Научная статья на тему 'Особенности коррекционной работы с дошкольниками с моторной алалией после кохлеарной имплантации'

Особенности коррекционной работы с дошкольниками с моторной алалией после кохлеарной имплантации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1061
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольники / моторная алалия / кохлеарная имплантация / preschool children / motor alalia / cochlear implantation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Непомнящих Оксана Игоревна

В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с моторной алалией после кохлеарной имплантации. Описывается практический опыт работы с данной группой детей. Представлена последовательность и содержание заданий на логопедических занятиях с детьми с моторной алалией после кохлеарной имплантации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Непомнящих Оксана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES CORRECTIONAL WORK WITH PRESCHOOL CHILDREN WITH MOTOR ALALIA AFTER COCHLEAR IMPLANTATION

The article reveals the peculiarities of correctional and development of children with motor alalia after cochlear implantation. It describes the experience of working with this group of children. It shows the sequence and content of jobs on the speech therapy sessions for children with motor alalia after cochlear implantation.

Текст научной работы на тему «Особенности коррекционной работы с дошкольниками с моторной алалией после кохлеарной имплантации»

УДК 376.356

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ

ИМПЛАНТАЦИИ

Непомнящих Оксана Игоревна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №194 комбинированного вида» г. Красноярск, учитель-логопед, oxana1105@mail.ru.

Аннотация. В статье раскрываются особенности коррекционно -развивающей работы с детьми с моторной алалией после кохлеарной имплантации. Описывается практический опыт работы с данной группой детей. Представлена последовательность и содержание заданий на логопедических занятиях с детьми с моторной алалией после кохлеарной имплантации.

Ключевые слова: дошкольники, моторная алалия, кохлеарная имплантация.

FEATURES CORRECTIONAL WORK WITH PRESCHOOL CHILDREN WITH MOTOR ALALIA AFTER COCHLEAR IMPLANTATION.

Nepomnyashchikh Oksana I.

Municipal budget preschool educational institution "Kindergarten №194 combined type" Krasnoyarsk, teacher and speech therapist, oxana1105@mail.ru.

Abstract. The article reveals the peculiarities of correctional and development of children with motor alalia after cochlear implantation. It describes the experience of working with this group of children. It shows the sequence and content of jobs on the speech therapy sessions for children with motor alalia after cochlear implantation.

Key words: preschool children, motor alalia, cochlear implantation.

Среди дошкольников перенесших кохлеарную имплантацию выделяется малочисленная группа детей с сопутствующими нарушениями: например, с тяжелыми нарушениями речи по типу моторной алалии [2, с. 111-115]. Организация коррекционной работы с этой группой детей требует введения дополнительного этапа, использования большого количества наглядности, создания положительного эмоционального фона занятий и их систематичность [3, c 42-46].

Практический опыт работы логопедов краевой инновационной площадки на базе МБДОУ № 194 комбинированного вида г. Красноярска, в ходе реализации краевого проекта «Современная образовательная и организационно -правовая модель комплексной реабилитации и социализации детей, пользующихся кохлеарным имплантом», показывает, что в результате проведённого обследования на начальном этапе слухоречевой реабилитации у детей с КИ с моторной алалией выявлены следующие трудности:

- с трудом усваивают слова, не достаточно пользуются словом, выражено нарушение актуализации слов в речи;

- характерны замены слов по слуховому и семантическому сходству;

- выражено страдает использование в речи глаголов, прилагательных, наречий, числительных, предлогов, союзов;

- затруднена дифференциация грамматических форм;

- если ребенок осваивает самостоятельно употребление фразы, то это просто короткое предложение, в котором может быть нарушен порядок слов, пропуски слов. Чаще встречаются однословные предложения, двусоставные, состоящие, состоящие из указательного местоимения и существительного [1, с 5];

- формирование связной речи грубо нарушено. Страдает смысловое программирование, переход от мысли к речи;

- с трудом формируется динамический артикуляционный стереотип: затруднено слияние звуков при их правильном или не правильном проговаривании, что приводит к перестановке звуков и слогов, упрощению и искажению структуры слова;

- речь носит скандированный и фрагментарный характер [5].

В связи с этим, можно выделить особенности коррекционной работы с данной группой дошкольников:

1. Необходимо ввести в работу с детьми подготовительный этап, на котором будет проводиться развитие межанализаторных связей, как основы для формирования предпосылок общения [6, с 3-6].

2. Использовать на ежедневных занятиях работу по развитию общей моторики, зрительного восприятия, слухового внимания наряду с работой по речевым направлениям.

3. Учитывать в построении коррекционной работы, что сначала ребенку показывается предмет (картинка, явление, действие), которое ясно и четко называется логопедом. Затем проводится проверка понимания и усвоения нового: ребенку предлагается показать предмет или картинку. Затем называние предмета словом.

4. Необходимо с самого начала требовать называть предмет в соответствии даже с минимальными речевыми возможностями ребенка с КИ.

5. Занятия по расширению и накоплению воспринимаемой речи проводятся не менее одной недели в соответствии с лексическими темами. Темы должны напрямую исходить из потребностей ребенка к общению «здесь и сейчас» [4, с 610]. Параллельно с расширением понимаемого словаря, должна проводиться работа по развитию экспрессивной речи в виде доступных для произношения звукоподражаний голосам животных, птиц, насекомых, транспорта и т.п.

6. В ходе коррекционной работы отрабатывается постановка, вызывание звуков которые легко поддаются зрительному, кинестетическому, тактильному восприятию, более легкие по своей артикуляции: В, Ф, П, Б, Т, Д и др.

Такой подход к коррекционной работе, как показал наш опыт, приводит к достаточно стабильным положительным результатам, а именно:

- повышается речевая активность ребенка с КИ, что в свою очередь позволяет расширять коммуникативные функции речи;

- дошкольники интенсивнее накапливают словарный запас, как пассивный, так и активный;

- расширяется диапазон произносимых звуков, что позволяет произносить большее количество слов внятно, понятно для окружающих;

- минимизируется нарушение слоговой структуры слов.

Библиографический список:

1. Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна. (Из опыта преодоления моторной алалии): пособие для учителей -дефектологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ 4-е изд. - Мозыр: Белый ветер, - 2013. -122 с.

2. Беляева О.Л., Брюховских Л.А., Николина М.С. Подготовка специалистов Красноярского края к работе по слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева.- Красноярск, 2016. -С. 111-115.

3. Беляева О.Л., Ольховская Н.В. Взаимодействие учителя - дефектолога с родителями слабослышащего ребенка, интегрированного в общеобразовательную школу // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 1. - С. 42-46.

4. Беляева О.Л., Уфимцева Л.П. Организационно-педагогические условия реализации федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушенным слухом) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. -2015. - № 3 (33). - С. 6-10.

5. Беляева О.Л., Пермикина В. А., Юкина Т. Л. Интерактивная площадка, обеспечивающая поддержку семей кохлеарно имплантированных детей в инклюзивном пространстве дошкольного образовательного учреждения // Сибирский Вестник специального образования. - № 2 (16). - 2015.

6. Долганюк Е.В., Васильева И.И, Конышева Е.А., Касаткина М.Е., Филиппова Н.В., Платонова Е.С. Моторная алалия: коррекционно- развивающая работа с детьми дошкольного возраста: учебно- методическое пособие // - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс» - 2015. -144с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.