Научная статья на тему 'Из опыта исследования гендерных особенностей нравственных представлений старших дошкольников'

Из опыта исследования гендерных особенностей нравственных представлений старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2207
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / MORAL REPRESENTATIONS / PRESCHOOL AGE / GENDER-SPECIFIC / MORAL NORMS / MORAL QUALITIES / MORAL BEHAVIOR / DEVELOPMENT OF MORAL REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Максутова Александра Алексеевна

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования гендерных особенностей нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. В структуре нравственных представлений детей выделяются представления о нравственных качествах, нравственных нормах, критериях нравственного поведения. Анализируются нравственные представления и реальное поведение детей разного пола. Предложена и апробирована программа развития нравственных представлений детей с учетом гендерных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of theoretical and empirical research of genderspecific moral representations of preschool age children. The structure of children's moral representations includes representations of moral qualities, moral norms, criterions of moral behavior. The author analyzes the moral representations and the actual behavior of children of different sexes. The gender-specific program of development of childrens moral representations is proposed and tested.

Текст научной работы на тему «Из опыта исследования гендерных особенностей нравственных представлений старших дошкольников»

УДК 159.922.75-053.4

ИЗ ОПЫТА ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Максутова Александра Алексеевна,

старший преподаватель кафедры педагогической и возрастной психологии

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия

blaze. al@mail. ru

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования гендерных особенностей нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. В структуре нравственных представлений детей выделяются представления о нравственных качествах, нравственных нормах, критериях нравственного поведения. Анализируются нравственные представления и реальное поведение детей разного пола. Предложена и апробирована программа развития нравственных представлений детей с учетом гендерных особенностей.

Ключевые слова: нравственные представления; дошкольный возраст; гендерные особенности; нравственные нормы; нравственные качества; нравственное поведение; развитие нравственных представлений.

THE EXPERIENCE OF RESEARCH OF GENDER-SPECIFIC MORAL REPRESENTATIONS OF PRESCHOOL AGE CHILDREN Alexandra Maksutova,

senior lecturer of the chair of pedagogical and developmental psychology

Irkutsk State University, Irkutsk, Russia blaze. al@mail. ru

The article presents the results of theoretical and empirical research of gender-specific moral representations of preschool age children. The structure of children's moral representations includes representations of moral qualities, moral norms, criterions of moral behavior. The author analyzes the moral representations and the actual behavior of children of different sexes. The gender-specific program of development of children’s moral representations is proposed and tested.

Keywords: moral representations; preschool age; gender-specific; moral norms; moral qualities; moral behavior; development of moral representations.

Дошкольное детство - это время зарождения личности, формирования основ самосознания, а также период обретения ребенком первых нравственных ориентаций. Именно в этом возрасте происходит интенсивное нравственное развитие, и под влиянием норм и требований общества закладывается его фундамент - нравственные представления, определяющие отношение детей к поступкам других и регулирующие их собственное поведение. Среди многообразия подходов к исследованию нравственных представлений стоит отметить гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует бесполый взгляд на психические явления, и в тоже время нет поляризации «мужского» и «женского». Тем более что на сегодняшний день в научно-психологической литературе недостаточно данных об особенностях нравственных представлений мальчиков и девочек дошкольного возраста. Это затрудняет разработку четких критериев оценки реального уровня их нравственного развития, а также снижает качество психологического сопровождения данного процесса. Все это и обуславливает важность выявления особенностей нравственных представлений у мальчиков и девочек дошкольного возраста, а также необходимость учета гендерного подхода в разработке развивающих программ.

Теоретический анализ научной разработанности темы показал, что исследование нравственных представлений у дошкольников велось в

нескольких направлениях. Так, Ж. Пиаже [1] и Л. Колберг [2] изучали развитие и формирование нравственных представлений в онтогенезе. Е.В. Субботский [3] занимался выявлением внешних и внутренних детерминант нравственного развития, а также проблемой «расхождения» нравственных представлений детей и их реального поведения. Исследования С.Г. Якобсон [4] обогатили теорию знаниями об особенностях отношений дошкольников к нравственным нормам и правилам, формирования нравственных оценок у детей, взаимосвязи нравственных представлений дошкольников с их чувствами и переживаниями. Большинство исследователей определили, что к концу дошкольного возраста нравственные представления включают представления о нравственных нормах и качествах, а также о критериях нравственной оценки поведения. Развитие нравственных представлений осуществляется по линии увеличения их числа, повышения адекватности, обобщенности, точности и полноты, дифференциации общего эмоционального отношения и смысловых характеристик нравственных норм. Так, уже в старшем дошкольном возрасте нравственные представления детей должны быть развиты, и выполнять эмоционально-оценочную и регулятивную функции в поведении.

Анализ литературы позволил нам определить само понятие «нравственные представления» как вторичные обобщенные психические образования о системе норм и правил поведения, опосредованные субъективным отношением и смыслом. Нравственные представления являются категорией нравственного сознания, входят в состав когнитивного компонента нравственной сферы личности.

Несмотря на то, что данная проблема освещена в научной литературе, в исследовании нравственных представлений дошкольников остается открытым вопрос о применении гендерного подхода, позволяющего учитывать такие составляющие, как гендерные стереотипы и гендерная социализация, что обеспечивает более успешное изучение и развитие нравственных представлений детей дошкольного возраста.

Исходя из вышеизложенного, была определена цель настоящего исследования - выявить гендерные особенности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и разработать на этой основе программу развития нравственных представлений для мальчиков и девочек.

Наше исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений городов Иркутска и Ангарска. Было обследовано 160 детей в возрасте шести-семи лет, среди которых 86 мальчиков и 74 девочки. В формирующем эксперименте участвовали 80 дошкольников, из них 40 детей составили экспериментальную группу, 40 - контрольную группу.

Исследовательская работа включала несколько этапов.

На первом этапе (констатирующий) выявлялись гендерные особенности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Проводился количественный и качественный анализ, систематизация, обобщение и интерпретация результатов исследования.

На втором этапе (формирующий) был разработан, организован и реализован формирующий эксперимент, в основу которого была положена программа развития нравственных представлений дошкольников с учетом гендерных особенностей.

На третьем этапе (констатирующий) качественно, количественно и статистически подтверждалась результативность и эффективность программы развития нравственных представлений у детей.

На констатирующих этапах исследования мы использовали следующие методы и методики:

Стандартизированная беседа с целью исследования представлений детей о таких нравственных качествах, как хороший, плохой, добрый, злой, справедливый, несправедливый, честный, лживый, щедрый, жадный, смелый и трусливый (Г.А. Урунтаева, Ю.А Афонькина) [5].

Методика «Незаконченные истории», которая направлена на изучение представлений детей о нравственных нормах трудолюбия, щедрости, доброты и честности (Г.А. Урунтаева, модификация Л.Ю. Соломиной) [6].

Методика «Цветовой тест отношений», предложенная Е.Ф. Бажиным, А.М. Эткиндом и модифицированная Р.Р. Калининой. Эта методика использовалась для выявления эмоционального отношения старших дошкольников к нравственным качествам [7].

Методика «Оцени поведение», которая позволила выявить представления детей о критериях нравственной оценки (Л.А. Венгер, модификация Е.В. Никифоровой) [8].

А также методики «Подели игрушки» и «Проигрышная лотерея», которые использовались для исследования реального нравственного поведения детей (С.Г.Якобсон) [9].

Анализ и интерпретация результатов исследования осуществлялись в трех направлениях: гендерный, общегрупповой и индивидуальный. Полученные данные обрабатывались с помощью качественного и количественного анализа, методов математической статистики угловое преобразование Фишера и коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования на первом констатирующем этапе позволили заключить, что уровень развития нравственных представлений у дошкольников, как у мальчиков, так и у девочек, не соответствует возрастной норме. Тем не менее, были вывялены гендерные особенности в содержании и уровне развития таких составляющих, как представления о нравственных качествах, представления о нравственных нормах, представления о критериях нравственных оценок. Также мы обнаружили различия реального поведения детей в ситуации нравственного выбора.

Были выявлены достоверные гендерные различия в уровне развития и содержании представлений старших дошкольников о нравственных качествах. В частности, у девочек лучше развиты представления о нравственных качествах

«хороший», «плохой» и «жадный», тогда как у мальчиков достоверно выше уровень развития представлений о качествах «честный» и «злой». Отмечено, что уровень развития представлений о нравственных качествах зависит от их модальности: представления о нравственно-отрицательных качествах у детей развиты лучше, чем представления о нравственно-положительных качествах. Среди девочек такая тенденция более очевидна, чем в выборке мальчиков. Содержание представлений о нравственных качествах у мальчиков опирается либо на знание действий, поступков, благодаря которым человек наделяется тем или иным качеством («Жадный тот, кто не дает попить»), либо на описание данного качества через другое («Смелый - он хороший»). В то время как содержание представлений девочек о нравственных качествах характеризуется абстрактностью, обобщенностью, опорой на проявления поведения («Щедрый -это тот, кто со всеми делится, ему не жалко»). Были выявлены различия в содержании представлений мальчиков о нравственно-положительных и нравственно-отрицательных качествах. Так, представления о нравственноположительных качествах характеризуются обобщенностью и дифференцированностью. В представлениях мальчиков нравственноотрицательные качества, в основном, слиты с отрицательными стереотипными образами людей, транслируемыми обществом, средствами массовой информации, родителями, воспитателями и значимыми взрослыми («Лживый -это наркоман, он детей обманывает»). Вместе с тем, представления девочек об отрицательных качествах характеризуются либо опорой на действия, соответствующие этим качествам, либо на оценку человека, как носителя данного качества («Трусливый - тот, кто всего боится»). Это лишний раз подтверждает более высокий уровень развития представлений о нравственных качествах у девочек. Возможно, такие особенности обусловлены разным подходом к нравственному воспитанию мальчиков и девочек. Зачастую оценка нравственного поведения мальчиков и девочек аргументируется взрослыми по-

разному: либо через конкретные действия, констатацию факта поступка, либо через эмоциональные переживания.

Исследование представлений детей о нравственных нормах, таких как «щедрость», «доброта», «честность» и «трудолюбие», также показало, что они лучше развиты у девочек, чем у мальчиков. Девочки способны сформулировать нравственную норму, и на ее основе правильно оценить поведение, хотя затрудняются мотивировать свою оценку. А мальчики могут только правильно оценить поведение, но свою оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что в процессе нравственного воспитания детей нормы декларируются, но не объясняются. Вот почему, большинство дошкольников знают важность данных норм, однако объяснить их значение, то есть ответить на вопрос, почему следует согласовывать поведение с этой нормой, затрудняются.

В целом дети старшего дошкольного возраста демонстрируют адекватное позитивное эмоциональное отношение к нравственно-положительным качествам. Гендерные различия выявлены у детей в отношении к нравственноотрицательным качествам. Так, у мальчиков отмечено неадекватное отношение к качеству «жадный», а у девочек - к качеству «злой».

Большинство старших дошкольников могут оценить поведение как соответствующее или несоответствующее нравственным нормам. Тем не менее, девочки достоверно чаще ориентируются в своих оценках на критерий содержания поступка, чем мальчики, т.е. представления о критериях нравственной оценки поведения у девочек развиты лучше.

Для того чтобы определить, регулируют ли нравственные представления реальное поведение детей, нами проводилась серия диагностических экспериментов, в которых дети помещались в ситуацию нравственного выбора. Было выявлено, что каждый четвертый мальчик и каждая вторая девочка совершали безнравственные поступки, руководствуясь в нравственном конфликте своими потребностями и интересами, и не учитывая интересов и

потребностей других детей. Данные различия в соблюдении нравственных норм являются достоверно значимыми и заслуживают особого внимания, так как свидетельствуют о том, что у девочек значительно чаще отмечается расхождение нравственных представлений и реального поведения, несмотря на то, что уровень развития нравственных представлений у них выше, чем у мальчиков. На наш взгляд, это может быть обусловлено разным социальным опытом девочек и мальчиков.

Таким образом, констатирующий этап нашего исследования показал, что нравственные представления девочек и мальчиков дошкольного возраста не соответствует норме возраста. Тем не менее, уровень развития нравственных представлений у девочек выше, чем у мальчиков. Однако именно у мальчиков нравственные представления проявляются в реальном поведении, тогда как у девочек наблюдается расхождение между вербальным и реальным нравственным поведением.

Полученные результаты определили необходимость целенаправленного развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом выявленных гендерных особенностей.

На формирующем этапе нашего исследования была разработана и апробирована психологическая программа развития нравственных представлений у старших дошкольников с учетом выявленных гендерных особенностей. Структура программы была представлена двумя смысловыми блоками. Информационно-образовательный блок выполнял задачу ознакомления психологов, родителей, воспитателей и других референтных взрослых с психологическими особенностями возрастного развития на этапе дошкольного детства, в частности, с особенностями нравственного развития дошкольников, формирования у них нравственных представлений. Также в данном блоке подчеркивалась значимость гендерного подхода к процессу развития нравственных представлений у детей. Коррекционно-развивающий блок состоял из упражнений и сюжетно-ролевых игр с нравственной тематикой,

направленных на формирование адекватных обобщенных представлений у мальчиков и девочек о нравственных качествах, нормах, критериях нравственной оценки и нравственном поведении.

Выявленные особенности нравственных представлений мальчиков и девочек определили необходимость выбора приоритетных направлений в развитии нравственных представлений. Так, в работе с мальчиками приоритетным являлось развитие адекватных нравственных представлений о положительных и отрицательных качествах, представлений о нравственных нормах, адекватного эмоционального отношения к нравственным качествам, а также формирование критериев нравственной оценки на основе содержания поступка. В работе с девочками первоочередное внимание обращалось на развитие регулятивной функции нравственных представлений, необходимой для формирования реального нравственного поведения.

По окончании формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика. Анализ результатов исследования нравственных представлений у детей экспериментальной группы показал положительную динамику в развитии представлений мальчиков и девочек о нравственных качествах, нравственных нормах и критериях нравственного поведения. Были выявлены позитивные изменения в характере эмоционального отношения старших дошкольников к нравственным представлениям, отличающихся адекватностью отношения к положительным и отрицательным нравственным качествам. У детей произошли значимые изменения в показателях соблюдения детьми нравственных норм в поведении. Так, у девочек дошкольного возраста нивелировалось «расхождение» между нравственными представлениями и реальным поведением. Следовательно, нравственные представления стали определять поведение детей. Все изменения явились статистически достоверными. У детей контрольной группы статистически значимых изменений по исследуемым параметрам выявлено не было.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что в условиях реализации гендерного подхода происходит развитие нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. У мальчиков и девочек повышается уровень развития представлений о нравственных качествах, обогащаются содержательные характеристики данных представлений. Наблюдаются позитивные изменения представлений о нравственных нормах, формируются критерии нравственной оценки поведения. Нравственные представления, как мальчиков, так и девочек опосредуют адекватное эмоциональное отношение детей, а также обуславливают развитие способности оценивать поведение по нравственным критериям. В итоге, высокий уровень развития нравственных представлений определяет нравственное поведение детей.

Разработанная в ходе исследования программа развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей доказала свою эффективность и может использоваться психологами-практиками. Апробированный в настоящем исследовании комплекс методик для выявления уровня развития и содержания нравственных представлений может быть использован для диагностических целей психологами дошкольных образовательных учреждений.

Проведенное исследование позволяет наметить некоторые перспективные направления работы в рамках поставленной проблемы. Так, предметом специальных исследований может стать изучение гендерных особенностей и динамики развития нравственных представлений в младшем и среднем дошкольном возрасте, взаимосвязи нравственных представлений и нравственного поведения детей, роль референтных взрослых в формировании нравственных представлений дошкольников.

Литература

1. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с.

2. Kohelberg L. The development of children’s orientations toward a moral order / L. Kohlberg. - USA: The University of Chicago, 1963. - 435 p.

3. Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника / Е.В. Субботский // Вопросы психологии. - 1983. - №4. - С. 29-37.

4. Якобсон С.Г. Анализ психологических механизмов регуляции этического поведения детей / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 1979. - № 1. - С. 38-48.

5. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. -2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 304 с.

6. Соломина Л.Ю. Развитие категориальной структуры нравственного сознания дошкольников: Дисс. канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.Ю. Соломина; Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 1995. - 190 с.

7. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения / Р.Р. Калинина. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Издательство «Речь», 2005. - 160 с.

8. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

9. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г. Якобсон. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

Рецензент:

Глазков Александр Владимирович, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии факультета психологии ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.