Научная статья на тему 'Экологическое образование в дошкольном учреждении: из опыта работы'

Экологическое образование в дошкольном учреждении: из опыта работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
838
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / PRESCHOOL INSTITUTION / CONTINUING EDUCATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушникова Галина Ивановна, Бушуева Тамара Васильевна

Статья посвящена вопросам организации экологического образования в дошкольном учреждении. Работа с детьми младшего возраста рассматривается авторами как первая ступень системы непрерывного экологического образования. Намечены направления проектной деятельности педагогического коллектива, имеющей целью решение задач обучения детей в новой образовательной парадигме. Представлены некоторые итоги организационной работы в одном из дошкольных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кушникова Галина Ивановна, Бушуева Тамара Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological Education in Preschool Institution: Based on Work Experience

The article addresses issues of the ecological education organization in a preschool institution. The authors regard the work with children of the preschool age as the first step of the continuing ecological education system. Some directions of the teaching staff’s project activities are outlined; their aim is to solve problems concerning children’s education in the new educational paradigm. The article provides some results of the organizational work in a preschool institution of the Khanty-Mansi Autonomous Area (Yugra).

Текст научной работы на тему «Экологическое образование в дошкольном учреждении: из опыта работы»

УДК 373.24+37.033

Экологическое образование в дошкольном учреждении: из опыта работы

Г. И. Кушникова, Т. В. Бушуева

Статья посвящена вопросам организации экологического образования в дошкольном учреждении. Работа с детьми младшего возраста рассматривается авторами как первая ступень системы непрерывного экологического образования. Намечены направления проектной деятельности педагогического коллектива, имеющей целью решение задач обучения детей в новой образовательной парадигме. Представлены некоторые итоги организационной работы в одном из дошкольных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Ключевые слова: экологическое образование; дошкольное учреждение; непрерывное образование; устойчивое развитие.

Вступив в новое тысячелетие, человечество столкнулось с глобальными проблемами, угрожающими жизни на Земле. Особую остроту эти вопросы приобретают в северных условиях. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (ХМАО - Югра) - один из важнейших регионов российского Севера. Высокие темпы развития производственной деятельности на территории округа оказывают мощное техногенное воздействие на природную среду, снижая ее качества [О состоянии..., 2009].

В условиях углубляющегося социоприродного кризиса северного региона особую значимость приобретает проблема формирова-

ния у подрастающего поколения способности к принятию ответственных решений по сохранению собственной среды обитания на основе понимания взаимосвязей между социальными, экологическими и экономическими проблемами. Поэтому экологическое образование приобретает все большую значимость, являясь механизмом обеспечения экологической безопасности, стабильности, важным условием повышения качества жизни населения. Э ко -логическое образование дошкольников как первая ступень системы непрерывного экологического образования имеет огромное значение.

В последнее столетие в значительной степени изменились и люди, и природа, и их взаимоотношения. Окружающий мир всё больше подвергается отрицательному влиянию человека. Современные дети, живущие в городах, всё реже общаются с природой. Это связано с интенсивной урбанизацией, уменьшением количества зеленых насаждений, изменением облика городов, более стремительным темпом жизни [Рыжова, 2010].

Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС) обеспечивает своевременное решение ряда проблем в системе дошкольного образования, оказывающих в дальнейшем существенное влияние на социальную систему в стране и регионе. Перед образованием поставлены новые задачи, предусматривающие модернизацию дошкольных учреждений и ведение деятельности по проектированию работы педагогических коллективов в новом режиме.

Так как успешность экологического образования во многом зависит от такой его организации, которая обеспечивает непрерывность обучения на всех его ступенях, педагогическим коллективом детского сада общеразвивающего вида «Ромашка» (г. Лянтор, Сургутский район, ХМАО-Югра) разработана модель «Эффективный старт», которая может быть полезной для других детских учреждений.

Предложенная модель организации работы по экологическому образованию в дошкольном учреждении имеет целью формирование у ребенка целостного взгляда на природу и место человека в ней. Дети дошкольного возраста должны получить первые представления о взаимосвязях между объектами в природе. Именно в этот период закладываются основы экологического мировоззрения, становится возможным воспитание ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью. Дети приобретают мотивацию и первоначальные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы родного края. Решение этих задач служит повышению эффективности организации качественного образования в детском саду, способствует формированию экологической культуры у детей.

Сотрудничество детского сада «Ромашка» с социальными институтами региона, сделавшее возможным интеграцию общественных сил для более эффективной деятельности в выбранном направлении, способствует реализации принципов устойчивого развития в детском учреждении.

Модель модернизации деятельности дошкольного образовательного учреждения «Ромашка» - это философия, стратегия, тактика отношений и взаимодействий с потребителями услуг (родители, воспитанники, социум), направленные на обеспечение возможности свободного выбора ценностей в социокультурном пространстве и согласование действий всех участников образовательного процесса.

Опираясь на новейшие достижения медицины, физиологии, используя многочисленные труды российских и зарубежных авторов, мы разработали концепцию, где обозначены основные идеи и положения нового направления деятельности дошкольного учреждения:

* создание личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников (индивидуального образовательного маршрута ребёнка);

* обеспечение преемственности и взаимосвязи двух звеньев в системе непрерывного экологического образования через комплексное тематическое планирование.

Образовательная деятельность реализуется посредством программы развития МБДОУ «Здоровое детство». Ее ведущая идея -развитие личности ребёнка в единстве образования, воспитания и укрепления здоровья ребёнка с применением современных образовательных технологий.

Дошкольное образование должно базироваться на идеях устойчивого развития, что требует переподготовки педагогов с учетом современной социальной, экологической, экономической ситуации.

С целью формирования профессиональных качеств эколого-пе-дагогической направленности принимается ряд мер:

* установлены связи с Уральским отделением Российской Академии образования в целях разработки новых подходов к осуществлению педагогами теоретической и практической деятельности, а также в целях подготовки педагогических кадров для работы в условиях обновления содержания дошкольного учреждения;

* заключено соглашение о взаимодействии с территориальным отделом «Сургутское лесничество» Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО - Югры;

* проведены теоретические, научно-практические семинары, а также мастер-классы по проблемам развития дошкольников и поиска качественно новых подходов к обучению детей в контексте разработки социооздоровительных, культурологических мероприятий;

* организована работа методического центра «Образовательный салон» в целях содействия творческому росту педагогов;

* создан уникальный комплекс для воспитанников дошкольного учреждения «Школа познавательных наук», где педагоги реализуют свои творческие идеи согласно комплексно-тематическому планированию;

* разработан авторский управленческий проект «Педагогический портфель», обеспечивающий мониторинг процесса модернизации учреждения, объективность оценки работы педагогов, эффективность сетевого взаимодействия.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт перехода образовательного учреждения в режим поиска нового содержания экологического образования через технологии здо-ровьесбережения и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Данный режим для педагогического коллектива является переходным на пути к более качественным изменениям и переводу ДОУ в режим эксперимента. Качественные признаки перехода мы видим в приобретении педагогами инновационной профессиональной компетентности в организации взаимодействия с семьей ребенка. Реализуемая в ДОУ с 2007 по 2011 годы специальная программа способствовала достижению определенного уровня компетентности родителей и педагогов, что привело к появлению устойчивых показателей развития детей, посещающих МБДОУ д / с «Ромашка», по разным направлениям: оздоровительному, познавательному, социально-личностному и художественно-эстетическому.

Содержание образования в дошкольном учреждении ориентировано не только на приобретение детьми знаний о себе и об окружающем мире, но и на развитие личности ребенка. Нами определены основные направления развития управленческой деятельности дошкольного учреждения посредством инновационного проекта «Детский сад будущего». Особенность разработанного нами проекта - отражение в нем регионального аспекта при реализации ценностного подхода к пониманию природы и культуры Ханты-Мансийского автономного округа.

С 2010 года коллектив приступил к реализации мини-проекта «Сенсорный сад», который разработан учеными и практиками города Екатеринбурга и уже функционирует на территории городского

детского экологического центра более пяти лет (Екатеринбург). Более подробно о нем можно прочитать в книгах [Сикорская, 2007а; Сикорская, 20076]. Проект был адаптирован педагогами нашего коллектива к местным условиям. Сенсорный мини-сад МБДОУ д / с «Ромашка» представляет собой тематически оформленную площадку с расположенными на ней природными и искусственными объектами. Педагогами разработано несколько тематических занятий с детьми по определенным маршрутам сенсорного мини-сада. Природные объекты каждого из маршрутов способствуют развитию определенного вида восприятия окружающего мира через сенсорные системы ребенка с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей. Центральной скульптурой сенсорного сада является композиция семьи стерха «Белая птица счастья». Композиция призвана напомнить детям и взрослым о народных приметах, об обязанности взрослых воспитывать детей, заботясь об их нравственности и духовности, об экологических проблемах региона, о необходимости сохранения птиц и других объектов живой природы, занесенных в Красную книгу, об обязанности человека бережно относиться к природе родного края.

Некоторые результаты проектной инновационной деятельности как части профессионально-педагогической, управленческой деятельности коллектива МБДОУ д / с «Ромашка» были представлены на выставке «Достижения системы образования Сургутского района», на 4-й выставке-форуме «Образование Югры - 2010», на конкурсе «Учитель Югры - миссия в современной школе». Педагогический коллектив является победителем Первого всероссийского конкурса «Детские сады детям» в номинации «Лучший педагогический коллектив» среди ДОУ России, внесен в регламент национального реестра «Ведущие образовательные учреждения России». Но главный результат педагогической деятельности - это блеск и неподдельный интерес в глазах наших воспитанников.

Повышая эффективность экологического образования дошкольников, мы реализуем деятельный подход, взяв за основу принцип, способный помочь выбрать наиболее эффективный способ обучения детей: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь». Сегодня поставленные задачи успешно реализуются посредством взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с социумом, в том числе в рамках эколого-просвети-тельского проекта «Войди в природу другом», представляющего обществу некоторые результаты творческой деятельности детей.

Одним из показателей становления первого этапа инновационной деятельности дошкольного учреждения по социокультурному развитию личности ребенка является участие педагогов в мероприятиях разного уровня. Отметим некоторые достижения МБДОУ д / с «Ромашка»:

* участие педагогического коллектива в викторине, посвященной 30-летию Юганского заповедника;

* реализация уникального семейного экологического проекта Ханты-Мансийского регионального отделения Союза охраны птиц России «Замечательное путешествие стершонка Конды»;

* открытие первого дошкольного лесничества «Совёнок» на территории Сургутского района - проекта, в котором участвуют воспитанники МБДОУ д / с «Ромашка»;

* участие в торжественном открытии на территории Сургутского района Х Международной акции «Спасти и сохранить», проходившей на территории уникального природного комплекса «Барсова гора»; нами был представлен совместный детско-взрослый эко-лого-просветительский проект, признанный лучшим среди проектов, разработанных разными учреждениями и организациями всех поселений Сургутского района.

Разработанные и воплощаемые проекты, программы получили высокую оценку представителей различных социальных институтов.

Формирование экологической культуры, на наш взгляд, осуществляется эффективнее при использовании деятельностного подхода и при условии организации социального партнерства с вовлечением в процесс разных организаций, учреждений, а также населения всех возрастов.

Литература

1. Волобуева Н. Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем (Северо-восток России) / Н. Г. Волобуева // Педагогика : традиции и инновации : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) : Т. I. - Челябинск : Два комсомольца, 2011. - С. 68-71.

2. О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2008 году : информационный бюллетень. - Ханты-Мансийск : НПЦ Мониторинг, 2009. - 147 с.

3. Рыжова Н. А. Идеи устойчивого развития в образовании дошкольников : проект ЮНЕСКО «Мы и природа» : научное издание / Н. А. Рыжова // Вестник экологического образования в России. - 2010. - № 2. - С. 22-24.

5. Сикорская Г. П. Сенсорный сад для детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями : часть вторая : практика / Г. П. Сикорская. - Екатеринбург : Раритет, 2007а. - 172 с.

4. Сикорская Г. П. Сенсорный сад для детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями : часть первая : теория / Г. П. Сикорская. -Екатеринбург : Раритет, 2007б. - 72 с.

6. Сикорская Г. П. Экологическое образование : Уральский вариант : [Краткая история, методологические основания и практика] / Г. П. Сикор-ская, С. В. Комов. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2007. - 200 с.

© Кушникова Г. И., Бушуева Т. В., 2012

Ecological Education in Preschool Institution: Based on Work Experience

G. Kushikova, T. Bushueva

The article addresses issues of the ecological education organization in a preschool institution. The authors regard

the work with children of the preschool age as the first step of the continuing ecological education system. Some directions of the teaching staff's project activities are outlined; their aim is to solve problems concerning children's education in the new educational paradigm. The article provides some results of the organizational work in a preschool institution of the Khanty-Mansi Autonomous Area (Yugra).

Key words: ecological education; preschool institution; continuing education; sustainable development.

Кушникова Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Сургутский государственный педагогический университет (Сургут), [email protected].

Kushnikova, G., PhD in Pedagogical Sciences, associate professor, Department of Biomedical and Life Sciences, Surgut State Pedagogical University (Surgut), [email protected].

Бушуева Тамара Васильевна, заместитель заведующего, муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» (г. Лянтор, Сургутский район, ХМАО-Югра), [email protected].

Bushueva, T., Deputy Director, Municipal Budgetary Educational Institution Nursery School “Romashka” (Lyantor, Surgut District, Khanty-Mansi Autonomous Area), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.