Литература
1. Аверин А.Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации: учеб. пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2006.
2. Бутуева З.А. Анализ оказания медикосоциальной помощи пожилым людям в нестационарных учреждениях социального обслуживания (на примере городского центра социального обслужива-
ния г. Улан-Удэ) / З.А. Бутуева // Вестник БГУ. -Вып. 5. - 2009. - С. 282.
3. Хамаганова Н.Н. Публичный доклад об итогах деятельности Министерства социальной защиты Республики Бурятия за 2010 г. - Улан-Удэ: Экос, 2011. -21 с.
4. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. - М., 2007.
Ефимов Степан Гаврилович - кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории социальной работы Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Efimov Stepan Gavrilovich - candidate of sociological sciences, associate professor, head of the department of the theory of social work, Buryat State University. Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
УДК 37.013.42
© И.Б. Буртонова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье рассматривается воспитательный потенциал семьи и его влияние на социализацию ребенка дошкольного возраста. Анализируется социально-педагогическая деятельность дошкольного учреждения по формированию воспитательного потенциала семьи в целях повышения уровня социального развития ребенка.
Ключевые слова: социализация, воспитательный потенциал семьи, социально-педагогическая деятельность.
I.B. Burtonova
THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE FAMILY IN THE SYSTEM OF SOCIAL AND EDUCATIONAL WORK OF PRESCHOOL INSTITUTION
The article considers the educational potential of the family and its influence on socialization of preschool age children. The social and educational activities ofpreschool institution on the formation of educational potential of the family aimed at improvement of child’s social development are analyzed.
Key words: socialization, educational potential of the family, social and educational activities.
Семья как социальный институт прошла огромный путь развития, в течение которого сформировались основные функции, определяющие ее роль в современных условиях. В последние годы ситуация ухудшается в связи с влиянием на семью таких социальных явлений, как политическая нестабильность, экономический кризис, социальная поляризация в обществе. Эти и другие явления, констатируемые интенсивно развивающейся фамилистикой, имеют собственно педагогический аспект. Он отчетливо просматривается в снижении качества и содержания семейного воспитания при возрастающей потребности во взаимодействии с образовательным учреждением во благо развития ребенка.
Социально-педагогическим пространством укрепления такой связи как раз и выступает от-
крытый социум - своеобразный третий мир ребенка и его родителей [1, с. 4].
Семья является первичным институтом социализации и поэтому родители имеют больше возможности предотвратить стихийную, деформированную социализацию. Социализация не всегда бывает успешной. Более того, результат практически никогда не достигает идеала как на социальном, так и на личностном уровне. Всегда остается некоторый неиспользованный резерв возможностей. Кроме того, сам человек, представляя собой сложнейшее социальное, биологическое и психологическое образование, даже при позитивных внешних условиях может оказаться за чертой социально одобряемого поведения.
Основным способом усвоения ребенком социального опыта является его активное взаимо-
действие со своим ближайшим окружением, в которое он вступает в процессе общения, деятельности и благодаря которому, включаясь в разнообразные отношения, интериоризирует, переводит во внутренний план сознания, на ин-трапсихический уровень общекультурные ценности. Социальное развитие ребенка определяется единством социального и природного факторов.
В процессе социализации ребенок входит в систему общественных отношений и сам воспроизводит их по мере взросления. Социализация ребенка осуществляется на основе освоения им социальных ролей, идентификации с референтными ему общностями, а также в силу внушения, подражания, влияния авторитетов и популярности. Детский возраст является сенситивным для воздействия большинства перечисленных механизмов. При этом доминирующее влияние на ребенка оказывают окружающие его взрослые. Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое существенное влияние на особенности развития его общения со сверстниками. Взрослый является для ребенка образцом для подражания, эталоном, а в общении со сверстниками ребенок апробирует присвоенные в общении со взрослыми способы деятельности, нормы человеческих отношений, особые формы взаимодействия. Таким образом, родители как первые агенты социализации играют огромное значение в социальном развитии ребенка дошкольного возраста.
Ребенок получает первые нравственные навыки применения ценностно-смысловых ориентаций во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы регулирования поведения в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения, поучения родителей, их пример, весь уклад жизни в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки зла и добра, допустимого и порицаемого. Однако в силу того, что семьи бывают разные, в социально-педагогической практике используется понятие «воспитательный потенциал семьи» как комплекс факторов и условий, определяющих ее педагогические возможности [3, с. 135]. Сущность данного понятия раскрывается через содержание его основных компонентов.
Анализ научной литературы по данной проблеме позволил выделить следующие компоненты воспитательного потенциала семьи: внутрисемейные отношения, нравственная направленность семьи, педагогическая культура родителей.
Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Семейный микросоциум представляет собой определенную систему связей и взаимодействий между ее членами, возникающих в процессе удовлетворения разнообразных и многоплановых потребностей. Межличностное общение служит одним из социальнопсихологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью любого человека. Именно в процессе общения со взрослым ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре ребенок моделирует жизнь взрослых людей с ее правилами и нормами.
Общение в семье оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей и тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств.
Следующим компонентом воспитательного потенциала является нравственная направленность семьи, характеризующаяся уровнем соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения.
Педагогическая культура родителей как один из основных компонентов воспитательного потенциала проявляется в умении учитывать возрастные особенности детей (находить верный тон в отношениях с ними в зависимости от возраста), выявлять и объективно оценивать положительные и отрицательные черты ребенка, в стремлении к педагогическому самовоспитанию, в интересе к положительному опыту воспитания детей в других семьях и желании использовать данный опыт в практике, в достижении единых требований к детям.
Чтобы дополнить характеристику уникальности семейного воспитания, отметим, что семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учесть, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту, полу, а подчас и по профессии «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко
проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности.
Исходя из значимости семьи и семейного воспитания семья рассматривается как уникальное социальное создание человечества. Как социальная система семья имеет черты социального института и одновременно малой социальной группы. Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, ее характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.
Однако, семья не всегда успешно выполняет свои воспитательные функции. Многие проблемные семьи находятся вне детского дошкольного учреждения, а ведь именно дошкольное образовательное учреждение имеет возможность полноценно осуществлять подготовку родителей к руководству процессом социализации детей. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на социальном развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи.
Эффективность деятельности дошкольного учреждения возрастает, если в качестве инструмента влияния на личность и семью используются разнообразные направления социальной работы. Социальная работа как вид профессиональной деятельности направлена на гармонизацию взаимоотношений личности со средой (в семье, в образовательном учреждении, в группе сверстников и т.д.). Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями семейной ситуации.
По результатам дипломного исследования Т.В. Шангиной, проведенного в дошкольных образовательных учреждениях г. Улан-Удэ, были определены механизмы влияния воспитательного потенциала семьи на социализацию детей дошкольного возраста.
На первом этапе экспериментальной работы были выявлены: особенности семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям, а также уровень социализации детей старшего дошкольного возраста.
Сбор и анализ информации о семьях дошкольников, воспитанников дошкольного учреждения позволили составить социальный паспорт
подготовительных групп. Наряду со сбором и анализом информации был использован метод комплексной экспресс-диагностики особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЭДОР). Для определения стиля воспитания в семье использовался метод наблюдения при проведении рисуночного теста «Радужный мир». Уровень внутрисемейных отношений определялся при помощи опроса, в котором затрагивались следующие аспекты: последовательность в воспитании детей, принятие личностных качеств ребенка, понимание взрослыми своего ребенка и др. По результатам рисуночного теста была проведена дискуссия «Совместная деятельность: за и против» для определения уровня совместной деятельности родителей и детей. На основании анализа результатов диагностических методик были определены уровни взаимоотношений родителей и детей в семье:
- высокий уровень: поддержка автономности, вовлеченность родителей в жизнь ребенка, последовательность в воспитательном процессе, принятие личностных качеств ребенка, наличие сотрудничества между родителями и детьми, удовлетворенность отношениями ребенка с родителями;
- средний уровень: межличностная дистанция в общении, удовлетворительные взаимоотношения между ребенком и родителями. Непоследовательность в требованиях и ограничениях, эпизодическое сотрудничество, средняя степень и частота согласия между сторонами, преобладание авторитарного стиля воспитания;
- низкий уровень: негативные взаимоотношения, излишний или недостаточный контроль со стороны родителей, отсутствие сотрудничества, отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений, высокая частота и степень несогласия с детьми, низкая степень удовлетворенности отношениями между родителями и детьми.
Уровень социализации детей был проанализирован по трем параметрам:
- общение со сверстниками и взрослыми;
- уровень воспитанности;
- активность воспитанника.
В результате анализа проблемы социализации дошкольников были определены следующие уровни:
- высокий: ребенок легко общается со взрослыми и сверстниками, усвоены необходимые для данного возраста нормы поведения, формируется самооценка, ребенок активно участвует в общественной жизни группы;
- средний: ребенок идет на контакт, общается со сверстниками, выполняет требования взрослого, ориентируется в сложившейся ситуации, по просьбе выполняет поручения;
- низкий: ребенка нужно вызывать на общение, бывают нарушения норм и правил поведения, отсутствие инициативы.
Таблица 1
Результаты определения особенностей семей детей старшего дошкольного возраста
Критерии - уровни высокий средний низкий
ДОУ - 1 кол-во семей ДОУ -2 кол-во семей ДОУ - 1 кол-во семей ДОУ -2 кол-во семей ДОУ - 1 кол-во семей ДОУ -2 кол-во семей
Стиль воспитания 2 9 6 3 1 -
Уровень внутрисемейных отношений 2 5 10 3 2 -
Совместная деятельность взрослых и детей 1 3 1 3 1 -
Итого: 5 17 17 9 4 -
В процессе исследования уровня социализации детей были использованы те же методы, что и в работе с родителями: наблюдение, беседа, опрос. Для определения уровня общения со взрослыми и сверстниками использовалось наблюдение, которое проводилось в течение нескольких дней. Уровень воспитанности определили при помощи театрализованного занятия «Приходите в гости к Ежику». В ходе занятия для участников создавались проблемные ситуа-
ции, разрешая которые, дошкольники повторяли правила поведения, исправляли ошибки сказочных героев, демонстрировали знания этикета и т.д. Наконец, для определения уровня социальной активности был проведен опрос - «Что я умею», целью которого было выявление активности ребенка в группе, в дошкольном учреждении в целом и вне его. Результаты диагностики уровня социализации детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице.
Таблица 2
Результаты определения уровня социализации детей старшего дошкольного возраста
Критерии - уровни высокий средний низкий
ДОУ - 1 ДОУ -2 ДОУ - 1 ДОУ -2 ДОУ - 1 ДОУ -2
количество детей
Общение со сверстниками и взрослыми 2 10 4 5 1 -
Уровень воспитанности 1 4 10 2 2 -
Активность воспитанника 4 4 4 1 1 -
Итого 4 18 18 8 4 -
Учитывая собранные данные, результаты наблюдения, опроса, бесед, мы установили зависимость уровня социализации ребенка от особенностей семей (стиля семейного воспитания, уровня внутрисемейных отношений, совместной деятельности родителей и детей).
Анализируя полученные данные, мы можем сделать предположение о том, что отношение воспитательного потенциала семьи и уровня со-
циализации детей дошкольного возраста в данных семьях носит характер прямой зависимости. Если воспитательный потенциал семьи будет высок, то и социализация детей будет протекать более успешно, и наоборот, если воспитательный потенциал будет низким, то соответственно социализация детей будет протекать с осложнениями.
Диаграмма 1
Сравнительно-сопоставительная диаграмма соотношения особенностей семьи и уровня социализации ребенка в ДОУ-1
Диаграмма 2
Сравнительно-сопоставительная диаграмма соотношения особенностей семьи и уровня социализации ребенка в ДОУ-2
Согласно нашей гипотезе, социальнопедагогическая деятельность в дошкольном учреждении осуществляется с высокой эффективностью при условии учета особенностей каждой семьи. Изучение воспитательного потенциала семьи - необходимый компонент в организации социально-педагогической работы дошкольного учреждения с семьей. Развитие воспитательного потенциала семьи, повышение его уровня дают возможность педагогического влияния на процесс социального развития дошкольника, что в конечном счете является главной задачей дошкольного учреждения как института социализации.
Для изучения воспитательного потенциала семьи (ВПС) дошкольников была разработана специальная диагностическая методика. В ее основу положена содержательная характеристика компонентов воспитательного потенциала. Выделено семь параметров для анализа уровня развития ВПС и представлена трехмерная шкала оценок. В данной диагностике в основном применяется метод самооценки, т.е. родителям предоставляется возможность при помощи шкалы
самим оценить воспитательный потенциал собственной семьи.
Использование данной методики предполагает следующую работу с родителями:
- цикл бесед с родителями по проблемам воспитания ребенка в семье;
- ознакомление родителей с содержанием анкеты;
- заполнение анкеты;
составление диагностических карт.
Диагностические карты уровня воспитательного потенциала семьи были составлены на основе самооценки родителей, исследования особенностей семей воспитанников и наблюдения за взаимодействием и общением детей и родителей. В связи с ограничениями по объему материала в формате статьи мы представляем результаты, полученные в ДОУ-1, поскольку в данном дошкольном учреждении были выявлены семьи с низким уровнем внутрисемейных отношений, совместной деятельности взрослых и детей, а также были выявлены дети с низким уровнем социализации.
Таблица 3
Диагностическая методика для определения уровня развития воспитательного потенциала семьи
Компоненты ВПС Характеристика уровней развития компонентов ВП
низкий средний высокий
1 2 3 4
Понимание целей и задач воспитания в семье Отсутствие целей и задач семейного воспитания Цели и задачи семейного воспитания чаще ставятся не в соответствии с требованиями педагогической науки, а вытекают из представлений данной семьи Правильно понимаются цели и задачи воспитания в семье
Уровень педагогической культуры Низкий уровень психоло-го-педагогических знаний. Уклоняются от посещения занятий педагогического всеобуча, посещают только после неоднократных приглашений воспитателя Знания по педагогике и психологии имеют отрывочной характер. Занятия педагогического всеобуча посещают, но не придают должного значения полученным знаниям Имеют хорошую подготовку по вопросам педагогики и психологии. Активно занимаются самообразованием, повышают уровень имеющихся знаний
Умение применять на практике методы и средства воспитания Не целенаправленно используются педагогические средства и методы воспитания детей Не всегда умело применяют теоретические знания на практике. Педагогические методы чаще всего используют интуитивно Правильно и осознанно применяют соответствующие методы и приемы воспитания ребенка в семье
Наличие ответственности родителей в воспитании детей Недостаточно ответственное отношение к воспитанию детей. Нет системы требований к ребенку, отсутствует контроль за поведением, не прививаются положительные привычки Стараются ответственно относиться к воспитанию детей, однако в силу занятости, недостаточной педагогической грамотности или ряда других причин допускаются отдельные ошибки Осознают ответственность. Систематически занимаются воспитанием, осуществляют контроль за поведением ребенка, создают условия для успешного воспитания
Характер внутрисемейных отношений Внутрисемейные отношения носят дезорганизованный, конфликтный характер Видимых конфликтов о внутрисемейных отношениях не наблюдается, однако проявляются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи Полная согласованность внутрисемейных отношений.
Наличие примера и авторитета родителей Присутствует отрицательное влияние на формирование личности ребенка Существуют некоторые отклонения в нравственном примере родителей Родители являют собой пример для своих детей и пользуются у них авторитетом
Согласованность семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей Не поддерживается контакт с дошкольным учреждением или поддерживается только под нажимом специалистов ДОУ. Не используют советы воспитателя, либо сопротивляются требованиям специалистов. В воспитательной работе группы не участвуют Согласованность с дошкольным учреждением только в отдельных случаях. С доверием относятся к детскому саду, но сами активного участия в делах группы не принимают. Согласуют свои воспитательные воздействия с требованиями детского сада, прислушиваются к советам воспитателя, стараются реализовать их на практике. Отзывчивы, инициативны, активны в воспитании ребенка.
Таблица 4
Диагностическая карта воспитательного потенциала семей в ДОУ-1
Уровень развития компонента
Понимание целей и задач воспитания в семье Уровень педагогической культуры Умение применять на практике методы и средства воспитания Наличие ответственности родителей в воспитании детей Характер внутрисемейных отношений Наличие примера и авторитета родителей Согласованность семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей
1 2 3 4 5 6 7 8
S-1 Н Н Н Н Н Н Н
S-2 В С С С В В В
S-3 В С С С В В С
S-4 В С С С В С С
S-5 В С В С В С С
S-6 В В В С С В В
S-7 В С С В С В В
S-8 В С С В С С В
S-9 Н Н Н С Н Н Н
S-10 В С В С В С В
S-11 В С В С С В В
S-12 В В В В С В В
S-13 С В С В В С С
S-14 В С С С В В В
S-15 В С С В В В В
S-16 С Н Н С Н С Н
8-17 В С В В В В В
S-18 В В В В В С С
8-19 В С В С В С В
8-20 В С В В В В В
8-21 В С В В В В С
8-22 В С С С В С В
8-23 В С С С С С В
8-24 С В В В В В В
8-25 В В В В В В В
8-26 Н Н Н С Н Н С
Таким образом, в группе были выявлены четыре семьи с низким уровнем сформированно-сти воспитательного потенциала. На основании сбора информации, проведенного опроса, наблюдений, индивидуальных и групповых бесед мы пришли к выводу о необходимости исследования воспитательного потенциала как важнейшей составляющей социализации ребенка. Не-сформированность воспитательного потенциала снижает способность семьи как педагогической системы к самоорганизации, повышает ее чувствительность к негативным явлениям общества. Социально-педагогическая самоорганизация семьи - это деятельность по развитию способности системы семейного воспитания к непрерывному самообновлению посредством преодоления противоречий своего развития и, главное,
усилиями самих участников, членов семьи и ближайшего окружения [2]. В зависимости от состояния и уровня развития компонентов воспитательного потенциала выделяют различные в социально-педагогическом отношении типы семей, требующие поддержки со стороны специалистов образовательного учреждения. Содержание социально-педагогической работы должно реализовываться в создании гуманной педагогической среды вокруг ребенка, в оптимизации социально-педагогического взаимодействия родителей с детьми при участии и с помощью дошкольного учреждения и его специалистов.
С целью повышения воспитательного потенциала семьи была разработана программа, состоящая из трех блоков.
Таблица 5
Программа повышения воспитательного потенциала семьи
Психолого-педагогические консультации Педагогические поручения Педагогический потенциал
- Роль семьи в развитии личности ребенка; - Воспитательный потенциал семьи; - Как построить мир в семье; - Семейные роли и отношения в семье; - Семья как источник психологической травмы; - Семья с нарушенной структурой; - Личный пример родителей; - Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка. - История семьи; - Организация домашнего и учебного труда; - Семейное чтение; - Семейные хобби; - Семейные походы и экскурсии; - Семейный праздник; - Новая семейная традиция; - Режим дня ребенка в семье; - Наблюдение за ребенком в домашних условиях; - Семейный вечер. - Какие мы родители; - Опыт семейного воспитания; - Что беспокоит родителей; - Психологическая характеристика ребенка; - Микроклимат семьи; - Хорошо ли вы обращаетесь с вашим ребенком; - Как выразить свою любовь к ребенку; - Счастливые дети и родители; - Справедливы ли вы к своим детям
В ходе реализации программы были использованы различные виды работы с семьей:
- семейное и индивидуальное консультирование;
- педагогическое просвещение родителей;
- коррекция отношения родителей к ребенку.
В работе были использованы различные модели помощи семье:
Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае выступает ребенок. Проводится анализ ситуации, намечается программа мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, это открыто не рассматривается. Ориентировка в работе не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций родителям требуется вмешательство внешних сил.
Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи.
Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики - семья, а также дети с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.
Учебная модель исходит из наличных знаний и умений родителей по воспитанию детей. Данная модель носит профилактический характер. Она направлена на развитие психологопедагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активного включения в процесс социального воспитания ребенка.
Все предложенные модели были использованы в ходе опытно-экспериментальной работы. В заключительной части социально-
педагогической работы был организован праздник «День семьи», в программе которого работала ярмарка-продажа, состоялась выставка совместных поделок детей и взрослых, проводились конкурсы и соревнования, концертные номера с участием детей и взрослых.
Повторная диагностика проводилась с целью определения уровня воспитательного потенциала семей и уровня социализации детей старшего дошкольного возраста. Результаты контрольного среза отражены в таблицах 6 и 7.
Таблица 6
Результаты контрольного среза определения особенностей семьи детей старшего дошкольного возраста
Критерии - уровни высокий средний низкий
ДОУ - 1 ДОУ - 2 ДОУ - 1 ДОУ - 2 ДОУ - 1 ДОУ - 2
до после до после до после до после до после до после
количество семей
Стиль воспитания 2 3 9 9 6 5 3 2 1 1 - -
Уровень внутрисемейных отношений 2 3 5 5 10 10 3 3 2 - - -
Совместная деятельность взрослых и детей 1 2 3 3 1 1 3 3 1 1
Итого: 5 8 17 17 17 16 9 8 4 2 - -
На первом этапе экспериментальной работы воспитательный потенциал семьи распределился по уровням: высокий, средний, низкий. Данные, представленные в таблице 6, свидетельствует об изменениях, произошедших в семьях в результате социально-педагогической деятельности. Так, если до экспериментальной работы в группу с высоким уровнем стиля воспитания и внутрисе-
мейных отношений было отнесено 5 семей, то после - 8 семей; со средним уровнем было зарегистрировано 17 семей, после проведения мероприятий программы - 16 семей. В группе было зарегистрировано 4 семьи с низким уровнем состояния семьи, после проведенной работы количество семей уменьшилось в два раза и составило 2 семьи.
Таблица 7
Результаты контрольного среза определения уровня социализации детей старшего дошкольного возраста
Критерии - Уровни высокий средний низкий
ДОУ - 1 ДОУ -2 ДОУ - 1 ДОУ -2 ДОУ - 1 ДОУ -2
до после до после до после до после до после до после
количество детей
Общение со сверстниками и взрослыми 2 3 10 9 4 5 5 5 1 1
Уровень воспитанности 1 2 4 4 10 10 2 2 2 - - -
Активность воспитанника 4 2 4 4 4 4 1 1 1 1 - -
Итого 4 7 18 17 18 17 8 8 4 2 - -
После проведенных мероприятий профилактического характера был замечен рост уровня социализации детей дошкольного возраста в 1,75 раза. Количество детей, имеющих низкий уровень социализации, уменьшилось в два раза (табл. 7).
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что проделанная работа по повышению воспитательного потенциала семьи повлияла на социальное развитие ребенка, его самочувствие и состояние в группе дошкольного образовательного учреждения. В ходе работы акцент де-
лали не на индивидуальные особенности членов семьи, а на их взаимодействие и структурные особенности семейной организации. Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, в процессе проведенной социально-педагогической работы создали хорошую основу родительской компетентности.
Социально-педагогическая поддержка семьи заключается в восстановлении и развитии ее внутреннего потенциала на основе объединения
Д.Д. Бадараев. Социальное самочувствие сельского населения Республики Бурятия в послекризисный период (социологический анализ)
усилий самой семьи и дошкольного учреждения как института социализации. Социальнопедагогические проблемы имеют двойственную природу, что и обусловливает интеграцию педагогических и социальных ресурсов, объединение воспитательного потенциала социальных институтов социума.
Литература
1. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольного образовательного учреждения с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 160 с.
2. Коробкова В.В. Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи / http://persona7pernedu.ru
Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учебник для студентов высших пед. учебных заведений. - М.: Академический проект, 2001. - 416 с.
Буртонова Ирина Бабасановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Burtonova Irina Babasanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Buryat State University. Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
УДК 316.334.55 (571.54)
© Д.Д. Бадараев
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В ПОСЛЕКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
В статье рассмотрены социально-экономические аспекты социального самочувствия сельского населения Республики Бурятия в посткризисный период. На основе результатов социологического исследования и статистических данных проанализированы субъективные характеристики социального самочувствия сельского населения региона.
Ключевые слова: социальное самочувствие, экономический кризис, социальная напряженность, безработица, социальная стратификация.
D.D. Badaraev SOCIAL STATE OF HEALTH OF RURAL POPULATION OF REPUBLIC OF BURYATIA IN POSTCRISIS PERIOD (THE SOCIOLOGICAL ANALYSIS)
In the article the social and economic aspects of social state of health of rural population of Republic of Buryatia during the postcrisis period have been considered. The subjective characteristics of social state of health of rural population of the region have been analysed on the basis of the results of sociological research and statistical data.
Keywords: social state of health, economic crisis, social tension, unemployment, social stratification.
Одним из индикаторов последствий экономических потрясений в обществе является социальное самочувствие населения. Изучение общественного мнения через разные социологические методы, с привлечением статистических данных позволяет обрисовать объективную картину общественных реалий. Вопросы социального самочувствия отражают общий настрой населения, психоэмоциональный климат, выраженность социальной напряженности в регионе. Экономические потрясения оказывают негативное влияние на социальный статус социально незащищенных слоев населения, что влечет за собой ухудшение их финансового и материального положения, отражается на внутри- и меж-
личностных отношениях с соответствующими последствиями на общественном уровне: снижается уровень и качество жизни населения, увеличивается количество маргинальных слоев, возрастает уровень преступности и в целом уровень социальной напряженности. В такие периоды особая роль возлагается на субъекты социальной политики, призванные оказывать различные виды социальной помощи и поддержки разным дезадаптированным слоям общества.
С мая по июль 2011 г. было проведено социологическое исследование в рамках гранта Бурятского государственного университета «Мониторинг социального самочувствия населения муниципальных образований Республики