Научная статья на тему 'Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников в условиях многонационального окружения'

Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников в условиях многонационального окружения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / ОСНОВЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / САМОЦЕННОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOLERANCE / A MULTINATIONAL ENVIRONMENT / THE FOUNDATIONS OF A WORLD OUTLOOK / MORAL VALUES / SELF-WORTH / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микитюк Ирина Валентиновна, Родина Елена Алексеевна

Статья посвещена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания толерантного мироотношения детей старшего дошкольного возраста в условиях многонационального окружения. Авторы приходят к выводу, что наиболее благоприятной для воспитания толерантности является современное воспитательно-образовательное пространство ДОО. Предлагается педагогический проект, состоящий из этапов: погружение в проект; организацию деятельности; осуществление деятельности; презентацию результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Микитюк Ирина Валентиновна, Родина Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATION OF TOLERANT WORLD ATTITUDES AMONG PRESCHOOL CHILDREN IN A MULTINATIONAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the actual for today problem of education of tolerant world relations of children of the senior preschool age in conditions of a multinational environment. The author comes to the conclusion that the most up-to-date educational and educational space of the OED is the most favorable for the upbringing of tolerance. A pedagogical project is proposed that consists of the stages: immersion in the project, organization of activities, implementation of activities, presentation of the result.

Текст научной работы на тему «Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников в условиях многонационального окружения»

УДК 371

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО МИРООТНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ

И.В. Микитюк, Е.А. Родина

Аннотация. Статья посвещена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания толерантного мироотношения детей старшего дошкольного возраста в условиях многонационального окружения. Авторы приходят к выводу, что наиболее благоприятной для воспитания толерантности является современное воспитательно-образовательное пространство ДОО. Предлагается педагогический проект, состоящий из этапов: погружение в проект; организацию деятельности; осуществление деятельности; презентацию результата.

Ключевые слова: толерантность, многонациональное окружение, основы мировоззрения, моральные ценности, самоценность, проектная деятельность.

THE EDUCATION OF TOLERANT WORLD ATTITUDES AMONG PRESCHOOL

CHILDREN IN A MULTINATIONAL ENVIRONMENT

I. Mikityuk, E. Rodina

Abstract. The article is devoted to the actual for today problem of education of tolerant world relations of children of the senior preschool age in conditions of a multinational environment. The author comes to the conclusion that the most up-to-date educational and educational space of the OED is the most favorable for the upbringing of tolerance. A pedagogical project is proposed that consists of the stages: immersion in the project, organization of activities, implementation of activities, presentation of the result.

Keywords: tolerance, a multinational environment, the foundations of a world outlook, moral values, self-worth, project activity.

О толерантном воспитании сейчас много пишут и говорят. В условиях гуманизации общества эта проблема актуальна, что обусловлено социальными изменениями, конфликтами на национальной почве, которые являются первостепенной угрозой для народов и страны в целом.

Все чаще стали говорить о толератном мире, о мире, где не должно быть насилия и жестокости, а должно царить милосердие, сострадание, терпение, умение видеть ценность культур каждой нации, сплоченность всех народов [1]. Но важно не просто произносить эти слова, а воспитывать толерантность в людях и выбирать такие пути, которые помогут в развитии хороших манер, культуре межличностного общения, жить в мире, где есть много непохожих друг на друга людей.

Если обратиться к закону РФ «Об образовании», то там говорится о «необходимости содействовать

взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов» [4]. Согласно ФГОС ДО педагогам необходимо приобщать детей к социальным нормам, традициям семьи, общества и государства;

учитывать этнокультурные ситуации развития детей [5]. В профессиональном стандарте сказано: «сформировать в детях толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде» [3].

Как и для большинства городов России, важной особенностью Калужской области является многообразие национальных культур. В дошкольных образовательных организациях наблюдается значительное количество детей-мигрантов. И перед педагогами встает ряд проблем: как воспитать в дошкольниках толерантное отношение друг к другу? Как помочь детям-мигрантам адаптироваться в социуме? Как сохранить в детях, приехавших из других регионов России, ценное отношение к своей культуре, как обогатить их знаниями о русской культуре и традициях?

Дошкольный возраст является начальным этапом в нравственном воспитании, в первую очередь толерантном. По-мнению специалиста в области социальной психологии, психологии конфликта, толерантности, практической психологии - М.С. Миримановой, «толерантность» - это, в первую очередь, воспитанность, которая требует

самоограничений и позволяет относиться к другому (иному, не такому как «я») с позиции равного» [2]. И нам педагогам необходимо

«воспитывать» в ребенке потребность и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Во многих современных исследованиях показано, что наиболее плодотворное воспитывающее влияние на личность ребенка оказывает «метод проектов». По определению С.М. Михайловой, педагогическое

проектирование - есть синтетическая категория научно-педагогического знания,

обеспечивающая создание проектов будущих состояний образовательных объектов и систем, характеризующихся комплексностью,

системностью, интегративностью,

прогностичностью [2].

Основываясь на этом умозаключении в МБДОУ № 57 «Рябинка» города Калуги был апробирован проект «Дружат дети всей земли», цель которого - воспитание межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста. Структура проектной деятельности включила в себя этапы: погружение в проект; организацию деятельности; осуществление деятельности; презентацию результата.

При разработке проекта «Дружат дети всей земли» мы стремились, чтобы старшие дошкольники не просто выступали транслятором некой культуры, а были активными участниками той культурной среды, в которой живет и творит сверстник.

Чтобы сплотить детей между собой, заинтересовать их проектной деятельностью, вовлекались родители (законных

представителей). По этой причине этап погружения в проект «Дружат дети всей земли» начался с родительского собрания, где была озвучена проблема воспитания в детях толерантного отношения друг к другу; проведено анкетирование, которое позволило определить субкультуру и традиции семьи.

На этапе организации деятельности проекта «Дружат дети всей земли» родителям было предложено разделиться на группы, в которые вошли представители разных национальных культур. Каждая группа имела свое целевое содержание реализации проектной деятельности:

- оснащение предметно-пространственной развивающей среды, которая отвечала принципам культуросообразности и индивидуальности;

- приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационного материала, картин художников мира, создание картотеки подвижных игр народов мира, подбор

художественных произведений разных народов и т.д.;

- вовлечение родителей в проектную деятельность, подготовку мероприятий.

Этап реализации проекта охарактеризовался дидактическим обогащением предметно-пространственной среды. Центр нравственного воспитания был представлен появлением таких тематических альбомов, как: «Народы мира», «Флаги народов мира», «Народные костюмы», «Праздники России», «Народные промыслы России», «Народное искусство Калужского края», «История армянского прикладного искусства», «История украинской игрушки» и т.д. Совместно с родителями были сшиты национальные костюмы России, Украины, Армении, Татарстана. Чтобы дошкольники смогли окунуться в мир старинных вещей, было организованно путешествие в музей предметов национального быта. Экспедитор музея позволила дошкольникам окунуться в мир прошлого, демонстрировала предметы домашнего обихода народов мира, что позволило дошкольникам создать образ их жизнедеятельности.

В центре речевого развития были собраны лучшие книги со сказками народов мира, где было множество различных красочных иллюстраций. В центре физического воспитания была размещена картотека подвижных игр народов мира и атрибутика к их организации. При организации такой предметно-прастранственной среды у старших дошкольников формировалось знание о традициях народов; воспитывалась личность, не разделяющая мир на противоположные вещи и предметы, а способная принять мир как единство в разнообразии, привнося в него культуру своего этноса.

Однако, самое главное в реализации проекта отводилось организации непрерывой образовательной деятельности с детьми. Чтобы нацелить дошкольников на совместное сотруднечество, сформировать чувство близости и отзывчивости, использовался методический прием «Начни день с позитива». Для этого в предметно-пространственной среде был размещен плакат с изображением дерева, где каждое утро дети совместно с родителями писали или рисовали пожелания друг другу. В итоге появилось «Дерево толерантности», наглядно воспитывающее культуру поведения, сопереживание и сочувствие к сверстникам и взрослым. Методические приемы «Угадай-ка», «Скажи комплимент», «Обними соседа», «Чтобы ты сделал, как поступил бы,...», «Подарок другу», «Встань спиной», «Хоровод

дружбы» позволяли воспитать уважение к людям различных национальностей.

В течении всего проекта с детьми систематически проводились игры «Все мы разные», «Надо договориться», «Все мы похожи» и др., где основной целью выступало освоение и практическое применение детьми в жизненных ситуациях способов толерантного мироотношения. Так, например, знакомство с национальными костюмами народностей мира побудило интерес дошкольников к самостоятельной организации дидактической игры: «Одень куклу в национальный костюм мира». Дети не только самостоятельно одевали кукол в национальные костюмы, но и расширяли свой собственный опыт взаимодействия, учились конструктивному диалогу в решении спорных вопросов.

В настоящее время уже невозможно себе представить воспитание современного ребенка дошкольника без информационно-

коммуникационных технологий. Ученными доказанно, что их применение в воспитательно-образовательном процессе привлекает дошкольника к процессу активного познания окружающего мира. С этой целью был подобран большой видео- и аудиоматериал, наглядно демонстрирующий особенности проведения народных праздников. Дети с большим вниманием просматривали видеофильмы, знакомящие их с организацией и празднованием народных праздников ближайших стран-соседей: «Сабантуй» (татарский праздник), «Праздник урожая в Армении», «Мэрцишор» (молдавский праздник), когда люди дарят своим родственникам, знакомым мэрцишоры -символы начала весны и новой жизни», русские народные праздники: «Масленица»,

«Рождество», «День народного единства», «День России», «День флага России» и т.д. Дети не только знакомились с разнообразием народных традиций, они слушали музыкальные произведениями разных народов, видели танцы. В результате постепенно происходило расширение представления детей о достопримечательностях городов, государств, самобытности культуры других народов. Музыкальное народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей яркостью образов и красок вызывало у детей хорошее настроение. Именно единство сознания и переживания создало первую ступеньку к положительным взаимоотношениям детей, насмешки и недоброжелательность к другим детям, непонимание и непринятие ценностей другого народа сменились заинтересованностью, дружелюбием, заботой, уважением.

Конечно, приобщение к истокам национальных культур проходило и через театрализованную деятельность. Совместно с детьми были поставлены: русская народная сказка «Теремок»; украинская сказка «Лиса, кот, волк, медведь и кабан». Сказки показывались для детей младших групп. Сказка активизировала толерантное мироотношение ребёнка. При первоначальном воздействии на сознание и чувства детей возникали гуманные сопереживания, что способствовало появлению эмоционально-положительного настроя по отношению к полюбившимся героям сказок разных народов.

Так как праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания, нами был организован праздник: «День мигрантов». Дошкольники совместно с родителями демонстрировали знания своих национальных обрядовых текстов песен, стихов, сказаний, легенд. Были организованны и проведены национальные игры, словесные и несловесные ритуалы, в которых воспроизводились уклад жизни, основные правила жизни народа. Это позволило воспитать в детях миролюбие, интерес и уважение к людям разных стран мира, к их культуре и деятельности.

В результате проектной деятельности «Дружат дети всей земли» итоговым продуктом стала книга «Сокровищница мира», где были собраны различные дидактические, подвижные игры; художественные произведения; рецепты национальных блюд разных стран мира. Важной чертой книги явилась возможность для дошкольника на этапе рефлексии, взяв книгу в руки, вспомнить яркие понравившиеся моменты, стихи, песни, атрибутику национального костюма и т.д.

Подводя итог проведённой работы, мы убедились, что воспитание толерантного мироотношения детей дошкольного возраста -актуальная задача наших дней. Выстраивая современный воспитательно-образовательный процесс, педагогу ДОО следует рассматривать формирование этнокультурной компетентности ребенка, как одно из необходимых качеств целостной личности.

В контексте структуры формирования этнокультурной компетентности ребенка, представляемая проектная деятельность «Дружат дети всей земли» является перспективной формой работы педагогов и детей, которая в условиях модернизации дошкольного образования может найти широкое распространение, так как способствует повышению интереса к изучению культурного наследия народов, его сохранению и развитию, а

также воспитанию уважительного отношения к традициям и обычаям, толерантности, межнационального и межконфессионального согласия. Внесения в воспитательно-образовательный процесс ДОО национальной культуры является значительным вкладом в профессиональную подготовку дошкольника,

так как народное искусство,

полифункциональное по своей сущности, интегрирует различные виды искусства, является фактором общечеловеческой культуры, сохраняя при этом характерные национальные особенности, связанные с жизнью, опытом, традициями, культурой и религией народа.

Литература:

1. Иванова И.В. Размышление о толерантности. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://proshkolu.ru/user/teacher111/Ъ1о^373961

2. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. - 2002. - № 2. -С. 104-116

3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://минобрнауки.рф

Сведения об авторах:

Микитюк Ирина Валентиновна (г. Калуга, Россия), кандидат педагогических наук, доцент Института педагогики ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», e-mail: [email protected]

Родина Елена Алексеевна (г. Калуга, Россия), воспитатель МБДОУ №57 «Рябинка», магистрантка Института педагогики ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», e-mail: [email protected]

Data about the authors:

I. Mikityuk (Kaluga, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate Professor of the Institute of pedagogy FGBOU VO "Kaluga state University K.E. Tsiolkovsky", e-mail: [email protected]

E. Rodina (Kaluga, Russia), educator MBDOU № 57 "Ryabinka", graduate Student of the Institute of pedagogics FGBOU VO "Kaluga state University K.E. Tsiolkovsky", e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.