Аверин С.А.
кандидат физико-математических наук президент группы компаний «ЭЛТИ-КУДИЦ», сопредседатель Комитета по образованию Ассоциации предприятий индустрии детских товаров
Рогожкина И.Б. организатор стажировочной площадки «Дошкольное образование: интеллектуальный ресурс развития нации. Одаренные дети. Поддержка детской инициативы
Информационно-коммуникационная среда в дошкольном образовании
Аннотация: Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании была и остается важнейшим условием развития ребенка. С развитием высоких технологий появилась еще одна среда, которая оказывает растущее влияние на формирование личности ребенка. Информационная, а, точнее, информационно-коммуникационная среда (ИКС) стремительно развивается и охватывает все стороны жизни современного общества, включая и систему образования. ИКС включена в процесс образовательной деятельности, управления учреждениями, организует взаимодействие с семьями и внешними структурами. Мы рассмотрим динамику развития информационно-коммуникационных технологий в ДОУ и определим место ИКС в дошкольном образовании в ближайшем будущем.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная среда, дошкольное образование, ИКТ
Развитие ИКТ в дошкольном образовании: состояние, проблемы, перспективы
Для того чтобы представить себе информационное будущее детских садов, надо оглянуться на несколько лет назад. Еще совсем недавно велись споры о том, надо или не надо использовать ИКТ в дошкольном образовании. А сегодня, наверное, нет детского сада, в котором бы современные информационные технологии не применялись во всех направлениях работы ДОУ: управленческой, методической, образовательной.
Каждый детский сад имеет сайт, выполняющий, как правило, информативную функцию.
Наиболее распространенным способом включения ИКТ в образовательный процесс ДОУ являются мультимедиа-презентации. Встречаются также приложения для детей, из которых наиболее интересным является серия «Фантазер» - совместная разработка компании «Новый диск» и ГБОУ ЦРР - д/с №2558. Созданы электронные образовательные ресурсы (ЭОР) http://eor-np.ru/, скачать и использовать которые может любой специалист ДОУ.
В ДОУ г. Москвы внедрены системы, разработанные для решения управленческих и финансово-экономических задач. Это Московский регистр качества образования (http://new.mcko.ru/), программные продукты компании Аверс, Единый комплекс информационных систем (ЕКИС) http://st.educom.ru/, который объединяет все образовательные учреждения города и с их помощью формирует единую базу данных по Москве.
Уровень развития ИКТ в московском дошкольном образовании заметно выше, чем в среднем по России. Тем не менее, он не отражает современные тенденции рынка информационных технологий. Есть два мощных вектора, которые уже захватили
многих детей, начиная с младшего школьного возраста и в которых дошкольного образование не принимает пока ни малейшего участия: социальные сети и детские приложения для планшетников.
Вот красноречивая статистика:
1. Число приложений для планшетников компании Apple превысило в этом году 500000. Из них более половины предназначены детям младшего возраста (до 8 лет). Не намного отстают и конкуренты iPad из Юго-Восточной Азии.
2. В геометрической прогрессии растет число пользователей социальных сетей. Так, Facebook объединяет 702.5 миллиона человек, «Вконтакте» и «Одноклассники» - около 50 миллионов.
Наши прогнозы по развитию ИКТ в дошкольном образовании:
1. Дошкольному образованию необходимы свои специализированные интерактивные социальные сети. В ближайшие пять лет они станут популярными и позволят привить родителям и детям культуру современного сетевого общения, адекватного возрасту и интересам детей.
2. Планшетники придут в ДОУ, заменив компьютеры и ноутбуки. Отсутствие клавиатуры, удобство, «прикольность» в использовании, лёгкость в переходе к медийным функциям и видео-общению с родными и близкими, большой выбор качественных развивающих игр, сетевые возможности - отсутствие проводов! - вот неполный перечень плюсов, которые заставят компьютеры потесниться и нести на себе только управленческие функции.
3. В течение 5 лет в дошкольном образовании появится единое образовательное пространство - информационно-коммуникационная среда (ИКС), которая будет объединять созданные икт-ресурсы по всем направлениям развития ребёнка и задачам ДОУ в этом пространстве одинаково важны будут все четыре субъекта образования: ребёнок, родитель, специалист и сама ИКС.
Формирование ИКС как одно из главных направлений развития дошкольного образования
Информационно-коммуникационная среда (ИКС) в образовательном учреждении - это объединенные для достижения образовательных целей электронные, программные и телекоммуникационные средства и информационные ресурсы.
Отличительными чертами образовательной ИКС являются интерактивность, полифункциональность, возможность объединения различных образовательных учреждений и групп пользователей, возможность без дублирования организовать и использовать общие ресурсы, интеграция с традиционными педагогическими технологиями.
По сравнению с предметно-развивающей средой ИКС имеет следующие инновационные составляющие:
1. Потенциально-безграничный ресурс информации;
2. Новые способы представления, подачи и обмена информацией;
3. Равенство участников образовательного процесса;
4. Возможность выхода за пределы пространства обитания;
5. Появление новых видов творчества;
6. Открытость для развития.
«Элтиленд» - современная ИКС для дошкольных учреждений
В 2012 году в рамках частно-государственного партнерства между московской стажировочной площадкой «Дошкольное образование: интеллектуальный ресурс
развития нации. Одаренные дети. Поддержка детской инициативы» и ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» был создан портал «Элтиленд» (http://eltiland.ru), обладающим комплексом средств, которые воздействуют и помогают всем участникам образовательного процесса в ДОУ.
Современные дошколята 5-10, а иногда и 12 часов в день проводят в Детском саду. Чем они занимаются, во что играют, что обсуждают? Эти вопросы интересны любому родителю, а получить ответы у воспитателей зачастую не получается - не хватает времени. Элтиленд предоставляет родителям возможность общаться со специалистами ДОУ в удобное для них время. И не просто общаться, а обмениваться заданиями, играми и продуктами творчества ребенка.
Для специалистов ДОУ создана виртуальная библиотека, регулярно пополняемая нормативными документами, методическими и демонстрационными материалами к основным образовательным программам. Подготовить интересную игру или образовательную ситуацию для детей очень просто: достаточно скачать нужные стихи, рисунки, музыку или презентацию. Для дошколят с ограниченными возможностями здоровья или для малышей с повышенным уровнем познавательной активности можно организовать дистанционные кружки и клубы - на портале создана электронная система поддержки дистанционной работы с детьми.
Для родителей выложено обширное собрание психолого-педагогической литературы по вопросам развития и воспитания детей, имеется возможность получить рекомендации в выборе книг, игрушек и компьютерных приложений. Организован форум и консультация у лучших специалистов в области детского обучения и развития.
Для дошколят на портале созданы дистанционные кружки и клубы, собраны самые интересные и полезные игры, имеется электронная Детская газета, содержащая не только увлекательные истории, но и развивающие задания.
«Элтиленд» имеет все шансы стать информационно-коммуникационной средой, объединяющей детей, педагогов и родителей. Помимо перечисленных выше функционалов и приложений, портал:
1. Предоставляет педагогам и родителям актуальную информацию о положении дел в системе дошкольного образования;
2. Помогает в организации игровой и образовательной деятельности с детьми в ДОУ;
3. Организует взаимодействие с семьями, делая их полноценными участниками образовательного процесса;
4. Обеспечивает возможность дистанционной работы с особыми категориями дошкольников, включая одаренных и детей с ограниченными возможностями здоровья;
5. Обеспечивает возможность проведения мониторинга общественного мнения, выявляет потребности родителей и педагогического сообщества.
От ИКС к единому образовательному пространству
В ближайшие пять лет ИКС станут основой для формирования современного единого образовательного пространства для дошкольного образования, объединяющего детей, специалистов ДОУ и родителей. Элтиленд - не единственный пример развивающейся информационно-коммуникационной среды для этой ступени образования. В конкуренции и во взаимодействии выработаются определённые правила, а, возможно, и стандарты которые позволят пользоваться преимуществами информационных технологий каждому субъекту образовательного процесса. Развивающие, обучающие, в т.ч. мультимедийные, управленческие и коммуникационные функции станут удобными и доступными в беспроводном пространстве с отдельно взятого планшетника или смартфона. А сами гаджеты и
компьютеры, объединённые ИКС будут связывать в образовательном процессе детей, родителей, педагогов и специалистов.
Вот перечень тех задач, которые должны решаться в процессе формирования единого образовательного пространства для дошкольного образования:
1. Интеграция ИКС с традиционными педагогическими технологиями;
2. Подготовка и переподготовка педагогических кадров;
3. Интеграция ИКС с системами анализа качества дошкольного образования;
4. Вовлечение в ИКС пользователей планшетников и мобильных устройств;
5. Обеспечение обратной связи от всех участников образовательного процесса;
6. Приведение нормативных документов, в т.ч. СанПинов в соответствие с уровнем развития технологий и потребностей общества. Этому должна предшествовать научно-исследовательская работа профильных институтов.
Каждый из перечисленных пунктов этого перечня нуждается в государственной и общественной поддержке. Предпринимательское сообщество также должно занять активную позицию в развитии образовательного пространства, вступая с этой целью в частно-государственное партнёрство с образовательными и научными учреждениями.