ic experience). Izv. Saratov Univ. (N.S.). Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2015, vol. 15, no. 1, pp. 104-110 (in Russian).
20.0dintsova M. A., Semenova E. M. Preodolevayushchie strategiipovedeniya belorusov i rossiyan (Coping behavior strategies by Belarusians and Russians). Kul 'turno-istorich-eskaya psikhologiya (Cultural-Historical Psychology), 2011, no. 3, pp. 82-89 (in Russian).
21.Shevtsova I. A. Koping-povedenie pozhilykh lyudey v slozhnykh zhiznennykh situatsiyakh (Elderly persons' coping-behavior in difficult life situations). Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoy nauki (Theoretical aid applied aspects of modern science), 2015, no. 7-10, pp. 186-188 (in Russian).
22.Ahn J., Kim B. J. The relationships between functional limitation, depression, suicidal ideation, and coping in older korean immigrants. Journal of immigrant and minority health, 2015, vol. 17 (6), pp.1643-1653 (in English).
23.Vasserman L. I., Isaeva E. R., Novozhilova M. Yu., Shchelkova O. Yu. Psikhologicheskie mekhanizmy sov-ladaniya so stressom professional'noy deyatel'nosti (na modeli lits «opasnykh» professiy) (Psychological mechanisms of stress-coping of professional activity {in terms of persons with "dangerous" professions}). Vestn. Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 12. Psikhologiya. Sotsi-ologiya. Pedagogika (Vestnik of St.-Petersburg University. Ser. 12. Psychology. Sociology. Education), 2008, no. 4, pp. 364-372 (in Russian).
24.Lipshits-Braziler Y., Gati I., Tatar M. Strategies for coping with career indecision: Concurrent and predictive validity. Journal of vocation behavior, 2015, vol. 91, pp. 170-179 (in English).
25. Bullock-Yowell E., Reed C. A., Mohn R. S., Galles J., Peterson G. P., Reardon R. C. Neuroticism, negative thinking,
and coping with respect to career decision state. Career development quarterly, 2015, vol. 63 (4), p. 333-347 (in English).
26. Kapustina A. N. Mnogofaktornaya lichnostnaya metodika R. Kettella (Multifactor personal technique of R. Cat-tell). St.-Peterburg, 2004, 70 p. (in Russian).
27.Senin I. G. Razrabotka modifitsirovannogo varianta «Oprosnika terminal'nykh tsennostey» (Working out of modify variant of "Terminal values checklist"). Psikhologiya i praktika. Ezhegodn. ros. psikhol. o-va (Psychology and Practice. Annual of Russian Psychological Society). Vol. 4, iss. 1. Yaroslavl, 1998, pp. 287-288 (in Russian).
28.Nikitenko P. D. Sootnoshenie predstavleniy o mire i samoaktualizatsii lichnosti v protsesse professional'noy sotsializatsii kursantov voennogo vuza VV MVD Rossii (Correlation between presentations of world and personality's self-actualization in process of cadets' professional socialization in military school of internal troops of Internal Ministry of Russia). Izv. Saratov Univ. (N.S.). Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2008, vol. 8, iss. 2, pp. 93-96 (in Russian).
29. Shadrin A. A. Vzaimosvyaz'sotsial'noy frustrirovannosti i sub»ektivnogo blagopoluchiya lichnosti kursantov (Interrelation of cadets' social frustration and subjective well-being). Vestn. Samar. gos. un-ta (Vestnik of Samara State University), 2014, no. 9 (120), pp. 237-244 (in Russian).
30.Kryukova T. L. Psikhologiya sovladayushchego povedeniya: sovremennoe sostoyanie, problemy i perspek-tivy (Psychology of coping behavior: modern station, problems and perspectives). Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. Seriya Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika (Vestnik of Nekrasov Kostroma Stae University. Ser. Pedagogy. Psychology. Social work. Sociokinetics), 2008, vol. 14, no. 4, pp. 147-153 (in Russian).
УДК 159.9.072.432
нравственное самоопределение молодежи разных специальностей
А. Е. Воробьева
Воробьева Анастасия Евгеньевна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт психологии РАН, Россия, Москва E-mail: [email protected]
Проанализирована роль нравственных качеств личности в профессиональной деятельности. Выполнено сравнительное исследование нравственного самоопределения будущих специалистов по рекламе, психологии, экономике, менеджменту (студенты старших курсов, 145 чел.) с использованием методики «Нравственное самоопределение личности» (А. Е. Воробьевой, А. Б. Купрейченко) и авторского методического приема для оценки психологических показателей эффективности рекламы. Наиболее позитивная нравственная позиция существует у психологов, а наиболее негативная - у экономистов. Во всех профессиональных подгруппах у женщин более позитивная нравственная позиция, чем у мужчин.
Ключевые слова: нравственное самоопределение, нравственная позиция, представления о нравственности, нравственные ориентации, нравственные стратегии, отношение к неэтичным явлениям.
Э01: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-136-143 Введение
Самоопределение предполагает активное саморазвитие личности, поиск собственной жизненной позиции, выбор решения в проблемной ситуации. Оно продолжается в течение всей жизни человека. Стадии самоопределения не прямо обусловлены возрастом индивида, большое значение имеет степень достигнутой им интеллектуальной, профессиональной, экономической,
гражданской, эмоциональной, нравственной, социально-психологической и др. зрелости и то, какие нормативные и ненормативные жизненные события произошли с ним к определенному, интересующему исследователя, возрасту. К ключевым событиям периода взрослости принято относить выбор профессионального пути, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и др. Любая профессиональная деятельность определенным образом влияет на направленность личности и психические функции, включенные в данную деятельность, на установки, интересы, поведение, систему отношений, образ жизни. Известно, что исполнение профессиональной роли может приводить к отрицательным (в том числе и в моральном плане) изменениям личности. Профессиональная деятельность может способствовать достижению моральной зрелости, если она требует от индивида принятия на себя моральной ответственности за свое поведение и поведение других. Иногда только значительное накопление опыта такой ответственности ведет к наступлению моральной зрелости. Например, в отличие от врачей, юристы только после 40 лет демонстрируют суждения, соответствующие пятой стадии по Л. Колбергу.
Имеющиеся на данный момент исследования по проблеме нравственности профессионала посвящены анализу уровня, факторов и т. п. нравственного развития представителя конкретной, выбранной исследователем, профессии и выполнены с использованием самых разнообразных методических приемов. Сравнительных исследований нравственного самоопределения, по одним и тем же показателям, представителей разных профессий обнаружено не было.
В настоящее время на рынок труда выходит новое поколение, большая часть жизни которого прошла в нестабильных социально-экономических условиях, что обусловливает специфику их трудового поведения, профессиональных стратегий и т. д. [1]. Социальные изменения оказывают влияние на всех членов общества, но в наибольшей мере на молодежь, чьи нормы и принципы, жизненные цели и идеалы находятся в процессе становления. Юношеский возраст выделяется как сенситивный этап развития нравственности. От того, каким будет нравственное самоопределение современной молодежи, зависит будущее моральное состояние общества, к которому она принадлежит.
В период глобализации происходит трансформация социальных функций профессионала, его ценностных ориентаций и т. д., поэтому особую актуальность приобретают исследования нравственных аспектов деятельности профессионала [2].
Постановка проблемы
Необходимо разделять роль профессионального фактора в нравственном самоопределении
личности, профессиональное самоопределение и нравственное самоопределение в трудовой сфере. Под профессиональным самоопределением понимается процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Под нравственным самоопределением вслед за А. Б. Купрейченко мы понимаем процесс ориентации личности в системе нравственных идеалов и ценностей, среди людей и социальных групп, являющихся их носителями, а также осознанный процесс поиска, выбора, создания личностью собственных нравственных эталонов и идеалов, основанных на них принципов, ценностей, норм, правил и т. п. [3]. Результатом нравственного самоопределения является нравственная позиция личности (срез состояния этого процесса на данный момент). Нравственное самоопределение в трудовой сфере является одним из компонентов нравственного самоопределения в экономической сфере и предполагает определение личностью своей позиции по отношению к целому ряду явлений трудовой активности (неэтичным формам труда, нравственную оценку денег, отношение к соблюдению нравственных норм по отношению к коллегам, клиентам, партнерам, представителям государственных структур, отношение к себе как субъекту труда, к продукту своей трудовой деятельности и т. д.).
Стремление транслировать свою нравственную позицию молодому поколению относится Е. П. Ермолаевой к числу признаков профессионала высочайшего уровня, обладающего профессиональным здоровьем. Одним из диагностических признаков профессионально здорового общества она называет нравственность и социальную ответственность. Тип профессионала, чье представление о морали эгоцентрично, а поступки исключительно прагматичны, она справедливо относит к профессионально нездоровой категории. Е. П. Ермолаева также отмечает роль среды в нравственных качествах профессионала (она может быть как барьером, так и стимулом для выхода за пределы профессиональной этики) и предлагает заложить в критерии пригодности человека к той или иной профессии не только его задатки и способности, но и морально-этический критерий [4]. Интеллектуально емкие профессии она относит к числу наиболее значимых для сохранения нравственного здоровья общества [5].
Исследований, посвященных нравственным качествам представителей отдельных профессий, можно найти немало, как правило, они касаются уже давно работающих специалистов. Так, А. Н. Бражникова осуществляет психологический анализ нравственных основ профессиональной деятельности юристов, психологов, медиков, педагогов [6]. М. В. Абориной рассматривались различия ценностно-нравственных характеристик менеджеров с разным типом вза-
имодействия с клиентами (субъект-совместный и субъект-обособленный). Было выявлено, что для специалистов с субъект-совместным типом взаимодействия характерна гуманистическая направленность, в отличие от субъект-обособленного типа [7]. А. Б. Купрейченко изучала отношение менеджеров к соблюдению нравственных норм. Было выявлено, что менеджеры обладают большей гибкостью, касающейся качеств правдивости и принципиальности, и меньшей гибкостью относительно справедливости и ответственности [8].
В своей работе мы предполагаем рассмотреть роль профессионального фактора в нравственном самоопределении личности, т. е. специфику нравственного самоопределения представителей разных профессий, на ранней стадии профессионализации - старших курсах вуза. В период обучения в вузе происходит кризис жизненного самоопределения, в результате которого будущий специалист становится зрелой личностью, приобщается к профессии, у него определяются нравственные ориентиры и ценностные приоритеты [9]. Профессиональное образование дает молодому специалисту специфичную «картину мира», иерархию ценностей, отношение к различным категориям субъектов и объектов окружающего мира и т. д., а дальнейшая профессиональная деятельность укрепляет эту «картину мира» или трансформирует ее под влиянием нормативных и ненормативных жизненных событий.
Л. А. Закирзяновой рассмотрены особенности нравственно-психологических характеристик на разных этапах профессионализации (на примере журналистов, как студентов, так и опытных специалистов). Было выявлено, что на первых курсах обучения гуманистическая ориентация личности задает нравственно-конструктивную направленность, в то время как на более старших курсах в структуре личности актуализируется нравственно-деструктивная направленность (эгоцентрическая ориентация личности в сочетании со стратегией взаимности в нравственном поведении), на этапе опытного специалиста нравственно положительные характеристики, регулирующие взаимоотношения журналиста с аудиторией (стратегия обязательности и активности в нравственном поведении), более выражены, чем в период студенчества [10]. В. В. Пашкевич, исследовав нравственное самоопределение студентов-лингвистов младших курсов, обнаружил, что по всем показателям они демонстрируют средний балл, т. е. не имеют еще выраженной нравственной позиции [11]. Исследование Ю. В. Андреевой и О. Н. Солодчук качества моральной ответственности у студентов-медиков 1-6-х курсов показало, что на 2-м курсе наблюдаются тенденция к избеганию ответственности, преобладание эгоцентрической мотивации, 4-й и 5-й курсы являются переломным периодом в становлении ответственности, 6-й курс - конечной точкой формирования
ответственности и направленности на потребности общества [12]. Таким образом, кроме того, что на разных этапах профессионального становления нравственное самоопределение может быть весьма различно, и в разных профессиональных группах на сходных стадиях профессионализации возможна разная степень сформированности нравственной позиции. Различия в нравственном самоопределении у представителей разных профессиональных групп были бы менее выражены, и их нравственная позиция была бы ближе к позитивной (гуманистической, просоциальной), если бы на стадии профессионального обучения у всех присутствовал образовательный компонент, призванный сформировать нравственные качества будущего специалиста.
В педагогических работах ставится и реализуется задача формирования нравственных качеств будущего специалиста. А. А. Царан моделирует следующую последовательность этапов нравственного самоопределения будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: мотивационный, ценностно-ориентированный, поведенческий. Мотивацию к нравственному поведению предполагается формировать через развитие информационного поля в вопросах этики управления, второй этап предполагает развитие нравственных отношений к себе, людям и обществу, профессии в ходе решения этических задач. Третий предполагает дальнейшее развитие и укрепление опыта нравственного поведения, оценку и осмысление своих умений, ценностей, отношений, поступков, выбора в тренинговых ситуациях. На выходе образовательного процесса измеряется уровень нравственных отношений, критериями которого являются нравственное отношение к себе, окружающим, будущей профессии [13]. Ю. В. Слесарев отмечает рост морально-нравственной культуры студентов-менеджеров в результате введения в образовательный процесс курса «Этика бизнеса и менеджмента» [14]. Л. И. Кобышева также описывает результаты введения в процесс подготовки будущих социальных педагогов мероприятий для ориентации на нравственные ценности [15]. Таким образом, проблема нравственного самоопределения будущих специалистов является практически актуальной и может быть решена только путем введения специального образовательного компонента (аналогичное суждение было высказано нами в отношении профессиональной подготовки будущих рекламистов [16]).
организация исследования
Цель исследования: изучить различия в нравственном самоопределении у молодых представителей разных профессий.
Объект исследования: молодые специалисты в сфере экономики, менеджмента, рекламы, психологии (студенты старших курсов) - 145 чел.
Гипотезы исследования:
нравственное самоопределение представителей разных профессий отличается по представлениям о нравственности, нравственным стратегиям и ориентациям;
выделяются профессии, способствующие и не способствующие формированию позитивного нравственного самоопределения личности;
нравственное самоопределение мужчин и женщин, представителей профессий, не способствующих формированию позитивного нравственного самоопределения, будет различаться по меньшему числу показателей, чем нравственное самоопределение мужчин и женщин, представителей профессий, способствующих формированию позитивного нравственного самоопределения.
Методики исследования: «Нравственное самоопределение личности» А. Е. Воробьевой и А. Б. Купрейченко, методика оценки психологических показателей эффективности рекламы А. Е. Воробьевой и А. Б. Купрейченко [3].
результаты исследования и их обсуждение
Анализ различий по критерию Манна-Уитни показал, что психологи в большей мере склонны считать, что каждый человек персонально несет ответственность за свой нравственный облик, и никакие внешние факторы не могут быть ему оправданием. В то же время экономисты больше, чем психологи, верят в то, что соблюдение нравственных норм является показателем сильной личности. Анализ ответов на отдельные пункты методики «Нравственное самоопределение личности» показал, что экономисты более склонны считать, что добро и зло могут поменяться местами в зависимости от ситуации, моральные нормы относительны, слабый человек легко поддается искушению преступить нормы, однако при этом они больше верят, что злодей рано или поздно будет наказан. Также они больше стремятся вознаграждать людей за нравственные поступки и больше уверены в том, что никто не позаботится о человеке, если он не позаботится о себе сам. Психологи в большей мере не согласны с тем, что на добро часто отвечают злом, что негодяй стал таким из-за воспитания и не виноват. Они больше уверены в том, что своим людям нужно помогать, но при этом все люди равны и заслуживают хорошего отношения. Психологи, в отличие от экономистов, не стремятся соблюдать нравственные нормы, с которыми не согласны, и не верят в то, что окружающие только и ждут возможности воспользоваться слабостью своего ближнего.
Сравнение психологов с рекламистами показало, что для рекламистов характерна большая уверенность, что соблюдение нравственных норм - показатель силы личности, и большая активность в нравственном поведении. Для психологов характерна большая убежденность в необязатель-
ности соблюдения нравственных норм. Анализ ответов на отдельные пункты методики показал, что рекламисты больше уверены в том, что в зависимости от ситуации добро может стать злом, что слабый человек легко поддается искушению нарушить нравственные нормы, а также, что каждый человек сам отвечает за свое неэтичное поведение. Они больше готовы в опасной ситуации или ради близкого человека поступиться нравственными нормами. Также они в большей мере уверены в том, что никто не позаботится о них, если они не сделают этого сами, и что своим людям надо помогать в любой ситуации, однако согласны и с тем, что нужно оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, без ограничения категории таких людей. Они больше уверены в том, что преступники не заслуживают милосердия. Психологи в большей мере не склонны бороться со злом и безнравственным поведением окружающих, у них не получается бороться со злом его методами в отличие от рекламистов. Психологи не считают, что окружающие только и ждут, чтобы воспользоваться их слабостью в свою пользу.
Сравнение рекламистов и экономистов не выявило значимых различий по шкалам методики «Нравственное самоопределение личности». Анализ ответов на отдельные пункты показал, что рекламисты в большей мере согласны с тем, что нравственность - неотъемлемое свойство любого сообщества, что каждый сам отвечает за свое неэтичное поведение. Они в большей мере не согласны с тем, что хорошее отношение к людям невыгодно и в ответ на добро можно получить зло. Также они в большей мере склонны принимать на себя ответственность за формирование новых этических кодексов в период глобальных социальных перемен. Экономисты в большей мере не согласны с тем, что сильный человек не нуждается в нравственных нормах. У них хуже получается бороться со злом его методами. Они не согласны с тем, что потребности близких людей нужно ставить выше своих, в отличие от рекламистов.
Не было выявлено статистически значимых различий по показателям методики «Нравственное самоопределение личности» у менеджеров, в сравнении с психологами, рекламистами и экономистами, поэтому был проведен анализ ответов на отдельные пункты, который показал, что, в отличие от психологов, менеджеры больше уверены в том, что не может быть морали для своих и для чужих, что злодей будет наказан, что нужно помогать своим людям в любой ситуации и при принятии решений руководствоваться общечеловеческими ценностями, а также в большей мере не согласны с тем, что в природе нет добра и зла, мораль нужна слабым. В отличие от экономистов, менеджеры больше уверены в том, что нравственность является неотъемлемым свойством любого сообщества, однако они в большей мере не согласны с тем, что моральные нормы вечны и неизменны, в большей мере не согласны с тем, что хорошее отношение
к людям невыгодно, потому что в ответ часто получаешь зло, в меньшей степени считают, что спокойная совесть делает человека счастливым, в большей степени не согласны с тем, что придерживаться общественных норм означает быть слабым и несамостоятельным, они в меньшей степени склонны испытывать угрызения совести, если поступают не вполне нравственно; в отличие от экономистов, они не стремятся соблюдать те нормы, которые не принимают, они также отличаются несогласием с тем, что окружающие только и ждут, чтобы воспользоваться твоей слабостью. В отличие от рекламистов, менеджеры в большей мере не согласны с тем, что моральные нормы вечны и неизменны, и в большей мере согласны с тем, что спокойная совесть делает человека счастливым, в меньшей степени они полагают, что в опасной ситуации и ради близких можно поступиться нравственными нормами, в меньшей степени склонны испытывать угрызения совести при нарушении ими нравственных норм, у них не получается бороться со злом его методами, в отличие от рекламистов, они в небольшой степени склонны ставить личные потребности выше потребностей окружающих, не согласны с тем, что надо учитывать потребности близких раньше своих личных, в меньшей мере не согласны с тем, что жестокие преступники заслуживают милосердия и в период перемен на них лежит ответственность за создание новых норм.
Оценка неэтичной рекламы респондентами из разных профессиональных подгрупп существенно отличается. Психологи выражают негативное отношение ко всем видам неэтичной рекламы, показанным в данном исследовании. Они не идентифицируются с персонажами, считают их поведение неприемлемым в обществе, рекламу раздражающей и неприличной, не доверяют ей, не хотят приобрести рекламируемый товар и уверены, что их ближайшее окружение тоже осудит такую рекламу. Рекламисты признают неприличность вызывающе сексуальной рекламы, но они считают, что ее хочется смотреть. Больше всего их радует циничная реклама: они идентифицируются с персонажами, испытывают положительные эмоции, уверены, что значимым близким тоже понравится такая реклама, что она соответствует товару и ее хочется смотреть. Экономисты считают неэтичную рекламу современной, не осуждают ее, она должна понравиться их ближайшему окружению, выражают сомнение в соответствии циничной рекламы рекламируемому продукту, но этим их негативные оценки и ограничиваются. Их мнения мало отличаются от мнений рекламистов. Менеджеры негативно оценивают агрессивную рекламу как по этическим показателям, так и по способности побудить к покупке. Наиболее позитивно ими оценивается вызывающе сексуальная реклама, которая вызывает положительные эмоции, побуждает к покупке, понравится ближайшему окружению, не вызывает нареканий
по этическим показателям. Циничная реклама осуждается ими несмотря на то, что может понравиться ближайшему окружению, при этом ее способность продавать они затрудняются оценить, хотя такая реклама и привлекает.
Были проанализированы межполовые различия внутри профессиональных подгрупп. Наибольшее число таких различий было обнаружено в подгруппе психологов (по 4-м показателям), наименьшее - в подгруппе экономистов (по 1-му показателю). Среди психологов женщины больше, чем мужчины, уверены в наличии воздаяния за добро и зло, в значимости морали для общества, больше склонны к гуманистической ориентации, больше придерживаются стратегии активности в нравственном поведении на эмоциональном уровне. Среди рекламистов женщины больше, чем мужчины, привержены стратегии обязательности соблюдения нравственных норм на эмоциональном уровне. Мужчины больше, чем женщины, склонны к стратегии активности на когнитивном уровне и к эгоцентрической нравственной ориентации. Среди экономистов женщины более склонны к гуманистической ориентации, чем мужчины. Среди менеджеров мужчины более склонны к стратегии взаимности в нравственном поведении на когнитивном уровне и к группоцентрической нравственной ориентации, чем женщины.
Заключение
Позитивное нравственное самоопределение специалиста является важной характеристикой его пригодности к профессиональной деятельности и может быть достигнуто путем специально организованных образовательных мероприятий.
Были выявлены различия в нравственном самоопределении молодых представителей разных профессий. Экономисты и менеджеры в наибольшей степени склонны заботиться о себе, рекламисты включают в круг своей ответственности близких, психологи считают, что все достойны хорошего отношения.
Если судить только по ответам на вопросы методики «Нравственное самоопределение личности», можно выделить менеджеров как профессиональную подгруппу с наиболее негативной нравственной позицией, в сравнении с другими. Выделить подгруппу с наиболее позитивной нравственной позицией сложно: и у психологов, и у экономистов, и у рекламистов есть показатели, свидетельствующие как о более позитивной, так и о менее позитивной нравственной позиции. Если же сопоставить оценки неэтичной рекламы - дополнительного методического приема для оценки нравственного самоопределения личности по отношению к неэтичным явлениям окружающего мира, - то можно заметить, что наиболее позитивная нравственная позиция характерна для психологов, а наиболее негативная - для экономистов, что касается представителей других профессий, то
рекламисты «с активным нравственным поведением» всячески приветствуют циничные рекламные ролики, а менеджеры, «допускающие нарушение нравственных норм, когда им это удобно», приветствуют только вызывающе сексуальные рекламные ролики (агрессия и цинизм вызывают их осуждение). Таким образом, пример несогласованной нравственной позиции наиболее ярко выражен у менеджеров и экономистов. Здесь можно также вспомнить о принципе неосознаваемого действия нравственных регуляторов, выделенном в работах А. Б. Купрейченко [17] и явно наблюдаемом в данном случае в подгруппе менеджеров.
Во всех профессиональных подгруппах женщины показали более позитивную нравственную позицию, чем мужчины. Особенно явно эти различия проявляются у психологов, а в наименьшей степени - у экономистов, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении нам видятся в расширении числа сравниваемых профессиональных подгрупп, переходе к сравнению молодых и зрелых специалистов внутри каждой профессиональной подгруппы, также возможно использование свободных интервью для характеристики того, как повлиял профессиональный путь личности на ее нравственное самоопределение.
Исследование выполнено по Государственному заданию ФАНО 0159-2015-0001.
Библиографический список
1. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Некоторые тенденции в отечественной социальной психологии труда // Социальная психология труда : теория и практика : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, Л. Г Дикая. М., 2010. Т. 2. С. 13-35.
2. Россия в глобализирующемся мире : мировоззренческие и социокультурные аспекты / отв. ред. В. С. Сте-пин. М., 2007. 640 с.
3. Купрейченко А. Б., Воробьева А. Е. Нравственное самоопределение молодежи. М., 2013. 480 с.
4. ЕрмолаеваЕ. П. Психологические индикаторы и регуляторы профессионального здоровья общества // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / отв. ред. А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. В. Галкина. М., 2014. С. 154-170.
5. Ермолаева Е. П. Психологические особенности реализации профессионала в условиях реформ и глобализации // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева. Вып. 1. М., 2009. С. 152-168.
6. Бражникова А. Н. Психология нравственности профессионала. М., 2009. 432 с.
7. АборинаМ. В. Возрастные особенности типов взаимодействия в профессиональной категории «менеджер» // Социальные представления и самоопределение молодежи в изменяющемся мире : материалы междунар. науч. конф. Саратов, 2009. С. 65-68.
8. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М., 2003. 436 с.
9. Галина З. Н. Особенности личностного и профессионального развития студентов вузов // Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях : науч.-метод. пособие для практических психологов образования и педагогов / под ред. Л. М. Митиной. М. ; Обнинск, 2010. С. 267-286.
10. Закирзянова Л. А. Особенности нравственно-этических характеристик личности журналиста на разных этапах профессионализации : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2012. 24 с.
11. Пашкевич В. В. Нравственное самоопределение студенческой молодежи : представления, стратегии, ориентации // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. 2014. № 2 (263). С. 64-68.
12.Андреева Ю. В., Солодчук О. Н. Взаимосвязь ответственности и личностных качеств в процессе профессионализации врача // Психология - наука будущего : материалы VI междунар. конф. молодых ученых «Психология - наука будущего» (Москва, 19-20 ноября 2015 г.) / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М., 2015. С. 16-19.
13.Царан А. А. Характеристика модели нравственного самоопределения будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. URL: http:// www.science-education.ru/113-11393 (дата обращения: 11.12.2015).
14. Слесарев Ю. В. Введение в профессиональную подготовку специалистов-менеджеров нравственного компонента // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 1. С. 246-255.
15.Кобышева Л. И. Влияние социальной активности на нравственное самоопределение студентов // Науковедение. 2013. № 4 (17). URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/73pvn413.pdf (дата обращения: 11.12.2015).
16.Воробьева А. Е. Нравственное самоопределение будущего рекламиста // Этнопсихология и практическая психология формирования межкультурной компетентности : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. Д. Карнышева. Иркутск, 2013. С. 478-481.
17. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение : теория и эмпирические исследования. М., 2007. 480 с.
Moral self-Determination of Young People of Different Professions
Anastasiya E. Vorobieva
Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences 12, Yaroslavskaya str., Moscow, 129366, Russia E-mail: [email protected]
The role of the moral qualities of the person in professional work was analyzed in the article. A comparative study of moral self-determination of the future specialists (students of the last courses) in advertising, psychology, economics and management was fulfilled (n = 145). The method «Personal moral self-determination» and the author's method for evaluation of psychological indicators of advertisement effectiveness were used. The most positive moral position is typical for psychologists, and the most negative - for economists. Women demonstrate the more positive moral position than men in all professional groups.
Key words: moral self-determination, moral position, representations of morality, moral orientations, moral strategies, attitude to unethical phenomena.
References
1. Zhuravlev A. L., Kupreychenko A. B. Nekotorye ten-dentsii v otechestvennoy sotsial'noy psikhologii truda (Some tendencies in Russian social psychology of labor). Sotsial'naya psikhologiya truda: teoriya i praktika: v 2 t. (Social psychology of labor: Theory and practice: in 2 vol). Eds. A. L. Zhuravlev, L. G. Dikaya. Moscow, 2010, vol. 2, pp. 13-35 (in Russian).
2. Rossiya v globaliziruyushchemsya mire: mirovozzrenchesk-ie i sotsiokul 'turnye aspekty (Russia in globalizing world: worldview and sociological aspects). Ed. by V. S. Stepin. Moscow, 2007, 640 p. (in Russian).
3. Kupreychenko A. B., Vorob'eva A. E. Nravstvennoe samoopredelenie molodezhi (Youth's moral self-determination). Moscow, 2013, 480 pp. (in Russian)
4. Ermolaeva E. P. Psikhologicheskie indikatory i regulyatory professional'nogo zdorov'ya obshchestva (Psychological indicators and regulators of professional health of society). Psikhologicheskoe zdorov'e lichnosti i dukhovno-nravs-tvennye problemy sovremennogo rossiyskogo obshchestva (Psychological health of person and spiritual and moral problems of modern Russian society). Eds. A. L. Zhurav-lev, M. I. Volovikova, T. V. Galkina. Moscow, 2014, pp. 154-170 (in Russian).
5. Ermolaeva E. P. Psikhologicheskie osobennosti realizatsii professionala v usloviyakh reform i globalizatsii (Psychological peculiarities of professional's realization at conditions of reforms and globalization). Aktual'nye problemy psikhologii truda, inzhenernoy psikhologii i ergonomiki (Actual problems of psychology of labor, engineering psychology and ergonomics). Eds. V. A. Bodrov, A. L. Zhurav-lev. Iss.1. Moscow, 2009, pp. 152-168 (in Russian).
6. Brazhnikova A. N. Psikhologiya nravstvennosti professional (Psychology of professional's morality). Moscow. 2009. 432 p. (in Russian).
7. Aborina M. V. Vozrastnye osobennosti tipov vzaimodeystviya v professional'noy kategorii «menedzher» (Age-related
peculiarities of types of interaction in professional category "manager"). Sotsial'nyepredstavleniya i samoopredelenie molodezhi v izmenyayushchemsya mire: materialy mezhdu-nar. nauch. konf. (Youth's social representations and self-determination in changing world: materials of international scientific conference). Saratov, 2009, pp. 65-68 (in Russian).
8. Zhuravlev A. L., Kupreychenko A. B. Nravstvenno-psik-hologicheskaya regulyatsiya ekonomicheskoy aktivnosti (Moral and psychological regulation of economic activity). Moscow, 2003, 436 p. (in Russian).
9. Galina Z. N. Osobennosti lichnostnogo iprofessional'nogo razvitiya studentov vuzov (Pecularities of of high school students' personal and professional development). Osoben-nosti lichnostnogo iprofessional'nogo razvitiya sub'ektov obrazovatel'nogo prostranstva v sovremennykh sotsial'no-ekonomicheskikh usloviyakh: nauch.-metod. posobie dlya prakticheskikh psikhologov obrazovaniya i pedagogov (Peculiarities of educational space subjects' personal and professional development at modern social and economic conditions: Scientific and methodic allowance for practical educational psychologists and teachers). Ed. by L. M. Mitina. Moscow; Obninsk, 2010, pp. 267-286 (in Russian).
10.Zakirzyanova L. A. Osobennosti nravstvenno-eticheskikh kharakteristik lichnosti zhurnalista na raznykh etapakh pmfes-sionalizatsii: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk(Peculiarities of moral and ethical characteristics of journalist' person at different stages of professionalization. Autoref. diss. ... cand. of psychology). Kazan, 2012. 24 p. (in Russian).
11. Pashkevich V. V. Nravstvennoe samoopredelenie stu-dencheskoy molodezhi: predstavleniya, strategii, orientatsii (Student youth's moral self-determination: representations, strategies, orientations). Izvestiya Volgograd. gos. ped. unta (Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University), 2014, no. 2 (263), pp. 64-68 (in Russian).
12.Andreeva Yu.V., Solodchuk O. N. Vzaimosvyaz'otvetstven-nosti i lichnostnykh kachestv v protsesse professionalizatsii vracha (Interaction of responsibility and personal features in process of physician's professionalization). Psikhologiya - nauka budushchego: materialy VI mezhdunar. konf. molodykh uchenykh «Psikhologiya - nauka budushchego» (19-20 noyabrya 2015 goda, Moskva). (Psychology - science of future: materials of the 6th international conference of young scientists "Psychology - science of future", {Moscow, 19-20th of November 2015}). Eds. A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko. Moscow, 2015, pp. 16-19 (in Russian).
13. Tsaran A. A. Kharakteristika modeli nravstvennogo sa-moopredeleniya budushchikh menedzherov v protsesse professional'noypodgotovki v vuze (Characteristic future managers' model of moral self-determination in process of professional preparation in high school). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern problems of science and education), 2012, no. 5. Available at: http://www. science-education.ru/113-11393 (accessed 11 December 2015) (in Russian).
14. Slesarev Yu.V. Vvedenie vprofessional'nuyupodgotovku spetsialistov-menedzherov nravstvennogo komponenta (Introduction of moral component into managers' professional preparation). Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal (Siberian Pedagogical Journal), 2008, no. 1, pp. 246-255 (in Russian).
15.Kobysheva L. I. Vliyanie sotsial'noy aktivnosti na nravs-