Научная статья на тему 'Регионализация в системе преподавания изобразительного искусства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре'

Регионализация в системе преподавания изобразительного искусства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ЮГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полынская Ирина Николаевна

В статье рассматривается национально-региональный компонент в содержании художественного образования и эстетического воспитания школьников Ханты-Мансийского автономного округа Югры. Рассмотрены проблемы внедрения регионального компонента в обучение учащихся изобразительному искусству и перспективы решения и реализации данной проблемы в условиях системы образования и воспитания, где особую роль должна играть выработка средств и методов формирования интереса и приобщения школьников к национальной культуре. Анализ педагогического исследования подтверждает актуальность регионализации, включающей формирование мировоззренческой, познавательной, нравственной, эстетической, художественной и т.д. культуры личности современного школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регионализация в системе преподавания изобразительного искусства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

I И.Н. Полынская

Аннотация. В статье рассматривается национально-региональный компонент в содержании художественного образования и эстетического воспитания школьников Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Рассмотрены проблемы внедрения регионального компонента в обучение учащихся изобразительному искусству и перспективы решения и реализации данной проблемы в условиях системы образования и воспитания, где особую роль должна играть выработка средств и методов формирования интереса и приобщения школьников к национальной культуре. Анализ педагогического исследования подтверждает актуальность регионализации, включающей формирование мировоззренческой, познавательной, нравственной, эстетической, художественной и т. д. культуры личности современного школьника.

Ключевые слова: регионализация, этнокультура, национально-региональный компонент, национальная культура, этнохудожественное образование школьников, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

Summary. In article is considered national-regional component in contented artistic formation and aesthetic education school-neil Hanty-Mansiyskogo autonomous county -Yugry. The Considered problems of the introducing the regional component in education training graphic arts and prospects of the decision and realization given problems in condition of the system of the formation and education, where special role must play the production of the facilities and methods of the shaping the interest and joining schoolboy to national culture. The Analysis of the pedagogical study confirms urgency, regional including shaping world outlook, and cognitive, moral, aesthetic, artistic and etc cultures to personalities of the modern schoolboy

Keywords: regionalizaciya, etnokulitura, national-regional component, national culture, ethno art formation schoolboy, Hanty-Mansiyskiy autonomous county - Yugra.

В настоящее время трудно представить полноценное образование и воспитание в общеобразовательной школе без выработки глубокого понимания значимости духовных ценностей, роли и места культуры, искусства в обществе, без стремления познать историко-культурное богатство человечества, без бережного отношения к

художественным национальным ценностям, традициям, обычаям и т.п. Современные требования к образованию с особой остротой, на наш взгляд, поставили проблему содержания, структуры и функций национально-регионального компонента в образовании школьников. Прежде всего, это связано с тем, что одной из ценност-

ных доминант общественного сознания стало осмысление реальной по-лиэтничности страны и признание права каждого этноса, каждой группы на этнокультурную идентичность, на относительную культурную автономию в рамках единого российского культурно-образовательного пространства. Это означает, что особую роль в области регионализации образования и воспитания должна играть выработка средств и методов формирования современного этнокультурного сознания подрастающего поколения.

В последнее время ведутся активные исследования сущности и структуры региональных систем образования (Н.А. Акатов, Ю.В. Громыко, В.В. Давыдов и др.), изучаются теоретические аспекты регионального школьного (В.Ю. Кричевский, Т.И. Шамова, Т.Я. Шпикалова и др.) и вузовского обучения (Е.В. Алексеенко, В.Ф. Ка-нев, В.В. Корешков, А.С. Хворостов и др.), решаются проблемы разработки стандартов национально-регионального уровня (В.В. Судаков), изучаются основные тенденции развития нацио-Д2 нально-региональной системы инновационных учреждений (Ж.Ж. Бей-сенбеков, Е.Г. Григорьева, Н.Г. Ове-рин, Т.В. Саляева и др.), разрабатываются региональные проблемы образования и воспитания (Е.С. Асылха-нов, Ю.А. Конаржевский, Р.Х. Шакуров и др.).

Проблемой реализации регионализации в образовании школьников Ханты-Мансийского автономного округа — Югры являются противоречия между потребностями современного общества в сохранении и приумножении национальной культуры, самобытного искусства, возрождении этнических традиций и отсутствием путей совершенствования преподавания изоб-

разительного искусства в общеобразовательной школе с учетом национально-регионального компонента.

Нерешенность данной проблемы ведет к исчезновению национальной культуры и искусства малочисленных народов Крайнего Севера, а это, в связи с отсутствием системы формирования интереса и приобщения школьников к национальной культуре хантов и манси, будет отрицательно сказываться на общекультурном развитии, эстетическом воспитании и художественном образовании школьников. Исследуемая проблема приобретает особую актуальность, так как от ее решения зависит формирование творческой личности школьника как одного из факторов социально-культурного прогресса общества и духовное возрождение подрастающего поколения. «Как известно, только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен переход общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого обучаемого, только в реальном; окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры», — отмечает в своем исследовании В.П. Строков [6, 30-31].

В отечественной методике преподавания накоплен немалый опыт в обучении учащихся изобразительному, декоративно-прикладному, народному искусству в национальных общеобразовательных школах (Е.С. Асыл-ханов, М.М. Байрамбеков, В.Ф. Канев, С.Н. Новиков, И.М. Раджабов). В практике преподавания предприняты попытки реализации национально-регионального компонента содержания образования в обучении изобразительному искусству (Е.М. Новиков и др.). Однако они фрагментарны, немногочисленны, являют собой редкие

методические находки, часто не отвечают требованиям современного образования (Концепции модернизации Российского образования). В практике преподавания многие из авторов рассматривают эстетическое воспитание и художественное образование школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства. В результате учащиеся изучают особенности народного декоративного искусства, приобщаются к этнической культуре только на основе прикладного искусства и не всегда могут изобразительными средствами передать факты и явления, связанные с родной региональной культурой, и, следовательно, в процессе реальной коммуникации не способны транслировать ее своеобразие и сделать ее достоянием мировой культуры.

Как и во многих регионах России, в Ханты-Мансийском автономном округе разработана программа внедрения национально-регионального компонента в базисный учебный план общеобразовательных учреждений округа [5]. Концепция модернизации Российского образования указывает на необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства при формировании и развитии этических принципов и идеалов личности.

В соответствии с этим направлением возрождение ценностей и традиций национальной культуры конкретного региона, формирование ее ценностного потенциала становится более реальным и закономерным. «Прежде всего, необходимо ясно осознавать, что этнонациональное "измерение" культуры и общественной жизни носит всеобщий характер, что это не отдельно взятая сфера, а "срез" любой гуманитарной сферы, касающий-

ся фундаментальных оснований самого бытия личности и общества. Один из видных отечественных этнографов Л.Я. Штернберг в 20-х гг. утверждал, что этнография представляет собой "квинтэссенцию общественных наук". Понимаемая в широком смысле слова регионализация образования должна пронизывать всю систему гуманитарного знания» [5, 23]. Речь идет о восстановлении некогда полностью «снятой» в системе образования односторонне понимаемым социально-классовым подходом важнейшей, решающей стороны общественной и культурной жизни. «Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру» [2, 46].

Национальная система образования должна не только отражать материальные, духовные, социальные потребности развития страны, но и особенности менталитета, стереотипов поведения населяющих ее народов. В этом смысле совсем не случайно этнология как область знания не только по-разному называется в разных странах, но и в своей методологии, в методах исследования учитывает специфику этнонациональной структуры населения той или иной страны, ценностные доминанты этнонационального сознания. Эта особенность этнологического знания подчеркивает, на наш взгляд, именно гуманитарный характер этнологии и особую значимость для ее развития философского подхода к пониманию этноса и этнично-сти — отечественной традиции. В этом смысле приверженность отечественной этнографической наук, утверждающей укорененность этнического, может рассматриваться и как

одна из важнейших черт именно национальной системы образования, учитывающей реальную полиэтнич-ность населения страны и сосуществование на ее территории этносов, относящихся к различным культурно-ци-вилизационным типам.

Национально-региональный компонент очень важен, так как это неотъемлемая часть содержания образования, источник углубления в культуру, природу, историю народов ханты и манси. Регионализация в образовании позволяет сформировать у школьников естественнонаучное мировоззрение, выработать чувство любви и ответственного отношения к национальным истокам.

Актуальность решения проблемы обучения и воспитания на материалах региональной культуры и вклада региона в национальную культуру объясняется тем, что при общности социального строя, политических и экономических процессов, происходящих в нашей стране, имеются большие различия между регионами России в структуре экономики, характере хо-84 зяйственной деятельности населения, культурно-историческом наследии, в профиле образовательных учреждений и т.д. Это означает, что необходимо усилить воспитательную направленность образовательной системы и особое внимание уделить формированию ценностного сознания, ценностных ориентаций личности. В этих условиях особую важность приобретают знания школьников о своем регионе.

Данный подход позволит построить содержание и структуру национально-регионального компонента так, чтобы помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении локальных, российских, глобальных тенденций в контексте отечественной и ми-

ровой культур, ясно представлять различие и сходство процессов, общность судеб народов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и России. Говоря о регионализации в образовании, нельзя не затронуть одну из наиболее сложных проблем культурно-образовательной практики, связанную с взаимосвязью образования и культурной жизни общества.

Одним из факторов, приведших к сегодняшнему ценностному разрыву культуры и образования в стране, несомненно, является активное внедрение в общественное сознание заимствованных потребительских стереотипов отношения к культуре. В пору идеологического монизма культура и образование преследовали единую цель — формирование советского гражданина с определенным мировоззрением и определенными ценностными ориентациями. Постперестроечный акцент на прибыль как главный источник существования, организации культурной жизни общества стал главным источником указанного выше ценностного разрыва культуры и образования. Одним из главных факторов осуществления упрощенной модели глобализации можно считать тот процесс в массовой культуре, который именуется «гомогенизацией». Речь идет о нарастании единообразия, стереотипности как самой массовой культурной продукции, так и «запланированной», однозначной реакции на ее потребителя. Формирование «одномерного» потребителя — главный источник не только прибыли, но и разрушения индивидуальности, духовной суверенности личности. При этом все увеличивающиеся благодаря бурному развитию средств коммуникации масштабы потребления массовой культуры несопоставимы с масштабами об-

разовательной сферы, образовательного воздействия. На наш взгляд, ценностная разнонаправленность культурной жизни и образовательной среды принимает катастрофические размеры. «Гомогенизация культуры "под флагом" глобализации грозит лишить культуру ее оттенков, красок, этнона-ционального своеобразия, обусловленного своеобразием выработанных предками способов и форм общения человека с окружающим его миром природы и себе подобными» [4, 28].

Переосмысление ценностей в сфере культуры и образования, коренная трансформация системы образования в России, смена основополагающих ориентиров в педагогической деятельности требуют осмысления различных программ в области художественного образования и эстетического воспитания школьников. Одной из основных задач общеобразовательной школы признается необходимость инкульту-рации личности школьников (приобщения к культуре) в процессе обучения изобразительному искусству.

Анализ результатов педагогического исследования позволил выявить следующие негативные тенденции, требующие пристального внимания педагогов и руководителей образования: приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения является сегодня учебная, познавательная деятельность; значительно меньше внимания уделяется развитию творческого, коммуникативного, художественного потенциала, формированию нравственных качеств личности. Слабым звеном в деятельности образовательного учреждения является также формирование проектно-ориентированного мышления, умений выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через

систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации. В учебной деятельности слабо развита информационная культура, то есть ориентация учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное, самостоятельное образование, преобладает ориентация на получение готового знания, источником которого является школа, учитель. В исследовании также отмечается недостаток у учащихся социально-политического знания, неумение ориентироваться в сложных политических изменениях в нашей стране и в мире в целом. Этим обстоятельством отчасти объясняется слабая ориентация учащихся на гражданские и патриотические ценности, индифферентное отношение к такой ценности, как «патриотизм». Исследование показало также высокую степень потребности учащихся в квалифицированной помощи в профессиональной ориентации и познании себя; потребности, которая не находит реализации в современной школе и в то же время является одним из условий формирования Ц^ жизнеспособной личности. Сегодня школа для старшеклассника не является тем местом, где он может реализовать свои творческие, художественные способности. В этой сфере деятельности он также предоставлен самому себе, а также средствам массовой информации как основному источнику знания о культурных процессах. Отчасти этим обстоятельством обусловлены такие показатели в духовном развитии школьников, как отторжение от ценностей классического искусства, сужение сферы культурно-творческой деятельности, ориентация на потребление готовых продуктов культуры, ориентация на развлекательные фор_Преподаватель XX]_

вЕК

мы досуга, низкий уровень художественных потребностей личности и т.д.

Таким образом, анализ педагогического исследования подтверждает актуальность задачи формирования мировоззренческой, нравственной, политической, информационной культуры учащихся и, в соответствии с данной целью, уточнения содержания всех ступеней образования.

Россия как многонациональное государство исторически формировалась из отдельных регионов, разнообразных по природно-географическим, национально-этническим характеристикам, по образу жизни и традиционной деятельности населения, по уровню его культурного развития. В настоящий момент в ряде регионов, например в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, сохранились исторически сложившиеся национально-этнические особенности. Иными словами, российская культура на современном этапе представляет собой достаточно сложную систему не только материальных, но и духовно-эстетических ценностей, включающую в себя 8В многообразие различных видов изобразительного искусства.

Кроме того, ценность образования все в большей степени определяется способностью школьников ориентироваться в проблемах культуры, находить свое место в мире, самостоятельно осваивать образцы культуры и пользоваться ими. М.С. Каган в своих трудах отмечает, что искусство является самым эффективным посредником, оно делает более легким «вхождение» в чужую культуру, приобщение к ней [3, 215]. Вот почему так важно строить сегодняшнее этнохудожест-венное образование учащихся таким образом, чтобы «диалог культур» (В. С. Библер) способствовал духовно-

му обогащению ребенка, его всестороннему и этнокультурному развитию. Национальная художественная культура, народное искусство являются носителями этнической специфики. Об этом же говорит Ю.В. Бромлей: «этническая специфика наиболее наглядно проявляется в традиционной материальной культуре, в обычаях и обрядах, в народном творчестве» [1, 97].

В плоскости провозглашаемого на современном этапе культурно-ориентированного характера образования региональные знания, традиционно носившие прикладной аспект, приобретают новый ценностный смысл. Он заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не пассивный наблюдатель и потребитель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою «малую Родину», личность с активной жизненной позицией, способная к оптимальной ориентации и продуктивной деятельности в изменчивом социокультурном пространстве региона, обладающая мощным потенциалом быстро адаптироваться в мире.

Успешность реализации национально-регионального компонента в образовании школьников в значительной степени зависит от технологий обучения, разработки национально-регионального компонента, предусмотренного законом «О Федеральной программе развития образования».

Основные цели и задачи системы регионализации в образовании школьников Ханты-Мансийского автономного округа — Югры:

• повышать познавательный интерес и приобщать школьников к национальной культуре, ее корням и происхождению;

• развивать творческие способности на уроках изобразительного искусства на основе народной этнокуль-туры;

• формировать положительно-эмоциональное отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси;

• развивать активную познавательную направленность на овладение искусствоведческими, историческими, этнографическими знаниями, связанными с этническими народами Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;

• воспитывать уважение к этническим народам как уникальным и древним народностям нашей страны и понимание учащимися значения сохранения национальной культуры как исчезающей культуры малочисленных народов Севера;

• вовлекать школьников в активную творческую деятельность, направленную на овладение и создание народных декоративных изделий и эскизов;

• прививать учащимся любовь к родному краю, формировать положительные эмоционально-оценочные отношения к окружающей действительности, умение понимать и считаться с культурой другого народа.

Регионализация в образовании школьников Ханты-Мансийского автономного округа — Югры может быть осуществлена предложенной нами методической системой.

Предлагаемая методическая система предусматривает знакомство с жизнью, бытом, культурой, традициями, обычаями, обрядами, фольклором хантыйского и мансийского народов, развитие изобразительных способностей и декоративной деятельности школьников. Программа в полной

мере отвечает принципам реалистического искусства и направлена на последовательную реализацию учебных, развивающих и воспитательных задач. Темы заданий подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся, последовательности и систематичности излагаемой информации, целей и задач данной проблемы.

При этом конечной целью предлагаемой программы и методических рекомендаций к ней является развитие конкретных знаний о жизни и быте хантов и манси и, на основе этих знаний, формирование интереса и приобщение школьников к национальной культуре хантов и манси в процессе обучения изобразительному искусству с учетом национально-регионального компонента.

Данная программа построена с учетом дидактических принципов обучения и воспитания. Чтобы повысить уровень знаний и активизировать интерес к национальной культуре хантов и манси у школьников, была разработана методика проведения занятий с использованием наглядного материала, репродукций картин художников, видеофильмов, изделий декоративно-прикладного искусства хантов и манси, использование на уроках изобразительного искусства художественной, детской и популярной литературы, этнического фольклора. Все предложенные методические приемы, формы, средства обучения и воспитания помогут, на наш взгляд, решить проблему регионализации в образовании школьников Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

В качестве адекватного способа развития и совершенствования образования школьников предлагается использование творческих заданий, позволяющих обеспечить активную

Виды занятий Темы занятий Кол-во часов

1 класс

Рисование с натуры 1. Беседа: «В гостях у хантов и манси». Рисование с натуры макета хантыйского и мансийского жилища (чума). 1 час

Рисование на темы 1. Рисование по представлению хантыйской (мансийской) девочки в национальной одежде. 1 час

2. Иллюстрирование хантыйской национальной сказки: «Мышонок-путешественник». 1 час

Декоративная работа 1. «Ушки на макушке». Рисование хантыйского прямолинейного (геометрического) орнамента в полосе чеур-петль-канджи — «заячье ухо». 1 час

2. Аппликация из цветной бумаги. Эскиз хантыйской (мансийской) рукавички 1 час

2 класс

Рисование с натуры 1. «Полна набирушка морошки». Рисование с натуры хантыйского берестяного туеска цилиндрической формы. 1 час

Рисование на темы 1. Сюжетно-тематическая композиция. Иллюстрирование мансийской сказки: «Как Окунь полосатым стал». 1 час

2. Сюжетно-тематическая композиция: «Ханты и манси на рыбалке». 1 час

Декоративная работа 1. Изображение на плоскости. Эскиз хантыйского (мансийского) пояса (женского, мужского). 1 час

2. «Туесок для брусники». Декоративная деятельность. Конструирование из бумаги хантыйского туеска с орнаментами 1 час

3 класс

Рисование с натуры 1. Рисование с натуры несложного натюрморта с хантыйским берестяным туеском. 2 часа

Рисование на темы Декоративная работа 1. Сюжетно-тематическая композиция: «Ханты и манси на охоте». 1. «Березовая веточка». Изображение хантыйского геометрического орнамента в полосе сумат нув — «березовая ветвь» (в технике граттаж). 1 час 2 часа

2. Объемно-пространственная композиция из бумаги: «Олень — верный спутник хантов и манси». 1 час

3. Изображение на плоскости (криволинейного) орнамента олум лук — «глухарка сна» 1 час

4 класс

Рисование с натуры 1. «Вещи бабушки Аннэ». Рисование с натуры несложного натюрморта с бытовыми предметами хантов и манси. 2 час

Виды занятий Темы занятий Кол-во часов

рисование на темы 1. сюжетно-тематическая композиция: «на оленях по снегу». 2. Беседа: «хантыйские и мансийские народные праздники». сюжет-но-тематическая композиция: «вороний день». 1 час 2 часа

декоративная работа 1. Аппликация из цветной бумаги. Эскиз хантыйского (мансийского) женского нагрудного украшения. 1 час

2. изображение на плоскости (криволинейного) орнамента сури ту-халан верла — «медведь» 1 час

5 класс

рисование с натуры рисование на темы 1. рисование с натуры берестяной куженьки для рыбы. 1. сюжетно-тематическая композиция: «на стойбище». 2. рисование по представлению: «танец шамана». 1 час 1 час 1 час

декоративная работа 1. «Пятиклашки-модельеры». изображение на плоскости. Эскиз национальной одежды: мужской малицы, женского сака. 2 часа

2. декоративная деятельность (аппликация из цветной бумаги): «будни хантов и манси» 2 часа

6 класс

рисование с натуры 1. «туесок для черники и голубики». рисование с натуры берестяного туеска трапециевидной формы с нанесенными хантыйскими орнаментами. 2 часа

рисование на темы 1. сюжетно-тематическая композиция: «медвежьи игрища». 2. рисование по представлению: «тайны югорского леса». 1 час 1 час

декоративная работа 1. декоративная деятельность (аппликация из кусочков ткани и меха). Эскиз хантыйской женской сумки тутчана. 2 часа

2. декоративная деятельность. изготовление из кусочков ткани и меха куклы-акань 2 часа

7 класс

рисование с натуры 1. рисование с натуры натюрморта с хантыйскими (мансийскими) бытовыми предметами. 2 часа

рисование на темы 1. сюжетно-тематическая композиция. иллюстрация к хантыйской легенде: «о девочке мось». 2 часа

декоративная работа 1. декоративное рисование. Эскиз карандашницы с хантыйскими орнаментами. 1 час

2. декоративная деятельность. изготовление из кусочков ткани, меха, кожи нагрудного украшения с хантыйскими узорами и орнаментами 2 часа

Виды занятий Темы занятий Кол-во часов

Беседы об изобразительном и декоративном искусстве 1. Урок-беседа: «Декоративно-прикладное искусство хантов и манси» 1 час

8 класс

Рисование с натуры 1. «Самобытные вещи». Рисование с натуры натюрморта с хантыйскими (мансийскими) бытовыми предметами. 2 часа

рисование на темы 1. Гравюра из картона: «Животные и птицы Севера». 2. Графическая работа в технике монотипия: «Северная фантазия», «Сказка Югры». 2 часа 1 час

3. Сюжетно-тематическая композиция: «Легенды и были таежного края», «Сказания о земле Югорской». 2 часа

Декоративная работа 1. Декоративное рисование. Импровизация хантыйской орнаментальной композиции в полосе или круге: «Хантыйские узоры» 2 часа

самостоятельную учебную и познавательную деятельность учащихся при изучении культурного своеобразия народного искусства коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Кроме этого, это поможет школьникам приобрести не только знания, умения и навыки, необходимые для нахождения и реше-30 ния региональных проблем, но и опыт ценностно-ориентационного, эмоционального отношения к окружающему социокультурному пространству.

литература

1. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. — М.: Наука, 1973. — 223 с.

2. Гасымова Г.А., Наумов Н.Д. Поликультурное образование в условиях общеобразовательного пространства // Обучение, воспитание, развитие учащейся молодежи в условиях поликультурного пространства России. — Нижневартовск: НГГУ, 2008. — С. 42-47.

3. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Набок И.Л. Национально-региональный компонент подготовки учителя в контексте процессов глобализации культуры и образования // Региональный компонент в содержании высшего профессионального образования: Проблемы и перспективы. — Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. — С. 21-29.

5. Программа внедрения национально-регионального компонента в базисный учебный план общеобразовательных учреждений ХМАО. — Ханты-Мансийск, 2000.

6. Строков В.П. Система подготовки студентов художественно-графических факультетов по декоративно-прикладному искусству с учетом национально-регионального компонента: Дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2003 — 363 с. |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.