6. Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений. Ч.1. кн.1-6. Пер. с лат. А. Никольского. [Текст] - Санкт-Петербург, 1834. - 483 с.
7. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка. [Текст] / Ф. И. Буслаев - М., 1941. - 128 с.
8. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. [Текст] / В. И. Андреев - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 565 с.
9. Матюнин, Б. Г. Нетрадиционная педагогика. [Текст] / Б. Г. Матюнин - М.: Школа-Пресс, 1994. - 95 с.
10. Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы [Текст]: кн. для учителя. / М. Г. Качурин - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
11. Дидактика средней школы: Некоторые пробл. соврем. дидактики. [Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.]; Под ред. М. Н. Скаткина. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] -М.: Просвещение , 1982. - 319 с.
12. Маранцман, В. Г. Проблемное изучение литературных произведений в школе [Текст]: Пособие для учителей./ В. Г. Маранцман, Т. В. Чирковская - М. «Просвещение», 1977. - 206 с.
13. Педагогика [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 608 с.
УДК 371
И. Н. Полынская
ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
Содержание этнохудожественного образования и эстетического воспитания пронизано идеями гуманизации процесса формирования гармонически развитой личности. Подходить по-новому в системе обучения и воспитания невозможно без понимания того, что одна их главных исходных позиций является опора на национальную культуру и народное декоративно-прикладное искусство. «Этнохудожественное образование в современной школе представлено Учебно-методическим комплексом «Изобразительное искусство и художественный труд» (автор Т. Я. Шпикалова и др.) направленного на формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной культуры и искусства, развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности» [2, с. 15].
Решение данной проблемы в настоящее время происходит на фоне глубокого социально-экономического, духовно-нравственного кризиса общества. В современном мире наблюдаются процесс в массовой культуре, который именуется «гомогенизацией». Речь идет о нарастании единообразия, стереотипности как самой массовой культурной продукции, так и запланированной, однозначной реакции на ее потребителя. Формирование одномерного потребителя - главный источник не только прибыли, но и разрушения индивидуальности, духовной суверенности личности. При этом все увеличивающиеся благодаря бурному развитию средств коммуникации масштабы потребления массовой культуры несопоставимы с масштабами образовательной сферы, образовательного воздействия. На наш взгляд, ценностная разнонаправленность культурной жизни и образовательной среды принимает катастрофические размеры. Гомогенизация культуры под флагом глобализации грозит лишить культуру ее оттенков, красок, этнонациональ-ного своеобразия, обусловленного своеобразием выработанных предками способов и форм общения человека с окружающим его миром природы и себе подобными. Ни для кого не секрет, что в нашей стране средства массовой коммуникации пропагандируют западную культуру. Молодое поколение не знает исконных народных праздников, традиций, обрядов, но с удовольствием переняли такие чуждые нашему Российскому обществу праздники как «Хэллоуин», «День святого Валентина», «День святого Патрика» и т. п. Процессы «духовной мутации» общества, отчужденного от корневых основ культуры своего народа и в результате потерявшего иммунитет к воздействию идеалов и практики общества потребления ведут к уничтожению духовно-созидательных начал традиционной культуры.
Сложившееся негативное положение в обеспечении полноценного художественно-эстетического воспитания школьников требует комплексного исследования и решения данной проблемы с учетом региональных особенностей художественной культуры народов Крайнего Севера, создания необходимых условий реализации их на основе обновлении содержания образования и воспитания подрастающего поколения. Возрождение национального самосознания и приобщения школьников к национальной культуре хантов и манси необходимо осуществлять не столько через политизацию общественной жизни, сколько через искусство, которое оказывает влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности.
Приобщение к национальной культуре и познание основ народного искусства хантов, манси позволит наиболее полно сохранить и передавать новым поколениям национальные традиции, воспитывать отзывчивость к народной эстетике, приучать школьников к овладению образным языком народного искусства, прививать уважение к другой культуре.
Изучение национальной культуры коренных народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в системе художественного образования и эстетического воспитания довольно сложный, многоступенчатый и непрерывный процесс, требующий дифференцированного подхода,
недопускающий поверхностного отношения к данной проблеме. Этнохудожественное образование школьников должно быть непосредственно связано с национальными, региональными и местными социокультурными факторами территории. В целенаправленной деятельности по развитию художественного образования и эстетического воспитания важно не только учитывать данные факторы, но и максимально использовать возможности каждого из них в решении проблемы приобщения к национальной культуре народов Крайнего Севера.
При определении путей, средств и условий в системе художественного образования и эстетического воспитания необходимо определить соотношение федерального и национально-регионального компонентов в процессе приобщения учащихся общеобразовательных школ к национальной культуре народов Крайнего Севера. Федеральный объем, определенный Министерством образования должен содержать национально-региональный компонент, с его предметным наполнением, количеством часов, общеметодическим подходом к содержанию занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, требующих экспериментальных исследований и серьезной научно-методической разработки.
Для реализации данной системы требуется решение ряда практических и теоретических задач:
- разработать учебно-методические комплексы с национально-региональным компонентом по предметам изобразительное и декоративно-прикладное искусство для общеобразовательных школах;
- создать систему многоступенчатого и непрерывного процесса приобщения подрастающего поколения к национальной культуре малочисленных народов Крайнего Севера;
- разработать программы и систему занятий, направленных на приобщение к национальной культуре народов Крайнего Севера, в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству школьников;
- создать условия для реализации данной системы;
- подготовить профессиональные кадры для работы во всех общеобразовательных учреждениях.
Кроме того, очень важно при разработке теории и практики по изобразительному и декоративно-прикладному искусству сохранить подход к формированию национально-регионального компонента содержания художественного образования и эстетического воспитания через призму интеграции национальной, российской и мировой культур.
Приоритетным направлением нового содержания является развитие национально-регионального компонента и его структур, поэтому отличительной особенностью современного этапа развития образовательных систем является использование региональных особенностей в этнохудожес-твенном образовании. Важность национально-регионального компонента подчеркивается рядом правительственных и ведомственных документов. Необходимость разработки национально-регионального компонента пре-
дусмотрена законом «О Федеральной программе развития образования», в приложении к которому сказано: «Программу подкрепляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к ведению Российской Федерации, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств, в соответствии с законодательством об образовании» [4]. Главная цель программы - развитие системы образования в интересах формирования творческой личности и как одного из факторов экономического и социального прогресса общества.
Как и во многих регионах России, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре разработана программа внедрения национально-регионального компонента в базисный учебный план общеобразовательных учреждений округа [3].
Одной из особенностей района Крайнего Севера, в частности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, является его многонациональность.
В период интенсивного освоения нефтяных и газовых месторождений данного края сложились две группы населения: исконно коренных - ханты, манси, ненцы и некоренных народов. Внедрение чужого, нетрадиционного уклада жизни и ассимиляции жителей коренной национальности привели к негативным явлениям, в результате которого коренное население теряет национальную культуру, традиции, декоративное искусство и народное ремесло.
В этих условиях особую актуальность приобретает проблема сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и искусства коренных жителей Крайнего Севера.
Задача нынешнего поколения состоит в том, чтобы сохранить уникальную культуру и искусство хантыйского и мансийского народа. Ситуация, в которой оказался народ ханты и манси в XXI в., вызывает тревогу. Эта ситуация характерна и для других малочисленных народов Севера, и она активно обсуждается в научной литературе, средствах массовой информации. Вот как оценивают в Париже бюллетень «Сибирские вопросы», выпускаемый Центром по изучению Сибири Института Советского мира: «Судьба Сибирских народов - это вопрос номер один среди всех тех, которые ставит Сибирь... Народы Сибири и Севера исчезают в результате варварской эксплуатации природных ресурсов, и территории, на которой жили их предки, превращаются в реальные пустыни, перерезанные газопроводами, залитые нефтью и теряющие всякую экономическую ценность. Такого рода пустыни несут к тому же экологическую угрозу планетарного масштаба» [5].
Вследствие усиления промышленного освоения края, изменения этнической и социально-экономической инфраструктур ускоряется процесс маргинализации коренного населения. Традиционный образ жизни ведут лишь несколько десятков стойбищных ханты, манси благодаря которым еще сохраняются национальные традиции и язык. Урбанизированные ханты и
манси быстро ассимилируются. Налицо угроза исчезновения самобытной традиционной культуры коренного народа.
Хантыйский писатель, депутат Окружной Думы Еремей Айпин в книге «Обреченные на гибель» пишет о трагическом положении малочисленных народов Севера, обреченных на вымирание под натиском нефте- и газодобывающих ведомств: «Их со всех сторон обложили нефтепромыслами. Сдвинули с насиженных мест. Вот и мечутся коренные обитатели этих мест, убегая от буровых, от трасс нефтепроводов, от зимников и бетонок. С семьями, со всем хозяйством. Пошли на убыль зверь, птица, рыба. Не стало земли» [1, с. 19].
С приходом цивилизации народы Крайнего Севера борются за выживание. Сокращается территория проживания хантов, манси, ненцев, которые вынуждены перебираться в поселки, где оторванные от родной среды обитания и привычной жизни, деградируют от неспособности найти свое место в чужом им мире, забывают свой язык, культуру.
Чтобы XXI век для хантов и манси не стал последним, перед цивилизацией и всем человечеством стоит глобальная задача сохранения малочисленных народов, его культуры, искусства. Одной из задач в решении данной проблемы является создание системы просвещения, которая призвана ознакомить некоренное население, проживающее на территории коренных аборигенов, с особенностями образа жизни ханты и манси, их самобытной культурой, уникальной историей и традициями.
Для школы эта проблема является своевременной и актуальной. Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и жить в веках в том случае, если приобщать и формировать интерес к национальной культуре у молодого подрастающего поколения. Приобщение к национальной культуре хантов, манси позволит наиболее полно сохранить и передавать новым поколениям национальные традиции, воспитывать отзывчивость к народной эстетике, приучать школьников к овладению образным языком народного декоративно-прикладного искусства, прививать уважение к другой культуре. Но этот процесс не должен быть случайным, стихийным, необходимо формировать устойчивый интерес у учащихся, иначе человечество может потерять не только народные традиции, ремесла, рукоделие, но и культуру, и народ как этнос, что происходит в современной жизни Крайнего Севера.
Важным и целесообразным является введение в учебный процесс по изобразительному искусству углубленного изучения особенностей народного промысла и декоративно-прикладного искусства той местности, в условиях которой проживают учащиеся, а также разработка методики преподавания изобразительного искусства, учитывая особенности региона.
Большие возможности разрешения проблемы преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента содержит само изобразительное искусство, которое в цикле учебных предметов занимает одно из ведущих мест по силе эмоционально-чувственного, вос-
питывающего, развивающего влияния на учащихся. Следовательно, необходимо так организовать учебно-воспитательную деятельность на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, чтобы она давала как можно больше информации, знаний о жизни и быте коренных жителей, способствовала развитию художественно-творческих способностей учащихся, формировала интерес к национальной культуре.
Для достижения успеха в работе педагогу необходимо хорошо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с учащимися, учитывать их возрастные особенности.
Таким образом, учителю необходимо:
- определить структурную основу приобщения школьников к национальной культуре на уроке изобразительного искусства, то есть выделить системные компоненты знаний, отвечающие целям и задачам этнохудожес-твенного образования. Выявить те факторы изобразительной деятельности, которые являются ведущими и должны проходить через весь курс обучения, знакомство с которыми является базой формирования интереса и приобщения школьников к национальной культуре хантов, манси, ненцев;
- наметить содержание, формы и методы ознакомления учащихся с жизнью, бытом, культурой народа ханты, манси, ненцы;
- предусмотреть на уроках изобразительного искусства систему заданий и упражнений, направленных на приобщение школьников к национальному культурному наследию этнических народов;
- учитывать потенциальные возможности действующего учебно-методического комплекса по изобразительному искусству для практического осуществления приобщения учащихся средней общеобразовательной школы к национальной культуре в системе работы эстетического воспитания и художественного образования.
Формирование интереса и приобщение школьников к национальной культуре в процессе обучения изобразительному искусству может осуществляться по следующим основным направлениям:
- положительно-эмоциональное отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства хантов, манси, ненцев;
- активная познавательная направленность на овладение искусствоведческими, историческими, этнографическими знаниями, связанными с этническими народами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- понимание учащимися значения сохранения национальной культуры как исчезающей культуры малочисленных народов Севера;
- уважение к этническим народам как уникальным и древним народностям нашей страны;
- включение школьников в активную творческую деятельность, направленную на овладение и создание народных декоративных изделий и эскизов;
- стремление к эстетическому совершенствованию и созданию самостоятельных творческих произведений;
- привитие учащимся любви к родному краю, формирование положительного эмоционально-оценочного отношения к окружающей действительности, умение понимать и считаться с культурой другого народа.
Основополагающей задачей системы этнохудожественного образования подрастающего поколения следует считать формирование и развитие личности, обладающей высокой духовной культурой, развитым интеллектом, творческой индивидуальностью и опирающейся на национальные традиции.
Исследованию данной проблемы предшествовал педагогический эксперимент. Один из этапов экспериментальной работы заключался в анкетировании школьников. Учащимся было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с жизнедеятельностью и культурой хантыйского и мансийского народа.
Вопросы анкеты предполагали выявление минимального уровня знаний учащихся о культуре хантов и манси и их эмоционально-оценочное отношение к проблемам этнического народа. Так как, у первоклассников быстрота письменного навыка еще не достаточно развита, поэтому анкетирование предлагалось учащимся 2-8 классов. Вопросы анкеты констатирующего этапа эксперимента были следующие:
1. Кто такие ханты и манси?
2. Где они живут?
3. Как называется их жилище?
4. Основная пища хантов и манси?
5. Основной вид деятельности (Чем занимаются)?
6. Какие вы знаете национальные хантыйские и мансийские праздники?
7. Дополнительные сведения о хантах и манси (Что вы еще знаете о хантах и манси)?
Результаты полученных ответов представлены в табл. 1 «Анкетирование учащихся 2-8 классов на констатирующем этапе эксперимента» в процентах.
а - полный правильный ответ б - частичный ответ в - не правильный ответ г - нет ответа
Из показателей табл. 1, мы можем увидеть уровень знаний детей, сравнить эти знания по возрастам (между классами), проследить интерес школьников к культуре хантов и манси. Мы определили 4 уровня ответа учащихся:
- полный правильный ответ;
- частичный ответ;
- не правильный ответ;
- нет ответа.
Таблица 1
Результаты анкитирования учащихся, в %
№ п/п вопроса 2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл.
1 а 27 32 53 53 74 85 93
б — — — — — — —
в 4 4 3 1 — — —
г 69 64 44 46 26 15 7
2 а 19 23 45 48 59 70 82
б 2 4 7 17 21 24 18
в 20 18 16 15 10 — —
г 59 55 32 20 10 6 —
3 а 8 10 18 28 37 51 79
б 7 8 13 19 20 27 21
в 72 70 38 48 41 22 —
г 13 12 7 5 2 — —
4 а — 1 3 3 11 28 33
б 2 8 12 19 28 54 53
в 91 85 79 73 58 17 14
г 7 6 6 5 3 1 —
5 а — — 2 15 18 27 34
б 3 5 13 27 31 39 45
в 40 44 29 19 13 4 1
г 57 51 56 39 38 30 20
6 а — — — — 1 1 1
б 7 4 3 4 4 8 12
в 93 96 80 73 64 59 53
г — — 17 23 31 32 34
7 а — — — — 1 1 3
б — — 18 20 23 23 24
в 17 11 9 2 — — —
г 83 89 73 78 76 76 73
Например, на вопрос «Кто такие ханты и манси?» учащиеся второго класса дали полный правильный ответ 27%; в третьем классе этот показатель составил 32%; 4-5 классы этот вопрос составил равный показатель - 53%; учащиеся шестого класса ответили 74%; в седьмом классе этот показатель значительно выше - 85%; в восьмом классе - 93% . Не правильный ответ составил во 2 и 3 классах по 4%; в 4 классе - 3%; в 5 классе - 1%. В процессе беседы выяснилось, что школьникам не знакомо само понятие «ханты» и «манси». Это учащиеся, которые никогда не слышали о данных народах ничего, либо недавно приехавшие в Ханты-Мансийский автономный округ - Югру. Школьникам, которые не знали ответ на вопрос, предлагалось напротив номера вопроса ставить прочерк. Уровень «нет ответа» на вопрос «Кто такие ханты и манси»? составил во 2 классе 69%; в 3 классе - 64%; в 4 классе - 44%; в 5 классе - 46%; в 6 классе - 26%; в 7 классе - 15%; в 8 классе - 7%.
Из показателей, рассматриваемой табл. 1, мы видим, что наиболее высокий показатель, начальных классах остается уровень «нет ответа». В 5-8 классах этот уровень также остается достаточно высоким, что указывает на низкий уровень знаний учащихся о жизни и быте хантыйского и мансийского народа, и, соответственно, низкий уровень знаний ограничивают интерес школьников к культуре народов ханты и манси.
Анализ ответов учащихся на вопросы позволяет сделать следующие выводы:
1) в условиях сложившейся методики обучения не только на уроках изобразительного искусства, но и других учебных дисциплин национальнорегиональный компонент недостаточно используется в современной школе Ханты-Мансийского округа, поэтому учащиеся показывают довольно низкий уровень знаний о культуре хантов и манси;
2) данные анкетирования подтверждают предположение о том, что формирование интереса и приобщение школьников к национальной культуре хантов и манси будет проявляться в том случае, если учащихся систематически и последовательно знакомить с культурной жизнью хантов и манси.
В результате педагогического эксперимента мы определили собственную проблему этнохудожественного образования школьников, на базе которой составлена научно-методическая система преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе с учетом национально-регионального компонента.
Этнохудожественное образование во многом определяется уровнем разработанности и организации научно-методической работы по его осуществлению.
Опираясь на результаты анкетирования, мы рассматриваем решение данной проблемы в следующих аспектах:
- повысить уровень знаний учащихся о жизни и быте народа ханты и манси и проследить, как полученные знания отражаются в детском художественном творчестве;
- выработать принцип руководства формирования интереса к национальной культуре хантов и манси в процессе изобразительной деятельности школьников.
При разработке научно-методической системы преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента мы исходим из возможностей учебной программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Этому процессу предшествовал всесторонний анализ содержания действующих программ по изобразительному искусству. Мы предлагаем в дополнение к действующей учебной программе ряд специальных заданий и тем уроков, способствующих по нашему мнению, формированию интереса к национальной культуре хантов и манси в процессе обучения изобразительному искусству. Основные учебно-воспитательные задачи остаются прежними, учащиеся получают все знания, умения и навыки по изобразительному искусству через «погружение» в этническую культуру. Все задания и темы уроков составлены с учетом преемственности в обучении и могут быть реализованы в процессе таких видов учебных занятий по изобразительному искусству, как рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа, беседы об искусстве хантов и манси.
Приводим комплект заданий, составляющих содержание этнохудожес-твенного образования в 1-8 классах общеобразовательной школы (табл. 2).
Таблица 2
Комплект заданий, составляющих содержание этнохудожественного образования в общеобразовательной школе
1 класс
Виды занятий Темы занятий Кол-во часов
Рисование с 1. Беседа «В гостях у хантов и манси». Рисование с натуры 1 час
натуры макета хантыйского и мансийского жилища (чума).
Рисование на темы 1. Рисование по представлению хантыйской (мансийской) девочки в национальной одежде. 1 час
2. Иллюстрирование хантыйской национальной сказки 1 час
«Мышонок-путешественник».
Декоративная 1. Рисование хантыйского прямолинейного 1 час
работа (геометрического) орнамента в полосе с образцов.
2. Аппликация из цветной бумаги. Эскиз хантыйской (мансийской) рукавички. 1 час
2 класс
Виды занятий Темы занятий Кол-во часов
Рисование с натуры 1. Рисование с натуры хантыйского берестяного туеска цилиндрической формы. 1 час
Рисование на 1. Сюжетно-тематическая композиция. Иллюстрирование 1 час
темы мансийской сказки «Как Окунь полосатым стал».
2. Сюжетно-тематическая композиция «Ханты и манси на рыбалке». 1 час
Декоративная 1. Изображение на плоскости. Эскиз хантыйского 1 час
работа (мансийского) пояса (женского, мужского).
2. Декоративная деятельность. Конструирование из бумаги хантыйского туеска с орнаментами. 1 час
3 класс
Продолжение таблицы
Виды занятий Темы занятий Кол-во часов
Рисование с натуры 1. Рисование с натуры не сложного натюрморта с хантыйским берестяным туеском. 2 час
Рисование на темы 1. Сюжетно-тематическая композиция «Ханты и манси на охоте». 1 час
Декоративная работа 1. Изображение хантыйского геометрического (прямолинейного) орнамента в полосе (в технике гратаж). 2 часа
2. Объемно-пространственная композиция из бумаги 1 час
«Олень - верный спутник хантов и манси».
3. Изображение на плоскости (криволинейного) орнамента 1 час
«глухарки».
4 класс
Виды занятий Темы занятий Кол-во часов
Рисование с 1. Рисование с натуры не сложного натюрморта с бытовыми 2 час
натуры предметами хантов и манси.
Рисование на темы 1. Сюжетно-тематическая композиция «На оленях по снегу». 1 час
2. Беседа: «Хантыйские и мансийские народные праздники». 2 часа
Сюжетно-тематическая композиция «Вороний день»
Декоративная 1. Аппликация из цветной бумаги. Эскиз хантыйского
работа (мансийского) женского нагрудного украшения. 2. Изображение на плоскости (криволинейного) орнамента 1 час
«медведь». 1 час
5 класс
Продолжение таблицы
Виды занятий Темы занятий Кол-во часов
Рисование с 1. Рисование с натуры берестяной куженьки для рыбы. 1 час
натуры
Рисование на 1. Сюжетно-тематическая композиция «На стойбище». 1 час
темы
2. Рисование по представлению «Танец шамана». 1 час
Декоративная 1. Изображение на плоскости. Эскиз национальной одежды:
работа мужской малицы, женского сака. 2. Декоративная деятельность (аппликация из цветной 2 часа
бумаги). «Будни хантов и манси». 2 часа
6 класс
Виды занятий Темы занятий Кол-во часов
Рисование с натуры 1. Рисование с натуры берестяного туеска трапециевидной формы, с нанесенными хантыйскими орнаментами. 2 часа
Рисование на темы 1. Сюжетно-тематическая композиция «Медвежьи игрища». 1 час
2. Рисование по представлению (памяти) «Югорский лес». 1 час
Декоративная работа 1. Декоративная деятельность (аппликация из кусочков ткани и меха). Эскиз женской сумки тутчана. 2 часа
2. Декоративная деятельность. Изготовление из кусочков 2 часа
ткани и меха куклы-акань.
7 класс
Оканчание таблицы
Виды занятий Темы занятий Кол-во часов
Рисование с 1. Рисование с натуры натюрморта с хантыйскими
натуры (мансийскими) бытовыми предметами. 1. Сюжетно-тематическая композиция. Иллюстрация к 2 часа
Рисование на темы хантыйской легенде «О девочке Мось». 1. Декоративное рисование. Эскиз карандашницы с 2 часа
хантыйскими орнаментами. 1 час
Декоративная
работа 2. Декоративная деятельность. Изготовление из кусочков
ткани, меха, кожи нагрудного украшения с хантыйскими 2 часа
узорами и орнаментами.
Беседы об
изобразительном 1. Урок-беседа: «Декоративно-прикладное искусство хантов 1 час
и декоративном и манси».
искусстве
8 класс
Виды занятий Темы занятий Кол-во часов
Рисование с натуры 1. Рисование с натуры натюрморта с хантыйскими (мансийскими) бытовыми предметами. 2 часа
Рисование на 1. Гравюра из картона «Животные и птицы Севера». 2 часа
темы 2. Графическая работа в технике монотипия «Северная
фантазия», «Сказка Югры». 1 час
3. Сюжетно-тематическая композиция «Легенды и были
таежного края», «Сказания о земле Югорской». 2 часа
Декоративная работа 2. Декоративное рисование. Импровизация хантыйской орнаментальной композиции в полосе или круге «Хантыйские узоры». 2 часа
Чтобы повысить уровень знаний и активизировать интерес к национальной культуре хантов и манси у школьников, была разработана методика проведения занятий, с использованием наглядного материала, репродукций картин художников, видеофильмов, изделий декоративно-прикладного искусства хантов и манси, использование на уроках изобразительного искусства художественной, детской и популярной литературы, этнического фольклора. Все предложенные методические приемы, формы, средства обучения и воспитания помогли решить ряд проблем в этнохудожественном образовании школьников.
После проведенных мероприятий и проверки предложенной методической системы, мы вновь предложили учащимся общеобразовательных школ
ответить на ряд вопросов, связанных национальной культурой, жизнедеятельностью народов ханты и манси.
Таким образом, проанализировав анкеты школьников, мы выявили значительную разницу в результатах ответов на вопросы анкеты. По результатам анализа анкет (см. табл. 1, 3) мы увидели, что показатели значительно выросли, что говорит о значительном росте знаний о жизни и быте хантыйского народа, о проявлении интереса к национальной культуре и, что не мало важно, можно проследить положительное эмоционально-оценочное отношение учащихся к проблемам хантыйского и мансийского народа.
Результаты, полученных ответов в ходе проведения контрольного этапа эксперимента, представлены в табл. 3 «Анкетирование учащихся 2-8 классов контрольного этапа эксперимента» в процентах.
Из показателей табл. 2 мы можем увидеть уровень знаний учащихся, проследить интерес школьников к культуре хантов и манси и выявить эмоционально-оценочное отношение учащихся к проблемам малочисленных народов Крайнего Севера.
В ходе сравнительного анализа анкет учащихся констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы выявили значительную разницу в результатах ответов на вопросы анкеты. В ходе контрольного этапа эксперимента мы определили те же уровни ответов учащихся, что и на констатирующем этапе эксперимента, это:
- полный правильный ответ,
- частичный ответ,
- не правильный ответ,
- нет ответа.
Например, если на констатирующем этапе эксперимента на вопрос «Кто такие ханты и манси»? учащиеся 2 класса дали «полный правильный ответ» 27%, третьеклассники - 32%, 4-5 классы - 53%, 6 класс - 74%, в 7 классе этот показатель составил 85%, 8 класс - 93%. «Не правильный ответ» составил во 2 и 3 классах по 4%, в 4 классе - 3%, в 5 классе - 1%. «Нет ответа» составил во 2 классе 69%, в 3 классе - 64%, в 4 классе - 44%, в 5 классе -46%, в 6 классе - 26%, в 7 классе - 15%, в 8 классе - 7%, то в ходе контрольного этапа эксперимента учащиеся 3-8 классов и на этот же вопрос дали «полный правильный ответ» 100%, 2 класса - 98%.
Таблица 3
Результаты анкитирования учащихся,в %
№ п/п вопроса 2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл.
1 а 98 100 100 100 100 100 100
б — — — — — — —
в — — — — — — —
г 2 — — — — — —
2 а 89 97 97 99 100 100 100
б 9 2 1 1 — — —
в 1 — 1 — — — —
г 1 1 1 — — — —
3 а 91 93 95 98 99 100 100
б 2 1 2 — — — —
в 1 2 1 1 — — —
г 6 4 2 1 1 — —
4 а 53 61 78 91 97 98 98
б 18 23 12 7 2 2 2
в 27 15 9 — 1 — —
г 2 1 1 2 — — —
5 а 72 79 87 94 96 96 97
б 18 18 11 3 4 3 3
в 3 1 1 1 — — —
г 7 2 1 2 — 1 —
6 а 18 19 27 39 52 63 71
б 32 27 29 31 24 17 28
в 20 18 11 8 3 3 —
г 30 36 33 22 21 17 1
7 а 9 8 9 19 27 35 38
б 42 47 49 53 59 62 62
в 1 — — — — — —
г 48 45 42 28 14 3 —
8 а 4 7 13 21 23 41 42
б 19 23 27 34 35 42 47
в — — — — — — —
г 77 70 60 45 42 17 11
По результатам анализа анкет контрольного этапа эксперимента, мы видим, что показатели значительно выросли, что говорит о положительном результате формирующего этапа эксперимента, о значительном росте знаний о жизни и быте хантыйского и мансийского народа, о проявлении интереса к национальной культуре и, что не мало важно, можно проследить положительное эмоционально-оценочное отношение учащихся к проблемам малочисленных народов Крайнего Севера. Если на констатирующем этапе эксперимента показатель ответов на вопрос «Дополнительные сведения о хантах и манси (Что вы еще знаете о хантах и манси)? был очень низкий, либо вообще отсутствовал, то на контрольном этапе эксперимента этот показатель значительно вырос во всех классах. Появились такие ответы, которые говорят об эмоционально-оценочном отношении учащихся к проблемам обско-угорских народов. Это, например, такие выдержки ответов из анкет учащихся: «Ханты и манси добрый народ», «Ханты и манси веселый народ, очень любят сказки и народные праздники», «Это несчастный народ», «Они бедные, их жалко», «Ханты и манси делают красивые украшения из бисера и бересты», «У них красивая одежда», «Ханты и манси могут делать много красивых вещей», «Они мудрые», «Ханты и манси нуждаются в помощи», и т. д. и т. п. Такие и подобные ответы нас очень радовали.
Результаты проведенного эксперимента показали, что учащиеся с особым вниманием и интересом воспринимают новую, необычную информацию о жизни и быте хантыйского и мансийского народа. Эффективность подобного восприятия объясняется внесением элементов новизны, необычности трактовки изложенного познавательного материала, неожиданных привлекательных, самобытных сторон жизни коренных жителей Севера - хантов и манси. В ходе изложения материала, создавался положительно-эмоциональный психологический настрой, что оказывало большое влияние на формирование интереса и приобщение школьников к национальной культуре хантов и манси.
Научно-методическое обоснование преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента позволяет взглянуть по-новому на проблему этнохудожественного образования школьников в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Библиографический список
1. Айпин, Е. Д. Обреченные на гибель. [Текст] / Е. Д. Айпин -М., 1994. -111 с.
2. Банников, В. Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультур-ного пространства [Текст] / В. Н. Банников // Народное искусство - детям: Материалы Международной научно-практической конференции. - Ханты-Мансийск.: Редакционно-издательский отдел БУ ДПО «Институт развития образования», 2007. - С. 13-19.
3. Программа внедрения национально-регионального компонента в базисный учебный план общеобразовательных учреждений ХМАО. - Ханты-Мансийск, 2000.
4. Федеральная программа развития образования. - М., 1999.
5. Questions siberiennes. Paris, 1990. № 1. Р. 5.
6. Петрова, Л. Е. Формирование творческих способностей школьников средствами живописи в условиях профильного обучения [Текст] / Л. Е. Петрова / Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 337-343.
7. Чурекова, Т. М. Некоторые аспекты формирования творческих способностей учащихся старшего школьного возраста в условиях интегрированного медиа-образования [Текст] / Т. М. Чурекова, М. А. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 298-305.