Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы'

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2363
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ / РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / EMOTIONAL SPHERE OF PRESCHOOL CHILDREN / EMOTIONAL EDUCATION / PRINCIPLES OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN / DEVELOPMENT OF EMOTIONAL SPHERE OF PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. К духовно-нравственному развитию дошкольника относится и развитие у детей эмоциональной сферы. Высокий уровень эмоционального развития очень важен для гармоничного развития ребенка, как приобретение им основных знаний и умений. Стратегической целью работы с эмоциональной сферой дошкольников должно быть формирование жизненно важных чувств и качеств личности. Если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы и являющихся следствием повышенного темпа жизни и увеличения эмоциональных перегрузок. При этом следует отметить, что положительные эмоции надежно защищают детей от умственных перегрузок и приносят пользу, как для физического, так и психического развития. В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Работа проводилась на базе МДОАУ «Центр развития ребенка Детский сад № 125 «Лесная сказка» г.Орска» и МДОУ «Детский сад № 31 «Звездочка» г.Орска». В исследовании приняли участие дети подготовительных к школе групп. В результате проведенного исследования было установлено, что реализация разработанной программы по развитию эмоциональной сферы дошкольников способствует формированию у детей умений понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN AND ITS BASIC PRINCIPLES

Spiritual and moral development and education of preschool children is one of the most difficult tasks of education in a modern preschool educational institution. The spiritual and moral development of preschool children includes the development of the emotional sphere. A high level of emotional development is very important for the harmonious development of the child, as the acquisition of basic knowledge and skills. The strategic goal of working with the emotional sphere of preschool children should be the formation of vital feelings and qualities of the individual. If timely attention is not paid to the emotional development of children, it can become a prerequisite for psychosomatic diseases that have become more frequent in recent years and are the result of an increased pace of life and an increase in emotional overload. It should be noted that positive emotions reliably protect children from mental overload and benefit both physical and mental development. The article presents the results of experimental work on the development of the emotional sphere of preschool children. The work was carried out on the basis of MDOU Detskiy "child development Center kindergarten № 125 "Lesnaya Skazka" Orsk" and MDOU "the kindergarten № 31 "Asterisk" Orsk". The study involved children of preparatory groups for school. As a result of the study, it was found that the implementation of the developed program for the development of the emotional sphere of preschoolers contributes to the formation of children's skills to understand their own emotional state, Express their feelings and recognize the feelings of other people through facial expressions, gestures, expressive movements, intonation.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы»

педагогически Андриенко Оксана Александровна

науки ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ...

UDC 373.2

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

© 2019

Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: andrienko-oa@mail.ru)

Аннотация. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. К духовно-нравственному развитию дошкольника относится и развитие у детей эмоциональной сферы. Высокий уровень эмоционального развития очень важен для гармоничного развития ребенка, как приобретение им основных знаний и умений. Стратегической целью работы с эмоциональной сферой дошкольников должно быть формирование жизненно важных чувств и качеств личности. Если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы и являющихся следствием повышенного темпа жизни и увеличения эмоциональных перегрузок. При этом следует отметить, что положительные эмоции надежно защищают детей от умственных перегрузок и приносят пользу, как для физического, так и психического развития. В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Работа проводилась на базе МДОАУ «Центр развития ребенка - Детский сад N° 125 «Лесная сказка» г.Орска» и МДОУ «Детский сад N° 31 «Звездочка» г.Орска». В исследовании приняли участие дети подготовительных к школе групп. В результате проведенного исследования было установлено, что реализация разработанной программы по развитию эмоциональной сферы дошкольников способствует формированию у детей умений понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста, эмоциональное воспитание, принципы духовно-нравственного воспитания детей, развитие эмоциональной сферы дошкольников.

SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN AND ITS BASIC PRINCIPLES

© 2019

Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15A, e-mail: andrienko-oa@mail.ru)

Abstract. Spiritual and moral development and education of preschool children is one of the most difficult tasks of education in a modern preschool educational institution. The spiritual and moral development of preschool children includes the development of the emotional sphere. A high level of emotional development is very important for the harmonious development of the child, as the acquisition of basic knowledge and skills. The strategic goal of working with the emotional sphere of preschool children should be the formation of vital feelings and qualities of the individual. If timely attention is not paid to the emotional development of children, it can become a prerequisite for psychosomatic diseases that have become more frequent in recent years and are the result of an increased pace of life and an increase in emotional overload. It should be noted that positive emotions reliably protect children from mental overload and benefit both physical and mental development. The article presents the results of experimental work on the development of the emotional sphere of preschool children. The work was carried out on the basis of MDOU Detskiy "child development Center - kindergarten № 125 "Lesnaya Skazka" Orsk" and MDOU "the kindergarten № 31 "Asterisk" Orsk". The study involved children of preparatory groups for school. As a result of the study, it was found that the implementation of the developed program for the development of the emotional sphere of preschoolers contributes to the formation of children's skills to understand their own emotional state, Express their feelings and recognize the feelings of other people through facial expressions, gestures, expressive movements, intonation.

Keywords: spiritual and moral education, emotional sphere of preschool children, emotional education, principles of spiritual and moral education of children, development of emotional sphere of preschool children.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время актуализируется значение воспитания духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, которые отвечают социальным запросам общества, являются стимулом для реализации в воспитании ценностных установок на уровне дошкольного образования и воспитания [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Одной из задач духовно-нравственного развития дошкольника относят содействие развитию у детей эмоциональной сферы.

Одной из важных составляющих в развитии старшего дошкольника является эмоциональная сфера. Общение и взаимодействие с окружающими людьми будет только тогда эффективным, когда его участники способны не только понимать эмоциональное состояние другого, но и управлять своими собственными эмоциями [2]. Ведь распознавание и передача эмоций - сложный процесс, который требует от детей некоторых знаний и опреде-Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 1(3)

ленного уровня развития.

Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях большое внимание уделяется эмоциональному развитию детей, включающему в себя знакомство дошкольников с эмоциями, пониманием чувств других людей и своих собственных, умением адекватно выражать свои переживания [3]. Необходимо отметить, что эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Именно эмоциональное развитие очень важно для гармоничного развития ребенка, приобретения им основных знаний и умений.

Анализ многочисленной психолого-педагогической литературы [4-10] показывает, что вопросам эмоционального воспитания и развития детей дошкольного возраста посвящено достаточное количество исследований.

Эмоциональная сфера ребенка - это одна из базовых предпосылок общего психического развития, ядро становления личности ребенка, один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики [11]._

Andrienko Oksana Aleksandrovna pedagogical

SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION ... sciences

Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой, присущей частью нравственного воспитания. Ребенок, который понимает чувства другого, умеет адекватно и активно откликаться на переживания окружающих людей, и стремится оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность [2].

Основными принципами духовно-нравственного воспитания и развития детей являются: принцип развивающего образования, принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса, принцип интеграции образовательного процесса, принцип личностно-ориентированного подхода, принцип деятельностного подхода, принцип культуросоо-бразности [1].

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилась разработка и экспериментальная проверка эффективности комплекса занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Работа проводилась на базе МДОАУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 125 «Лесная сказка» г.Орска» и МДОУ «Детский сад №2 31 «Звездочка» г.Орска». В исследовании приняли участие дети подготовительных к школе групп.

В исследовании использовались следующие методы и методики: методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке [12, с. 226], методика «Зеркало настроений» [13, с. 45], адаптивная методика для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду [14, с. 27], тест тревожности (Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки) [15, с. 102], анкета-опросник для воспитателей на определение эмоциональной отзывчивости детей [16, с.83]

Представленное исследование состояло из трех этапов.

1. Констатирующий этап эксперимента.

Были подобраны и проведены методики для изучения эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Результаты диагностики по методике «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» выглядят следующим образом:

а) в экспериментальной группе 15% детей имеют высокий уровень развития понимания эмоциональных состояний людей по картинкам, 50% - средний уровень, 35% - низкий уровень;

б) в контрольной группе у 25% испытуемых высокий уровень, у 50% - средний уровень, 25% - низкий уровень.

Результаты диагностики по методике «Зеркало настроения», позволяющей выявить уровень понимания детьми эмоционального состояния сверстников, взрослых по вербальному и невербальному поведению.

Полученные результаты таковы:

а) в экспериментальной группе 20% детей имеют высокий уровень, 50% - средний уровень, 30% - низкий уровень;

б) в контрольной группе у 20% испытуемых высокий уровень, у 45% - средний уровень, 35% - низкий уровень.

Таким образом, в группах преобладают дети, имеющие средний и низкий уровни развития умения определять эмоциональное состояние людей по мимике, пантомимике и другим вербальным и невербальным средствам. В группах наблюдается одинаковое процентное соотношение детей с высоким уровнем развития исследуемых навыков, умений и качеств.

Исследуя эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста, мы изучили их самочувствие в дет-6

ском саду, уровень тревожности, а также опросили воспитателей, с целью выявления уровня эмоциональной отзывчивости детей.

Результаты диагностики по методике «Адаптивная методика для проведения одномоментного исследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду» выглядят следующим образом.

а) в экспериментальной группе эмоциональное самочувствие детей можно считать положительным. Отметим, что в группе у 15% негативное эмоциональное самочувствие.

б) в контрольной группе эмоциональное самочувствие детей также можно считать положительным, однако, здесь также у 15% негативное эмоциональное самочувствие.

Результаты диагностики по методике В.Амен Р. Тэмпл, М. Дорки, позволяющей определить уровень тревожности, а также вычислить индекс тревожности ребенка таковы:

а) в экспериментальной группе 65% детей имеют высокий уровень тревожности, 25% - средний уровень, 10% - низкий уровень;

б) в контрольной группе у 55% испытуемых высокий уровень, у 35% - средний уровень, 10% - низкий уровень.

В результате опроса воспитателей группы (по анкете М.А. Нгуена), направленного на оценку эмоциональной отзывчивости детей, их способности переживать значимые для них события и сопереживать окружающим людям было выявлено, что:

а) в экспериментальной группе 30% детей имеют высокий уровень эмоциональной отзывчивости, 35% -средний уровень, 35% - низкий уровень;

б) в контрольной группе у 20% испытуемых высокий уровень, у 60% - средний уровень, 20% - низкий уровень.

Анализируя результаты диагностики по методикам, выявляющим умения дошкольников понимать и узнавать эмоциональные состояния на картинках, умения детей по вербальным и невербальным средствам понимать состояние другого человека, были получены следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1 - Уровни сформированности умений дошкольников распознавать чувства других людей и понимать собственное эмоциональное состояние на констатирующем этапе эксперимента

Группа Уровни с формированное™ умений дошкольников распознав понимать собственное эмоциональное сс ать ■чувства других людей и

Высокий уровень Ср едний ур овень Низкий уровень

ЭГ 10% 55% 35%

КГ 15% 60% 25%

Таким образом, в контрольной и экспериментальной группах существуют незначительные отличия в показателях исследуемых умений дошкольников, т.е. дети имеют примерно равный уровень развития эмоциональной сферы.

Распознание и передача эмоций - достаточно сложный процесс. Он требует от дошкольника определенных знаний и соответствующий уровень развития. Ребенок способен точнее понимать состояние другого человека, если он знает, какие бывают эмоции. Исследования психологов показывают, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека: радость, восхищение, веселье, дети затрудняются в определение грусти, испуга, удивления. Дошкольники, прежде всего, обращают внимание на выражения лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Можно сказать, что даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях [17].

2. Формирующий этап эксперимента.

На данном этапе проводились развивающие занятия по разработанной программе формирования и развития Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 1(3)

педагогически науки

Андриенко Оксана Александровна ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ...

у детей старшего дошкольного возраста умений понимать собственное эмоциональное состояние и эмоциональные состояния других людей посредством вербальных и невербальных средств общения.

Методологическая основа программы - идеи Л.С. Выготского о роли игры в воспитании дошкольников, которая является одним из наиболее адекватных средств развития и коррекции личности ребенка.

Разработанные занятия проводились с детьми один раз в неделю в игровой форме с группой детей 10 человек.

Структура занятий выглядит следующим образом:

а) приветствие (проведение упражнений и игр, направленных на активизацию детей);

б) создание ситуации по теме занятия (использование игрового момента, инсценировки, зачитывания художественных текстов или рассказывания сказки, истории);

в) дискуссия (высказывания детей, обобщение дошкольниками сказанного, решение проблемы);

г) рисование по теме занятия;

д) игры (проигрывание значимых для детей ситуаций, направленных на развитие общения и эмоциональной сферы детей);

е) релаксация.

3. Контрольный этап эксперимента.

Предполагал проведение повторной диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Результаты повторной диагностики по методике «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке»:

а) в экспериментальной группе 45% детей имеют высокий уровень развития понимания эмоциональных состояний людей по картинкам, 45% - средний уровень;

б) в контрольной группе у 25% испытуемых высокий уровень, у 55% - средний уровень, 20% - низкий уровень.

Итак, у детей экспериментальной группы, с которыми реализовывалась программа по развитию эмоциональной сферы, уровень сформированности умений понимать эмоциональное состояние людей выше, чем у дошкольников контрольной группы, с которыми занятия в рамках представленной программы не проводились.

Результаты повторной диагностики по методике «Зеркало настроения»:

а) в экспериментальной группе 40% детей имеют высокий уровень, 60% - средний уровень;

б) в контрольной группе у 25% испытуемых высокий уровень, у 50% - средний уровень, 25% - низкий уровень.

Итак, у детей экспериментальной группы уровень сформированности умений понимать эмоциональное состояние сверстника по его поведению выше, чем у дошкольников контрольной группы, с которыми занятия в по программе не проводились.

Результаты повторной диагностики по методике «Адаптивная методика для проведения одномоментного исследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду» выглядят следующим образом.

а) в экспериментальной группе эмоциональное самочувствие детей можно считать положительным. Отметим, что в группе у 5% негативное эмоциональное самочувствие.

б) в контрольной группе эмоциональное самочувствие детей также можно считать положительным, однако, здесь также у 10% негативное эмоциональное самочувствие.

Результаты повторной диагностики по методике В.Амен Р. Тэмпл, М. Дорки таковы:

а) в экспериментальной группе 35% детей имеют высокий уровень тревожности, 45% - средний уровень, 20% - низкий уровень;

б) в контрольной группе у 35% испытуемых высокий уровень, у 45% - средний уровень, 10% - низкий уровень.

Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 1(3)

Анализируя результаты повторной диагностики по методикам, выявляющим умения дошкольников понимать и узнавать эмоциональные состояния на картинках, умения детей по вербальным и невербальным средствам понимать состояние другого человека, были получены следующие результаты (Таблица 2).

Таблица 2 - Уровни сформированности умений дошкольников распознавать чувства других людей и понимать собственное эмоциональное состояние на контрольном этапе эксперимента

Группа Уровни сформир ованности умений дошкольников распознавать чувства других людей и понимать собственное эмоциональное состояние

Высокий уровень Ср едний уровень Низкий уровень

ЭГ 35% 55% 10%

КГ 25% 50% 25%

Таким образом, учитывая вышеизложенные факты, можно сделать вывод о том, что в конце эксперимента показатели исследуемых умений в экспериментальной группе оказались выше, чем в контрольной.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Между результатами диагностики в экспериментальной группе на начало и конец эксперимента существуют достоверные различия. Можно сказать, что реализация разработанной программы по развитию эмоциональной сферы дошкольников способствует пониманию детьми собственного эмоционального состояния, выражению чувств и распознаванию чувств других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Занятия вводят ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогают прожить определенное эмоциональное состояние, объясняют, что оно обозначает. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, дошкольник создает свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

Вместе с тем, выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Дальнейшее исследование может быть продолжено в следующих направлениях: формирование психологической компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в области эмоциональной сферы детей; выявление специфики индивидуального подхода, как механизма формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Черкашина В.В. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях // Поволжский педагогический поиск. 2014. № 4 (10). С. 143-146.

2. Матыко К.М. К вопросу о воспитании эмоциональной отзывчивости старших дошкольников // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2016. № 1. С. 135-140.

3. Безенкова Т.А. Воспитательная работа и социально-культурная деятельность в образовательной среде: электронное издание. Магнитогорск, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Петренко С.С. Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольника // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 298-301.

5. Джиоева Г.Х., Джиоева А.Р. К вопросу о формировании личности ребенка дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 228-231.

6. Галеева Е.В., Галкина И.А. Педагогическая технология формирования вербализации эмоциональных представлений у детей дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 18-19.

7. Чикова И.В. Проблема эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста и её практико-инструментальное решение // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 165-167.

8. Гузева М.В. Ценности и ценностные ориентации личности в структуре духовно-нравственного воспитания //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 40-43.

9. Зайцева О.Ю. Условия развития образа я детей старшего дошкольного возраста //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 152-156.

10. Шалдыбина Е.А. Проявления субъектности личности у старших дошкольников в игровой деятельности //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 377-381.

11. Большой психологический словарь /Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 632 с.

7

Andrienko Oksana Aleksandrovna SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION ...

pedagogical sciences

12. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Издательский центр «Академия», 1995.

13. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

14. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2007. 160 с.

15. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

16. Нгуен М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника //Ребенок в детском саду. 2008. №1.

17. Игра в эмоционально-нравственном и экологическом воспитании / Т.С. Лобанок [ и др.]; под общ. ред. И.А. Комаровой и О.А. Анищенко. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. Ч. 2. 58с.

С. 83-85.

8

Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 1(3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.