Научная статья на тему 'Экскурсный анализ и интерпретация проблем этнокультурного воспитания и развития детей дошкольногог возраста'

Экскурсный анализ и интерпретация проблем этнокультурного воспитания и развития детей дошкольногог возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
870
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОННОТАЦИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабунова Елена Семеновна

В статье раскрывается этнокультурная коннотация проблемных направлений этнокультурного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Автор освещает историко-этнографическое, этнохудожественное, духовно-нравственное, социокультурное направления разработки проблем этнокультурного воспитания и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экскурсный анализ и интерпретация проблем этнокультурного воспитания и развития детей дошкольногог возраста»

17. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения. [Текст]/ В. В. Лебединский. - М., - 1990.

18. Левитов, Н. Д. Психиатрический состав агрессии [Текст]/ Н. Д. Левитов. // Вопросы психологии. - 1972. - № 6.

19. Левитов, Н. Д. Психическое состояние агрессии [Текст]/ Н. Д. Левитов. // Вопросы психологии 1967. - № 6.

20. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст]/ М. И. Лисина. - М.,

1986.

21. Массен, П. Развитие личности ребёнка. [Текст]/ П. Массен, Дж. Каган - М.,

1987.

22.Нравственность. Агрессия. Справедливость [Текст]// Под ред.

А. М. Матюшкова. - М., 1992.

23. Одаренные дети [Текст]//Под. ред. В. Г. Бурменской и В. М. Слуцкого. - М., 1991.

24.Психологическая диагностика: Проблемы и исследования [Текст]/ Под ред. К. М. Гуревича. - М.,1981.

25. Роберт, Б. «Агрессия». [Текст]/ Б. Роберт, Р. Дебора. - С-ІІ. 1994.

26. Сафонова, Т. Я. и др. Жестокое обращение с детьми. [Текст]/ Т. Я. Сафонова, - М., 1993.

УДК 378.01

Бабунова Елена Семеновна

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Магнитогорского государственного университета, presch@masu.ru, Магнитогорск

ЭКСКУРСНЫЙ АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОБЛЕМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОГ ВОЗРАСТА

Babunova Elena Semenovna

The candidate of pedagogical sciences, the professor of chair of preschool pedagogics and psychology of Magnitogorsk stale university, presch@masu:ru, Magnitogorsk

THE ANALYSIS AND INTERPRETATION OF PROBLEMS OF ETHNOCULTURAL EDUCATION AND DEVELOPMENT OF CHILDREN PRESCHOOL OF AGE

Современное дошкольное этнокультурное образование представлено содержательными и научно-методическими аспектами становления этнокультурной личности ребенка-дошкольника в процессе этнокультурного воспитания. Данные характеристики раскрываются исследователями через призму реализации социокультурного, аксиологического, культуросообразного и культуротворческого, лингвокультурологического, компетентност-ного (образовательного) подходов, обеспечивающих амплификацию (обо-

116

гащение) личностного развития ребенка. Развивающее образование ориентировано на то, чтобы создать каждому ребенку условия при вхождении в этнокультурный социум, в которых он максимально реализовал бы себя как личность. При рассмотрении направлений дошкольного этнокультурного воспитания мы опираемся на термин «этнокультурная коннотация», введенного в исследовании А. Б. Панькина [5]. Мы учитываем, что понятие «коннотивный» означает такой, который не просто указывает на предмет, но и несет в себе обозначение его отличительных свойств. Воспитание как социальное явление направлено на организацию содержательной жизнедеятельности ребенка, которая протекает в различных социумах. Этнокультурное воспитание строится как гуманитарный процесс, сущность которого проявляется в педагогической поддержки духовно-нравственных начал. Воспитание выступает как процесс создания условий, направленных на развитие, в том числе и этнокультурное. Позиция педагога в этнокультурном воспитании строится как деятельность, этнокультурно детерминированная как по цели, так и по содержанию и способам ее осуществления. Следовательно, личность как носитель определенной этнической культуры формируется под ее воздействием; системообразующим фактором формирования этнокультурной личности выступает гуманистически направленная образовательная деятельность. Личностно-ориентированную модель в воспитании невозможно адекватно реализовать без этнокультурного содержания, обеспечивающего осознание себя субъектом определенной культуры.

В нашем исследовании конкретизация цели представлена в следующих воспитательно-образовательных задачах: способствовать формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей о культуре, истории народов; формировать эмоционально-ценностное отношение к этнокультурному наследию; развивать умение творчески и самостоятельно применять полученную информацию в новых или сходных ситуациях, задействуя свой этнокультурный опыт. Под углом зрения реализации цели дошкольного этнокультурного воспитания и дается экскурсный анализ научной пси-холого-педагогической литературы. Он показывает, что в основе определения авторами цели и задач лежит триадность этнокультурного воспитания: познание; эмоционально-ценностное отношение; опытно-деятельностная (практическая) направленность. Таким образом, основные и содержательные направления этнокультурной коннотации мы условно делим на основе психологического механизма приобщения детей к культурному наследию. Следовательно, основу содержания дошкольного этнокультурного воспитания составляет информационно-познавательная, эмоциональноценностная, опытно-деятельностная структурированность направлений. При анализе взаимосвязанности и взаимодополняемости содержания этнокультурных направлений мы опираемся на концепцию социального развития С. А. Козловой [3]. В её основе лежит логика социального «окультуривания» ребенка, протекающего как активный жизнезначимый процесс приобщения детей к окружающей социальной действительности.

В концепции социального развития детей этнокультурное воспитание связано с социально-личностным развитием и рассматривает воспитательный потенциал народной культуры как условие развития национального и планетарного мышления. Позиция С. А. Козловой заключается в том, что у детей необходимо воспитывать интерес и усвоение к культуре своего и других народов, умение проявлять терпимость к детям и взрослым, независимо от расовых и национальных различий. Планетарность, ощущение себя жителем планеты Земля должно сочетаться с осознанием своей принадлежности к определенной культуре. Результатом освоения ребенком народной культуры как составной части общей культуры (духовной и материальной) являются, по мнению автора, адаптация к социальному миру; принятие социального мира как данности; способность и потребность изменять, преобразовывать социокультурное окружение, самого себя. Мы солидарны с автором концепции в том, что при этом важно учитывать личностно-ориентированный подход к возрастному этапу социокультурного развития детей, задействовать психолого-педагогический механизм формирования представлений, чувств, поведения; расширять спектр воспитательных методов и приемов. Важнейшим психологическим механизмом является задействование всей структуры эмоциональной сферы дошкольника. Для нас значимым является влияние социального «портрета» окружения, вызывающего у ребенка разные эмоции и чувства, так как, еще не зная подробно и содержательно о различных культурах, ребенок уже чувствует их, сопереживает, воспринимая явления и предметы социокультурного мира. Концепция С. А. Козловой находит конкретное отражение в её программе «Я

- человек», где решаются следующие задачи: воспитание у детей дошкольного возраста интереса и уважения к людям разных национальностей, их деятельности, культуре, быту; формирование представлений о Земле, жизни людей на земле и своей стране; воспитание чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям земли.

В исследовании Е. И. Корнеевой рассматривается роль фольклорных праздников и развлечений в патриотическом воспитании детей среднего дошкольного возраста [1]. Решение данной проблемы обусловило цель и задачи программы воспитательно-образовательной работы. Содержание приобщения детей к народной традиционной культуре предполагало использование сезонных народных праздников: Осенины - Урожай; Новый год - Коляда; Масленица - Проводы Зимы; Веснянка - Кликанье Весны. В основу работы была положена методика «сгущенности» эмоционально познавательного материала по доминирующим целям (С. А. Козлова, С. Н. Мо-розюк). Доминантой определены сезонные народные праздники. В данном исследовании подчеркивается важность реализации содержания работы с детьми через комплексные игры-занятия, развлечения, праздники и совместную деятельность детей и взрослых.

В рамках стимулирования познания и задействования исторических сведений происходит развитие интереса у дошкольников к прошлому предме-

тов, их преобразованию и созиданию. В связи с этим, значимым является исследование О. В. Дыбиной. Используя игры - путешествия в прошлое предметов, автор подробно рассматривает многофункциональность предметно-исторического мира (информативная, эмоциогенная и регуляторная), объясняющая историю создания вещи). Данный механизм приобщения детей к историческим сведениям реализует, по нашему мнению, принцип гу-манитарности - человек и его место (отношение) в рукотворном мире.

Представители следующего направления дошкольного этнокультурного воспитания считают эффективным путём этнокультурного становления личности приобщение детей к историческим сведениям (Н. Н. Поддьяков,

B. Т. Кудрявцев). Тезис о важности и своевременности приобщения детей к культуре и истории реализован в программно-методическом пособии Г. Н. Данилиной [1]. Предлагаемое пособие строится на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с культурой и историей отечества. Содержание работы идет по следующим направлениям: «Путешествие в историю», «Вижу чудное раздолье», «Быт и традиции», «В чудесном мире русского языка», «Творение рук человеческих». Содержание разделов предполагает задействование культурологического подхода, научности, достоверности, доступности знаний. Для реализации программного содержания предлагается интегрированный подход включения сведений об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Рассмотрению специфики приобщения детей к культурно-историческим традициям посвящено специальное исследование Т. Ю. Купач [4]. По мнению автора, культурно-исторические традиции - это такие традиции, которые накоплены непосредственно в ближайшем социуме: труд, обычаи, нравы, ремесла, творчество, фольклор, воспитание и учение, архитектура и т. д. - все то, чем наполнена культурно-историческая среда. Педагогическая позиция взрослого, как считает Т. Ю. Купач, заключается в реализации воспитательного потенциала данных традиций: развитие направленности личности ребенка; использование всех факторов воспитания; различных видов детской деятельности, гуманистический характер традиций, учет особенностей региона и т. д. Содержание воспитания детей отражает следующие традиции: семейные; трудовые; фольклорные; краеведческие; социальные; праздничные.

Данный подход находит отражение в исследованиях Е. С. Бабуновой,

C. Д. Кириенко, Е. Н. Кергиловой, М. Б. Кожановой, Н. А. Платохиной, X. А. Тагировой, Е. А. Тупичкиной, Г. В. Луниной, Г. Н. Гришиной и др.

Многообразие народных традиций, их воспитательная ценность нашло отражение в программах национального возрождения. Так, исследователи А. Г. Абсалямова, Р. Л. Агишева, Т. И. Бабаева, С. Д. Кириенко, М. Б. Ко-жанова, С. Н. Федорова, А. Н. Фролова и др. доказали значимость средств этнографической культуры в воспитании социально-культурного поведения детей. Содержание работы предполагает активное познание детьми

окружающего мира: природный мир; предметный мир, мир других людей; мир моего «Я». К основным средствам этнографической культуры отнесены фольклор, народные игры, праздники, которые приобщают детей к национальным традициям башкир. Содержание программы осуществляется с помощью различных тем («Я и моя семья», «Башкиры», «Башкирский фольклор», «Чувашские праздники», «Марийские игры», и др.). Данные программы внедрены в практику работы дошкольных учреждений регионов России.

Значимость воспитательного потенциала культурных традиций своего народа представлено в программно-методическом пособии Л. В. Коку-евой [1]. Автор основные цели и задачи воспитания видит в реализации духовно -нравственного воспитания дошкольников. Решение задач воспитания - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям) предполагает задействование народных праздников («Именины березки», «Масленица», «Святки», «Рождество», «Пасха» и т. д.). Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравс-твенного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему, является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Приобщение идет через народную песню, сказку, былину, народно-прикладное искусство, народные игрушки, народный костюм, народную архитектуру жилищ. Содержание этнокультурного воспитания осуществляется через такие формы как посиделки, посещение краеведческих и этнографических музеев мини-музеев в ДОУ, познавательные беседы, экскурсии, целевые прогулки, организацию творческой продуктивной и игровой деятельности детей.

Интерес вызывает рассмотрение вопросов этнокультурного воспитания с позиций создания социокультурной модели образовательного процесса дошкольного учреждения. Данное направление представлено в работах Р. М. Чумичевой и её последователей [6]. В исследовании Р. М. Чу-мичевой социокультурная среда понимается как синтезированная система ценностей. Механизм усвоения этих ценностей заключается в преобразовании ребенком ценностей мира культуры в собственный внутренний мир ценностей, которые проявляются в деятельности и общении. Автор особое внимание уделяет созданию художественно-эстетической среды. Р. М. Чу-мичева обосновывает важность интеграции содержания социокультурного развития, предлагает широко задействовать синтез трех видов искусства: литературы, музыки, изобразительного искусства. Реализация данного подхода предполагает несколько вариантов интеграции: интеграция содержания; тематическая организация содержания разных разделов программы; комплексирование разных видов сред; интеграция форм организации педагогического процесса. По мнению Р. М. Чумичевой, в основе интеграции

лежат общечеловеческие ценности (культурно-познавательные, гуманистические; нравственно-эстетические). Модель социокультурного развития дошкольников строится с учетом принципов природосообразности, куль-туросообразности, дополнительности, интеграции и гуманизации. В качестве основных принципов, определявших модель воспитательной системы, обоснованно выступили: принцип поликультурности, обусловивший приоритеты ценностей личности и воспитательного процесса, диалог и взаимодействие культур, изменивший содержание воспитательного процесса как синтез культур, истории, языка; принцип единства интеграции и дифференциации, обеспечивший познание различных национальных культур, истории, языков, традиций, имеющих специфические характеристики и общечеловеческие; позволивший интегрировать специально организованные виды деятельности, совместные, индивидуальные и детско-взрослые различные сообщества; принцип социообразности, определивший активность и терпимость личности в социокультурном детско-взрослом пространстве, диалоговых коммуникациях, познании культур других народов.

Выявляя содержание направлений дошкольного этнокультурного воспитания, мы установили, что социально-педагогический смысл широкого применения элементов этнокулыуры в работе с детьми заключается в воспитании предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, своему народу, чувства патриотизма, осознания своей национальной принадлежности.

В связи с этим, перспективным является разработка проблемы межнационального общения и этики, детально изученные в работах А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, М. И. Богомоловой, С. А. Козловой, С. Н. Султановой,

Э. К. Сусловой, Н. Флегонтовой и др. [1]. Анализ данных исследований показал возможность широкого использования этнокультурного наследия в воспитании дошкольников. Так, А. П. Усова указывала на значение народного творчества в национальном воспитании детей. Народное творчество позволяет детям в доступной форме усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Произведения народного творчества, национальные по форме, несут в себе много общего, а образы сказок разных народов переплетаются друг с другом. Народные сказки, песня, игры доступны всем детям, имеют большое воспитательное значение, заключающееся в формировании любви и уважения к людям разных национальностей.

В исследовании Р. И. Жуковской обоснованы принципы формирования дружеского отношения детей к людям разных национальностей; методика ознакомления детей с родным краем, трудом, бытом, искусством народа той республики, где он живет; показана доступность подачи детям познавательного материала, включающего элементарные географические сведения: особенности климата, ландшафта (леса, реки, моря), основных природных богатств (нефть, уголь, хлопок, хлеб); также нужно знакомить с литературой, художественным творчеством, музыкой, изобразительным искусством, давать детям возможность попробовать национальные блюда, играть в национальные игры. Конкретизация содержания работы с детьми показывает

возможность задействования элементов этнокультуры в становлении этнокультурной воспитанности. Современные дошкольные учреждения характеризуются пестрым национально-языковым составом. Проблема воспитания подрастающего поколения в многонациональном детском социуме поднимается во многих исследованиях (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова, Л. М. Захарова, С. Н. Султанова, В. Д. Ботнарь, Р. Ш. Халикова, Л. Д. Вавилова, Л. Г. Васильева, М. Б. Кожанова и др.). Гуманитарный подход позволяет рассматривать ребенка, его личность, его неповторимую индивидуальную культуру как 9амоценность и самобытность. Целью образовательного процесса в дошкольном учреждении является не только общее, но и национальное воспитание ребенка. В связи с этим, следует подчеркнуть, что дошкольное детство - начальный этап становления этнокультурной личности. Именно в дошкольном возрасте, с трех-четырех лет ребенок вступает в первую стадию полиэтнического развития, у него начинает формироваться отношение к национальной символике. Анализ исследований показывает, что этнокультурная социализация дошкольников протекает в условиях межкультурного взаимодействия. Одновременно это является и нормой поведения для современного поликультурно образованного человека. Мы солидарны с исследователями в трактовке понятия поликультур-ное (интернациональное) воспитание. Данное понятие включает развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп. Принцип поликультурности является для большинства исследователей методологическим ориентиром в отборе содержания сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения других народов. Мы считаем, что в поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность: национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения; ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов; сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты.

Таким образом, процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности. Процесс развития этики межнационального общения, по мнению Э. К. Сусловой включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение эмоционально-положительного отношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.

Для нашего исследования является значимым определение механизма поликультурного воспитания детей, который реализуется в трех направлениях: информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.); эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства); поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Таким образом, приобщение к этнонациональной культуре разных народов авторы рассматривают как основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения. Этот процесс, на наш взгляд, проходит несколько этапов: воспитание гуманного отношения к окружающим людям (взрослым, детям), воспитание дружелюбия; национальное воспитание; воспитание понимания и принятие других национальных культур.

По нашему мнению, разнообразие средств воспитания межнационального общения обеспечивает следующие линии в развитии ребенка: всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды, создание атмосферы добра и взаимопонимания; гармонизация отношений «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый», «детский сад - семья», «семья - ребенок - школа - социум» с целью постижения детьми сложной науки жить среди людей; культивирование ценности другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность; концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира; использование заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия; примеры великого братства народов, подвигов во имя людей; знакомство с современными войнами и их последствиями: беженцами, гуманитарной помощью и другим, являющим детям страницы человеческого благородства и межнационального родства; организация детских праздников - богатейшего материала для ознакомления дошкольников с культурой разных народов, воспитания добра и милосердия; взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программ помощи каждому ребенку. В нашем исследовании мы также учитываем гуманистический принцип, создающий активно-заинтересованное, положительное взаимодействие между детьми и взрослыми.

Анализ исследований показал многообразие спектра средств, форм и методов работы направленного на активное, эмоционально-положительное отношение к культуре межнационального общения: беседы, рассказы детей из личного опыта с демонстрацией иллюстраций, фотографий, видеофильмов; занятия по ознакомлению с культурой и традициями разных стран; фольклор народов мира; наблюдения, опыты, экспериментирование; целевые прогулки, экскурсии в мини-музеи; доброжелательное общение с детьми разных национальностей. Определив культурологический и гума-

нистический принципы как ведущие в воспитании у детей культуры межнационального общения, мы тем самым выделяем образовательное поле культуры народов как источник построения содержания этнокультурного воспитания.

В специальном исследовании М. И. Богомоловой предлагается расширение содержания этнокультурного воспитания через понятие аффилиации в воспитании культуры межнационального общения [2]. Понятие аффилиация (от англ. Affilion - соединение, связь; to affiliate - присоединять, присоединяться), означающее стремление человека быть в обществе других людей. Касательно детей дошкольного возраста аффилиация нами воспринимается как потребность (мотивация) в общении, эмоциональных контактах, дружбе, любви. Аффилиация проявляется в стремлении быть в обществе других людей, взаимодействовать с окружающими, оказывать кому-либо помощь и поддержку и принимать их от него. В арсенале ценных и эффективных средств национального и межнационального воспитания М. И. Богомолова называет разные виды общения детей с людьми другой национальности, сюжетно-ролевые игры, переписку как средств опосредованного общения И др.

Эффективность дошкольного этнокультурного воспитания невозможно представить без использования народного искусства и народного творчества. Данное направление представлено в работах Т. Я. Шпикаловой, Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой, 3. А. Богатеевой, А. Ю. Тихоновой, Е. Д. Трофимовой, Е. А. Тупичкиной, Р. Ш. Халиковой, Р. М. Чумичевой и др.

Ценность этнокультуры в воспитании и развитии, авторы рассматривают под углом зрения деятельностного подхода, который реализуется в предоставлении детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного искусства, которая будет способствовать удовлетворению потребности ребенка в деятельности, а, следовательно, вызовет эмоционально-ценностное отношение к этим видам деятельности. Субъектная, деятельностная позиция детей проявляется в трех направлениях: для оформления интерьера образовательного учреждения (создание эстетической среды); с целью ознакомления детей с народным искусством; для развития детского творчества в качестве образцов-эталонов сначала для прямого следования, а затем и для творческого осмысления и применения (по терминологии Т. Я. Шпикаловой, «повтор, вариации, импровизации»).

Таким образом, исследователи данного направления рассматривают этно-художественное образование как системообразующий компонент этнокультурного воспитания. Авторами подробно изучено место народного искусства в образовательном процессе детского сада; показано воспитательное значение устного народного творчества, музыкального фольклора, народного декоративно-прикладного искусства; описаны психолого-педагогические основы этнохудожественного воспитания и развития детей (значимость интегрированных и тематических занятий, необходимость диагностики, поз-

волякяцей осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям, наличие вариативных дополнительных образовательных программ).

На наш взгляд, теоретической основой этнохудожественного воспитания, как части этнокультурного, является признание положения о необходимости создания такой педагогической образовательной системы, которая способствует созданию единого образовательного пространства, условий для формирования этнокультурной личности.

Среди многих проблем, решаемых сегодня в сфере этнокультурного воспитания, особое место занимает проблема формирования единой этнической картины мира представителей конкретного этноса (Р. Рэдфилл, А. Холлоуэл, А. Б. Панькин, Г. Н. Волков и др.). Стержнем единой этнической картины мира являются ценности и ценностные ориентации, которые определяют нормативное поведение этноса. Благодаря психолого-педагоги-ческим возможностям этнокультуры, активной позиции взрослых и самого ребенка, ребенок осваивает этнокультурный опыт, фиксированный в этнокультурных традициях и направленный на овладение концептами (содержанием), взаимоотношениями и ценностями этноса. Мы разделяем точку зрения А. Б. Панькина о том, что в основе этнокультурной коннотации лежит идея первичности родного языка и этнокультурных традиций, включающих разнообразные виды искусства, уклад жизни, народные игры, этническое восприятие мира с самого раннего детства. Традиционная культура этноса является базисом формирования системы человеческих ценностей, необходимых личности для интеграции в систему социокультурных отношений.

Анализ исследований показывает, что у ребенка на протяжении дошкольного детства формируется «целостная картина мира» (И. Э. Куликовская) «образ мира» (С. Д. Смирнов), «этническая картина мира» (Р. Рэдфилл). Дошкольное детство - начало процесса становления мировоззрения человека. Оно, как многогранное образование, включает в себя: мироощущение (познание мира в чувствах, эмоциях, формирование положительного отношения); миропонимание - понимание мира, поиск причин и следствий; мироистолкование - специфическое объяснение человеком мира истории, общества, культуры; миропреобразование - форма активного отношения человека к действительности; выбор стиля взаимоотношений с людьми. Становление образа мира рассматривается как один из компонентов структуры индивидуальности личности ребенка. Образ мира - отражение мира в целостной, многомерной и многоуровневой системе представлений (А. Н. Леонтьев). Становление картины мира в сознании человека осуществляется в культурной, символической среде через искусство, язык, миф, народное творчество. По мнению исследователей, первичное познание мира, развитие мышления ребенка, становления его как личности, приобщение к духовным ценностям нации осуществляются в процессе усвоения родного языка. Основываясь на лингвокультурологическом принципе, авторы изучение родного языка рассматривают основой формирования мировоззрения, ключом к накопленной веками народной культуре, незаменимым средством

сохранения традиций и преемственности поколений, обеспечивает развитие у детей чувства равенства языков и культур. На протяжении дошкольного детства, по мнению И. Э. Куликовской, происходит смена картин мира, от мифопоэтической до универсально-символической, что должно послужить отправной точкой в определении основных подходов, дифференциации методов, форм, направлений работы по приобщению детей к национальному миру культур, воспитанию культуры межнационального общения [1].

Итак, проведенный экскурсный анализ этнокультурной коннотации по выявлению специфики дошкольного этнокультурного воспитания и научно-методических подходов к реализации его разнообразных направлений показал следующее.

1. Усвоение различных национальных культур в режиме диалога в поли-культурной среде является важнейшим средством воспитания и развития личности, обогащения духовного мира человека, поскольку способствует формированию личного культурно-исторического миропонимания. Изучение культур является важнейшим фактором самоидентификации личности в сложном, меняющемся мире, построения собственной картины мира - кто я, откуда, кто меня окружает, как мне лучше понять другого. С решением обозначенных проблем и рядом других связано внедрение в образовательный процесс как одной из составляющих национально-регионального компонента. Основная цель использования разнообразных средств культурно-исторического, этнохудожественного, поликультурного воспитания направлена на формирование у детей «образа мира», этнической картины мира.

2. Специфика содержания дошкольного этнокультурного воспитания заключается в том, что оно реализует национально-региональный компонент образования, создающий возможности как для интеграции национально-регионального компонента в федеральный компонент образования, так и для разработки и реализации дополнительных модулей по образовательным областям этнокультурного воспитания. Составными компонентами дошкольного этнокультурного воспитания: а) цель и задачи, определяющие содержание; б) разнообразное содержание; в) методика, включающая спектр условий, форм, средств, методов, приемов, направленных на становление этнокультурной воспитанности личности.

3. Дошкольное этнокультурное воспитание диалектически взаимосвязано с другими сторонами воспитания, без которых оно не может существовать. Это обусловлено тем, что этнокультурное воспитание дошкольников формирует различные стороны личности ребенка, его отношение к этнокультурной действительности, где он выступает как субъект, обладающий социально-личностными, общественно-значимыми качествами, необходимыми для проживания в поликультурном полиэтническом сообществе. Активная роль в осуществлении этнокультурного воспитания принадлежит педагогу, способствующему этнокультурному развитию дошкольника.

4. Исследователи рассматривают дошкольный возраст как самоценный период освоения социокультурного, в частности этнокультурного, опыта.

При этом накопление этнокультурного опыта осуществляется через механизмы формирования, приобщения, ознакомления, развития, осознания, становления. Вместе с тем, не раскрывается такой механизм как становление.

Библиографический список

1. Бабу нова, Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста [Текст]: монография / Е. С. Бабунова.

- Магнитогорск: МаГУ, 2009. - 369 с.

2. Богомолова, М. И. Использование аффиляции в воспитании культуры межнационального общения [Текст] / М. И. Богомолова // Детский сад от «А» до «Я». -2006,-№6. -С. 85-103.

3. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]: учеб. пособие для студ. сред.пед.заведений /

С. А. Козлова. - М.: Изд. Центр «Академия», 1998. - 157 с.

4. Купач, Т. Ю. Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях [Текст]: дис. ... д-ра пед.наук / Т. Ю. Купач. - М, 2001. - 341 с.

5. Панькин, А. Б. Формирование этнокультурной личности [Текст]: учеб. пособие / А. Б. Панькин. - М.: Изд-во Московского психолого-социалыюго института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. - 280 с. - (Сер. Библиотека педагога-практика).

6. Чумичева, Р. М. Ребенок в мире культуры [Текст] / Р. М. Чумичева. - Ростов /н/Д. : Феникс, 2004. - 610 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.