УДК 373.291 ББК 74.102
Незнаева Юлия Юрьевна
преподаватель K^eApa дошкольного и начального образования Тюменский государственный университет Neznaeva Iuliia Jurievna Lecturer
department of preschool and primary education Tyumen State University [email protected]
Формирование духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности (погружение в цвет) The development of spiritual and moral sphere of the senior preschool children
through immersion in color
Статья заключает в себе цель, описание и результаты, отражающие эффективность исследования разработанной нами методики по цветоощущению, способствующей формированию духовно-нравственной сферы, средствами изобразительной деятельности, и их оценки у детей старшего дошкольного возраста, а также описание и характеристику теста на определение индивидуального подхода к каждому дошкольнику.
The article includes the aim, the description and results which reflect the effectiveness of the method of color sense. This method promotes the formation of moral and spiritual sphere and its evaluations by children of senior preschool age. The description of the test for individual approach for every child of preschool age are offered.
Ключевые слова: духовно-нравственная сфера, духовность, изобразительная деятельность, цветоощущение, эмоции, компоненты духовно-нравственной сферы: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий.
Key words: spiritual and moral sphere, spirituality, art activity, color sense, emotion, aspects of spiritual and moral sphere: cognitive, emotional and axiological, behavioral.
Известно, что благоприятным периодом в развитии и формировании каких либо знаний, навыков, умений является дошкольный возраст. В этом возрасте происходит укрепление моральных установок, психологических свойств личности [7]. Уже в этом возрасте отражение внутреннего мира ребенка проявляется в средствах изобразительной деятельности, таких как: форма, линия, цвет, полагает Ф. Фребель [9, 259 е.]. В.В. Минина, также разделяя эту пози-
цию, пишет о том, что в рисунке ребенка отражается его внутренний мир [5, 10 с]. Кроме того, происходит формирование гармоничного отношения к окружающему миру, полагает Ю.П. Куприна, ребенок приобщается к искусству, познает себя, удовлетворяя при этом потребность человеческой души в прекрасном [4]. Внутренний мир представляет собой важную составляющую духовно-нравственной сферы, состоящую из мира эмоций и чувств, мировоззренческих установок, которые необходимо формировать уже в дошкольном возрасте.
Чтобы сформировать духовно-нравственную сферу у детей старшего дошкольного возраста, нами было определено три компонента (когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий), позволяющих решить данную цель. Первый компонент - когнитивный, в котором ребенок познает и получает знания о душе и духовности окружающего мира через беседы [2]; второй компонент - эмоционально-ценностный - задачами которого становится формирование положительных эмоций и чувств, поэтому именно в этот компонент нами была включена разработанная нами методика по цветоощущению; третий компонент -поведенческий, который решает задачу взаимоотношений ребенка с окружающим его миром (взрослыми, сверстниками, животными и растениями).
В нашем исследовании духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста была использована разработанная нами методика по формированию духовно-нравственной сферы с помощью цветоощущения во втором блоке эмоционально-ценностного компонента.
Цель методики заключается в формировании духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста путем погружения в цвет средствами изобразительной деятельности. Под средствами мы понимаем использование в рисунке, по данной методике, в первую очередь цвета и тональные сочетания для создания ребенком образа через цветовые оттенки.
Созданные цветовые образы на заданные темы являются «единицей», говорящей нам о сформированное™ духовно-нравственной сферы ребенка. При
анализе совокупности данных «единиц» мы можем говорить о состоянии духовно-нравственной сферы ребенка в целом.
Оборудование, используемое при реализации данной методики: акварель, кисти, бумага, цветные карандаши. Ребенок сам вправе выбирать себе понравившиеся материалы. В зависимости от вопроса диагностики в оборудование входит классическое музыкальное произведение, которое ребенку необходимо «окрасить» в цвет.
В целях определения эффективности выбранных нами методов работы по формированию духовно-нравственной сферы были разработаны критерии, уровни и оценки ее сформированное™ у старших дошкольников, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии оценки духовно-нравственной сферы у детей старшего дошколь-
ного возраста по цветоощущению
Критерии Уровни Показатели
Эмоционально-ценностный компонент:
Критерий : Формирование духовно-нравственной сферы с помощью цветоощущения низкий Ребенок не способен увидеть настроение цвета и передать эмоциональную окраску, дать обонятельную, вкусовую, слуховую характеристику цвету, а также не способен создать цветовой образ.
средний Не точно определяет настроение и эмоции, не может подобрать цвет к определенным условиям, часто обращается за помощью к педагогу, или выбор цвета на вопрос верный, но работа выполнена не аккуратно.
высокий Дает развернутую характеристику цвета, может изобразить цвет в эмоциональной окраске, передать его характер, направленность на определенные условия, способен передать их в рисунке, используя многообразие красок и оттенков.
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе перед нами стояла задача: выявить актуальность сформированное™ духовно-нравственной сферы у старших дошкольников. На контрольном этапе была осуществлена
проверка эффективности выбранной методики по формированию духовно-нравственной сферы. Работа проводилась по разработанной нами форме, которая состоит из 12 квадратов, каждый из них ребенку необходимо залить определенным цветом в зависимости от вопроса. Например, в первом квадрате ребенку необходимо изобразить цветом свое настроение, во втором - цвет дружбы, в третьем - цвет доброй души, в четвертом - цвет души мамы, следующие -квадраты цвет души папы, друга и т.п. Результат оценивается по трем уровням (высокий, средний, низкий). Если ребенок использует в качестве ответа яркие, чистые и красивые цвета, при этом выполняя задание аккуратно, ему ставится высокий балл. Выбирая темные, грязные оттенки, изображая цвет неаккуратно, выходя за края квадрата, рисуя несколько слоев и делая мазки в разные стороны - ставится низкий балл. Средний балл ставится старшему дошкольнику в том случае, если работа по выбранным цветам соответствует заданному вопросу, однако выполнена неаккуратно.
В методику по цветоощущению также входит тест с геометрическими фигурами, где дошкольник по желанию должен закрасить понравившуюся ему фигуру, или все фигуры, но выбрать одну из них. За основу мы взяли тест С. Деллингер, который помогает исследовать личность ребенка с помощью пяти геометрических фигур, одну из которых ему и предстоит выбрать [1, 24 е.], цвет, в нашем случае необходим, чтобы показать эмоциональное состояние ребенка. Фигуры представлены на рисунке 1 ниже.
О
Рис. 1. Геометрические фигуры (по С. Деллингер [1, 25 с.]) В рисунке представлен круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и зигзаг. Важным при выборе является как форма выбранная дошкольником, так и цвет, в который ребенок залил фигуру. Форма характеризуется следующим образом:
Круг - символ гармонии. Выбравшие эту фигуру дети любят людей и стараются им помогать. Обладают способностью к сочувствию и сопереживанию. Не стремятся к лидерству, но проявляют твердость в случаях, когда нарушаются мораль и справедливость.
Квадрат - это стабильность, правильность мыслей, поступков. Ребенок всегда доводит начатое дело до конца, он трудолюбив, усерден, терпелив. Однако может быть медлителен, любит аккуратность, силен в логике.
Прямоугольник - это переходная фигура, временная форма личности. Дети, выбравшие данную форму, с трудом принимают решения, часто имеют низкую самооценку, делают непредсказуемые поступки. Но, несмотря на это, они любознательны, проявляют интерес к новому, охотно берутся за новое дело, стремятся стать лучше, не боятся нового.
Треугольник - выбирают лидеры, их характеристика: уверенность в себе, стремление быть первым, быстрота в принятии решений, эгоцентричность и желание принимать решения не только за себя, но и за других.
Зигзаг, или линия - выбирают дети с творческим складом ума, мыслящие образами. Такие дети видят картину в целом, не замечая деталей, по-своему определяют красоту, имеют хорошую интуицию, любят разнообразие, остроумны, легки в общении. К недостаткам можно отнести непрактичность, наивность, экспрессивность, эксцентричность [11].
Цвет, выбранный дошкольниками в фигуре, мы рассматривали по цветовым типам поведения М. Люшера [3], он выделяет четыре типа:
Красный (желто-красный цвет) - цвет огня. Самоощущения ребенка при выборе данных цветов: оживленное, деятельное, воодушевленное. Вид поведения: активный.
Синий (темно-синий цвет) - цвет воды. Самоощущение: удовлетворение. Вид поведения: спокойный.
Зеленый (тесный сине-зеленый цвет) - цвет земли. Самоощущение: серьезность, строгость. Вид поведения: настойчивый.
Желтый (светло-желтый цвет) - цвет воздуха. Самоощущение веселости, радостности. Вид поведения: общительный, отзывчивый.
В совокупности значения формы и цвета дают достаточно реальную характеристику личности старшего дошкольника, что дает возможность подойти к формированию духовно-нравственной сферы каждого ребенка индивидуально, направляя деятельность дошкольника в большей степени либо на изобразительные навыки, либо на беседы и эксперименты в зависимости от мышления ребенка.
В эксперименте участвовало 52 ребенка старшего дошкольного возраста. 24 старших дошкольника - контрольная группа МАДОУ № 45 г. Тобольска и 28 детей старшего дошкольного возраста МАДОУ № 40 г. Тобольска.
На формирующем этапе, чтобы улучшить результаты констатирующего этапа в экспериментальной группе, в течение двух лет нами проводилась непосредственно образовательная деятельность по цветоощущению - 2 раза в неделю. Мы беседовали с детьми, увлекали ребят опытами с цветом. Если поначалу интересующихся было немного, то видя экспериментальную работу, количество заинтересовавшихся дошкольников увеличивалось, в итоге в работе принимала участие вся группа. Работа с детьми по цветоощущению проводилась в форме игры, что также оказало свое положительное воздействие на привлечение к данной деятельности.
В процессе работы было разработано 8 конспектов непосредственно образовательной деятельности, направленных на формирование в ребенке цветоощущения и чувственной сферы путем погружения в цветовые сочетания красок. Каждая из тем непосредственно образовательной деятельности посвящена одному цвету из спектра 7 цветов радуги [6]. Первое, непосредственно образовательная деятельность является вводным в курс методики, ее тема «Цветик-семицветик». В данной непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с семью цветами радуги, с ними проводится эксперимент по смешению всех цветов двумя способами (красками и с помощью «кручения» цветового волчка), анализируется
результат. Остальные семь непосредственно образовательных деятельностей, подразумевающих под собой накопление новых знаний, умений, навыков, направлены на углубленное изучение семи цветов радуги путем погружения в цвет. Погружение в цвет происходит с помощью использования в работе сенсорных ощущений ребенка, то есть изучение цвета происходит не только зрительно, но и через вкус, запах, тактильные ощущения, а также музыку, сказку. Такая непосредственно образовательная деятельность происходит в форме игры (например: дети превращаются в Фей синего цвета и путешествуют по синей стране и т.п.). Выбранный нами спектр цветов не случаен, по мнению многих композиторов, таких как А.Н. Скрябин, Ф.И. Юрьев данные цвета связаны с определенными нотами, которые впервые были зафиксированы А.Н. Скрябиным на световой клавиатуре «Luce», так каждая нота - это определенный цвет в спектре. Например: «До» -красный цвет, «Ре» - оранжевый и т.д. [10].
Сказочный сюжет в игре, используемый в непосредственно образовательной изобразительной деятельности, направлен на определение цветовых особенностей (светлоты, теплоты, яркости цвета) и выявления на основе этого детьми характера сказочного образа, через «прочувствование» сюжета произведения. О влиянии сказки для изобразительных навыков пишет А.Г. Сулейманян, говоря об успешности овладения действиями, основанными на воображении дошкольника, поиске им отличительных особенностей образа, изображаемого по сюжету сказки [8, 83 е.].
Данная методика предусматривает коллективную форму работы в первой части непосредственно образовательной деятельности, т.е. дети все вместе на вводном этапе заслушивают сказку о цвете, где ставится проблема, например, необходимо помочь королеве красной краски стать теплее. Дети познают цвет на вкус, запах, звук и т.п. в форме ведущей деятельности дошкольного возраста - игры. Путешествуют в страну красного цвета, заслушивают характерные цвету произведения, находят на ксилофоне характерные цвету ноты. И вторая часть работы, где каждый ребенок самостоятельно в изобразительной деятельности должен ре-
шить, как помочь красной краске стать теплее, что необходимо сделать.
Исследования показали, что состояние духовно-нравственной сферы у детей старшего дошкольного возраста находится на разных этапах сформированное™. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика уровня формирования духовно-нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста (%) в ходе использования методики
по цветоощущению.
Исследуемая группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень раз-
развития развития вития
Конст. Форм. Конст. Форм. Конст. Форм.
этап этап этап этап этап Этап
Эмоционально-ценностный компонент
Контрольная группа 4,2 % 16,7 % 62,5 % 54,2 % 33,3 % 29,1 %
(П = 24
дошк-в) 1 4 15 13 8 7
Экспериментальная 0 % 60,7% 46,4% 39,3% 53,6% 0 %
группа
(П = 28 0 17 13 11 15 0
дошк-в)
Полученные результаты исследования в целом говорят о том, что:
- в эмоционально-ценностном компоненте по разработанной нами методике цветоощущения на формирующем этапе в экспериментальной группе процент освоения методики повысился на 60,7%, а в контрольной группе всего на 12,5%. Нами было выявлено, что дети экспериментальной группы на формирующем этапе стали работать аккуратнее, они могут верно определять и смешивать цвета, разграничивают понятия «доброй» души, знают как ее изобразить в цвете. Дошкольники экспериментальной группы могут использовать все богатство цветовой палитры, верно характеризуя в работе с помощью цвета задания методики. Кроме того, они могут подобрать для определенной геометрической фигуры цвет и объяснить причину своего выбора. У испытуемых с высокой сформированностью духовно-нравственной сферы мы можем наблюдать использование ярких и чистых цветов, что свидетельствует об эмоциональной открытости, активности старшего дошкольника. Правильность в выборе цвета
определялась через цветовые сочетания, тональность, чистоту цвета. Например, на вопрос: «Какого цвета душа?» старшие дошкольники с высоким уровнем духовно-нравственной сферы выбирали светлые и чистые оттенки - голубой, розовый, бело-желтый (золотистый). К вопросу о том, какого цвета страх, придерживались темных, черно-коричневых оттенков. К цвету горького вкуса определяли фиолетовый и коричневый цвета.
В контрольной группе мы такого не наблюдаем. Дошкольники рисуют, в основном, так как и рисовали на констатирующем этапе. Однако, поскольку одним из ведущих деятельностей данного возрастного этапа является рисование, которым дошкольники занимаются с воспитателем, незначительные сдвиги все-таки произошли.
Таким образом, согласно данным таблицы 2, мы можем говорить о том, что разработанная методика положительно влияет на формирование духовно-нравственной сферы через изобразительную деятельность. Количество детей, не освоивших методику в экспериментальной группе, уменьшилось практически в два раза, а в контрольной группе произошли незначительные изменения. На основании этих данных мы можем рекомендовать данную методику для использования ее в системе МАДОУ.
Применение в исследовании теста геометрических фигур С. Деллингер с элементами цветоощущения обеспечило нам индивидуальный подход к каждому дошкольнику, который также необходим для положительного формирования духовно-нравственной сферы.
Библиографический список
1. Гарбер, Е.И., Козача, В.В. Психогеометрическое тестирование (Теоретический и практический аспекты) [Текст] / Е.И. Гарбер, В.В. Козача. - Саратов.: Научная книга, 1999. - 70 с.
2. Детский сад, или Духовные уроки для детей. С пояснительными стихами из Священного Писания. Книга для чтения детям. - М.: Школьная пресса, 2008. - 304 7с.
3. Драгунский, В.В. Полный цветопсихологический тест М. Люшера (руководство и набор цветовых таблиц) [Текст] / сост. В.В. Драгунский. - Мн.: Харвест, 1995. - 256 с.
4. Куприна, Ю.П. Изотерапия и проблема социально-культурной адаптации [Текст] / Ю.П. Куприна // Журнал: Социально-экономические явления и процессы. 2012. - №3. -С.183-189.
5. Минина, В.В. Проектный рисунок в Гештальте (в метафоре животного) [Текст] / В.В. Минина - СПб.: Речь, 2010. - 96 с.
6. Незнаева, Ю.Ю., Прокопенко, В.И. Формирование духовно-нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста средствами интеграции методов в изобразительной деятельности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014.
- № 1 (28). С. 121 - 127.
7. Сидорова, А.Н. Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста [Текст]: дис ... канд. пед. наук. / А.Н. Сидорова. - Челябинск, 2009. - 215 с.
8. Сулейманян, А.Г. Опыт экспериментального изучения развития произвольности изобразительной деятельности дошкольников в условиях игры-сказки [Текст] / А.Г. Сулейманян // Психологическая наука и образование. - 2003. - №3. - С. 80-93.
9. Фребель, Ф. Будем жить для своих детей / сост., предисловие Л.М. Волобуева. [Текст] / Ф. Фребель - М.: изд. дом «Карапуз», 2001. - 288 с.
10. Ванечкина, ПЛ. Кастель и А.Н. Скрябин: Эволюция светомузыкальных идей [Электронный ресурс]. URL: http://prometheus.kai.ru/cast-skr r.htm (дата обращения: 02.09.2014).
11. Оздоровительные практики. Геометрический тест. Выбери фигуру. [Электронный ресурс]. URL: http://pro-ozdorovlenie.ru/nashe-zdorove/geometricheskij-test-vyberi-figuru.html (дата обращения: 02.09.2014).
Bibliography
1. Garber, E. I., Kosaca, centuries Psychogenetically testing (Theoretical and practical aspects) [Text] / E. I. Garber, Century Century Kosaca. - Saratov.: Scientific book, 1999. - 70 C.
2. Kindergarten, or Spiritual lessons for children. With explanatory verses of Scripture. A reading book for children. - M.: University press, 2008. - 304 S.
3. Dragoon, centuries Full of tsvetopsikhologii test M. Luscher (manual and a set of color tables) [Text] / ed. Century Century Dragoon. - Mn.: Harvest, 1995. - 256 S.
4. Kuprin, Y. P. Isotherapy and the problem of socio-cultural adaptation [Text] / Y.P. Kuprin // Log: Socio-economic phenomena and processes. 2012. No. 3. - S. 183-189.
5. Minin, V. C. Design figure in Gestalt (in the metaphor of an animal) [Text] / C. C. Minin
- SPb.: Speech, 2010. - 96 S.
6. Neznaeva, Y. Y., Prokopenko, V. I. the Formation of spiritual and moral sphere of the child's preschool age by means of integration techniques in expressive activity // journal of Surgut state pedagogical University. 2014. - № 1 (28). S. 121 - 127.
7. Sidorova, A. N. The formation of the moral foundations of the personality of the child of preschool age [Text]: dis ... Kida. PED. Sciences. / A. N. Sidorova. - Chelyabinsk, 2009. - 215 S.
8. Soleimanian, A., the Experience of the pilot study for the development of arbitrariness fine activity of preschool children in play-tales [Text] / A. G. soleimanian // Psychological science and education. - 2003. No. 3. - S. 80-93.
9. Frebel, F.'ll live for their children / comp., Preface L. M. volobuyeva. [Text] / F. Rebel -M.: Izd. home "Toddler", 2001. - 288 S.
10. Vanechkina, I. L., Castel, A. N. Scriabin: the Evolution of musical ideas [Electronic resource]. URL: http://prometheus.kai.ru/cast-skr_r.htm (date of access: 02.09.2014).
11. Wellness practices. Geometric test. Select the shape. [Electronic resource]. URL: http://pro-ozdorovlenie.ru/nashe-zdorove/geometricheskij-test-vyberi-figuru.html (date of access: 02.09.2014).