ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 151.7:372 ББК 33.8:74.100
Ю.В. Батенова
психолого-педагогический анализ факторов формирования информационного
ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛьНИКА
В статье выделены три основных фактора формирования информационного пространства как среды личностного развития дошкольников: семья, средства массовой информации (СМИ) и дошкольная образовательная организация (ДОО), представлен психолого-педагогический анализ указанных факторов, раскрыты особенности изменений, которые наблюдаются исследователями в ситуации развития ребенка в объективно создавшихся принципиально новых современных условиях.
Ключевые слова: информационное пространство, факторы формирования, дошкольник, семья, детский сад, средства массовой информации.
Yu.V. Batenova
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF FORMATION FACTORS OF THE MODERN PRESCHOOL CHILD INFORMATION SPACE
Three major factors of formation of information space as environments of personal development of preschool children - a family, the mass media (MM) and the preschool educational organization (PEO) are defined, the psychological and pedagogical analysis of the specified factors is presented, features of changes which are observed by researchers in a situation of development of the child in objectively created essentially new modern conditions are revealed.
Key words: information space, formation factors, preschool child, family, kindergarten, mass media.
Сегодняшние дети растут и развиваются в условиях расширенного информационного пространства и нового типа взаимодействия социальных институтов. Совокупность этих условий и факторов является методологическим основанием моделирования современного информационного пространства дошкольников как среды личностного развития. Фактор в переводе с латинского «делающий, производящий», то есть фактор можно понимать как движущую, действующую силу какого-либо процесса, явления,
к ^
определяющую его характер или отдельные его черты. Сущность рассматриваемого понятия предполагает активное деятельностное начало, оказывающее определённое влияние, воздействие на объекты, явления, процессы. На основании проведенного исследования были выделены три основных фактора формирования информационного пространства как среды интеллектуально-личностного развития дошкольников - семья, средства массовой информации (СМИ) и дошкольная образовательная организация (ДОО).
го ш о
X
ф
н го ш
03
й
Семья как фактор формирования информационного пространства. Важность семьи в жизни человека вообще и ребёнка в частности переоценить невоз-можно.Именносемьяпредставляетсобой самое близкое социальное окружение ребёнка, обеспечивает формирование его индивидуально-личностных черт, способствует развитию интеллектуальных, социальных и морально-нравственных особенностей. Так, Ф.А. Игебаева указывает: «Являясь первичной ячейкой общества, семья функционально ориентирована на решение ряда важнейших задач: воспроизводство новых поколений, воспитание и семейное обучение детей, приобщение их к данному миропорядку, усвоение основных традиций и обычаев, установленных и выработанных предшествующими поколениями. Уникальность семьи, основанной на отношениях родства и взаимной нравственной ответственности, делает этот институт средоточием социального самочувствия личности, средой формирования её духовного мира и нравственных ценностей. Поэтому семья, как отчетливо выраженная социальная единица, реализует потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [4].
Важнейшую роль семьи в жизни и развитии ребёнка отмечает Т.П. Авду-лова: «Социальное пространство семьи, включающее родителей, сиблингов, прародителей, функционирует по определенным нормам и правилам, которые становятся для ребенка первым источником регуляции отношений с окружающим миром и основой построения собственного социального пространства, утверждающего границы личности, значимые компоненты этого пространства, правила проникновения через границы и средовые воплощения личности, маркеры отношений субъекта и среды. Родительско-детские отношения становятся моделью самоорганизации отношений растущей личности и среды, открывают смыслы социального пространства между полюсами активности-пассивности, открытости-замкнутости, близости-отчужденности, аксиологич-ности и нормативности» [1].
Приведенные цитаты позволяют охарактеризовать семью как активную действующую силу, способствующую формированию и развитию личности в рамках определённого социума, следовательно, она с полным правом может быть названа фактором.
Рассмотрение семьи как фактора формирования информационного пространства обусловлено тем, что предпосылки овладения информационной культурой закладываются, наравне с поведенческими, коммуникативными и морально-этическими нормами, в рамках ближайшего окружения ребёнка. В связи с этим особый интерес представляет исследование, проведённое коллективом учёных: В.С. Собкиным, К.Н. Скобель-циной, А.И. Ивановой и Е.С. Верасовой [7] - и посвящённое взглядам родителей на роль компьютера в жизни ребёнка-дошкольника. Проанализировав ответы родителей, учёные отметили, что более половины опрошенных родителей указывают на наличие у их ребенка опыта взаимодействия с компьютером уже в дошкольном возрасте. При этом по мере взросления ребенка значительно увеличивается роль цифровых устройств в структуре его досуга: возрастает интенсивность и самостоятельность пользования компьютером. Таким образом, к моменту поступления в школу практически три четверти детей уже являются активными пользователями различных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Вместе с тем это сопровождается и целым рядом негативных моментов: принятием родителями попустительской позиции, деформацией режима дня ребенка, вытеснением традиционной «живой» игры.
Так же отмечается, что мальчики по сравнению с девочками оказываются более опытными пользователями ИКТ: они тратят на общение с компьютером больше времени и чаще имеют навыки самостоятельного его использования. Отмеченные гендерные различия свидетельствуют не только о своеобразии проявлений мускулинных и феминных ориентаций в детской субкультуре, но и о влиянии родительской полоролевой
позиции на приобщение ребенка к компьютеру. Если в полной семье, как правило, именно отец берет на себя эту функцию, то в неполной ее вынуждена брать на себя мать.
По мнению исследователей, «уровень материальной обеспеченности семьи является важным дифференцирующим признаком, определяющим доступность освоения компьютерной техники в дошкольном возрасте, что свидетельствует о проявлении социального неравенства в доступе к ИКТ уже на этапе дошкольного детства» [7].
Соглашаясь с первыми двумя пунктами, мы тем не менее скептически относимся к третьему. В связи с насыщенностью рынка информационно-коммуникационной продукцией, а также растущими возможностями покупки техники в кредит, мы полагаем, что практически любая семья может себе позволить приобретение компьютера - пусть не самого совершенного, возможно, бывшего в употреблении, но так или иначе позволяющего приобщить ребёнка к миру информации. На наш взгляд, первопричиной тех или иных отношений дошкольника с компьютером является не материальная подоплёка, а всё же родительская позиция. Нам известны случаи, когда в обеспеченных семьях дошкольники не допускались к компьютеру, поскольку родители настаивали на более позднем приобщении детей к ИКТ. С другой стороны, мы отмечали и противоположную тенденцию - малообеспеченные семьи брали кредиты, чтобы приобрести для детей компьютер.
В 2014 году мы провели анкетирование родителей дошкольников, посвя-щённое выявлению роли ИКТ в жизни ребёнка. В рамках исследования были поставлены вопросы о наиболее популярных ИКТ, частоте и способе их использования, изменении поведенческих особенностей дошкольников в связи с активным использованием компьютера, а также включенности родителей в процесс взаимодействия дошкольников с ИКТ. Исследовательские материалы были получены путём опроса 712 родителей дошкольников, посещающих ДОО
г. Челябинска, обработка данных осуществлялась при помощи кластерного анализа. Особый интерес представлял собой анализ включенности взрослого в совместную с ребёнком деятельность по использованию информационных технологий, поэтому вся выборочная совокупность была распределена на три кластера.
При анкетном опросе родители дошкольников должны были указать, знаком ли их ребёнок с компьютером. Большая часть респондентов (72,4 %) отметила, что их ребёнок имеет опыт взаимодействия с компьютером, при этом родители мальчиков отмечали наличие такого опыта чаще, чем родители девочек (78,1 % против 66,7 % соответственно). 91,8 % опрошенных указали, что их дети начали пользоваться ИКТ в возрасте от 2 до 4 лет (в 2 года - 10,2 %, в 3 года - 54,9 %, в 4 года - 26,7 %), в то время как 8,2 % респондентов отметили, что их дети начали пользоваться ИКТ в возрасте до 2 лет. Почти все дети успешно пользуются несколькими ИКТ (стационарный компьютер, ноутбук, планшет, смартфон и т.п.).
Подытоживая результаты анкетирования, мы выявили, что более половины респондентов указывают на наличие у детей опыта взаимодействия с компьютером. Средний возраст дошкольников, использующих компьютер, составляет три с половиной года, а к моменту поступления в школу активными пользователями ИКТ являются более 70 % детей. Большая часть родителей допускают взаимодействие дошкольников с компьютером начиная с трёх лет, при этом контролируют данный процесс единицы.
Как правило, взаимодействие триады «ребёнок - компьютер - взрослый» характерно только для развивающих и обучающих игр, в то время как в других видах компьютерной активности ребёнку предоставляется самостоятельность. Также следует отметить, что мальчики, по сравнению с девочками, являются более опытными и активными пользователями ИКТ, проводят за компьютером больше времени и посвящают его, как правило, играм, а не обучению.
Таким образом, ИКТ заняли важное место в жизни дошкольников, причём
к
11 го .а
й ^ о о
п
° О
а °
° I
I- ^
£ ф
ГО О.
со О
ГО Ш
13
X
го
н
о
о ^
с
=1 р. ^
1° 1Ё!
го m о х <u н го ш
QD
S2
их присутствие продолжает быстро возрастать. На сегодняшний момент они обладают такой значимостью, что принципиально важной задачей становится грамотное сопровождение данного взаимодействия родителями. Раннее начало использования дошкольниками компьютеров оказывает существенное влияние на становление их индивидуально-личностных особенностей.
СМИ как фактор формирования информационного пространства. Наряду с семьёй значительное влияние на формирование и развитие индивидуально-личностных особенностей детей дошкольного возраста оказывают средства массовой информации. Как отмечает Д.А. Жукова, «в начале XXI в. процесс перехода индустриально развитых стран на информационную стадию ознаменовался резким повышением роли средств массовой информации в жизни общества. Это связано с распространением принципиально новых систем связи, кабельного радио и телевидения, компьютерных текстовых коммуникационных систем, а также индивидуальных средств хранения информации» [2]. Безусловно, это в полной мере относится не только ко взрослым потребителям СМИ, но и к детям, в частности дошкольникам.
В связи с тем, что старшие дошкольники, как правило, не являются полноценными потребителями печатного слова, для данной возрастной категории основополагающее значение имеет такой вид СМИ, как телевидение. Как указывает А.В. Махиянова, «являясь одним из главных средств массовой информации и оказывая огромное влияние на всю социальную систему, телевидение в настоящее время фактически контролирует социокультурную динамику социума, пропуская её через свои фильтры и поляризуя определённым образом всё ценностно-нормативное поле» [5].
Проведённый нами анализ позволяет заключить, что современные исследователи, изучая проблему «дети и телевизор», характеризуют телевидение в качестве фактора социализации подрастающего поколения. Так, А.Е. Захарова и
Т.А. Рязанова отмечают: «Эпоха средств массовой информации существенно преображает жизнь человека. СМИ активно вторгаются не только в жизнь взрослых, но и в жизнь детей. Телевидение становится одним из основных факторов социализации. Экран становится одним из главных "воспитателей" ребёнка в семье» [3]. Отметим, что многие дети приобретают знания и опыт, осваивают образцы поведения, этические и моральные нормы не только на моделях семьи или в школе, но и благодаря средствам массовой коммуникации, особенно телевидению. В современном социуме дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации, и зачастую не детских. Символическое содержание, представленное в этих средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.
Вместе с тем большинство исследователей подчёркивают неоднозначную роль телевидения в формировании картины мира и индивидуально-личностных качеств детей. Так, А.В. Махиянова отмечает, что «роль телевидения как фактора социализации поливариативна. Оно популярно как способ организации свободного времени, но в то же время его воздействие на процесс формирования личности неоднозначно. Имеют место быть как позитивные аспекты, которые больше исходят из отечественных фильмов и мультфильмов, так и негативные, источник которых заложен в рекламе и зарубежной кинопродукции. С целью понижения роли последних необходимо уменьшать количество сцен насилия, агрессии, увеличить объем образовательных, культурных программ, повысить качество государственного контроля» [5].
В условиях самого разнообразного контента, в том числе и не очень качественного, ответственность за личностное и информационное развитие дошкольников лежит, безусловно, на их
родителях. Даже если на экране демонстрируются негативные или неоднозначные модели поведения, родители могут провести разъяснительную работу. В такой семейной беседе мы отмечаем очевидный положительный момент: родители расставляют акценты с точки зрения общепринятой морали, а ребёнок чувствует, что небезразличен им - его не просто усадили перед телевизором, а интересуются его мнением, готовы разъяснять увиденное, возможно, сопровождая разъяснения примерами из жизни или художественной литературы. Таким образом, в данном случае телевидение становится фактором формирования информационного пространства опосредованно, при помощи первого выделенного нами фактора - семьи.
ДОО как фактор формирования информационного пространства. Характеризуя ДОО, следует отметить, что его возможности в формировании информационного пространства обусловлены прежде всего соответствующей образовательной средой. Так, А.К. Нисская, исследуя развивающий потенциал различных дошкольных образовательных сред, указывает, что «понятие среды является весьма широким и охватывает социальные, культурные, экологические, географические, экономические и прочие условия жизни. Являясь фундаментальным для наук о человеке, оно рассматривается как одна из важнейших детерминант развития» [6]. Характеризуя понятие образовательной среды, исследовательница указывает, что, несмотря на многочисленные разработки отечественных и зарубежных учёных, единого общепринятого определения данного понятия не существует. Вместе с тем «образовательная среда рассматривается чаще всего как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Важным является понимание её как области совместной деятельности субъектов образования, создаваемой ими и обеспечивающей реализацию личных и социальных целей образования» [6].
М.В. Урбанская указывает, что формирование личности ребёнка в ДОО прежде всего «обеспечивается социально богатой, культуротворческой окружающей средой. Среда - решающий фактор образования и воспитания. Среда складывается, а педагогом используется из предметно-пространственного окружения, из социально-поведенческого окружения, из событийного и информационного окружения. Все это представляет ребенку жизнь, содействует формированию образа жизни и служит основанием для последующего взаимодействия с ней, оценивания ее и выстраивания собственного поведения в этом представленном в сознании ребенка мире» [8].
Информатизация современного общества подразумевает, что ДОО должно стать для ребёнка своеобразным проводником в мир новых технологий, сформировать информационную культуру и компетентность. Современные цифровые технологии помогают педагогу разнообразить образовательный процесс и на основе интереса мотивировать ребёнка на конкретный вид деятельности. Информационно-коммуникационные технологии выступают эффективным педагогическим средством постоянного совершенствования содержания образования и методов воспитания развития ребёнка в информационном пространстве.
Осуществлённый нами анализ показывает, что предметно-развивающая среда современного ребёнка коренным образом отличается от среды предыдущих поколений. Появление новых игрушек, разнообразных технических приспособлений и компьютерных приложений, а также изменение способов подачи информации в современных СМИ (выделенный нами второй фактор формирования информационного пространства) способствуют созданию среды, принципиально отличной от традиционной. Нередко виртуальная среда оказывается не менее, а то и более интересной для дошкольников, в связи с чем важнейшей задачей ДОО является проектирование среды, основанное на учёте детских интересов и субкультуры.
к
11 го .а
й ^ о о
п
° О
а °
° I
I- ^
£ ф
ГО О.
со о
го ш
13
X
го
н
о
о ^
с
=1 р. ^
1°
Библиографический список
1. Авдулова, Т.П. Социализация ребёнка в пространстве семьи [Электронный ресурс] / Т.П. Ав-дулова // Психологические исследования. - 2013. - Т. 6. - № 31. - С. 9. - Режим доступа: http:// psystudy.ru/index.php/num/2013v6n31/885-avdulova31.html.
2. Жукова, Д.А. Методы воздействия на общественное сознание в детских СМИ [Текст] / Д.А. Жукова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2010. - №4. - С. 17-22.
3. Захарова, А.Е. Детское телевидение как агент социализации дошкольников [Текст] / А.Е. Захарова, Т.А. Рязанова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 30. - С. 72-76.
4. Игебаева, Ф.А. Семья как базовый фактор социализации личности [Текст] / Ф.А. Игебаева // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - № 1. - С. 170-171.
5. Махиянова, А.В. Телевидение как агент социализации [Текст] / А.В. Махиянова // Научные труды Центра перспектив экономических исследований. - 2015. - № 9. - С. 109- 113.
6. Нисская, А.К. Сравнительная оценка развивающего потенциала различных дошкольных образовательных сред [Текст]: дис. ... канд. псих. наук / А.К. Нисская. - М., 2013. - 209 с.
7. Собкин, В.С. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. 17. Вып. 29. [Текст] / В.С. Собкин, К.Н. Скобельцина, А.И. Иванова, Е.С. Верясова. - М.: Институт социологии образования РАО, 2013. - 167 с.
8. Урбанская, М.В. Моделирование единого образовательного пространства в открытой модели предшкольного образования [Текст] / М.В. Урбанская // Региональное образование XXI века: Проблемы и перспективы. - 2009. - № 3. - С. 7-13.
References
1. Avdulova T.P. Socialization of the child in family space. Psihologicheskie issledovania, 2013. T. 6. P № 31. Р. 9. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n31/885-avdulova31.html [in Russian].
2. Zhukova D.A. Methods of impact on public consciousness in children's media. Istoricheskaia i socialno-obrazovatelnaya mysl, 2010. № 4. P. 17-22. [in Russian].
3. Zakharova A.E. Children's television as agent of socialization of preschool children. Sborniki konferen-ciy NIC Sotsiosfera, 2015. №30. P. 72-76. [in Russian].
4. Igebaeva F.A. Family as basic factor of socialization of the personality. Mezhdunarodnyi nauchnyi zhur-nal «Innovatsionnaia nauka», 2016. №1. P. 170-171. [in Russian].
5. Makhiyanova A.V. Television as agent of socialization. Nauchnyie trudy Tsentraperspektiv ekonomicheskikh issledovanii, 2015. №9. P. 109-113. [in Russian].
6. Nisskaia A.K. Comparative assessment of the developing potential of various preschool educational environments. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). M., 2013. P. 209. [in Russian].
7. Sobkin V.S. Sociology of the preschool childhood. Trudy po sotsiologii obrazovaniya. T. 17. Vyp. 29. M.: Institut sociologii obrazovaniya RAO, 2013. P. 167. [in Russian].
8. Urbanskaya M.V. Modeling of uniform educational space in open model of preschool education. Regionalnoe obrazovanieXXIveka: Problemy iperspektivy, 2009. № 3. P. 7-13. [in Russian].
Сведения об авторе Батенова Юлия Валерьевна,
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: batenovauv@cspu.ru
Information about the author: Batenova Yulia Valerievna,
Candidate of sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood South-Ural State Humanitarian Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: batenovauv@cspu.ru