Научная статья на тему 'Этнохудожественное образование школьников в Ханты-Мансийском округе-Югре'

Этнохудожественное образование школьников в Ханты-Мансийском округе-Югре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
758
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HEURISTICS / GENESIS / METATECHNIQUE / PRODUCTIVE METHOD / INDUCTION / COGNITIVE CONSTANT / MAINTENANCES OF ART FORMATION / AN ETHNONATIONAL ORIGINALITY / A FOLK ART / A NATIONALREGIONAL COMPONENT / ETHNOART FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полынская Ирина Николаевна

В статье рассматривается национально-региональный компонент в содержании художественного образования и эстетического воспитания школьников Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Etnohudozhestvennoe formation schoolboy in Hanty-Mansiyskom autonomous county - Ugre

In clause is considered a national-regional component in the maintenance of art formation and aesthetic education of schoolboys Hunts-Mansiyskom autonomous county Ugre.

Текст научной работы на тему «Этнохудожественное образование школьников в Ханты-Мансийском округе-Югре»

6. Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений. Ч.1. кн.1-6. Пер. с лат. А. Никольского. [Текст] - Санкт-Петербург, 1834. - 483 с.

7. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка. [Текст] / Ф. И. Буслаев - М., 1941. - 128 с.

8. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. [Текст] / В. И. Андреев - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 565 с.

9. Матюнин, Б. Г. Нетрадиционная педагогика. [Текст] / Б. Г. Матюнин - М.: Школа-Пресс, 1994. - 95 с.

10. Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы [Текст]: кн. для учителя. / М. Г. Качурин - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

11. Дидактика средней школы: Некоторые пробл. соврем. дидактики. [Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.]; Под ред. М. Н. Скаткина. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] -М.: Просвещение , 1982. - 319 с.

12. Маранцман, В. Г. Проблемное изучение литературных произведений в школе [Текст]: Пособие для учителей./ В. Г. Маранцман, Т. В. Чирковская - М. «Просвещение», 1977. - 206 с.

13. Педагогика [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 608 с.

УДК 371

И. Н. Полынская

ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Содержание этнохудожественного образования и эстетического воспитания пронизано идеями гуманизации процесса формирования гармонически развитой личности. Подходить по-новому в системе обучения и воспитания невозможно без понимания того, что одна их главных исходных позиций является опора на национальную культуру и народное декоративно-прикладное искусство. «Этнохудожественное образование в современной школе представлено Учебно-методическим комплексом «Изобразительное искусство и художественный труд» (автор Т. Я. Шпикалова и др.) направленного на формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной культуры и искусства, развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности» [2, с. 15].

Решение данной проблемы в настоящее время происходит на фоне глубокого социально-экономического, духовно-нравственного кризиса общества. В современном мире наблюдаются процесс в массовой культуре, который именуется «гомогенизацией». Речь идет о нарастании единообразия, стереотипности как самой массовой культурной продукции, так и запланированной, однозначной реакции на ее потребителя. Формирование одномерного потребителя - главный источник не только прибыли, но и разрушения индивидуальности, духовной суверенности личности. При этом все увеличивающиеся благодаря бурному развитию средств коммуникации масштабы потребления массовой культуры несопоставимы с масштабами образовательной сферы, образовательного воздействия. На наш взгляд, ценностная разнонаправленность культурной жизни и образовательной среды принимает катастрофические размеры. Гомогенизация культуры под флагом глобализации грозит лишить культуру ее оттенков, красок, этнонациональ-ного своеобразия, обусловленного своеобразием выработанных предками способов и форм общения человека с окружающим его миром природы и себе подобными. Ни для кого не секрет, что в нашей стране средства массовой коммуникации пропагандируют западную культуру. Молодое поколение не знает исконных народных праздников, традиций, обрядов, но с удовольствием переняли такие чуждые нашему Российскому обществу праздники как «Хэллоуин», «День святого Валентина», «День святого Патрика» и т. п. Процессы «духовной мутации» общества, отчужденного от корневых основ культуры своего народа и в результате потерявшего иммунитет к воздействию идеалов и практики общества потребления ведут к уничтожению духовно-созидательных начал традиционной культуры.

Сложившееся негативное положение в обеспечении полноценного художественно-эстетического воспитания школьников требует комплексного исследования и решения данной проблемы с учетом региональных особенностей художественной культуры народов Крайнего Севера, создания необходимых условий реализации их на основе обновлении содержания образования и воспитания подрастающего поколения. Возрождение национального самосознания и приобщения школьников к национальной культуре хантов и манси необходимо осуществлять не столько через политизацию общественной жизни, сколько через искусство, которое оказывает влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности.

Приобщение к национальной культуре и познание основ народного искусства хантов, манси позволит наиболее полно сохранить и передавать новым поколениям национальные традиции, воспитывать отзывчивость к народной эстетике, приучать школьников к овладению образным языком народного искусства, прививать уважение к другой культуре.

Изучение национальной культуры коренных народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в системе художественного образования и эстетического воспитания довольно сложный, многоступенчатый и непрерывный процесс, требующий дифференцированного подхода,

недопускающий поверхностного отношения к данной проблеме. Этнохудожественное образование школьников должно быть непосредственно связано с национальными, региональными и местными социокультурными факторами территории. В целенаправленной деятельности по развитию художественного образования и эстетического воспитания важно не только учитывать данные факторы, но и максимально использовать возможности каждого из них в решении проблемы приобщения к национальной культуре народов Крайнего Севера.

При определении путей, средств и условий в системе художественного образования и эстетического воспитания необходимо определить соотношение федерального и национально-регионального компонентов в процессе приобщения учащихся общеобразовательных школ к национальной культуре народов Крайнего Севера. Федеральный объем, определенный Министерством образования должен содержать национально-региональный компонент, с его предметным наполнением, количеством часов, общеметодическим подходом к содержанию занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, требующих экспериментальных исследований и серьезной научно-методической разработки.

Для реализации данной системы требуется решение ряда практических и теоретических задач:

- разработать учебно-методические комплексы с национально-региональным компонентом по предметам изобразительное и декоративно-прикладное искусство для общеобразовательных школах;

- создать систему многоступенчатого и непрерывного процесса приобщения подрастающего поколения к национальной культуре малочисленных народов Крайнего Севера;

- разработать программы и систему занятий, направленных на приобщение к национальной культуре народов Крайнего Севера, в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству школьников;

- создать условия для реализации данной системы;

- подготовить профессиональные кадры для работы во всех общеобразовательных учреждениях.

Кроме того, очень важно при разработке теории и практики по изобразительному и декоративно-прикладному искусству сохранить подход к формированию национально-регионального компонента содержания художественного образования и эстетического воспитания через призму интеграции национальной, российской и мировой культур.

Приоритетным направлением нового содержания является развитие национально-регионального компонента и его структур, поэтому отличительной особенностью современного этапа развития образовательных систем является использование региональных особенностей в этнохудожес-твенном образовании. Важность национально-регионального компонента подчеркивается рядом правительственных и ведомственных документов. Необходимость разработки национально-регионального компонента пре-

дусмотрена законом «О Федеральной программе развития образования», в приложении к которому сказано: «Программу подкрепляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к ведению Российской Федерации, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств, в соответствии с законодательством об образовании» [4]. Главная цель программы - развитие системы образования в интересах формирования творческой личности и как одного из факторов экономического и социального прогресса общества.

Как и во многих регионах России, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре разработана программа внедрения национально-регионального компонента в базисный учебный план общеобразовательных учреждений округа [3].

Одной из особенностей района Крайнего Севера, в частности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, является его многонациональность.

В период интенсивного освоения нефтяных и газовых месторождений данного края сложились две группы населения: исконно коренных - ханты, манси, ненцы и некоренных народов. Внедрение чужого, нетрадиционного уклада жизни и ассимиляции жителей коренной национальности привели к негативным явлениям, в результате которого коренное население теряет национальную культуру, традиции, декоративное искусство и народное ремесло.

В этих условиях особую актуальность приобретает проблема сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и искусства коренных жителей Крайнего Севера.

Задача нынешнего поколения состоит в том, чтобы сохранить уникальную культуру и искусство хантыйского и мансийского народа. Ситуация, в которой оказался народ ханты и манси в XXI в., вызывает тревогу. Эта ситуация характерна и для других малочисленных народов Севера, и она активно обсуждается в научной литературе, средствах массовой информации. Вот как оценивают в Париже бюллетень «Сибирские вопросы», выпускаемый Центром по изучению Сибири Института Советского мира: «Судьба Сибирских народов - это вопрос номер один среди всех тех, которые ставит Сибирь... Народы Сибири и Севера исчезают в результате варварской эксплуатации природных ресурсов, и территории, на которой жили их предки, превращаются в реальные пустыни, перерезанные газопроводами, залитые нефтью и теряющие всякую экономическую ценность. Такого рода пустыни несут к тому же экологическую угрозу планетарного масштаба» [5].

Вследствие усиления промышленного освоения края, изменения этнической и социально-экономической инфраструктур ускоряется процесс маргинализации коренного населения. Традиционный образ жизни ведут лишь несколько десятков стойбищных ханты, манси благодаря которым еще сохраняются национальные традиции и язык. Урбанизированные ханты и

манси быстро ассимилируются. Налицо угроза исчезновения самобытной традиционной культуры коренного народа.

Хантыйский писатель, депутат Окружной Думы Еремей Айпин в книге «Обреченные на гибель» пишет о трагическом положении малочисленных народов Севера, обреченных на вымирание под натиском нефте- и газодобывающих ведомств: «Их со всех сторон обложили нефтепромыслами. Сдвинули с насиженных мест. Вот и мечутся коренные обитатели этих мест, убегая от буровых, от трасс нефтепроводов, от зимников и бетонок. С семьями, со всем хозяйством. Пошли на убыль зверь, птица, рыба. Не стало земли» [1, с. 19].

С приходом цивилизации народы Крайнего Севера борются за выживание. Сокращается территория проживания хантов, манси, ненцев, которые вынуждены перебираться в поселки, где оторванные от родной среды обитания и привычной жизни, деградируют от неспособности найти свое место в чужом им мире, забывают свой язык, культуру.

Чтобы XXI век для хантов и манси не стал последним, перед цивилизацией и всем человечеством стоит глобальная задача сохранения малочисленных народов, его культуры, искусства. Одной из задач в решении данной проблемы является создание системы просвещения, которая призвана ознакомить некоренное население, проживающее на территории коренных аборигенов, с особенностями образа жизни ханты и манси, их самобытной культурой, уникальной историей и традициями.

Для школы эта проблема является своевременной и актуальной. Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и жить в веках в том случае, если приобщать и формировать интерес к национальной культуре у молодого подрастающего поколения. Приобщение к национальной культуре хантов, манси позволит наиболее полно сохранить и передавать новым поколениям национальные традиции, воспитывать отзывчивость к народной эстетике, приучать школьников к овладению образным языком народного декоративно-прикладного искусства, прививать уважение к другой культуре. Но этот процесс не должен быть случайным, стихийным, необходимо формировать устойчивый интерес у учащихся, иначе человечество может потерять не только народные традиции, ремесла, рукоделие, но и культуру, и народ как этнос, что происходит в современной жизни Крайнего Севера.

Важным и целесообразным является введение в учебный процесс по изобразительному искусству углубленного изучения особенностей народного промысла и декоративно-прикладного искусства той местности, в условиях которой проживают учащиеся, а также разработка методики преподавания изобразительного искусства, учитывая особенности региона.

Большие возможности разрешения проблемы преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента содержит само изобразительное искусство, которое в цикле учебных предметов занимает одно из ведущих мест по силе эмоционально-чувственного, вос-

питывающего, развивающего влияния на учащихся. Следовательно, необходимо так организовать учебно-воспитательную деятельность на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, чтобы она давала как можно больше информации, знаний о жизни и быте коренных жителей, способствовала развитию художественно-творческих способностей учащихся, формировала интерес к национальной культуре.

Для достижения успеха в работе педагогу необходимо хорошо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с учащимися, учитывать их возрастные особенности.

Таким образом, учителю необходимо:

- определить структурную основу приобщения школьников к национальной культуре на уроке изобразительного искусства, то есть выделить системные компоненты знаний, отвечающие целям и задачам этнохудожес-твенного образования. Выявить те факторы изобразительной деятельности, которые являются ведущими и должны проходить через весь курс обучения, знакомство с которыми является базой формирования интереса и приобщения школьников к национальной культуре хантов, манси, ненцев;

- наметить содержание, формы и методы ознакомления учащихся с жизнью, бытом, культурой народа ханты, манси, ненцы;

- предусмотреть на уроках изобразительного искусства систему заданий и упражнений, направленных на приобщение школьников к национальному культурному наследию этнических народов;

- учитывать потенциальные возможности действующего учебно-методического комплекса по изобразительному искусству для практического осуществления приобщения учащихся средней общеобразовательной школы к национальной культуре в системе работы эстетического воспитания и художественного образования.

Формирование интереса и приобщение школьников к национальной культуре в процессе обучения изобразительному искусству может осуществляться по следующим основным направлениям:

- положительно-эмоциональное отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства хантов, манси, ненцев;

- активная познавательная направленность на овладение искусствоведческими, историческими, этнографическими знаниями, связанными с этническими народами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

- понимание учащимися значения сохранения национальной культуры как исчезающей культуры малочисленных народов Севера;

- уважение к этническим народам как уникальным и древним народностям нашей страны;

- включение школьников в активную творческую деятельность, направленную на овладение и создание народных декоративных изделий и эскизов;

- стремление к эстетическому совершенствованию и созданию самостоятельных творческих произведений;

- привитие учащимся любви к родному краю, формирование положительного эмоционально-оценочного отношения к окружающей действительности, умение понимать и считаться с культурой другого народа.

Основополагающей задачей системы этнохудожественного образования подрастающего поколения следует считать формирование и развитие личности, обладающей высокой духовной культурой, развитым интеллектом, творческой индивидуальностью и опирающейся на национальные традиции.

Исследованию данной проблемы предшествовал педагогический эксперимент. Один из этапов экспериментальной работы заключался в анкетировании школьников. Учащимся было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с жизнедеятельностью и культурой хантыйского и мансийского народа.

Вопросы анкеты предполагали выявление минимального уровня знаний учащихся о культуре хантов и манси и их эмоционально-оценочное отношение к проблемам этнического народа. Так как, у первоклассников быстрота письменного навыка еще не достаточно развита, поэтому анкетирование предлагалось учащимся 2-8 классов. Вопросы анкеты констатирующего этапа эксперимента были следующие:

1. Кто такие ханты и манси?

2. Где они живут?

3. Как называется их жилище?

4. Основная пища хантов и манси?

5. Основной вид деятельности (Чем занимаются)?

6. Какие вы знаете национальные хантыйские и мансийские праздники?

7. Дополнительные сведения о хантах и манси (Что вы еще знаете о хантах и манси)?

Результаты полученных ответов представлены в табл. 1 «Анкетирование учащихся 2-8 классов на констатирующем этапе эксперимента» в процентах.

а - полный правильный ответ б - частичный ответ в - не правильный ответ г - нет ответа

Из показателей табл. 1, мы можем увидеть уровень знаний детей, сравнить эти знания по возрастам (между классами), проследить интерес школьников к культуре хантов и манси. Мы определили 4 уровня ответа учащихся:

- полный правильный ответ;

- частичный ответ;

- не правильный ответ;

- нет ответа.

Таблица 1

Результаты анкитирования учащихся, в %

№ п/п вопроса 2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл.

1 а 27 32 53 53 74 85 93

б — — — — — — —

в 4 4 3 1 — — —

г 69 64 44 46 26 15 7

2 а 19 23 45 48 59 70 82

б 2 4 7 17 21 24 18

в 20 18 16 15 10 — —

г 59 55 32 20 10 6 —

3 а 8 10 18 28 37 51 79

б 7 8 13 19 20 27 21

в 72 70 38 48 41 22 —

г 13 12 7 5 2 — —

4 а — 1 3 3 11 28 33

б 2 8 12 19 28 54 53

в 91 85 79 73 58 17 14

г 7 6 6 5 3 1 —

5 а — — 2 15 18 27 34

б 3 5 13 27 31 39 45

в 40 44 29 19 13 4 1

г 57 51 56 39 38 30 20

6 а — — — — 1 1 1

б 7 4 3 4 4 8 12

в 93 96 80 73 64 59 53

г — — 17 23 31 32 34

7 а — — — — 1 1 3

б — — 18 20 23 23 24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в 17 11 9 2 — — —

г 83 89 73 78 76 76 73

Например, на вопрос «Кто такие ханты и манси?» учащиеся второго класса дали полный правильный ответ 27%; в третьем классе этот показатель составил 32%; 4-5 классы этот вопрос составил равный показатель - 53%; учащиеся шестого класса ответили 74%; в седьмом классе этот показатель значительно выше - 85%; в восьмом классе - 93% . Не правильный ответ составил во 2 и 3 классах по 4%; в 4 классе - 3%; в 5 классе - 1%. В процессе беседы выяснилось, что школьникам не знакомо само понятие «ханты» и «манси». Это учащиеся, которые никогда не слышали о данных народах ничего, либо недавно приехавшие в Ханты-Мансийский автономный округ - Югру. Школьникам, которые не знали ответ на вопрос, предлагалось напротив номера вопроса ставить прочерк. Уровень «нет ответа» на вопрос «Кто такие ханты и манси»? составил во 2 классе 69%; в 3 классе - 64%; в 4 классе - 44%; в 5 классе - 46%; в 6 классе - 26%; в 7 классе - 15%; в 8 классе - 7%.

Из показателей, рассматриваемой табл. 1, мы видим, что наиболее высокий показатель, начальных классах остается уровень «нет ответа». В 5-8 классах этот уровень также остается достаточно высоким, что указывает на низкий уровень знаний учащихся о жизни и быте хантыйского и мансийского народа, и, соответственно, низкий уровень знаний ограничивают интерес школьников к культуре народов ханты и манси.

Анализ ответов учащихся на вопросы позволяет сделать следующие выводы:

1) в условиях сложившейся методики обучения не только на уроках изобразительного искусства, но и других учебных дисциплин национальнорегиональный компонент недостаточно используется в современной школе Ханты-Мансийского округа, поэтому учащиеся показывают довольно низкий уровень знаний о культуре хантов и манси;

2) данные анкетирования подтверждают предположение о том, что формирование интереса и приобщение школьников к национальной культуре хантов и манси будет проявляться в том случае, если учащихся систематически и последовательно знакомить с культурной жизнью хантов и манси.

В результате педагогического эксперимента мы определили собственную проблему этнохудожественного образования школьников, на базе которой составлена научно-методическая система преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе с учетом национально-регионального компонента.

Этнохудожественное образование во многом определяется уровнем разработанности и организации научно-методической работы по его осуществлению.

Опираясь на результаты анкетирования, мы рассматриваем решение данной проблемы в следующих аспектах:

- повысить уровень знаний учащихся о жизни и быте народа ханты и манси и проследить, как полученные знания отражаются в детском художественном творчестве;

- выработать принцип руководства формирования интереса к национальной культуре хантов и манси в процессе изобразительной деятельности школьников.

При разработке научно-методической системы преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента мы исходим из возможностей учебной программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Этому процессу предшествовал всесторонний анализ содержания действующих программ по изобразительному искусству. Мы предлагаем в дополнение к действующей учебной программе ряд специальных заданий и тем уроков, способствующих по нашему мнению, формированию интереса к национальной культуре хантов и манси в процессе обучения изобразительному искусству. Основные учебно-воспитательные задачи остаются прежними, учащиеся получают все знания, умения и навыки по изобразительному искусству через «погружение» в этническую культуру. Все задания и темы уроков составлены с учетом преемственности в обучении и могут быть реализованы в процессе таких видов учебных занятий по изобразительному искусству, как рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа, беседы об искусстве хантов и манси.

Приводим комплект заданий, составляющих содержание этнохудожес-твенного образования в 1-8 классах общеобразовательной школы (табл. 2).

Таблица 2

Комплект заданий, составляющих содержание этнохудожественного образования в общеобразовательной школе

1 класс

Виды занятий Темы занятий Кол-во часов

Рисование с 1. Беседа «В гостях у хантов и манси». Рисование с натуры 1 час

натуры макета хантыйского и мансийского жилища (чума).

Рисование на темы 1. Рисование по представлению хантыйской (мансийской) девочки в национальной одежде. 1 час

2. Иллюстрирование хантыйской национальной сказки 1 час

«Мышонок-путешественник».

Декоративная 1. Рисование хантыйского прямолинейного 1 час

работа (геометрического) орнамента в полосе с образцов.

2. Аппликация из цветной бумаги. Эскиз хантыйской (мансийской) рукавички. 1 час

2 класс

Виды занятий Темы занятий Кол-во часов

Рисование с натуры 1. Рисование с натуры хантыйского берестяного туеска цилиндрической формы. 1 час

Рисование на 1. Сюжетно-тематическая композиция. Иллюстрирование 1 час

темы мансийской сказки «Как Окунь полосатым стал».

2. Сюжетно-тематическая композиция «Ханты и манси на рыбалке». 1 час

Декоративная 1. Изображение на плоскости. Эскиз хантыйского 1 час

работа (мансийского) пояса (женского, мужского).

2. Декоративная деятельность. Конструирование из бумаги хантыйского туеска с орнаментами. 1 час

3 класс

Продолжение таблицы

Виды занятий Темы занятий Кол-во часов

Рисование с натуры 1. Рисование с натуры не сложного натюрморта с хантыйским берестяным туеском. 2 час

Рисование на темы 1. Сюжетно-тематическая композиция «Ханты и манси на охоте». 1 час

Декоративная работа 1. Изображение хантыйского геометрического (прямолинейного) орнамента в полосе (в технике гратаж). 2 часа

2. Объемно-пространственная композиция из бумаги 1 час

«Олень - верный спутник хантов и манси».

3. Изображение на плоскости (криволинейного) орнамента 1 час

«глухарки».

4 класс

Виды занятий Темы занятий Кол-во часов

Рисование с 1. Рисование с натуры не сложного натюрморта с бытовыми 2 час

натуры предметами хантов и манси.

Рисование на темы 1. Сюжетно-тематическая композиция «На оленях по снегу». 1 час

2. Беседа: «Хантыйские и мансийские народные праздники». 2 часа

Сюжетно-тематическая композиция «Вороний день»

Декоративная 1. Аппликация из цветной бумаги. Эскиз хантыйского

работа (мансийского) женского нагрудного украшения. 2. Изображение на плоскости (криволинейного) орнамента 1 час

«медведь». 1 час

5 класс

Продолжение таблицы

Виды занятий Темы занятий Кол-во часов

Рисование с 1. Рисование с натуры берестяной куженьки для рыбы. 1 час

натуры

Рисование на 1. Сюжетно-тематическая композиция «На стойбище». 1 час

темы

2. Рисование по представлению «Танец шамана». 1 час

Декоративная 1. Изображение на плоскости. Эскиз национальной одежды:

работа мужской малицы, женского сака. 2. Декоративная деятельность (аппликация из цветной 2 часа

бумаги). «Будни хантов и манси». 2 часа

6 класс

Виды занятий Темы занятий Кол-во часов

Рисование с натуры 1. Рисование с натуры берестяного туеска трапециевидной формы, с нанесенными хантыйскими орнаментами. 2 часа

Рисование на темы 1. Сюжетно-тематическая композиция «Медвежьи игрища». 1 час

2. Рисование по представлению (памяти) «Югорский лес». 1 час

Декоративная работа 1. Декоративная деятельность (аппликация из кусочков ткани и меха). Эскиз женской сумки тутчана. 2 часа

2. Декоративная деятельность. Изготовление из кусочков 2 часа

ткани и меха куклы-акань.

7 класс

Оканчание таблицы

Виды занятий Темы занятий Кол-во часов

Рисование с 1. Рисование с натуры натюрморта с хантыйскими

натуры (мансийскими) бытовыми предметами. 1. Сюжетно-тематическая композиция. Иллюстрация к 2 часа

Рисование на темы хантыйской легенде «О девочке Мось». 1. Декоративное рисование. Эскиз карандашницы с 2 часа

хантыйскими орнаментами. 1 час

Декоративная

работа 2. Декоративная деятельность. Изготовление из кусочков

ткани, меха, кожи нагрудного украшения с хантыйскими 2 часа

узорами и орнаментами.

Беседы об

изобразительном 1. Урок-беседа: «Декоративно-прикладное искусство хантов 1 час

и декоративном и манси».

искусстве

8 класс

Виды занятий Темы занятий Кол-во часов

Рисование с натуры 1. Рисование с натуры натюрморта с хантыйскими (мансийскими) бытовыми предметами. 2 часа

Рисование на 1. Гравюра из картона «Животные и птицы Севера». 2 часа

темы 2. Графическая работа в технике монотипия «Северная

фантазия», «Сказка Югры». 1 час

3. Сюжетно-тематическая композиция «Легенды и были

таежного края», «Сказания о земле Югорской». 2 часа

Декоративная работа 2. Декоративное рисование. Импровизация хантыйской орнаментальной композиции в полосе или круге «Хантыйские узоры». 2 часа

Чтобы повысить уровень знаний и активизировать интерес к национальной культуре хантов и манси у школьников, была разработана методика проведения занятий, с использованием наглядного материала, репродукций картин художников, видеофильмов, изделий декоративно-прикладного искусства хантов и манси, использование на уроках изобразительного искусства художественной, детской и популярной литературы, этнического фольклора. Все предложенные методические приемы, формы, средства обучения и воспитания помогли решить ряд проблем в этнохудожественном образовании школьников.

После проведенных мероприятий и проверки предложенной методической системы, мы вновь предложили учащимся общеобразовательных школ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ответить на ряд вопросов, связанных национальной культурой, жизнедеятельностью народов ханты и манси.

Таким образом, проанализировав анкеты школьников, мы выявили значительную разницу в результатах ответов на вопросы анкеты. По результатам анализа анкет (см. табл. 1, 3) мы увидели, что показатели значительно выросли, что говорит о значительном росте знаний о жизни и быте хантыйского народа, о проявлении интереса к национальной культуре и, что не мало важно, можно проследить положительное эмоционально-оценочное отношение учащихся к проблемам хантыйского и мансийского народа.

Результаты, полученных ответов в ходе проведения контрольного этапа эксперимента, представлены в табл. 3 «Анкетирование учащихся 2-8 классов контрольного этапа эксперимента» в процентах.

Из показателей табл. 2 мы можем увидеть уровень знаний учащихся, проследить интерес школьников к культуре хантов и манси и выявить эмоционально-оценочное отношение учащихся к проблемам малочисленных народов Крайнего Севера.

В ходе сравнительного анализа анкет учащихся констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы выявили значительную разницу в результатах ответов на вопросы анкеты. В ходе контрольного этапа эксперимента мы определили те же уровни ответов учащихся, что и на констатирующем этапе эксперимента, это:

- полный правильный ответ,

- частичный ответ,

- не правильный ответ,

- нет ответа.

Например, если на констатирующем этапе эксперимента на вопрос «Кто такие ханты и манси»? учащиеся 2 класса дали «полный правильный ответ» 27%, третьеклассники - 32%, 4-5 классы - 53%, 6 класс - 74%, в 7 классе этот показатель составил 85%, 8 класс - 93%. «Не правильный ответ» составил во 2 и 3 классах по 4%, в 4 классе - 3%, в 5 классе - 1%. «Нет ответа» составил во 2 классе 69%, в 3 классе - 64%, в 4 классе - 44%, в 5 классе -46%, в 6 классе - 26%, в 7 классе - 15%, в 8 классе - 7%, то в ходе контрольного этапа эксперимента учащиеся 3-8 классов и на этот же вопрос дали «полный правильный ответ» 100%, 2 класса - 98%.

Таблица 3

Результаты анкитирования учащихся,в %

№ п/п вопроса 2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл.

1 а 98 100 100 100 100 100 100

б — — — — — — —

в — — — — — — —

г 2 — — — — — —

2 а 89 97 97 99 100 100 100

б 9 2 1 1 — — —

в 1 — 1 — — — —

г 1 1 1 — — — —

3 а 91 93 95 98 99 100 100

б 2 1 2 — — — —

в 1 2 1 1 — — —

г 6 4 2 1 1 — —

4 а 53 61 78 91 97 98 98

б 18 23 12 7 2 2 2

в 27 15 9 — 1 — —

г 2 1 1 2 — — —

5 а 72 79 87 94 96 96 97

б 18 18 11 3 4 3 3

в 3 1 1 1 — — —

г 7 2 1 2 — 1 —

6 а 18 19 27 39 52 63 71

б 32 27 29 31 24 17 28

в 20 18 11 8 3 3 —

г 30 36 33 22 21 17 1

7 а 9 8 9 19 27 35 38

б 42 47 49 53 59 62 62

в 1 — — — — — —

г 48 45 42 28 14 3 —

8 а 4 7 13 21 23 41 42

б 19 23 27 34 35 42 47

в — — — — — — —

г 77 70 60 45 42 17 11

По результатам анализа анкет контрольного этапа эксперимента, мы видим, что показатели значительно выросли, что говорит о положительном результате формирующего этапа эксперимента, о значительном росте знаний о жизни и быте хантыйского и мансийского народа, о проявлении интереса к национальной культуре и, что не мало важно, можно проследить положительное эмоционально-оценочное отношение учащихся к проблемам малочисленных народов Крайнего Севера. Если на констатирующем этапе эксперимента показатель ответов на вопрос «Дополнительные сведения о хантах и манси (Что вы еще знаете о хантах и манси)? был очень низкий, либо вообще отсутствовал, то на контрольном этапе эксперимента этот показатель значительно вырос во всех классах. Появились такие ответы, которые говорят об эмоционально-оценочном отношении учащихся к проблемам обско-угорских народов. Это, например, такие выдержки ответов из анкет учащихся: «Ханты и манси добрый народ», «Ханты и манси веселый народ, очень любят сказки и народные праздники», «Это несчастный народ», «Они бедные, их жалко», «Ханты и манси делают красивые украшения из бисера и бересты», «У них красивая одежда», «Ханты и манси могут делать много красивых вещей», «Они мудрые», «Ханты и манси нуждаются в помощи», и т. д. и т. п. Такие и подобные ответы нас очень радовали.

Результаты проведенного эксперимента показали, что учащиеся с особым вниманием и интересом воспринимают новую, необычную информацию о жизни и быте хантыйского и мансийского народа. Эффективность подобного восприятия объясняется внесением элементов новизны, необычности трактовки изложенного познавательного материала, неожиданных привлекательных, самобытных сторон жизни коренных жителей Севера - хантов и манси. В ходе изложения материала, создавался положительно-эмоциональный психологический настрой, что оказывало большое влияние на формирование интереса и приобщение школьников к национальной культуре хантов и манси.

Научно-методическое обоснование преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента позволяет взглянуть по-новому на проблему этнохудожественного образования школьников в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Библиографический список

1. Айпин, Е. Д. Обреченные на гибель. [Текст] / Е. Д. Айпин -М., 1994. -111 с.

2. Банников, В. Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультур-ного пространства [Текст] / В. Н. Банников // Народное искусство - детям: Материалы Международной научно-практической конференции. - Ханты-Мансийск.: Редакционно-издательский отдел БУ ДПО «Институт развития образования», 2007. - С. 13-19.

3. Программа внедрения национально-регионального компонента в базисный учебный план общеобразовательных учреждений ХМАО. - Ханты-Мансийск, 2000.

4. Федеральная программа развития образования. - М., 1999.

5. Questions siberiennes. Paris, 1990. № 1. Р. 5.

6. Петрова, Л. Е. Формирование творческих способностей школьников средствами живописи в условиях профильного обучения [Текст] / Л. Е. Петрова / Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 337-343.

7. Чурекова, Т. М. Некоторые аспекты формирования творческих способностей учащихся старшего школьного возраста в условиях интегрированного медиа-образования [Текст] / Т. М. Чурекова, М. А. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 298-305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.