также были представлены сведения о повышении квалификации в области ИКТ. В публикации осуществлен анализ основополагающего документа Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, условия качественного обучения современных школьников на начальном этапе. Также в публикации представлены примеры требований к выпускнику начального общего образования в области информационной грамотности и намечены пути их качественной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advanced training of primary schools teachers in information and communications technology sphere - as an essential condition for education quality of modern pupils within adoption of the Russian Federal State Educational Standard

This article deals with the main subject of the educational process in elementary school teacher. The statements of the great Russian scientists educators of our era about a teacher are presented. The definitions of profes-sionalism and ICT-competence are formulated. The analyses of the development of information and communication technologies in the domestic education are realised. Particular attention was paid to the use of ICT in primary school. Also p information on professional development in ICT is presented. The article made an analysis of the fundamental document the Federal State Educational Standard of primary education, quality learning conditions of modern school at an early stage. Examples of requirements to graduate primary education in the field of information literacy and the ways of their quality training are also presented.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации учителей начальной школы в области информационно-коммуникационных технологий как важное условие качественного образования современных школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

УДК 371.123+378.091.398

Повышение квалификации учителей начальной школы в области информационно-коммуникационных технологий как важное условие качественного образования современных школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Т. Н. Зюзина

Advanced training of primary schools teachers in information and communications technology sphere - as an essential condition for education quality of modern pupils within adoption of the Russian Federal State Educational Standard

T. N. Zyuzina

Аннотация. В данной статье исследован главный субъект образовательного процесса в начальной школе - учитель. Представлены высказывания великих российских ученых - педагогов нашей эпохи об учителе. Сформулированы определения профессионализма и Некомпетентности. Осуществлен анализ развития информационно-коммуникационных технологий в отечественном образовании. Особое внимание было уделено вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. Также были представлены сведения о повышении квалификации в области НКТ. В публикации осуществлен анализ основополагающего документа - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, условия качественного обучения современных школьников на начальном этапе. Также в публикации представлены примеры требований к выпускнику начального общего образования в области информационной грамотности и намечены пути их качественной подготовки.

Abstract. This article deals with the main subject of the educational process in elementary school - teacher. The statements of the great Russian scientists - educators of our era about a teacher are presented. The definitions of professionalism and ICT-competence are formulated. The analyses of the development of information and communication technologies in the domestic

education are realised. Particular attention was paid to the use of ICT in primary school. Also p information on professional development in ICT is presented. The article made an analysis of the fundamental document - the Federal State Educational Standard of primary education, quality learning conditions of modern school at an early stage. Examples of requirements to graduate primary education in the field of information literacy and the ways of their quality training are also presented.

Ключевые слова: профессионализм педагога, профессиональная компетентность, Некомпетентность, компьютерные технологии; универсальные учебные действия.

Keywords: professionalism of teacher; professional competence; ICT-competence; computer techologies; universal learning activities.

Информатизация общества в нашей стране сопровождается сменой приоритетов в политической, экономической и социальной жизни, что непосредственным образом влияет на аспекты деятельности системы образования. В соответствии с ее концепцией, модернизация российского образования должна осуществляться при условии сохранения национальных традиций. Изменение требований, предъявляемых к специалистам всех уровней (стандарт педагога), формирует научные цели и содержание системы образования, а именно: ориентация на многоуровневое образование; обеспече-

ЧИППКРО

ние условий для социальной адаптации молодежи; привлекательность и открытость системы для инвестиций; создание инновационного характера ее развития. Большое влияние оказал процесс введения федеральных государственных образовательных стандартов (требований) к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования, который предполагает совершенно новое видение образовательного процесса с использованием новых технологий.

Так или иначе, это говорит о большом влиянии информационно-коммуникационных технологий на образование в целом и на качество обучения школьников в частности. Рассмотрим отдельное направление информатики и информационных технологий в системе школьного образования. Информатика как предмет была введена тридцать лет назад и только для старшеклассников, которые изучали теоретические аспекты работы с информацией, логику, основы разработки алгоритмов, программирование, отдельные модули информационных технологий и то в основном это касалось работы с текстами и таблицами. Прошло достаточно много времени, содержательно изменились некоторые понятия, очень быстро стали развиваться процессы электронизации и информатизации, усугубились процессы глобализации в мире. Хорошо это или плохо - покажет время, но основной назревшей проблемой сегодня является проблема подготовки информационно грамотных учителей начальной и средней школы. Основной задачей обучения - умение правильно работать и распоряжаться нужной для них информацией, знать законы взаимодействия в мировом сетевом сообществе (все мы являемся членами этого сообщества), умение оперировать с разными видами информации. Безусловно, это не произойдет за короткий период. Нужно время и терпение, чтобы специалисты начального и среднего образования в российских школах стали профессионально компетентными людьми в области ИКТ. Что же такое профессиональная компетентность? Понятие профессиональная компетентность педагога подразумевает сочетание теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. А под профессионализмом мы понимаем личностную особенность людей готовых систематически эффек-

тивно и надежно выполнять свои функциональные обязанности в самых разнообразных условиях. В понятие «профессионализм» заложена высокая степень владения человеком психологическими и правовыми знаниями в своей профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения таких знаний необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается только характеристиками высококвалифицированного труда. Это особое мировоззрение и отношение к своим трудовым обязанностям. Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости личности педагога как специалиста, А. К. Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности [1]: специальную, социальную, личностную индивидуальную, что на сегодня учитывается в нормативном документе: «Профессиональный стандарт педагога начального общего образования», если речь идет об учителе начального общего образования. Еще в ХХ веке наш великий педагог В. А. Сухомлин-ский писал о мастерстве педагога следующее: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновлять других и готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву» [2]. В этих словах скрывается суть профессионализма, и компетентностного подхода к трудовой деятельности. Высшей целью профессионального мастерства должно стать высокое качество образования младших школьников. В этих условиях осуществляется формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов. А задачами - осуществление и внедрение новых образовательных стандартов в начальной школе, обновление системы качества образования; организация методической работы с педагогами. Исходя из опыта, сложившегося в результате взаимодействия с коллегами, определим условия успешной реализации ФГОС начального общего образования, в частности, условия успешного формирования у младших школьников универсальных учебных действий. Итак, каковы же условия, обеспечи-

вающие у младшего школьника способность учиться и организовать свою учебную деятельность? Для педагога это перечень условий профессиональной компетентности, которые складываются из следующих составляющих: курсовой подготовки, семинаров, мастер-классов, самостоятельного изучения методической литературы, взаимодействий с педагогическими сообществами различного уровня, проведения открытых уроков, публикаций, участия в профессиональных конкурсах, в создании собственного портфолио и личная кропотливая работа по внедрению ФГОС начального общего образования.

Что же обозначает понятие информационно-коммуникационная компетентность?

Это умение самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе собственную индивидуально-профессиональную деятельность, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий. Таким образом, компетентность составляет основу любой профессиональной деятельности. По мнению М. Б. Лебедевой, О. Н. Шиловой, информационно-коммуникационная компетентность проявляется в способности учителя «...решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий» [3]. Следует помнить, что младший школьный возраст является благоприятным из всех возрастов для формирования моти-вационного компонента учебной деятельности, развития познавательных интересов и потребностей, раскрытия индивидуальных особенностей и личностных способностей, освоения продуктивных приемов и навыков учения, становления адекватной самооценки, критичности в отношении себя и окружающих, а также развития навыков самоконтроля, и самоорганизации. Для обеспечения качественного результата, необходимо использовать все возможные средства обучения. Так, например, И. П. Под-ласый выделяет как особо значимые средства следующие: обучение с компьютерной поддержкой; применение мультимедиа-систем; использование интерактивных компьютерных средств [4]. Именно они способны обеспечить

индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов. Включение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс меняет роль средств обучения, используемых при изучении различных дисциплин, а в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, его психологические особенности. Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации [4]. Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у школьников с различными познавательными способностями, позволяет делать занятия более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития, облегчает работу педагога начального школьного образования и способствует формированию ключевых компетенций. Одним словом, педагоги при помощи информационных технологий должны сами уметь работать с информацией: искать, анализировать, отбирать и обрабатывать для осуществления образовательного процесса. Как отмечает Ю. М. Горвиц: «.человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности» [5]. В связи с данным необходимым условием, внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему начального школьного образования обуславливает формирование у педагогов начальной школы, как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной грамотности. Безусловно, это не происходит за 2-3 года. Необходимо в течение всего периода трудовой деятельности поэтапно воспитывать не только в себе, но и в будущих гражданах нашей страны информаци-

ЧИППКРО

онную культуру и информационную грамотность, дать основы жизнедеятельности в мировом информационном сообществе, научить школьников логическому мышлению, формированию причинно-следственных связей возникших проблем и таким образом социально адаптировать их к реальной жизни. Изучение информатики в начальной школе ввели в учебный план совсем недавно. И ввели в образовательную область математики. Одновременно в Стандарте начального общего образования прописали ряд требований по информатике и информационным технологиям, которыми должен владеть выпускник начального школы. Например, в метапредметных требованиях освоения программы начального обучения, в п. 8 написано следующее: «...использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета». В том числе необходимо выработать «умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета» [6]. В п. 16: «умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета». Что касается предметных результатов, то в п. 12.2 (математика, информатика) записано следующее: «овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов. приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности» [6]. Также есть особые требования по использованию информационно-коммуникационных технологий и в других областях. Например, в области искусства в п. 4 записано: «овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах ху-

дожественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ: цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).» [6]. Обратимся к учебному плану. В предметной области «математика» по информатике можно найти лишь специализированные факультативные курсы, такие, например, как «Математика и информатика», «Основы логики и комбинаторики», «Математика и конструирование» и т. д. Безусловно, это неплохо, так как здесь происходит интеграция предметов «математика» и «информатика», рассматривается возможность изучения информатики в области дополнительного образования, а, следовательно, позволяет заниматься различными видами деятельности, в том числе и проектной в системе дополнительного (дистанционного) образования, если учитель начальной школы, сможет и готов взять на себя такую нагрузку. Информатика - очень нужный и важный предмет в начальной школе, но его изучение необходимо осуществлять либо в курсе математики, что весьма проблематично, либо дополнительным развивающим курсом во второй половине дня. Что же касается УМК по информатике в начальной школе, то в настоящее время имеется большое количество учебников по информатике самых разнообразных авторов. Это хорошо, так как учитель может пользоваться несколькими учебниками, и разработать свой собственный подход к подаче материала по информатике. Обращаем ваше внимание, что из всех учебников, рекомендованных Министерством образования РФ для начальной школы, только «Информатика» авторов А. Л. Семенова и Т. А. Рудченко имеет завершенную предметную линию. Анализируя все требования, можно сделать вывод, что с учениками начальной школы должен работать специалист высшей квалификации в области информатики и информационных технологий, владеющий приемами и методами работы с детьми младшего школьного возраста. Знать особенности развития ребенка семи - десяти лет, безукоризненно владеть материалом по информатике с 1 -го по 11 класс, знать новые виды и формы контроля, программное обеспечение современного оборудования, знать теоретические аспекты данного предмета, основы

информационной грамотности и информационной культуры. Стоит ли дальше продолжать, если обучение, как правило, ведет учитель начальной школы, который обязан подготовить детей по всему материалу основных предметов, в том числе и по информатике. Так или иначе, мы подошли к тому, что во многом результат зависит от компетентности педагога. Педагог должен быть человеком, обладающим научно-предметными знаниями в сочетании с высоким профессионализмом, обеспечивающим на практике положительный результат педагогического труда в подготовке подрастающего поколения. А это возможно, если использовать новые формы и методы обучения. Именно информационно-коммуникационная компетентность учителя позволит интенсифицировать и облегчить труд, появится возможность для развития и саморазвития, совершенствования его учебно-методической деятельности. В процессе курсовой подготовки учителей начальной школы, мы пытались выполнить следующие задачи:

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивации для системного использования в практике современных педагогических технологий;

- разработать и апробировать технологии мультимедийного сопровождения образовательного процесса;

- осуществить систематизацию, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса.

В процессе повышения квалификации, педагоги узнали, что относится к информационно-коммуникационным технологиям, подробно изучили, из чего состоит компьютер, какие бывают операционные системы, познакомились с работой оргтехники (принтер, ксерокс, факс, сканер). На следующем этапе с педагогами была проведена углубленная работа по программам офисного пакета приложений Microsoft Office, сетевым и облачным технологиям. Особый интерес у педагогов вызвали приложения для подготовки презентаций в Microsoft Power Point, мультимедийные возможности других программ. Слушатели узнали, как можно самостоятельно создать презентацию, добавить текст, музыку, картинки, настроить анимацию и подготовить презентацию к демонстрации. В качестве закрепления в программе были предусмотрены разные виды практических заня-

тий: круглые столы, дискуссии и др. формы. Также педагоги узнали, зачем нужны архиваторы и как ими пользоваться. Познакомились со съемными носителями информации (жесткий диск, «флешка», съемный диск). Заключительным этапом в работе педагогической мастерской стал этап «Презентация опыта», где педагогам было предложено продемонстрировать полученные знания в своей работе. Именно поэтому первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети интернет, для того чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках приводит к активизации умственной деятельности ребенка, формирует положительную мотивацию у большинства обучающихся. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц. Чаще всего на уроке используют презентации. Но при этом современные информационно-коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями, которые позволяют представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация. А это, в свою очередь, позволяет активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, улучшения памяти; мобилизовать внимание обучаемого; быть точным и объективным в оценке знаний; печатать, воспроизводить и комментировать информацию; выходить в мировое информационное сообщество; формировать мотивацию к учению и познавательный интерес; проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. Использование ИКТ на уроках обеспечивает красочную наглядность учебного процесса, дает возможность привлечения большого арсенала дидактического материала, что является первым шагом к знакомству с информационным полем сети интернет и его мультимедийных ресурсов. Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использова-

ЧИППКРО

нием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий.

Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Владение компьютерными технологиями позволяет также увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в интернете. Обобщая опыт взаимодействия с образовательными организациями, можно обозначить ряд профессиональных навыков, которыми должен владеть педагог начального общего образования при использовании в своей работе компьютерных технологий.

1. Владение навыками работы с различными электронными носителями информации и периферийными устройствами.

2. Работа с программами: Ms Word (создание электронных документов), Ms Excel (обработка табличных данных, построение графиков, диаграмм), Ms Power Point (создание презентаций).

3. Работа с сервисами сети интернет: электронной почтой, поисковыми сайтами для поиска информации в сети, работа с образовательными порталами и другими интернет-ресурсами.

4. Осуществление информационно-техно -логического обеспечения и ведение занятий с использованием мультимедийного оборудования.

5. Умение осуществлять оптимальный выбор информационных технологий и электронных образовательных ресурсов на различных этапах учебного процесса в соответствии с поставленными задачами (отбор содержания и построения логической структуры занятия, определение оптимального количества и содержания электронных средств обучения, контроля полученных знаний, обратной связи, обработки результатов и др.).

6. Владение дистанционными формами обучения с учетом различных возрастных групп младших школьников.

7. Знания и умения работать с электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в сфере начального общего образования.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт и новые образовательные технологии, важен не только результат, но также методы и приемы, при помощи которых он был достигнут. Это определяет его собственный познавательный интерес к профессии, интеллектуальные возможности, с помощью которых достигается более высокий результат, определяет успешность его профессиональной карьеры. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках активизирует познавательную деятельность учащихся, усиливает положительную мотивацию обучения. Информационно-коммуникационная компетентность учителя рассматривается, как часть его профессионального роста и компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы с помощью компьютерных технологий, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности [7]. Также компетентный учитель должен использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе постоянно, а не единично. Владение компьютерными технологиями - это непрерывный процесс взаимодействия с компьютером, который подразумевает перечень знаний, выраженных следующими требованиями: его конструктивными особенностями, программным обеспечением, техникой безопасного труда, нормами СанПиН. Если рассмотреть содержательную часть, то в первую очередь можно отметить владение специализированными программами: электронными учебниками и словарями, текстовыми, графическими и мультимедийными редакторами, различными тренажерами, программами - тестами. Если смотреть с позиции сетевых возможностей, то это умение поучаствовать в различных интернет-конференциях, форумах, общение в чатах с коллегами, умение работать с электронной почтой, владение технологиями World Wide Web (мультимедиа-технологии в сети интернет). Также нельзя игнорировать возможности социальных сетей, которые в последнее время приобрели большую популярность.

В заключение замечу, что ни учителя, ни книгу никто не отменял, просто роль учителя, равно как и технологии представления информации, существенно изменились. Из носителя готовых знаний он постепенно превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников, становится соучастником исследовательского, творческого процесса, консультантом и тьютором самостоятельной деятельности учащихся.

В дальнейшем возможно наставником, другом и партнером. Тогда можно по праву гордиться учениками, которые в хорошем смысле превзошли своего учителя. А это как раз и формирует внутреннюю культуру, положительные личностные характеристики человека, оказывает большое влияние на его мировоззрение и жизненные принципы.

Библиографический список:

1. Маркова А. К. Психология профессионализма : учебное пособие / А. К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

2. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский // Педагогическое наследие - книга. - М. : Педагогика, 1990.

3. Лебедева М. Б. Как помочь учителю освоить современные технологии обучения : методическое пособие для преподавателей (тьюторов) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО / М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова. - М. : ИНТУ-ИТ.РУ, 2006.

4. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс : учебник для студ. высш. учеб. заведений в 2-х книгах / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2003.

5. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю. М. Горвиц // Библиотека «Обруч», 1998.

6. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 № 15785) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http: //www .consultant.ru/document/cons_doc_LA W_96801/ (дата обращения: 08.05.2016).

7. Талалаева Е. В. Роль информационно-коммуникационных технологий в начальном образовании современных школьников / Е. В. Талалаева, Т. Н. Зюзина // Сборник трудов Международной конференции МАНПО. Москва, МГОУ, 17-18 марта 2016.

References:

1. Markova A. K. Professionalism Psychology [Psihologija professionalizma], Manual // Publisher: "Znanie" International Humanitarian Fund, 1996.

2. Sukhomlinsky V. A. How to bring up a person [Kak vospitat' nastojashhego cheloveka], Pedagogical heritage. Publisher: "Pedagogica", 1990.

3. Lebedeva M. B., Shilova O. N. How to help the teacher to master modern technologies of training // Manual for teachers (tutors) RCC-IMC system of ISO project, M. : INTUIT.RU 2006.

4. Podlasy I. P. Pedagogy: New Course // Textbook for students of institutions of higher education in 2 books, M. : ed. by VLADOS Center, 2003.

5. Gorwitz Y. M. New information technologies in preschool education [Novye informacionnye tehnologii v doshkol'nom obrazovanii], Library "Obruch", 1998.

6. Order of the Russian Ministry from 10/06/2009 N 373 (ed. From 31.12.2015) "About approval and adoption of the Federal State Educational Standard of primary education" ["Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija"], (Registered in the Ministry of Justice of Russia 12/22/2009 N 15785) [Web resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_96801 / (accessed date: 05/08/2016).

7. Talalaeva E. V., Zyuzina T. N. The role of ICT in the initial education of modern school [Rol' informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v nachal'nom obrazovanii sovremennyh shkol'ni-kov] / the International Conference of IASP, M., MSU, 17-18 March, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.