Bibliography
1. Zhichkina, A.E. Socialjno-psikhologicheskie aspektih obtheniya v Internete [Eh/r]. - R/d: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf
2. Mendelevich, V.D. Anticipacionnihe mekhanizmih nevrozogeneza // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1996. - № 4.
3. Feyjgenberg, I.M. Pamyatj i veroyatnostnoe prognozirovanie // Voprosih psikhologii. - 1973. - № 3.
4. Mendelevich, V.D. Nevrozologiya i psikhosomaticheskaya medicina / V.D. Mendelevich, S.L. Solovjeva. - M., 2002.
5. Nichiporenko, N.P. Fenomen anticipacionnihkh sposobnosteyj kak predmet psikhologicheskogo issledovaniya / N.P. Nichiporenko,
V.D. Mendelevich // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2006. - T. 27. - № 5.
6. Uzelevskaya, A.Eh. Vzaimosvyazj prognosticheskoyj (anticipacionnoyj) kompetentnosti s klinicheskimi formami, vihrazhennostjyu i stepenjyu kompensacii lichnostnihkh rasstroyjstv: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Kazanj, 2002.
7. Loskutova, V.A. Test na Internet-zavisimostj // Klinika SPO Centr: [Eh/r]. - R/d: http://www.psyhelp.ru/texts/iad_test/htm
8. Mendelevich, V.D. Test anticipacionnoyj sostoyateljnosti (prognosticheskoyj kompetentnosti) // Socialjnaya i klinicheskaya psikhiatriya. -
2003. - № 1.
9. Mendelevich, V.D. Rukovodstvo po addiktologii. - SPb., 2006.
10. Kozlova, L.I. Lichnostnihe kharakteristiki poljzovateleyj seti Internet, sklonnihkh k zavisimosti ot mnogopoljzovateljskikh rolevihkh onlayjn igr / L.I. Kozlova M.G. Chukhrova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 3(34).
Статья поступила в редакцию 15.05.13
УДК 373.2.016
Kyshtymova T.A. EDUCATION OF BASES OF PATRIOTISM AT THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE COURSE OF ACQUAINTANCE WITH CULTURE OF THE PEOPLE OF THE KHANTY. In article the problem of education of bases of patriotism at preschool children is considered at acquaintance with culture of the people of the North, a question of implementation of the pedagogical project on education at children of the advanced preschool age of interest and love to the small Homeland on the basis of acquaintance with the native land.
Key words: Small Homeland, culture, Khanty, patriotic education, study of local lore, children of the advanced preschool age.
Т.А. Кыштымова, аспирант каф. теории и методики дошкольного образования,
Шадринский гос. педагогический институт, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРОЙ НАРОДА ХАНТЫ
В статье рассматривается проблема воспитания основ патриотизма у дошкольников при ознакомлении с культурой народов Севера, вопрос реализации педагогического проекта по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем.
Ключевые слова: Малая Родина, культура, ханты, патриотическое воспитание, краеведение, дети старшего дошкольного возраста.
Воспитание чувства патриотизма у детей - процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще и в дошкольной педагогике в частности.
Патриотическое воспитание востребовано всегда, актуально оно и в наши дни. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Каждый человек рождается в определенной среде, он биологически связан с матерью, которая по-своему стремится создать для него условия эмоционального благополучия, спокойствия. Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых не может человек состояться как личность. Воспитание патриотизма всегда занимало в педагогической науке одно из ведущих мест. Если в прежние годы (советский период) эта задача рассматривалась через призму воспитания отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то сегодня прослеживается возвращение к идеям К.Д.Ушинского - народность, приобщение к национальному как к базе патриотического воспитания.
В настоящее время наблюдается кризис образования не только в России, но и во всем мире. Ведущие философы, психологи, педагоги ищут выход из этого кризиса. Мнения ученых М.М. Бахтина, И.Е. Берлянда, В.С. Библера, С.Ю. Курганова, В.А. Сластенина и других сводятся к мысли об изменении смысла и цели образования от «человека образованного» к «человеку культуры», о тесной взаимосвязи образования и культуры. В.И. Андреев считает, что «элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания образования и развивать у детей культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, эстетико-художественную культуру, психологическую культуру и другие культуры» [1 ].
У детей в старшем дошкольном возрасте закладываются основы патриотизма, развивается интерес к родному краю. Формированию активной позиции детей способствует создание в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность рассматривания книг, иллюстраций с особенностями жизни, быта, культуры коренных народов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа. В связи с тем, что на данной территории проживают преимущественно ханты, акцент в работе с дошкольниками делается на формирование интереса к культуре этого коренного народа.
С целью повышения уровня сформированности патриотических чувств у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения нами было проведено экспериментальное исследование. На этапе констатирующего эксперимента была подобрана методика диагностики, которая включает в себя комплекс методов, направленных на выявление особенностей представлений детей о Родине и характера отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего края. С целью выявления особенностей представлений старших дошкольников о малой Родине и отношения к ней нами была использована методика «Что ты знаешь о своем крае».
Результаты исследования показали, что 48% воспитанников экспериментальной группы имеют низкий уровень сформированности знаний о малой Родине. Дети имеют достаточно скудные представления о родном крае, могут путать названия округа и города, не знают символики округа, его особенности. На вопросы педагога отвечают односложно, не эмоционально. У детей отсутствует познавательный интерес к жизни своей малой Родины, они не задают вопросов о родном крае, не проявляют интереса к разговорам детей об ее истории и современности.
При выявлении степени экологической воспитанности старших дошкольников, нами были взяты за основу показатели, выделенные в исследовании И.В. Цветковой (беседа с воспитанниками о поведении детей в природе; наблюдения во время игр, прогулок, экскурсий) [2].
Анализ экспериментальных данных дает представление
о сформированности у дошкольников умений взаимодействия с природой: в экспериментальной группе высокий уровень составил лишь 7% воспитанников, к низкому уровню было отнесено 51 % детей старшего дошкольного возраста.
При определении степени сформированности знаний о родном крае и традициях народа ханты детям была предложена беседа по картинкам, в основу которой были взяты рекомендации Т.М. Бондаренко, а также были включены вопросы на выявление знаний традиций народа ханты [3].
Исследование показало, что дети хорошо знают условия жизни, способы и виды питания животных родной тайги, но затрудняются в правильных ответах о диких и домашних животных, с которыми не приходилось встречаться в жизни. Кроме того, многие дети не знают обычаев хантов, связанных с бережным отношением к природе. Все знают о том, что медведь - священное животное, потому что до сих пор в семьях хантов культ медведя сохраняется, в домах и чумах стоят медвежьи головы, которым поклоняются. Некоторые из детей отказываются рисовать медведя, так как изображение животного, согласно хантыйской мифологии, несет определенный смысл, ведь даже камень, напоминающий изображение животного, считается живым. Некоторые дети затруднялись в ответе на вопрос, можно ли рубить лес и охотиться в священном лесу.
Детские рисунки на тему «Моя Родина» помогли выявить представления детей о родном крае, а также чувства патриотического характера. Детям было предложено задание: «Нарисуйте свой край таким, каким вы его представляете».
Анализ детских рисунков позволил сделать следующие выводы: в экспериментальной группе высокий уровень представлений о родном крае имеют 17% воспитанников, средний уровень выявлен у 30% дошкольников, низкий уровень присущ 53% детей.
Для изучения проявления интереса старших дошкольников к разным сторонам жизни родного края было проведено наблюдение за детьми в развивающем центре «Моя Родина». Результаты показали, что высокий уровень проявления интереса к родному краю в практической деятельности имеют 8% воспитанников, средний уровень выявлен у 33% дошкольников, низкий уровень присущ 59% детей.
Исходя из результатов обследования, можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе испытывают трудности при овладении позитивными образцами поведения в природе, не проявляют интереса к истории родного края, к людям, их культуре.
В связи с актуальностью данного вопроса был разработан педагогический проект «Моё путешествие по Югре», направленный на воспитание у старших дошкольников интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем. Своеобразие проекта заключается в интеграции краеведческих знаний в системе воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др. Целью проекта является стимулирование познавательной деятельности дошкольников; способствование духовному обогащению и познанию окружающего мира; развитие ценностных ориентаций на основе положительного опыта, культуры, традиций и быта коренных жителей Севера; воспитание интереса и любви к малой Родине.
Основные задачи проекта: воспитывать нравственные качества ребёнка, гуманистическую систему ценностей на основе ознакомления его с ценностями коренных народов, накопленных поколениями и отраженных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества); развивать и обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине, дать общее представление о народах Севера; познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера - ханты, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов; воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё; учить устанавливать причинные связи,
делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас; способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, содействовать становлению желания принимать участие в традициях региона, социальных акциях [4].
Работа в рамках данного педагогического проекта осуществлялась по четырём направлениям: работа с детьми, родителями, педагогами и работа над организацией предметно-развивающей среды.
В соответствии с поставленными задачами были определены этапы работы, что способствовало эффективной реализации проекта:
1 этап - диагностико-прогностический (информационно-аналитический). На данном этапе был произведён анализ существующих программ по патриотическому воспитанию, содержащих региональный компонент; анализ имеющегося программно-методического обеспечения; анализ предметно-развивающей среды групп и ДОУ; анализ затруднений педагогов при проведении непосредственно образовательной деятельности и мероприятий на краеведческую тематику; изучение передового педагогического опыта по теме; подбор диагностических методик.
2 этап - организационный. На данном этапе было определено содержание и формы работы с воспитанниками ДОУ, родителями и педагогами; составлен перспективный план работы; организована предметно-развивающая среда; разработана серия конспектов непосредственно образовательной деятельности, мероприятий, досугов и др.
3 этап - практический, в ходе которого шла реализация педагогического проекта.
4 этап - итоговый (результативный), содержащий анализ, творческий отчёт, внедрение опыта экспериментальной деятельности в работу других педагогов.
Работа по реализации проекта предполагала совместную деятельность детей, воспитателей и родителей, что обеспечивало прочность усвоения дошкольниками знаний об истории и культуре Севера. Содержание проекта подробно представлено основополагающими тематическими блоками, в каждом из которых прослеживается интеграция краеведения в воспитательно-образовательный процесс ДОУ:
- «Национальная изба» - знакомство с историей жилища как феномена культуры, семейный бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного северного жилища;
- «Декоративно-прикладное искусство» - знакомство со способами изготовления посуды, узорное ткачество и вышивка в быту, орнаментальное искусство, украшение изделий бисером и мехом;
- «Фольклор» - знакомство с устным народным творчеством обско-угорских народов (мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, скороговорки, считалки, театрализация);
- «Хейро» - знакомство с эффективными средствами физического воспитания (подвижные игры, состязания, самобытные физические упражнения).
Для реализации педагогического проекта было разработано перспективно-тематическое планирование, составленное на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе и др. как часть, формируемая участниками образовательного процесса (региональный компонент).
Перспективно-тематическое планирование предназначено для расширения знаний детей о родном крае, культуре, обычаях и формирования на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности. Особенностью плана является ряд интересных и эффективных форм, методов и приемов работы с дошкольниками: игровые действия с предметами утвари народа ханты; конкурс рисунков «Мой дом - Югра»; экологическая акция «Спасти и сохранить»; экскурсия в мини-музей «Под открытым небом», созданный на территории ДОУ; развлечение «Вороний праздник» и др.
За время реализации проекта были значительно расширены взаимосвязи ДОУ с различными учреждениями культуры. Дети стали частыми посетителями Детской школы искусств. Экскурсии в региональный историко-культурный и экологический центр, музейно-туристический комплекс «Югра» помогли детям в увлекательной форме узнать о природе и истории родного края. Частыми гостями ДОУ были персонажи кукольного театра «Барабашка», «Чунга-чанга».
Нам удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в жизни детского сада - роль пассивного потребителя образовательных услуг. Родители совместно с детьми участвовали в досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ. Особо запомнились экологическая акция «Спасти и сохранить», «Есть у ёлочки друзья»; совместные экскурсии, слёты; спортивные развлечения «Вороний праздник», «Югорская семья»; участие в подготовке театрализованных представлений «Гордый карась», «Айога»; конкурсы совместных творческих работ детей и родителей «Культурное наследие», «Мой город - Меги-он», «Мой дом - Югра»; творческая гостиная «Изготовление оберегов».
Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику. Были проведены такие мероприятия, как семинар-практикум «Изготовление хантыйских игрушек и оберегов», практикум «Подвижные игры и упражнения народов Севера в физическом развитии», викторина «Знаешь ли ты свой край» и др.
Библиографический список
Результативность проекта можно выявить путем диагностического обследования детей: входящей диагностики и после прохождения всего курса - итоговой диагностики. Диагностическое обследование детей, с которыми проводилась работа, показала, что у них появился интерес к родному краю, городу (поселку), в котором они живут. Этот интерес проявился не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках. У детей отмечено уважительное отношение к народу ханты, его обычаям, истории и культуре родного края.
Таким образом, формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в детских садах города Мегиона рассматривается как национально-региональный компонент основной общеобразовательной программы ДОУ, при этом акцент делается на воспитании любви к родному краю, окружающей природе, культуре малой Родины. Практическая значимость представленной работы состоит в возможности применения ее результатов в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань, 2000.
2. Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова. - М., 2000.
3. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Педагогика нового времени / Т.М. Бондаренко. - Воронеж, 2002.
4. Лашкова, Л.Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста / Л.Л. Лашкова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 3.
Bibliography
1. Andreev, V.I. Pedagogika: Uchebnihyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya / V.I. Andreev. - Kazanj, 2000.
2. Cvetkova, I.V. Ehkologicheskoe vospitanie mladshikh shkoljnikov: Teoriya i metodika vneurochnoyj rabotih / I.V. Cvetkova. - M., 2000.
3. Bondarenko, T.M. Ehkologicheskie zanyatiya s detjmi 6-7 let: Pedagogika novogo vremeni / T.M. Bondarenko. - Voronezh, 2002.
4. Lashkova, L.L. Formirovanie kommunikativnihkh kachestv u deteyj starshego doshkoljnogo vozrasta / L.L. Lashkova // Doshkoljnoe vospitanie. - 2009. - № 3.
Статья поступила в редакцию 18.05.13
УДК 378.147
Panchenkova M.F. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FUTURE RAILWAY SPECIALISTS' PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMING. The author considers the necessity of forming of future railway specialists' professional communicative competence as an important quality. The author's idea of the pedagogical conditions of this process is presented. Three conditions as a complex have been determined.
Key words: professional communicative competence of future railway specialists,structural and functional model of future railway specialists' professional communicative competence forming, a complex of the pedagogical conditions.
М.Ф. Панченкова, преп. Курганский институт железнодорожного транспорта -
филиал ФГБОУ ВпО УрГУПс, г. Курган, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОКОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
В статье дано авторское представление профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта и обоснование совокупности педагогических условий ее эффективного формирования.
Ключевые слова: профессионально-коммуникативная компетентность будущих специалистов железнодорожного транспорта, модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта, педагогические условия.
В рамках новой парадигмы общественного развития особое значение приобретают тенденции роста международных перевозок, вступление России в международное информационнообразовательное пространство, что диктует повышение требований к уровню профессионально-коммуникативного общения, и в частности, иноязычной коммуникации будущих специалистов железнодорожного транспорта.
Одной из причин обращения к проблеме формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта стала необходимость осмысления перспектив языкового образования. Процесс
овладения языком в учебных условиях является предметом исследования многих ученых (Н.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Г.А. Китайгородская, Г.В. Колшанский, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, С.Г. Тер-Минасова и др.).
Проведенное нами исследование, связанное с выявлением сущности понятия «профессионально-коммуникативная компетентность» и поиском путей ее формирования, позволяет предположить, что в результате образования у человека должно быть сформировано некоторое целостное профессионально-коммуникативное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми.