Научная статья на тему 'Половозрастные особенности нравственных представлений у старших дошкольников'

Половозрастные особенности нравственных представлений у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
544
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / ГЕНДЕР / ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НА НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манжуло О.Ю.

В статье анализируются результаты эмпирического исследования особенностей развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерной принадлежности. Автором в логике сравнительного анализа приводятся данные о развитии осознания нравственных категорий, отношения к ним, а также отражении нравственных категорий и представлений в целом в поведении у мальчиков и девочек. Делается вывод о том, что девочки старшего дошкольного возраста демонстрируют более высокий уровень развития нравственных представлений, в сравнении с мальчиками, что проявляется в знании и понимании нравственных норм, умении ориентироваться на них в своем поведении и при оценке поступков других, высоко развитых социальных эмоциях, мотивировании моральных оценок и способности к нравственной саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Половозрастные особенности нравственных представлений у старших дошкольников»

УДК 373.2

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Манжуло О.Ю., 2018

Оренбургский государственный педагогический университет, студент Института педагогики и

психологии, Оренбург

Аннотация: в статье анализируются результаты эмпирического исследования особенностей развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерной принадлежности. Автором в логике сравнительного анализа приводятся данные о развитии осознания нравственных категорий, отношения к ним, а также отражении нравственных категорий и представлений в целом в поведении у мальчиков и девочек. Делается вывод о том, что девочки старшего дошкольного возраста демонстрируют более высокий уровень развития нравственных представлений, в сравнении с мальчиками, что проявляется в знании и понимании нравственных норм, умении ориентироваться на них в своем поведении и при оценке поступков других, высоко развитых социальных эмоциях, мотивировании моральных оценок и способности к нравственной саморегуляции.

Ключевые слова: нравственные представления, старший дошкольник, гендер, влияние гендерной принадлежности на нравственные представления, особенности нравственных представлений у мальчиков и девочек.

GENDER PECULIARITIES OF MORAL REPRESENTATIONS IN SENIOR PRESCHOOLS

Manzhulo O.Yu.,2018

Orenburg State Pedagogical University, student of the Institute of Pedagogy and Psychology, Orenburg

Annotation: the article analyzes the results of an empirical study of the features of the development of moral representations in children of older preschool age, taking into account gender identity. The author in the logic of comparative analysis provides data on the development of awareness of moral categories, attitudes toward them, as well as the reflection of moral categories and representations in general in behavior in boys and girls. It is concluded that girls of the senior preschool age demonstrate a higher level of development of moral representations, in comparison with boys, which manifests itself in the knowledge and understanding of moral norms, the ability to focus on them in their behavior and in assessing the actions of others, highly developed social emotions, motivating moral assessments and the ability to moral self-regulation.

Key words: moral representations, senior preschool child, gender, influence of gender identity on moral representations, features of moral representations in boys and girls.

В современных социологических, педагогических, психологических исследованиях все большее внимание уделяется вопросам нравственного развития подрастающего поколения. В российском обществе растущая актуальность вопросов нравственности обусловлена чередой политических, экономических и культурных изменений, произошедших в последние десятилетия. Особую проблему составляет поглощенность людей освоением рыночных отношений и достижением материальных благ, что приводит к регрессу гуманности, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности и более всего отражается на развитии нравственности у подрастающего поколения [11]. Наибольшее значение в аспекте развития нравственности отводится старшему дошкольному возрасту - периоду активного развития личности, формирования основ самосознания, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, а также обретения ребенком первых нравственных ориентаций (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.С. Мухина и др.). Именно в этом возрасте нравственное развитие ребенка происходит наиболее интенсивно: под действием норм и требований социума складываются базовые основы нравственного сознания -нравственные представления, являющиеся первым ориентиром в оценке поступков окружающих и регулирующие собственное поведение ребенка [1; 2]. По мнению А.В. Глазкова, А.А. Максутовой и

др., в современных исследованиях в ряду большого многообразия подходов к изучению нравственных представлений стоит выделить гендерный подход, в рамках которого отсутствует «бесполый» взгляд на психические явления, и в тоже время нет крайней поляризации (стереотипизации) «мужского» и «женского» [5; 6]. Так, представляется важным и получение сведений об особенностях нравственных представлений у мальчиков и девочек дошкольного возраста, что позволит разработать четкие критерии оценки реального уровня их нравственного развития, а также обеспечить качество психологического сопровождения данного процесса.

Под нравственными представлениями в нашем исследовании понимаются обобщенные образы, форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного отношения к себе, к другим людям и миру. Нравственные представления служат средством ориентации в мире и в сфере человеческих отношений. Развиваясь на протяжении всех периодов становления личности, нравственные представления постоянно дополняются, корректируются, содержательно изменяются и преобразуются под действием ряда факторов и собственного опыта личности. Проведенный нами теоретический анализ ряда исследований показал, что влияние гендерной принадлежности прослеживается в составе всех факторов развития нравственных представлений как трансляция стереотипных представлений о необходимости проявлений мужественности и женственности, нормах и принципах «мужского» и «женского» поведения и пр. [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7]. Следовательно, такое всеобъемлющее влияние гендера на становление нравственных представлений может находить отражение в содержании нравственных представлений у мальчиков и девочек уже в дошкольном возрасте.

С целью проверки предположения о существовании особенностей нравственных представлений у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста нами было организовано эмпирическое исследование. В исследовании принимали участие дети подготовительных групп в количестве 40 человек. Возраст испытуемых составил 5-6,5 лет (старший дошкольный возраст). В состав выборки были включены 20 девочек и 20 мальчиков, то есть две равночисленные группы, позволяющие проводить сравнение полученных данных.

Получение эмпирических данных осуществлялось с помощью нескольких взаимодополняющих методик: «Закончи историю», «Сюжетные картинки», а также методика наблюдения нравственного развития старших дошкольников Г.Л. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Обработка данных в ходе сравнительного анализа подтверждалась средствами математической статистики, а именно - расчетами непараметрического критерия различий и-Манна-Уитни для несвязанных выборок.

По методике «Закончи историю» оценивался уровень осознания детьми основных нравственных категорий. Средние баллы, полученные в группах мальчиков (11,2) и девочек (12,2), относятся к области среднего уровня развития осознания основных нравственных категорий. Такой уровень предполагает наличие знаний о существовании тех или иных нравственных норм, но недостаточное их осознание и неспособность мотивировать те или иные оценки действий других, объяснять свои ответы.

Сравнение уровневых показателей развития осознания основных нравственных категорий у мальчиков и девочек представим на гистограмме (рис. 1).

60%

50% 40% 30% 20% 10% 0%

50%

40%

35% 35%

25%

15%

□ Мальчики

□ Девочки

0% 0%

Высокий Средний

Ниже среднего

Низкий

Рис. 1. Уровни развития осознания основных нравственных категорий в группах мальчиков и

девочек старшего дошкольного возраста

На гистограмме (рис. 1) мы видим, что наиболее объемные подгруппы мальчиков и девочек представлены детьми с высоким уровнем развития осознания основных нравственных категорий. Для детей с такими результатами категории доброты, щедрости, трудолюбия и правдивости являются понятными, знакомыми и выступают в качестве нравственных ориентиров поведения. Дети могут объяснить данные понятия, мотивировать свои ответы. Второе место по количеству детей в обеих группах занимает средний уровень развития осознания основных нравственных категорий. Дошкольники с такими результатами также могут объяснить нравственные категории, но не всегда способны мотивировать свои оценки. Третье место по частоте встречаемости занимают мальчики и девочки с уровнем развития осознания основных нравственных категорий ниже среднего, который характеризуется умением детей оперировать преимущественно категориями «хорошо» и «плохо» без называния конкретной нравственной категории и мотивирования своих оценок.

При изучении эмоционального отношения старших дошкольников к основным нравственным категориям с использованием методики «Сюжетные картинки» нами было обнаружено, что средние баллы у мальчиков (2,1) и девочек (2,3) старшего дошкольного возраста указывают на то, что большинство детей верно раскладывали картинки, обосновывали свой выбор, однако эмоциональные реакции не были выражены и по отношению к некоторым картинкам: дети не называли нравственных норм, а просто объясняли, что «так правильно», «эту картинку я положу, где нарисованы плохие поступки».

Уровневые соотношения эмоционального отношения мальчиков и девочек к основным нравственным категориям представим на гистограмме (рис. 2).

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

50%

45%

30%

35%

15%

10%

Высокий Средний Ниже

среднего

10%

5%

Низкий

□ Мальчики

□ Девочки

Рис. 2. Уровни эмоционального отношения к основным нравственным категориям в группах мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Высокий уровень эмоционального отношения к основным нравственным категориям продемонстрировало 45% мальчиков и 50% девочек. Дети с такими результатами верно разложили все картинки и смогли объяснить свой выбор, указывая, например, что нужно делиться игрушками и конфетами, помогать окружающим и пр. Эмоциональные реакции детей выражены в основном отношением к поступкам как к «хорошим» или «плохим» (адекватны предлагаемым сюжетам), но выбор всегда мотивирован. Средний уровень эмоционального отношения к основным нравственным категориям также чаще встречается в группе девочек (35%), в сравнении с группой мальчиков (30%), а уровни ниже среднего и низкий - в группе мальчиков (15% и 10% соответственно), в сравнении с группой девочек (10% и 5% соответственно). При уровне эмоционального отношения к основным нравственным категориям ниже среднего старшие дошкольники раскладывали картинки верно, но при этом не могли объяснить, почему нужно именно так и редко давали объяснения вроде «хорошо» или «плохо». При низком уровне эмоционального отношения к основным нравственным категориям дети неверно раскладывали картинки, смешивая в одну стопку «хорошие» и «плохие» поступки, а эмоциональных реакций и объяснений выбора не следовало ни к одной картинке. Можно заметить, что уровень эмоционального отношения к основным нравственным категориям является более

высоким в группе девочек, в сравнении с группой мальчиков, что, возможно, связано с тем, что для девочек основные нравственные категории являются более понятными, осознаваемыми, чем для мальчиков (в соответствии с методикой «Закончи историю»).

Параллельно с проведением диагностики по рассмотренным методикам нами велись карты наблюдений за нравственным развитием детей. При обработке карт наблюдений мы подсчитывали процент наблюдаемых реакций и поступков, отражающих уровень сформированности нравственных представлений. Отрицательные реакции, таким образом, также представлялись в процентном соотношении к положительным. Обобщенные результаты наблюдения представим в таблице 1 .

Таблица 1. Результаты изучения нравственного поведения и нравственной регуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста___

Параметры Уровни Мальчики Девочки

Социальные эмоции Высокий 50% 70%

Средний 40% 30%

Низкий 10% 0%

Нравственное суждение, осознание нравственной нормы Высокий 45% 60%

Средний 35% 35%

Низкий 20% 5%

Нравственная саморегуляция Высокий 45% 55%

Средний 40% 35%

Низкий 15% 10%

Нравственное поведение (обобщенно) Высокий 45% 60%

Средний 40% 35%

Низкий 15% 5%

Из данных таблицы 1 ясно, что нравственное поведение как один из показателей развития нравственных представлений неодинаково сформировано у мальчиков и девочек. Так, девочки чаще показывают высокий уровень развития нравственного поведения (60%), что проявляется в тактичности, умении сопереживать, приходить на помощь, в отзывчивости и способности соотносить свои действия с усвоенными нравственными категориями и оценивать в соответствии с этими категориями действия других. У мальчиков, наряду с высоким уровнем (45%), часто отмечается средний уровень (40%) развития нравственного поведения, при котором, наряду с активным проявлением социальных эмоций и нравственной саморегуляции, ситуативно может проявляться непонимание нравственных категорий и их соотнесение с собственным поведением и поведением другого.

Обнаруженные нами в ходе анализа различия в показателях развития нравственных представлений у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста проверялись нами на достоверность с помощью расчетов непараметрического и-критерия Манна-Уитни для несвязных выборок (табл. 2).

Таблица 2. Различия в показателях развития нравственных представлений у мальчиков и девочек

Изучаемые показатели нравственных представлений Иэмп Уровень достоверности

Уровень осознания основных нравственных категорий 49 0,05

Уровень развития эмоционального отношения к основным нравственным категориям 37,5 Незначимо

Уровень развития социальных эмоций 44,5 0,01

Уровень развития нравственных суждений, осознания нравственной нормы в контексте собственного поведения и поведения другого 67 0,05

Уровень развития нравственной саморегуляции поведения 53 Незначимо

Уровень развития нравственного поведения (обобщенно) 34,5 0,05

*При ni=20, П2=20 Икр=138 для р<0,05, Икр=114 для р<0,01

Из таблицы 2 ясно, что результаты математико-статистической подтверждают обнаруженные в ходе анализа данных различия на уровне статистически значимой тенденции по таким параметрам развития нравственных представлений как уровень осознания основных нравственных категорий, уровень развития нравственных суждений, осознания нравственной нормы в контексте собственного поведения и поведения другого, а также уровень развития нравственного поведения (с достоверностью 0,05 по U-Манна-Уитни). Данные различия указывают на то, что в группе девочек перечисленные параметры статистически достоверно развиты на более высоком уровне. Также выявлено, что уровень развития социальных эмоций достоверно выше в группе девочек, в сравнении с группой мальчиков (с достоверностью 0,01 по U-Манна-Уитни).

Таким образом, половозрастные особенности нравственных представлений у старших дошкольников заключаются в том, что девочки старшего дошкольного возраста демонстрируют более высокий уровень развития нравственных представлений, в сравнении с мальчиками. Они показывают знание и понимание нравственных норм, ориентируются на них в своем поведении, верно оценивают поступки других исходя из нравственных представлений, демонстрируют высоко развитые социальные эмоции, а также умеют мотивировать моральные оценки и обладают способностью к нравственной саморегуляции. При этом мальчики старшего дошкольного возраста знают и понимают нравственные нормы, нередко ориентируются на них в своем поведении, верно оценивают поступки окружающих исходя из нравственных представлений, но не всегда способны назвать ту или иную нравственную норму применительно к конкретной ситуации, мотивировать свои моральные оценки. Социальные эмоции мальчиков оказываются недостаточно развитыми, а нравственная саморегуляция неустойчива и ситуативна, что нередко проявляется в капризах, непонимании требований взрослых, конфликтах со сверстниками. Также нами было отмечено, что мальчики старшего дошкольного возраста, в сравнении с девочками, чаще показывают несформированность нравственных представлений, что может объясняться темпами развития детей разного пола, а также рядом существующих в обществе устойчивых гендерных стереотипов.

Список литературы

1. Возрастная и педагогическая психология / О.В. Кузьменкова, М.М. Елфимова, О.П. Цариценцева учебно-методический комплекс: в 2 частях /под ред. О.В.Кузьменковой. Ч. 2. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - 288 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / О.В. Кузьменкова, М.М. Елфимова, М.Н. Олекс и др.; под ред. О.В. Кузьменковой. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - 288 с.

3. Воловикова, М.И. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете: автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 19.00.05 / М.И. Воловикова. - Москва: ИП РАН, 2005. - 23 с.

4. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М.: Академия, 2015. - 336 с.

5. Максутова, А.А. Из опыта исследования гендерных особенностей нравственных представлений старших дошкольников / А.А. Максутова // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №3. - С. 17-28.

6. Максутова, А.А. Особенности нравственных представлений мальчиков старшего дошкольного возраста / А.А. Максутова // Известия Иркутского государственного университета. -2014. - Т. 7. - С. 37-42.

7. Шибирина, Т.С. Нравственные проблемы современного общества России / Т.С. Шибирина // Научный альманах. Серия: Социологические науки. - 2014. - №2 (2). - С. 284-287.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.