http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)
УДК 373.2:37.035.6
DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-5-98-105
Нина Жамсуевна Дагбаева1,
доктор педагогических наук, профессор, Педагогический институт Бурятского государственного университета
(670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25), e-mail: [email protected]
Зинаида Баторовна Лопсонова2,
кандидат педагогических наук, доцент, Педагогический институт Бурятского государственного университета
(670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25), e-mail: [email protected]
Проектирование культурных практик дошкольников: регионально-этнический аспект3
В статье рассматриваются теория и инновационная практика этнокультурного образования российских дошкольников. Формирование межкультурной толерантности, умения межнационального взаимодействия имеют позитивную историю и практику в регионе озера Байкал, который славится межэтническим согласием коренных народов бурят и эвенков, русских, татар и ещё более ста народов и национальностей. Проблема формирования у маленьких граждан гордости за свой народ, за свой край, а значит, патриотизма приобретает сегодня особую актуальность, и важно дать анализ современной теории и инновационной практики в этом направлении в российских регионах. Авторы анализируют теоретические подходы к проблеме культурных практик российских и зарубежных авторов, рассматривают особенности проектирования культурных практик дошкольников с учётом этнокультурной ситуации развития в Республике Бурятия, в одном из восточных регионов нашей страны. Рассмотрены возможности реализации содержания этнокультурного образования дошкольников посредством проектирования культурных практик в образовательном процессе детского сада. В качестве условий введения культурных практик рассматриваются разработка нового этнокультурологического содержания, подходы к технологии комплексно-тематического планирования образовательной деятельности, организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций в событийном формате.
Ключевые слова: культурная практика, этнокультурное образование, универсальные культурные умения, детская инициатива, образовательное событие, сетевое взаимодействие, культурная идентификация
Введение. Современная практика дошкольного образования находится в поиске эффективных способов организации культурных практик ребёнка, где он может самостоятельно проявлять личную инициативу, воплощать собственные замыслы, создавать продукты своего творчества на основе осваиваемых культурных норм, образцов. Необходимым условием поддержки инициативы ребёнка в таких практиках является умение педагога выстраивать с ним диалог, создавать ситуацию свободного выбора по интересам, мотивировать к активному познанию культуры. Для того чтобы изменить профессиональную позицию педагога в выборе способов взаимодействия с детьми, необходимо
менять подходы к существующей традиционной модели организации образовательного процесса в дошкольной организации. В образовательной практике детских садов Республики Бурятия стали получать развитие инновационные модели организации детской деятельности, основанные на их интересах и потребностях. Такой способ организации детской деятельности ставит воспитателей в ситуацию необходимости изучения познавательных мотивов детей через технологию группового сбора, создания условий для развития самостоятельных активных действий и проб в центрах активности, моделирования ситуаций провокации в развивающей среде.
1 Н. Ж. Дагбаева анализирует, систематизирует материал исследования, оформляет статью.
2 З. Б. Лопсонова отвечает за сбор материала, анализирует, систематизирует материал исследования.
3 Источник финансирования: грант РФФИ. № 17-36-00036-ОГН.
98
© Дагбаева Н. Ж., Лопсонова З. Б., 2018
Методология и методы исследования. Рассуждая о новой идее культурной парадигмы образования, российский исследователь Н. Б. Крылова отмечает: «Новое содержание образования должно основываться не на доминировании развития памяти ребёнка, что характерно для "знаниевой" школы, а на развитии его универсальных культурных умений. Такие умения интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем "достраиваются" и совершенствуются в течение всей последующей жизни» [4, с. 134]. Автором отмечается, что для их становления нужны особые культурные практики ребёнка, которые представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
На наш взгляд, данная позиция автора отражает ключевую идею нового ФГОС ДО, в котором отмечается, что поддержка и развитие детской инициативы и творческих способностей осуществляется посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности1. Современная практика дошкольного образования должна обеспечивать развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, подчёркивается в стандарте дошкольного образования. Отсюда становится актуальной проблема проектирования культурных практик, в которых ребёнок учится способам познания, взаимодействия, общения путём собственных проб и открытий.
При рассмотрении понятия «культурные практики», его содержания, характеристик основных показателей и условий их организации в образовательном процессе ДОО разные авторы отмечают отдельные аспекты. Н. Б. Крылова к культурным практикам относит всё разнообразие исследовательских, социально ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных способов действий [4]. Представляет интерес классификация С. В. Масловской, согласно которой, практики познания ребёнком мира культуры относятся к практике культурной идентификации в детской деятельности [9].
1 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_ 1155.pdf (дата обращения: 20.07.2018).
По мнению Т. И. Бабаевой, О. В. Солнцевой, проектирование в образовательном процессе идёт по двум направлениям: 1) по инициативе ребёнка; 2) организуемые и направляемые взрослыми [1].
По мнению зарубежных авторов, для вовлечения детей в культурные практики важно предоставить социальные пространства для информации и культурные знания для социальной интеграции, необходима возможность самого участия детей в общественных практиках [13].
На наш взгляд, потенциал этнокультурного образования (народный фольклор, легенды и предания, игры и игрушки-самоделки, образцы декоративно-прикладного искусства и др.) можно эффективно использовать в процессе организации культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада. Одним из условий их организации является вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды этнокультурной направленности. Следует отметить, что немаловажное значение имеет включение потенциальных возможностей среды в воспитательные отношения и деятельность. Ребёнок является субъектом среды, его частью, с этой точки зрения этнокультурная среда может рассматриваться как пространство для самовыражения ребёнка, где он имеет возможность презентовать себя в творческой деятельности: театральной, игровой, продуктивной, проектной, коммуникативной и т. д.
Следует отметить, что этнокультурная образовательная среда способствует формированию у детей представлений о коренных народах Байкальского региона, а также решает задачу поликультурного воспитания детей. Приобщение детей к культуре народов совместного проживания способствует формированию толерантного отношения к людям ближайшего национального окружения, уважения их традиций. Большое значение такая среда имеет и для решения задач патриотического, гражданского воспитания детей.
Результаты исследования и их обсуждение. Мы попытались проанализировать развивающую предметно-пространственную среду дошкольных организаций по международной шкале оценки качества дошкольного образования ECERS-R. Нами был выбран показатель «Содействие принятию многообразия», ранее он назывался «Развитие толерантности и уважения к различиям
и индивидуальности». При оценке данного показателя в наблюдаемых группах учитывались все материалы, в том числе выставленные картины и фотографии, книги, пазлы, игры, куклы, игрушечные люди, пальчиковые куклы, музыкальные записи, видеозаписи и компьютерные программы.
Результаты исследования показали, что у детей не наблюдается предубеждение по отношению к детям других национальностей (в группах есть дети русские, буряты, киргизы, узбеки и др.), не проявляется и «культурно предвзятое поведение». Образцы этнического и культурного разнообразия представлены в виде выставки, т. е. нельзя сказать, что они доступны для свободного пользования в помещении, где группа проводит большую часть дня. Материал находится на верхней полочке шкафа, на стеллаже, но детям недоступен. Встречаются выставки двух и более культур в этнокультурных уголках, очень привлекательно оформлены и расставлены, но при этом не несут особой образовательной нагрузки.
Слабо представлены предметы и игрушки из прошлого и настоящего культуры и быта народов, живущих в Бурятии, как например, изображения мужчин, выполняющих исконно мужскую работу (пасёт овец, возделывает шкуры и т. д.), женщин, занятых традиционно женской работой (шитьё национальных костюмов, украшение одежды и т. п.). Для представления культурного многообразия необходимо много книг, картин и разнообразных материалов,причём в некоторой степени они могут быть представлены как в группах, так и в коридорах, холле. Большая их часть должна быть представлена в помещениях, где дети проводят значительную часть дня, и могут неоднократно обращаться к подобным материалам при взаимодействии и общении (различные виды кукол и фигурок людей, атрибуты для ролевых игр, одежда для переодевания, продукты питания, посуда и столовые приборы представителей разных культур, картины, книги, музыка).
Положительным моментом является то, что в группах и рекреациях есть конструкции жилищ в виде бурятской юрты, эвенкийского чума, семейской избы, где дети могут играть в самостоятельные ролевые игры, использовать реквизит, характерный для разных культур (куклы различных этнических групп, национальная одежда, русская печь, прялка, приспособления для приготовления
пищи и столовые приборы). Также в беседах с воспитателями установлено, что знакомство с разными культурами проходит в игровой деятельности (русские, бурятские подвижные игры), в процессе чтения сказок, других произведений разных народов, на занятиях музыкой. Мы обратили внимание, что в группах недостаточно дисков, музыкальных произведений на бурятском языке, а также образцов представителей других культур, которые были бы представлены в свободном доступе для самостоятельного использования (без обращения к взрослому). Причём важно, чтобы детям в любое время можно было развернуть игру с использованием этих атрибутов или реквизита. Чаще всего, для формирования толерантного и уважительного отношения к культурам разных народов педагогами используются сценированные, тщательно подготовленные занятия, развлечения.
Таким образом, несмотря на поиск путей содержательного насыщения этнокультурной среды, не в полной мере учтены принципы её организации. Не всегда учитывается на должном уровне принцип разнообразия и вариативности, предполагающий, во-первых: представление информации о разных этно-культурах; во-вторых, слабо прослеживаются связи между выбором предметов и их культурной ценностью, практическим предназначением; в третьих, не всегда обеспечивается принцип доступности к предметам и игрушкам, возможность действовать ими по свободному усмотрению.
Следующим важным условием реализации этнокультурного образования дошкольников является обновление содержания образования. Как указано в ФГОС ДО, часть образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, может составлять не более 40 % и в ней должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно программы, методики, формы организации образовательной работы. Данная часть программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность1.
1 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_ 1155.pdf (дата обращения: 20.07.2018).
Как показывает опыт, процессуально содержание этнокультурного образования дошкольников может осуществляться посредством: а) встраивания этнокультуро-логического компонента в содержание образовательных областей программы: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие; б) введения этнокуль-турологического компонента в программу обучения родному бурятскому языку, а также программ дополнительного образования; в) включения в комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками форм работы культурно-регионального содержания: событий, праздников, выставок, экскурсий, проектов, творческих конкурсов и т. д. [6].
Содержание этнокультурного образования дошкольников может выстраиваться вокруг ключевых концептов этноса, которые должны проходить через все ступени образования как сквозные результаты в процессе обучения родному языку, ознакомления с социальными нормами и правилами поведения "ЕИо заншал", погружения в народное художественное творчество. Опираясь на принципы возрастосообразности и культу-росообразности, мы определили этнокультурное ядро содержания, вбирающее в себя взаимосвязанные модули: «Моя родословная - Минии уг гарбал», «Бурятская юрта -Буряад гэр», «Бурятский календарь - Литэ», «Сагаалган - Новый год по лунному календарю», «Традиции бурятской кухни - Саган эдеэн», «Бурятский костюм - Буряад дэгэл», «Пять драгоценностей - Табан хушуу мал», «Природа родного края - Манай Байгали», «Народные игры - Арадай наадан», «Устное народное творчество - Арадай аман зохе-ол». Каждый из этих модулей концентрирует в себе уникальное этнокультурное содержание, которое активно осваивается детьми в процессе организации различных культурных практик, инициируемых взрослыми, а также и самими детьми. Как показывает опыт, культурно-региональное содержание хорошо адаптируется к таким видам культурных практик детства: игрового взаимодействия, культурной идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим миром, познания мира и самопознания.
Формы организации культурных практик могут быть самые разные: народные праздники, фольклорные вечера, творческие
мастерские, развлечения, досуги, конкурсы, исследовательские проекты, выставки детских работ и др. Технология комплексно-тематического планирования позволяет увидеть чёткое соотношение содержания обязательной и региональной частей образовательной программы, вариативность форм и возможности проектирования различных культурных практик в зависимости от заданной темы или направления. Такой вариант планирования задаёт определённый ритм образовательному процессу детского сада, позволяет соблюсти баланс и наполнить этнокультурным содержанием.
Технологически на основе такой матрицы педагогам дошкольных организаций легче варьировать с содержанием, формами, методами в рамках единой темы. Следует отметить, что если в проектировании содержания образования идти от потребностей и интересов самих детей, то сама система планирования становится гибкой, «плавающей», т. е. она может включать существующие в укладе жизни детского сада традиции или развиваться по событийному сценарию, обеспечивая тем самым принцип свободного выбора культурных практик.
К примеру, событийно-тематический цикл может включать в себя различные виды культурных практик этнорегионального содержания:
Познавательные: игра-викторина «Кто живёт на Байкале?»; организация мини-исследований типа «Можно ли, разбудить дерево?», «Батискафы на дне Байкала», «Каких птиц мы видим на кормушке?»; конкурс детских дизайн-проектов «Экологический транспорт будущего»; создание папки «Животные Бурятии в опасности»; заполнение экологического дневника (сезонные изменения в мире растений и животных); акция «Птичья столовая в нашем дворе».
Творческие: конкурс чтецов «Пою мою Республику», «Таёжная, озёрная, степная»; творческая мастерская с приглашением родителей «Русские узоры»; литературный вечер «Устное народное творчество семей-ских»; конкурс семейных проектов «Древо моей семьи»; конкурс рисунков «С Днём рождения, мой город»; семейный фотопроект «Я люблю Улан-Удэ».
Культурно-досуговые: экскурсии с родителями в музеи города: «Сагаалган», «Театральная неделя», «Я и мои друзья», «Дружат дети всей Земли», «Музей - хранитель
времени» (к Международному дню музеев); детско-родительские мини-проекты «Лето на Байкале».
Спортивные: зимняя Олимпиада, открытие ледового катка, праздник «Сурхар-бан», «Открытие сезона верховой езды» и др.
Театрализованные: фестиваль дружбы народов, фестиваль красок, «Путь индейца».
Социально значимые: День бурятского языка, День города Улан-Удэ, День Байкала, День знаний: «Дети г. Улан-Удэ идут в школу», фотовыставка «Достопримечательности моего города», темы: «Я живу в Улан-Удэ», «Край мой родной», создание мобильной карты г. Улан-Удэ, своей улицы, достопримечательностей.
В этнокультурном образовании дошкольников серьёзное внимание уделяется реализации полиэтнического компонента. В этом направлении воспитателями организуются культурные практики типа: празднование дня «народного единства», выставка коллективных творческих работ детей «Двор, в котором я живу», «Бурятия дружна народами», чтение сказок народов мира, проведение зимних развлечений «Зимние игрища» с использованием игр народов Бурятии (бурятские, русские, эвенкийские), конкурс дет-ско-родительских макетов «Зима в нашем городе», детский проект «Люди земного шара», детско-взрослый проект «Жилища разных народов». На первом месте в качестве основополагающего звена выступает общероссийский компонент, который дополняется и обогащается региональным, этническим.
В последнее время получает развитие такая форма, как образовательное событие, которое имеет свою определённую структуру, культурное содержание и способствует установлению детско-взрослых отношений. В таком формате эффективно планировать проведение праздников, семейных спортивных состязаний, фестивалей, выставок и др. По сценарию образовательного события проводится национальный праздник Сага-алган (Новый год по лунному буддийскому календарю), который представляет один из содержательных модулей этнокультурного ядра региональной программы. Сам праздник является квинтэссенцией всей предшествующей работы дошкольной организации по теме, но её особенность в том, что детям и их родителям предоставляется возможность выбора различных видов деятельности (фольклорной, песенной, театрализованной,
игровой), организованных по типу творческих мастерских, где они приобретают опыт совместного проживания и со-бытийного взаимодействия в культурной практике. Педагоги создают условия для активного вовлечения родителей в процесс подготовки к дефиле в национальных костюмах, презентации праздничных блюд, участия с детьми в творческих импровизациях и конкурсах «Дангина», «Гэсэр» и др.
В настоящее время практика организации образовательных событий переросла в сетевое взаимодействие детских садов. Сама по себе такая форма проходит как итоговое масштабное мероприятие, в котором участвуют все субъекты образовательного процесса и их партнёры. Эффекты от организации такой деятельности обнаруживаются в возможности проектирования нового содержания, коммуникативного взаимодействия детей разных возрастов и взрослых, свободы выбора деятельности по интересам, самовыражения в творчестве. В рамках VII Международного Байкальского образовательного форума «Качество образования: диалог с обществом» были организованы различные образовательные площадки, которые продемонстрировали инновационный опыт образования в Республике Бурятия.
На базе ДОО № 35 «Алые паруса» г. Улан-Удэ был представлен заключительный этап сетевого проекта в формате образовательного события: «Сказочное закулисье, или Как мы создавали театр», в котором приняли участие 7 дошкольных образовательных организаций. Главной особенностью такого события является не запланированный заранее сценарий, а предоставление возможности детям самим сочинить сказку, затем выбрать по желанию мастерские, где можно осуществлять культурные пробы в творческой и продуктивной деятельности с детьми из разных детских садов. Например, смастерить театральную декорацию, придумать дизайн костюмов для героев сказки, подобрать музыку к сказке, попробовать себя в роли актёра театра, оригинально оформить театральные билеты. Дети могли выбрать самостоятельно подручный материал и обсудить свою идею со сверстниками, с родителями и педагогами. Культурные практики были продуманы и организованы по творческим мастерским: «Актёрское мастерство», «Театральный костюм», «Декораторы», «А|1-билетная», «Музыкальное оформление». Сетевое взаимодействие
позволяет объединить ресурсы образовательных организаций в достижении образовательных целей, а также создаёт уникальную ситуацию развития для педагогов, руководителей, детей и их родителей.
Заключение. Таким образом, культурные практики детства становятся неотъемлемой частью образовательной деятельно-
сти современного детского сада, ставящего во главу угла приоритеты развития детской инициативы и самостоятельности. Следует подчеркнуть, что практика их организации с использованием этнокультурного потенциала ещё требует продумывания содержательного и технологического аспектов деятельности, а также методического сопровождения.
Список литературы
1. Бабаева Т. И., Солнцева О. В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика. 2015. № 5. С. 38-47.
2. Дагбаева Н. Ж., Лопсонова З. Б. Этнокультурный образовательный ландшафт в Республике Бурятия: особенности и условия его развития // Этнокультурное (национальное) образование в Российской Федерации / под ред. Р. С. Бозиева, С. Н. Чистяковой, А. С. Боргоякова. Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. Вып. 1. С. 154-164.
3. Дагбаева Н. Ж., Трофимова И. Д. Развитие межкультурной компетенции учащейся молодёжи в учебной и проектной деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. Вып. 1. С. 10-17.
4. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: сб. ст. М.: Индрик, 2007. С. 132-138.
5. Лопсонова З. Б. Концептуальная модель этнокультурного образования дошкольников // Педагогическое образование и наука. 2016. № 5. С. 60-67.
6. Лопсонова З. Б. Регионализация содержания дошкольного образования в условиях введения ФГОС // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 1. С. 12-17.
7. Лопсонова З. Б. Национально-русское двуязычие в дошкольных образовательных организациях Республики Бурятия // Педагогическое образование и наука. 2016. № 6. С. 78-84.
8. Лыкова И. А. Сущность культурных практик и их значение для развития ребёнка // Педагогика искусства. 2016. № 2. С. 92-97.
9. Масловская С. В. Особенности внедрения культурно-антропологических практик в системе ДОУ // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. 2014. № 1. С. 18-23.
10. Хухлаева О. В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре. М.: МПСИ, 2008. 248 с.
11. Этнокультурное образование в Байкальском регионе / отв. ред. Н. Ж. Дагбаева. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2011. 307 с.
12. Becker Gerhard. Interkulturelle Bildung für nachhaltige Entwicklung in der internationalen Jugendbildung. Theoretische Grundlagen und didaktische Fragen. Overwien: Bernd; Leverkusen-Opladen, 2012. 220 p.
13. Hoffman Dagmar. Kulturelle Bildung im Zeitalter der Mediatisierung und Globalisierung. Wo, wann und wie ist Kulturelle Bildung für wen von Wert? [Электронный ресурс] // Kulturelle Bildung. Reflexionen. Argumente. Impulse. Режим доступа: https://www.bkj.de (дата обращения: 10.07.2018).
14. Zygmant Baumann. Culture as Praxis. London: SAGE Publications Ltd, 1999. 208 p.
15. Interkulturalität nachhaltiger Umweltbildung: Schulen am ostsibirischen Baikalsee als Beispiele und Kooperationspartner // DGU-Nachrichten. 2004. No. 30.
Статья поступила в редакцию 15.08.2018; принята к публикации 10.09.2018
Библиографическое описание статьи
Дагбаева Н. Ж., Лопсонова З. Б. Проектирование культурных практик дошкольников: регионально-этнический аспект // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Вып. 13, № 5. С. 98-105. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-5-98-105.
Nina Zh. Dagbaeva1,
Doctor of Pedagogy, Professor, Pedagogical Institute of Buryat State University (25 Pushkina st., Ulan-Ude, 670000, Russia), e-mail: [email protected]
Zinaida B. Lopsonova2,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Pedagogical Institute of Buryat State University (25 Pushkina st., Ulan-Ude, 670000, Russia), e-mail: [email protected]
Designing of Cultural Practices of Preschool Children: Regional-Ethnic Aspect3
In the present article the theory and innovative practice of ethnocultural education of the Russian preschool children are considered. Formation of cross-cultural tolerance, ability of international interaction have positive history and practice in the region of Lake Baikal which is famous for the interethnic consent of indigenous people the Buryat and Evenks, Russians, Tatars and even more than hundred people and nationalities. The formation problem at little citizens of pride of the people, for the edge, so patriotism acquires special relevance today, and it is important to give the analysis of the modern theory and innovative practice of Russian regions. The authors analyze theoretical approaches to a problem of cultural the practice of the Russian and foreign authors, consider the design features of cultural practices of preschool children taking into account the ethnocultural situation of development in the Republic of Buryatia, in one of the eastern regions of our country. The possibilities of content realization of ethno-cultural education of preschool children through the design of cultural practices in the educational process of kindergarten are observed. As the conditions for the introduction of cultural practices, development of new ethno-cultural content, approaches to the technology of integrated thematic planning of educational activities, organization of network interaction of preschool educational organizations in the event format are considered.
Keywords: cultural practice, ethno-cultural education, universal cultural skills, children's initiative, educational event, networking, cultural identity
References
1. Babaeva T. I., Solnceva O. V. Proektirovanie kul'turnyh praktik doshkol'nikov v obrazovatel'nom processe detskogo sada // Detskij sad: teoriya i praktika. 2015. № 5. S. 38-47.
2. Dagbaeva N. ZH., Lopsonova Z. B. EHtnokul'turnyj obrazovatel'nyj landshaft v Respublike Buryatiya: osobennosti i usloviya ego razvitiya // EHtnokul'turnoe (nacional'noe) obrazovanie v Rossijskoj Federacii / pod red. R. S. Bozieva, S. N. Chistyakovoj, A. S. Borgoyakova. Ufa: Izd-vo BGPU, 2016. Vyp. 1. S. 154-164.
3. Dagbaeva N. Zh., Trofimova I. D. Razvitie mezhkul'turnoj kompetencii uchashchejsya molodyozhi v uchebnoj i proektnoj deyatel'nosti // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. Vyp. 1. S. 10-17.
4. Krylova N. B. Razvitie kul'turologicheskogo podhoda v sovremennoj pedagogike // Lichnost' v sociokul'turnom izmerenii: istoriya i sovremennost': sb. st. M.: Indrik, 2007. S. 132-138.
5. Lopsonova Z. B. Konceptual'naya model' ehtnokul'turnogo obrazovaniya doshkol'nikov // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2016. № 5. S. 60-67.
6. Lopsonova Z. B. Regionalizaciya soderzhaniya doshkol'nogo obrazovaniya v usloviyah vvedeniya FGOS // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 1. S. 12-17.
7. Lopsonova Z. B. Nacional'no-russkoe dvuyazychie v doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah Respubliki Buryatiya // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2016. № 6. S. 78-84.
8. Lykova I. A. Sushchnost' kul'turnyh praktik i ih znachenie dlya razvitiya rebyonka // Pedagogika iskusstva. 2016. № 2. S. 92-97.
9. Maslovskaya S. V. Osobennosti vnedreniya kul'turno-antropologicheskih praktik v sisteme DOU // Voprosy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya pedagoga. 2014. № 1. S. 18-23.
10. Huhlaeva O. V. EHtnopedagogika: socializaciya detej i podrostkov v tradicionnoj kul'ture. M.: MPSI, 2008. 248 s.
11. EHtnokul'turnoe obrazovanie v Bajkal'skom regione / otv. red. N. Zh. Dagbaeva. Ulan-Udeh: Izd-vo BGU, 2011. 307 s.
1 N. Zh. Dagbaeva - analysis, systematization of research material, design of the article.
2 Z. B. Lopsonova - collection of material, analysis, systematization of research material.
3 Russian Fond of Fundamental Research. No. 17-36-00036-Cin-l.
12. Becker Gerhard. Interkulturelle Bildung für nachhaltige Entwicklung in der internationalen Jugendbildung. Theoretische Grundlagen und didaktische Fragen. Overwien: Bernd; Leverkusen-Opladen, 2012. 220 p.
13. Hoffman Dagmar. Kulturelle Bildung im Zeitalter der Mediatisierung und Globalisierung. Wo, wann und wie ist Kulturelle Bildung für wen von Wert? [Электронный ресурс] // Kulturelle Bildung. Reflexionen. Argumente. Impulse. Режим доступа: https://www.bkj.de (дата обращения: 10.07.2018).
14. Zygmant Baumann. Culture as Praxis. London: SAGE Publications Ltd, 1999. 208 p.
15. Interkulturalität nachhaltiger Umweltbildung: Schulen am ostsibirischen Baikalsee als Beispiele und Kooperationspartner // DGU-Nachrichten. 2004. No. 30.
Received: August 15, 2018; accepted for publication September 10, 2018
Reference to the article
Dagbaeva N. Zh., Lopsonova Z. B. Designing of Cultural Practices of Preschool Children: Regional-Ethnic Aspect // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 5. PP. 98-105. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-5-98-105.