Научная статья на тему 'Особенности нравственных представлений мальчиков старшего дошкольного возраста'

Особенности нравственных представлений мальчиков старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
676
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / MORAL REPRESENTATIONS / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ / MORAL NORMS / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / MORAL QUALITIES / НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / MORAL BEHAVIOR / РАЗВИТИЕ / GENDER-SPECIFIC / DEVELOPMENT OF MORAL REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Максутова Александра Алексеевна

Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования гендерных особенностей нравственных представлений у мальчиков старшего дошкольного возраста. Анализируется влияние нравственных представлений на реальное поведение детей. Предложена программа развития нравственных представлений мальчиков с учетом выявленных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Максутова Александра Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Moral Representations of Preschool Age Girles

The article presents the results of theoretical and empirical research of gender-specific moral representations of preschool age children. The structure of children's moral representations includes representations of moral qualities, moral norms, motives, criterions of moral behavior. The author analyzes the influence of moral representations on the actual behavior of children of different sexes. The gender-specific program of development of children's moral representations is proposed and tested.

Текст научной работы на тему «Особенности нравственных представлений мальчиков старшего дошкольного возраста»



Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Серия «Психология»

2014. Т. 7. С. 37-42

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 159.922.77

Особенности нравственных представлений мальчиков старшего дошкольного возраста

А. А. Максутова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск E-mail: blaze.al@mail.ru

Аннотация. Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования тендерных особенностей нравственных представлений у мальчиков старшего дошкольного возраста. Анализируется влияние нравственных представлений на реальное поведение детей. Предложена программа развития нравственных представлений мальчиков с учетом выявленных особенностей.

Ключевые слова: нравственные представления; дошкольный возраст; нравственные нормы; нравственные качества; нравственное поведение; развитие.

Выбор темы исследования обусловлен тем, что в последние годы в российском обществе наблюдается снижение роли духовных ценностей и уровня нравственного развития. Как известно, нравственность общества зависит от нравственного развития каждого человека. Особенно интересен в этом отношении дошкольный возраст. Именно в этом возрасте происходит зарождение личности, формирование самосознания, идет процесс нравственного развития и под влиянием норм и требований социума закладывается его фундамент - нравственные представления. Дошкольное детство выступает также важным периодом не только для развития нравственных представлений, но и для гендерной социализации ребенка. Половая принадлежность во многом определяет поведение человека уже с самого раннего возраста, поэтому изучение гендерных различий приобретает все большую теоретическую и практическую актуальность. Тем не менее, на сегодняшний день в научно-психологической литературе недостаточно данных об особенностях нравственных представлений мальчиков и девочек дошкольного возраста. Это затрудняет разработку четких критериев оценки реального уровня их нравственного развития, а также снижает качество психологического сопровождения данного процесса. Все это и обуславливает важность выявления особенностей нравственных представлений у мальчиков и девочек дошкольного возраста, а также необходимость учета гендерного подхода в разработке развивающих программ.

Теоретический анализ научной разработанности темы показал, что исследование нравственных представлений у дошкольников велось в нескольких направлениях. Так, Ж. Пиаже [1] и Л. Колберг [4] изучали развитие и

формирование нравственных представлений в онтогенезе. Е. В. Субботский [2] занимался выявлением внешних и внутренних детерминант нравственного развития, а также проблемой «расхождения» нравственных представлений детей и их реального поведения. Исследования С. Г. Якобсон [3] обогатили теорию знаниями об особенностях отношений дошкольников к нравственным нормам и правилам, формирования нравственных оценок у детей, взаимосвязи нравственных представлений дошкольников с их чувствами и переживаниями. Большинство исследователей определили, что к концу дошкольного возраста нравственные представления включают представления о нравственных нормах и качествах, а также о критериях нравственной оценки поведения. Развитие нравственных представлений осуществляется по линии увеличения их числа, повышения адекватности, обобщенности, точности и полноты, дифференциации общего эмоционального отношения и смысловой характеристики нравственных норм. Так, уже в старшем дошкольном возрасте нравственные представления детей должны быть развиты, и выполнять эмоционально-оценочную и регулятивную функции в поведении.

Анализ литературы позволил нам определить само понятие «нравственные представления» как вторичные обобщенные психические образования, включающие систему норм и правил поведения, опосредованных субъективным отношением и смыслом. Нравственные представления являются категорией нравственного сознания, входят в состав когнитивного компонента нравственной сферы личности.

Несмотря на то, что данная проблема освещена в научной литературе, в исследовании нравственных представлений дошкольников остается открытым вопрос о применении гендерного подхода, позволяющего учитывать такие составляющие, как гендерные стереотипы и гендерная социализация, что обеспечивает более успешное изучение и развитие нравственных представлений детей дошкольного возраста.

Исходя из вышеизложенного, была определена цель настоящего исследования - выявить особенности нравственных представлений у мальчиков старшего дошкольного возраста и разработать на этой основе программу развития нравственных представлений.

Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений городов Иркутска и Ангарска и включало ряд этапов. На констатирующем этапе было обследовано 160 детей в возрасте шести-семи лет, среди которых 86 мальчиков и 74 девочки. На этапе формирующего эксперимента было задействовано 80 дошкольников, из них 40 детей составили экспериментальную группу, 40 - контрольную группу.

На констатирующем этапе исследования мы использовали следующие методы и методики: стандартизированная беседа с целью исследования представлений детей о нравственных качествах (Г. А. Урунтаева, Ю. А Афоньки-на); методика «Незаконченные истории», которая направлена на изучение представлений детей о нравственных нормах (Г. А. Урунтаева, модификация Л. Ю. Соломиной); методика «Оцени поведение», которая позволила выявить представления детей о критериях нравственной оценки (Л. А. Вен-

гер, модификация Е. В. Никифоровой). А также использованы методики «Подели игрушки» и «Проигрышная лотерея», которые использовались для исследования реального нравственного поведения детей (С. Г. Якобсон).

Анализ и интерпретация результатов исследования осуществлялись путем сравнения показателей, полученных в выборке мальчиков и девочек. Данные обрабатывались с помощью качественного и количественного анализа, методов математической статистики: угловое преобразование Фишера и коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования на первом констатирующем этапе позволили заключить, что уровень развития нравственных представлений у дошкольников, как у мальчиков, так и у девочек, не соответствует возрастной норме. Тем не менее были выявлены гендерные особенности в содержании и уровне развития таких составляющих, как представления о нравственных качествах, представления о нравственных нормах, представления о критериях нравственных оценок. Также мы обнаружили различия реального поведения детей в ситуации нравственного выбора.

Были выявлены достоверные гендерные различия в уровне развития и содержании представлений старших дошкольников о нравственных качествах. В частности, у мальчиков достоверно выше уровень развития представлений о качествах «честный» и «злой», тогда как у девочек лучше развиты представления о нравственных качествах «хороший», «плохой» и «жадный». Отмечено, что уровень развития представлений о нравственных качествах зависит от их модальности: представления о нравственно-отрицательных качествах у детей развиты лучше, чем представления о нравственно-положительных качествах. Среди девочек такая тенденция более очевидна, чем в выборке мальчиков. Содержание представлений о нравственных качествах у мальчиков опирается либо на знание действий, поступков, благодаря которым человек наделяется тем или иным качеством, либо на описание данного качества через другое. В то время как содержание представлений девочек о нравственных качествах характеризуется абстрактностью, обобщенностью, опорой на проявления поведения.

Исследование представлений детей о нравственных нормах, таких как «щедрость», «доброта», «честность» и «трудолюбие», также показало, что они лучше развиты у девочек. Девочки способны сформулировать нравственную норму, и на ее основе правильно оценить поведение, хотя затрудняются мотивировать свою оценку. А мальчики могут только правильно оценить поведение, но свою оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что в процессе нравственного воспитания детей нормы декларируются, но не объясняются. Большинство дошкольников знают важность данных норм, однако определить, почему следует согласовывать поведение с этой нормой, затрудняются.

Было выявлено, что дети могут оценить поведение как соответствующее или несоответствующее нравственным нормам. Тем не менее мальчики реже ориентируются в своих оценках на критерий содержания поступка,

чем девочки, т. е. представления о критериях нравственной оценки поведения у девочек развиты лучше.

Для того чтобы определить, регулируют ли нравственные представления реальное поведение детей, нами проводилась серия диагностических экспериментов, в которых дети помещались в ситуацию нравственного выбора. Было выявлено, что 51 % девочек и 25 % мальчиков нарушили нравственную норму в поведении, руководствуясь своими потребностями и интересами, не учитывая интересов и потребностей других детей. Данные различия в соблюдении нравственных норм являются достоверно значимыми и заслуживают особого внимания, так как свидетельствуют о том, что у мальчиков значительно реже отмечается «расхождение» нравственных представлений и реального поведения, несмотря на то, что уровень развития нравственных представлений у них ниже, чем у девочек.

Таким образом, констатирующий этап нашего исследования показал, что нравственные представления старших дошкольников не соответствуют норме. В гендерном срезе видно, что уровень развития нравственных представлений у девочек выше, чем у мальчиков. Однако именно у мальчиков нравственные представления проявляются в реальном поведении, тогда как у девочек наблюдается диссоциация между вербальным и реальным нравственным поведением.

Полученные результаты определили необходимость целенаправленного развития нравственных представлений детей с учетом выявленных особенностей.

На формирующем этапе нашего исследования была разработана и апробирована психологическая программа развития нравственных представлений у старших дошкольников. Программа предполагала две формы работы. Для расширения и обогащения представлений детей о нравственных нормах, качествах и критериях оценки поведения предлагались развивающие занятия. Они были организованы в форме тренинга и предполагали участие всех детей. Для развития регулятивной функции нравственных представлений и формирования нравственно-ориентированного поведения организовывались сюжетно-ролевые игры с нравственной тематикой. Программа реализовывалась в течение четырех месяцев. После завершения всей работы была проведена повторная психодиагностика в целях выявления эффективности и результативности развивающей программы.

Выявленные особенности нравственных представлений детей определили необходимость выбора приоритетных направлений в их развитии. А именно, в работе с мальчиками первоочередное внимание обращалось на развитие представлений о нравственно-положительных и нравственно-отрицательных качествах, о нравственных нормах, а также на формирование критериев нравственной оценки.

После формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика. Анализ результатов исследования нравственных представлений у детей экспериментальной группы показал положительную динамику в развитии представлений о нравственных качествах, нравственных нормах и

критериях нравственного поведения. Так, у мальчиков произошли позитивные изменения в содержании представлений детей о нравственных качествах. Они стали характеризоваться опорой на обобщенный образ действия. Уменьшилось количество детей, опирающихся в своих представлениях на конкретных людей или стереотипные образы. Особо следует отметить, что после эксперимента произошли изменения в критериях нравственной оценки поведения. Большинство мальчиков стали опираться на поведенческие критерии, т. е. оценивали поступок как нравственный или безнравственный по его содержанию. Стоит также отметить, что большинство детей, участвовавших в развивающей программе, стали руководствоваться нравственными представлениями и соблюдать нравственные нормы в реальном поведении. Все изменения явились статистически достоверными.

Результаты, полученные в формирующем эксперименте, подтвердили, что в условиях реализованной программы произошло значительное развитие нравственных представлений у мальчиков и они стали чаще выполнять регулирующую функцию в поведении. Программа содержательно обогатила нравственные представления детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время эта программа используется психологами и воспитателями дошкольных учреждений г. Иркутска.

Проведенное исследование позволяет наметить некоторые перспективные направления работы в рамках поставленной проблемы. Так, предметом специальных исследований может стать изучение гендерных особенностей и динамики развития нравственных представлений в младшем и среднем дошкольном возрасте, взаимосвязи нравственных представлений и нравственного поведения детей, роль референтных взрослых в формировании нравственных представлений дошкольников.

Литература

1. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М. : Просвещение, 1969. - 659 с.

2. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Вопр. психологии. - 1983. - № 4. - С. 29-37.

3. Якобсон С. Г. Анализ психологических механизмов регуляции этического поведения детей // Вопр. психологии. - 1979. - № 1. - С. 38-48.

4. Kohelberg L. The development of children's orientations toward a moral order / L. Kohlberg. - USA : The University of Chicago, 1963. - 435 p.

The Development of Moral Representations of Preschool Age Girles

A. A. Maksutova

Abstract. The article presents the results of theoretical and empirical research of gender-specific moral representations of preschool age children. The structure of children's moral representations includes representations of moral qualities, moral norms, motives, criteri-ons of moral behavior. The author analyzes the influence of moral representations on the

actual behavior of children of different sexes. The gender-specific program of development of children's moral representations is proposed and tested.

Keywords: moral representations; preschool age; gender-specific; moral norms; moral qualities; moral behavior; development of moral representations.

Максутова Александра Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 e-mail: blaze.al@mail.ru

Maksutova Aleksandra Alekseevna Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor Irkutsk State University 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003 e-mail: blaze.al@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.