Научная статья на тему 'Анализ опыта реализации регионального компонента содержания образования в дошкольном образовательном учреждении'

Анализ опыта реализации регионального компонента содержания образования в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1378
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА / THE REGIONAL COMPONENT OF PRE-SCHOOL EDUCATION / REALIZATION OF REGIONAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абашина Валентина Васильевна

В статье представлен анализ опыта работы дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента содержания образования. Рассмотрены способы включения регионального компонента содержания образования в основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения, обозначены трудности, которые испытывают педагоги в реализации региональной составляющей содержания образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абашина Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE EXPERIENCE OF REALIZATION OF REGIONAL COMPONENT OF EDUCATION IN A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article presents the analysis of the experience of realization of regional component of education in a pre-school educational institution. The ways of including the regional component of education in the pre-school curriculum are considered; the difficulties, teachers are faced with while realizing the regional component of education, are defined.

Текст научной работы на тему «Анализ опыта реализации регионального компонента содержания образования в дошкольном образовательном учреждении»

ББК 74.104 YÄK 373.2

B.B. AÁAWMHA

V.V. ABASHINA

АНАЛИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАУИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

THE ANALYSIS OF THE EXPERIENCE OF REALIZATION OF REGIONAL COMPONENT OF EDUCATION IN A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

В статье представлен анализ опыта работы дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента содержания образования. Рассмотрены способы включения регионального компонента содержания образования в основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения, обозначены трудности, которые испытывают педагоги в реализации региональной составляющей содержания образования.

The article presents the analysis of the experience of realization of regional component of education in a pre-school educational institution. The ways of including the regional component of education in the pre-school curriculum are considered; the difficulties, teachers are faced with while realizing the regional component of education, are defined.

Ключевые слова: региональная составляющая содержания дошкольного образования, реализация регионального компонента.

Key words: the regional component of pre-school education, realization of regional component.

На современном этапе каждое дошкольное образовательное учреждение самостоятельно создаёт и реализует основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения - нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Образовательная программа дошкольного учреждения позволяет адаптировать примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разрабатываемую уполномоченным федеральным органом, к специфике и условиям конкретного образовательного учреждения.

В соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» данный документ включает в себя два компонента: федеральный (инвариантный) и региональный (вариативный). Федеральный компонент основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает в себя содержание десяти образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, воспитание и обучение детей 3-7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Федеральная составляющая содержания обучения дошкольников направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их физическом и психическом развитии. Как отмечается в данном нормативном документе, федеральная часть содержания

дошкольного образования может дополняться вариативной, отражающей специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий того или иного региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Региональный компонент содержания дошкольного образования является важнейшим ресурсом расширения и обогащения содержания образования, обеспечения его вариативности. Способность педагогов связать инвариантный (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой является одной из ценностей современного образования.

В педагогической науке понятие «региональный компонент в образовании» определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса. По мнению О.Ю. Зайцевой, благодаря региональному компоненту содержания образования дети дошкольного возраста получают возможность беспрепятственно включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в том или ином регионе. Регионализация дошкольного образования предполагает:

• активизацию самосознания растущего человека как россиянина, как представителя определённого этноса и жителя определённого региона;

• развитие образовательной сферы региона с учётом культурного, эколого-географического богатства региона;

• воспитание интернационального сообщества на основе мультикуль-турного образования [2, с. 109].

Вполне согласны с тем, что содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников представлений о природных, культурно-исторических и социально-экономических особенностях своего региона, его культурных традициях и ценностях. Это позволит детям дошкольного возраста адаптироваться к жизни в условиях социокультурной среды своего региона, проникнуться любовью к родной земле.

Однако, по мнению А.К. Костина, на пути развития процессов регионализации образования возникает ряд проблем и трудностей:

• низкий уровень осознания образовательных потребностей населения в регионах;

• несформированность готовности и способности региона выступить в качестве субъекта образовательной политики;

• неразработанность философских, методологических, методических оснований для интеграции и дифференциации федерального и регионального компонентов образования [4, с. 28].

Мы вполне согласны с этой точкой зрения, тем более что в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отсутствуют нормативные документы о стратегии реализации регионального компонента. В связи с этим весьма востребованной в современных условиях становится готовность и способность педагогов самостоятельно проектировать и реализовывать региональный компонент своей основной общеобразовательной программы.

Вместе с тем хотелось бы выделить и другие трудности, которые испытывают педагоги на этапе проектирования и реализации регионального компонента содержания образования. В частности, это:

• недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов (затруднения в преподнесении знаний узко специфического характера, свойственных нашему региону);

• недостаточность учебно-материальной базы, методического обеспечения регионального компонента содержания образования.

Рассмотрим опыт реализации регионального компонента содержания образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей «Улыбка» города Лянтора. Формируя содержание регионального компонента основной общеобразовательной программы, педагоги проанализировали социально-культурные особенности контингента воспитанников и их семей, территориальную принадлежность города. Это позволило им выбрать направленность регионального компонента содержания образования - нравственно-патриотическое воспитание детей, включающее в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства национальной гордости, изучение истоков национальной культуры, а также воспитание интереса и уважения к культуре и быту народов Севера. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае, его людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине.

Как известно, одним из препятствий на пути развития процесса регионализации образования являются затруднения, которые испытывают педагоги в преподнесении детям знаний узкоспецифического содержания, связанного с особенностями региона. По этой причине с педагогическим коллективом детского сада были проведены консультации, семинары, практикумы, круглые столы, мастер-классы и другие мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах воспитания патриотизма и гражданственности, любви и привязанности к своей малой родине. Так, педагоги изучали историю заселения Югры, её символику, культуру, быт коренных народов. В методическом кабинете был собран материал по краеведению: методическая и художественная литература (стихи, рассказы, сказки), тематические альбомы, аудио- и видеофильмы, конспекты образовательной деятельности с детьми.

Реализация регионального компонента содержания образования предусматривала следующие варианты его включения:

• интеграцию региональной составляющей в содержание образовательных областей федерального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения;

• использование самостоятельно разработанных педагогами данного учреждения парциальных программ.

Материал регионального содержания органично включался в содержание образовательных областей федерального блока в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития. В ходе изучения содержания образовательных областей федерального блока включались материалы регионального компонента содержания образования, направленные на воспитание любви к природе родного края, изучение истории своего края, формирование интереса к культурному наследию региона (художественному творчеству, фольклору, играм и др.), духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.

Например, дошкольники знакомились с русскими народными подвижными играми и играми народов ханты и манси (образовательная область «Физическая культура»). Дети с удовольствием играли в игры народов севера, связанные с обитателями тайги. В этих играх много шуток, юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, жеребьёвками.

Знакомя дошкольников с содержанием образовательной области «Познание», нельзя не рассказать им о природе родного края. Педагоги стремились дать детям образец гуманного отношения ко всему живому, нацеливали на эмоциональную оценку окружающей природы. Знакомили детей с народными приметами, отражающими острую наблюдательность народов ханты и манси («В глубоком снегу никогда не замёрзнешь», «Собака траву ест - дождь будет», «Мошки в тесную одежду набираются больше» и др.). Народные приметы помогают детям познать природу, развить у них наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.

Детям читали произведения художественной литературы русского народа и народов ханты и манси (образовательная область «Художественная литература»).Знакомство с национальными сказками, потешками, пословицами и поговорками воспитывает у детей сознательность, вежливость, доброту.

С учётом Федеральных государственных требований к содержанию общеобразовательной программы региональный компонент содержания образования реализовывался в совместной деятельности с воспитанниками непосредственно в ходе образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах, а также в работе с семьями воспитанников. Время, затраченное на реализацию регионального компонента, составило от двадцати до тридцати минут в день (в зависимости от возрастной группы).

Опыт реализации регионального компонента содержания образования в данном дошкольном учреждении подтверждает точку зрения О.В. Бурляевой о том, что «реализация принципа интеграции федерального и регионального содержания дошкольного образования в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет формировать у детей целостную картину мира, не перегружая лишней информацией и в тоже время обеспечивая необходимый минимум представлений о родном крае для познавательного, социального, нравственного и патриотического воспитания» [1, с. 63].

Кроме этого, вариантом включения регионального компонента содержания образования явилась студийно-кружковая работа. В дошкольном учреждении были организованы кружки:

«Забава», целью работы которого явилось приобщение детей к изучению истории народных промыслов, сохранение празднично-обрядовой культуры русского народа;

«Русские былины», деятельность которого была направлена на развитие художественных способностей дошкольников через ознакомление с былинами как источником народной мудрости;

«Златоустье», целью которого являлось ознакомление дошкольников с малыми фольклорными жанрами устного народного творчества;

«Пимочка», способствующий воспитанию у детей любви к своей малой родине, природе родного края, чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к коренным жителям родного края.

Рассмотрим особенности реализации регионального компонента содержания дошкольного образования на примере работы кружка «Пимочка».

Воспитание у ребёнка патриотических и гражданских чувств - это не только воспитание любви и уважения к своей национальной культуре, но и уважение, толерантное отношение к народностям, населяющих наш округ. В ходе кружковых занятий дети знакомились с народными традициями ханты и манси, особенностями климата и основных природных богатств той территории, на которой они проживают. Также дети изучали искусство этих народов, знакомились с особенностями национального костюма, обращая внимание на элементы его орнамента. Полученные знания закреплялись в сюжетно-ролевых играх и разнообразных видах деятельности.

Особое внимание педагоги уделяли изучению обычаев народов ханты и манси, в частности, обычаям проявления гостеприимства и уважения к старшим. Дошкольники узнали о том, что дети этих народов постоянно находились рядом с родителями, помогали им в работе: учились выделывать шкуры, изготовлять жилы для меховой одежды, кроить и шить одежду и обувь, украшать её орнаментом, готовить пищу, поддерживать очаг. Так они накапливают свой жизненный опыт, а став взрослыми, заботятся о старших, помогают им.

Для детей была организована мини-выставка «Югра - это ты и я!», по-свящённая юбилею Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Её составили фотографии и иллюстрации об искусстве, труде и быте народов ханты и манси, каталоги орнаментов, используемых в национальных костюмах жителей Крайнего Севера (просмотреть, как ранее писалось).

Народно-прикладное искусство коренных народов Севера изображает красоту, необычность северной природы, жизнь и быт. Целенаправленная работа по внедрению национально-регионального компонента содержания образования способствовала проявлению детьми накопленных знаний и впечатлений в разных видах продуктивной деятельности: рисунках, аппликациях, изготовлении поделок из различного материала, предметов быта и украшений народов Севера.

Одним из условий успешной реализации регионального компонента содержания дошкольного образования является сотрудничество с родителями воспитанников. В ходе родительских собраний, консультаций, бесед педагоги доказывали родителям важность и значимость приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного края. Родители принимали активное участие в создании предметно-развивающей среды, оснащении и оборудовании мини-музеев краеведения в группах и на территории детского сада, оказывали помощь в изготовлении атрибутов к играм. При активном участии родителей и педагогов в дошкольном учреждении был создан этнографический музей. Родителям оказывалась практическая помощь в подборе для дошкольников детской художественной литературы, их знакомили с играми и песнями народов Севера.

Мы считаем, что проведённая в данном дошкольном учреждении работа поможет сохранить и развить народные традиции, привить детям уважение к коренному населению и любовь к родному краю, а значит, и любовь к Родине. Использование регионального компонента в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет ввести детей в многообразный окружающий мир, раскрывает региональные особенности и традиции народов Севера, благотворно влияет на духовно-нравственное формирование личности.

Опыт реализации регионального компонента содержания дошкольного образования в отдельно взятом дошкольном учреждении показывает, что дети дошкольного возраста осваивают элементарные представления об экологических особенностях своего региона, с удовольствием знакомятся с региональным фольклором, доступным дошкольникам, проявляют познавательный интерес к культуре и традициям народов, живущих в нашем регионе. С полной уверенностью можно утверждать, что содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Литература

1. Бурляева, О.В. Реализация принципа интеграции при проектировании регионального модуля основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О.В. Бурляева // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 4. - С. 56-63.

2. Зайцева, О.Ю. Развитие принципа регионализации в теории и практике дошкольного образования [Текст] / О.Ю. Зайцева // Вектор науки Тольят-тинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. -2011. - № 4. - С. 109-114.

3. Костин, А.К. Регионализация образования - стратегическое направление образовательной политики [Текст] / А.К. Костин // Педагогика. - 2005. -№ 8. - С. 26-32.

4. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2010/03/05orb-doc.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.