DOI 10.23859/1994-0637-2017-2-77-24 УДК 373.24
© Першина Т.В., Арсенова М.А., Тимошина Е.И., 2017
Першина Татьяна Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) Е-шаП: [email protected] Арсенова Марина Алексеевна Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) Е-шаП: [email protected] Тимошина Елена Игоревна Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) Е-шаП: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Pershina Tatyana Valentinovna
PhD (Pedagogy), associate professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) Е-mail: [email protected]
Arsenovа Marina Alekseevna
PhD (Pedagogy), associate professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) Е-mail: [email protected]
Timoshina Elena Igorevna
PhD (Pedagogy), associate professor, Cherepovets state university (Cherepovets, Russia) Еmail: [email protected]
PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FAMILY IN MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL
CHILD
Аннотация. В статье раскрывается прикладной аспект нравственного воспитания детей дошкольного возраста - организация педагогической поддержки семьи в формировании основ нравственности у ребенка. Представлены результаты эмпирического исследования, подтверждающие необходимость оказания помощи семье в нравственном воспитании ребенка-дошкольника. С учетом основных положений концепции педагогической поддержки определены теоретико-технологические основы педагогической поддержки семьи как новой стратегии взаимодействия детского сада и семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Ключевые слова. Нравственное воспитание, педагогическая поддержка, педагогическая поддержка семьи в нравственном воспитании.
Abstract. The article describes the engineering aspect of moral education in preschool educational institution - the organization of pedagogical support of the family in the formation of the moral personality. It presents the results of empirical studies confirming the need to assist the family in the moral education of the preschool child. Taking into account the main ideas of the concept of pedagogical support, theoretical-technological bases of pedagogical support of the family as a new strategy of interaction between kindergarten and family in the moral education of preschool children are defined.
Key words. Moral education, pedagogical support, pedagogical support of the family in moral education.
Введение
В настоящее время российское общество остро переживает кризис нравственных идеалов и ценностей. Поэтому ключевой задачей государственной образовательной
политики признается нравственное воспитание (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025).
Основы нравственной личности закладываются в раннем и дошкольном возрасте. Определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет [2]. Для дошкольника это, прежде всего, семья и детский сад. В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) нравственное воспитание рассматривается как целостный процесс формирования и развития нравственной личности, структурными компонентами которого выступают нравственное просвещение, формирование нравственных представлений, развитие нравственных чувств, формирование навыков и привычек нравственного поведения [3].
Сложность процесса нравственного воспитания состоит в том, что целенаправленные воспитательные воздействия преломляются через призму имеющегося у ребенка первичного нравственного опыта, который формируется в семье. В условиях семьи нравственное воспитание характеризуется стихийностью, отсутствием организационной четкости, отрывочностью психолого-педагогических знаний родителей. Эти недостатки семейного воспитания в ряде семей обостряются деформацией традиционных нравственных ориентиров. Поэтому эффективность нравственного воспитания во многом зависит от согласованной позиции дошкольного учреждения и семьи, что в свою очередь актуализирует педагогическую поддержку как новую стратегию взаимодействия педагогов с родителями, основанную на признании последних равноправными субъектами образовательных отношений.
В данной статье представим авторское видение теоретико-технологических основ педагогической поддержки семьи в нравственном воспитании ребенка дошкольного возраста.
Основная часть
С целью обоснования необходимости педагогической поддержки семьи в нравственном воспитании ребенка-дошкольника обратимся к результатам эмпирического исследования, проведенного под нашим руководством на базе одного из дошкольных образовательных учреждений г.Череповца.
В исследовании приняли участие 90 человек, из них детей в возрасте от 5 до 7 лет - 43 человека, родителей - 43 человека, педагогов - 4 человека.
Эмпирическое исследование включало два этапа, содержанием которых явилось:
1 этап - диагностика нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста;
2 этап - диагностика педагогической компетентности родителей в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
На первом этапе диагностика носила комплексный характер и заключалась в изучении компонентов нравственной воспитанности:
- когнитивный (осознанность представлений о нравственных нормах, соответствие возрасту);
- поведенческий (нравственная направленность дошкольника во взаимодействии со сверстниками);
- эмоциональный (характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей).
Был использован комплекс диагностических методик: беседа «Изучение представлений детей о содержании нравственных понятий»; методика «Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах» (С.А. Козлова); методика «Сделаем вместе» (Р.Р. Калинина); опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина).
Обработка результатов диагностики предполагала дифференциацию уровней нравственной воспитанности (низкий, средний, высокий) в соответствии с критериальными характеристиками компонентов нравственной воспитанности.
Содержанием эмпирического исследования когнитивного компонента стало изучение представлений старших дошкольников о нравственных качествах человека [4]. По результатам диагностики сделан вывод о том, что обобщенные этические представления у детей старшего дошкольного возраста еще не сформированы. Дети на конкретных примерах иллюстрируют представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости и т.п. («Правдивый - тот, кто не берет чужих вещей, всегда говорит правду», «Справедливая воспитательница потому, что она ухаживает за всеми», «Добрый - тот, кто со всеми дружит, всем делится»).
Анализируя результаты изучения поведенческого компонента нравственной воспитанности, установили, что в группе респондентов доминирует средний уровень отрицательной направленности во взаимодействии дошкольников со сверстниками (57 %); низкий уровень отрицательной нравственной направленности выявлен у 39 % воспитанников; высокий уровень представлен в меньшей степени (4 %). В группе прослеживается довольно высокий процент по низкому уровню положительной нравственной направленности (52 %); у 17 % детей наблюдается средний уровень и у 31 % - высокий уровень положительной нравственной направленности во взаимодействии со сверстниками.
Анализируя результаты по эмоциональному компоненту нравственной воспитанности, выявили, что у старших дошкольников преобладает средний уровень эмпатии с доминированием смешанного типа ее проявления. На основе сравнительного анализа индивидуальных результатов по всем компонентам сделали вывод о том, что в исследуемых группах нравственная воспитанность детей находится преимущественно на среднем уровне. При этом наименее сформирован поведенческий компонент нравственной воспитанности.
Целью второго этапа эмпирического исследования было выявление уровня педагогической компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста. В качестве критериев сформированности компонентов педагогической компетентности родителей опирались на следующие параметры: осознание важности нравственного воспитания ребенка (ценностно-смысловой компонент); наличие знаний в области нравственного воспитания ребенка в семье (когнитивный компонент); умения в области организации нравственного воспитания ребенка в семье, владение методами семейного воспитания (поведенческий компонент). Обработка результатов производилась индивидуально по каждому компоненту с последующей дифференциацией уровней педагогической компетентности родителей (низкий, средний, высокий).
Исследование показало доминирование среднего уровня компетентности родителей в нравственном воспитании дошкольников. Родители понимают необходимость нравственного воспитания, осознают ответственность за воспитание нравственной личности; обладают определенными знаниями в области семейного воспитания, но знания отрывочные, недостаточно осмысленные; не всегда умеют применять свои знания в практике семейного воспитания, их воспитательные умения нуждаются в развитии. При этом потребность в педагогической поддержке у родителей проявляется ситуативно.
Эмпирическое исследование позволило выявить определенные расхождения между результатами диагностики нравственной воспитанности детей и результатами диагностики педагогической компетентности родителей. Так, родители считают себя
достаточно компетентными в вопросах нравственного воспитания ребенка, тогда как уровень нравственной воспитанности детей не является высоким. Следовательно, возникает необходимость формировать у родителей адекватные представления о нравственном воспитании дошкольников в семье, стимулировать родительскую рефлексию, осуществляя педагогическую поддержку семьи в нравственном воспитании ребенка.
Для определения готовности педагогического коллектива ДОУ осуществлять педагогическую поддержку семьи в нравственном воспитании дошкольников провели анкетирование воспитателей по самооценке профессиональной компетентности в организации взаимодействия с семьей. По результатам самооценки средний балл в группе респондентов составил 4,7 из 5 возможных, что следует расценивать как благоприятный фактор для организации в ДОУ целенаправленной педагогической поддержки семьи. В то же время воспитатели констатировали отсутствие в ДОУ системы педагогического образования родителей по вопросам нравственного воспитания ребенка и в этой связи отметили необходимость программно-методического обеспечения педагогической поддержки семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, эмпирическое исследование подтвердило актуальность проблемы педагогической поддержки семьи в нравственном воспитании ребенка-дошкольника.
Педагогическая поддержка как особая сфера педагогической деятельности возникла сравнительно недавно. Основные концептуальные положения педагогической поддержки разработаны в трудах О.С. Газмана и его последователей: Е.А. Александровой, В.П. Бердыхановой, Ф.И. Кевля, Н.Б. Крыловой, Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфина.
Важно отметить, что первоначально феномен «педагогическая поддержка» рассматривался как процесс создания условий для самореализации личности воспитанника [1]. Поэтому авторы концепции педагогической поддержки объектом внимания педагога считали личность воспитанника. Сегодня содержание педагогической поддержки расширяется. В качестве объекта и субъекта педагогической поддержки рассматривается не только воспитанник, но и семья, что особенно важно в работе с дошкольниками, для которых семья является основным воспитательным институтом. Об этом свидетельствует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в соответствии с которым обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи признается важной задачей дошкольного образования.
В контексте организации процесса нравственного воспитания в ДОУ суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь семье преодолеть препятствия и трудности в нравственном воспитании ребенка, ориентируясь на имеющиеся реальные и потенциальные воспитательные возможности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий родителей по формированию основ нравственности у ребенка.
Цель педагогической поддержки заключается в оказании индивидуально-дифференцированной помощи семье в нравственном воспитании ребенка дошкольного возраста.
Задачи педагогической поддержки следует рассмотреть в зависимости от их субъектной ориентации: задачи, ориентированные на ребенка; задачи, ориентированные на семью воспитанника.
В системе педагогической поддержки семьи работа с детьми определяется следующим комплексом задач, сформулированных с учетом содержательных компонентов нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте:
1. Изучение когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов нравственной воспитанности ребенка дошкольного возраста.
2. Формирование у детей нравственных представлений, нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения.
Работа с родителями в системе педагогической поддержки обусловлена комплексом задач, сформулированных с учетом компонентного состава педагогической поддержки семьи в воспитании ребенка:
1. Изучение педагогической компетентности родителей по критериям:
- осознание важности нравственного воспитания ребенка;
- наличие знаний в области нравственного воспитания ребенка в семье;
- владение методами семейного воспитания, умения в области организации нравственного воспитания ребенка в семье.
2. Организация педагогического образования родителей, включающего в себя:
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания дошкольника;
- стимулирование родительской рефлексии в вопросах нравственного воспитания ребенка;
- вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.
Опираясь на концепцию О.С. Газмана [1], считаем, что педагогическая поддержка семьи состоит из следующей последовательности этапов, в совокупности образующих алгоритм педагогической поддержки родителей в нравственном воспитании ребенка:
- диагностический (сбор диагностической информации о ребенке и его семье);
- поисковый (определение характера проблем в воспитании ребенка, путей и способов их устранения);
- договорный (определение содержания и объема педагогической помощи семьи с учетом принципов целесообразности, необходимости и достаточности; планирование совместно-разделенной деятельности педагогов и родителей);
- организационно-деятельностный (оказание помощи семье в воспитании ребенка в системе форм педагогического образования родителей с учетом принципов сотрудничества, субъектности, проблемности, адресности);
- рефлексивный (обсуждение с родителями успехов и неудач предыдущих этапов, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения в семейном воспитании).
По характеру проблем (затруднений) в нравственном воспитании детей и степени их осознания родителями педагогическая поддержка семьи может носить превентивный (профилактический) или оперативный (срочный) характер.
Превентивная педагогическая поддержка направлена на предотвращение или профилактику нежелательных (с педагогической точки зрения) проблем, которые могут негативно повлиять на воспитание ребенка в семье. Содержание превентивной педагогической поддержки, ориентированной на ребенка, составляет организованная образовательная деятельность в направлении нравственного просвещения, формирования нравственных представлений, чувств, навыков и привычек нравственного поведения.
В отношении родителей содержание превентивной педагогической поддержки составляет:
• установление преемственности и единства требований ДОУ и семьи в процессе нравственного воспитания детей;
• психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам нравственного воспитания ребенка в семье;
• консультирование родителей по проблемам нравственного воспитания;
• расширение опыта семейного воспитания, педагогических возможностей, интересов, запросов, личностных особенностей родителей как носителей нравственных ценностей и норм.
Таким образом, превентивная педагогическая поддержка направлена на преодоление потенциальных проблем и осуществляется в отношении всех детей (нравственное воспитание в ДОУ) и родителей воспитанников (педагогическое образование родителей в ДОУ). Преимущественно превентивная помощь осуществляется в формах группового взаимодействия.
Оперативная педагогическая поддержка востребована в ситуации явно выраженных проблем в реализации семьей воспитательной функции. Ее содержание и объем определяются глубиной проблемы и степенью ее осознания родителями. Этот вид педагогической поддержки должен быть педагогически целесообразно дозирован. Поэтому оперативная педагогическая поддержка семье осуществляется в логике индивидуального взаимодействия с ребенком и родителями. Ее конкретное содержание определяется в зависимости от характера проблем семейного воспитания, следствием которых, как правило, становятся нарушения в нравственной сфере ребенка.
Выводы
Таким образом, педагогическая поддержка семьи в нравственном воспитании ребенка дошкольного возраста обладает гибкостью и вариативностью. Она имеет единую концептуальную и технологическую основу, но предполагает тактическое многообразие способов реализации. Воспитатель проектирует и организует педагогическую поддержку семьи, изучая воспитательные возможности родителей как носителей нравственных ценностей и норм, учитывая характер затруднений в реализации семьей воспитательной функции, анализируя обстоятельства возникновения нарушений в нравственном развитии ребенка, а также те условия, которые способны обеспечить динамику воспитательной позиции родителей в формировании основ нравственности у ребенка, расширение опыта семейного воспитания в достижении значимых целей нравственного воспитания ребенка-дошкольника.
Литература
1. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. 6. М., 1996. С. 10-37.
2. Иванова Н.В. Детская субкультура как средство формирования ценностно-смысловой сферы ребенка-дошкольника // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. №4. С. 48-52.
3. Калинина Р.Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 193 с.
4. Паутова А.М., Першина Т.В. Изучение представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста // Наука и образование: новое время. 2016. № 2. С. 214-219.
References
1. Gazman O.S. Pedagogika svobody: put' v gumanisticheskuiu tsivilizatsiiu XX veka [Pedagogy of freedom: a path to the humanistic civilization of the XXI century]. Novyie tsennosti obrazovaniia. [New values of education. Vol. 6.]. Moscow, 1996, vol. 6, pp. 10-37.
2. Ivanova N.V. Detskaia subkultura kak sredstvo formirovaniia tsennostno-smyslovoy sfery re-benka-doshkolnika [Children's subculture as a means of formation of value-semantic sphere of pre-
school child]. Iaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Iaroslavl Pedagogical Herald], 2012, no. 4, pp. 48-52.
3. Kalinina R.R. Stanovleniie nravstvennosti v doshkolnom vozraste i sotsialnoie okruzheniie: dis. ... kand. psikhol. nauk [Stanovleniie nravstvennosti v vozraste doshkolnom i sotsialnoie okruzheniie: Dr. dis.]. St-Petersburg, 1998. 193 p.
4. Pautova A.M., Pershina T.V. Izucheniie predstavlenii o nravstvennykh kachestvakh u detei starshego doshkolnogo vozrasta [The study of the representations of moral qualities in children of senior preschool age]. Nauka i obrazovaniie: novoie vremia [Science and education in new times], 2016, no. 2, pp. 214-219.
Першина Т.В., Арсенова М.А., Тимошина Е.И. Педагогическая поддержка семьи в нравственном воспитании ребенка-дошкольника // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №2(77). С. 163-169.
For citation: Pershina T.V., Агеепоуа M.A., Timoshina E.I. Pedagogical support of the family in moral education of preschool child. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 2 (77), pp. 163-169.