Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель реализации социально-педагогического процесса ДОУ и семьи (в аспекте гендерного воспитания)'

Структурно-функциональная модель реализации социально-педагогического процесса ДОУ и семьи (в аспекте гендерного воспитания) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PARTNER INTERACTION / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL INTERACTION / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА / ГЕНДЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ РОДИТЕЛЕЙ / GENDER STRATEGIES OF PARENTS / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / МОДЕЛЬ / MODEL / GENDER EDUCATION OF THE PRESCHOOL CHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Венкова Зоя Львовна

Данная статья посвящена смысловому обзору типов и видов взаимодействия детского сада и семьи. Контекст социальных перемен в российском обществе провозглашает необходимую реальность освоения семьей эффективных социально-педагогических механизмов и инструментов формирования новых ценностей и социальных норм поведения подрастающего поколения (в том числе и гендерных). В этих условиях приоритетную основу поддержки семьи приобретает социально-педагогическое конструктивное взаимодействие. Организация такого типа взаимодействия в открытом образовательном пространстве не только расширяет ресурсные возможности отечественного образования, но и, что более значимо, кардинально меняет отношение к пониманию роли семьи в нём. На основе рассмотренных подходов сконструирована и содержательно описана структурно-функциональная модель реализации технологии социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи по совершенствованию гендерных стратегий родителей в воспитании детей дошкольного возраста. Содержание статьи актуализировано проблемным полем, связанным с необходимостью поиска технологического контекста конструктивного взаимодействия и психолого-педагогических методов совершенствования гендерного воспитания в целом, и гендерных стратегий воспитания современной российской семьи в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Венкова Зоя Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF IMPLEMENTATION OF SOCIAL-PEDAGOGICAL PROCESS OF PRESCHOOL INSTITUTION AND FAMILY (IN ASPECT OF GENDER EDUCATION)

This article is devoted to a semantic review of the types of interaction between a kindergarten and a family. The context of social changes in Russian society proclaims the necessary reality of the family's development of effective social and pedagogical mechanisms and tools for the formation of new values and social norms of behavior of the younger generation (including gender). In these conditions, the priority basis for the support of the family is acquired by social and pedagogical constructive interaction. The organization of this type of interaction in the open educational space not only expands the resource opportunities of the national education, but, more importantly, fundamentally changes the attitude towards understanding the role of the family in it. The structural and functional model for implementing the technology of social and pedagogical interaction of preschool educational institutions and families on improving gender strategies of parents in the upbringing of preschool children is constructed and described in detail on the basis of the approaches considered. The content of the article is actualized by a problematic field connected with the need to search for the technological context of constructive interaction and psychological and pedagogical methods for improving gender education in general, and gender strategies for the upbringing of the modern Russian family in particular.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель реализации социально-педагогического процесса ДОУ и семьи (в аспекте гендерного воспитания)»

Венкова Зоя Львовна СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ...

УДК 372.32

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДОУ И СЕМЬИ (В АСПЕКТЕ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ)

© 2017

Венкова Зоя Львовна, аспирант

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (614081, Россия, Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: zoya_venkova@mail.ru)

Аннотация. Данная статья посвящена смысловому обзору типов и видов взаимодействия детского сада и семьи. Контекст социальных перемен в российском обществе провозглашает необходимую реальность освоения семьей эффективных социально-педагогических механизмов и инструментов формирования новых ценностей и социальных норм поведения подрастающего поколения (в том числе и гендерных). В этих условиях приоритетную основу поддержки семьи приобретает социально-педагогическое конструктивное взаимодействие. Организация такого типа взаимодействия в открытом образовательном пространстве не только расширяет ресурсные возможности отечественного образования, но и, что более значимо, кардинально меняет отношение к пониманию роли семьи в нём. На основе рассмотренных подходов сконструирована и содержательно описана структурно-функциональная модель реализации технологии социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи по совершенствованию гендерных стратегий родителей в воспитании детей дошкольного возраста. Содержание статьи актуализировано проблемным полем, связанным с необходимостью поиска технологического контекста конструктивного взаимодействия и психолого-педагогических методов совершенствования гендерного воспитания в целом, и гендерных стратегий воспитания современной российской семьи в частности.

Ключевые слова: партнерское взаимодействие, социально-педагогическое взаимодействие, гендерное воспитание дошкольника, гендерные стратегии родителей, семейное воспитание, модель.

STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF IMPLEMENTATION OF SOCIAL-PEDAGOGICAL PROCESS OF PRESCHOOL INSTITUTION AND FAMILY (IN ASPECT OF GENDER EDUCATION)

© 2017

Venkova Zoya Lvоvna, post-graduate student

Perm State Humanitarian and Pedagogical University (614081, Russia, Perm, Siberian street, 24, e-mail: zoya_venkova@mail.ru)

Abstract. This article is devoted to a semantic review of the types of interaction between a kindergarten and a family. The context of social changes in Russian society proclaims the necessary reality of the family's development of effective social and pedagogical mechanisms and tools for the formation of new values and social norms of behavior of the younger generation (including gender). In these conditions, the priority basis for the support of the family is acquired by social and pedagogical constructive interaction. The organization of this type of interaction in the open educational space not only expands the resource opportunities of the national education, but, more importantly, fundamentally changes the attitude towards understanding the role of the family in it. The structural and functional model for implementing the technology of social and pedagogical interaction of preschool educational institutions and families on improving gender strategies of parents in the upbringing of preschool children is constructed and described in detail on the basis of the approaches considered. The content of the article is actualized by a problematic field connected with the need to search for the technological context of constructive interaction and psychological and pedagogical methods for improving gender education in general, and gender strategies for the upbringing of the modern Russian family in particular.

Keywords: partner interaction, social and pedagogical interaction, gender education of the preschool child, gender strategies of parents, family education, model.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Становление и развитие партнёрского взаимодействия в системе образования инициировано сменой социальных парадигм - переходом от патернализма к партнёрству, предполагающим отказ государства от полноты власти и ответственности в пользу общества, семьи, личности [1, с. 121]. В связи, с чем становиться актуальным поиск механизмов комплексного (социального, психолого-педагогического и др.) взаимодействия общества, образования и семьи, предполагающего взаимозависимый и взаимопроникающий диалог, каждый участник которого несёт на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим образом.

Контекст социальных перемен в российском обществе провозглашает необходимую реальность освоения семьей эффективных социально-педагогических механизмов и инструментов формирования новых ценностей и социальных норм поведения подрастающего поколения (в том числе и гендерных). В этих условиях приоритетную основу поддержки семьи, по мнению Т.П.Грибоедовой, приобретает социально-педагогическое конструктивное взаимодействие. Организация такого типа взаимодействия в открытом образовательном пространстве не только расширяет ресурсные возможности отечественного образования, но и, что более значимо, кардинально меняет отношение к пониманию роли семьи в нём. В этих условиях семья объективно становится субъектом образовательного пространства,

расценивается в качестве равноправного партнёра. Именно эта позиция семьи в образовании является наиболее значимой, отвечающей требованиям времени [2, с. 119 - 120].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Анализ научной литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и образовательных учреждений различных уровней широко обсуждается психолого-педагогическим сообществом. В исследованиях педагогической направленности внимание уделялось различным аспектам взаимодействия ОУ и семьи: формированию педагогической культуры родителей (О. С. Нестерова, А. Т. Кокоева), развитию воспитательного потенциала семьи (Т.П.Грибоедова), семейной социализации и семейному воспитанию детей (И. В. Крупина, Г. С. Маломоркина, О.В. Попова и др.), семье как среде воспитания детей (М. М. Прокопьева, О. Е. Черствая), социальным аспектам взаимодействия с семьями (В. Н. Гуров, Л. С. Калагина, Г. В. Сабитова,), специфике и содержанию взаимодействия ДОУ и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, Т.Н. Доронова, Н.В. Иванова, А. А. Майер, Е.М. Марич и др.).

Взаимодействие (С.Ю. Головин [3], Е.А. Кудрявцева [4], В.Е. Кемеров [5], А.Г. Спиркин [6], и др.) рассматривается как процесс опосредованного или непосредственного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, сопровождаемый передачей материи, информации, движения

Венкова Зоя Львовна педагогические

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ... науки

и происходящий с определенной скоростью и в определенном пространстве и времени, результатом которого являются реальные жизненные преобразования (в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах).

В научных работах Е.В. Коротаевой трактовка «педагогическое взаимодействие» основывается на понимании его как особой связи объектов и субъектов образования, детерминированной конкретной образовательной ситуацией, основанной на различных видах единства (событийно-информативном, организационно-деятельностном, эмоционально-эмпатийном) [7, с. 117]. Результатом педагогического взаимодействия является количественные и/или качественные изменения образовательного процесса. «Взаимодействие в образовательном процессе» Коротаева Е.В. представляет как «систему взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей, где социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая обеспечивает механизм его осуществления, а педагогическая создает ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогического взаимодействия» [7, с. 32].

Изучение механизмов продуктивного и эффективного взаимодействия образовательного учреждения и семьи в социологических и педагогических исследованиях Е.С. Евдокимовой [8], О.П. Мачехиной [9], О.М. Потаповской [10], И.А. Хоменко [11] и др. позволило выделить сущностные характеристики, которыми таковое взаимодействие должно обладать:

- субъектам взаимодействия необходимо осознать и принять ценности и смыслы образовательного взаимодействия, ориентироваться на сферу пересечения индивидуализированных потребностей и актуальных возможностей, владеть информацией о воспитательных ресурсах друг друга;

- универсальной идеей взаимодействия должна стать актуализация и демонстрация позитивного воспитательного потенциала, имеющегося в семье и ОУ;

- взаимодействие должно быть обеспечено в контексте соблюдения базовых принципов: открытости, добровольности, согласованности и интеграции, взаимной ответственности, партнерства и равноправия, обеспечения паритета субъектной позиции всех участников образовательных отношений;

- содержание взаимодействия может осуществляться в разнообразных социально-образовательных сферах и обеспечивать различные виды совместной деятельности;

- взаимодействие должно быть управляемым и прогнозируемым, осуществляться через вариативные технологии, инновационные формы и методы, приоритетными среди которых являются диалоговые.

Социальный диалог стимулирует согласованность действий взрослых в вопросах образования детей. В диалоге воспитывающие взрослые получают реальную возможность высказывать свою и учитывать иную точку зрения, договариваться по принципиально важным позициям, со-размышлять и со-участвовать, предупреждать и сглаживать конфликты.

Успех взаимодействия между участниками образовательных отношений определяется их готовностью принять общие целевые позиции, найти согласованные и оптимальные пути достижения. Благоприятность психологического климата коммуникации и характер позиции субъектов взаимодействия во многом определяется их уровнем компетентности (педагогической или родительской) и социально-культурного опыта.

Социально-педагогическое взаимодействие сегодня становится самостоятельным феноменом открытого, полисубъектного образовательного пространства. При этом именно ориентации на партнерство и сотрудничество являются наиболее эффективными и продуктив-32

ными, так как только на этом уровне взаимоотношений между субъектами деятельности возникают такие черты как согласованность и добровольность участия в совместной деятельности, равнозначие и равноправие сторон [12]. Соблюдение этих позиций позволит выстроить образовательный диалог между учреждением и семьей в триаде «педагог-ребенок-родитель».

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В рамках исследования «Совершенствование гендерных стратегий родителей в условиях социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи» акцентируем внимание при организации данного типа взаимодействия на гендерный ракурс дошкольного воспитания. Одним из важнейших условий повышения эффективности гендер-ного воспитания детей среднего дошкольного возраста в нашей работе рассматривается наличие модели реализации социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи по совершенствованию гендерных стратегий родителей в воспитании детей среднего дошкольного возраста.

Основная идеологическая доминанта модели заключается в обеспечении системного характера процесса гендерного воспитания детей среднего дошкольного возраста с учетом социального заказа семьи и общества, основных направлений государственной образовательной политики, современных научных достижений в области социального воспитания в целом, и гендерного воспитания в частности.

Сконструированная модель социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи представляет собой взаимосвязь двух элементов педагогической деятельности - функционального и структурного. Структурная направленность раскрывает внутреннюю организацию данного процесса в совокупности компонентов совершенствования гендерных стратегий родителей (целевого, содержательного, операционально-деятельност-ного и контрольно-оценочного), которые находятся в комплексной взаимосвязи, обеспечивая целостность и эффективность решения образовательных задач по тендерному воспитанию. Функциональная направленность, представленная общностью следующих технологических звеньев: концептуально-ориентационного, процессуально-описательного, процессуально-деятель-ностного и аналитического, раскрывает операциональное назначение структурных компонентов в целостном педагогическом процессе.

Теоретико-методологической основой модели являются культурологический, системно-структурный и деятельностный подходы. Понятие «подход» мы рассматриваем как интегрированную совокупность концептуальных идей, позволяющих определить общую ориентацию всех субъектов педагогического взаимодействия в целевых, содержательных и технологических аспектах [13].

Реализация культурологического подхода в контексте исследования предполагает обязательный учет со-цио-культурных закономерностей развития человека (семейных, гендерных, национально-культурных) как целостности, позволяющей учесть специфику социального запроса родителей на содержание и формы социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах гендерного воспитания дошкольника.

Системно-структурный подход является методологической основой для изучения и проектирования ген-дерного воспитания как целостного, взаимозависимого и взаимодополняемого (с учетом позиций ДОУ и семьи) процесса в соответствии с педагогической системой взаимосвязанных целей, задач, содержаний, средств, методов, форм, условий и результатов взаимодействий воспитывающих взрослых и детей среднего дошкольного возраста. Обозначенный подход упорядочивает множество взаимосвязанных компонентов нашей модели (целевой, содержательный, операционно-деятельностный, АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

Венкова Зоя Львовна

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ...

контрольно-оценочный).

Результативность реализации технологии социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах гендерного воспитания дошкольника предопределяется реализацией деятельностного подхода, в соответствии с которым именно совместная деятельность воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) признается в качестве условия и средства становления и развития субъектности родителя.

Целевой компонент модели (рисунок 1) определяется в нашем исследовании в соответствии с общими теоретическими основаниями и связан с организацией социально-педагогического взаимодействия, обеспечивающего совершенствование гендерных стратегий родителей в воспитании детей среднего дошкольного возраста.

Содержательный компонент представлен авторской технологией социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи «Диалог» [14, с. 44 - 48]. Содержание данной технологии позволяет выстроить образовательное общение между учреждением и семьей в триаде «педагог—ребенок—родитель». Смысловая и содержательная наполняемость совместных действий в организации социально-педагогического взаимодействия организована поэтапно:

1 этап - знакомства и создания родительского коллектива. Основная идея данного этапа - установление доверительных отношений между родителями и педагогами.

2 этап - просветительства. Ключевое назначение данного этапа в открытии перед родителями неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке в контексте гендерного воспитания.

3 этап - коммуникации и гендерной социализации. Результатом реализации данного этапа - изменение и сближение детско-родительской дистанции общения с учетом личностных и социо-культурных и гендерных запросов участников совместной деятельности.

4 этап - индивидуализированного сотрудничества. В рамках данного этапа осуществляется совместное решение проблем гендерного развития и воспитания ребенка в семье и социуме.

5 этап - образовательного сотрудничества. Назначение этого этапа заключается в приобщении родителей к образовательной деятельности, вовлечение их непосредственно в образовательную деятельность ДОУ по гендерному воспитанию.

Операционнально-деятельностный компонент модели, в соответствии с содержанием технологических этапов, представлен уровнями, организационными формами, механизмами и условиями эффективного взаимодействия.

Уровни социально-педагогического взаимодействия с семьёй: внутрисемейный, межсемейный, семейно-пе-дагогический, социально-образовательный, сгруппированные в соответствии с типологией гендерных стратегий родителей в воспитании детей среднего дошкольного возраста.

Базовые формы взаимодействия, используемые в работе с семьёй: тренинги, консультации (тематические и индивидуальные), координирующие центры, детско-ро-дительские встречи, наглядные информационно-просветительские компании, родительские стажировки и т.д.

Механизмы реализации взаимодействия: конкурсные (реализация тематического конкурсного движения), социально-технологические (использование инновационных технологий: фасилитации, информационно-компьютерных, интерактивных и т.д.), организационно-структурные (системная деятельность родительских клубов, мастерских, стажировочных площадок и т.д.), реализуемые с учетом типов гендерных стратегий родителей в воспитании детей среднего дошкольного возраста.

Эффективность реализации социально-педагогиче-

ского взаимодействия в рамках технологии обеспечивается рядом психолого-педагогических и организацион-но-деятельностных условий:

- наличие ценностной основы актуализации субъектной позиции всех участников взаимодействия;

- активное вовлечение родителей в образовательный процесс, как на уровне индивидуального образования своего ребенка, так и на уровне общественного образования группы сверстников своего ребенка;

- интерактивное взаимодействие в триаде «родитель - ребенок - педагог», проявляющееся в совместном проектировании единых методов, форм и средств гендерно-го воспитания диалогического характера;

- создание эмоционально положительного фона, сопровождающего процесс общения и исключающее критику, агрессию, негативно-оценочные суждения субъектов совместной образовательной деятельности, что в свою очередь обеспечивает их свободную диалогическую самореализацию [15, 16].

Основания разработка: обеспечение системного характера процесса тендерного воспитания летен среднего лошколшого возраста с учетом с о шильного заказа семьи и общества основных направлений государственной образовательной полшвддс. современных научных достижений в области социального воспитания в целом, и тендерного воспитанна в частности.

Методологические основы

к\71ьт\тххтогичес1аш. сисгемно-стсУЕГчтзньшилеятельносгаый

ФГОСДО

Цель: совершенствования тендерных стратегий родителей в условиях педагогического взаимодействия ДОУ и семьи

Принципы: добровольность в участии, согласование и сопряжение интересов переговоров и компромисса: обоюдная ответственность и обязательность субъектами достигнутых соглашений и решений: обязательный выбор индивидуальной образовательной траектории: наличие органов организации и руководства педагогическим взаимодействием

И

Авторская технология сошильно-педагогнческого взаимодейстанд ДОУ и семьи "Содружество - 5 этапов организации социально-педагогического взшгчодейстыы

докрвхелькы

просветитель

Цель развитие

ротит^тьс кой гр мсотяостн в вопроси Г4НЗ«рНСГ0

г'нлгргсс

родлхльсиа

соаио-гультурвыт: в гензбршп: запросов учгстнаюв

Цель, выра&оты в решали

11п —Ес-енЕЗзе ролЕплев к

Е«Д0Ср43СГВ«НН0 С сор1к»ател1ную

ДОУ гекз«ркоэ€>_

=; £ I |

Уровни сопиально-педагопиеского взаимодействия

внутрисемейный I межсемеиныи

И

Портфолно. НН2ИВНЛ^1ЛЬНК 6

янф-орзигновные

совместны« Л1 а

Дегао рслптбльси:« встречи. секеяные

КОНЕЛ'рСЫ.

Пелагогичес вже госпшыг мастер-хлэссы. мастеринге с гул ни, ролнгельсше

мропрштаг

сопиатъно-ооразовательнын

Профессиональные

эксклрск? соиктяы« осриомгеаше шипи, врссмтатезьсше

Б новы» ф-рчы сошг а.тьн о-гте ла го пгг гасго винэсолеягган*

а

£ 5

Е- |

= Ч

Экозяэззльни оэени з^рослъзв : ревеню«

Генлерво-по знтивная стратегия (авторитетная)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(либеральная*

Гендерно-нейтратьная стратегия (индифферентная

Нон-сексвстская стрететая (авторитарная)

Результат; позитивное совершенствование тендерных стратегий родителей в условиях сопиалъно-д едагогического взаимодействия ДОУ и семьи

Рисунок 1 - Структурно-функциональная модель реализации технологии социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи по совершенствованию гендерных стратегий родителей в воспитании детей среднего дошкольного возраста.

Итоговый компонент структурно-функциональной модели связан с осуществлением контрольно-оценочных процедур, включающих в себя подбор, систематизацию и модификацию диагностического инструментария, позволяющего отслеживать результаты реализации технологического замысла - позитивное изменение направленности гендерных стратегий родителей и их влияние на уровень гендерной воспитанности детей среднего дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Грибоедова (Симакова), Т.П. Функциональная направленность российской семьи на образовательную

Венкова Зоя Львовна

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ .

деятельность: общественная и индивидуальная потребность // Преподаватель XXI века. 2008. №1. С. 163 - 172.

2. Грибоедова (Симакова), Т.П. Формирование субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства. Дис. док.пед.наук. 13.00.11. Томск. 2012. 488 с.

3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Харвест; Минск; 1998. 800 с.

4. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. Изд. 4-е, испр. — М: Академический Проект, 2001. - 314 с.

5. Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями // Пособие для педагогов и родителей»: Мозаика-Синтез; Москва. 2007. - 100 с.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М. ГАДАРИКИ. 2006. С. 531 - 538

7. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. Монография. Уральский государственный педагогический университет. М.: Academia, 2007. 256 с.

8. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

9. Мачехина О.П.Использование методов диагностики в педагогических исследованиях школьных конфликтов // Ред.международного научного журнала Мир науки, культуры, образования № 2. 2014. С.203-205.

10. Потаповская О.М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология № 28. 2013. С 27 - 49.

11. Хоменко И.А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Директор школы. 2007. - № 4. — С. 83-88.

12. Грибоедова (Симакова), Т.П. Партнёрство в образовании как особый вид социального взаимодействия // Народное образование. - 2009. - № 8. - С. 117-122.

13. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики Текст. / Под ред. H.H. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. М. : «Восток», 2003. - 274 с.

14. Технологические основы социально-педагогического партнерства ДОУ и семьи /Сборник материалов 15 международной НПК «Теоретические и методологические проблемы современного образования». М. Институт стратегических исследований. 2013. - С. 44 - 48.

15. Евдокимова, Е.С. Кудрявцева, Е.А., Павловская, Ю.Б., Тюрикова, А.Н. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С.Евдокимова, Е.А.Кудрявцева, Ю.Б.Павловская, А.Н.Тюрикова. Волгоград: «Центр Оперативной Полиграфии», 2003.143 с.

16. Клецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии / И.С. Клецина // Вопросы психологии. 2003. - №1. С. 61-79.

Статья поступила в редакцию 02.05.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.