Научная статья на тему 'Система формирования толерантности у детей дошкольного возраста в группах комбинированной направленности'

Система формирования толерантности у детей дошкольного возраста в группах комбинированной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
127
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / дошкольники / дети с ограниченными возможностями здоровья / родитель / педагог / tolerance / preschoolers / children with disabilities / parent and teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Ольга Леонидовна, Глушкова Анна Викторовна, Николина Марина Сергеевна

В статье представлена система работы по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в группах комбинированного вида. Раскрывается формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя. Описывается комплексный подход в организации и содержании педагогической деятельности в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Ольга Леонидовна, Глушкова Анна Викторовна, Николина Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM FARMERBENEFICIARIES IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE GROUPS OF THE COMBINED DIRECTIONAL

The article presents the system of tolerance formation among preschool children in the groups combined. Foundation of a preschool child personality, teacher and parents’ tolerant culture is shown in the article. Describes an integrated approach to the organization and content of pedagogical activity in this direction.

Текст научной работы на тему «Система формирования толерантности у детей дошкольного возраста в группах комбинированной направленности»

УДК 373.2+316.6

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППАХ КОМБИНИРОВАННОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

Беляева Ольга Леонидовна.

Красноярский педагогический университет им. В.П.Астафьева, учитель-дефектолог, ds194@list.ru.

Глушкова Анна Викторовна.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 194 комбинированного вида», г. Красноярск, учитель-логопед.

Николина Марина Сергеевна.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 194 комбинированного вида», г. Красноярск, заместитель заведующего по УВР.

Аннотация. В статье представлена система работы по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в группах комбинированного вида. Раскрывается формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя. Описывается комплексный подход в организации и содержании педагогической деятельности в данном направлении.

Ключевые слова: толерантность, дошкольники, дети с ограниченными возможностями здоровья, родитель, педагог.

SYSTEM FARMERBENEFICIARIES IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE GROUPS OF THE COMBINED DIRECTIONAL

Belyaeva Olga L.

Krasnoyarsk pedagogical University. V. P. Astafieva, teacher-speech pathologist, ds194@list.ru.

Glushkova Anna V.

Municipal budgetary educational institution "Kindergarten № 194 combined type», Krasnoyarsk, the teacher-speech therapist.

Nikolina Marina S.

OIA municipal budgetary educational institution "Kindergarten № 194 combined type», Krasnoyarsk, deputy head.

Abstract. The article presents the system of tolerance formation among preschool children in the groups combined. Foundation of a preschool child personality, teacher and parents' tolerant culture is shown in the article. Describes an integrated approach to the organization and content of pedagogical activity in this direction.

Key words: tolerance, preschoolers, children with disabilities, parent and teacher.

Система педагогической деятельности по формированию толерантности у дошкольников в группах комбинированной направленности ДОУ определяется исходными положениями и требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. На основе данных документов (ФГОС ДОО, примерная ООП ДОО) в каждом дошкольном учреждении разрабатывается адаптированная образовательная программа, предусматривающая реализацию содержания по формированию системы ценностей и взаимоотношений между детьми с нормальным развитием и детьми с ОВЗ. При этом система формирования толерантности у детей дошкольного возраста выстраивается в детском саду, опираясь на значение самого понятия «толерантность». На наш взгляд, необходимо придерживаться следующего понимания: толерантность - это уважительное отношение к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям [1, с. 10]. Это качество, которое может быть присуще как отдельной личности, так и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом. Поэтому работать над его формированием необходимо в каждом отдельном детском коллективе, в каждой микрогруппе [2, с. 56].

Особое значение приобретает работа по формированию толерантности в коллективах, где некоторые его воспитанники имеют ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В нашем случае - это дошкольники с тяжелыми нарушениями речи и нарушенным слухом. Результативность формирования толерантности у дошкольников обеспечивается реализацией комплексного подхода в организации и содержании педагогической деятельности в данном направлении. Комплексный подход включает в себя работу не только со здоровыми детьми и детьми с ОВЗ, но и с взрослыми, которые непосредственно влияют на их развитие, становление. Это -педагоги ДОУ и родители детей (с ОВЗ и без них). Дошкольники в силу своих возрастных особенностей во многом подражают взрослым, а значит, работу по формированию толерантности необходимо вести и с ними [4, с. 16]. Таким образом, система формирования толерантности у детей дошкольного возраста включает в себя три основных направления:

1. Педагогическая деятельность с детьми через: праздники и массовые мероприятия; толерантные игры; беседы, проблемные ситуации; сочинение и инсценировка сказок; игры-занятия, непосредственную образовательную деятельность.

2. Педагогическая деятельность с родителями в следующих формах: тренинги, семинары, совместные мероприятия, беседы, консультации, ролевые игры.

3. Педагогическая деятельность с педагогами, предполагающая открытые просмотры занятий, тренинги, семинары; ролевые игры, моделирование; консультирование.

Целью данной системы педагогической деятельности, реализуемой в МБДОУ №194 комбинированного вида г. Красноярска в отношении детей с сохранным и нарушенным слухом, посещающих одну группу, является формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.

В ходе реализации обозначенной системы реализуются следующие задачи:

1. Создание условий в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.

2. Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.

3. Организация системной работы по формированию позитивного отношения к окружающему миру, представителям разных народов, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями

4. Формирование мотивационной, теоретической готовности родителей, воспитателей и всех заинтересованных субъектов образовательного процесса к реализации системы формирования у детей основ толерантности.

Реализация комплексного подхода к решению выше перечисленных задач строится на следующих принципах:

1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.

2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.

3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.

5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах [3, с. 19].

Направление педагогической деятельности с детьми заключается в реализации логопедом индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий с использованием таких методов и приемов как: проведение праздников, и других массовых мероприятий, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; толерантные игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; беседы на этические темы, обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций); сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок; НОД, игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем взаимодействия в сказочных ситуациях.

В ходе реализации перечисленных мероприятий могут быть получены следующие результаты: выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения

конфликтов. Дети смогут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять симпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

Работа с родителями начинается с анкетирования по выявлению проблем, что позволяет в дальнейшем организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам ненасильственного общения, навыкам толерантного понимания, подобрать комплекс актуальных для них мероприятий и форм их проведения.

Работа с педагогами предполагает непрерывное повышение профессиональных компетенций в соответствии с профессиональным стандартом в вопросах теории и практики в области социально-личностного развития дошкольников, по созданию и реализации толерантных отношений с детьми, родителями и коллегами. Совершенствование профессионализма осуществляется на основе специально организованной методической работы и самообразования.

Ведущими формами работы с педагогами являются: просмотры открытых занятий с дальнейшим обсуждением, педсоветы, консультации, круглые столы, тренинги, деловые игры на различные темы, а именно: модель взаимодействия с детьми; самооценка педагога; уровень коммуникабельности педагога; оценка педагогического кредо в коллективе; наличие стрессов в профессиональной деятельности; идеальный ребенок, идеальный педагог; о проблемах инвалидов.

Комплексная реализация системы формирования толерантности в группах комбинированной направленности, как показал наш опыт, приводит к следующим результатам: повышается уровень сформированности основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя, что возможно отследить методами анкетирования, наблюдения и личных бесед.

Библиографический список:

1. Бакулина С.Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. - М.: Флинта, 2016. - 130 с.

2. Беляева О.Л. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе I ступени. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. /Уральский государственный педагогический университет [Электронный ресурс]. -URL: http://eHbrary.ru/cit_items.asp?gritemid=27164934 (дата обращения: 27.01.2017).

3. Беляева О.Л. Правовое основание для реализации мероприятий федеральной целевой программы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы в Красноярском крае // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. №2 1 (31). - С. 19-21.

4. Беляева О.Л., Пермикина В.А., Юкина Т.Л. Интерактивная площадка, обеспечивающая поддержку семей кохлеарно имплантированных детей в инклюзивном пространстве дошкольного образовательного учреждения // Сибирский вестник специального образования. - 2015. - №2 2 (16). -С.5-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.