Научная статья на тему 'Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста в контексте федерального образовательного стандарта'

Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста в контексте федерального образовательного стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1163
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FORMATION OF TOLERANCE BASES OF PRESCHOOL CHILDREN / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абашина В.В.

Статья посвящена проблеме формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста, являющейся весьма актуальной в условиях модернизации современного общества и системы образования. Проанализированы пути, этапы, формы и методы работы по формированию основ толерантности у детей в современных дошкольных организациях в контексте Федерального государственного образовательного стандарта. Обозначена проблема разработки специальных программ по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста, учитывающая новые социальные, политические и образовательные условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абашина В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE FORMATION OF PRESHOOL CHILDREN IN ACCORDANCE WITH FEDERAL EDUCATIONAL STANDARD

The article is devoted to the problem of tolerance formation of preschool children. The problem under consideration is an integral component of the process of state modernization of modern society and system of education. Ways, stages, forms and methods of tolerance formation of children in modern pre-school institutions in accordance with Federal state educational standard of preschool education are analyzed. The issue of developing specific programs on building tolerance of preschool children within account of new social, political and educational conditions is defined.

Текст научной работы на тему «Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста в контексте федерального образовательного стандарта»

МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

YAK 373.2 ББК 74.100.51

В.В. АБАШИНА

V.V. ABASHINA

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

TOLERANCE FORMATION OF PRESHOOL CHILDREN IN ACCORDANCE WITH FEDERAL EDUCATIONAL STANDARD

Статья посвящена проблеме формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста, являющейся весьма актуальной в условиях модернизации современного общества и системы образования. Проанализированы пути, этапы, формы и методы работы по формированию основ толерантности у детей в современных дошкольных организациях в контексте Федерального государственного образовательного стандарта. Обозначена проблема разработки специальных программ по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста, учитывающая новые социальные, политические и образовательные условия.

The article is devoted to the problem of tolerance formation of preschool children. The problem under consideration is an integral component of the process of state modernization of modern society and system of education. Ways, stages, forms and methods of tolerance formation of children in modern pre-school institutions in accordance with Federal state educational standard of preschool education are analyzed. The issue of developing specific programs on building tolerance of preschool children within account of new social, political and educational conditions is defined.

Ключевые слова: формирование основ толерантности у дошкольников, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Key words: formation of tolerance bases of preschool children, Federal state educational standard of preschool education.

В настоящее время проблема толерантности стоит особенно остро и рассматривается как условие выживания и функционирования постиндустриального общества. Толерантность как нравственное качество личности помогает человеку наладить взаимоотношения с другими людьми, отстаивать свои права и не нарушать права других, избегать конфликтных ситуаций или, в случае их возникновения, уметь их разрешать. Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости является сегодня насущной проблемой нашего общества.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур, умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на основе сотрудничества и взаимопонимания должно прививаться уже с раннего возраста. Именно в детском обществе у ребёнка может сформироваться реальная готовность к толерантному поведению.

Исследования A.B. Запорожца, Л.А. Венгера, E.H. Герасимовой, М.В. Ко-репановой, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, Л.П. Стрелковой, Г.А. Урунтаевой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. указывают на ряд особенностей, которые являются основой для становления толерантности у дошкольников. К таким особенностям следует отнести особую открытость, высокую восприимчивость ребенка к социальным воздействиям, чувствительность к миру социальных отношений; интенсивное развитие способности к идентификации, эмпатии и рефлексии; способность понимать и учитывать чужую точку зрения; развитие произвольности поведения, а также различных форм общения со сверстниками и взрослыми [3].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено, что на этапе завершения дошкольного образования для личности ребёнка должны быть характерны такие черты, как уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и другим людям, чувство собственного достоинства. У ребёнка должна быть сформирована «установка на положительное отношение к другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства», умение «договариваться, учитывать чувства и интересы других людей, стараться разрешить конфликты» [5]. Такие черты личности дошкольника характеризуют развитие у него толерантности.

Отсюда следует, что важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимании, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача дошкольного образования заключается в том, чтобы из стен дошкольных образовательных организаций выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности [4, с. 39].

Однако, как отмечают Г.Ю. Бурдина, М.В. Галочкина, Е.А. Ильинская и др., несмотря на актуальность проблемы, наличие необходимых предпосылок у детей дошкольного возраста к формированию основ толерантного поведения, потребность педагогической практики в освоении технологий формирования толерантности старших дошкольников, теоретических исследований по данной проблеме явно недостаточно.

По мнению Н.М. Ивановой, толерантность старшего дошкольника представляет собой интегративное качество личности, формирующееся на основе познания многообразия мира, этнокультурной осведомленности и понимания ребенком общности разных культур, определяющее его желание и умение устанавливать социальные контакты с другими детьми и взрослыми, независимо от их пола, этнической принадлежности, физических особенностей, на основе терпимого, уважительного отношения и готовности к взаимодействию и сотрудничеству [3].

Г.Ю. Бурдина, рассматривая пути формирования основ толерантности у дошкольников в контексте Федерального государственного образовательного стандарта, отмечает, что этому способствует реализация всех пяти образовательных областей нового стандарта. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в организации. Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира и т. д. Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, а художественно-эстетическое - формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклоре народов мира. В направлении физического развития формированию толерантного сознания дошкольников будет способствовать овладение подвижными играми народов мира [1].

Е.А. Ильинских обосновывает логику формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста. Первый этап - информационно-познавательный. На данном этапе формирования толерантности ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях. Второй этап - аффективный, т. е. эмоционально-волевой. Задачей толерантного воспитания детей дошкольного возраста на данном этапе является выработка положительных оценок по отношению к окружающим людям, людям разных национальностей, ко всему, что окружает его, в соответствии с нравственными устоями общества. Третий этап - мотивационно-поведенческий. На данном этапе происходит апробация способов толерантного поведения в деятельности и повседневной жизни. Основной задачей воспитания становится привитие нравственных норм поведения, уважения к окружающим, доброжелательности, вежливости [4, с. 6]. Мы считаем, что соблюдение такой последовательности в формировании у дошкольников основ толерантности в полной мере соответствует возрастным и психологическим особенностям детей.

Безусловно, формирование основ толерантности у дошкольников может осуществляться самыми разнообразными педагогическими средствами, методами и формами работы. Важнейшим из них является игра, как наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка, основная целью которой - освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия. В процессе игры ребёнок упражняется в активном взаимодействии с окружающим миром, с миром сверстников (в том числе разных национальностей). Игры формируют у детей такие качества, как общительность, доброта, чуткость, взаимопомощь, столь необходимые для жизни в обществе. В игре могут возникать конфликтные ситуации, которые ребёнок учится разрешать самостоятельно или с помощью взрослого.

В дошкольных организациях накоплен опыт использования и других эффективных форм и методов работы с детьми, в ходе которых возможно заложить основы толерантности у дошкольников:

- психогимнастика на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы («Мое настроение», «Веселый - грустный»);

- этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми («Подарок»), на воспитание уважения к людям различных национальностей и рас («Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы»);

- рисование, задача которого состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка («Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»);

- использование художественного слова - стихотворений, считалок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира;

- слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов;

- проведение праздников и других массовых мероприятий с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира («Масленица», «Рождество» и др.);

- театрализованная деятельность дошкольников - драматизация по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

- знакомство детей с традициями разных стран (Новый год и другие праздники народов мира);

- словотворчество (сочинение сказок и историй самими детьми);

- экскурсии (посещение детской библиотеки, музея) [2].

Все эти формы работы с детьми позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствуют воспитанию толерантности, уважения к правам других людей и уважительного отношения к другой культуре.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей. Поэтому важнейшим условием формирования толерантной личности дошкольника является взаимодействие педагогов и родителей.

Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если родители обладают интолерантным сознанием.

Как отмечают исследователи (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева и др.), взаимодействие с родителями результативно, если оно строится на следующих принципах - доверительность отношений, личная заинтересованность родителей, проявление предельного уважения к каждому родителю, признание их индивидуальности и неповторимости. Следовательно, педагог дошкольного образования должен быть способным к толерантному отношению не только с детьми, но и с их родителями. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

Совершенно очевидно то, что сформировать основы толерантного поведения у дошкольников может лишь педагог, обладающий толерантным сознанием, толерантно относящийся к детям разных национальностей и вероисповеданий, детям с разным уровнем развития, обладающим разными склонностями и интересами.

Так, в Профессиональном стандарте «Педагог (воспитатель, учитель)» среди трудовых функций педагога указано и «формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения» [7]. В требованиях к кадровым условиям реализации Основной образовательной программы четко прописано, что педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей в соответствии с пунктом 3.2.5 Стандарта. К ним среди прочих относятся: уважительное отношение к каждому ребенку; создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным социально- культурным, религиозным общностям и социальным слоям [5].

Таким образом, показателем готовности педагогов к работе по воспитанию толерантности у старших дошкольников являются выраженное толерантное отношение к детям, а также установка на личностно ориентированную модель взаимодействия с ними.

Личностно ориентированная деятельность с позиции педагога дошкольного образования означает: способность понимать ребенка и чувствовать его внутренний мир; осуществление квалифицированного профессионального педагогического взаимодействия взрослого с ребенком на принципах сотрудничества и сотворчества в формах и видах деятельности, специфичных для дошкольника (игра, общение, экспериментирование и др.); способность адаптировать воспитательно-образовательный процесс к индивидуальным особенностям ребёнка; организация личностно ориентированного взаимодействия с родителями в решении проблем формирования у ребенка основ толерантности.

В заключение хотелось бы отметить, что задачи воспитания доброжелательных отношений в группе сверстников, формирование этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественных представлений всегда выступали в качестве актуальных в дошкольном образовании. Безусловно, усвоение этических норм необходимо для формирования толерантной личности, но явно недостаточно. Мы согласны с мнением Е.А. Ильинских о том, что в настоящее время появилась насущная потреб-

ность в разработке специальных программ по формированию толерантности у детей дошкольного возраста, учитывающих новые социальные, политические и образовательные условия. Имеющийся на сегодняшний день научный и практический опыт в формировании основ толерантности в дошкольных образовательных учреждениях подтверждает не только возможность, но и необходимость использования его педагогического потенциала в практике современного дошкольного образования.

Литература

1. Бурдина, Г.Ю. Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы) [Электронный ресурс] / Г.Ю. Бурдина // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 2. - Режим доступа: http://cyberleninka. ru (дата обращения: 10.02.2016).

2. Горбунова, О.Г. Воспитание основ толерантности у дошкольников (из опыта работы детского сада) [Электронный ресурс] / О.Г. Горбунова // Дошко-лёнок.ру: сайт для воспитателей детских садов. - Режим доступа: http:// dohcolonoc.ru/cons/5496-vospitanie-osnov-tolerantnosti-u-doshkolnikov.html, свободный. - Загл. с экрана.

3. Иванова, Н.М. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Иванова. - Елец. - 2002. - 24 с. - Режим доступа: http://cyberleninka. ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-islama-v-formirovanii-tolerantnosti-u-doshkolnikov#ixzz3zmijGcj9 (дата обращения: 19.02.2016).

4. Ильинская, Е.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Ильинская. - СПб., 2009. - 24 с.

5. Подивилова, О.Н. Воспитание толерантности дошкольника по программе «Детский сад-2100» [Текст] / О.Н. Подивилова // Начальная школа плюс ДО и После. - 2008. - № 12. - С. 38-43.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. -Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk- standart-dok.html (дата обращения: 03.09.2015).

7. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от 18.10.2013 г. - Режим доступа: http://роrtal.iv-edu.ru (дата обращения: 19.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.