Научная статья на тему 'Организация повышения квалификации педагогов дошкольного образования: региональный аспект'

Организация повышения квалификации педагогов дошкольного образования: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / FURTHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зырянова Светлана Михайловна

В статье раскрывается проблема развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных условиях. Автор анализирует опыт Сургутского государственного педагогического университета по организации повышения квалификации педагогов дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зырянова Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of further training of teachers of preschool education: regional aspect

The article reveals the problem of development of professional competence of preschool teachers in modern conditions. The author analyzes the experience of Surgut State Pedagogical University on the organization of training of teachers of preschool education.

Текст научной работы на тему «Организация повышения квалификации педагогов дошкольного образования: региональный аспект»

5.

Сорокин, П.А. Главные тенденции нашего времени / П.А. Сорокин. - М. : Наука, 1997.

УДК 371.14

С.М. Зырянова, г. Сургут

Организация повышения квалификации педагогов дошкольного образования: региональный аспект

В статье раскрывается проблема развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных условиях. Автор анализирует опыт Сургутского государственного педагогического университета по организации повышения квалификации педагогов дошкольного образования.

Повышение квалификации, педагог дошкольного образования, профессиональная компетентность, дошкольное образование.

S.M. Zyryanova, Surgut

Organization of further training of teachers of preschool education:

regional aspect

The article reveals the problem of development of professional competence of preschool teachers in modern conditions. The author analyzes the experience of Surgut State Pedagogical University on the organization of training of teachers ofpreschool education.

Keywords: Further training, teacher of preschool education, professional competence, pre-school education.

В настоящее время в условиях реализации ФГОС дошкольного образования остро стоит вопрос об усилении профессионального развития педагогических работников системы дошкольного образования и повышения их профессиональных компетенций. Изменение роли воспитателя дошкольной образовательной организации в современном обществе, его профессиональная компетентность как сложное функциональное образование становятся центральным объектом государственной политики.

В сложившихся условиях необходимо оперативно знакомить педагогов дошкольного образования с новыми нормативными документами, регламентирующими деятельность ДОО, предоставлять квалифицированную консультационную помощь работникам дошкольных образовательных организаций, демонстрировать практику применения инновационных технологий дошкольного образования.

Компетентный научно-методический, практико-ориентированный подход к освещению на курсах повышения квалификации изменений, происходящих в современном дошкольном образовании, позволит повысить его качественный уровень, обеспечить преемственность с начальным общим образованием, изменить общественное отношение к дошкольному образованию, повысить его значимость как важной ступени системы непрерывного образования РФ.

Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации. Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать

педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

На базе Сургутского государственного педагогического университета функционирует отдел дополнительного образования (Образовательный ресурсный центр), являющийся центром повышения квалификации педагогов дошкольного образования Ханты-Мансийского автономного округа. Содержание программ курсов повышения квалификации для педагогов ДОО разрабатывается коллективом кафедры теории и методики дошкольного и начального образования СурГПУ и соответствует приоритетным направлениям повышения квалификации в ХМАО-Югре: «Организация и технологии образовательного процесса в дошкольном образовании в контексте ФГОС ДО», «Психолого-педагогические технологии работы с одаренными детьми», «Организация образовательной деятельности в рамках введения ФГОС для детей с ОВЗ» и др. В настоящем году разработаны такие курсы повышения квалификации, как «Современные подходы к организации образовательной деятельности и планированию образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», «Педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», «Педагогическая поддержка инициативы детей в различных видах деятельности», «Психолого-педагогическое сопровождение музыкально- одаренных детей дошкольного возраста в условиях социокультурной среды ДОО», «Построение партнерских взаимоотношений между семьей и педагогами: реализация ФГОС ДО», «Взаимодействие ДОО и семьи по оздоровлению детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО», «Робототехника в образовательном процессе» и др. Цель Программ повышения квалификации - способствовать формированию готовности педагогов ДОО реализовывать современные требования к дошкольному образованию. Основные задачи Программ курсов повышения квалификации: познакомить педагогов с новыми нормативными документами, сущностными особенностями примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, отражением в них требований ФГОС дошкольного образования; раскрыть способы реализации содержания отдельных образовательных областей, а также их интеграцию; помочь педагогам овладеть системой мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

В рамках повышения квалификации педагоги знакомятся с особенностями организации целостного интегрированного процесса в ДОО, получают рекомендации для наиболее оптимального применения передовых педагогических технологий в области дошкольного образования. Большое внимание при работе со слушателями курсов повышения квалификации уделяется пополнению багажа их практических навыков в сфере организации и проведения образовательных ситуаций с детьми, составления технологических карт планирования образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Внимание слушателей акцентируется на необходимости сохранения уникальности и самоценности детства, а также на том, что ребенок дошкольного возраста - человек играющий и обучение должно входить в его жизнь через призму детской игры.

Изучение программного материала курсов повышения квалификации осуществляется в очно-дистанционном режиме с использованием интерактивных технологий и электронных ресурсов СурГПУ. Очное обучение предполагает активную форму проведения занятий: проблемные лекции, социально-психологические тренинги, круглые столы, учебные конференции, игровое проектирование, педагогические дискуссии. Дистанционное обучение реализуется при помощи образовательного портала университета. Каждый слушатель обеспечиваются индивидуальными учетными данными (логин, пароль) для доступа к инструктивно-методическим

материалам курса и средствам коммуникации с преподавателями. Посредством дистанционных технологий педагоги самостоятельно изучают теоретические вопросы, представляют выполненные аттестационные задания (проекты, технологические карты, конспекты НОД, фрагменты рабочих программ), проходят тестирование.

Одной из форм организации образовательного процесса по программам повышения квалификации является стажировка, которая выступает новым и эффективным механизмом как для слушателей программ курсов повышения квалификации, так и для педагогов, которые представляют опыт инновационной работы своей образовательной организации. Целью стажировки является формирование и закрепление в процессе деятельности профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Реализация программ повышения квалификации в форме стажировки предполагает обязательную организацию работы слушателей на стажировочных площадках на базе МБДОУ г. Сургута (№ 56 «Искорка», № 39 «Белоснежка», № 81 «Мальвина», № 64 «Радуга», № 78 «Ивушка» и др.) Участвуя в работе стажировочных площадок, педагоги получают возможность включиться в реальный процесс дошкольной образовательной организации, представляющей инновационные технологии; самостоятельно проектировать образовательный маршрут в соответствии с актуальными потребностями конкретной педагогической ситуации; познакомиться с моделями образовательных систем, обеспечивающих современное качество дошкольного образования и др.

Таким образом, курсы повышения квалификации составляют основу для развития профессиональной компетентности, мастерства, профессиональной культуры, обновления теоретических и практических знаний педагогов дошкольного образования в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамовских, Н.В. Содержательные аспекты профессиональной подготовки будущих педагогов [Текст] / Н.В. Абрамовских // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №5. - С. 169-171.

2. Каратаева Н.А. Конструирование рабочей программы воспитателя: научно-практический дискурс [Текст] / Н.А. Каратаева, О.В. Крежевских // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 4. - С. 52-60.

3. Лашкова, Л.Л. Использование активных методов обучения в процессе повышения квалификации педагогов дошкольного образования [Текст] / Л.Л. Лашкова // Мир науки, культуры, образования : междунар. науч. журн. - 2013. - № 5 (42). - 482 с. - С. 265-267.

4. Толмачева, В.В. Методологические подходы к проектированию процесса формирования социально-экологической готовности будущих педагогов ДОО [Текст] / В.В. Толмачева // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 126-129.

5. Шанц, Е.А. Развитие социально-значимых качеств личности в процессе профессиональной подготовки студентов [Электронный ресурс] / Е.А. Щанц // Концепт. - 2013. - Спецвып. № 02. - Режим доступа : http://e-koncept.ru/2013/13523.htm.

УДК 373.2

А.В. Коуров, г. Шадринск

Применение информационно-коммуникационных технологий педагогами дошкольной образовательной организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.