Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационная среда в дошкольном образовании'

Информационно-коммуникационная среда в дошкольном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
743
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверин С.А., Рогожкина И.Б.

Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании была и остается важнейшим условием развития ребенка. С развитием высоких технологий появилась еще одна среда, которая оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Информационная, а точнее, информационно-коммуникационная среда (ИКС) стремительно развивается и охватывает все стороны жизни современного общества, включая и систему образования. ИКС включена в процесс образовательной деятельности, управления учреждениями, организует взаимодействие с семьями и внешними структурами. В статье рассматривается динамика развития информационно-коммуникационных технологий в ДОУ и определяется место ИКС в дошкольном образовании в ближайшем будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аверин С.А., Рогожкина И.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information-communicative environment in preschool education

Subject-developing environment in preschool education has been a prerequisite condition for child’s development. With the development of high technologies there appeared another environment that has a great effect on the formation of the child’s personality. Information, and, more precisely, information-communicative environment (ECE) has been rapidly developing involving all the aspects of the life of present-day society, including the education system. ECE is involved in the process of educational activity, management of enterprises, organizes interaction with families and external structures. The paper addresses the dynamics of the development of information-communicative technologies in preschool educational institutions and defines the ECE status in preschool education in the near future.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационная среда в дошкольном образовании»

Аверин С.А.

кандидат физико-математических наук президент группы компаний «ЭЛТИ-КУДИЦ», сопредседатель Комитета по образованию Ассоциации предприятий индустрии детских товаров

Рогожкина И.Б. организатор стажировочной площадки «Дошкольное образование: интеллектуальный ресурс развития нации. Одаренные дети. Поддержка детской инициативы

Информационно-коммуникационная среда в дошкольном образовании

Аннотация: Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании была и остается важнейшим условием развития ребенка. С развитием высоких технологий появилась еще одна среда, которая оказывает растущее влияние на формирование личности ребенка. Информационная, а, точнее, информационно-коммуникационная среда (ИКС) стремительно развивается и охватывает все стороны жизни современного общества, включая и систему образования. ИКС включена в процесс образовательной деятельности, управления учреждениями, организует взаимодействие с семьями и внешними структурами. Мы рассмотрим динамику развития информационно-коммуникационных технологий в ДОУ и определим место ИКС в дошкольном образовании в ближайшем будущем.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная среда, дошкольное образование, ИКТ

Развитие ИКТ в дошкольном образовании: состояние, проблемы, перспективы

Для того чтобы представить себе информационное будущее детских садов, надо оглянуться на несколько лет назад. Еще совсем недавно велись споры о том, надо или не надо использовать ИКТ в дошкольном образовании. А сегодня, наверное, нет детского сада, в котором бы современные информационные технологии не применялись во всех направлениях работы ДОУ: управленческой, методической, образовательной.

Каждый детский сад имеет сайт, выполняющий, как правило, информативную функцию.

Наиболее распространенным способом включения ИКТ в образовательный процесс ДОУ являются мультимедиа-презентации. Встречаются также приложения для детей, из которых наиболее интересным является серия «Фантазер» - совместная разработка компании «Новый диск» и ГБОУ ЦРР - д/с №2558. Созданы электронные образовательные ресурсы (ЭОР) http://eor-np.ru/, скачать и использовать которые может любой специалист ДОУ.

В ДОУ г. Москвы внедрены системы, разработанные для решения управленческих и финансово-экономических задач. Это Московский регистр качества образования (http://new.mcko.ru/), программные продукты компании Аверс, Единый комплекс информационных систем (ЕКИС) http://st.educom.ru/, который объединяет все образовательные учреждения города и с их помощью формирует единую базу данных по Москве.

Уровень развития ИКТ в московском дошкольном образовании заметно выше, чем в среднем по России. Тем не менее, он не отражает современные тенденции рынка информационных технологий. Есть два мощных вектора, которые уже захватили

многих детей, начиная с младшего школьного возраста и в которых дошкольного образование не принимает пока ни малейшего участия: социальные сети и детские приложения для планшетников.

Вот красноречивая статистика:

1. Число приложений для планшетников компании Apple превысило в этом году 500000. Из них более половины предназначены детям младшего возраста (до 8 лет). Не намного отстают и конкуренты iPad из Юго-Восточной Азии.

2. В геометрической прогрессии растет число пользователей социальных сетей. Так, Facebook объединяет 702.5 миллиона человек, «Вконтакте» и «Одноклассники» - около 50 миллионов.

Наши прогнозы по развитию ИКТ в дошкольном образовании:

1. Дошкольному образованию необходимы свои специализированные интерактивные социальные сети. В ближайшие пять лет они станут популярными и позволят привить родителям и детям культуру современного сетевого общения, адекватного возрасту и интересам детей.

2. Планшетники придут в ДОУ, заменив компьютеры и ноутбуки. Отсутствие клавиатуры, удобство, «прикольность» в использовании, лёгкость в переходе к медийным функциям и видео-общению с родными и близкими, большой выбор качественных развивающих игр, сетевые возможности - отсутствие проводов! - вот неполный перечень плюсов, которые заставят компьютеры потесниться и нести на себе только управленческие функции.

3. В течение 5 лет в дошкольном образовании появится единое образовательное пространство - информационно-коммуникационная среда (ИКС), которая будет объединять созданные икт-ресурсы по всем направлениям развития ребёнка и задачам ДОУ в этом пространстве одинаково важны будут все четыре субъекта образования: ребёнок, родитель, специалист и сама ИКС.

Формирование ИКС как одно из главных направлений развития дошкольного образования

Информационно-коммуникационная среда (ИКС) в образовательном учреждении - это объединенные для достижения образовательных целей электронные, программные и телекоммуникационные средства и информационные ресурсы.

Отличительными чертами образовательной ИКС являются интерактивность, полифункциональность, возможность объединения различных образовательных учреждений и групп пользователей, возможность без дублирования организовать и использовать общие ресурсы, интеграция с традиционными педагогическими технологиями.

По сравнению с предметно-развивающей средой ИКС имеет следующие инновационные составляющие:

1. Потенциально-безграничный ресурс информации;

2. Новые способы представления, подачи и обмена информацией;

3. Равенство участников образовательного процесса;

4. Возможность выхода за пределы пространства обитания;

5. Появление новых видов творчества;

6. Открытость для развития.

«Элтиленд» - современная ИКС для дошкольных учреждений

В 2012 году в рамках частно-государственного партнерства между московской стажировочной площадкой «Дошкольное образование: интеллектуальный ресурс

развития нации. Одаренные дети. Поддержка детской инициативы» и ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» был создан портал «Элтиленд» (http://eltiland.ru), обладающим комплексом средств, которые воздействуют и помогают всем участникам образовательного процесса в ДОУ.

Современные дошколята 5-10, а иногда и 12 часов в день проводят в Детском саду. Чем они занимаются, во что играют, что обсуждают? Эти вопросы интересны любому родителю, а получить ответы у воспитателей зачастую не получается - не хватает времени. Элтиленд предоставляет родителям возможность общаться со специалистами ДОУ в удобное для них время. И не просто общаться, а обмениваться заданиями, играми и продуктами творчества ребенка.

Для специалистов ДОУ создана виртуальная библиотека, регулярно пополняемая нормативными документами, методическими и демонстрационными материалами к основным образовательным программам. Подготовить интересную игру или образовательную ситуацию для детей очень просто: достаточно скачать нужные стихи, рисунки, музыку или презентацию. Для дошколят с ограниченными возможностями здоровья или для малышей с повышенным уровнем познавательной активности можно организовать дистанционные кружки и клубы - на портале создана электронная система поддержки дистанционной работы с детьми.

Для родителей выложено обширное собрание психолого-педагогической литературы по вопросам развития и воспитания детей, имеется возможность получить рекомендации в выборе книг, игрушек и компьютерных приложений. Организован форум и консультация у лучших специалистов в области детского обучения и развития.

Для дошколят на портале созданы дистанционные кружки и клубы, собраны самые интересные и полезные игры, имеется электронная Детская газета, содержащая не только увлекательные истории, но и развивающие задания.

«Элтиленд» имеет все шансы стать информационно-коммуникационной средой, объединяющей детей, педагогов и родителей. Помимо перечисленных выше функционалов и приложений, портал:

1. Предоставляет педагогам и родителям актуальную информацию о положении дел в системе дошкольного образования;

2. Помогает в организации игровой и образовательной деятельности с детьми в ДОУ;

3. Организует взаимодействие с семьями, делая их полноценными участниками образовательного процесса;

4. Обеспечивает возможность дистанционной работы с особыми категориями дошкольников, включая одаренных и детей с ограниченными возможностями здоровья;

5. Обеспечивает возможность проведения мониторинга общественного мнения, выявляет потребности родителей и педагогического сообщества.

От ИКС к единому образовательному пространству

В ближайшие пять лет ИКС станут основой для формирования современного единого образовательного пространства для дошкольного образования, объединяющего детей, специалистов ДОУ и родителей. Элтиленд - не единственный пример развивающейся информационно-коммуникационной среды для этой ступени образования. В конкуренции и во взаимодействии выработаются определённые правила, а, возможно, и стандарты которые позволят пользоваться преимуществами информационных технологий каждому субъекту образовательного процесса. Развивающие, обучающие, в т.ч. мультимедийные, управленческие и коммуникационные функции станут удобными и доступными в беспроводном пространстве с отдельно взятого планшетника или смартфона. А сами гаджеты и

компьютеры, объединённые ИКС будут связывать в образовательном процессе детей, родителей, педагогов и специалистов.

Вот перечень тех задач, которые должны решаться в процессе формирования единого образовательного пространства для дошкольного образования:

1. Интеграция ИКС с традиционными педагогическими технологиями;

2. Подготовка и переподготовка педагогических кадров;

3. Интеграция ИКС с системами анализа качества дошкольного образования;

4. Вовлечение в ИКС пользователей планшетников и мобильных устройств;

5. Обеспечение обратной связи от всех участников образовательного процесса;

6. Приведение нормативных документов, в т.ч. СанПинов в соответствие с уровнем развития технологий и потребностей общества. Этому должна предшествовать научно-исследовательская работа профильных институтов.

Каждый из перечисленных пунктов этого перечня нуждается в государственной и общественной поддержке. Предпринимательское сообщество также должно занять активную позицию в развитии образовательного пространства, вступая с этой целью в частно-государственное партнёрство с образовательными и научными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.