Научная статья на тему 'Реализация проекта "все вместе!" в дошкольной образовательной организации как средство развития поликультурной толерантности старших дошкольников посредством музыкальной интегративной деятельности'

Реализация проекта "все вместе!" в дошкольной образовательной организации как средство развития поликультурной толерантности старших дошкольников посредством музыкальной интегративной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
4
Поделиться
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлева Дарья Сергеевна

Культурно-образовательная среда дошкольника является фундаментом для Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования (п. 19.6 ФГОС), в основу которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Данный проект посвящен решению проблемы воспитания поликультурной толерантности старших дошкольников средствами музыкально-интегративной деятельности. Своеобразие проекта в том, что он представляет региональный компонент, который может быть использован как образец разработки собственного проекта в других регионах, с учетом национальной направленности местного народа.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивлева Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Реализация проекта "все вместе!" в дошкольной образовательной организации как средство развития поликультурной толерантности старших дошкольников посредством музыкальной интегративной деятельности»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ВСЕ ВМЕСТЕ!» В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ивлева Д.С.

Ивлева Дарья Сергеевна - музыкальный руководитель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Ручеек», с. Большое Афанасово, Нижнекамский муниципальный район, Республика Татарстан

Аннотация: культурно-образовательная среда дошкольника является фундаментом для Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования (п. 19.6 ФГОС), в основу которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Данный проект посвящен решению проблемы воспитания поликультурной толерантности старших дошкольников средствами музыкально-интегративной деятельности. Своеобразие проекта в том, что он представляет региональный компонент, который может быть использован как образец разработки собственного проекта в других регионах, с учетом национальной направленности местного народа.

Ключевые слова: поликультурная толерантность, нравственность, региональный компонент.

В современном мире сложно найти семью, в которой сохраняются и соблюдаются национальные традиции и обычаи в первозданном виде. Наши дети растут и воспитываются в республике с двумя государственными языками, культурами, религиями.1

Воспитать гармонично развитую личность невозможно без знания культуры собственного народа, его наследия.2 И перед нами, как перед педагогами, заинтересованными в воспитании толерантной личности, встает проблема развития в детях различных национальностей доброжелательного и уважительного отношения друг к другу. Именно в этом заключается актуальность разработки проекта. В результате внедрения нашего проекта сделан еще один шаг к развитию в детях

3

поликультурной толерантности.

Цель проекта: разработать комплексную систему мероприятий, направленную на развитие поликультурной толерантности старших дошкольников через музыкальную интегративную деятельность.

Задачи проекта:

1. Развивать эмоциональную отзывчивость через восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности, воображение, творческие и актерские способности, креативность, как личностное свойство дошкольника.

2. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными традициями татарского и русского народов.

1 Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения/ Т.Н. Вострухина.- М.: Школьная пресса, 2011. С. 21.

2 Доронова Т.Н. Вместе с семьёй/ Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 2006. С. 16.

3 Сахипова Р.А. Обучение и воспитание на основе народной педагогики (на тат. яз.) / Р.А. Сахипова. Казань: Тат кн. изд-во, 2005. С16.

3. Воспитывать у детей национальное самосознание, духовные качества, чувства своей причастности к родному народу его истории и культуре.

4. Вовлечь родителей в совместную деятельность для успешной реализации проекта по приобщению детей к истокам русской и татарской национальных культур.

Целевая аудитория: старшие дошкольники.

Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Приобщение детей к музыкально - интегративной деятельности, творческой импровизации; создание игровых миниатюр, инсценировок и народных обрядовых праздников, а также знание истоков народного творчества, использование метода контрастных сопоставлений является новизной и отличительной особенностью проекта. В нашем проекте мы ищем новые формы активного участия родителей в жизни детского сада, тем самым планируем создать «мастерскую народного праздника», где родители вместе с детьми и педагогами могли бы заниматься декоративно-прикладным творчеством.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный - (Сентябрь 2017 года)

2. Основной - (октябрь 2017 года-январь 2018 год)

3. Заключительный - (Февраль 2018 года)

Тип проекта: Познавательно-творческий

Таблица 1. Программа проектных мероприятий

№ Комплекс мер Место проведения Срок проведения Ответственный

Изучение методических разработок и научно - теоретических исследований по теме Музыкальный руководитель,

1 ДОУ Сентябрь воспитатель по обучению детей родному языку, воспитатель группы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Музыкальный

руководитель,

2 Анкетирование родителей ДОУ Сентябрь воспитатель по обучению детей родному языку, воспитатель группы

Совместная

3 деятельность с педагогом-психологом с целью адаптации тестовых заданий для старших дошкольников ДОУ Сентябрь Музыкальный руководитель, педагог-психолог

Беседа с родителями Музыкальный

4 (получение согласия на проведение тестирования их детей) ДОУ Сентябрь руководитель, педагог-психолог, воспитатели.

5 Подготовка консультативного материала для родителей и ДОУ Сентябрь Музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатели.

воспитателен по теме

Разработка сценариев

6 культурно-досуговых мероприятий ДОУ Сентябрь Музыкальный руководитель

7 Проведение тестирования старших дошкольников ДОУ Сентябрь Музыкальный руководитель, педагог-психолог

№ Комплекс мер Место проведения Срок проведения Ответственный

8 Круглый стол «Народные традиции и обряды, и их место в современном обществе» ДОУ Октябрь Старший воспитатель

9 Экскурсия в «Афанасовский ДК» «Афанасовский ДК» Октябрь Музыкальный руководитель, воспитатель по обучению детей родному языку, воспитатель группы

10 Создание мини музея «Татарская изба» (силами родителей, педагогов ДОУ) ДОУ Октябрь Музыкальный руководитель, воспитатель по обучению детей родному языку, воспитатель группы

11 Экскурсия в музей Городской музей Октябрь Музыкальный руководитель, воспитатель по обучению детей родному языку, воспитатель группы

12 Чаепитие «К нам гости пришли...» (с приглашением гостей старшего поколения) ДОУ Октябрь Родители, воспитатели групп

13 Знакомство детей с художественно-изобразительным творчеством ДОУ Октябрь Воспитатели,

14 Мастер-класс для детей и родителей по росписи головных платков «Матур яулык» ДОУ Октябрь Воспитатели,

15 Разучивание народных песен, танцев, хороводных игр, инсценировок. ДОУ Октябрь Музыкальный руководитель, воспитатель по обучению детей родному языку

16 Культурно-досуговое мероприятие «Каз омесе» для старших дошкольников ДОУ Ноябрь Музыкальный руководитель, воспитатель по обучению детей родному языку, воспитатели групп

17 Консультация для воспитателей «Традиции и обычаи проведения Колядок» ДОУ Декабрь Музыкальный руководитель, воспитатели групп

18 Экскурсия в «Афанасовский музей» ДОУ Декабрь Старший воспитатель

19 Создание уголка ряженья для колядования (силами родителей, педагогов ДОУ) ДОУ Декабрь Музыкальный руководитель, воспитатели групп

№ Комплекс мер Место проведения Срок проведения Ответственный

20 Экскурсия в краеведческий музей ДОУ Декабрь Родители, воспитатели групп

21 Чтение художественной литературы («Круг светлых дней» В. Соколовского; «Рождественская ночь» Т. Даули;) ДОУ Декабрь Музыкальный руководитель, воспитатели групп

22 Мастер-класс для детей и родителей «Русские народные музыкальные инструменты своими руками» ДОУ Декабрь Воспитатели групп, музыкальный руководитель

23 Разучивание народных песен, танцев, хороводных игр, инсценировок. ДОУ Декабрь Музыкальный руководитель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Культурно-досуговое мероприятие «Пришла Коляда, отворяй ворота!» ДОУ Январь Музыкальный руководитель, воспитатели групп

25 Проведение мониторинга старших дошкольников ДОУ Февраль Музыкальный руководитель, педагог - психолог

Результаты реализации проекта:

1. Устойчивый интерес к культуре русского и татарского народов.

2. Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно прикладного искусства, танцев, хороводных и подвижных игр.

3. Объединение усилий детей и родителей и педагогов ДОУ для успешной реализации проекта.

4. Создание атмосферы общности интересов в процессе организации проектной деятельности.

Данную проблему считаю необходимой и важной для достижения эффективных результатов в работе по духовно - нравственному воспитанию дошкольников.

Список литературы

1. Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения/ Т.Н. Вострухина. М.: Школьная пресса, 2011. 109 с.

2. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй / Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 2006. 89 с.

3. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О.Л. Князева, М.Д. Маханева. СПб: Детство-Пресс, 2006. 155 с.

4. Костина Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э.П. Костина. М.: Просвещение, 2004. 223 с.

5. Сахипова Р.А. Обучение и воспитание на основе народной педагогики (на тат. яз.) / Р.А. Сахипова. Казань: Тат кн. изд-во, 2005. 254 с.

6. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Веракса Н.Е. Веракса А.Н. М.: Мозаика-синтез, 2008. 112 с.