Научная статья на тему 'Ознакомление дошкольников с литературным наследием ХМАО - Югры в условиях реализании ФГОС дошкольного образования'

Ознакомление дошкольников с литературным наследием ХМАО - Югры в условиях реализании ФГОС дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
881
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура родного края / художественна литература / писатели и поэты ХМАО Югры / дети старшего дошкольного возраста / дошкольная образовательная организация / culture native the brink / artistic literature / writers and poets KHMAD - Yugra / children senior preschool age / preschool educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. Л. Лашкова, С. А. Якоб

В статье рассматривается одно из направлений реализации регионального компонента в системе дошкольного образования. Авторы раскрывают значимость проблемы воспитания у дошкольников ценностного отношения к культуре родного края при использовании художественной литературы. Актуальность и новизна материала заключаются в разработке содержательных и методических аспектов процесса ознакомления детей 6-7 лет с творчеством писателей и поэтов ХМАО Югры с учетом требований ФГОС дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILIARIZE PRESCHOOLERS WITH THE LITERARY HERITAGE OF KHMAO - YUGRA IN THE IMPLEMENTATION OF THE FSES OF PRE-SCHOOL EDUCATION

The article considers one of the directions of realization of the regional component in the system of preschool education. The authors reveal the importance of the problem of education in preschoolers value attitude to the culture of their native land when using fiction. The relevance and novelty of the material lies in the development of substantive and methodological aspects of the process of familiarizing children 6-7 years old with the works of writers and poets of KHMAD Yugra, taking into account the requirements of the GEF preschool education.

Текст научной работы на тему «Ознакомление дошкольников с литературным наследием ХМАО - Югры в условиях реализании ФГОС дошкольного образования»

YAK 373.21 ББК 74.100.544.1

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛИТЕРАТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ ХМАО - ЮГРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАНИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FAMILIARIZE PRESCHOOLERS WITH THE LITERARY HERITAGE OF KHMAO - YUGRA IN THE IMPLEMENTATION OF THE FSES OF PRE-SCHOOL EDUCATION

В статье рассматривается одно из направлений реализации регионального компонента в системе дошкольного образования. Авторы раскрывают значимость проблемы воспитания у дошкольников ценностного отношения к культуре родного края при использовании художественной литературы. Актуальность и новизна материала заключаются в разработке содержательных и методических аспектов процесса ознакомления детей 6-7 лет с творчеством писателей и поэтов ХМАО - Югры с учетом требований ФГОС дошкольного образования.

The article considers one of the directions of realization of the regional component in the system of preschool education. The authors reveal the importance of the problem of education in preschoolers value attitude to the culture of their native land when using fiction. The relevance and novelty of the material lies in the development of substantive and methodological aspects of the process of familiarizing children 6-7 years old with the works of writers and poets of KHMAD - Yugra, taking into account the requirements of the GEF preschool education.

Ключевые слова: культура родного края, художественна литература, писатели и поэты ХМАО - Югры, дети старшего дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация.

Key words: culture native the brink, artistic literature, writers and poets KHMAD - Yugra, children senior preschool age, preschool educational organization.

Национальное самосознание, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм нравственного поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Согласно ФГОС дошкольного образования, «познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Вместе с тем, Стандарт дошкольного образования устанавливает основные принципы, к числу которых относится учёт этнокультурной ситуации развития детей [5].

Ребенок на этапе завершения дошкольного образования обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории (целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС дошкольного образования).

В результате анализа нормативных документов, научных исследований и образовательной практики детских садов ХМАО - Югры, возникает ряд противоречий:

- на социально-педагогическом уровне - между социальным заказом общества в воспитании ребенка дошкольного возраста, способного ценить культуру родного края, и недостаточным вниманием родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций ХМАО - Югры к данной проблеме;

Л.Л. ЛАШКОВА, С.А. ЯКОБ

L.L. LASHKOVA, S.A. YAKOB

- на научно-теоретическом уровне - между признанием психолого-педагогической наукой возможности формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к культуре родного края и отсутствием научно обоснованной программы реализации данного процесса в системе дошкольного образования ХМАО - Югры;

- на научно-методическом уровне - между значительным потенциалом художественной литературы для реализации процесса формирования ценностного отношения к культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического сопровождения данного процесса в практике современного дошкольного образования ХМАО - Югры.

Необходимость решения данных противоречий определила цель нашего исследования, которая заключается в разработке методического инструментария ознакомления дошкольников с творчеством писателей и поэтов ХМАО - Югры.

Для реализации цели и задач исследования определено методологическое основание данного процесса, в котором теоретико-методологической стратегией выступает аксиологический подход, а практико-ориентированной тактикой - деятельностный и интегративный.

Аксиологию можно рассматривать как учение о ценностях, с одной стороны, методологической основой и механизмом развития ценностно-смыслового отношения детей дошкольного возраста к культуре родного края, а с другой - как путь переосмысления и обновления ценностями теории и практики дошкольного образования на данном историческом этапе [3]. Данный подход позволяет выстраивать содержание и методический инструментарий ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой в конкретных региональных условиях в соответствии с поликультурными, этнокультурными и социокультурными традициями ХМАО - Югры. При чтении литературных произведений важно сформировать у ребенка чувство сопричастности к родному округу, осознание того, что, он родился и растет на земле, имеющей исторические корни, уходящие далеко в прошлое народов ханты и манси.

Деятельностный подход позволяет рассмотреть компоненты деятельности участников образовательного процесса во взаимосвязи всех средств, форм и методов. Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации, построенный на основе деятельностного подхода, ориентирован на получение детьми знаний не в готовом виде, а в процессе самостоятельной познавательной деятельности, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает появление у детей установки на самостоятельность, развитие инициативы, проявление свободы выбора, реализации своих способностей и образовательных потребностей.

Формирование у дошкольников знаний о культуре ХМАО - Югры в контексте интегративного подхода рассматривается как процесс и результат педагогической интеграции (межпредметной, внутрипредметной, межличностной, внутриличностной). Интеграция в детском саду реализуется через проектирование и конструирование содержания образовательной деятельности; выбор эффективных средств, форм и методов работы педагога, объединенных по тематическому принципу; интеграции разных видов детской деятельности (восприятие художественной литературы и фольклора, игровой, изобразительной, музыкальной, познавательно-исследовательской и др.).

Эффективность решения поставленных нами задач предполагает учет следующих принципов: системности, содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, возрастной адекватности и индивидуализации образования.

Одним из ответственных моментов является выбор литературного произведения, которое должно отвечать требованиям доступности, эстетической ценности, наличия воспитательного потенциала. Обратимся к неко-

торым произведениям, которые целесообразно использовать при решении поставленных нами задач.

Таблица 1

Список произведений художественной литературы, соответствующий программе по ознакомлению с культурой ХМАО - Югры

Автор, название литературного произведения Цель образовательной деятельности

«Хантыйский детский фольклор», составитель С.Д. Дядюн; «Загадки мансийские (вогульские)», составители Е.И. Ромбандеева Т.Д. Силинкина. Формирование представлений о новых фольклорных жанрах (сказание, игры-загадки, легенды, песни-пожелания, песни-предначертания); воспитать ценностное отношение к природному величию округа и культуре народов севера.

А.М. Конькова. «Рождение кедра», «Каждый другом силён», «Как Окунь полосатым стал», «Хочу Не хочу». Развитие интереса к культуре народов севера; воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ответственности и трудолюбия.

Е.Д. Айпин. Сказка «Клюквинка и Травяная косичка» и сборник загадок «Посреди бора длинный хвост». А.М. Бецко. Стихотворение «Не дружу!». Формирование знаний о дружеских отношениях в детском коллективе; воспитание чувства товарищества и взаимовыручки.

А.С. Тарханов. «Священная березка», «Березонька», «Приключение сибирского комара». Воспитание любви и чувство привязанности к малой родине, бережного отношения к богатствам родного края; сформировать элементарные представления о понятии «столица -Москва», «административный центр - Ханты-Мансийск», о значимости главных городов округа и страны.

Ю. Шесталов. «Мамин хлеб», «Нянька», «Рыбак», «Лыжник», «Северное сияние», «Где ты, лисий след?», «Что приснилось Вите», «Сказка про луну», «О ленивом бобренке-ребенке». Воспитаниетрудолюбия и ценностного отношения к труду взрослых; развитие эстетических чувств при ознакомлении с природой родного округа.

М.К. Вагатова. «Рыбаки», «Пять слов, пять рассказов», «Хлебушко «В моем сердце вся природа, добрый нрав и ум народа...». Воспитание любви к малой родине, бережного отношения к природе родного края, ценностного отношения к хлебу и труду хлебороба.

Г.И. Слинкина. «Сказки земли Югорской». Н.Н. Соболев. Стихотворение «Где факелы пылают нефтяные.». Д А. Сергеев. «Апрели севера». Формирование знаний о родном округе,о географическо-территориальной уникальности ХМАО - Югры; воспитание чувства гордости за Югорскую землю.

Н.В. Сочихин. «Родина», «Грибной дождик», «Бурундучок», «Лесной Айболит», «Ссора», «Кто печет у нас блины.». Формирование представлений о живой и неживой природе Югры; воспитание чувства привязанности к родной семье и округу.

А.А. Радченко. «Гимн Ханты-Мансийского Округа -Югры». Формирование элементарных представлений о символике Ханты-Мансийского округа; о значимости Югры для всего государства.

С.П. Пивоваров. Формирование представлений о живой и нежи-

«Песенка благодарности», вой природе ХМАО - Югры; воспитание уважи-

«Хорошее дело», «Умница», тельного отношения к родителям, ценностного

«Про папу-растяпу», отношения к семье и родному краю.

«Про бабушку-кулинарушку»,

«К празднику папы»,

«Сосна во дворе»,

«В нашем северном краю»,

«Не обижайте маленьких»,

«Мои друзья»,

«Сказка про кормушку»,

«Что такое Родина».

Н.М. Календарева.

«Десять маленьких истории».

Л.И. Премудрых.

«Праздник папы», «Наседка»,

«Малыш»

Сказка является одним из самых любимых жанров литературы детей дошкольного возраста. В ней оживают мифические герои, окружающая природа и разнообразная жизнь человека (его борьба за счастье, верования, обычаи). Герои большинства сказок обладают положительными чертами характера человека: трудолюбие, верность, взаимопомощь, безграничная преданность Родине. Воплощение в сказках положительных черт является эффективным средством их передачи из поколения в поколение. В сказках, особенно исторических, ярко отражены межнациональные связи народов, совместная борьба против иноземных врагов. Особенностью жанра является образность, которая облегчает восприятие их детьми, неспособными ещё к абстрактному мышлению. В героях сказок обычно весьма выпукло и ярко отражены главные черты характера, сближающие их с национальным характером народа (отвага, трудолюбие, смелость, находчивость, остроумие).

На первый взгляд, бесхитростность нравственных уроков, которая преподносится в сказках народов Севера современным поколениям, неоценима. В них отражены идеи о неограниченных возможностях трудового совершенства. Так, в мансийской сказке «Аринэ и Санки Оленьи Рожки» главными человеческими радостями являются любовь к труду, почитание умений и сноровки. У ребенка формируются представления о труде коренных народов Югры, который помогает им выжить в суровых условиях Севера, о таких народных промыслах, как рыболовство, охота, оленеводство, собирательство и др.

Многие произведения писателей и поэтов Югры содержат описание природы. Для миропонимания северян наряду с осознанием единства с природой характерно понимание роли человека на земле и ответственности его перед природой. Свойства мировоззрения северных народов отражены в его категориях, связанных с природой; в географических и пространственных представлениях, в понятиях о родной земле и её «священных местах». Их сущность заключается в том, что человек не противопоставляет себя окружающей природе, а постоянно ощущает себя частью ее, стремится жить в природе, не нарушая присущего ему мира и гармонии [1, с. 106]. Знакомясь с такими произведениями, ребенок начинает понимать, что

Родина - лес на пригорке.

Птичий трезвон по утрам.

Родина - все, что предки,

Завещая, оставили нам (С.П. Пивоварова «Что такое Родина»)

Художественные произведения авторов ХМАО - Югры, адресованные юным жителям земли югорской, способствуют формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство [2, с. 28]. Это подтверждается

тем, что народы Севера создали уникальную систему воспитания, обеспечивавшую им формирование типа личности, способного выдержать самые суровые условия жизни. Методы физического воспитания, закаливания, приёмы выработки невероятной выносливости, выдержки, почти легендарной неутомимости передаются из поколения в поколение.

Следует отметить, что система занятий по ознакомлению с творчеством писателей и поэтов нашего округа строится нами на основе требований ФГОС дошкольного образования (поддержка детской инициативы и самостоятельности, предоставление ребенку права выбора, недирективная помощь педагога, интеграция образовательных областей и разных видов детской деятельности и др.). Приведем пример занятия на тему «Волшебные рукавички», где ярко отражена интеграция восприятия художественной литературы и изобразительной деятельности детей.

В ходе предварительной работы было организовано чтение художественной литературы «Буровичок Югорка» О. Лебедевой; рассматривание альбомов «Мансийские орнаменты», «Декоративно-прикладное искусство ханты и манси»; рисование орнаментов через трафареты.

Сочетание литературы и декоративно-прикладного искусства дает возможность формировать у ребенка целостное представление о традициях региона. При ознакомлении с прикладным искусством ханты и манси дошкольники отмечают его красочность, богатство орнамента, разнообразие техники обработки материалов. Помимо широко распространённых на Севере дерева, бересты, олова и свинца, шкур оленя и других пушных зверей, мы можем найти изделия из рыбьей кожи, циновки из травы и камыша, полотно из крапивного волокна, сосуды, плетёные из корней кедра, вышивки, выполненные с большим мастерством и покрывающие почти сплошь рубахи и кафтаны. Широко и разнообразно применяется цветной бисер для вышивки и ажурного плетения. И ханты, и манси любят яркие цвета в своей одежде, поэтому она так нарядна [4, с. 231].

Таким образом, в дошкольном образовании важным фактором обучения и воспитания дошкольников является национально-региональный компонент. Постижение самобытности внутреннего мира, всего контекста образа жизни любого этноса возможно только на основе глубокого проникновения в живую плоть его педагогических традиций. Необходимо анализировать не отдельные приёмы народной педагогики, а рассматривать этническую педагогическую систему как целостный процесс, связанный со всей многообразной жизнью народа.

В связи с этим, в перспективе нашего исследования мы планируем разработку парциальной программы воспитания у дошкольников ценностного отношения к культуре ХМАО - Югры, содержательными аспектами которой выступят не только художественная литература, но и праздники, обряды, народные игры и разные виды искусства.

Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, проектируемая нами программа будет включать целевой, содержательный и организационный разделы. В целевомразделе программы нами будут представлены пояснительная записка и планируемые результаты освоения программы, в содержательном - содержание факторов формирования у детей ценностного отношения к культуре ХМАО - Югры. В организационном разделе будут даны рекомендации по организации и проведению образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, представлено ресурсное обеспечение программы (в том числе, особенности проектирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации с учетом поставленных задач).

Соответствие данной программы требованиям ФГОС позволит использовать её в части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Данная методическая разработка будет отражать специфику культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс дошкольных образовательных организаций нашего округа.

Таблица 2

Фрагмент занятия интегративного типа по ознакомлению с культурой ХМАО - Югры

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

и и о к а

СО т к и

СО и

а

о

Ребята, вчера мне на электронную почту пришло письмо от девочки Ксюши. Когда я распечатала его, то увидела вот такую картинку (показ рисунка «воздушный шар Буровичок»). Кто это? (Буро-вичок) Ещё Ксюша написала такие слова: «Ребята! Я высылаю в подарок картинку и желаю, чтобы Буровичок стал для всех ребят хорошим другом, как и для меня». Может ли стать другом картинка?

Вспомните, мы читали книгу о Ксюше и её друзьях. В ней Буровичок сначала был простым рисунком, потом воздушным шаром, а потом вдруг ожил. Что его оживило? (волшебные рукавицы) Давайте вспомним, как это случилось... Чтение отрывка

Дети отвечают на вопросы.

Предположе ния детей.

и

и °

к а

Но у нас, к сожалению, нет волшебных рукавиц. Что же нам делать?

Давайте попробуем сделать красивые рукавицы, и посмотрим, что же будет дальше. Может быть, они обретут волшебную силу в наших руках?

Дети совместно с педагогом ставят цель: изготовить рукавицы.

о о

ф

а сг

со к

Е н

а к

о ч

5

и Я

К я

Посмотрите, что у нас на столах. Как это можно использовать при изготовлении рукавички?

Предлагаю сначала нарисовать рукавичку, а потом будем её украшать. Только вот красок на столах нет, чем же раскрасить рукавицы?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я предлагаю очень необычную технику - рисование пластилином. Наша рукавичка должна быть точно по размеру детской ладошки. Ведь у Буровичка тоже маленькая ладошка. Как же нам нарисовать рукавичку именно такого размера? (обвести свою ладошку) Украшать рукавицу мы будем красивым рисунком, который называется орнамент. Давайте повторим все вместе это слово. Какие народы используют орнаменты в украшении своих вещей? (ханты и манси). У вас на столах готовые орнаменты «оленьи рожки», они будут украшать нашу рукавичку. Их нужно будет аккуратно разместить и обвести по контуру, чтоб потом закрасить. Чтобы раскрасить рукавицу, мы будем использовать пластилин -отрывать по маленькому кусочку и крепить на рисунке. Не забудьте, что цвет орнамента обязательно отличается от цвета рукавицы, иначе его не будет видно. Посмотрите на изделия из оленьей шкуры и скажите, какие цвета вы будете использовать?

Дети перечисляют материалы, предлагают варианты изготовления рукавички.

Предположения детей.

Ответы детей.

>8 а и о ф

ЕГ

а н и

СО

о. С

Давайте повторим последовательность выполнения работы. Чтобы наши пальчики не устали во время работы, давайте поиграем.

Теперь можно приступать к работе. По ходу выполнения задания воспитатель отвечает на вопросы детей, следит за осанкой, напоминает правила аккуратности.

Дети проговаривают последовательность работы. Пальчиковая гимнастика.

Изготовление рукавиц под народную музыку ханты

а а

о ЕР

и о

о а

Е; ф ■©• а

0 о рц

Готовые рукавички вывешиваются на доску.

Ребята, вы хорошо постарались. Я думаю, у нас получится превратить Буровичка из воздушного шара в маленького друга. Теперь давайте выберем самую аккуратную рукавичку. Она непременно должна выглядеть, как настоящая, ведь только настоящая рукавичка сможет творить волшебство. Проходите, ребята к компьютеру, вы увидите чудо! Воспитатель кладёт рукавичку в сканер, делает вид, что сканирует, показывает презентацию «Превращение Буровичка», достаёт из-за монитора куклу Буровичка.

Ну что, ребята, у нас всё получилось! Видите, как нам пригодились наши знания о волшебных рукавицах и о Буровичке. Скажите, чему вы сегодня научились? Что вам было интересно? Что вам показалось трудным?

Дети рассматривают работы.

Выбирают самую аккуратную работу.

Литература

1. Бугаева, А.Л. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера [Текст] / А.Л. Бугаева, У.Н. Зуева. - Ханты-Мансийск : ГУИПП «Полиграфист», 2002 - 190 с.

2. Малышев, А.А. Народные подвижные игры как средство формирования этнокультурной идентификации личности сельского школьника [Текст] / А.А. Малышев // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 5 (30). -С. 28-29.

3. Платохина, Н.А. Теория и практика развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н.А. Платохина. - Ростов-на-Дону, 2011. - 51 с.

4. Прокопенко, В.И. Изобразительное искусство в начальной национальной школе обско-угорских народов [Текст] : пособие для учителей / В.И. Прокопенко, Л.В. Березуцкая. - Ханты-Мансийск : Печатный мир, 2012. - 310 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Сайт ФГАУ «Федеральный институт развития образования». - Режим доступа: http://www.firo.ru/ (дата доступа: 11.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.