ИКТ в формировании элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста
Старикова А.Ю.,
студентка 3-го курса факультета психологии и педагогики, кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы
Минина,
г. Нижний Новгород, Россия
Дошкольный уровень образования переживает время перемен, вызванных общественным переосмыслением самоценности детства и глобальными изменениями образовательных систем.
В этой связи информационно-коммуникационные технологии интенсивно интегрируются в систему образования и являются, на сегодняшний день, многофункциональным инструментом решения многих образовательных задач, в том числе и в учебно-воспитательный процесс дошкольной образовательной организации (ДОО), где рассматриваются одновременно и как средство, и как форма, и как метод, и как педагогическая технология в зависимости от решаемых дидактических задач.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютеров. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды.
Развитие компьютеризации педагогического процесса во многом зависит от компетентности специалистов, используемых методов, качества применяемых технических средств и развивающего содержания компьютерных программ.
В свете реализации идеи непрерывного образования возникла необходимость обеспечить преемственность между двумя стартовыми ступенями: дошкольным периодом и периодом начальной школы. Обеспечение преемственности охватывает сразу целый спектр направлений подготовки: социализацию, психологическое сопровождение, здоровьесбережение, подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных математических представлений и др.
На сегодняшний день в программе начальной школы прописано как, одно из требований, внедрение ИКТ в работу со школьниками начиная с 1 класса. Соответственно одно из пожеланий начальной школы заключается в том, чтобы у выпускников дошкольных организаций были сформированы первичные навыки усвоения материала, предлагаемого посредством ИКТ, помимо интереса к учебной деятельности, устойчивой мотивации к обучению, прочной основы элементарных математических знаний и умений. В соответствии с этим пожеланием-требованием дети должны знать числа в пределах десяти, уметь считать в прямом и обратном порядке по одному и группами, обозначать место того или иного числа в натуральном ряду, уменьшать или увеличивать число на несколько единиц (прибавлять и отнимать) и т.д.
Как показывает анализ современных программ по математике для первого класса и детского сада, в их содержании достигнута значительная преемственность. Характерно, что программы строятся на теоретико-множественной основе. Центральным понятием, с которым знакомятся дети и в детском саду, и в школе, является множество, а основным методом обучения - метод одновременного изучения взаимообратных действий. [1]
В наше время применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и в игровой форме. Наглядное обучение, по словам К. Д. Ушинского, «строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком». Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление и непосредственно коррелирует с психофизиологическими особенностями возраста, так как у дошкольника преобладает наглядно-образный вид мышления.
Использование ИКТ - компьютерных игр в качестве средства подготовки дошкольника к обучению в школе, как показывают исследования, способствует повышению интереса к учебе, ее эффективности и развивает ребенка всесторонне.
Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребенок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Как могло показаться на первый взгляд в этом нет ничего особенного, однако, это очень важный аспект, связанный с дальнейшим обучением в школе.
Российские ученые (Ю.М.Горвиц, Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова и др.) провели большую работу по применению новых информационных технологий в дошкольных учреждениях. Но остается еще много проблем в информатизации дошкольного образования, решение которых приоритетная задача для образования и общества.
Отечественный и зарубежный опыт применения игровых развивающих и обучающих компьютерных программ показывает, что существуют подходы, которые могут быть с успехом использованы в практике дошкольного образования в качестве комплексного средства воспитания и обучения.
Компьютер в наше время уже не воспринимается ребёнком как нечто редкое и экзотическое, и современные дошкольники умело пользуются ИКТ в повседневной жизни, однако ИКТ еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов.
В связи с этим перед нами встаёт проблема - недостаточное владение педагогами информационными - коммуникационными технологиями и умение применять эти технологии в воспитательно-образовательном процессе. Данное условие является одним из основных требований к кадровому обеспечению, которое регламентируется целым рядом нормативных документов: закон № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ», распоряжение правительства РФ «Об утверждении Концепции региональной информатизации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и др.
Обеспечение оптимальных сроков подготовки педагогов к внедрению новых интерактивных технологий в образовательный процесс представляется первостепенной задачей, поскольку в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
Сформулирован и ряд требований к использованию ИКТ в ДОО.
Занятия в детском саду имеют свою специфику. Они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.[3]
ИКТ с детьми чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в
соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН).
Благодаря внедрению компьютерной техники в дошкольные учреждения, у педагогов появилась возможность использовать в педагогическом процессе электронные образовательные ресурсы с целью улучшения организации работы с детьми и повышения ее качества. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современным и эффективным для воспроизведения ЭОР является компьютер.
Для повышения качества педагогического процесса используются такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, обучающие программы.
Педагоги ДОО активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, естественнонаучных, экологических представлений, развитию речи, осваивают новые виды детской деятельности: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, компьютерный дизайн, сотворчество и др. [2]
Мультимедийное оборудование активно используем на родительских собраниях, городских методических объединениях, досуговых мероприятиях, мастер-классах. В настоящее время активно ведется работа по созданию медиатеки и фильмотеки электронных образовательных ресурсов, включающая развивающие компьютерные игры, презентации, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги).
Проведя мониторинг сайтов ДОО, мы получили общее представление о том, что педагоги говорят о значимости электронных образовательных ресурсов.
Камалова Г.А(Ъйр://срк8-ко1рто.8рЬ.ги/) считает, что использование презентаций имеет много преимуществ перед традиционным ведением занимательного дела, поскольку это возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации.
Какорина И.А. (http://detsad-de1fin.ucoz.ru/) в своей практике использует мультимедийные презентации и обучающие программы, т.к. материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками.
Смирнова О.В. (http://nsporta1.ru/ ) говорит о том, что использование ИКТ на занятиях помогает детям развивать умения, позволяющие обмениваться узнанной информацией.
Кручинина А. Н. (http://mdou62nn.ru/257.htm1) пишет о том, что применение ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения.
В своей работе Соколова И.В. указывает на то, что фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания совершенного занятия - принцип фасциации (принцип привлекательности)
Таким образом, опыт работы показал, что использование ИКТ в ДОО необходимо, это определяется и временем и требованиями нового тысячелетия. Сегодня себе уже нельзя представить работу воспитателя и родителей, методиста, заведующего, бухгалтера, без ИКТ. Это и хранение и передача большого объёма информации, это и электронный документооборот, и ведение мониторинга образования, и расчёт меню и питания и много другое.
В наш век информационных технологий человек с раннего возраста должен уметь хорошо ориентироваться в многообразии информации, уметь её фильтровать, сортировать и выбирать необходимую. Наша задача помочь дошкольнику приобрести навыки использования работы с информацией, обеспечивая оптимальное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка для
повышения эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных технологий.
Литература
1. Александрова, Э.И. Математика. 1-4 кл. Программ для общеобразовательных учреждений/ Э.И. Александрова. 3-е изд.,дораб.-М.:Дрофа,2010.-62, с.9].
2. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
3. Леоненко О. Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. - 2009.-№4.-с.32