Научная статья на тему 'Воспитание культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста'

Воспитание культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1560
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / INTERCULTURAL AND INTERETHNIC COMMUNICATION / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRESCHOOL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашкова Лия Луттовна, Маленко Ольга Павловна

В статье подчёркивается актуальность проблемы воспитания культуры межнационального общения. Раскрываются эффективные формы, средства и методы реализации данного процесса в практике дошкольных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лашкова Лия Луттовна, Маленко Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INTERCULTURAL AND INTERETHNIC COMMUNICATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article emphasizes the urgency of intercultural and interethnic communication development of preschool children. The effective forms, means and methods of process implementation are disclosed in practice of pre-schools.

Текст научной работы на тему «Воспитание культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста»

YAK 373.21 ББК 74.100.51

Л.Л. ДАШКОВА, О.П. МАЛЕНКО

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАиИОНАЛЬНОГО ОБШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

L.L. LASHKOVA, O.P. MALENKO

THE DEVELOPMENT OF INTERCULTURAL AND INTERETHNIC COMMUNICATION OF PRESCHOOL CHILDREN

В статье подчёркивается актуальность проблемы воспитания культуры межнационального общения. Раскрываются эффективные формы, средства и методы реализации данного процесса в практике дошкольных образовательных организаций.

The article emphasizes the urgency of intercultural and interethnic communication development of preschool children. The effective forms, means and methods of process implementation are disclosed in practice of pre-schools.

Ключевые слова: культура межнационального общения, дети старшего дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация, образовательный процесс.

Key words: intercultural and interethnic communication, children of preschool age, preschool, educational process.

Сегодня демократизация общества сопровождается не только прогрессивными изменениями, но и такими негативными явлениями, как разрушение многолетних связей между народами, разделение этносов по национально-территориальному признаку. Выражение национального самосознания порой доходит до крайних форм шовинизма и приводит к межэтническим конфликтам.

В последнее время проблема воспитания культуры межнационального общения стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровнях. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жёсткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.

В связи с этим в теории и практике образования на первый план выдвигается проблема воспитания культуры межнационального общения. Образование, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребёнок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - воспитать у него уважение к людям других национальностей. Потому цель всех образовательных учреждений - не только познакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты. В силу усиливающейся интеграции народов в условиях Северного региона эти вопросы приобретают особую актуальность.

Значимость данной проблемы обозначена в нормативных документах дошкольного образования. Всем известно, что в скором времени вступит в силу Федеральный образовательный стандарт, в котором определены основные принципы дошкольного образования. Одним из них заявлен учёт этнокультурной ситуации развития детей. В стандарте отмечено, что социально-коммуникативное развитие ребёнка-дошкольника направлено на

присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Познавательное развитие детей предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Следует признать, что большинство педагогов дошкольных образовательных организаций осознает значимость воспитания культуры общения дошкольников в условиях многонационального детского коллектива. Однако на практике зачастую наблюдается пассивная позиция воспитателей в силу некомпетентности, неумения вести воспитательную работу в данном направлении.

Изучение образовательного процесса в детских садах показывает, что проблема воспитания культуры межнационального общения детей дошкольного возраста и их родителей нуждается в теоретической и экспериментальной разработке. Особую важность это приобретает для Ханты-Мансийского округа, который представляет собой многонациональный регион. Активные миграционные процессы способствуют формированию разнообразного национального состава населения ХМАО - Югры. На территории автономного округа проживают представители более 115 национальностей. Однако более 80% населения формируется из представителей четырёх народов: русских, украинцев, татар и башкир. Кроме того, территория Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является традиционной для проживания малочисленных народов Севера. По результатам переписи 2002 г. численность коренных народов округа составляет 28,3 тысячи человек - это одно из самых высоких значений среди субъектов РФ (4 место). На начало 2010 г. численность коренных малочисленных народов Севера в автономном округе составила 30,3 тысячи человек [3].

В связи с этим считаем важным конкретизировать определение термина «культура межнационального общения» и выявить эффективные формы, средства и методы воспитания данной культуры у дошкольников.

А.С.Касимова интерпретирует понятие «культура межнационального общения детей старшего дошкольного возраста» как единство познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер ребёнка, отражающих соответственный возрасту уровень представлений детей о Родине, людях разных национальностей, эмоционально-положительное отношение к ним и способы межнационального общения в разных видах деятельности [2].

Автор подчёркивает важность разработки и реализации технологий воспитания у дошкольников культуры межнационального общения, обеспечивающих развитие интереса к культуре народа совместного проживания, активизирующих эмоционально-чувственную сферу ребёнка, побуждающих к проявлению чувств патриотизма, дружбы, симпатии к людям другой национальности.

В настоящее время ребёнок учит иностранный язык (английский, немецкий), знает русский и родной языки. Он путешествует с родителями за границу и знает, что люди разных стран живут по-разному - у них отличаются не только языки, но и отношения друг с другом, кухня, музыка и танцы. Ему интересны игры, сказки и пословицы разных народов, и он может их назвать - русские, украинские, молдавские, чеченские, дагестанские, татарские, английские, немецкие.

Социокультурный опыт дошкольника проявляется в поведении, так как он уже имеет достаточно чётко сформированные представления о правилах жизнедеятельности в социуме, ценностях разных культур и способах взаимодействия с представителями других национальностей. Но его представления о многообразии культур отрывочны, мозаичны. Он бывает критично настроен к представителям какой-либо нации. Ему трудно включиться в общение с ними из-за языкового барьера, непонимания традиций. Эмоционально-чувственное отношение к другой культуре доминирует над рационально-логическим, в связи с чем, вопрос об этике межкультурных коммуникаций приобретает особое звучание.

Доказано, что особенности межэтнического восприятия обусловлены возрастом и социальными условиями развития. С одной стороны, дети до шести лет имеют достаточно размытое представление о своей национальности, в то же время уже в четыре года у ребёнка начинает формироваться отношение к человеку другой национальности. В этом возрасте ребёнка ещё характеризуют эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Поэтому одной из главных задач родителей и педагогов является воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательного, уважительного отношения к представителям других этнических коллективов, приобщение к культурным ценностям разных народов.

Педагогический процесс в многонациональной группе детского сада, несомненно, сохраняет свои структурные компоненты, однако его содержание находится в зависимости от социально-этнической среды данной группы. При этом педагогу необходимо сконцентрировать особое внимание на отборе форм, средств и методов работы с дошкольниками.

Образовательные учреждения, имеющие в своём плане один-два межкультурных праздника с песнями, танцами и традиционными блюдами стран, откуда эмигрировали родители их детей, не могут претендовать на то, что в их стенах обосновалось межкультурное образование.

Всем известно, что эффективными средствами воспитания культуры межнационального общения являются традиции, общение, художественная литература, сказки, пословицы и поговорки, национальные куклы, подвижные игры с использованием национальных атрибутов, произведения искусства и др. Так, многие педагоги отмечают, что сегодня нужна специальная хрестоматия, которая более основательно знакомила с лучшими произведениями многонациональной литературы, подобранными через призму общечеловеческих ценностей. Значительную роль при этом играет фольклор, постоянное обращение к которому делает речь богаче и образнее. В процессе ознакомления с пословицами и поговорками дети видят разнообразие существующего мира, принимают его многогранность и не бояться быть отличными от других. Народные сказки дают представления о добре и зле, в определённой степени соотносимые с мировоззрением этносов.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации должна нести ребёнку разнообразную информацию о культурном многообразии. Книги о народах России могут быть представлены на разных языках, чтобы дети имели представление о многообразии устной и письменной речи. В среду целесообразно включать музыку разных народов, музыкальные инструменты, предметы быта, народного декоративно-прикладного искусства, кукол в национальных костюмах [4].

При этом важно донести до сознания дошкольников главную мысль о том, что о человеке судят не по его национальности, а по его делам и поступкам. Закрепление представлений дошкольников о культурных ценностях многонациональной среды лучше всего происходит в различных видах детской деятельности (игровой, продуктивной, театрализованной, исследовательской и др.) как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

В организованной нами педагогической деятельности сделан упор на игровую деятельность. Используя различные игры, можно органично ввести ребёнка в мир народной культуры. Любая игра дидактического или развлекательного характера легко насыщается этнокультурным содержанием. К примеру, дети с удовольствие играют в игры разных национальностей: это и азербайджанская народная игра «День и ночь» (Геджавегюндуз), татарская игра «Лис и курочки» (Тельки хам тавыклар), белорусская игра «Мельница» (Млын) и др. Известно, что игра вызывает активную работу мысли, расширяет кругозор ребёнка, в ней ярко выражается образ жизни людей, их быт, национальные традиции. Задача педагога - поощрять игровые контакты между детьми разных национальностей, поскольку такого рода общение значимо для развития детских отношений. В процессе формирования положительных взаимоотношений в совместных играх, воспитатель, прежде всего, сосредотачивает внимание на воспитании таких нравственных качествах, как внимательность, забота, сопереживание, взаимопомощь, одновременно формируя умения вежливо обращаться к сверстникам, благодарить за услугу, соблюдать очерёдность и др.

При организации образовательного процесса педагог должен стремиться создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности дошкольников: положительное эмоциональной состояние детей, их занятость полезной интересной деятельностью, позитивное речевое общение и др. В процессе воспитания культуры межнационального общения важно предусмотреть, чтобы дети, объединяющиеся в группы, отличались разными уровнями взаимоотношений и, по возможности, были разных национальностей. Это обуславливает положительное влияние их друг на друга.

Для того чтобы родители стали полноправными участниками заявленного нами процесса, следует в полной мере использовать потенциал семьи: привлекать пап, мам, дедушек и бабушек к участию в выставках семейного творчества; подготовке презентаций национальных раритетов, семейных традиций; представлению альбомов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье; совместному участию в фольклорных концертах или развлечениях с этнокультурной тематикой.

При этом следует помнить, что нравственная культура педагога определяет уровень нравственного развития детей. Реализуя представленное нами направление образовательной деятельности, воспитателю следует соблюдать следующие принципы этики межнационального общения:

- принцип «этнической индифферентности», абстрагирования от национального фактора в общении;

- такт в общении с людьми другой национальности;

- уважительное отношение к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса;

- знание минимальных требований этикета, свойственных своему этническому окружению и соблюдение запретительных норм;

- знание языка основного этноса, в окружении которого живёт человек [1].

Итогом заявленной нами работы является формирование у детей позитивного отношения к национальному многообразию; дошкольники осознают, как было бы скучно, если все люди были похожи друг на друга и говорили на одном языке.

Различия языков, традиций и культуры в целом помогут, по нашему мнению, обогатить социальный опыт детей, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем, сформировать правильные, положительные взаимоотношения между детьми разных национальностей. Продуманность подбора методического материала, развивающей среды, совместных игр детей, знакомство с традициями и обычаями разных народов станут основой гармоничного развития как личности в частности, так и развития и формирования детских взаимоотношений в целом.

Литература

1. Абсалямова, А.Г. Этика межнационального общения в поликультурной группе [Текст] / А.Г. Абсалямова, Ю.С. Горбачёва. - Уфа : Творчество, 1997. -63 с.

2. Касимова, А.С. Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 [Текст] / А.С. Касимова. - Махачкала, 2006. - 177 с.

3. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.depgosim.admhmao.ru.

4. Флегонтова, Н.П. Воспитание толерантности у детей в многонациональной группе детского сада [Текст] / Н.П. Флегонтова // Детский сад от А до Я. -2005. - № 5. - С. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.